ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗС Иркутской области от 30.10.2003 № 31/6-ЗС
(ред. от 18.11.2004)
"О ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2005 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании:
"Ведомости ЗС Иркутской области", № 31 (том 1), 21.11.2003.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2003 г. № 31/6-ЗС
О ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2005 ГОДЫ
(в ред. постановления ЗС Иркутской области
от 18.11.2004 № 2/49-ЗС)
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
утвердить Программу улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2004 - 2005 годы (прилагается).
И.о. председателя
Законодательного собрания
Г.В.ИСТОМИН
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 30 октября 2003 года
№ 31/6-ЗС
ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2005 ГГ.
ПАСПОРТ
Программы улучшения условий и охраны труда
в Иркутской области на 2004 - 2005 гг.
Наименование Программа улучшения условий и охраны труда
программы: в Иркутской области на 2004 - 2005 гг.
Наименование, дата и Распоряжение губернатора Иркутской области
номер нормативного от 11.11.2002 № 537-р "О разработке
акта о разработке Программы улучшения условий и охраны труда
программы: в Иркутской области на 2004 - 2005 гг."
Наименование, дата и
номер нормативного
акта об утверждении
программы:
Государственный Администрация Иркутской области
заказчик:
Ответственный Комитет по труду администрации области
исполнитель
программы:
Основные Комитет по труду администрации области,
разработчики структурные подразделения администрации
программы: области, осуществляющие управление в
соответствующих сферах, Центр
Госсанэпиднадзора в Иркутской области,
Госинспекция труда в Иркутской области,
областное отделение Российской
транспортной инспекции, Главное управление
природных ресурсов и охраны окружающей
среды МПР России по Иркутской области,
Управление Государственной противопожарной
службы МЧС области, Иркутский отдел
инспекции радиационной безопасности
Госатомнадзора России, Управление
"Иркутскгосэнергонадзор", Иркутский центр
стандартизации, метрологии и сертификации
Госстандарта России, государственное
учреждение "Иркутское региональное
отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации", управление
Иркутского округа Госгортехнадзора России,
Главное управление по делам ГО, ЧС и
ликвидации последствий стихийных бедствий
области, Управление Государственной
инспекции безопасности дорожного движения
УВД области, институт медицины труда и
экологии человека ВСНЦ СО РАМН, Иркутский
Облсовпроф, Некоммерческое партнерство
товаропроизводителей и предпринимателей
Иркутской области, областное
государственное учреждение "Центр труда",
Иркутский государственный технический
университет, Байкальский государственный
университет экономики и права,
негосударственное образовательное
учреждение "Восточно-Сибирский учебный
центр охраны труда и производительности"
Основная цель - Содействие обеспечению безопасности
программы: жизни и здоровья работников в организациях
Иркутской области в процессе трудовой
деятельности
- Снижение производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости в
Иркутской области
Основные задачи - Реализация государственной политики в
программы: области охраны труда работников на
производстве
- Формирование правовой, экономической,
организационно-технической и научной
основы для функционирования
государственной системы управления охраной
труда в Иркутской области
Сроки и этапы 2004 - 2005 гг.
реализации
Программы:
Перечень подпрограмм - Нормативное правовое, методическое
и основных обеспечение охраны труда
мероприятий: - Совершенствование системы
государственного управления охраной труда
- Организационное и информационное
обеспечение охраны труда
- Обучение и пропаганда в области охраны
труда
- Социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний
- Совершенствование социального
партнерства в области охраны труда
субъектов социально-трудовых отношений
Исполнители Комитет по труду администрации области,
подпрограмм и Департамент по развитию промышленного
основных комплекса администрации области, Главное
мероприятий: управление сельского хозяйства
администрации области, Центр
Госсанэпиднадзора в Иркутской области,
Госинспекция труда в Иркутской области,
государственное учреждение "Иркутское
региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации",
институт медицины труда и экологии
человека ВСНЦ СО РАМН, Иркутский
Облсовпроф, Некоммерческое партнерство
товаропроизводителей и предпринимателей
Иркутской области, областное
государственное учреждение "Центр труда",
Иркутский государственный технический
университет, Байкальский государственный
университет экономики и права,
негосударственное образовательное
учреждение "Восточно-Сибирский учебный
центр охраны труда и производительности"
Объемы Объем финансирования 1036,0 тыс. руб. <*>,
финансирования (с в том числе по источникам финансирования:
расшифровкой по - <*> областной бюджет - 1036 тыс. руб.,
годам и источникам): в том числе по годам: 2004 год - 518
тыс. руб., 2005 год - 518 тыс. руб;
- средства организаций - в соответствии с
индивидуальными потребностями этих
организаций и по предварительным расчетам
составят не менее 0,1% (данная норма
заложена в Федеральном законе "Об основах
охраны труда в Российской Федерации")
суммы затрат на производство продукции
(работ, услуг), т.е. не менее 100 млн.
руб. в целом по промышленности ежегодно.
При реализации Программы будут также
привлекаться средства Фонда социального
страхования Российской Федерации - по
мероприятиям реализации Федерального
закона "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профзаболеваний" в объемах,
предусматриваемых бюджетом госучреждения
"Иркутское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской
Федерации", в т.ч. по обучению по охране
труда отдельных категорий застрахованных
по согласованию с Минтруда России и Фондом
социального страхования Российской
Федерации (справочно: 2003 год - 4560 тыс.
руб.)
Ожидаемые конечные Повышение безопасности труда и социальной
результаты защищенности работников, сокращение
реализации производственного травматизма и
программы: профессиональной заболеваемости
работников, снижение численности
работников, работающих в условиях, не
отвечающих санитарно-гигиеническим
требованиям
Система организации Контроль за реализацией Программы
контроля за осуществляется Комитетом по труду, Главным
исполнением финансовым управлением, Департаментом по
программы: инвестиционной политике администрации
области и иными органами государственной
власти, структурными подразделениями
администрации области в установленном
порядке
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программы улучшения условий и охраны труда
в Иркутской области на 2004 - 2005 гг.
ВВЕДЕНИЕ
Программа улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2004 - 2005 годы (далее именуемая - Программа) разработана рабочей группой, созданной распоряжением губернатора Иркутской области от 11.11.2002 № 537-р "О разработке Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2004 - 2005 гг.", в целях реализации Федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Иркутская область - регион с высокоразвитой промышленной инфраструктурой. В связи с этим только в основных отраслях экономики (строительство, транспорт и связь) каждый пятый работник, а в промышленности - каждый четвертый работник заняты в условиях, не соответствующих действующим санитарно-гигиеническим нормативам. Неблагоприятные условия труда характеризуют и уровень профессиональной заболеваемости в регионе, который по итогам 2002 года составил более 3 человек на 10 тыс. работающих. Травмоопасность производства в Иркутской области также достаточно высока - ежегодно погибает более 140 человек (0,164 на 1000 занятых в экономике), травмы с утерей трудоспособности получают более 2370 человек (4,5 на 1000 занятых в экономике), при этом средняя тяжесть от полученных производственных травм по итогам 2002 года составила 32,4 дня на каждый несчастный случай.
В сравнении со средними показателями по России, уровень производственного травматизма в Иркутской области равен аналогичному российскому показателю - 4,5 случая травмирования на каждую 1000 работающих. При этом средний показатель по Сибирскому федеральному округу - 5,6 случая на 1000 работающих, что на 24% выше, чем по области и России. В сравнении с регионами Сибирского федерального округа Иркутская область по уровню производственного травматизма занимает 8 место. При этом лучшие показатели, из наиболее крупных регионов, в республике Бурятия - Кч = 3,0 (2 место), Читинской области - 3,2 (3 место), Томской области - 3,9 (6 место), а худшие в Красноярском крае - 4,9 (9 место), Омской области - 5,3 (11 место), Новосибирской - 6,1 (13 место) и Кемеровской - 8,4 (16 место) областях.
Основными причинами травмирования на производстве и профессиональной заболеваемости в настоящее время являются:
- недостаточное внимание руководителей к проблемам организации работ по охране труда, в том числе формальное отношение к проведению обучения по охране труда, проверки знаний и инструктирования по охране труда работников;
- производство работ без разработки необходимой технологической документации;
- старение и износ технологического оборудования, машин и механизмов;
- небольшие объемы проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда;
- низкий уровень затрат на улучшение условий и охраны труда (менее 50% за год от одной среднемесячной заработной платы);
- недостаточное или неправильное применение средств индивидуальной защиты и многие другие причины, в своем большинстве (свыше 77% от общего количества причин) носящие организационный характер.
Прямые экономические потери по возмещению ущерба от несчастных случаев и профзаболеваний в Иркутской области оцениваются в более чем 400 <1> млн. руб. ежегодно. Косвенные потери (снижение производительности, сокращение объемов выпускаемой продукции, дополнительная подготовка кадров, компенсация морального ущерба и т.д.) по разным оценкам <2> оцениваются в 4 - 6 раз выше прямых экономических потерь, т.е. по Иркутской области это более 1,6 - 2,4 млрд. руб. ежегодно. Совокупные потери - до 2,8 млрд. руб. ежегодно.
--------------------------------
<1> По данным ГУ "Иркутское региональное отделение ФСС РФ".
<2> Х.Хейнрич, Ф.Берда, стр. 119 - 120 "Экономика охраны труда", М.; ИИЦ "Альфа-Композит", 2001. С. 152.
Т.е. проблема улучшения условий и охраны труда в Иркутской области чрезвычайно актуальна как в социальном, так и в экономическом аспектах.
Улучшение условий и охраны труда является одним из основных элементов стабильного развития экономики Иркутской области, в связи с чем Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года, утвержденная Законом области от 11.07.2002 № 33-оз содержит раздел "Управление охраной труда".
На сегодняшний день на уровне Иркутской области в рамках системы управления охраной труда работает более 70 федеральных и областных органов управления, образовательных учреждений и других организаций, оказывающих различные услуги по охране труда; на уровне муниципальных образований - более 40 специалистов, реализующих полномочия управления по охране труда; на уровне организаций насчитывается более 50 тысяч специалистов по охране труда, обеспечивающих выполнение требований охраны труда в организациях.
В связи с тем, что взаимодействие субъектов системы управления охраной труда носит комплексный и многогранный характер, целесообразность применения программно-целевого подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда очевидна:
- на работодателя и работника действующим законодательством сегодня возложен комплекс обязанностей, прав, гарантий по охране труда, исполнение которых невозможно без соответствующей организационной, нормативно-правовой, экономической и иной необходимой поддержки со стороны органов исполнительной власти, общественных организаций и других, обеспечивающих реализацию государственной политики по охране труда, организаций;
- система взаимодействия организаций, участвующих в реализации государственной политики в области охраны труда, невозможна без четкого программирования работы по профилактике и устранению причин, способствующих ухудшению условий труда, возникновению производственных травм и профессиональных заболеваний.
Т.е. на сегодняшний день необходимость разработки областной государственной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2004 - 2005 годы предопределяется:
1. Во-первых: невозможностью решения проблемы улучшения условий и охраны труда силами отдельного хозяйствующего субъекта (организации), без поддержки со стороны администрации области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, обучающих, научных организаций и иных субъектов системы управления охраной труда.
2. Во-вторых: высокой социальной и следующей за ней экономической значимостью улучшения условий труда и снижением производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Иркутской области.
3. В-третьих: исполнением основных действующих законодательных и нормативных правовых актов, в том числе раздела "Управление охраной труда" Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года, утвержденной Законом области от 11.07.2002 № 33-оз, ст. 6 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", п. 1.3 мероприятий Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания области от 19.09.2001 № 10/24-ЗС.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основными целями Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 гг. (далее - Программа) являются:
- содействие обеспечению безопасности жизни и здоровья работников в организациях Иркутской области в процессе трудовой деятельности;
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Иркутской области.
Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач:
- реализация государственной политики в области охраны труда работников на производстве;
- формирование правовой, экономической, организационно-технической основы для функционирования государственной системы управления охраной труда в Иркутской области.
СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
Срок реализации Программы - 2004 - 2005 годы.
Этапы выполнения предусмотрены в рамках реализации мероприятий Программы индивидуально.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Мероприятия Программы разработаны и определены на основе анализа состояния условий и охраны труда работников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Иркутской области.
Особенность планирования мероприятий в сфере улучшения условий и охраны труда на территории Иркутской области заключается в трехступенчатой системе организации трудоохранных работ.
Первая ступень - областной уровень, включающий, как правило, трудоохранные мероприятия областного масштаба. Данные мероприятия разрабатываются в соответствии с Положением о порядке формирования и реализации областных государственных целевых программ, утвержденным постановлением губернатора области от 30.03.2001 № 165-п "Об областных государственных целевых программах", и закрепляются в областной целевой программе.
Вторая ступень - уровень местного самоуправления, включающий трудоохранные мероприятия муниципального масштаба. Указанные мероприятия разрабатываются и закрепляются в программах улучшения условий и охраны труда соответствующих муниципальных образований. Разработка мероприятий проводится с учетом особенностей территорий (количество и отраслевой состав организаций, удаленность и др.) в рамках рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 06.12.1995 № 68 "Об утверждении рекомендаций по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда", и иных нормативных правовых актов.
Третья ступень - уровень организации, включающий мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда конкретных рабочих мест соответствующих организаций. Данные мероприятия разрабатываются на основании аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 27.02.1995 № 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" и иных нормативных правовых актов.
Настоящая Программа разработана с учетом реализации мероприятий первой ступени в рамках указанной трехступенчатой системы организации работ.
Система основных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
- нормативное правовое, методическое обеспечение охраны труда;
- совершенствование системы государственного управления охраной труда;
- организационное и информационное обеспечение охраны труда;
- обучение и пропаганда в области охраны труда;
- социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений.
Нормативное правовое, методическое
обеспечение охраны труда
Основной целью мероприятий этого раздела является развитие программно-целевого метода организации работы по охране труда на всех уровнях управления: областном, местном и уровне организации. Кроме этого, предусматривается разработка методических документов, регламентирующих осуществление производственного контроля по охране труда в организациях, планированию мероприятий по охране труда, разработке раздела "Улучшение условий и охраны труда" в коллективных договорах и т.д.
Также в рамках данного раздела будет осуществляться анализ нормативных правовых актов области в сфере охраны труда и приведение их в соответствие с действующим законодательством.
Совершенствование системы государственного
управления охраной труда
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Поэтому совершенствование работы системы государственного управления охраной труда является одним из наиболее приоритетных направлений дальнейшей работы.
В данном разделе Программы предусматривается проведение комплекса семинаров, совещаний по вопросам охраны труда, организация деятельности постоянно действующей выставки средств индивидуальной защиты, центров, оказывающих различные услуги по охране труда, в том числе на территориях муниципальных образований.
Очень важным стратегическим мероприятием является создание органа и испытательной лаборатории (центра) по сертификации работ по охране труда с их аккредитацией. Проведение сертификации работ по охране труда является обязательным требованием действующего законодательства, в связи с этим организация ее проведения существенно повысит общий уровень организации улучшения условий и охраны труда в Иркутской области.
Кроме этого, предусматривается подготовка ежегодных докладов, записок по охране труда, разработка адресно-телефонного справочника системы управления охраной труда, осуществление всех видов государственной экспертизы условий труда и т.д.
Организационное и информационное
обеспечение охраны труда
В области организационного и информационного обеспечения охраны труда Программой предусматриваются такие мероприятия, как:
- конкурс на лучшую организацию работ по охране труда в организациях и муниципальных образованиях области, который позволит создать благоприятные условия для конкурирования организаций в вопросах улучшения условий и охраны труда;
- выставки "Современные средства безопасности труда и услуги на службе охраны труда", направленные на пропаганду передовых изделий защиты от вредных факторов производственной среды и поддержку региональных товаропроизводителей;
- разработка и внедрение различных информационных систем и баз данных для обеспечения работы системы управления охраной труда;
- развитие и расширение информационного обеспечения организаций документацией по охране труда, принятие участия в работе Российской информационной системы охраны труда (РИСОТ);
- издание специальных бюллетеней по охране труда, вестника Комитета по труду, учебных и методических пособий и т.д.
Обучение и пропаганда в области охраны труда
Основной целью этого направления является правовая подготовка руководителей и специалистов, повышение уровня знаний по охране труда у всех участников производства и на этой основе снижение травм и аварий. Будет продолжено обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в том числе на основе пропорционального распределения их количества в зависимости от численности работающих соответствующих территорий.
Предусматривается обеспечение процесса непрерывного повышения знаний в области охраны труда, совершенствование деятельности учебных центров охраны труда, дальнейшее развитие системы подготовки и переподготовки работодателей и специалистов по вопросам охраны труда в высших учебных заведениях Иркутской области. Это обусловлено прежде всего тем, что нормативные правовые документы по организации служб охраны труда организаций предопределяют работу в них именно специалистов со специальным образованием в области охраны труда.
Как важнейший элемент профилактики производственных травм и профзаболеваний Программой предусматривается пропаганда передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве в средствах массовой информации и т.п.
Социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний
Основная задача этого направления - разработка и реализация мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе содействие развитию направления по частичному финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, применение скидок (надбавок) к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в соответствии с действующим законодательством, обеспечение страхователей нормативными правовыми документами и создание системы бесплатной правовой помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Совершенствование социального партнерства в области
охраны труда субъектов социально-трудовых отношений
Система социального партнерства, сформированная в Иркутской области, должна стать неотъемлемой частью реально действующего механизма по улучшению условий и охраны труда в организациях области. Программой предусмотрено активное задействование коллективно-договорного регулирования в части раздела "улучшение условий и охраны труда" - это и выделение установленных законодательством средств на охрану труда, организация обучения уполномоченных по охране труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты, модернизация и ремонт устаревшего оборудования и т.д.
Предусматривается рассмотрение вопросов улучшения условий и охраны труда в рамках работы областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, продолжение развития института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных комитетов, проработка вопроса создания и активизации деятельности технической инспекции труда профсоюзов Иркутской области и др.
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ
Источниками финансирования Программы являются:
- средства областного бюджета;
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 18.11.2004 № 2/49-ЗС)
- средства организаций в соответствии с индивидуальными потребностями этих организаций.
Объемы финансирования составляют:
- средства областного бюджета - 1036 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 518 тыс. руб., 2005 г. - 518 тыс. руб.;
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 18.11.2004 № 2/49-ЗС)
- средства организаций - в соответствии с индивидуальными потребностями этих организаций и по предварительным расчетам составят не менее 0,1% (данная норма заложена в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации") суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), т.е. не менее 100 млн. руб. в целом по промышленности ежегодно.
Кроме этого, при реализации мероприятий Программы будут привлекаться средства Фонда социального страхования в объемах, определяемых Фондом социального страхования Российской Федерации для Иркутской области (по отдельным мероприятиям по согласованию с Минтруда России) - ежегодно.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК, РАЗРАБОТЧИКИ
Государственным заказчиком Программы является администрация области.
Основными разработчиками Программы являются Комитет по труду администрации области, структурные подразделения администрации области, осуществляющие управление в соответствующих сферах, Центр Госсанэпиднадзора в Иркутской области, Госинспекция труда в Иркутской области, областное отделение Российской транспортной инспекции, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Иркутской области, Управление Государственной противопожарной службы МЧС области, Иркутский отдел инспекции радиационной безопасности Госатомнадзора России, Управление "Иркутскгосэнергонадзор", Иркутский центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России, государственное учреждение "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации", управление Иркутского округа Госгортехнадзора России, Главное управление по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий области, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД области, институт медицины труда и экологии человека ВСНЦ СО РАМН, Иркутский Облсовпроф, Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области, областное государственное учреждение "Центр труда", ИрГТУ, БГУЭП, негосударственное образовательное учреждение "Восточно-Сибирский учебный центр охраны труда и производительности".
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
Ответственным исполнителем Программы (исполнительские функции) является Комитет по труду администрации области.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год, исходя из необходимости продолжения ранее начатых работ.
Финансирование конкретных работ в рамках Программы осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых Комитетом по труду администрации области с организациями-исполнителями в соответствии с установленным законодательством порядком.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Комитетом по труду, Главным финансовым управлением, Департаментом по инвестиционной политике администрации области и иными органами государственной власти, структурными подразделениями администрации области в установленном порядке. Кроме этого, Комитет по труду администрации области представляет в установленном порядке доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.
Отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно заслушиваются на заседании областной межведомственной комиссии по охране труда.
ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, исследовательских, конструкторских, производственных, гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Основное внимание при разработке Программы уделено оптимизации затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социального эффекта при осуществлении программных мероприятий.
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы:
- сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников (более 4%);
- сокращение численности работников, работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям (на 0,5 - 1%);
- повышение безопасности труда и социальной защищенности работников.
Необходимо учесть, что социальная эффективность мероприятий по охране труда, в основном, проявится не сразу, а в отдаленном времени и в этом ее особенность.
Последующий за социальным экономический эффект проявится в:
- сокращении расходов, связанных с возмещением вреда, полученного от травм на производстве и профессиональных заболеваний (расчет не прилагается);
- сокращении количества потерь рабочего времени, связанных с авариями, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости (потери рабочего времени составляют от 2,5% годового фонда рабочего времени в организациях с благоприятными условиями труда до 10% - в организациях с неудовлетворительными условиями);
- увеличении размера прибыли, полученной в результате увеличения производительности, связанной с улучшением условий и охраны труда (при благоприятных условиях работоспособность человека растет, так как отсутствует необходимость в затрате сил на защиту организма от воздействия опасных и вредных производственных факторов);
- снижении количества потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда (численность увольняющихся по этой причине составляет, по данным Всероссийского НИИ труда, в среднем по промышленности около 20%);
- снижении размера издержек, связанных с обеспечением компенсаций для работающих во вредных условиях труда (на предоставление различных компенсаций расходуются денежные средства, значительно превышающие расходы на осуществление мероприятий по улучшению условий труда).
Общеэкономический эффект от внедрения мероприятий по улучшению условий и охраны труда проявится в увеличении доходов организаций, а также налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате уменьшения расходов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части сокращения страхового тарифа и использования части средств социального страхования на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.
Кроме того, организации, принимающие меры по улучшению условий и охраны труда, получают экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушение действующего законодательства о труде и об охране труда.
<*> средства, передаваемые органам местного самоуправления на осуществление госполномочий по охране труда
Принятые сокращения в тексте мероприятий Программы:
Комитет по труду - Комитет по труду администрации Иркутской области, Главное управление здравоохранения - Главное управление здравоохранения администрации Иркутской области, ГИТ - Государственная инспекция труда по Иркутской области, ЦГСЭН - Центр Госсанэпиднадзора по Иркутской области, НИИ МТ и ЭЧ АФ ВСНЦ СО РАМН - научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека Ангарского филиала научного центра медицинской экологии Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, ВСУЦОТиП - Восточно-Сибирский учебный центр охраны труда и производительности, НПТПиП - Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области, Облсовпроф - Иркутский областной Совет профсоюзов, ГУ ИРО ФСС РФ - государственное учреждение "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации", Центр труда - областное государственное учреждение "Центр труда", ИЦСМиС - Иркутский Центр стандартизации, метрологии и сертификации, БГУЭП - Байкальский государственный университет экономики и права, ИрГТУ - Иркутский государственный технический университет.
Приложение
к Перечню
мероприятий Программы
улучшения условий и охраны
труда в Иркутской области
на 2004 - 2005 годы
Распределение количества обучаемых по охране труда
отдельных категорий застрахованных среди муниципальных
образований Иркутской области на 2004 - 2005 годы <*>
<*> Примерный расчет проведен исходя из прогнозного норматива, устанавливаемого Минтруда России (1 застрахованный на 270 занятых в экономике), но не менее одной учебной группы на муниципальное образование.
<**> Фактическое количество обучаемых корректируется по объемам, утверждаемым Минтруда России для Иркутской области ежегодно.
И.о. председателя
Законодательного собрания
Г.В.ИСТОМИН