Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ГД г. Иркутска от 22.11.2002 № 296-22гД(3)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В Г. ИРКУТСКЕ НА 2003 - 2007 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Иркутск официальный", 20.12.2002, № 8






ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2002 г. № 296-22гД(3)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В Г. ИРКУТСКЕ НА 2003 - 2007 ГОДЫ

В целях устойчивого развития молодежной политики и максимально возможной реализации программ молодежной политики в г. Иркутске, руководствуясь ст.ст. 6, 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 10, 35, 36 Устава города Иркутска, городская Дума решила:

1. Утвердить Концепцию молодежной политики в г. Иркутске на 2003 - 2007 годы (Приложение № 1).

2. Администрации г. Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.

Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение № 1
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 22 ноября 2002 года
№ 296-22гД(3)

КОНЦЕПЦИЯ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В Г. ИРКУТСКЕ НА 2003 - 2007 ГГ.

Часть 1

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Необходимость молодежной политики определяется трудностями жизненного старта, с которыми сталкиваются молодые люди, вступая в жизнь и приобретая права в обществе, обязанности перед ним.
Формируя молодежную политику, необходимо учитывать, что молодежь является одним из общественно - активных слоев населения, имеющим важный потенциальный вес в перспективе. Последнее обусловливает недопустимость недооценки роли и места молодежи.
Молодежная политика, в отличие от традиционной социальной, не сводится только к разработке компенсационных механизмов. Она содержит активный инновационный и производительный аспекты, отражающие трудовой и творческий потенциал молодежи. Это позволяет рассматривать государственную молодежную политику как одно из важных направлений развития стратегических ресурсов общества.
Сложность общественных преобразований повлияла на процессы социализации молодых людей, на все стороны жизни молодого поколения. Изменились содержание и способы разрешения традиционных молодежных проблем, которые в новых исторических условиях должны рассматриваться на принципиально иной основе.
Построение демократического общества с социально ориентированной экономикой невозможно без нравственного и духовного развития молодежи, формирования у молодого поколения иркутян таких качеств, как патриотизм, профессионализм, ответственность, освоения молодежью культурного опыта, достижений мировой цивилизации. Реализация этих целей предполагает активное привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики, касающейся молодежи и общества в целом. Нужно создавать условия для расширения возможностей молодых людей в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха независимо от их материального уровня и социального положения. Только в этом случае окажется действенной основная задача молодежной политики - обеспечение самореализации молодежи.
Настоящий документ определяет основные направления молодежной политики в г. Иркутске на 2003 - 2007 гг., способствующие созданию правовых, экономических, организационных условий для самореализации личности молодого человека, по социальной защите, поддержке самостоятельной трудовой, творческой деятельности молодых людей и является основой для разработки городских социальных программ (подпрограмм) по различным направлениям молодежной политики.

1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ

Молодежная политика (МП) - составная часть социально - экономической политики, которая отражает отношение органов местного самоуправления к проблемам молодежи, определяет экономические, правовые, организационные основы становления и развития молодых граждан, способствует наиболее полной реализации их способностей в интересах общества и государства, развитию молодежных движений и инициатив.
Молодежь - лица в возрасте от 14 до 30 лет.
Молодежные объединения граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод;
Детские общественные объединения - объединения, в которые входит молодежь в возрасте до 18 лет, объединившаяся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

1.3. СУБЪЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Субъектами молодежной политики являются:
- граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории г. Иркутска, в возрасте от 14 до 30 лет;
- молодежные и детские объединения, действующие на территории г. Иркутска;
- филиалы, представительства и иные структурные подразделения международных и российских молодежных и детских объединений;
- иные юридические и физические лица, принимающие участие в осуществлении молодежной политики;
- органы городского самоуправления, реализующие молодежную политику;
- органы государственной власти, реализующие молодежную политику.

1.4. ПРАВОВАЯ БАЗА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Условно нормативную правовую базу в сфере молодежной политики можно разделить на две части: акты, непосредственно касающиеся реализации молодежной политики, и акты, регламентирующие различные сферы общественной жизни и ориентированные, прежде всего, на молодежь.
К первой группе относятся:
Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
постановление Верховного Совета РФ "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" от 03.06.1993 № 5090-1;
Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики", в редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.04.1999 № 456;
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно - патриотическому воспитанию молодежи", в редакции Указа Президента Российской Федерации от 21.04.1997 № 391;
постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", в редакции постановления Правительства РФ от 03.08.1996 № 937;
постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001 - 2005 годы)" в редакции постановления Правительства от 29.05.2002 № 363 и другие.
Ко второй группе относятся:
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
Закон Российской Федерации "Об образовании";
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" и другие.
Среди нормативных правовых актов Иркутской области основополагающее значение имеют Закон Иркутской области "О государственной молодежной политике в Иркутской области" и Закон Иркутской области "Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской области", постановление губернатора Иркутской области "О Концепции региональной государственной молодежной политики в Иркутской области" № 181/636-п от 29.12.2001.

1.5. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В Г. ИРКУТСКЕ. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Современное состояние молодежной политики в г. Иркутске
Основные направления молодежной политики в г. Иркутске определяет муниципальная Программа молодежной политики в г. Иркутске "Молодежь", ежегодно разрабатываемая и утверждаемая городской Думой г. Иркутска. Непосредственным исполнителем Программы является отдел по делам молодежи Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
Реализация Программы "Молодежь" осуществляется во взаимодействии с иными структурными подразделениями администрации г. Иркутска и администрации Иркутской области, Комитетами по управлению округами администрации г. Иркутска, а также на основе договоров с молодежными общественными организациями, другими общественными объединениями г. Иркутска. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета г. Иркутска.
Структурно Программа состоит из 8 разделов (подпрограмм), мероприятия которых формируются на основе накопленного опыта работы отдела по делам молодежи Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, с использованием научных исследований процессов, происходящих в молодежной среде; за основу берутся предложения детских и молодежных общественных объединений.

"Социальная адаптация и защита прав детей и молодежи"
Раздел I предусматривает содействие трудоустройству молодежи, поддержку молодой семьи, социальную поддержку учащейся молодежи, организацию досуговой деятельности учащихся совместно с ассоциацией профсоюзных организаций студентов ВУЗов г. Иркутска. За последние годы успешно развивается система трудоустройства молодежи через студенческие строительные отряды. Активно поддерживаются студенческие педагогические отряды. В Иркутске существует одно из самых многочисленных и наиболее эффективно действующих объединений студенческих педагогических отрядов в России - к 2002 году в Иркутске постоянно действует 14 отрядов общей численностью около 740 чел. (в 1998 - 1999 гг. - 10 отрядов и 450 чел.).
На решение проблем трудоустройства молодежи направлены такие традиционные мероприятия, как профориентационные встречи среднеспециальных учебных заведений со старшеклассниками, "Ярмарки вакансий" (в 2001 году за 1 день работы "Ярмарки вакансий" успешное собеседование с работодателями прошло более 1200 молодых людей), конкурсы профессионального мастерства рабочей молодежи.
Созданное в 1997 году муниципальное унитарное предприятие "Молодежная биржа труда" (МБТ) обеспечивает организационно - контактную, информационно - консультационную, юридическую, психологическую поддержку, профдиагностику, оказывает помощь в вопросах трудоустройства и профессиональной адаптации молодежи в условиях формирующегося рынка труда. Одной из специфических задач, которую на сегодняшний день решает МБТ - это вопросы карьеры молодых специалистов. Для этого создается банк данных перспективных молодых специалистов, обладающих солидным багажом знаний и навыков, необходимых для успешной работы в конкурентных условиях.
Основной целью программы "Азбука молодой семьи" является создание "творческой семейной лаборатории", которая будет заниматься изучением, анализом современной молодой семьи, консультированием, выработкой рекомендаций и методик по устранению причин, способствующих разрушению института семьи. К 2002 году данная программа реализуется в 20 учебных заведений города.

"Профилактика социально - негативных тенденций в молодежной среде"
Анализ профилактической работы показывает, что нецелесообразно ограничиваться мероприятиями по санитарному просвещению в виде лекций и наряду с традиционными формами профилактики необходимо использовать другие возможности, в частности, возможности театрального искусства. Отделом по делам молодежи Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска оказывается посильная помощь в организации и постановке различных спектаклей, выставок; в рамках выделяемых бюджетных средств проводится профилактика социально - негативных тенденций в молодежной среде через новые формы положительного воздействия на сознание молодежи. Ежемесячно проводится информационно - просветительский лекторий по предупреждению распространения наркомании и ВИЧ - инфекции в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, в ВУЗах города.

"Содействие духовному, нравственному и физическому развитию молодежи"
Раздел III состоит из двух подразделов и включает в себя поддержку талантливой молодежи и поддержку духовного и физического развития молодежи, приобщение к занятиям спортом, туризмом.
Законом Иркутской области "О государственной молодежной политике в Иркутской области" № 12-оз от 08.02.2000 одним из приоритетных направлений деятельности муниципальных органов по делам молодежи определена организация свободного времени молодежи, удовлетворение ее потребностей в культурном, физическом развитии, развитие системы культурно - массовых и спортивных мероприятий, содействие духовно - нравственному и физическому развитию молодых людей.
В последние годы реализован ряд новых удачных проектов: "Фестиваль молодых дизайнеров", турнир по "Брейк - дансу", пленер молодых художников "Байкал - жемчужина Сибири", проведение "Фестиваля экстремальных видов спорта"; проводится целенаправленная работа по развитию новых, перспективных организаций.

"Патриотическое и военно - патриотическое воспитание молодежи"
При реализации программных мероприятий данного раздела задействованы как государственные, так и общественные структуры.
Активно поддерживается деятельность общественной молодежной военно - патриотической поисковой организации "Наследие" по проведению краеведческой работы, поисковых экспедиций на места боев при защите Отечества, по поиску советских солдат, погибших при защите Родины;
- в целях усиления военно - патриотического воспитания молодежи проводятся праздничные мероприятия в соответствии с ФЗ РФ "О днях воинской Славы (победных днях) России";
- продолжается работа с ветеранами по изучению боевых и трудовых традиций старшего поколения, изучению новейшей истории России, Российской Армии; в рамках подготовки допризывной молодежи для службы в армии продолжается сотрудничество с городским учебным пунктом по подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах РФ;
- наращивается работа с Театром народной драмы, детским клубом "Илья Муромец" по изучению истории России и родного края для пропаганды образа защитника Отечества, популяризации военной службы.
В последние годы в г. Иркутске сформирована четкая система шефских взаимоотношений администрации г. Иркутска и воинских частей. Ведется работа с допризывной молодежью совместно с воинскими частями Иркутского гарнизона, экипажем АПКР "Иркутск", экипажем самолета - ракетоносца "Иркутск", личным составом ОКПП "Иркутск", личным составом пограничной заставы "Монды" и др.

"Летний отдых"
Специфика работы ОДМ заключается в оказании помощи молодежным общественным организациям г. Иркутска в проведении летних нестационарных (палаточных) лагерей. ОДМ оказывает финансовую, организационную и иную поддержку.
Организованный отдых, оздоровление и занятость детей, подростков и молодежи Иркутска осуществляется посредством привлечения детских и молодежных общественных организаций / объединений, детских клубов по месту жительства, центров и домов творчества, спортивных школ, клубов и секций, профкомов и студенческих клубов ВУЗов города, кафедр педагогики и социальной психологии ВУЗов, студенческого педотрядовского движения, иных организаций, объединений различных форм собственности, как то: структурные подразделения администрации г. Иркутска, воинские части иркутского гарнизона, УВД г. Иркутска, ГЦСЭН, Государственный Прибайкальский национальный парк, Центр сохранения историко - культурного наследия, Поисково - спасательная служба, Противопожарная служба, коммерческие фирмы и пр.
Основными формами организованного отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Иркутска являются летние лагеря различных профилей: спортивные (спортивно - оздоровительные), туристические (спортивно - туристические), экологические, археологические (геологические, этнографические), трудовые, творческие. Основными задачами организации летнего отдыха являются:
- создание условий для укрепления здоровья детей, подростков и молодежи, развитие их гигиенической и физической культуры;
- реализация медико - профилактических, спортивных, образовательных, культурно - досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей, подростков и молодежи.
Особое внимание уделяется организации летнего отдыха подростков, состоящих на учете в ПДН УВД г. Иркутска. Ежегодно в летнем специализированном эколого - туристическом лагере "Дисперадо" активно отдыхают около 300 подростков. Многолетний опыт ОДМ по проведению летних спортивно - оздоровительных лагерей для "трудных" подростков во взаимодействии с городской комиссией по делам несовершеннолетних позволяет сделать вывод о целесообразности подобных проектов, которые, в первую очередь, значительно снижают число правонарушений, совершаемых подростками в период летних каникул. Положительный эффект заключается в том, что подростки оказываются искусственно оторванными от привычного образа жизни, от сложившегося коллектива сверстников, чаще всего - криминального, по сути - от негативного влияния неписаных законов и устоев улицы, усиленного массой свободного времени, отсутствием контроля со стороны учителей и родителей, ощущением так называемой "свободы" и вседозволенности. Чувствуя доброту и заботу взрослых, подросток восполняет то, чего он практически лишен в семье и школе, - ощущение защищенности. Важными моментами являются правильное и регулярное питание, режим дня, соответствующее санитарное состояние и постоянная занятость. Согласно официальным сводкам ГУВД г. Иркутска, в период летней оздоровительной кампании отмечается резкое снижение уровня детской преступности (на 40% в июне - августе по сравнению с весенним и осенним периодами). При этом количество преступлений, совершенных подростками в летний период, благодаря проводимой работе, составляет всего 9,5% от общегодового количества совершенных правонарушений.

"Мероприятия в административных округах г. Иркутска"
Данный раздел предусматривает долевое финансирование мероприятий с молодежью, проводимых специалистами по делам молодежи Комитетов по управлению округами администрации г. Иркутска.

"Социальный заказ"
Под социальным заказом следует понимать заказ администрации г. Иркутска молодежным общественным организациям (объединениям) (далее - Организации) г. Иркутска на проведение воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью г. Иркутска.
Согласно 10-летнему опыту работы, в течение года в ОДМ за помощью обращается более 70-ти Организаций, с которыми ОДМ работает на основании заключенных договоров о сотрудничестве и взаимопомощи. Наиболее крупные Организации: Городской Комитет Российского Союза Молодежи, Клуб традиционного карате - до "Фудокан", Иркутская городская общественная организация детей и молодежи "Байкальский скаут", Женский спортивный клуб "Рекорд".
Приоритетным направлением при сотрудничестве с Организациями ОДМ считает создание условий для воспитания развитой личности. Культурные, спортивные, туристические, экологические, краеведческие и многие другие направления деятельности Организаций позволяют при методической и финансовой поддержке со стороны ОДМ воспитать развитую личность.
Необходимость общей финансовой поддержки Организаций определяется некоммерческим характером их деятельности. Основной проблемой Организаций является недостаток денежных средств. Раздел программы "Социальный заказ" позволяет решить проблему работы руководителей и актива Организаций с детьми, подростками и молодежью путем проведения качественных и социально - значимых мероприятий, улучшения материально - технической базы и развития Организации в целом.

"Организационные вопросы"
Восьмой раздел предусматривает работу, связанную с:
- изданием методических материалов, сборников документов по молодежной политике;
- участием руководителей организаций и специалистов по работе с молодежью в работе семинаров, тренингов, курсов по молодежной политике; проведением социологических исследований, молодежных опросов.

Анализ положения молодежи
В соответствии с Законом Иркутской области "О государственной молодежной политике в Иркутской области", предусматривающим, что формирование молодежной политики осуществляется на основе данных информационно - аналитических, общественных, научных исследований проблем молодежи, Концепция молодежной политики в г. Иркутске на 2003 - 2005 гг. основана на результатах социологического исследования "Молодежь Иркутска", проведенного в 2002 году. Цель исследования - получение информации о положении молодежи в г. Иркутске, процессах, протекающих в молодежной среде, основных проблемах, стоящих перед молодыми жителями города. По данным Иркутского областного Комитета государственной статистики, количество молодежи г. Иркутска в возрасте от 14 до 30 лет в 2002 году составило около 170000 человек. В процессе исследований изучалось 16 проблемных вопросов по 182 позициям. Всего опрошено 5000 респондентов, в том числе 50 экспертов - представителей администраций г. Иркутска и Иркутской области, средств массовой информации, руководителей детских и молодежных общественных организаций. Полученные данные отражают объективную реальность и фиксируют конкретные потребности молодого населения г. Иркутска, которые требуют бюджетного обеспечения.

МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ И ПАТРИОТИЗМ
Идеология патриотизма, развития любви к родному городу является приоритетной в разработке концепции молодежной политики. Не только потому, что она отражает соответствие интересов общества интересам личности и приоритетность обеспечения интересов общества в целом, но и потому, что для Иркутска, по результатам проведенных социологических исследований, именно эта идеологема является наиболее важной. Причина выделения ее в особый разряд имеет под собой веское обоснование. Наполнение городского бюджета по статье "подоходный налог" зависит от количества трудоспособного населения. Как показывают обобщенные ответы молодых людей, живущих в Иркутске, 26,8% молодых иркутян при первой же возможности собираются покинуть родной или ставший родным во время учебы город. Вернее и правильнее будет сказать, что он должен был стать им родным. Но - еще не стал. Отвечая на вполне конкретные вопросы, лишь 25,6% молодых иркутян ответили твердо, что связывают свое будущее с Иркутском.
Причин для формирования миграционного настроения молодых жителей города достаточно много. Выделяются те основные, которые можно и нужно решать в ближайшее время. Таковых несколько. Они были выделены в процессе ответов на сформулированный в анкете вопрос:
"Что в первую очередь нужно сделать, чтобы в Иркутске было хорошо жить?" (ответы размещены по степени убывания)

Благоустроить город 41,1%
Бороться эффективными методами с наркоманией 38,8%
Создавать новые рабочие места 35,4%
Наладить работу милиции, сделать город безопасным 35,3%
Создать льготную систему обеспечения жильем 29,0%
Развивать промышленность, предпринимательство 25,8%
Ввести комплексную программу помощи молодым семьям 21,4%
Организовать отдых горожан (городские праздники,
фестивали) 16,0%
Развивать спорт (новые секции, общегородские
соревнования) 15,8%
Открывать новые учреждения культуры (кинотеатры, клубы) 8,8%

Как видно в целом, среди молодежи нет ожидаемого потребительского отношения к городу и к себе, и распространенные общепринятые утверждения о необходимости в первую очередь развивать развлекательно - оздоровительный спектр молодежной жизни, по мнению самой же молодежи, отходит на последние три позиции. Они, по мнению молодежи, не являются приоритетными направлениями их жизни и могут быть лишь составляющими других программ.

ВНУТРЕННИЙ МИР МОЛОДОГО ИРКУТЯНИНА
Уровень духовности иркутской молодежи, зафиксированный проведенными исследованиями, достаточно высок. Они четко знают, чего хотят, к чему стремятся.
Понимают, что плохо для общества и для них, и знают, как этого избежать. Очень интересны ответы на вопросы, касающиеся гражданской позиции молодых иркутян:
"В чем состоит гражданский долг человека?"

Необходимо заботиться о своей семье и детях 53,5%
Надо соблюдать все действующие в стране законы 37,0%
Надо принимать активное участие в охране природной среды 28,1%
Каждый должен честно трудиться в меру своих способностей 26,8%
Каждому надо ходить на выборы (президента, губернатора,
местных властей) 23,9%
Надо изучать и любить историю своей страны 22,3%
Каждый здоровый молодой мужчина должен послужить в армии 20,6%
Необходимо честно платить налоги 20,4%
Следует интересоваться политикой, международными
событиями 19,4%
Человек должен жить для себя, не думая ни о каком
гражданском долге 7,7%

На первом месте стоят именно общечеловеческие ценности: семья, законопослушность, активная жизненная позиция. И это не юношеский максимализм, не начитанность, не просто желание показаться лучше, чем ты есть на самом деле. Об этом свидетельствует тот факт, что по мере взросления, например, отношение к гражданскому долгу только повышается - с 8,3% в 14 лет до 6,4% в 28 лет.

   -----------------------------------T-------T-------T-------¬

¦ Распределение по возрасту ¦14 - 17¦18 - 23¦24 - 28¦
+----------------------------------+-------+-------+-------+
¦Человек должен жить для себя, не¦ 8,3% ¦ 7,6% ¦ 6,4% ¦
¦думая ни о каком гражданском долге¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+-------+-------+--------


В последнее время СМИ усиленно формируют общественное сознание информацией о том, что у молодежи нет нравственных ориентиров, что будущее нашей страны в опасности, что идет деградация и маргинализация подрастающего поколения.
Конечно, такие процессы в обществе идут, как и в любой другой стране. Но не таким катастрофическим темпом и не в таком объеме, как об этом уже принято думать. В подавляющем своем большинстве молодежь у нас пока здоровая, умеющая ценить и себя, и общество.
Как показывают исследования, зачастую в молодежных проблемах виноваты именно представители старшего поколения.
Вот как, например, характеризует молодежь отношение старших к их проблемам: (данные расположены по мере убывания значения).
"Какие ошибки допускают взрослые в общении с молодежью?"

Взрослые часто отстаивают устаревшие взгляды и
представления 39,9%
Взрослые любят хвалить прошлое и ругать настоящее 33,1%
Они склонны подозревать молодежь в неблаговидных
поступках 32,0%
Они чересчур любят поучать 30,0%
Взрослым людям не хватает самокритичности 13,8%
Взрослые заняты своими делами и мало обращают
внимания на молодежь 9,2%
Молодым людям скучно общаться с взрослыми 7,5%

Похоже, что молодые иркутяне вполне разбираются в своих отношениях со взрослыми и относительно единодушны в своих оценках. Это отголосок извечной проблемы "отцов и детей". И тем не менее, они хотят и могут прислушиваться к мнению взрослых. Если рассмотреть отношение к родителям и преподавателям, то окажется, что в целом хорошие, дружеские отношения с родителями складываются у 45,2% респондентов, а с преподавателями нормальные и деловые у 59,2% респондентов.
Они прекрасно разбираются в проблеме всеобщей наркоманизации общества и в большинстве своем не приемлют наркотики. Лишь 4,6% респондентов заявили о том, что их эта проблема не волнует.
Иркутскую молодежь интересует религия, и в этом вопросе есть положительная динамика.

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ
Если сложить пограничные данные, в результате мы получим, что так или иначе религией интересуются 48,1% и еще не приняли какого-то решения - 26,1% молодых иркутян.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ МОЛОДЕЖИ
"Ваши увлечения в свободное от учебы или работы время?"

Посещаю клубы, дискотеки 31,4%
Увлекаюсь чтением 19,5%
Активно занимаюсь спортом, туризмом 19,1%
Люблю ничего не делать, просто отдыхать, гулять 37,8%
Увлекаюсь прослушиванием музыки (собираю диски, записи,
хожу на концерты) 27,2%
Много занимаюсь хозяйственными делами (по дому,
на садовом, приусадебном участке) 20,4%
Много времени провожу за компьютером 16,6%
Подрабатываю (по вечерам, выходным дням, выполняю
разовые работы) 13,1%
Занимаюсь художественным творчеством (музыкой,
танцами, рисованием, литературой) 8,7%
Достаточно часто хожу в театр, в музеи, на выставки 7,4%
Занимаюсь коммерцией (торговля, перепродажа,
посредничество) 6,0%

Наши молодые практически ничем в этом отношении не отличаются от своих сверстников шестидесятых, семидесятых годов: те же интересы, только модифицированные компьютерной эрой.
И так же ждут, чтобы кто-то разобрался в их проблемах и помог. Однако нигде, ни в одной позиции данного исследования не прослеживалось иждивенческое настроение. Как видно из приведенных выше данных, они не только готовы работать, но и работают. Конечно, можно заострить внимание на ответе "люблю ничего не делать, просто отдыхать". Но если бы его не было, можно было бы считать опрос необъективным. Некоторая инфантильность всегда присуща молодым. Но если данный ответ скоррелировать с ответом на вопрос: "От каких факторов зависит жизненный успех человека?" - "Все зависит от самого человека, его активности, личных качеств - 61,0%", то можно сделать вывод, что все же мы имеем дело с некоторой рисовкой, бравадой, когда молодые говорят о своем "ничегонеделании". На самом деле молодые думают о своем будущем гораздо серьезней.
Общие мировоззренческие позиции молодых иркутян не расходятся с точкой зрения взрослого населения. Молодежь понимает, что нужно учиться, получать хорошее профессиональное образование.
Молодые иркутяне, несмотря на возраст, вполне реалистичны по отношению к экономическому состоянию нашей страны. Они вполне адекватно отвечают на вопрос, оценивающий нынешнее положение страны и ее будущее:

Российская экономика будет успешно и быстро развиваться 8,3%
Будет развиваться положительно, но медленно 39,1%
Трудно сказать 40,9%
Постепенно будут усиливаться отрицательные тенденции 4,6%
Российской экономике вскоре грозит кризис 5,0%
Другое 1,0%

Интересно то, что отвечали на этот вопрос вполне обдуманно. Следовательно, заинтересованно. Обычно открытый вопрос "другое" дает более высокие результаты. Здесь же мы видим, что даже если респонденты в 40,9% ответили, что "трудно сказать", они ответили обдуманно. Ведь даже большинство взрослых респондентов отвечают практически так же: трудно что-то прогнозировать в нашей стране даже на ближайшую перспективу. Радует, что молодежь пытается обдумать вопрос, прежде чем ответить - "не знаю".
Совпадение мировоззренческих позиций молодого населения Иркутска по многим вопросам с представителями других поколений совпало и в случае определения такого понятия, как счастье. Молодые люди видят свое счастье в наличии любимого человека, друзей и семьи. То есть, иными словами, молодое поколение тоже хочет взаимопонимания в кругу людей, которые тебя понимают и ценят.
Состояние счастья - понятие иррационального порядка, и когда несколько поколений сообщества сохраняют одинаковые идеалы, социальная психология обычно фиксирует это как стабильность духовного мира. Это заключение можно считать наиболее важным в ткани проведенного исследования, так как оно позволяет сделать однозначный и очень важный вывод: в Иркутске проживает одухотворенная, целеустремленная и позитивно настроенная молодежь.
Пока она еще оптимистична. Это состояние вообще присуще молодежи. Но если посмотреть на данное понятие уже с точки зрения различных возрастных цензов, можно заметить динамику уменьшения оптимистического настроения. Люди вступают в жизнь. Начинают сталкиваться с теми проблемами, которые были выявлены в данном исследовании. И понимают: не все так прекрасно, как было еще несколько лет назад.
Нетрудно заметить, что с взрослением мнение о том, что все будет в жизни хорошо и прекрасно, уступает вполне реалистичному - понимаю, что жизнь чревата и темными полосами. Если в 14 - 17 лет всего 5,6% школьников думают о предстоящих трудностях, то уже после двадцати лет пессимизм начинает возрастать: 12,7% понимают, что жизнь тяжела.
Учитывая все вышеизложенное, можно сказать, что молодежь понимает, в каком мире она живет. Понимает, что самой ей не справиться с возникающими проблемами. И тем не менее, пока оптимистично смотрит в будущее.

Часть 2

2.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Г. ИРКУТСКА

Молодежная политика является одним из направлений деятельности органов местного самоуправления, нацеленным на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодых людей и развития молодежных объединений, движений и инициатив, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре многонационального Отечества.

Целью молодежной политики в г. Иркутске является обеспечение интересов личности, общества и государства применительно к определенному возрастному контингенту населения. Также интересы сводятся к формированию законопослушных, образованных духовно и физически здоровых граждан, обладающих высокой мотивацией к самореализации во всех сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства.

Основные принципы молодежной политики:
- реализация прав и свобод молодых граждан, гарантированных Конституцией РФ;
- обеспечение единства общегосударственной молодежной политики;
- признание интересов и потребностей молодежи как особой социальной группы и сбалансированности ее законных интересов и прав с интересами и правами других социальных групп общества в целом;
- реализация системного комплексного подхода к решению молодежных проблем, предусматривающего объединение усилий различных социальных институтов;
- координация действий органов местного самоуправления и других участников формирования и осуществления молодежной политики;
- дифференциация молодежных программ и мероприятий в зависимости от возрастных особенностей личности, этапов ее социально - психологического, гражданского, экономического становления;
- укрепление правовых, экономических гарантий, осуществление прав и свобод молодых граждан, неотделимости их от исполнения конституционных обязанностей;
- привлечение молодежи к непосредственному участию в общественно - политической жизни города, формированию молодежной политики, реализации программ социально - экономического развития города;
- преемственность поколений на основе патриотических ценностей народов России;
- содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

Основная идея концепции - развитие в молодых гражданах патриотизма по отношению к городу, в котором мы живем.
Идеология патриотизма, развития любви к родному городу является приоритетной в концепции молодежной политики. Реализация основной идеи - воспитание любви к Иркутску - имеет под собой конкретное наполнение понятия патриотизма. Концепция воспитания патриотизма по отношению к городу, в котором живет молодежь, наполняется конкретными направлениями работы. На основании зафиксированных потребностей молодого населения Иркутска выделяется шесть основных позиций развития молодежной политики.

Основные направления молодежной политики г. Иркутска:
1. Обеспечение условий для духовного, нравственного, патриотического и физического развития молодежи.
2. Создание новых рабочих мест, развитие промышленности, предпринимательства.
3. Вовлечение молодежи в процесс обеспечения правопорядка и безопасности в городе.
4. Развитие льготной системы обеспечения жильем молодежи.
5. Введение комплексной программы помощи молодым семьям.
6. Вовлечение молодежи в общественно - полезный труд по благоустройству города.

1. Обеспечение условий для духовного, нравственного, патриотического и физического развития молодежи
Духовно - нравственное и патриотическое воспитание молодежи является ключевой задачей молодежной политики. Необходимо сохранять и развивать у молодых иркутян стремление к общечеловеческим ценностям: семья, законопослушность, активная жизненная позиция. Духовно - нравственное воспитание должно строиться на основе культурного и этического наследия народов России, исторических традиций патриотизма и гуманизма.
Необходима система организации досуга детей и молодежи, предусматривающая развивающее направление наряду с развлекательным, с ориентацией на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации. При этом досуговая и развлекательная деятельность не должна включать в себя мероприятия, прямо или косвенно наносящие вред нравственному и физическому здоровью детей и молодежи.
При условии создания благоприятных социальных условий талантливый молодой человек сможет беспрепятственно развивать и реализовать на благо города свои дарования. Нужно стимулировать деятельность организаций, общественных объединений, отдельных граждан по поддержке молодых талантов; установить дополнительные премии, пособия для талантливой молодежи, оказывать помощь в создании творческих мастерских, школ. Совершенствованию мастерства будет способствовать дальнейшее развитие системы конкурсов, выставок, конференций, фестивалей творчества талантливой молодежи. Существенным образом на ситуацию сможет повлиять создание культурного городского молодежного центра (Дворца молодежи), который объединит различные сферы деятельности молодежи (танцы, прикладное искусство, кино, театр, КВН, спорт, информационный центр).
Особое внимание следует уделить систематической и направленной деятельности органов местного самоуправления, молодежных и детских общественных организаций по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, чувства любви к Родине, к родному городу. В первую очередь нужно говорить о развитии в молодых иркутянах патриотизма "малой Родины" как прародителе всего отечественного патриотизма. Не пустив корни в родном городе, трудно "болеть" обо всей России. Комплекс продуманных и эффективных мер по созданию оптимальных условий жизни молодых в г. Иркутске позволит изменить ситуацию с миграцией молодежи в лучшую сторону, что скажется в том числе и на экономическом благополучии нашего города.
Особую роль необходимо отвести созданию новых и развитию существующих военно - патриотических клубов, общественных объединений, поисковых отрядов. Сотрудничество с данными общественными объединениями, а также с ветеранскими организациями, подшефными воинскими частями, военными комиссариатами Иркутского гарнизона должно способствовать повышению престижа военной службы у молодых иркутян.
Пристальное внимание должно уделяться физическому развитию молодежи, пропаганде здорового образа жизни. Нужно обеспечить молодежи доступность пользования спортивными объектами, создать условия для развития системы физической культуры и спорта с целью массового вовлечения детей и молодежи в регулярные физкультурно - спортивные занятия, занятия туризмом, техническими, военно - прикладными, народными и национальными видами спорта. Особое место должна занять деятельность по профилактике злоупотребления молодежью веществами с психоактивным действием.

2. Создание новых рабочих мест, развитие промышленности, предпринимательства
В любом обществе молодежь является основным резервом трудовых ресурсов. В настоящее время социальная нестабильность, недостаточное количество рабочих мест по сравнению с численностью трудовых ресурсов препятствуют реализации права молодежи на свободный выбор рода деятельности, на распоряжение своими способностями к труду. Профессиональная ориентация молодежи не соответствует потребности современного рынка труда, наблюдается несоответствие между свободными рабочими местами и профессионально - квалификационным уровнем подготовки молодежи. Молодежь это чутко улавливает.
В целях поддержки предпринимательской деятельности молодежи необходима разработка соответствующих программ, предусматривающих бюджетную поддержку организаций, имеющих в своем составе не менее 75% молодых людей, работающих на постоянной основе, и индивидуальных предпринимателей в возрасте до 30 лет, а также обучение молодежи основам предпринимательской деятельности. Представляется целесообразным льготное кредитование предпринимательской деятельности молодежи путем создания региональных фондов по обеспечению молодежного предпринимательства с привлечением бюджетных и внебюджетных источников.
Необходимо оказание социальной помощи путем предоставления необходимой информации о возможностях временного и вторичного трудоустройства молодежи.

3. Вовлечение молодежи в процесс обеспечения правопорядка и безопасности в городе
Как показывает анализ опыта работы общественных молодежных объединений, структуры по типу РОСТО, дружинников, спортивных объединений, организованные на платной основе, будут иметь возможность реализовать три потребности, отмеченные молодежью практически во всех проводимых опросах, - обеспечение условий для поддержания правопорядка, организацию борьбы с наркоманией и развитие спорта. Дальнейшего развития и обязательной поддержки органов местного самоуправления требует система ВУЗ - безопасность.

4. Льготная система обеспечения жильем молодежи
В кратчайшие сроки следует разработать систему мер по обеспечению молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий молодым семьям в зависимости от числа детей в семье. Система МЖК, ипотечные молодежные кредиты под гарантии городского бюджета, муниципальные молодежные агентства по недвижимости могут обеспечить эффективное использование бюджетных средств и обезопасить их от распыления и ежегодной потребности увеличивать сумму затрат без гарантии решения поставленных задач.

5. Комплексная программа помощи молодым семьям
Основная цель направления деятельности - обеспечение условий для преодоления негативных демографических тенденций и улучшения материального положения молодых семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям - предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой. Необходимо разработать механизмы материального стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них - дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи. Следует рассмотреть вопрос о специальной "иркутской" надбавке к размерам единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, детей военнослужащих срочной службы и детей, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов. Установить дополнительные гарантии для детей - сирот и детей - инвалидов. В области стимулирования семьи к рождению детей представляется необходимым подготовить и внести в установленном законодательством порядке в соответствующие федеральные органы предложения об использовании возможности налоговой политики в отношении физических лиц, для чего предусмотреть налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей. Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья:
- ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;
- создание условий для жизнедеятельности семьи, способствующих возможности рождения, содержания и воспитания нескольких детей и направленных на увеличение количества семей, имеющих 3 - 4 ребенка, путем повышения качества и уровня жизни семей, в том числе улучшения жилищных условий молодежи;
- обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
- повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;
- формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми.

6. Вовлечение молодежи в общественно - полезный труд по благоустройству города
Обеспечение рынка ремонтных услуг для городского населения по обслуживанию жилищно - коммунальной сферы за счет развития молодежно - студенческих структур по типу стройотрядов должно наполнить реальным содержанием потребность молодежи в красивом и чистом месте для жизни, в рабочих местах, обеспеченных муниципальным заказом.
Комплексное решение этих вопросов позволит сформировать в молодежной среде высокое гражданское самосознание, патриотическое отношение к Родине, уважение к ее истории, культуре, традициям, укрепит духовное и физическое здоровье молодого поколения, что в свою очередь позволит эффективно решать задачи, стоящие перед обществом и государством.
Говоря о наполнении всех концептуальных позиций конкретным содержанием, необходимо обратить пристальное внимание на следующие разделы:

Научное и информационное обеспечение молодежной политики
Научное обеспечение молодежной политики призвано на основе исследования социального положения молодежи, ее ценностных ориентации и поведения, изучения опыта реализации МП, оценки ее результатов и эффективности обосновать цели и задачи, содержание и направления ее совершенствования. Научные исследования обеспечивают разработку механизмов и технологий, форм и методов работы с молодежью, критериев эффективности политики государства по отношению к молодым гражданам. Таким образом, научные исследования проблем молодежи являются основой формирования МП. Органы государственной власти организуют исследования проблем молодежи и оказывают поддержку гражданам, организациям в исследовании молодежных проблем. Научные исследования проблем молодежи являются частью комплексных целевых программ молодежной политики.

Информационное обеспечение молодежи
Серьезное влияние на воспитание молодежи, формирование ее мировоззрения оказывает информационная среда. На современном этапе наблюдается тенденция разрушения традиционных ценностных ориентиров. Возникший ценностный вакуум провоцирует распространение среди молодых людей иждивенчества, наркомании, алкоголизма, ухода в тоталитарные секты. В этих условиях особую роль приобретает информационная политика, направленная на утверждение в молодежной среде идеалов патриотизма, национального самосознания, высших моральных ценностей, правового сознания. Информационная политика должна формировать в молодежной среде установки на здоровый образ жизни, способствовать социальной адаптации молодежи.
В наши задачи входит информирование молодых граждан об их правах и обязанностях, о возможностях реализации прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций и других. Молодые граждане должны иметь возможность получения полной информации по вопросам молодежной политики. Для более широкого вовлечения молодежи в реализацию МП органы государственной власти и местного самоуправления должны широко информировать молодежь о планируемых и осуществляемых мероприятиях в сфере молодежной политики. Им следует также оказывать поддержку центрам информации для молодежи, другим организациям, осуществляющим информационное обслуживание молодых граждан, содействовать СМИ в освещении молодежных проблем и мероприятий молодежной политики. Необходимо рассмотреть вопрос о создании специального информационного центра, который проводил бы городскую молодежную политику в средствах массовой информации, или возрождении молодежной газеты. Необходимо проработать возможность создания на базе МУП "Иркутск" молодежных телевизионных программ, молодежных страниц в газетах и на радио, молодежного Интернет - сайта.
Реализация мероприятий по информационному обеспечению молодежи будет способствовать духовно - нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Будет формироваться положительный образ героя нашего времени - патриота, труженика, законопослушного гражданина и честного человека. Необходимо найти такого героя современности.
Молодежь получит доступ к информации по вопросам образования, трудоустройства, организации досуга, деятельности молодежных общественных организаций и другим интересующим ее темам.

Часть 3

3.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

3.1.1. Организационное и кадровое обеспечение молодежной политики
Существующая в настоящее время система реализации молодежной политики заимствовала ряд направлений и методик работы у своего предшественника - ВЛКСМ. Однако, к сожалению, ни юридической, ни организационной преемственности на сегодня не осталось.
Одним из важнейших элементов в этой цепи различных взаимосвязей, работающих именно в направлении решения проблем молодежной политики, является отдел по молодежной политике Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска. Значительную роль играют структурные подразделения администрации города, выполняющие управленческие функции в сфере образования, культуры, спорта, социальной защиты, здравоохранения, и подведомственные им учреждения. К реализации мероприятий молодежной политики могут привлекаться и другие подразделения самых различных органов исполнительной власти, а также общественных и политических организаций.
Соисполнителями большинства мероприятий молодежной политики выступают также молодежные и детские общественные объединения, различные организации, работающие с молодежью. Особое внимание необходимо уделить поддержке молодежных проектов, развитию новых молодежных движений, созданию оптимальных условий для появления новых и, главное, сохранения существующих молодежных организаций. К 2002 году в Иркутске официально зарегистрировано порядка 170 молодежных организаций, работает около 80, все остальные существуют только на бумаге. Необходимо создание молодежного информационного центра при отделе по делам молодежи Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, который будет оказывать консультационные услуги активу молодежных организаций, заниматься сбором, обобщением и структуризацией регионального, российского и международного опыта.
Концептуальное руководство, координацию деятельности и взаимоотношений структурных подразделений администрации г. Иркутска и молодежных организаций может осуществлять Совет молодежи при мэре г. Иркутска.
Организационное укрепление молодежной политики должно сопровождаться ростом ее интеллектуального и кадрового потенциала. Требуется усовершенствовать систему повышения квалификации кадров на базе высших учебных заведений города, а также путем проведения специализированных обучающих семинаров, тренингов, лекториев. Необходимо использовать практику государственного заказа на подготовку специалистов по работе с молодежью.

3.1.2. Научное и информационное обеспечение молодежной политики
Научное обеспечение молодежной политики призвано на основе исследования социального положения молодежи, ее ценностных ориентаций и поведения, изучения опыта реализации МП, оценки ее результатов и эффективности обосновать цели и задачи, содержание и направления ее совершенствования. Научные исследования обеспечивают разработку механизмов и технологий, форм и методов работы с молодежью, критериев эффективности политики государства по отношению к молодым гражданам. Таким образом, научные исследования проблем молодежи являются основой формирования МП. Отдел по делам молодежи Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска организует исследования проблем молодежи и оказывает поддержку гражданам, организациям в исследовании молодежных проблем. Научные исследования проблем молодежи являются частью комплексных целевых программ молодежной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Реализация положений Концепции осуществляется в ходе разработки и исполнения мероприятий молодежной политики, ежегодно утверждаемых мэром г. Иркутска. Для реализации Концепции разрабатываются городские социальные программы (подпрограммы) по различным направлениям молодежной политики.

Председатель Комитета
по делам горожан
Н.А.АЛАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru