Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Думы Ангарского МО от 29.03.2005 № 379-58Д(4)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА "ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ДУМА АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2005 г. № 379-58Д(4)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА
"ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ"

Руководствуясь Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Ангарского муниципального образования, в соответствии со ст. 24 "Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст. 60 Закона Иркутской области "О местном самоуправлении в Иркутской области", Правилами застройки города Ангарска, утвержденными решением городской Думы № 78 от 27.06.1995, на основании решения Думы Ангарского муниципального образования "Об утверждении концепции градостроительного развития г. Ангарска, предусматривающей включение в состав территории г. Ангарска земель рабочего поселка Мегет" от 11.03.2005 № 367-56Д(4), рассмотрев материалы проекта "Генеральный план Ангарского городского поселения", разработанного проектно-изыскательским институтом ОАО "Иркутскгражданпроект", Дума решила:

1. Утвердить для дальнейшей разработки материалы проекта "Генеральный план Ангарского городского поселения", выполненного в границах Ангарского муниципального образования, согласно Приложениям № 1, № 2 (не приводится), № 3 (не приводится), № 4 (не приводится).

2. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.

Мэр Ангарского МО
Е.П.КАНУХИН





Приложение № 1
к решению
Думы Ангарского МО
от 29 марта 2005 года
№ 379-58Д(4)

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН
АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ

Ангарское городское поселение включает в себя город Ангарск и подчиненные ему сельские населенные пункты. Границы Ангарского городского поселения совпадают с границами Ангарского муниципального района.
Площадь Ангарского городского поселения составляет 114,7 тыс. га. Из них 24,1 тыс. га приходится на земли населенных пунктов, в т.ч. 22,4 тыс. га - г. Ангарск и 1,7 тыс. га - сельские населенные пункты. Площадь лесного фонда составляет 62,2 тыс. га, в т.ч. 6,8 тыс. га - лесопарковая зона. Особо охраняемые природные территории охватывают 10,7 тыс. га. На земли сельскохозяйственного назначения (вне территории населенных пунктов) приходится 7,2 тыс. га. Садоводческие товарищества занимают 2,9 тыс. га. Территория внешнего транспорта (земли Восточно-Сибирской железной дороги и федеральной автомобильной дороги, магистральных ЛЗП и нефтепроводов, включая санитарно-защитные зоны) составляет 1,1 тыс. га. На прочие территории (режимные, специальные, неудобные, водные поверхности и др.) приходится 6,5 тыс. га. Проектом предлагается в основном сохранение современной структуры использования территории. Развитие населенных пунктов намечено в пределах их территории. До расчетного срока увеличится территория внешнего транспорта в связи со строительством магистрального газопровода. За пределами расчетного срока возможно размещение на территории городского поселения нового международного аэропорта.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Основой развития Ангарского городского поселения является перерабатывающая промышленность, этот функциональный профиль сохранится за ним и на перспективу. Ведущую роль играют нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность, а также цветная металлургия. Другие отрасли имеют сопутствующий и вспомогательный характер.
Ангарское городское поселение входит в состав крупной городской агломерации - групповой системы населенных мест, сложившейся на базе Иркутско-Черемховского промышленного района. В структуре агломерации Ангарск занимает подчиненное положение, входя в зону влияния областного центра. На него приходится 18% выпуска товаров и услуг в сфере материального производства и 25% объема промышленного производства (на Иркутск, соответственно, - 61% и 44%). Место Ангарска в системе расселения определяется составом функций города как центра перерабатывающей промышленности и центра муниципального образования. В отношении подчиненных населенных пунктов он осуществляет функции административного управления и культурно-бытового обслуживания.
Нефтепереработка представлена двумя предприятиями: Ангарской нефтехимической компанией - важнейшим градообразующим предприятием Ангарска и Ангарским заводом катализаторов и органического синтеза, являющимися структурными подразделениями НК "ЮКОС". Численность кадров АНХК на перспективу сокращается.
Самым крупным из предприятий химической и нефтехимической промышленности является Ангарский завод полимеров, на котором работает более половины общей численности занятых в отрасли. Отрасль имеет благоприятные перспективы развития, численность кадров на перспективу увеличивается.
Важнейшими предприятиями машиностроения являются ремонтно-механический завод и Мегетский завод металлоконструкций, имеющие сравнительно благоприятные перспективы развития. Другие машиностроительные предприятия Ангарска в основном находятся в сложном экономическом положении и не имеют существенных перспектив развития.
Энергетические предприятия Ангарска - ТЭЦ-1, ТЭЦ-9 и ТЭЦ-10 - являются обособленными структурными подразделениями ОАО "Иркутскэнерго", численность кадров составляет 6,0 тыс. чел. Оборудование ТЭЦ-1 отличается высоким уровнем износа, в настоящее время рассматриваются варианты ее модернизации или закрытия.
Крупнейшими предприятиями промышленности строительных материалов являются керамический завод и цементно-горный комбинат. В регионе производится недостаточное количество строительных материалов, при проведении активной рыночной политики предприятия отрасли имеют хорошие перспективы развития.
Развитие пищевой промышленности определяется как потребностями населения Ангарска, так и поставками продукции за пределы города, прежде всего, в г. Иркутск. Другие отрасли (легкая, лесная промышленность) существенных перспектив развития не имеют, численность занятых на них сокращается.
Всего в промышленности занято 36,3 тыс. чел. На перспективу численность промышленных кадров несколько сокращается (до 32,5 тыс. чел. - на 1 очередь и 30,3 тыс. чел. - на расчетный срок Генплана). Тем не менее, функциональный профиль Ангарска как промышленного центра сохраняется.
Численность занятых в строительстве имеет тенденцию к сокращению, кадры транспорта и связи увеличиваются в связи с ожидаемым выделением подразделений ОАО "АНХК" в самостоятельную транспортную компанию. Удельный вес других градообразующих отраслей невелик.
Экономической базой развития сельских населенных пунктов является главным образом сельское и лесное хозяйство. Значительная часть сельских жителей работает в г. Ангарске. Входя в состав Иркутско-Черемховской агломерации, Ангарск поддерживает с другими населенными пунктами тесные трудовые связи. В наибольшей степени он связан с областным центром, и полюсом притяжения чаще всего выступает Иркутск, хотя существуют и связи обратного направления. Согласно оценке, численность жителей Ангарска, работающих за пределами городского поселения, больше числа приезжающих на работу в Ангарск на 2 тыс. чел. В перспективе при развитии трудовых связей в системе расселения Иркутск и Ангарск образуют единый рынок труда, и многие жители одного города смогут работать в другом. Представляется обоснованным прогнозировать увеличение положительного сальдо "маятниковой миграции", т.е. превышения численности жителей Ангарска, работающих за его пределами (прежде всего, в г. Иркутске), над численностью жителей других населенных пунктов, работающих в Ангарске.
Кроме того, в настоящее время сложно определить перспективы реализации потенциальных возможностей Ангарска как крупного промышленного центра, расположенного на Транссибирской магистрали. В городе могут получить развитие производства и виды деятельности, состав которых пока неизвестен. С учетом перспектив развития связей в системе расселения представляется обоснованным принять на расчетный срок резерв градообразующих кадров.
Общая численность градообразующих кадров в настоящее время составляет 65,8 тыс. чел., в будущем ожидается ее сокращение на 1 очередь строительства, а на расчетный срок Генерального плана - некоторый рост.
К градообслуживающей группе населения относятся занятые на предприятиях, в учреждениях и организациях, обеспечивающих потребности данного городского поселения. В настоящее время численность градообслуживающей группы составляет 36,7 тыс. чел. Наличие стабильных и развивающихся предприятий позволяет прогнозировать рост уровня жизни значительной части населения. Опыт развитых стран свидетельствует, что по мере роста доходов существенно увеличивается объем и удельный вес потребительских расходов на отдых, поддержание здоровья, развлечения, спортивные занятия, бытовые услуги. Эти сферы деятельности становятся все более прибыльными и более привлекательными для бизнеса. Следовательно, на перспективу следует предусматривать развитие соответствующих отраслей сферы услуг. В целом по данной группе ожидается рост численности занятых до 39 тыс. чел. на 1 очередь и 44,0 тыс. чел. - на расчетный срок Генплана.
В пореформенный период сложилась значительная по численности группа экономически активного населения, занятая индивидуальной трудовой деятельностью. В настоящее время ее численность составляет 17,7 тыс. чел. Эти лица заняты самыми разнообразными видами производства товаров и услуг, которые не представляется возможным разделить между градообразующей и градообслуживающей сферами деятельности. На перспективу предполагается рост численности данной группы населения до 22 тыс. чел. на 1 очередь и до 24 тыс. чел. - на расчетный срок Генплана.
Общая численность самодеятельного населения (т.е. лиц, занятых в экономике) составляет 120,2 тыс. чел., по расчетам на 1 очередь она увеличивается до 122 тыс. чел., а на расчетный срок Генерального плана - до 130 тыс. чел.
Наряду с прогнозом демографических процессов, прогноз численности занятых в экономике является основой для расчета перспективной численности населения города.

НАСЕЛЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ

Освоение территории Ангарского городского поселения началось в XVII веке, когда были основаны села Китой, Савватеевка, Чебогоры и др. Китой к 1890 г. насчитывал 570 жителей. В 1939 г его население составляло всего 436 чел. Позднее там был размещен крупный леспромхоз, и 06.05.1941 Китой получил статус рабочего поселка. В декабре 2004 г. п. Китой вошел в состав г. Ангарска. Другим значительным населенным пунктом в границах Ангарска стал Мегет. Он был основан в 1840 г., интенсивно развивался начиная с 30-х годов XX века и 17.04.1944 получил статус рабочего поселка.
Основание Ангарска связано со строительством, начиная с 1948 г., Комбинат 16 Министерства нефтяной промышленности СССР и поселка Майск. С 1949 г. Ангарск стал рабочим поселком, а в 1951 г. ему был присвоен статус города. К 1959 г. население Ангарска достигло 134,4 тыс. чел. Подавляющую часть жителей составили мигранты в молодом трудоспособном возрасте, численность населения в 50-е годы росла прежде всего за счет механического притока. В 60-е годы роль миграционного фактора в формировании населения снизилась, рост численности жителей был обусловлен как миграционным притоком, так и высоким естественным приростом, и к 1970 г. население Ангарска составило 203,5 тыс. чел.
Позднее, по мере дальнейшего сокращения механического прироста, темпы увеличения численности населения замедлились, и основным фактором роста населения стала высокая рождаемость. К 1979 г. население Ангарска выросло до 238,8 тыс. чел., при этом удельный вес детей составлял 30% общей численности жителей (1973 г.). Тенденция роста населения сохранялась до начала 90-х годов. По переписи 1989 г. численность постоянных жителей города составила 265,6 тыс. чел., максимальный уровень (268,7 тыс. чел.) достигнут в 1993 г.
В конце 80-х годов было отмечено сокращение рождаемости, связанное с отдаленными последствиями II мировой войны и позднее усугубленное социально-экономической нестабильностью и снижением уровня жизни населения. Одновременно возросла смертность, особенно среди мужчин в трудоспособном возрасте, и с 1992 г. естественный прирост населения сменился убылью. В отдельные годы естественная убыль в большей или меньшей степени компенсировалась миграционным притоком, и до 1999 г. численность населения г. Ангарска была относительно стабильной (около 267 тыс. чел.). В последующие годы все более ощутимо проявилась тенденция миграционного оттока жителей, и численность населения стала сокращаться. Численность населения г. Ангарска (включая поселки Мегет и Китой) по состоянию на исходный год проектирования (01.01.2003) составила 259,4 тыс. чел.
Генеральным планом 1973 г. намечался постоянный рост населения города. Предполагалось, что к 1980 г. оно вырастет до 300 тыс. чел., а к расчетному сроку (2000 г.) достигнет 400 тыс. чел. Однако реальная динамика населения города уже в 70-е годы отличалась более низкими темами роста, а наблюдаемые в настоящее время процессы формирования населения позволяют считать, что численность жителей Ангарска имеет тенденцию к сокращению.
Тенденция естественной убыли населения за счет превышения смертности над рождаемостью характерна для России в целом, для Иркутской области, и Ангарск не является исключением. В последние годы отмечен рост рождаемости, связанный с вступлением в репродуктивный возраст относительно многочисленных поколений 80-х годов рождения. При этом следует учитывать, что в настоящее время происходит смена модели семейных отношений, молодые семьи в подавляющем большинстве ориентированы на рождение одного, реже двух детей. Даже при повышении уровня жизни населения не следует ожидать существенного роста рождаемости, которая, скорее всего, составит 9 - 10 чел. на 1000 жителей, а после 2010 г. сократится до 8 чел. на 1000 жителей.
В то же время смертность также увеличивается, что связано с ростом заболеваемости и снижением уровня здоровья населения. По прогнозу Облкомстата, высокий уровень смертности в Иркутской области на ближайшую перспективу сохранится. В то же время на перспективу по мере совершенствования медицинского обслуживания населения представляется обоснованным принять сокращение смертности на период 2010 - 2020 гг. Перспективный уровень естественной убыли населения формируется на уровне до 5 чел. на 1000 жителей. Главными особенностями динамики возрастного состава населения на современном этапе является сокращение численности и доли детей и подростков, а также старение населения. При сохранении низкого уровня рождаемости удельный вес детей в населении на перспективу будет продолжать сокращаться. Особенно быстрым сокращение будет после 2006 - 2008 гг., когда в активный репродуктивный возраст вступят малочисленные поколения, родившиеся в 90-е годы XX века.
Удельный вес лиц в трудоспособном возрасте за прошедшее десятилетие изменился мало и на перспективу до 2010 г. предполагается относительно стабильным. В результате процессов естественного движения населения численность трудоспособных возрастов будет увеличиваться до 2005 - 2007 гг., пока в эту категорию вступают относительно многочисленные поколения 80-х годов рождения. В последующие годы численность лиц трудоспособного возраста в силу естественных причин будет сокращаться и к 2010 г. вернется на современный уровень. За период 2010 - 2020 гг. в трудоспособный возраст вступит почти в два раза меньше жителей, чем перейдет из него в категорию пенсионеров, и удельный вес трудоспособных возрастов в населении сократится.
В условиях естественной убыли населения численность жителей Ангарского городского поселения на I очередь Генерального плана (2010 г.) имеет тенденцию к сокращению и составит 259 тыс. чел.
На расчетный срок ожидается рост численности занятых в экономике за счет развития малого бизнеса, обслуживающих отраслей, интенсификации связей в системе расселения и реализации потенциала положения городского поселения, что приведет к увеличению численности жителей на 2020 г. до 278 тыс. чел.
В общую численность населения входит 3,0 тыс. чел. жителей 12 сельских населенных пунктов, которые размещаются на территории Ангарского городского поселения. Кроме того, имеется четыре небольших территориально обособленных населенных пункта, входивших в состав пос. Мегет. Поскольку они расположены на землях, не вошедших в проектные границы г. Ангарска, проектом предлагается присвоить им статус отдельных сельских населенных пунктов. Это поселки Лесничество, ДРСУ-4, деревня Шароны и станция Карьер с общей численностью жителей около 0,4 тыс. чел. Кроме того, предлагается учитывать как отдельные населенные пункты Радиоцентр (входит в состав с. Одинск) и деревню Сибизмир, входящую и состав д. Зуй.

ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД

Существующий жилищный фонд в границах проекта составляет 5194,8 тыс. кв.м общей площади, в т.ч. 5143,0 тыс. кв.м - г. Ангарск и 51,8 тыс. кв.м - сельские населенные пункты. Средняя жилищная обеспеченность составляет 19,8 кв.м/чел., причем в сельской местности она несколько ниже (17,3 кв.м/чел.). Жилищный фонд в целом отличается хорошим техническим состоянием и высоким уровнем благоустройства и в подавляющей части сохраняется на расчетный срок в качестве опорного.
К сносу предлагаются прежде всего изношенные некапитальные 1 - 2-этажные жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных зон и попадающие в зону затопления паводковыми водами с вероятностью 1%. Более 75% объема намеченной Генпланом убыли жилищного фонда составят 5-этажные жилые дома серии 1-335, не соответствующие действующим нормам сейсмической безопасности.
Общий объем убыли жилищного фонда составит около 460 тыс. м общей площади. С учетом того, что жилые дома, не соответствующие нормам сейсмической безопасности, не могут считаться пригодными для проживания, объем убыли пригодного для проживания жилья составит всего 31,0 тыс. кв.м общей площади (6,7% общего объема убыли, или 0,6% существующего жилищного фонда). Снос пригодных для проживания жилых домов предлагается при организации санитарно-защитных зон и по реконструктивным мероприятиям.
Необходимый жилищный фонд на расчетный срок Генерального плана (2020 г.) определен в объеме 6950 тыс. кв.м общей площади при средней обеспеченности 25 кв.м на одного жителя. Сохраняемый опорный жилищный фонд на расчетный срок Генплана составит 4735 тыс. кв.м общей площади, соответственно, дополнительная потребность в жилищном фонде к расчетному сроку достигнет 2215 тыс. кв.м общей площади.
Проектом предусматривается размещение нового строительства как в городе (2190,4 тыс. кв.м общей площади), так и в сельских населенных пунктах (24,6 тыс. кв.м), как на свободной от застройки территории (1177,6 тыс. кв.м), так и в зоне реконструкции (1037,4 тыс. кв.м).

КУЛЬТУРНО-БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Для оценки перспектив развития сети объектов культурно-бытового обслуживания представляется возможным воспользоваться рекомендательными нормативами СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также Социальными нормативами и нормами, одобренными распоряжением Правительства РФ от 3 июня 1996 г. № 1063-р и рекомендованными Главгосэкспертизой.
Проектом предусматривается размещение объектов культурно-бытового строительства в соответствии с нормативной потребностью в различных видах услуг.

Мэр Ангарского МО
Е.П.КАНУХИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru