ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗС Иркутской области от 26.11.2003 № 32/22-ЗС
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2007 ГГ."
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
"ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2007 ГГ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную социальную программу "Охрана репродуктивного здоровья населения Иркутской области" на 2004 - 2007 гг. (прилагается).
Председатель
Законодательного собрания
Г.В.ИСТОМИН
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 26 ноября 2003 года
№ 32/22-ЗС
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2007 ГГ.
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2007 ГОДЫ
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Наименование программы¦Областная государственная социальная¦
¦ ¦программа "Охрана репродуктивного¦
¦ ¦здоровья населения Иркутской области" на¦
¦ ¦2004 - 2007 годы ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Наименование, дата и ¦Распоряжение губернатора области от¦
¦номер нормативного ¦02.06.2003 № 226-р "О разработке¦
¦акта о разработке ¦областной государственной социальной¦
¦программы ¦программы "Охрана репродуктивного¦
¦ ¦здоровья населения Иркутской области" на¦
¦ ¦2004 - 2008 гг." ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Государственный ¦Администрация Иркутской области ¦
¦заказчик программы ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Ответственный ¦Главное управление здравоохранения¦
¦исполнитель программы ¦администрации Иркутской области ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦Главное управление здравоохранения¦
¦программы ¦администрации Иркутской области во¦
¦ ¦взаимодействии с государственным¦
¦ ¦учреждением "Научный центр медицинской¦
¦ ¦экологии Восточно-Сибирского научного¦
¦ ¦центра Сибирского отделения Российской¦
¦ ¦академии медицинских наук", Иркутским¦
¦ ¦государственным медицинским¦
¦ ¦университетом, Иркутским государственным¦
¦ ¦институтом усовершенствования врачей ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Основные цели ¦- реализация государственной политики в¦
¦программы ¦области охраны репродуктивного здоровья; ¦
¦ ¦- сохранение и улучшение репродуктивного¦
¦ ¦здоровья населения области, повышение его¦
¦ ¦репродуктивного потенциала; ¦
¦ ¦- укрепление репродуктивного здоровья¦
¦ ¦подростков ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Основные задачи ¦1. Расширение комплекса мероприятий по¦
¦программы ¦профилактике нарушений репродуктивного¦
¦ ¦здоровья населения, осуществляемых¦
¦ ¦службами охраны репродуктивного здоровья¦
¦ ¦населения. ¦
¦ ¦2. Внедрение в медицинскую практику¦
¦ ¦современных технологий профилактики,¦
¦ ¦диагностики и лечения, сокращение сроков¦
¦ ¦восстановления утраченного здоровья. ¦
¦ ¦3. Развитие материально-технической базы¦
¦ ¦путем оснащения учреждений¦
¦ ¦здравоохранения лечебно-диагностической¦
¦ ¦аппаратурой и оборудованием; внедрение¦
¦ ¦современных репродуктивных технологий. ¦
¦ ¦4. Внедрение вспомогательных высоко-¦
¦ ¦специализированных технологий лечения¦
¦ ¦бесплодия. ¦
¦ ¦5. Организация повышения квалификации¦
¦ ¦специалистов, работающих в области охраны¦
¦ ¦репродуктивного здоровья. ¦
¦ ¦6. Информационное обеспечение населения¦
¦ ¦по проблемам здорового образа жизни и¦
¦ ¦охраны репродуктивного здоровья ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦Срок реализации программы - 2004 - 2007¦
¦программы ¦годы ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Объемы финансирования ¦Общий объем финансирования мероприятий¦
¦(с расшифровкой по ¦программы за счет средств областного¦
¦годам и источникам) ¦бюджета составляет 25,5 млн. рублей: ¦
¦ ¦2004 год - финансирования из областного¦
¦ ¦бюджета не предполагается; ¦
¦ ¦2005 год - 14000,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2006 год - 6500 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2007 год - 5000 тыс. рублей ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Перечень основных ¦- профилактическая работа с населением по¦
¦мероприятий ¦охране репродуктивного здоровья¦
¦ ¦населения; ¦
¦ ¦- проведение научно-исследовательских¦
¦ ¦работ в области охраны репродуктивного¦
¦ ¦здоровья населения; ¦
¦ ¦- организация повышения квалификации¦
¦ ¦кадров в области охраны репродуктивного¦
¦ ¦здоровья населения; ¦
¦ ¦- организация системы медицинской помощи¦
¦ ¦по охране репродуктивного здоровья ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Исполнитель основных ¦Главное управление здравоохранения¦
¦мероприятий ¦администрации области ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦1. Повышение рождаемости в Иркутской¦
¦результаты реализации ¦области к 2008 году на 10% за счет¦
¦программы ¦снижения перинатальных потерь, внедрения¦
¦ ¦современных репродуктивных технологий¦
¦ ¦лечения бесплодия в браке. ¦
¦ ¦2. Снижение числа абортов к 2008 году с¦
¦ ¦42,5 на 1000 до 32,0 за счет проведения¦
¦ ¦профилактических мероприятий,¦
¦ ¦направленных на охрану репродуктивного¦
¦ ¦здоровья населения. ¦
¦ ¦3. Организация специализированной¦
¦ ¦медицинской помощи девочкам с врожденной¦
¦ ¦патологией репродуктивной системы. ¦
¦ ¦4. Укрепление материально-технической¦
¦ ¦базы учреждений здравоохранения,¦
¦ ¦улучшение организации и повышение¦
¦ ¦качества медицинской помощи в области¦
¦ ¦подростковой гинекологии. ¦
¦ ¦5. Внедрение вспомогательных высоко-¦
¦ ¦специализированных технологий лечения¦
¦ ¦бесплодия в браке и нарушений¦
¦ ¦репродуктивного здоровья. ¦
¦ ¦6. Повышение уровня медицинской культуры¦
¦ ¦населения по вопросам охраны¦
¦ ¦репродуктивного здоровья и здорового¦
¦ ¦образа жизни ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Система организации и ¦Организация исполнения программы¦
¦контроля за ¦осуществляется Главным управлением¦
¦исполнением программы ¦здравоохранения администрации области в¦
¦ ¦установленном порядке. Контроль за¦
¦ ¦исполнением программы осуществляется¦
¦ ¦органами государственной власти,¦
¦ ¦структурными подразделениями¦
¦ ¦администрации области в пределах¦
¦ ¦компетенции в установленном порядке ¦
L----------------------+------------------------------------------
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2007 ГОДЫ
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Охрана репродуктивного здоровья населения Иркутской области при сохранившихся негативных демографических тенденциях стала одним из основных направлений деятельности учреждений здравоохранения, критерием эффективности социальной политики государства.
В Иркутской области за последние три года отмечается увеличение рождаемости до 10,7 в 2001 году (в Российской Федерации - 9,1 на 1000 в 2001 г.). Сохраняется высокая смертность населения. Уровень ее в 2001 году составил 15,1%, в 1999 году - 14,3%.
В связи с особенностями реализации репродуктивной функции особое значение приобретают проблемы охраны репродуктивного здоровья подростков и женщин.
Общеизвестна взаимосвязь и влияние на репродуктивную функцию человека, и в первую очередь женщины, соматических, инфекционных, социально значимых заболеваний, условий труда, питания, уровня и образа жизни в целом и других факторов.
По данным обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения за последние 3 года уровень общей заболеваемости имеет тенденцию к росту и в 2002 году составил: среди детей - 195443,0 на 100000 человек соответствующего возраста; подростков - 167493; взрослого населения - 128039,6, при этом почти у каждой женщины регистрируется 1 - 3 хронических заболевания.
Негативное влияние на состояние репродуктивного здоровья населения оказывают инфекции, передаваемые половым путем, уровень которых остается высоким. Неблагоприятная ситуация отмечается в связи с распространенностью ВИЧ-инфекции, при этом среди ВИЧ-инфицированных быстро возрастает доля женщин - соотношение между мужчинами и женщинами составляет 3:1. По данным статистики только в 2002 году зарегистрировано 315 детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей.
Несмотря на тенденции снижения числа абортов в области до 29973 в 2002 году, уровень их остается еще достаточно высоким.
Рост инфекций, передаваемых половым путем, высокий уровень абортов являются причинами бесплодия в браке. Остается высоким уровень гинекологической заболеваемости.
В настоящее время 15% супружеских пар страдают бесплодием, в структуре бесплодного брака 50 - 60% составляет женское бесплодие.
Высокий процент бездетных пар является со всех точек зрения значимой проблемой и должен рассматриваться как резерв рождения желанных детей, перспективного увеличения репродуктивного потенциала населения. В среднем в Иркутской области каждая 6 - 7 супружеская пара на протяжении жизни сталкивается с проблемами бесплодия. Такое количество случаев нарушения фертильности является проблемой, требующей ее решения на государственном уровне.
Бесплодие часто является причиной разводов, потери интереса к жизни, работе, тяжелых эмоциональных расстройств.
Одной из острейших проблем современного общества в Иркутской области стали проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены влиянию среды и общества.
В настоящее время особое внимание должно быть обращено на охрану репродуктивного здоровья подростков: создание новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию, формирование здорового образа жизни детей и подростков, подготовку детей и подростков к семейной жизни на основе психолого-педагогических методов общения и воспитания.
Практика показывает, что необходимым условием успешной работы по охране репродуктивного здоровья, предупреждению инфекций, передаваемых половым путем, профилактике абортов является широкое санитарное просвещение всех слоев населения, в том числе нравственное и гигиеническое воспитание детей и подростков.
В сложившейся ситуации осуществление государственной политики в сфере охраны репродуктивного здоровья населения Иркутской области является фактором национальной безопасности и обусловливает необходимость формирования областной государственной социальной программы "Охрана репродуктивного здоровья населения Иркутской области" на 2004 - 2007 годы.
Областная государственная социальная программа "Охрана репродуктивного здоровья населения Иркутской области" на 2004 - 2007 годы разработана в соответствии с Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 - 2004 гг. и Планом мероприятий ее реализации, утвержденными решением Коллегии от 11.04.2000 (протокол № 7), Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 № 1270-р, решением Коллегии Минздрава России от 15.10.2002 (протокол № 15) "О мерах по улучшению репродуктивного здоровья населения Российской Федерации", распоряжением губернатора Иркутской области от 02.06.2003 № 226-р "О разработке областной государственной социальной программы "Охрана репродуктивного здоровья населения Иркутской области" на 2004 - 2008 годы". Данная программа разработана на основании раздела "Здравоохранение" Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г., утвержденной Законом области от 11.07.2002 № 33-оз, и носит профилактическую направленность.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
Основными целями программы являются:
- реализация государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья;
- сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения области, повышение его репродуктивного потенциала;
- укрепление репродуктивного здоровья подростков.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
1. Совершенствование организации и расширение комплекса мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения, осуществляемых службами охраны репродуктивного здоровья.
2. Внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения и сокращение сроков восстановления утраченного здоровья.
3. Развитие материально-технической базы путем оснащения учреждений лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием, внедрение современных репродуктивных технологий.
4. Внедрение вспомогательных высокоспециализированных технологий лечения бесплодия.
5. Повышение квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья.
6. Информационное обеспечение населения по проблемам здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья.
Сроки реализации программы: 2004 - 2007 годы.
III. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ
Мероприятия программы реализуются в 2004 - 2007 годах за счет средств областного бюджета:
в 2004 г. - финансирования из областного бюджета не предполагается;
в 2005 г. - в размере 14000,0 тысячи рублей;
в 2006 г. - в размере 6500,0 тысячи рублей;
в 2007 г. - в размере 5000 тысяч рублей.
IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
Государственным заказчиком программы является администрация Иркутской области.
Реализация программных мероприятий осуществляется посредством заключения в установленном порядке государственных контрактов на приобретение товаров (оборудования, реактивов, расходных материалов), выполнение работ, оказание услуг на конкурсной основе. Приобретенные оборудование, реактивы, расходные материалы в установленном порядке оформляются в областную государственную собственность и распределяются между областными государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Оборудование, реактивы, расходные материалы, распределенные муниципальным учреждениям, передаются в муниципальную собственность в установленном порядке.
Контроль за исполнением мероприятий программы, целевым использованием средств областного бюджета осуществляется уполномоченными органами государственной власти области, структурными подразделениями администрации области в установленном порядке.
V. ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Внедрение современных технологий диагностики и лечения, включая эндоскопическую хирургию, обеспечит экономический эффект от использования бюджетных средств (сокращение сроков временной нетрудоспособности, длительности койкодня после хирургического лечения с 11 до 6, расходов на лечение, реабилитацию) в размере 39375,0 тыс. рублей ежегодно. В результате реализации программы экономический эффект составит 145500,0 тыс. рублей, что в 2,6 раза превышает затраты на реализацию программы. Объем эндохирургических методов лечения увеличивается с 10% до 25%.
Социальный эффект от реализации программы связан прежде всего с увеличением рождаемости на 10%, улучшением демографической ситуации в области.
В 2002 году в области родилось 30,5 тыс. человек, что на 14,7 тыс. человек меньше, чем в 1990 году. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,35 рождений на 1 женщину. Внедрение современных технологий лечения бесплодного брака обеспечит повышение рождаемости, снижение числа абортов, что позволит к 2008 году подойти к росту показателя простого воспроизводства населения до 2,0 рождений и увеличить удельный вес детей в общей численности населения до 24% - 26% (за 1999 - 2001 годы удельный вес детей и подростков снизился с 28,2 до 21,1% в общей численности населения, возможно и дальнейшее снижение до 2016 г. до 16,5%). В настоящее время у 18% семей диагностируется бесплодие в браке. В условиях отсутствия в области лаборатории экстракорпорального оплодотворения возможно провести лечение только 50 - 55 семейных пар ежегодно вместо нуждающихся 1500 - 1700 семей.
Основными медико-социальными показателями, характеризующими социально-экономическую эффективность программы, являются:
1. Повышение рождаемости в Иркутской области к 2008 году на 10% за счет снижения перинатальных потерь, внедрения современных репродуктивных технологий лечения бесплодия в браке.
2. Снижение числа абортов к 2008 году с 42,5 на 1000 до 32,0 за счет проведения профилактических мероприятий, направленных на охрану репродуктивного здоровья населения.
3. Снижение гинекологической заболеваемости у детей и подростков.
4. Улучшение качества жизни женщин переходного и позднего репродуктивного возраста.
5. Организация специализированной медицинской помощи девочкам с врожденной патологией репродуктивной системы.
6. Внедрение в практическую деятельность современных медико-психолого-педагогических технологий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья у подростков.
7. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, улучшение организации и повышение качества медицинской помощи в области подростковой гинекологии.
8. Внедрение вспомогательных высокоспециализированных технологий лечения бесплодия в браке и нарушений репродуктивного здоровья.
9. Повышение уровня медицинской культуры населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья и здорового образа жизни.
VI. СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗАКАЗЧИКЕ
И РАЗРАБОТЧИКАХ ПРОГРАММЫ
Государственный заказчик программы - администрация Иркутской области.
Программа разработана Главным управлением здравоохранения администрации Иркутской области во взаимодействии с государственным учреждением "Научный центр медицинской экологии Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук", Иркутским государственным институтом усовершенствования врачей, Иркутским государственным медицинским университетом.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
областной государственной социальной программы
"Охрана репродуктивного здоровья населения
Иркутской области" на 2004 - 2007 годы