Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<РАЗЪЯСНЕНИЕ> УМНС РФ по Иркутской области и УОБАО
"ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ"

Официальная публикация в СМИ:
"Экономика. Право. Менеджмент", 17.08.2002, № 52






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И
УСТЬ-ОРДЫНСКОМУ БУРЯТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) внесена глава 28 "Транспортный налог", вступающая в силу с 1 января 2003 года.
Транспортный налог устанавливается и вводится в действие НК Российской Федерации и принятыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации законами о транспортном налоге, обязательном к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для введения транспортного налога с 1 января 2003 года закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован до 1 декабря 2002 года.
Закон Иркутской области "О транспортном налоге" принят 27 ноября 2002 года (далее по тексту - Закон) и опубликован в газете "Восточно - Сибирская правда" от 28.11.2002.

Налогоплательщики

Плательщиками налога признаются лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства.
Если транспортное средство приобретено и зарегистрировано на имя физического лица, но впоследствии (до 29 июля 2002 года - даты официального опубликования Федерального закона, которым введен транспортный налог) передано им на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством другому лицу, то налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. Физические лица, на имя которых зарегистрированы указанные транспортные средства, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств, представив копию доверенности.
Если от владельца уведомление о передаче транспортных средств на основании доверенности другим лицам в налоговые органы не поступило, то данный гражданин признается налогоплательщиком транспортного налога.
Государственная регистрация в отношении водных транспортных средств (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, яхты, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и иные водные транспортные средства) осуществляется в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 № 24-ФЗ (статья 17), Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (статья 35). Порядок государственной регистрации указанных транспортных средств установлен Приказами Минтранса России от 26.09.2001 № 144 и от 29.11.2000 № 145, а также Приказом Минобороны России от 04.12.2000 № 570 (приложение 3).
Государственная регистрация в отношении воздушных транспортных средств (самолеты, вертолеты и иные воздушные транспортные средства) осуществляется согласно статье 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ в порядке, определенном Приказом Минтранса России от 12.11.1995 № ДВ-110, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2001 № 74.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговые ставки

Статьей 1 Закона для всех видов транспортных средств, независимо от марки и страны изготовления, установлена единая налоговая база в виде мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах, или в виде валовой вместимости транспортного средства. Для транспортных средств, не имеющих двигателя, налоговая база определена как единица транспортного средства. Установленные ставки дифференцированы в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, то есть чем больше мощность, тем выше ставка налога. Для легковых автомобилей они также дифференцированы с учетом срока полезного использования транспортных средств на начало налогового периода. Такой подход направлен на установление социальной справедливости при взимании налога, а именно, чем мощнее, а следовательно, и дороже транспортное средство, тем выше для него установлена предельная налоговая ставка. По аналогичным основаниям установлены более высокие ставки для яхт, катеров, гидроциклов и прочих подобных транспортных средств. Статьей 1 главы 28 Налогового кодекса допускается увеличение (уменьшение) налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Ставки по транспортному налогу для Иркутской области в соответствии с принятым Законом увеличены в среднем в 1,5 раза, за исключением легковых автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет и для которых установленные ставки равны приведенным в статье 361 Налогового кодекса.

Налоговые льготы

Статьей 2 Закона Иркутской области определены категории налогоплательщиков, которые освобождены от уплаты налога в отношении одного легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно. Это инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны (к ветеранам Великой Отечественной войны в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР).

Порядок и сроки уплаты транспортного налога

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. При определении места нахождения транспортных средств следует руководствоваться статьей 83 НК РФ, в соответствии с которой местом нахождения транспортных средств признается: для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника данного имущества.
По разъяснениям Минтранса России местом нахождения морских и речных судов следует считать место нахождения собственника либо лица, владеющего судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также фрахтователя иностранного судна, зарегистрированного в бербоут - чартерном реестре.
Местом нахождения воздушного судна следует считать место нахождения эксплуатанта, на которого зарегистрировано данное судно в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
В связи с этим плательщиками транспортного налога (лицами, на которых зарегистрированы ТС) по водным и воздушным судам следует признавать:
- для судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Российской Федерации капитанами морских торговых портов и капитанами речных портов, расположенных в устьях рек, - правообладателя, то есть собственника, либо лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- для иностранных судов, зарегистрированных в бербоут - чартерном реестре, - фрахтователя судна;
- для судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре филиалами Государственной речной судоходной инспекции (ГРСИ) по бассейнам, - правообладателя, то есть собственника, либо лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- для воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов, - эксплуатанта воздушного судна.
Для иных транспортных средств местом нахождения признается место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника транспортных средств.
В связи с этим местом нахождения наземных транспортных средств (авто-, мототранспортных средств и другой самоходной техники) для обложения транспортным налогом является место государственной регистрации транспортных средств (временной регистрации). При этом органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, регистрируют указанные транспортные средства в соответствующем государственном реестре по адресу места нахождения организации (месту государственной регистрации), месту нахождения обособленных подразделений организации, а также месту жительства физического лица.
Физические лица уплачивают всю сумму налога в срок не позднее 1 августа года налогового периода в соответствии с извещением об уплате налога, полученного от налоговых органов. Обязанность по уплате налога у физических лиц возникает только с момента вручения налогового уведомления.
Для юридических лиц предусмотрена уплата авансовых платежей (порядок расчета авансовых платежей определен пунктом 3 статьи 3 Закона) с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода (налоговым периодом признается год). Срок уплаты авансовых платежей в течение налогового периода - 10-е число первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Срок уплаты налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода, - не позднее 31 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Начальник отдела прочих
налоговых и неналоговых поступлений
УМНС РФ по Иркутской области и УОБАО
В.КАРМАНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru