ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗС Иркутской области от 28.11.2001 № 12/25-ЗС
(ред. от 09.10.2003)
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2003 ГОДА"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Ведомости ЗС Иркутской области", 20.12.2001, № 12.
Действие областной государственной целевой программы, утвержденной данным документом, приостановлено с 01.01.2002 по 31.12.2002 (Закон Иркутской области от 28.12.2001 № 26/72-оз)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2001 г. № 12/25-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ
КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2003 ГОДА
(в ред. постановления ЗС Иркутской области
от 09.10.2003 № 30/20-ЗС,
с изм., внесенными Законом Иркутской области
от 28.12.2001 № 26/72-оз)
Рассмотрев областную государственную целевую Программу развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года, Законодательное собрание постановляет:
1. Утвердить областную государственную целевую Программу развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года (прилагается).
2. Предложить администрации области при рассмотрении Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год" во 2-м чтении предусмотреть полное финансирование данной Программы.
Председатель
Законодательного собрания
В.М.БОРОВСКИЙ
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 28 ноября 2001 года
№ 12/25-ЗС
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2003 ГОДА
ПАСПОРТ
Наименование Областная государственная целевая Программа
Программы развития коммунальной теплоэнергетики
Иркутской области до 2003 года
Основание Концепция развития и реформирования
для коммунальной теплоэнергетики Иркутской
разработки области, одобрена постановлением губернатора
Программы области от 14.11.2000 № 365-пг
Цели Основными целями Программы являются:
Программы - реконструкция и модернизация существующих
котельных и тепловых сетей с целью
предотвращения возможности возникновения
аварийных ситуаций в системах теплоснабжения
городов, населенных пунктов области;
- снижение затрат на производство тепла для
обеспечения нужд городов и населенных пунктов
области и, как следствие, снижение
дотационной составляющей местных бюджетов
Задачи Задачи, реализуемые в мероприятиях,
Программы предусмотренных Программой, направлены на
решение технических, технологических и
организационных проблем отрасли
Ответственный Комитет по ЖКХ и жилищной политике
исполнитель администрации Иркутской области
Программы
Основные - Комитет по ЖКХ и жилищной политике
разработчики администрации Иркутской области;
Программы - ОГУ "Центр энергоресурсосбережения";
- ООО "НПЦ "Новые технологии для коммунальной
теплоэнергетики"
Заказчик Администрация Иркутской области
основных
мероприятий
Программы
Сроки и 2002 - 2003 годы.
этапы Реализация в один этап
реализации
Программы
Перечень Поставленные цели достигаются с помощью
основных проведения следующих мероприятий:
Мероприятий - ремонт и реконструкция существующих
теплоисточников;
- строительство новых теплоисточников взамен
полностью выработавших свой ресурс котельных;
- ремонт ветхих и аварийных тепловых сетей,
реконструкция и модернизация внутренних
систем теплоснабжения;
- контроль качества, ремонта, реконструкции и
строительства тепловых сетей;
- защита от электрохимической коррозии вновь
построенных, реконструируемых и ремонтируемых
инженерных сооружений и тепловых сетей;
- разработка и производство котлов малой
мощности, отвечающих требованиям
экономичности и имеющих хорошие экологические
показатели;
- проведение единой технической, ценовой и
кадровой политики в отрасли;
- создание инвестиционно привлекательного
климата в отрасли
Источники Финансирование осуществляется за счет средств
финансирования областного бюджета.
Объем финансирования на период с 2002 по 2003
годы составляет 703,26 млн. рублей (в ценах
2001 года), в т.ч. по годам:
2002 - 337,6 млн. рублей,
2003 - 365,66 млн. рублей
Ожидаемые При реализации Программы будут получены
конечные следующие результаты:
результаты - ликвидация возможных очагов
реализации крупномасштабных аварий;
Программы - сокращений бюджетных дотаций на
теплоснабжение;
- стабилизация экономического состояния
отрасли
Система Контроль за реализацией Программы
организации осуществляется Комитетом по
Контроля за жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной
исполнением политике администрации Иркутской области.
Программы Контроль за целевым расходованием бюджетных
средств осуществляется главным распорядителем
бюджетных средств - ГФУ администрации
области, а также иными контролирующими
органами в соответствии с законодательством
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Областная государственная целевая Программа развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области (далее - Программа) разработана на основе Концепции развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики Иркутской области, одобренной постановлением губернатора области от 14.11.2000 № 365-пг.
Программа направлена на решение социальных, технических и экономических проблем коммунальной теплоэнергетики Иркутской области в рамках единого системного подхода.
В результате выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, ожидается перевод коммунальной энергетики из экономически убыточной "остаточной" сферы народного хозяйства в современную высокотехнологическую отрасль со сбалансированной экономикой.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ
Кризисное состояние коммунальной теплоэнергетики Иркутской области обусловлено высоким уровнем затратности этой отрасли, отсутствием экономических стимулов и простых, доступных для муниципалитетов, вариантов решения проблемы снижения издержек на производство тепловой энергии. Высокая степень износа основных фондов по теплогенерирующему и теплосетевому оборудованию, низкий уровень эксплуатации, неэффективная работа предприятий коммунальной теплоэнергетики - все эти факторы вызывают разбалансированность экономики отрасли. Изменение ситуации в сторону повышения экономической и энергетической эффективности требует значительных капитальных вложений, и инвестирование должно носить плановый и системный характер.
Сегодняшнее финансовое состояние предприятий коммунальной теплоэнергетики области фактически полностью исключает системный подход к решению проблемы обеспечения качественного теплоснабжения потребителей за счет собственных средств и средств местных бюджетов. Следовательно, формирование и реализация областной программы реформирования коммунальной теплоэнергетики является той основной базой, в рамках которой возможно систематизированно реализовывать мероприятия по техническому перевооружению отрасли с достижением максимальной экономической эффективности и реальным улучшением качества теплоснабжения населения и объектов социальной сферы.
Система муниципального теплоснабжения является самым крупным потребителем топлива в топливно-энергетическом комплексе области - практически вся территория, которая находится в суровых климатических условиях: расчетные отопительные температуры на юге области близки к -40°C, а на севере достигает -50°C, продолжительность отопительного сезона составляет 240 - 270 суток, среднегодовые температуры отрицательны.
Суммарное нормативное теплопотребление ЖКХ области (без потерь тепла в сетях и у абонентов) равно примерно 25700 тыс. Гкал в год, где около 87% приходится на нагрузку отопления, 13% - на нагрузку горячего водоснабжения. Обеспеченность всех зданий централизованным отоплением в целом по области составляет около 73%, по городам - около 87%, по районам - около 40%.
Коммунальная теплоэнергетика является вторым по величине производителем тепла, вырабатываемого более чем в 1500 котельных, что составляет 28% в общей структуре производства тепла области.
Расход топлива на производство тепла для нужд ЖКХ оценивается на уровне 7,8 млн. т.у.т.
Общая протяженность тепловых сетей области около 3800 км по трассе, из них более половины - (2160 км) муниципальные.
Систематические инструментальные обследования муниципальных котельных области в 2000 - 2001 гг., проводившиеся Институтом систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН, Иркутским государственным предприятием жилищно-коммунального хозяйства (было обследовано более 40 котельных), а также Управлением Иркутскгосэнергонадзора (было обследовано в общей сложности более 350 котельных), показывают, что фактические КПД котлов составляют 32 - 60%, вместо нормативных 75 - 80%, их физический износ находится на уровне 50%, многие котлы морально устарели. Основными причинами снижения экономичности действующих котельных установок являются: использование неподготовленного угля, отсутствие систем водоподготовки, большая доля ручного труда, отсутствие элементарных приборов технологического контроля, низкий уровень обслуживания. Ситуация обостряется тем, что в настоящее время в России не налажено серийное производство угольных котлов малой мощности (от 0,2 до 2 Гкал/ч), отвечающих современным техническим, экономическим и экологическим требованиям при сжигании угля Иркутской области.
Кроме того, при обследовании технического состояния тепловых сетей, проведенном областным государственным унитарным предприятием "Подземметаллзащита" в 1990 - 2001 гг., на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства городов и поселков области показали, что при нормативном сроке службы 25 лет фактический срок службы до первого коррозионного разрушения составляет 3 - 5 лет. Количество ветхих сетей по различным предприятиям ЖКХ области составляет 40 - 80% от общей протяженности.
Нерегулярные и редкие наладки тепловых сетей, несвоевременное решение вопросов их реконструкции привели к тому, что тепловые сети большинства населенных пунктов разрегулированы. Это выражается в завышенных, по сравнению с расчетными, расходах сетевой (в 1,3 - 2 раза) и подпиточной (в 2 - 8 раз) воды, недостатке располагаемых напоров у конечных потребителей, сливах сетевой воды, завышении температуры обратной воды. Многие годы со сливом сетевой воды работают тепловые сети городов Черемхово, Усолье-Сибирское, Тулуна, Усть-Кута, других городов и многочисленных поселков.
Проблемы теплотехнического характера обостряются еще и отсутствием резервирования источников тепловой энергии по электроснабжению и водоснабжению. Резервное питание теплоисточника повышает устойчивость работы основного технологического оборудования, а его отсутствие в аварийной ситуации увеличивает вероятность отключения котельной и разморожения систем теплопотребления. Это подтверждается авариями с отключением и разморожением теплотехнических систем школ с. Бабагай Заларинского р-на и п. Усть-Уда.
Средняя стоимость 1 Гкал тепла на угольных котельных южных районов области (Черемховский р-н, Усольский р-н и др.) составляет 250 - 300 руб./Гкал, на мазутных котельных эта цифра достигает 556 - 600 руб./Гкал. Для северных районов области (Бодайбинский р-н, Нижнеилимский р-н, Усть-Кутский р-н) стоимость отпускаемого тепла на угольных котельных превышает 750 рублей за 1 Гкал. Средний удельный годовой расход тепла на теплоснабжение составляет 0,5 - 0,7 Гкал/кв.м в год. По южным районам себестоимость теплоснабжения составляет 157 - 210 руб./кв.м в год, для северных районов эта цифра достигает 500 - 600 руб./кв.м в год. При сохранении существующих условий в период перехода к 100% оплате населением услуг доля расходов за теплоснабжение в среднем составит от 30 до 45% от совокупного дохода семьи или от 785 до 3000 рублей в месяц.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели:
Программа направлена на реконструкцию и техническое перевооружение полностью выработавших свой ресурс, экономически неэффективных систем теплоснабжения городов и населенных пунктов Иркутской области. Основная цель реализации этих мероприятий заключается в переводе коммунальной теплоэнергетики из технически отсталой и экономически убыточной "остаточной" сферы народного хозяйства в современную высокотехнологичную отрасль со сбалансированной экономикой, способную устойчиво выполнять свою главную социальную функцию - надежно обеспечивать население тепловой энергией требуемого качества. В результате коммунальная энергетика должна приобрести качественно новые свойства:
- устойчивость функционирования системы теплоснабжения населения в режиме самоокупаемости;
- исключение возможности возникновения значительных техногенных аварий;
- способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
- способность эффективно и рационально использовать собственные ресурсы области с применением энергоресурсосберегающих технологий (приоритетное использование в качестве основного вида топлива для коммунальной энергетики бурых углей месторождений Восточной Сибири);
- способность самостоятельно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям;
- стать инвестиционно привлекательной отраслью.
Задачи:
Для достижения указанных целей необходимо последовательно реализовать ряд ключевых задач, в том числе:
- провести реконструкцию аварийных теплоисточников или при необходимости строительство новых взамен полностью выработавших свой ресурс;
- провести замену ветхих тепловых сетей и ремонт внутренних систем теплоснабжения зданий;
- выполнить защиту от электрохимической коррозии инженерных сооружений и тепловых сетей при их ремонте, реконструкции и строительстве;
- сбалансировать себестоимость производства тепловой энергии с учетом минимизации дотационной составляющей при оплате услуг по теплоснабжению;
- разработать и внедрить в повседневную практику предприятий муниципальной теплоэнергетики механизм управления, ориентированный на приоритет экономических параметров хозяйственной деятельности;
- внедрить в коммунальную теплоэнергетику области современные технологии и оборудование, способные эффективно использовать наиболее дешевые для каждой территории топливные ресурсы;
- минимизировать использование для нужд коммунальной теплоэнергетики мазута и других видов энергетического топлива, использование которых приводит к увеличению себестоимости вырабатываемой тепловой энергии;
- внедрить в повседневную практику хозяйственной деятельности в необходимом и достаточном количестве средства контроля, измерений и автоматического регулирования качественных и количественных технологических параметров, непосредственно влияющих на расход топливных ресурсов;
- проводить мероприятия, направленные на внедрение современных информационных технологий, необходимых для обработки получаемой информации и принятия адекватных управленческих решений на основе оперативного анализа технологических процессов;
- сформировать систему взаимодействия местных администраций, администрации области, проектных, научных, производственных предприятий и организаций с целью оказания методической и технической помощи теплоэнергетическим предприятиям муниципальных образований;
- организовывать и координировать систему обучения, подготовки, переподготовки управленческого, инженерного, оперативно-технического персонала для областных и муниципальных теплоэнергетических предприятий;
- разработать и наладить выпуск на предприятиях Иркутской области высокоэффективных водогрейных угольных котлов тепловой мощностью 0,2 - 0,7 Гкал/ч с ручной загрузкой топлива и 0,7 - 2 Гкал/ч с механической загрузкой топлива для эффективного сжигания бурых углей Восточной Сибири;
- создать благоприятный климат для инвестирования в коммунальную теплоэнергетику;
- начать процесс изменения общественного статуса муниципальной теплоэнергетики.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Решение задач, выделяемых Программой, требует проведения комплекса мероприятий, вытекающих из анализа положения дел в коммунальной теплоэнергетике Иркутской области. Эти мероприятия направлены:
- на реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной теплоэнергетики;
- на реализацию единой ценовой, технической, кадровой политики в коммунальной теплоэнергетике.
3.1. Реконструкция и модернизация объектов коммунальной теплоэнергетики
Анализ существующей ситуации показывает, что дисбаланс между затратами на теплоснабжение и объемами возмещения этих затрат существует как вследствие низких доходов населения и ограниченных дотационных возможностей местных бюджетов, так и в вследствие недопустимо высоких непроизводительных расходов в муниципальном теплоснабжении. Ликвидация непроизводительных затрат путем проведения мероприятий по реконструкции систем теплоснабжения городов и населенных пунктов области приведет к ликвидации дисбаланса и станет основным способом достижения поставленных Программой целей и задач.
3.1.1. Реконструкция теплоисточников, тепловых сетей и внутренних систем теплопотребления городов и населенных пунктов области; выполнение мероприятий по защите инженерных сооружений и тепловых сетей от электрохимической коррозии
Мероприятия по реконструкции и модернизации существующих теплоисточников; строительство новых котельных
Мероприятия по реконструкции и модернизации существующих теплоисточников следует разделить на два направления. Первое направление связано с реконструкцией котельных, мощность которых превышает 2 Гкал/ч. Для этой категории котельных основная цель мероприятий состоит в снижении себестоимости производимой тепловой энергии. Для котельных, мощность которых менее 2 Гкал/ч, основные мероприятия должны быть направлены на обеспечение теплоисточников надежным и экономичным котельным и котельно-вспомогательным оборудованием.
Котельные большой мощности (более 2 Гкал/ч)
При проведении мероприятий по реконструкции и модернизации теплоисточников большой мощности предусматривается проведение следующих мероприятий:
- реконструкция низкоэффективных котельных с переводом на экономически целесообразный для данной территории вид топлива (перевод с мазута на уголь: котельные г. Усть-Кута, поселков Лесогорска, Мишелевки, Тайтурки, Михайловки; с мазута на сырую нефть месторождений севера Иркутской области - котельные города Бодайбо). Работы по реконструкции котельных выполняются в комплексе с перекладкой тепловых сетей, защитой их от электрохимической коррозии, а также ремонтом внутренних систем потребителей. Ожидается снижение суммарных затрат на теплоснабжение по данным населенным пунктам с 962708 тыс. рублей в год до 363072 тыс. рублей (экономия составит 599636 тыс. рублей в год, или 62% от уровня существующих затрат);
- централизация теплоснабжения с закрытием нерентабельных котельных (п. Култук, г. Слюдянка, г. Усть-Кут, п. Чунский);
- строительство современных высокоэффективных теплоисточников, теплопроизводительность которых соответствует подключенной нагрузке (п. Радищев, с. Алехино).
Котельные малой мощности (0,2 - 2 Гкал/ч)
При проведении мероприятий по реконструкции и модернизации котельных малой мощности основная проблема заключается в оснащении теплоисточников высокоэффективными котлами. Эта проблема обусловлена тем, что в настоящее время отечественная промышленность не выпускает котлов малой мощности, способных эффективно и с хорошими экологическими показателями сжигать бурые угли месторождений Восточной Сибири, которые являются основным видом топлива для коммунальной теплоэнергетики Иркутской области. В связи с этим становится актуальным поведение работ по созданию и внедрению в коммунальную теплоэнергетику области высокоэффективных котлов теплопроизводительностью до 2 Гкал/ч.
Силами ИСЭМ СО РАН был разработан и введен в эксплуатацию опытно-промышленный образец котла мощностью 0,7 Гкал/ч с высокотемпературной топкой. Котел эксплуатируется в рабочем режиме с октября 1999 г., топливом для него служат рядовые угли месторождений Иркутской области. Результаты регулярных замеров основных технических и экологических параметров показали высокую эффективность его работы (средний эксплуатационный КПД составляет 73 - 75%, выбросы сажи и особенно опасного бенз(а) пирена сокращены в 50 - 100 раз, уровень выбросов оксидов азота соответствует санитарным нормам). Этот котел выбран в качестве базового варианта для дальнейшего совершенствования и создания ряда котлов тепловой мощностью 0,2 - 0,7 Гкал/ч с ручной загрузкой топлива и механизированных котлов теплопроизводительностью 0,7 - 2 Гкал/ч. В рамках программы предусматривается выпуск и установка порядка 200 штук таких котлов. При проведении мероприятий по реконструкции и модернизации котельных малой мощности, кроме внедрения современного котельного оборудования, в рамках данного подпункта Программы предусматривается:
- внедрение современных технологических схем теплоисточников с разделением контуров;
- оснащение теплоисточников высокоэффективным оборудованием для очистки и химической подготовки воды;
- установка оборудования для докотловой подготовки воды.
Мероприятия по реконструкции тепловых сетей и внутренних систем теплопотребления
Мероприятия по реконструкции тепловых сетей и внутренних систем теплоснабжения должны быть в первую очередь направлены на ликвидацию возможных очагов крупномасштабных аварий с размораживанием системы теплоснабжения населенного пункта и аварийным отключением значительного числа потребителей. В рамках этих мероприятий необходимо провести работы, направленные на ликвидацию потерь теплоносителя (и сокращение таким образом подпитки), оптимизацию и наладку режимов работы теплосети, сокращение потерь тепла при транспортировке. Немаловажным при этом является выполнение мероприятий по защите тепловых сетей от коррозии, наладка и реконструкция внутренних систем теплопотребления.
При ликвидации в г. Усть-Куте потерь горячей воды в объеме 2,14 млн. куб.м/год экономия бюджетных средств составит 47,32 млн. рублей в год. Ликвидация потерь горячей воды в г. Черемхово, объем которых составляет 3,465 млн. куб.м/год, позволит снизить расход воды на подпитку теплоисточника с 1100 куб.м/ч до 350 куб.м/ч и приведет к экономии бюджетных средств в размере 24,55 млн. рублей в год. В п. Новая Игирма проведение мероприятий по снижению потерь горячей воды в теплосети может дать экономию бюджетных средств в размере 1,067 млн. рублей в год.
Для получения максимальной экономической эффективности от реализации цикла мероприятий данного подпункта Программы предусматривается внедрение двухконтурных схем в котельных, закрытых систем теплоснабжения, пластинчатых теплообменников, балансировочных клапанов, ЦТП и ИТП.
При проведении работ по реконструкции объектов теплоснабжения городов и населенных пунктов области предполагается обязательная установка приборов контроля и учета тепловой энергии.
Перечень объектов коммунальной теплоэнергетики, реконструкция которых предусмотрена Программой, представлен в Приложении 1, таблица 2.
3.1.2. Реализация "пилотных" проектов; внедрение приборов учета и регулирования потоков тепловой энергии; формирование энергосберегающих зон
Внедрение в коммунальную теплоэнергетику высокоэффективного, современного котельного и котельно-вспомогательного оборудования делает целесообразным выделение объектов для реализации "пилотных" проектов. Реализация "пилотных" проектов позволит сформировать демонстрационно-испытательные полигоны, дающие возможность в реальных условиях опробировать оборудование, а также выявить наиболее перспективные для эксплуатации в условиях Иркутской области технические и технологические решения. В рамках Программы предусматривается реализация следующих "пилотных" проектов:
- установка механизированных котлов разработки ИСЭМ СО РАН теплопроизводительностью до 2 Гкал/ч в поселках Пивовариха и Сосновка;
- установка системы учета и регулирования расхода тепловой энергии для централизованного теплоснабжения в п. Листвянка и г. Братске;
- строительство автоматизированной котельной на сырой нефти в г. Бодайбо.
Перечень "пилотных" проектов представлен в Приложении 1, таблица 2. Внедрение "пилотных" проектов в пос. Сосновка и г. Бодайбо осуществляется в рамках комплексных проектов реконструкции объектов коммунальной теплоэнергетики, изложенных в Положении 1, таблица 2.
3.1.3. Внедрение системы лизинга теплоэнергетического оборудования и специализированной техники
Недостаток средств, необходимых для внедрения высокоэффективного котельного, котельно-вспомогательного оборудования и специализированной техники, который отмечается в бюджетах муниципальных образований, делает актуальным внедрение системы лизинга с применением различных методик привлечения финансовых потоков. Лизинговые операции должны предусматривать следующие направления:
- лизинг высокоэффективного оборудования;
- лизинг специализированной техники и механизмов;
- лизинг автоматизированных систем управления.
Внедрение системы лизинга позволит:
- внедрить в необходимом и достаточном количестве средства контроля качественных и количественных технологических параметров, непосредственно влияющих на расход топливных ресурсов;
- внедрить современные информационные технологии, необходимые для оперативной обработки получаемой информации и принятия адекватных управленческих решений на основе оперативного анализа технологических процессов;
- обеспечить предприятия ЖКХ современной специализированной техникой;
- внедрить современные высокоэффективные технологии и оборудование, приспособленные для эффективного использования наиболее дешевых для каждой территории топливно-энергетических ресурсов в сфере ЖКХ.
Формы поддержки лизинговых отношений в ЖКХ:
1. Финансовая поддержка лизинговых отношений в ЖКХ на территории Иркутской области осуществляется из областного бюджета.
2. Источником средств для поддержки лизинговых отношений в ЖКХ являются средства, определенные законом об областном бюджете на очередной финансовый год и сметой областной государственной целевой программы "Развитие коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года" на финансирование мероприятия по развитию системы лизинговых отношений в ЖКХ в рамках реализации программы.
3. Поддержка лизинговых отношений в ЖКХ юридическим лицам - субъектам лизинговых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства может осуществляться в следующих формах:
а) предоставление лизингодателям бюджетных кредитов на приобретение и передачу в лизинг предприятиям ЖКХ теплоэнергетического оборудования и специализированной техники;
б) предоставление лизингодателям субсидий на частичную компенсацию процентов по привлеченным средствам, полученным для приобретения и передачи в лизинг предприятиям ЖКХ теплоэнергетического оборудования и специализированной техники;
в) предоставление лизингополучателям - предприятиям ЖКХ субсидий на частичную компенсацию суммы лизингового платежа по договору лизинга, предметом которого является приобретение и передача в лизинг предприятиям ЖКХ теплоэнергетического оборудования и специализированной техники;
г) информационная поддержка в рамках проведения курсов повышения квалификации и издания методических материалов по внедрению лизинговых отношений в сферу ЖКХ.
(Абзац введен Постановлением ЗС Иркутской области от 09.10.2003 № 30/20-ЗС)
3.1.4. Проведение энергообследований, коррозионных и технических обследований; паспортизация и нормирование; разработка проектов реконструкции, модернизации и сооружения новых систем теплоснабжения, отвечающих требованиям высокой эффективности и экономичности
Внедрение противозатратных механизмов в коммунальную теплоэнергетику невозможно без организации действенной системы учета и контроля. Предусматривается постепенно на основе инструментальных энергетических обследований разработать для всех систем теплоснабжения населенных пунктов и городов области: 1) энергопаспорта теплоисточников, тепловых сетей и теплопотребителей; 2) нормы потребления ими топлива, электрической и тепловой энергии, нормы потерь энергии и теплоносителя в сетях, нормативный уровень себестоимости производства теплоэнергии; 3) рекомендации по проведению комплекса мероприятий, необходимых для достижения нормативных показателей. В качестве первоочередных объектов для проведения энергетических, коррозионных и технических обследований рассматриваются системы теплоснабжения городов Слюдянка, Нижнеудинск, Тайшет, поселков Култук, Янгель, Радищев, Новая Игирма, Михайловка, Залари.
В рамках мероприятий, включенных в Программу, предусматривается проведение следующих работ:
- поиск и исследование наиболее эффективных способов перевода котельных г. Бодайбо, использующих мазут, на сжигание сырой нефти Ярактинского и Дулисминского месторождений;
- разработка и внедрение оптимальных схем теплоснабжения городов и населенных пунктов области, позволяющих повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий;
- проведение коррозионных обследований и определение технического состояния тепловых сетей;
- разработка, организация производства и внедрение современного высокоэффективного котельного оборудования для коммунальной теплоэнергетики области.
3.2. Проведение единой технической и кадровой политики в коммунальной теплоэнергетике
Взаимодействие администрации области и администраций муниципальных образований строится в рамках сохранения существующей системы распределения административной ответственности между уровнями власти за состоянием муниципальной теплоэнергетики и заключается в формировании единой ценовой, технической и кадровой политики в коммунальной теплоэнергетике. Целью этого взаимодействия является оказание содействия органам местного самоуправления в решении задач, связанных с обеспечением надежного и качественного теплоснабжения населения и повышения при этом экономической эффективности производства и распределения тепловой энергии. В рамках достижения целей, установленных настоящей Программой, государственная поддержка коммунальной теплоэнергетики может осуществляться следующими способами:
- оказание финансовой помощи на ссудно-возвратной основе для проведения реконструкции и технического перевооружения предприятий муниципальной теплоэнергетики. Использование системы финансового лизинга оборудования;
- оказание технической помощи в подготовке и реализации проектов реконструкции;
- организация процесса обучения и повышения квалификации персонала муниципальных теплоэнергетических предприятий для формирования кадрового состава, способного грамотно эксплуатировать современное высокотехнологичное оборудование; оказание консультативной помощи теплоснабжающим предприятиям; обеспечение их технической, нормативной и правовой литературой;
- научно-техническое и организационное сопровождение "пилотных" проектов и их тиражирование с учетом накопленного опыта;
- назначение экспертиз тарифов на теплоснабжение, учитываемых в оплате коммунальных услуг.
Для этого администрация области обеспечивает системный подход в рамках организации проведения вышеуказанных мероприятий.
С этой целью осуществляется:
- взаимодействие и координация усилий федеральных, областных и местных органов власти, организаций, учреждений для реализации мероприятий Программы;
- содержание единой областной аварийно-диспетчерской службы; создание и хранение аварийного технического запаса материалов и оборудования; формирование аварийных бригад, обеспеченных техникой и оборудованием для ликвидации аварий;
- создание областной централизованной службы для обеспечения топливом объектов коммунальной теплоэнергетики;
- эксплуатация реконструированных объектов по согласованию с администрациями муниципальных образований, областным специализированным теплоэнергетическим предприятием.
3.2.1. Создание и внедрение информационно-вычислительных комплексов для управления системами теплоснабжения
Система централизованного теплоснабжения - это сложный технологический комплекс, объединяющий в себе теплоисточник (котельная), систему транспортировки тепла (тепловые сети) и систему распределения тепловых потоков между потребителями (тепловые вводы). Полноценный контроль и управление технологическими и экономическими параметрами системы может быть осуществлен только за счет внедрения современных информационных технологий.
В рамках Программы предусматривается создание программных продуктов единого формата для обеспечения автоматизированными рабочими местами специалистов службы ремонта и эксплуатации, экономиста абонентской службы теплоснабжающего предприятия, службы заказчика, управляющей компании.
Программное обеспечение позволит:
- контролировать работу тепловых сетей и теплоисточника;
- проводить расчеты, необходимые для режимной наладки сети без привлечения специализированных организаций;
- систематизировать проведение расчетов с потребителями.
Кроме того, вместе с программными блоками предприятия-пользователи обеспечиваются необходимой нормативной документацией, база которой будет постоянно обновляться.
Внедрение информационно-вычислительных блоков является обязательным для тепловых систем, реконструкция которых проводится в соответствии с Программой (г. Усть-Кут, г. Черемхово, г. Тайшет, г. Слюдянка, п. Чунский, п. Лесогорск, п. Култук, п. Тайтурка, п. Мишелевка).
3.2.2. Обеспечение муниципальных теплоэнергетических предприятий качественным твердым топливом
Одним из факторов, вызывающих существенное снижение КПД твердотопливных котлов со слоевым сжиганием, является низкое качество топлива, поступающего в котельные муниципальных образований. Различный фракционный состав, большое количество угольной пыли вызывают мехнедожог, химический недожог и ухудшение процесса горения, что приводит к существенным потерям тепловой энергии запасенной в топливе при его сжигании.
Одним из способов решения вышеуказанных проблем является создание условий, при которых мелкие муниципальные котельные обеспечиваются качественным твердым топливом (сортированным или обогащенным углем средних фракций - концентратом) в необходимом количестве и по согласованной стоимости. Это позволит повысить КПД мелких и средних теплоисточников, снизить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, сократить затраты на перевозку угля. Увеличение объемов использования углей месторождений Иркутской области для нужд коммунальной теплоэнергетики сохранит, а возможно, и увеличит количество рабочих мест в угольной промышленности.
3.2.3. Расширение и укрепление производственной и материально-технической базы областных государственных унитарных предприятий ЖКХ и государственных учреждений данной сферы
(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 09.10.2003 № 30/20-ЗС)
Формирование материально-технической базы государственных областных унитарных предприятий ЖКХ и государственных учреждений данной сферы является достаточно сложной задачей как в финансовом, так и в техническом плане. В настоящее время на территории области периодически возникают аварийные ситуации, ликвидация которых силами муниципальных предприятий ЖКХ невозможна. Ситуация обостряется еще и за счет того, что состояние большинства муниципальных предприятий, эксплуатирующих жилищный фонд и объекты ЖКХ, является критическим. Отчасти это обусловлено тем фактом, что передача объектов с баланса ведомственных предприятий часто происходила без передачи материально-производственной базы. Следовательно, главной целью мероприятий, предусмотренных в данном подпункте Программы, является координация действий и оказание помощи при ликвидации очаговых аварий силами областных государственных предприятий ЖКХ.
(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 09.10.2003 № 30/20-ЗС)
Для выполнения предусмотренных данным подпунктом задач необходимо проведение следующих мероприятий:
- целевые субсидии для приобретения специализированной техники и оборудования областным государственным унитарным предприятиям и государственных учреждений данной сферы;
(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 09.10.2003 № 30/20-ЗС)
- создание территориальных филиалов областного теплоэнергетического предприятия для эксплуатации систем теплоснабжения после проведения реконструкции, особенно в городах и районах, предусмотренных Программой;
- организация производства наиболее востребованных видов теплоэнергетического оборудования (котлов, теплообменников, задвижек);
- создание базы для ремонта теплоэнергетического оборудования (задвижек, насосов, электродвигателей, тягодутьевого оборудования, ПМЗ, КИПиА, средств электрохимической защиты);
- приобретение оргтехники, персональных компьютеров и программного обеспечения для оперативности работы и обработки информации.
(Абзац введен Постановлением ЗС Иркутской области от 09.10.2003 № 30/20-ЗС)
Необходимость реализации данного пункта Программы обусловлена еще и тем, что некоторые виды сложных ремонтных работ, требующих сертификации, целесообразно проводить на базе единого областного предприятия, оснащенного всеми необходимыми ресурсами и приборами для поверки и наладки сложного теплотехнического оборудования.
(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 09.10.2003 № 30/20-ЗС)
3.2.4. Обучение, подготовка и переподготовка кадров разных уровней для областных теплоэнергетических систем
Для подготовки кадров, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных Программой, в период с 2001 - 2002 учебного года, предусматривается организация целевой подготовки специалистов за счет средств областного бюджета по различным направлениям, включая получение второго высшего образования в сфере управления и менеджмента с последующим целевым направлением специалистов на работу в систему коммунальной энергетики области, государственные учреждения в сфере ЖКХ, органы государственной власти и местного самоуправления.
(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 09.10.2003 № 30/20-ЗС)
Перечень направлений, по которым осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников сферы коммунальной теплоэнергетики, представлен в таблице 1.
Таблица 1
(в ред. постановления ЗС Иркутской области
от 09.10.2003 № 30/20-ЗС)
4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ И ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Существующая система ценообразования в коммунальной теплоэнергетике, основанная на ограничении рентабельности предприятий-поставщиков тепловой энергии, слабо заинтересовывает в снижении затрат, не создает реальных стимулов повышения эффективности их деятельности. В настоящее время снижение затрат приводит к снижению цены отпускаемого тепла и абсолютной величины прибыли, в то время как рост затрат компенсируется ростом цены. В результате предприятия более заинтересованы в росте, а не в снижении затрат. Подобная практика делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль коммунальной теплоэнергетики.
Для стабилизации функционирования отрасли, повышения экономической рентабельности и надежности теплообеспечения конечных потребителей в Программе представлен цикл мероприятий, система финансового обеспечения которых направлена на достижение максимального экономического эффекта в среднесрочной перспективе.
Для осуществления безотлагательных мероприятий программы муниципальные образования участвуют в реализации мероприятий, указанных в таблице 2, п. 1.1, п. 1.2, и таблице 2 приложения 1, путем привлечения финансовых средств местного бюджета или внебюджетных источников финансирования, только в рамках суммы "общая потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятия" (приложение 1, таблица 2).
(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 09.10.2003 № 30/20-ЗС)
Суммы капитальных вложений, необходимые для проведения мероприятий по реконструкции и модернизации систем теплоснабжения населенных пунктов, обоснованы энергообследованиями и технико-экономическими показателями и представлены в приложении 1, таблица 2. Кроме затрат на проведение технических мероприятий, для достижения наибольшего эффекта в Программе предусмотрены мероприятия, связанные с усовершенствованием кадровой и ценовой политики коммунальной теплоэнергетики области.
Финансово-экономическое обоснование Программы представлено в таблице 2. Данная таблица содержит сведения о проводимых мероприятиях технического и координационного характера, планируемом объеме финансирования по годам с указанием источников финансирования.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем финансирования на период с 2002 по 2003 год составляет 703,6 млн. рублей (в ценах 2001 года), в т.ч. по годам: 2002 - 337,6 млн. рублей, 2003 - 365,66 млн. рублей.
Концепция развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики (одобренная постановлением губернатора области от 14.11.2000 № 365-пг) предусматривает проведение мероприятий с учетом существующего в Иркутской области научно-технического и производственного потенциала и предполагает, что период стабилизации положения в коммунальной теплоэнергетике Иркутской области может занять от 8 до 10 лет. При этом ежегодный объем финансирования должен составлять от 350 до 430 млн. рублей (в ценах по состоянию на 01.07.2001).
Реализация мероприятий по модернизации отрасли даст экономию затрат в объеме 669645 тыс. рублей в год.
Экономическая эффективность от реализации каждого конкретного мероприятия, предусмотренного Программой, определяется комплексом проведенных работ и оценивается при составлении технико-экономического обоснования проекта, составление которого предусмотрено механизмом реализации мероприятий. Развернутые данные по условной экономии средств после проведения мероприятий, предусмотренных Программой, представлены в приложении 1, таблица 2.
В результате реализации мероприятий будет создана финансовая, техническая и технологическая база для перехода коммунальной теплоэнергетики области из экономически убыточной, "отсталой" сферы в современную отрасль народного хозяйства, способную выполнять свою главную цель - надежно обеспечивать население тепловой энергией требуемого качества.
5. МЕХАНИЗМ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ
ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ; ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Для реализации мероприятий Программы предусматривается следующая последовательность действий:
1. Проведение энергетических коррозионных и технических обследований объектов коммунальной теплоэнергетики области.
2. Составление технико-экономического обоснования (ТЭО) на основе рекомендаций, полученных после проведенных обследований.
3. Составление плана работ на год.
4. Составление бюджетной заявки на финансирование мероприятий, обоснованных ТЭО.
5. На основе ТЭО разработка проектно-сметной документации и выбор подрядных организаций и поставщиков оборудования.
6. Производство работ.
7. Приемка в эксплуатацию, постановка объекта на государственный учет, разграничение прав собственности, подготовка персонала.
8. Передача эксплуатирующим организациям полного пакета документации и программного обеспечения для управления технологическими и экономическими параметрами объекта.
9. Мониторинг состояния и результатов работы объекта.
Объемы работ и финансирования мероприятий по конкретному объекту определяются:
- наличием доходных источников областного бюджета;
- возможностью привлечения целевых инвестиций;
- результатами энергетического, коррозионного и технического обследования объектов;
- полученными в ТЭО результатами.
Сроки реализации Программы: 2002 - 2003 гг. Реализация в один этап.
Ответственным за реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, является Комитет по ЖКХ и жилищной политике Иркутской области.
Организационное управление Программой осуществляется Комитетом по ЖКХ и жилищной политике администрации Иркутской области.
Контроль за ее реализацией осуществляется Комитетом по ЖКХ и жилищной политике администрации Иркутской области, Главным финансовым управлением администрации области, Комитетом по экономики, губернатором области, Законодательным собранием.
Финансовый контроль осуществляется уполномоченными органами в соответствии с бюджетным законодательством.
Финансово-экономическое обоснование программы
(в ценах 2001 года с индексацией в последующие годы)
Таблица 2
----T----------------------------------T-----------T---------------------¬
¦ № ¦ Наименование мероприятий, ¦ Сроки ¦ Планируемый объем ¦
¦п/п¦ объекта, проекта ¦реализации ¦ финансирования из ¦
¦ ¦ ¦мероприятий¦ областного бюджета, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ млн. руб. ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦ I. Реконструкция и модернизация объектов коммунальной теплоэнергетики ¦
+---T----------------------------------T-----------T---------------------+
¦1.1¦Реконструкция теплоисточников с¦2002 - ¦Всего: 530,86 ¦
¦ ¦установкой приборов контроля и¦2003 гг. ¦в т.ч. ¦
¦ ¦учета тепловой энергии;¦ ¦2002 - 258,8 ¦
¦ ¦реконструкция тепловых сетей и¦ ¦2003 - 272,06 ¦
¦ ¦внутренних систем теплопотребления¦ ¦ ¦
¦ ¦городов и населенных пунктов¦ ¦ ¦
¦ ¦области, выполнение мероприятий по¦ ¦ ¦
¦ ¦защите инженерных сооружений и¦ ¦ ¦
¦ ¦тепловых сетей от¦ ¦ ¦
¦ ¦электрохимической коррозии;¦ ¦ ¦
¦ ¦бурение скважин ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦1.2¦Создание "пилотных" проектов¦2002 - ¦Всего: 16,0 ¦
¦ ¦современных котельных, объектов¦2003 гг. ¦в т.ч. ¦
¦ ¦учета и регулирования тепловой¦ ¦2002 - 7,0 ¦
¦ ¦энергии, энергосберегающих зон.¦ ¦2003 - 9,0 ¦
¦ ¦Внедрение современных технологий и¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования, способных эффективно¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать наиболее дешевые для¦ ¦ ¦
¦ ¦каждого конкретного населенного¦ ¦ ¦
¦ ¦пункта виды топлива ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦1.3¦Разработка и производство котлов с¦2002 - ¦Всего: 8,0 ¦
¦ ¦ручной загрузкой топлива¦2003 гг. ¦в т.ч. ¦
¦ ¦теплопроизводительностью 0,2 - 0,7¦ ¦2002 - 4,0 ¦
¦ ¦Гкал/ч ¦ ¦2003 - 4,0 ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦1.4¦Разработка и производство¦2002 - ¦Всего: 12,0 ¦
¦ ¦механизированных котлов¦2003 гг. ¦в т.ч. ¦
¦ ¦теплопроизводительностью 0,7 - 2,0¦ ¦2002 - 6,0 ¦
¦ ¦Гкал/ч ¦ ¦2003 - 6,0 ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦1.5¦Внедрение системы лизинга¦2002 - ¦Всего: 70,0 ¦
¦ ¦теплоэнергетического оборудования¦2003 гг. ¦в т.ч. ¦
¦ ¦и специализированной техники ¦ ¦2002 - 30,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦2003 - 40,0 ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦1.6¦Проведение энергоисследований,¦2002 - ¦Всего: 11,4 ¦
¦ ¦коррозионных технических¦2003 гг. ¦в т.ч. ¦
¦ ¦обследований, паспортизация и¦ ¦2002 - 6,4 ¦
¦ ¦нормирование, разработка проектов¦ ¦2003 - 5,0 ¦
¦ ¦реконструкции, модернизации и¦ ¦ ¦
¦ ¦строительства систем¦ ¦ ¦
¦ ¦теплоснабжения ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦ИТОГО по разделу I ¦Всего: 668,26 ¦
¦ ¦в т.ч. ¦
¦ ¦2002 - 312,2 ¦
¦ ¦2003 - 336,06 ¦
+--------------------------------------------------+---------------------+
¦ II. Проведение единой технической и кадровой политики ¦
¦ в коммунальной теплоэнергетике ¦
+---T----------------------------------T-----------T---------------------+
¦2.1¦Создание и внедрение¦2002 - ¦Всего: 4,8 ¦
¦ ¦информационно-вычислительных ¦2003 гг. ¦в т.ч. ¦
¦ ¦комплексов для управления¦ ¦2002 - 2,4 ¦
¦ ¦системами теплоснабжения ¦ ¦2003 - 2,4 ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦2.2¦Совершенствование организационной¦2002 - ¦Всего: 37,9 ¦
¦ ¦структуры управления¦2003 гг. ¦в т.ч. ¦
¦ ¦теплоснабжением. ¦ ¦2002 - 17,9 ¦
¦ ¦Расширение и укрепление¦ ¦2003 - 20,0 ¦
¦ ¦производственной и¦ ¦ ¦
¦ ¦материально-технической базы¦ ¦ ¦
¦ ¦областных государственных¦ ¦ ¦
¦ ¦унитарных предприятий ЖКХ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦2.3¦Обучение, подготовка и¦2002 - ¦Всего: 7,3 ¦
¦ ¦переподготовка кадров разных¦2003 гг. ¦в т.ч. ¦
¦ ¦уровней для областной¦ ¦2002 - 3,1 ¦
¦ ¦теплоэнергетической системы ¦ ¦2003 - 4,2 ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦2.4¦Организационное и информационное¦2002 - ¦Всего: 5,0 ¦
¦ ¦обеспечение Программы, в том числе¦2003 гг. ¦в т.ч. ¦
¦ ¦создание и внедрение¦ ¦2002 - 2,0 ¦
¦ ¦информационно-вычислительных ¦ ¦2003 - 3,0 ¦
¦ ¦комплексов для управления¦ ¦ ¦
¦ ¦системами теплоснабжения ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-----------+---------------------+
¦ИТОГО по разделу II ¦Всего: 55,0 ¦
¦ ¦в т.ч. ¦
¦ ¦2002 - 25,4 ¦
¦ ¦2003 - 29,6 ¦
L--------------------------------------------------+----------------------
Приложение 1
к областной государственной
целевой Программе
развития коммунальной
теплоэнергетики Иркутской
области до 2003 года
Таблица 1
Сводная таблица основных технико-экономических показателей
систем теплоснабжения районов Иркутской области
Перечень объектов, реконструкция которых предусмотрена
в областной государственной целевой программе развития
коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года