ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗС Иркутской области от 05.10.2006 № 24/43-ЗС
(ред. от 22.11.2008)
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ "ПРАВОПОРЯДОК-2009"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.
Действие документа распространяется на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области (пункт 1 Постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 22.11.2008 № 3/34-ЗС).
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2006 г. № 24/43-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ "ПРАВОПОРЯДОК-2009"
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области
от 19.09.2007 № 34/36-ЗС,
от 22.11.2008 № 3/34-ЗС)
Рассмотрев проект областной государственной целевой программы "О мерах по усилению борьбы с преступностью в Иркутской области на 2007 - 2009 годы "Правопорядок-2009", руководствуясь статьей 26 Устава Иркутской области, Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную целевую программу "О мерах по усилению борьбы с преступностью в Иркутской области на 2007 - 2009 годы "Правопорядок-2009" (прилагается).
Председатель
Законодательного собрания
В.К.КРУГЛОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 5 октября 2006 года
№ 24/43-ЗС
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ "ПРАВОПОРЯДОК-2009"
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области
от 19.09.2007 № 34/36-ЗС,
от 22.11.2008 № 3/34-ЗС)
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
------------------T-------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Областная государственная целевая программа "О мерах по¦
¦программы ¦усилению борьбы с преступностью в Иркутской области на¦
¦ ¦2007 - 2009 годы "Правопорядок-2009" (далее -¦
¦ ¦программа) ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Наименование, ¦Распоряжение губернатора Иркутской области от 25 мая¦
¦дата и номер ¦2006 года № 214-ра "О разработке областной¦
¦правового акта о ¦государственной целевой программы "О мерах по усилению¦
¦разработке ¦борьбы с преступностью в Иркутской области на 2007 -¦
¦программы ¦2009 года "Правопорядок-2009" ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Наименование, ¦ ¦
¦дата и номер ¦ ¦
¦правового акта об¦ ¦
¦утверждении ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства ¦
¦заказчик ¦Иркутской области ¦
¦программы ¦ ¦
¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 № 3/34-ЗС) ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Ответственный ¦Управление Губернатора Иркутской области и¦
¦исполнитель ¦Правительства Иркутской области по правоохранительной и¦
¦программы ¦оборонной работе ¦
¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 № 3/34-ЗС) ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Основной ¦Управление Губернатора Иркутской области и¦
¦разработчик ¦Правительства Иркутской области по правоохранительной и¦
¦программы ¦оборонной работе (далее - Управление) во взаимодействии¦
¦ ¦с Главным управлением внутренних дел по Иркутской¦
¦ ¦области (далее - ГУВД), Восточно-Сибирским управлением¦
¦ ¦внутренних дел на транспорте Министерства внутренних¦
¦ ¦дел Российской Федерации (далее - ВС УВДТ),¦
¦ ¦Восточно-Сибирским филиалом Всероссийского¦
¦ ¦научно-исследовательского института Министерства¦
¦ ¦внутренних дел Российской Федерации (далее - ВСФ ВНИИ¦
¦ ¦МВД), Главным управлением Федеральной службы исполнения¦
¦ ¦наказания Российской Федерации по Иркутской области¦
¦ ¦(далее - ГУФСИН), Восточно-Сибирским институтом¦
¦ ¦Министерства внутренних дел Российской Федерации¦
¦ ¦(далее - ВСИ МВД), Региональным управлением Федеральной¦
¦ ¦службы безопасности Российской Федерации по Иркутской¦
¦ ¦области (далее - РУ ФСБ) ¦
¦(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 19.09.2007 № 34/36-ЗС, от¦
¦22.11.2008 № 3/34-ЗС) ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Основная цель ¦Стабилизация криминогенной ситуации в Иркутской области¦
¦программы ¦путем комплексного решения проблем по обеспечению¦
¦ ¦надлежащего уровня общественной безопасности, защите¦
¦ ¦общественного порядка, защите конституционных прав и¦
¦ ¦свобод граждан, проживающих на территории Иркутской¦
¦ ¦области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Основные задачи ¦1) повышение эффективности борьбы с преступностью,¦
¦программы ¦проявлениями терроризма и экстремизма; ¦
¦ ¦2) развитие системы профилактики правонарушений; ¦
¦ ¦3) совершенствование взаимодействия в пределах¦
¦ ¦установленной законодательством компетенции федеральных¦
¦ ¦органов государственной власти, органов государственной¦
¦ ¦власти Иркутской области и органов местного¦
¦ ¦самоуправления муниципальных образований Иркутской¦
¦ ¦области при решении проблем обеспечения общественной¦
¦ ¦безопасности на территории Иркутской области и охраны¦
¦ ¦правопорядка; ¦
¦ ¦4) улучшение материально-технического обеспечения¦
¦ ¦подразделений милиции общественной безопасности; ¦
¦ ¦5) сохранение и закрепление кадрового потенциала¦
¦ ¦правоохранительных органов в пределах компетенции,¦
¦ ¦обеспечение правовых, социальных, материальных,¦
¦ ¦морально-психологических условий службы; ¦
¦ ¦6) формирование позитивного общественного мнения о¦
¦ ¦правоохранительных органах и результатах их¦
¦ ¦деятельности ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2007 - 2009 годы. ¦
¦реализации ¦Программа реализуется в течение всего периода ¦
¦программы ¦ ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Перечень ¦Программа включает следующие разделы мероприятий: ¦
¦подпрограмм и ¦1) меры по обеспечению взаимодействия¦
¦основных ¦правоохранительных органов с органами государственной¦
¦мероприятий ¦власти Иркутской области и органами местного¦
¦ ¦самоуправления муниципальных образований Иркутской¦
¦ ¦области в решении проблем противодействия терроризму,¦
¦ ¦борьбе с преступностью, правонарушениями в сфере¦
¦ ¦потребительского рынка и коррупцией; ¦
¦ ¦2) меры по материально-техническому обеспечению¦
¦ ¦деятельности милиции общественной безопасности; ¦
¦ ¦3) меры по укреплению кадрового состава¦
¦ ¦правоохранительных органов; ¦
¦ ¦4) меры по профилактике преступности и правонарушений,¦
¦ ¦осуществлению разъяснительной работы среди населения¦
¦ ¦Иркутской области. ¦
¦ ¦Подпрограммы отсутствуют ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Исполнительные органы государственной власти области¦
¦подпрограмм и ¦(самостоятельные структурные подразделения аппарата¦
¦основных ¦Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской¦
¦мероприятий ¦области) во взаимодействии с ГУВД, ВС УВДТ, ВСФ ВНИИ¦
¦ ¦МВД, Региональное управление Федеральной службы по¦
¦ ¦контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области¦
¦ ¦(далее - РУ ФСКН), ГУФСИН, ВСИ МВД, РУ ФСБ, органами¦
¦ ¦местного самоуправления муниципальных образований¦
¦ ¦Иркутской области ¦
¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 № 3/34-ЗС) ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Объемы ¦Объем финансирования реализации программы за счет¦
¦финансирования ¦средств областного бюджета составляет 99996 тыс.¦
¦(с расшифровкой ¦рублей, в том числе: ¦
¦по годам и ¦2007 год - 10866 тыс. рублей; ¦
¦источникам) ¦2008 год - 27728 тыс. рублей; ¦
¦ ¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от¦
¦ ¦22.11.2008 № 3/34-ЗС) ¦
¦ ¦2009 год - 12042 тыс. рублей. ¦
¦ ¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от¦
¦ ¦22.11.2008 № 3/34-ЗС) ¦
¦ ¦Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при¦
¦ ¦формировании областного бюджета на соответствующий¦
¦ ¦финансовый год исходя из возможностей областного¦
¦ ¦бюджета и затрат, необходимых для реализации программы ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦1) улучшение криминогенной ситуации в Иркутской¦
¦конечные ¦области, снижение роста числа преступлений; ¦
¦результаты ¦2) повышение эффективности раскрываемости преступлений;¦
¦реализации ¦3) укрепление материально-технической базы¦
¦программы ¦подразделений милиции общественной безопасности; ¦
¦ ¦4) повышение кадрового потенциала правоохранительных¦
¦ ¦органов; ¦
¦ ¦5) рост уровня доверия населения к правоохранительным¦
¦ ¦органам ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Система ¦Организация и контроль за исполнением программы¦
¦организации и ¦осуществляются в установленном порядке органами¦
¦контроля за ¦государственной власти Иркутской области и иными¦
¦исполнением ¦государственными органами Иркутской области в пределах¦
¦программы ¦их компетенции ¦
L-----------------+--------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Областная государственная целевая программа разработана на основании распоряжения администрации Иркутской области от 25 мая 2006 года № 214-ра "О разработке областной государственной целевой программы "О мерах по усилению борьбы с преступностью в Иркутской области на 2007 - 2009 годы "Правопорядок-2009".
Необходимость ее подготовки вызвана тем, что преступность в Иркутской области (далее - область), несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований. Сохраняется социальная напряженность, которая вызывает обоснованное беспокойство граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких.
Наиболее остро негативные тенденции преступности проявились в ее организованности, уровне вооруженности, корыстной направленности, а также в рецидивной преступности и преступности несовершеннолетних.
За январь - декабрь 2005 года зарегистрировано 82378 преступлений, что на 21,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 31 отделе внутренних дел области. Несмотря на снижение удельного веса тяжких и особо тяжких зарегистрированных преступлений, их количество остается достаточно велико и достигает 34,8%.
Более половины всех зарегистрированных преступлений (58,9%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи (прирост 15,2%), грабежа (прирост - 56,3%), разбоя (прирост - 4,8%).
Почти каждое седьмое (15,8%) зарегистрированное преступление - квартирная кража (всего зарегистрировано 12976).
Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия за отчетный период, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года возросло на 24,9% (всего выявлено 638 преступлений).
За 12 месяцев 2005 года с использованием оружия совершено 863 преступления, в том числе с применением огнестрельного, газового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ совершено 283 преступления.
По сравнению с 2004 годом на 9,7% возросло количество преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 7923 преступления данной категории, их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений составил 9,6%.
Материальный ущерб только от экономических преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил более 2132 млн. рублей, что почти в 2 раза (прирост 80,5%) больше аналогичного показателя 2004 года (1117,4 млн. рублей). Возмещено 777,6 млн. рублей.
Тяжкие и особо тяжкие преступления составили 22,5% от общего количества выявленных преступлений экономической направленности - 1784 преступления.
В общественных местах зарегистрировано 12344 преступления (прирост - 41,9%).
На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 11146 преступлений, в том числе 6019 грабежей (прирост - 56,6%), 2275 краж (прирост - 34,1%), 541 разбойное нападение (прирост - 6,6%).
Выявлено 28427 лиц, совершивших преступления. Удельный вес выявленных за преступления лиц без постоянного источника дохода составляет 64,7%, несовершеннолетних - 14,3%.
Несовершеннолетними в группах совершено 1771 преступление, из них каждое второе совместно с взрослыми лицами.
Практически каждое четвертое оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, каждое шестое (21,7%) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое одиннадцатое (9,9%) - несовершеннолетними или при их соучастии.
Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории области совершено 664 преступления, что на 38% больше, чем за аналогичный период 2004 года. Из них 623 преступления совершили граждане государств - участников СНГ. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 200 преступлений (прирост 19%).
С учетом криминологической оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на состояние преступности (алкоголизация и наркотизация населения, значительный уровень безработицы, низкое материальное обеспечение большей части населения и связанные с этим конфликты в семейно-бытовой сфере), можно прогнозировать достаточно высокий удельный вес тяжких преступлений, в том числе на бытовой почве - от 2% до 5% ежегодно.
Продолжается рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Количество зарегистрированных преступлений указанного вида за 2005 год увеличилось на 11,4%. Отмечается значительный рост числа преступлений, связанных с наркотическими средствами, совершенных организованными группами или преступными сообществами.
Правомерно прогнозировать усиление деятельности преступных сообществ, формирующихся на этнической основе, и связанного с этим увеличения числа насильственных преступлений при оспаривании сфер влияния.
Отсутствие системы надежных социальных гарантий для ранее судимых лиц, сложность трудового и бытового устройства освободившихся из мест лишения свободы служат основными причинами стабильно высокого уровня рецидивной преступности.
Несмотря на принимаемые ГУВД и органами государственной власти области меры по предупреждению правонарушений, продолжается общий прирост преступности, который предполагает увеличение численности осужденных и подследственных в местах лишения свободы. Переполнение учреждений уголовно-исполнительной системы, недофинансирование системы из федерального бюджета влечет за собой обострение проблем коммунально-бытового содержания подследственных и осужденных, привлечения их к труду, медицинского обслуживания.
Остается низким престиж работы в правоохранительных органах, ухудшается их материально-техническое обеспечение и кадровый потенциал, что во многом обусловлено ограниченным финансированием их деятельности. В настоящее время обеспеченность средствами связи, автотранспортом, компьютерной и оргтехникой подразделений милиции общественной безопасности, таких как участковые уполномоченные милиции, подразделения по делам несовершеннолетних, подразделения патрульно-постовой службы, остается крайне низкой.
Комплексное решение вопросов формирования эффективного механизма профилактики преступлений и консолидации усилий правоохранительных органов и органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления), осуществление мер по материально-техническому и кадровому обеспечению правоохранительных органов возможно лишь в рамках программы.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы является стабилизация криминогенной ситуации в области путем комплексного решения проблем по обеспечению надлежащего уровня общественной безопасности, защите общественного порядка, защите конституционных прав и свобод граждан, проживающих на территории области.
Основные задачи программы:
повышение эффективности борьбы с преступностью, проявлениями терроризма и экстремизма;
развитие системы профилактики правонарушений;
совершенствование взаимодействия в пределах установленной законодательством компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области при решении проблем обеспечения общественной безопасности на территории Иркутской области и охраны правопорядка;
улучшение материально-технического обеспечения подразделений милиции общественной безопасности;
сохранение и закрепление кадрового потенциала правоохранительных органов, обеспечение правовых, социальных, материальных, морально-психологических условий службы;
формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной системе и результатах ее деятельности.
Программа реализуется в течение 2007 - 2009 годов.
ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЗАТРАТ
Реализация мероприятий программы потребует выделения бюджетных ассигнований в размере 99996 тыс. рублей, в том числе в 2007 году - 10866 тыс. рублей, в 2008 году - 27728 тыс. рублей, в 2009 году - 12042 тыс. рублей.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 № 3/34-ЗС)
Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации программы.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Ответственным исполнителем программы является Управление.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 19.09.2007 № 34/36-ЗС)
Финансирование программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Расходование средств областного бюджета осуществляется в соответствии с действующим законодательством о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд в рамках областных государственных целевых программ, обеспечиваемых за счет средств областного бюджета.
Финансирование конкретных мероприятий программы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых с организациями в установленном законодательством порядке.
Приобретаемое в рамках реализации программ имущество в установленном порядке передается в государственную собственность области.
Исполнительные органы государственной власти области (самостоятельные структурные подразделения аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области), ответственные за реализацию мероприятий программы, организуют взаимодействие с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, реализующими мероприятия программы в соответствии с законодательством, а также ежемесячно и ежеквартально представляют обобщенную информацию о ходе и результатах выполнения мероприятий программы в Управление.
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 19.09.2007 № 34/36-ЗС, от 22.11.2008 № 3/34-ЗС)
Управление ежемесячно и ежеквартально представляют информацию о ходе финансирования и реализации мероприятий программы в министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области и Департамент финансов области.
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 19.09.2007 № 34/36-ЗС, от 22.11.2008 № 3/34-ЗС)
Управление представляет губернатору области годовой отчет о ходе реализации программы.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 19.09.2007 № 34/36-ЗС)
Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области представляет губернатору области годовой отчет о расходовании выделяемых средств и эффективности их использования.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 № 3/34-ЗС)
Контроль за реализацией программы осуществляется органами государственной власти области и иными государственными органами области в установленном порядке.
ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы позволит добиться следующих результатов:
1) улучшение криминогенной ситуации в области, снижение роста числа преступлений;
2) повышение эффективности раскрываемости преступлений;
3) укрепление материально-технической базы подразделений милиции общественной безопасности, позволяющее более эффективно осуществлять борьбу с преступностью;
4) повышение кадрового потенциала правоохранительных органов;
5) повышение уровня доверия населения к правоохранительным органам.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Система мероприятий программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
1) меры по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов с органами государственной власти области и органами местного самоуправления в решении проблем противодействия терроризму, борьбе с преступностью, правонарушениями в сфере потребительского рынка и коррупцией;
2) меры по материально-техническому обеспечению деятельности милиции общественной безопасности;
3) меры по укреплению кадрового состава правоохранительных органов;
4) меры по профилактике преступности и правонарушений, осуществлению разъяснительной работы среди населения области.
Перечень основных мероприятий программы с указанием сроков исполнения приведен в приложении.
СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗАКАЗЧИКЕ И РАЗРАБОТЧИКАХ
Государственный заказчик программы - аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 № 3/34-ЗС)
Основной разработчик программы - Управление во взаимодействии с ГУВД, ВС УВДТ, ВСФ ВНИИ МВД, ГУФСИН, ВСИ МВД, РУ ФСБ.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 19.09.2007 № 34/36-ЗС)
СВЕДЕНИЯ
О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕМОВ И ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ
(раздел в ред. постановления ЗС Иркутской области
от 22.11.2008 № 3/34-ЗС)
Приложение
к областной государственной
целевой программе
"О мерах по усилению борьбы с
преступностью в Иркутской
области на 2007 - 2009 годы
"Правопорядок-2009"
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области
от 19.09.2007 № 34/36-ЗС,
от 22.11.2008 № 3/34-ЗС)