Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ГД г. Иркутска от 09.06.2004 № 003-20-440544/4
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА Г. ИРКУТСКА"

Официальная публикация в СМИ:
"Иркутск", № 27, 18.06.2004;
"Ведомости нормативных правовых актов администрации г. Иркутска", 2004, II квартал, часть 2, ст. 89






ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2004 г. № 003-20-440544/4

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА Г. ИРКУТСКА

В связи с необходимостью разработки и принятия Генерального плана г. Иркутска, руководствуясь ст.ст. 23, 35 Градостроительного кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 35, 36 Устава города Иркутска, городская Дума решила:

1. Утвердить Концепцию генерального плана г. Иркутска (приложение № 1).

2. Администрации г. Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.

В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение № 1
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 9 июня 2004 года
№ 003-20-440544/4

КОНЦЕПЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА Г. ИРКУТСКА

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Администрация г. Иркутска и городская Дума г. Иркутска признали, что Генеральный план г. Иркутска 1970 г. перестал отвечать требованиям изменившихся экономических условий.
Городской Думой г. Иркутска было принято решение от 29.05.2000 № 506-49гД(2) о корректировке Генерального плана г. Иркутска. Решением городской Думы г. Иркутска от 29.12.2000 № 38-5гД, в редакции решения городской Думы г. Иркутска от 29.03.2004 № 508-40гД(3), утверждено задание на разработку проекта "Генеральный план г. Иркутска". В соответствии с заданием Генеральный план разрабатывается в две стадии: Концепция Генерального плана и Генеральный план.
Концепция разрабатывается на территорию города и его пригородную зону с целью определения долгосрочной стратегии и этапов их хозяйственного развития, а также функционально-планировочной организации на основе комплексного анализа экономических, социальных, экологических и градостроительных условий, исходя из ресурсного потенциала территории и рационального природопользования.
В рамках Концепции рассмотрены варианты прогноза численности населения г. Иркутска, соответствующие разным сценариям социально-экономического развития. Рассмотрено несколько вариантов территориального развития, определены этапы реализации Концепции в зависимости от социально-экономических условий. Подробно проанализированы проблемы, связанные с конфигурацией городской черты, предложена ее корректировка. Градостроительные решения Концепции исходят прежде всего из потенциальных возможностей территории и предлагают вариант развития с учетом их максимального использования.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

Согласно материалам текущего статистического учета, численность населения Иркутска на 01.01.2003 составила 578,1 тыс. чел. По предварительным итогам переписи населения 2002 г., численность жителей города несколько выше - 593,4 тыс. чел.
По данным БТИ и ГАСН, жилищный фонд г. Иркутска на 01.01.2003 составил 10738,4 тыс. кв.м общей площади квартир. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя города - 18,6 кв.м.
Территория Иркутска в пределах городской черты составляет около 30000 га. Городской застройкой занято 10500,8 га, что составляет 35,1% всех городских земель. Значительную территорию занимают леса (8100,7 га, или 27,1%), водные пространства (2633,2 га, или 8,8%), луга и пойменные территории (5067 га, или 16,9%).
На селитебные территории в общем объеме земельного фонда города приходится 7467,4 га, или 25,0%. Площадь селитебной территории в расчете на одного жителя составляет 129,2 кв.м/чел. В границах города большая часть селитебных территорий занята некапитальной низкоплотной жилой застройкой, в основном имеющей высокий уровень физического износа. Значительные площади приходятся на промышленные и коммунально-складские объекты, зачастую занимающие самые ответственные в градостроительном плане территории. При большой площади рекреационных территорий в границах городской черты в городе недостаточно зеленых насаждений общего пользования в границах селитебной зоны, удобных для посещения горожанами - парков, садов, скверов.
К настоящему времени в городе сформировалось пять крупных промышленных зон - Северная, Жилкинская, Мельниковская, Маратовская, Восточная. В них входит около 500 различных предприятий, баз, складов, гаражей и других объектов общей территорией свыше 1960 га. По своему составу и отраслевому профилю промышленные зоны неоднородны. Большинство из них отличаются стихийностью размещения предприятий; отсутствием планировочной и функциональной организации; неэффективностью использования территориальных ресурсов.

Комплексный градостроительный анализ современного состояния Иркутска позволил выявить основные проблемы функционирования и развития города.
Городская черта нуждается в корректировке. Свободных площадок под жилищно-гражданское строительство в границах городских земель недостаточно, освоение многих из них сдерживается необходимостью проведения дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке и защите.
Одной из важнейших проблем является неэффективное использование территории. Значительная часть селитебной территории занята массивами низкоплотной жилой неблагоустроенной застройки. Обширные производственные зоны не упорядочены, зачастую размещаются смежно с жилой застройкой без необходимых санитарных разрывов. Много различных по размеру участков промышленно-коммунального назначения и неиспользуемых территорий располагаются в селитебной зоне, резко ухудшая качество городской среды.
Большую сложность представляет решение экологических проблем города. Наблюдается загрязнение воздушного бассейна выбросами транспорта и промышленных объектов, актуальны проблемы очистки поверхностных стоков и водоемов, санитарной очистки города (удаления бытовых и промышленных отходов). Сложная экологическая обстановка является одним из факторов роста заболеваемости населения.
К функциональным проблемам Иркутска относится отставание транспортной инфраструктуры от требований времени. Улично-дорожная сеть, как по плотности, так и по пропускной способности не соответствует резко возросшему уровню автомобилизации. К недостаткам транспортной системы относятся неудовлетворительные связи южной и северной частей города, транзитные потоки транспорта, в том числе и грузового, проходящие через центр города и жилые районы. Качество жизни горожан снижает недостаток учреждений культурно-бытового обслуживания и низкий уровень озеленения, особенно в центральной части города и в границах жилых районов.
Отдельную комплексную проблему представляет сохранение в пределах города аэропорта, эксплуатация которого ведет к сверхнормативному шумовому загрязнению значительной части городских территорий.
Перечисленные проблемы представляются узловыми; градостроительные подходы к их решению предлагаются в рамках данной Концепции.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Город Иркутск является столицей одного из наиболее важных по своему экономическому и геополитическому значению регионов Сибири. Ключевыми факторами его развития являются его выгодное транспортно-географическое положение и функции областного центра. Исторически Иркутск формировался прежде всего как административный, торговый и культурно-образовательный центр. В середине XX века город вступил в период ускоренной индустриализации, продолжавшейся до конца 80-х годов. В этот период промышленное производство играло ведущую роль в функциональной специализации города, однако за годы реформ градообразующая база Иркутска трансформировалась существенным образом. Численность промышленных, а также научных и проектных кадров за 1986 - 2001 гг. сократилась более чем в два раза, а их удельный вес к 2001 г. снизился соответственно до 25,9% и 7,1%. Крупнейшим градообразующим предприятием города в настоящее время и на перспективу является НПК "Иркут". Важнейшим предприятием транспортного комплекса, сохраняющим и развивающим свое значение, является Восточно-Сибирская железная дорога.
Количество занятых в отраслях внешнего транспорта и связи, а также преподавательского и обслуживающего персонала высших и средних специальных учебных заведений сократилось незначительно.
Строительный комплекс переживает период переформирования, связанный с появлением и развитием новых компаний-подрядчиков. Численность строительных кадров по сравнению с 1986 г. уменьшилась в 1,5 раза.
Наибольшее развитие в Иркутске получили виды деятельности по обслуживанию рынка (оптовая торговля, посредничество, маркетинг, финансы, кредит и страхование), а также федеральные и региональные учреждения управления. Общая численность занятых в организациях и учреждениях управления и инфраструктуры внегородского значения за 1986 - 2001 гг. выросла в 1,5 раза, а их удельный вес - более чем вдвое. Таким образом, по составу функций Иркутск постепенно возвращается на новом качественном уровне к своему прежнему, до периода индустриализации, статусу административного, торгового и культурно-образовательного центра, и его профиль можно назвать многофункциональным. По мнению проектировщиков, эта характеристика сохранится на обозримую перспективу.

НАСЕЛЕНИЕ

На протяжении почти всего XX века население г. Иркутска формировалось в условиях естественного прироста и механического притока, причем роль последнего постепенно снижалась. По завышенным официальным сведениям, к 1989 г. население Иркутска составило 626,1 тыс. чел. (по откорректированным позднее данным - 576,9 тыс. чел.). В конце 80-х годов было отмечено сокращение рождаемости, связанное с отдаленными последствиями Второй мировой войны и позднее усугубленное социально-экономической нестабильностью. Одновременно возросла смертность, и с 1992 г. естественный прирост населения сменился естественной убылью, а численность населения стала сокращаться. Правда, в отдельные периоды естественная убыль компенсировалась механическим притоком населения, прежде всего из северных районов области и из стран ближнего зарубежья. В 1991 - 1993 гг. отмечался отток населения; за 1994 - 1998 гг. приток населения перекрывал убыль, и население Иркутска выросло к началу 1999 г. до 596,4 тыс. чел. Начиная с 1999 г. естественная убыль населения увеличилась, миграционный приток сменился оттоком, в результате численность населения сократилась и по данным текущего статистического учета к началу 2003 г. составила 578,1 тыс. чел. Однако по предварительным данным переписи населения 2002 г. численность жителей Иркутска оказалась несколько выше - 593,4 тыс. чел., что позволяет говорить о тенденции стабилизации и некоторого роста численности населения города в последнее десятилетие XX века.
Проектом Генерального плана 1986 г. намечался постоянный рост населения города. Предполагалось, что к расчетному сроку (2005 г.) оно достигнет 750 тыс. чел. Однако реальная динамика населения города позволяет считать, что его численность имеет тенденцию к стабилизации. В условиях естественной убыли населения Иркутск сохраняет достаточно высокую потенциальную привлекательность для мигрантов. Население города характеризуется более высоким уровнем жизни, чем в среднем по области. Как и всякий крупный город, областной центр предоставляет значительное разнообразие мест приложения труда и широкие возможности самореализации личности.
Однако в последнее время в качестве фактора, ограничивающего возможности реализации потенциальной миграционной привлекательности Иркутска, выступил высокий уровень стоимости жилья. Цены на жилье в г. Иркутске существенно превышают уровень областных центров средней полосы Европейской России. Такое положение, с одной стороны, стимулирует выбытие жителей города в районы с более благоприятными климатическими условиями, а с другой - препятствует притоку потенциальных мигрантов в Иркутск на постоянное жительство.
Рост цен на жилье отразил существенное превышение спроса над предложением на рынке жилья, что является следствием недостаточных объемов жилищного строительства в городе. В 2001 г. объем ввода жилья составил 76,5 тыс. кв.м. В 2002 г. ввод жилищного фонда вырос до 124,0 тыс. кв.м, но это практически не отразилось на уровне цен. Рост объемов жилищного строительства, повышение доступности жилья являются необходимыми условиями реализации потенциальных возможностей развития города.
Рассмотрев ряд вариантов прогноза численности населения г. Иркутска, администрация города приняла вариант стабилизации его численности с некоторым ростом:
2010 г. - 600 тыс. чел.;
2020 г. - 620 тыс. чел.;
2030 г. - 650 тыс. чел.

СТРАТЕГИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Комплексный градостроительный анализ городских и пригородных территорий с точки зрения инженерно-геологических, природно-экологических, санитарно-гигиенических факторов и условий позволил выявить на территории города и за пределами городской черты ряд площадок, пригодных для освоения.
Концепция предусматривает поэтапное освоение резервов территории в соответствии с прогнозом численности населения и средней жилищной обеспеченности. Уровень обеспеченности населения общей площадью жилищного фонда является одним из важнейших показателей уровня жизни населения. В Иркутске он имеет тенденцию постоянного роста. Если в 1986 г. в среднем на одного жителя приходилось 14,2 кв.м, в 1990 г. - 14,6 кв.м, то к 2003 г. средняя жилищная обеспеченность выросла до 18,6 кв.м на 1 жителя. Отчасти это связано с медленным ростом численности населения, однако тенденция роста жилищной обеспеченности безусловно связана с ростом уровня жизни. Так, в г. Москве данный показатель к 2001 г. составил 22 кв.м/чел. (в 1990 г. - 18 кв.м/чел.). Соответственно, Концепцией градостроительного развития г. Иркутска предусматривается рост средней жилищной обеспеченности до 20 кв.м/чел. на I очередь (2010 г.), до 24 кв.м/чел. на II очередь (2020 г.) и до 30 кв.м/чел. на III очередь (на перспективу, ориентировочно - 2030 г.). Предлагаемые темпы роста средней жилищной обеспеченности до 2020 г. соответствуют тенденции последнего десятилетия, а на перспективу учитывают возможность устойчивого повышения уровня жизни населения города при реализации потенциальных возможностей развития Иркутска.
Условно расчетным сроком реализации Концепции принят 2030 г. со следующими этапами реализации:
I очередь (2010 г.) при численности населения 600 тыс. чел. - 12,0 млн. кв.м общей площади;
II очередь (2020 г.) при численности населения 620 тыс. чел. - 14,9 млн. кв.м общей площади;
III очередь (2030 г.) при численности населения 650 тыс. чел. - 19,5 млн. кв.м общей площади.

Жилищное строительство, принятое Концепцией на первый этап реализации, размещается на территории 453,6 га в пределах существующей городской черты. Предусматривается освоение свободных площадок 8-го, 7-го, 5-го микрорайонов Ново-Ленино, микрорайона Топкинский, набережной Нижнего бьефа Иркутской ГЭС в Лисихе и б. Постышева, "Щаповской горы" в предместье Знаменское, а также ряда площадок в юго-западной части Свердловского административного округа на территории 143,8 га. Реконструкция охватит территорию 95,8 га. Площадки строительства по реконструкции размещены в северной части Свердловского административного округа, в Иркутске-II, а также на площадках в нагорной части Октябрьского округа. Индивидуальное жилищное строительство предполагается осуществлять на всех отведенных площадках на территории 194,8 га. Кроме того, предусмотрено строительство малоэтажных блокированных домов на территории 21,9 га.
Жилищное строительство на втором этапе реализации Концепции предусматривается в географически центральной части города, в месте слияния рек Ангара и Иркут. Повышением планировочных отметок, инженерной подготовкой и предварительным обустройством предлагается ныне подтопляемые территории перевести на надпойменный уровень для осуществления городского строительства. На данных свободных территориях, при выполнении подготовительных инженерных работ, можно разместить крупный городской район. Жилищное строительство на свободных участках за существующей городской чертой предлагается на территории 297,3 га, в том числе намечено начало застройки Чертугеевского полуострова. Реконструкция продолжится разными объемами на территории всех административных округов на территории 217,1 га. Продолжится развитие малоэтажной блокированной и коттеджной застройки на всех площадках.
Завершающий этап реализации Концепции намечен на 2030 год, когда предусмотрен ввод нового жилого фонда на территории 1229,8 га. Завершится строительство на реконструируемых территориях, а также развитие малоэтажной блокированной застройки и освоение площадок индивидуального жилищного строительства. Основной объем реконструкции будет осуществляться на территориях в месте слияния рек Ангара и Иркут с большим объемом мероприятий по инженерной подготовке площадок. Освоение данных территорий, расположенных практически в центре города, позволит разместить здесь многоэтажную высокоплотную застройку, которая обогатит силуэт города, обеспечит компактность расселения и существенно повысит эффективность использования городских территорий.

ПЛАНИРОВОЧНАЯ И АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА

Сохраняя преемственность по отношению к решениям предыдущих генеральных планов Иркутска, Концепция градостроительного развития предлагает развитие исторически сложившейся структуры города и компонентов планировочной структуры на основе урбанизированного и природного каркасов города.
Проектное градостроительное зонирование направлено на оптимизацию использования городской территории, обеспечение комфортного проживания жителей города, создание современной социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Предусмотрено формирование жилых, общественно-деловых, природно-рекреационных, производственно-деловых, транспортных зон, зон инженерных сооружений, перспективного градостроительного развития и пр.

Жилищное строительство. Реконструкция и развитие жилых территорий базируется на следующих основных принципах:
завершение строительства новых микрорайонов на свободных территориях, предусмотренных предыдущим генеральным планом (Ново-Ленино, Топкинский);
использование внутренних территориальных ресурсов селитебных территорий - реконструкция территорий, занятых ветхим фондом, устройство мансард, пристроек, выборочное уплотнение застройки;
дальнейшее развитие индивидуального жилищного строительства на площадках, начатых освоением;
завершение градостроительного ансамбля "Верхний бьеф" с выходом на Чертугеевский полуостров;
строительство нового жилого района на воссозданной надпойменной территории в месте слияния рек Ангары и Иркута с предварительной инженерной подготовкой и созданием транспортной инфраструктуры;
формирование смешанных функциональных зон - производственно-деловых и жилых - на защищаемых территориях района Жилкино.
Концепцией генерального плана предусматривается как сохранение некоторых районов усадебной застройки (в Ново-Ленино, предместьях Знаменское, Радищево, Рабочее, п. Боково), так и снос с использованием территории под многоэтажную застройку, транспортные коммуникации и рекреационные зоны.
Намечается реконструкция застроенных территорий района Жилкино - поселков Горького, Кирова, Релка. Строительство новых, расширение и реконструкция существующих зданий и сооружений на этих участках возможны только после создания систем инженерной защиты территории. Концепцией предусмотрены необходимые мероприятия инженерной защиты.
Новое жилищное строительство в объеме 9152,2 тыс. кв.м общей площади в рамках Концепции предлагается разместить:
- на свободной от застройки территории - 6579,1 тыс. кв.м общей площади,
-- из них в границах существующей городской черты - 2187,0 тыс. кв.м общей площади,
в т.ч. многоэтажная застройка - 1667,5 тыс. кв.м общей площади;
блокированная застройка - 310,5 тыс. кв.м общей площади;
усадебная застройка - 209,0 тыс. кв.м общей площади;
-- за существующей границей города - 4392,1 тыс. кв.м общей площади,
в т.ч. многоэтажная застройка - 3542,6 тыс. кв.м общей площади;
блокированная застройка - 167,3 тыс. кв.м общей площади;
усадебная застройка - 682,2 тыс. кв.м общей площади;
- на реконструируемых территориях в границах города - 2573,1 тыс. кв.м общей площади.
Предлагаемый снос малоэтажного жилищного фонда составит 193,8 тыс. кв.м общей площади.
Концепцией предусматривается осуществление капитального ремонта и модернизации 4 - 5-этажной массовой капитальной застройки 60 - 70-х годов прошлого века с применением новых строительных технологий.

Среднегодовой ввод жилья по г. Иркутску за 1998 - 2002 гг. составил 95,1 тыс. кв.м общей площади, причем последние два года наблюдается тенденция роста жилищного строительства. Ввод жилья в 2002 г. по сравнению с 2000 г. вырос на 82%.
Реализация объемов жилищного строительства, предусматриваемых Концепцией градостроительного развития г. Иркутска, потребует резкого роста жилищного строительства. Так, для достижения расчетной жилищной обеспеченности на I очередь потребуется среднегодовой ввод жилья в объеме 218 тыс. кв.м общей площади, или в 2,4 раза больше, чем за 1998 - 2002 гг., на II очередь - среднегодовой ввод 331,7 тыс. кв.м общей площади, на III очередь - 430,8 тыс. кв.м. Такой рост представляется возможным при внедрении новых строительных технологий, повышении производительности труда и резком увеличении возможностей предприятий строительной индустрии.

Развитие центральной исторической зоны ориентировано на выполнение функций современного центра административной и деловой жизни Иркутской области при сохранении и активном включении в современную жизнь города объектов исторического наследия. Зона центра имеет значительные резервы для выборочной реконструкции и нового строительства (в контексте исторической среды), поскольку значительные по площади участки заняты ветхим фондом. Концепцией предусмотрено в целом сохранение исторической планировки на основе специально разработанного раздела - "Проекта охранных зон".
К основным мероприятиям по реконструкции центральной части города отнесены:
комплексная реконструкция и организация транспортного и пешеходного движения в районе Центрального рынка;
вынос транзитного и грузового движения автотранспорта через центр города, размещение системы автостоянок в центральной части и многоэтажных гаражных комплексов на периферии центра;
создание зон ограничений для транспорта (зона исторического ядра и рекреационные территории вдоль р. Ангары);
выборочное уплотнение жилой среды, реконструкция зданий (надстройка этажей, устройство мансард, пристройки, использование нижних этажей зданий под обслуживающие функции);
формирование градостроительных ансамблей на предмостных площадях со стороны старого и нового Ангарского моста;
вынос экологически вредных предприятий из центральной зоны: дрожжевого завода, хлебокомбината, литейного производства на территории Иркутского завода тяжелого машиностроения (далее - ИЗТМ).

Система общественных центров является одной из важнейших функциональных систем города, обеспечивающих его структурное единство и композиционную целостность. Система общественных центров включает в себя центры общегородского значения, центры планировочных районов, торгово-бытовые центры повседневного использования, а также специализированные центры.
Система общегородских центров включает в себя наиболее значимые в градостроительном отношении ансамбли и территории города и носит многофункциональный характер.
Центральная историческая часть города оставляет за собой функции главного административно-делового и общественно-культурного центра, занимающего большую часть центрального района города с исторически сложившимся ядром.
Наметившаяся к настоящему времени и активно развивающаяся тенденция пространственного развития общественных функций, поглощающая первые этажи зданий по улицам К.Маркса, Ленина, Урицкого, Чехова, Литвинова, перепрофилирование бывших производственных цехов под крупные торговые центры (Релейный завод, ИЗТМ, Станкостроительный завод, Слюдяная и Швейная фабрики, заводы Карданных валов и "Эталон") отвечают потребностям города с точки зрения улучшения его облика, но выдвигает на первый план неотложное решение проблем по организации транспорта, пешеходного движения, организации мест парковки автомобилей в центре города.
В общую систему центров городского значения включаются:
- общественный центр по правому берегу р. Ангары в створе нового моста, очень значимая в градостроительном отношении территория, где проектом предлагается развитие деловых, финансовых функций. В единой пространственной увязке с культурным центром, рекреационной зоной островов на р. Ангаре этот комплекс образует крупнейший городской ансамбль;
- на левом берегу, в районе мостового перехода, планируется развитие главным образом культурно-досуговых функций. Здесь начато строительство Ледового дворца, активно развиваются территории Университета и Академгородка. Проектом предлагается активное освоение прибрежных территорий в рекреационных целях с устройством набережной и зоны отдыха;
- на правом берегу, в районе существующего Релейного завода предусмотрено активное многофункциональное развитие с организацией комплексов научно-производственного характера. Существующая парковая зона реконструируется, намечено строительство городского аквапарка. Планировочная структура этой территории должна формировать архитектурный облик города со стороны озера Байкал;
- существующая тенденция смены функционального назначения в использовании градостроительно значимых территорий нашла свое отражение в предложении освоения "Глазковской стрелки" (затон). Учитывая современное крайне неэффективное использование данной территории в свете ее исключительной градостроительной ценности, близости комплекса железнодорожного вокзала, проектом предлагается организация здесь центра обслуживания туристов с размещением гостиничного комплекса, пассажирского речного порта, автовокзала.
Кроме того, получают дальнейшее развитие и будут сформированы вновь центры, предназначенные для обслуживания жилых и промышленных районов, специализированные центры медицинского обслуживания.
Концепция предусматривает резервирование территории под размещение объектов социальной инфраструктуры городского и районного значения без точного определения состава учреждений и предприятий обслуживания. Состав центров будет определяться потребностями рынка услуг. Объекты микрорайонного значения размещаются в жилой застройке.

Городские рекреационные территории
Пойменные территории важнейших рек г. Иркутска - Ангары и Иркута, малых рек - Ушаковки, Каи и Сарафановки - составляют единый природно-экологический каркас города. Как зоны особого градостроительного регулирования, выполняющие водоохранные функции, они рекомендованы Концепцией также к включению в рекреационные территории городского и районного значения.
Предлагается формирование основной городской рекреационной зоны на территории островов Юности, Конном и Шишиловском с включением "Теплых озер" и "Квадрата". В перспективе там будет создан городской гидропарк, предназначенный для активного летнего и зимнего отдыха горожан.
В состав природно-рекреационных территорий Иркутска включаются городские леса, расположенные в восточной части города, особо охраняемые и имеющие историко-культурную ценность природные территории: сады Сукачева и Томсона, рощи "Кайская", "Грибоедова", "Звездочка", а также Ново-Ленинский озерно-болотный комплекс "Птичья гавань". С целью сохранения природного ландшафта озерно-болотного комплекса предложено создание на его территории заказника с особым режимом использования.
Детальное зонирование рекреационных территорий будет определено при разработке Генерального плана и градостроительной документации последующих стадий проектирования.

Транспорт
Концепцией градостроительного развития города предусматривается развитие и реконструкция объектов воздушного, железнодорожного, автомобильного и речного транспорта. Стратегическими направлениями совершенствования транспортной инфраструктуры являются:
- реконструкция Иркутского аэропорта. Вынос аэропорта на перспективу за пределы города необходим, однако в рамках срока действия Генерального плана это представляется малореальным;
- вывод с территории города транзитных транспортных потоков (создание обходных магистралей автомобильного и железнодорожного транспорта);
- разгрузка центральной исторической части от транзитного транспорта;
- улучшение транспортных связей отдельных районов между собой;
- увеличение пропускной способности магистральных улиц.
Концепцией предусматривается совершенствование планировочной структуры путем формирования системы магистралей автомобильного транспорта, четко классифицированной по назначению и параметрам движения. Основой планировочной структуры становится транспортное кольцо, преимущественно непрерывного движения. Важнейшая роль в планировочной структуре отводится двум поперечным связям транспортного кольца (новый строящийся мост - ул. Пискунова и ул. Маяковского - старый Ангарский мост - Нижняя Набережная). К узловым точкам скоростного кольца примыкают внешние магистрали и дороги южного и восточного обходов. Концепцией предусматривается строительство пятого моста, соединяющего центральную часть города с Ленинским административным округом, на участке между старым Ангарским мостом и устьем р. Ушаковки.
Кроме того, Концепцией предусмотрено строительство двух мостов через р. Иркут (один - как элемент городского транспортного кольца, другой - на глубоком западном обходе), а также девяти транспортных развязок на скоростном кольце. К первоочередным мероприятиям реконструкции центральной части города относится окончание строительства нового Ангарского моста и подходов к нему.
Концепцией предусматривается планировочное развитие железнодорожного хозяйства главным образом за счет интенсификации использования территории. Проектом предусмотрено строительство второго пути обходной железнодорожной линии от ст. Иркутск-Сортировочный и глубокого обхода от ст. Батарейная.
Концепцией развития города предлагается совершенствование речного транспорта, дальнейшее развитие которого, прежде всего, связывается с развитием туризма на реке Ангаре и озере Байкал. Проектом предусматривается размещение речного вокзала на полуострове Чертугеевский Иркутского водохранилища и на территории ныне действующей базы РЭБ флота со строительством туристско-обслуживающего комплекса, речного вокзала и гостиницы.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

На перспективу сложившиеся производственные зоны города сохраняются и развиваются в своих территориальных границах.
Важнейшими условиями обновления и развития планировочной структуры города являются реорганизация и реконструкция производственных территорий города. Основные направления реорганизации предусматривают:
- совершенствование функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации существующих производственных зон города путем упорядочения отраслевого состава, специализации и кооперирования производств;
- размещение новых предприятий (производств), создание дополнительных мест приложения труда в качестве компенсации ликвидируемых за счет повышения плотности застройки на реконструируемых территориях;
- улучшение состояния окружающей среды на производственных и прилегающих жилых территориях за счет технологического переоснащения производственных объектов, доведения размеров санитарно-защитных зон до границ занимаемых участков;
- вынос экологически опасных объектов из пределов селитебных зон в случае невозможности их соответствующего переоснащения или изменения функциональной направленности;
- сокращение территорий производственного назначения, включая также и полную ликвидацию производственных функций;
- использование высвобождающихся территорий в качестве резервов для системы общегородских устройств, обслуживающих коммерческие зоны, а также для жилищного строительства.
Концентрация производственных объектов в производственных зонах города создает предпосылки осуществления в процессе реконструкции:
- специализации производств на основе ресурсосберегающих технологий, предусматривающей объединение нескольких предприятий с целью предоставления новых видов продукции и услуг;
- кооперирования на базе концентрации каких-либо функций на одном предприятий с целью выпуска конечных видов продукции;
- интеграции на основе насыщения предприятий новыми функциями и технологиями;
- создания "технопарков" для внедрения научно-технических достижений в производство на основе их опытно-экспериментальной апробации.
Основой развития промышленности Иркутска останутся крупные предприятия - НПК "Иркут", "Масложиркомбинат", "Мясокомбинат", "Иркутскпищепром", ОАО "Кедр" и другие.

ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Теплоснабжение. В период до 2030 года рост тепловых нагрузок в жилищно-коммунальном секторе города будет происходить главным образом за счет новой жилой застройки. Анализ динамики тепловых нагрузок промышленности города за предыдущие 10 лет выявил снижение теплопотребления промышленных объектов, что было обусловлено спадом промышленного производства и выводом из эксплуатации установленных мощностей. В результате существующий уровень тепловых нагрузок промышленных предприятий в городе уменьшился до уровня 1986 - 1987 гг. Существенного развития промышленности на перспективу в городе не ожидается. Прогнозные темпы роста ежегодных тепловых нагрузок промышленности города на период 2001 - 2030 гг. суммарно в паре и горячей воде приняты в объеме 13 Гкал/ч.
При определении потребности в теплоснабжении учитывались закрытие котельной "Кировская" и ряда коммунальных котельных города общей тепловой мощностью 488 Гкал/ч, замещение электрокотельных тепловой мощностью 538 Гкал/ч, частичная замена печного отопления централизованным теплоснабжением в размере 147 Гкал/ч, обеспечение прироста тепловых нагрузок на 2030 год в размере 1530 Гкал/ч.
Проведение работ по энергосберегающим мероприятиям даст возможность снизить потребность в тепловой энергии порядка 200 Гкал/ч за счет оснащения систем отопления и горячего водоснабжения зданий приборами автоматического регулирования и измерений, улучшения тепловой изоляции существующих зданий и снижения потерь тепла. Дефициты тепловой энергии по городу на уровне 2030 года составят 2259 Гкал/ч. Размеры дефицита тепловых мощностей показывают, что в городе необходимы новые теплоисточники, тем более, что оборудование на основных существующих теплоисточниках к расчетному сроку отрабатывает свой ресурс и потребует реконструкции (с целью продления срока службы) или замены.
По условиям надежности теплоснабжения целесообразно иметь собственные теплоисточники в каждом округе, однако Концепцией предусматривается расширение основного городского теплоисточника - Ново-Иркутской ТЭЦ.
Новые теплоисточники предусматриваются на органическом топливе. Приход Ковыктинского газа в г. Иркутск дает возможность рассматривать его в качестве топлива основного или резервного, как на существующих, так и на новых источниках тепла. На расчетный срок генерального плана (2020 г.) будут рассмотрены различные варианты теплоснабжения, в т.ч. применение локальных систем теплоснабжения.

Водоснабжение и водоотведение. Для надежности водоснабжения города Концепцией предусматривается и в настоящее время начато строительство нового водозабора мощностью 405 тыс. куб.м/сутки в районе существующего в пади "Ерши" Иркутского водохранилища. Для организации резервного водоснабжения на случай чрезвычайных ситуаций рекомендуется уточнение запасов подземных вод на территории города и строительство подземного водозабора с предварительной очисткой воды в районе Ушаковского месторождения. Дополнительно требуется разведка и других подземных месторождений вокруг г. Иркутска. Для обеспечения надежности водоснабжения необходимо также развитие сети водоводов, насосных станций и строительство дополнительной нитки водовода с левого на правый берег р. Ангары.
Для совершенствования системы водоотведения предусматривается расширение очистных сооружений хозяйственно-фекальной канализации до 250 тыс. куб.м/сутки каждого на левом и правом берегах со строительством сооружений доочистки, утилизации отходов, строительство вторых ниток трубопроводов от всех канализационных насосных станций (КНС) и развитие самотечных коллекторов.
Необходимо строительство организованной системы отведения ливневых стоков с локальными очистными сооружениями в пониженных местах рельефа местности (всего около 8 - 10 площадок, общей мощностью порядка 50 тыс. куб.м/час) с последующим выпуском их в водоемы.

Электроснабжение. Большая часть подстанций города являются общими для городских и промышленных потребителей. Сокращение электропотребления промышленными предприятиями составляет за последние годы ориентировочно до 60%, что позволяет покрывать увеличивающиеся нагрузки коммунально-бытового сектора города. Для более надежной связи с энергосистемой городских потребителей необходима реконструкция 4 существующих подстанций и строительство новой подстанции в перспективной застройке.

ПРИГОРОДНЫЕ И ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ

Территория пригородной зоны города включает в себя земли, примыкающие к границе города и предназначенные для развития территории данного города, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города (территория резерва для развития города), размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций.
В пригородных зонах городов выделяются зеленые зоны, предназначенные для организации отдыха населения, улучшения состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий, а также выполняющие средоформирующие и экологические буферные функции. В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду.
В состав пригородной зоны города Иркутска входит значительная часть территорий Иркутского, Шелеховского, Ангарского административных районов. Юридического статуса пригородная зона до сих пор не имеет.
Концепцией градостроительного развития определена минимально необходимая величина и граница зеленой зоны города. Специфика определения границы пригородной зоны заключается в том, что г. Иркутск является центром городской агломерации, включающей города Ангарск, Шелехов и Усолье-Сибирское. Взаимное расположение городов, их тесные транспортные, трудовые и культурно-бытовые связи требуют решать использование пригородных территорий в увязке с интересами всех городов агломерации. Граница пригородной зоны городов агломерации должна быть определена Территориальной комплексной схемой градостроительного планирования развития части территории субъекта РФ и законом Иркутской области.
Площадь зеленой зоны г. Иркутска, в соответствии с существующими природно-хозяйственными нормами, должна быть не менее 127 тыс. га.
Площадь территории в границах зеленой зоны составляет 263,3 тыс. га, в том числе площадь города в скорректированных границах. Нелесные площади занимают 166,8 тыс. га, лесные массивы, пригодные для отнесения в состав зеленой зоны, - 96,5 тыс. га.
Проектом предусмотрено максимальное сохранение существующих лесных массивов. Участки лесов, прилегающие к застройке, включаются в планировочную структуру как элементы городского озеленения. Леса, расположенные в пределах городской черты, образуют лесопарковую зону. Основные массивы лесопарковых лесов сосредоточены на территории Правобережного округа в восточной части города (окрестности микрорайона Зеленый), в северной части Свердловского округа (Кайская роща), а также в районе ст. Батарейная Ленинского АО. Проектом предусмотрено благоустройство лесопарковых лесов, реконструкция и рекультивация нарушенных лесных ландшафтов.
В лесах зеленой зоны и на побережье Иркутского водохранилища располагаются зоны массового отдыха горожан. Практически вся прибрежная зона водохранилища благоприятна для кратковременного летнего отдыха, за исключением заболоченных участков и крутых склонов. Проектом предусмотрено благоустройство пляжей и прилегающих к ним озелененных ландшафтов.

ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА

Концепцией генерального плана рассмотрено два варианта изменения городской черты, по результатам обсуждения принят первый (минимальный) вариант. Он предусматривает приведение существующей городской черты в соответствие с Земельным кодексом РФ, поскольку в настоящее время городская черта на некоторых участках режет отдельные землепользования. Предусматривается включение в состав территории города застроенных земельных участков в районе Ново-Иркутской ТЭЦ и резервных площадок на Чертугеевском полуострове (верхний бьеф Иркутской ГЭС), а также исключение части земель в северо-восточной части города (главным образом лесных территорий, а также п. Плишкино и п. Искра).

Первый заместитель мэра,
председатель Комитета по
городскому обустройству
администрации г. Иркутска
О.И.ШАНДРУК

Начальник Управления архитектуры
и градостроительства Комитета
по городскому обустройству
администрации г. Иркутска
Е.А.ТРЕТЬЯКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru