РЕШЕНИЕ ГД г. Иркутска от 26.07.2002 № 251-19гД(3)
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ Г. ИРКУТСКА ОТ 28.03.2002 № 196-16ГД(3)"
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов городского самоуправления г. Иркутска", 2002, III квартал
Снят с контроля в связи с выполнением (Решение городской Думы г. Иркутска от 17.02.2003 № 325-26гД (3)).
ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА
РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2002 г. № 251-19гД(3)
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
Г. ИРКУТСКА ОТ 28.03.2002 № 196-16ГД(3)
В соответствии с Законом Иркутской области от 24.05.2002 № 17-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год", руководствуясь ст. 75 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ", ст. ст. 6, 15, 36, 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. ст. 32, 55, 71 Закона Иркутской области "О местном самоуправлении в Иркутской области", ст. ст. 35, 36 Устава города Иркутска, городская Дума решила:
1. Внести в решение городской Думы г. Иркутска от 28.03.2002 № 196-16гД(3) "О Комплексной программе социальной поддержки населения г. Иркутска на 2002 год" следующие изменения:
1.1. Приложение 1 изложить в новой редакции (Приложение).
2. Администрации города:
- опубликовать настоящее решение городской Думы г. Иркутска;
- внести в оригинал решения городской Думы г. Иркутска от 28.03.2002 № 196-16гД(3) "О Комплексной программе социальной поддержки населения г. Иркутска на 2002 год" информационную справку о дате внесения в него изменений настоящим решением.
Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
Приложение
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 26 июля 2002 года
№ 251-19гД(3)
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ИРКУТСКА
НА 2002 ГОД
ВВЕДЕНИЕ
Комплексная программа социальной поддержки населения г. Иркутска на 2002 год (далее по тексту - комплексная программа) разработана на основе анализа социально - экономических и демографических показателей г. Иркутска, а также обращений слабозащищенных слоев населения в органы социальной защиты за разного рода помощью.
Представленная программа социальной поддержки населения является дополнением к гарантированному федеральному социальному обеспечению, а также к ряду социальных гарантий и льгот, установленных на федеральном уровне.
Программа призвана способствовать решению наиболее острых проблем малообеспеченного населения, определяя меры, направленные на смягчение отрицательных последствий падения уровня жизни и на частичное поднятие уровня благосостояния граждан слабозащищенных слоев населения, которые в силу неблагоприятных обстоятельств не могут быть экономически активными и обеспечивать себя достаточными доходами.
1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В Г. ИРКУТСКЕ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
Численность постоянного населения в г. Иркутске, по данным Иркутского областного комитета государственной статистики, на 01.01.2001 составила 587 тыс. чел.; из них женщин - 325 тыс. чел. (55,4%), мужчин - 262 тыс. чел. (44,6%), детей до 18-ти лет - 139,6 тыс. чел. Начиная с 1993 г. в г. Иркутске отсутствует естественный прирост населения.
Возрастная структура населения города оценивается как регрессивная, в последние годы сохраняется устойчивая тенденция старения населения, ежегодно наблюдается увеличение количества пенсионеров на 2 - 2,5 тыс. чел. Жителей старше 70 лет в г. Иркутске насчитывается более 37 тысяч. На 01.12.2001 в городе получали пенсии по линии Министерства соцзащиты - 140758 чел., на 01.01.2001 - 138749 чел.
Из получателей пенсий по линии Министерства соцзащиты:
- женщины - 94987 чел. (67,5%);
- неработающие - 101978 чел. (72,4%);
- получатели пенсии:
- по возрасту - 92880 чел. (66,0%);
- по случаю потери кормильца - 11986 чел. (0,95%);
- по инвалидности - 18703 чел. (1,3%);
- за выслугу лет - 2833 чел. (0,2%);
- социальная пенсия - 10847 чел. (0,7%);
------T--------------------T---------------------¬
¦ Год ¦Пенсионеры по линии ¦Изменение численности¦
¦ ¦Минсоцзащиты (чел.) ¦ в % к 1998 году ¦
+-----+--------------------+---------------------+
¦1998 ¦ 134139 ¦ 100% ¦
+-----+--------------------+---------------------+
¦1999 ¦ 136666 ¦ 101,9% ¦
+-----+--------------------+---------------------+
¦2000 ¦ 138749 ¦ 103,4% ¦
+-----+--------------------+---------------------+
¦2001 ¦ 140758 ¦ 104,9% ¦
L-----+--------------------+----------------------
Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально - демографическим характеристикам свидетельствует о наличии следующих основных проблем пожилых граждан: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество, неспособность к самообслуживанию. Различная продолжительность жизни мужчин и женщин, высокая смертность приводят к распаду супружеских пар и росту численности одиноких пожилых людей. Общие отрицательные тенденции в социальном и нравственном здоровье общества сказываются и на отношении к старикам. В большинстве случаев мы сталкиваемся с отсутствием внимания и должной заботы молодого поколения о старшем. Эти факторы в совокупности с недоступностью для большинства пожилых людей дорогостоящего медицинского обслуживания, лекарств, необходимого питания приводят к значительному ухудшению здоровья основной их массы, что в свою очередь напрямую сказывается на их способности к самообслуживанию и передвижению. Число лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, постоянно возрастает. На сегодняшний день муниципальным Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов обслуживаются 960 пенсионеров, большая часть которых по состоянию здоровья нуждается в квалифицированном общем уходе, социально - бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому, а также в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей (посредством социальной реабилитации) и поддержания активного образа жизни.
Прожиточный минимум, установленный по южным районам Иркутской области в расчете на душу населения за III квартал 2001 г., утвержденный постановлением главы администрации Иркутской области от 15.11.2001 № 65/233-пг составил 1707,0 руб., прожиточный минимум для пенсионеров - 1238,0 руб. 76266 пенсионеров (54,2%) из числа всех получателей пенсий г. Иркутска получают пенсии ниже прожиточного минимума.
Рост цен на товары и услуги по г. Иркутску, по данным Иркутского областного комитета государственной статистики, за ноябрь 2001 г. в % к декабрю 2000 г. составил:
- на все товары и платные услуги - 115,38%;
- на продовольственные товары - 115,35%;
- на непродовольственные товары - 112,01%;
- на платные услуги - 119,96%.
Сравнительные данные по размерам пенсии и количеству получателей по линии Министерства соцзащиты на 01.12.2001 приведены в таблице.
В настоящее время в г. Иркутске проживает 43418 инвалидов. Основными причинами инвалидности являются психические расстройства, болезни системы кровообращения, травмы, злокачественные новообразования.
Численность инвалидов по городу на 01.12.2001
-----------------------------------T-----------------------¬
¦ Характер инвалидности ¦ Численность (чел.) ¦
+----------------------------------+-----------------------+
¦I гр. ¦ 4026¦
+----------------------------------+-----------------------+
¦II гр ¦ 26636¦
+----------------------------------+-----------------------+
¦III гр. ¦ 8331¦
+----------------------------------+-----------------------+
¦Инвалиды с детства I гр. ¦ 605¦
+----------------------------------+-----------------------+
¦Инвалиды с детства II гр ¦ 2227¦
+----------------------------------+-----------------------+
¦Инвалиды с детства III гр. ¦ 1432¦
+----------------------------------+-----------------------+
¦Инвалиды ВОВ ¦ 3697¦
+----------------------------------+-----------------------+
¦Дети - инвалиды до 18-ти лет ¦ 4425¦
+----------------------------------+-----------------------+
¦ВСЕГО: ¦ 43418¦
L----------------------------------+------------------------
---------T------------------------------T------------------¬
¦ Год ¦Инвалиды по линии Министерства¦ Изменение ¦
¦ ¦ соцзащиты (чел.) ¦численности в % к ¦
¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦
+--------+------------------------------+------------------+
¦1999 ¦ 39642 ¦ 100% ¦
+--------+------------------------------+------------------+
¦2000 ¦ 42077 ¦ 106,3% ¦
+--------+------------------------------+------------------+
¦2001 ¦ 43418 ¦ 109,5% ¦
L--------+------------------------------+-------------------
По сравнению с прошедшим годом число лиц с ограниченными возможностями возросло на 1341 человека. Состояние здоровья детей продолжает вызывать опасения. Количество детей - инвалидов и инвалидов с детства продолжает оставаться на прежнем уровне. На сегодняшний день в г. Иркутске зарегистрировано 4425 детей - инвалидов до 18-ти лет, а также 4250 инвалидов детства.
Основной задачей общества по отношению к инвалидам наряду с обеспечением их материального благополучия является создание условий для возможностей равного с другими гражданами участия в жизни общества, что достигается в первую очередь посредством социальной реабилитации инвалидов, а также созданием условий для доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. Конечная цель реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, его экономической независимости и социальной адаптации. Одной из важных задач в этом направлении является трудоустройство инвалидов и обеспечение их техническими средствами реабилитации.
Наряду с нетрудоспособными гражданами наиболее социально уязвимыми слоями населения остаются семьи с детьми, диапазон проблем которых очень широк: недостаток средств на подготовку детей к школе, недоступность санаторно - курортного лечения и дорогостоящего медицинского обслуживания, низкий уровень социальной реабилитации детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Одной из самых нуждающихся категорий населения являются семьи, в которых как родители, так и дети - инвалиды. Таких в г. Иркутске - более 200 семей. За чертой бедности зачастую оказываются многодетные и неполные семьи. На 01.08.2001 в г. Иркутске получали пособия на детей, а следовательно, имели доход ниже прожиточного минимума 1330 многодетных семей, в которых воспитывается 5045 детей, а также 6245 одиноких матерей, имеющих 6805 детей.
Все больше нарастает тенденция перехода в категорию малообеспеченных трудоспособных лиц, занятых в бюджетной сфере и получающих зарплату на грани прожиточного минимума. На сегодняшний день самыми социально уязвимыми в материальном плане семьями оказываются те, в которых оба супруга - бюджетники.
Количество граждан, обратившихся по различным вопросам в органы соцзащиты г. Иркутска за 2001 г., - 3095 человек. Основными категориями обращающихся за помощью по-прежнему остаются:
- пенсионеры - 787 чел.;
- инвалиды - 947 чел.;
- пострадавшие от пожаров, затопления - 197 семей;
- по проблемам семьи и детства - 767 чел.
За материальной помощью обратилось 2007 чел., в т.ч.:
- на питание и проживание - 595 чел.;
- на подготовку детей к школе - 235 чел.;
- на приобретение одежды и обуви - 292 чел.;
- на приобретение лекарств и лечение - 142 чел.
К категории малообеспеченных относится большая часть граждан, имеющих право на льготы по федеральным законам, прежде всего это инвалиды, ветераны, жертвы политических репрессий, граждане, пострадавшие от воздействия радиации. На 01.12.2001 в городе проживало 119052 ветерана, в том числе 83254 ветерана труда, 15 Героев Социалистического Труда, 1452 реабилитированных гражданина, 1612 человек, пострадавших от политических репрессий.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
Стратегической целью программы является достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей. Для достижения данной цели и эффективности результата программы необходимо выполнение ряда задач, основной из которых является достижение максимальной эффективности материальных и финансовых ресурсов, направленных на оказание социальной поддержки населения.
Для решения данной задачи необходимо:
- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей, прежде всего с учетом их среднедушевого дохода, и заявительного принципа назначения помощи;
- усиление дифференцированных подходов к реализации права на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных граждан в зависимости от их индивидуальных потребностей, материальной обеспеченности и собственной активности и заинтересованности в решении их проблем;
- совершенствование механизмов предоставления адресной социальной помощи;
- активное использование базы данных нетрудоспособного населения;
- привлечение общественных организаций к решению проблем старости, инвалидности.
III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Оказание первоочередных мер социальной поддержки населения;
- содержание и развитие учреждений социального назначения;
- строительство специальных жилых домов;
- реализация федеральных законов в части предоставления социальных льгот и гарантий.
IV. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить:
- социальную защищенность отдельных категорий граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии помочь себе самостоятельно;
- частичное выравнивание доходов малообеспеченных слоев населения до минимального прожиточного минимума путем оказания материальной и натуральной помощи, предоставления льгот и услуг;
- развитие сети социальных учреждений и укрепление их материально - технической базы;
- развитие жилищного фонда социального использования;
- снижение социальной напряженности в г. Иркутске;
- осуществление социальной реабилитации;
- эффективное использование средств бюджета, предусмотренных на оказание помощи нуждающимся.
V. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
Источниками финансирования комплексной программы являются:
- в части реализации федеральных законов - федеральный и областной бюджеты;
- в части реализации мероприятий по социальной поддержке слабозащищенных слоев населения - бюджет г. Иркутска.
VI. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
Общий контроль за реализацией комплексной программы осуществляет Комитет по делам горожан администрации г. Иркутска.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
НАСЕЛЕНИЯ Г. ИРКУТСКА НА 2002 ГОД