Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Иркутской области от 07.03.2002 № 10-оз
"О СХЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТЬЮ"
(Принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 20.02.2002 № 16/10-ЗС)

Официальная публикация в СМИ:
"Восточно-Сибирская правда", 15.03.2002 (спецвыпуск);
"Ведомости ЗС Иркутской области", № 16, 15.03.2002


Утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 26.12.2003 № 82-оз.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования (статья 23 данного документа).



7 марта 2002 года № 10-оз

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О СХЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТЬЮ

Принят
постановлением
Законодательного собрания
Иркутской области
от 20 февраля 2002 года
№ 16/10-ЗС

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Иркутской области, Договором Иркутской области и Усть - Ордынского Бурятского автономного округа, законами Иркутской области утверждается схема управления Иркутской областью (далее - область).
Схема управления областью определяет общую систему взаимодействия органов власти на территории области, включающую структуру организации государственных органов области, основы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих функции управления на территории области.
Под функциями управления в настоящем Законе понимаются представительные, нормотворческие, исполнительно - распорядительные, юрисдикционные, контрольные, надзорные, избирательные и иные функции публично - властного характера, осуществляемые на территории области указанными в настоящем Законе государственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Статья 2. Органы, осуществляющие функции управления на территории области

Функции управления на территории области осуществляют следующие органы (далее - органы управления областью):
а) Губернатор области;
б) Законодательное собрание области;
в) администрация области и иные органы исполнительной власти области;
г) суды области;
д) Избирательная комиссия Иркутской области;
е) Контрольно - счетная палата области;
ж) федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы;
з) органы местного самоуправления.
В целях настоящего Закона под государственными органами области понимаются органы, указанные в пунктах "а" - "е" настоящей статьи.

Статья 3. Основы деятельности и взаимодействия органов управления областью

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами деятельность и взаимодействие органов управления областью осуществляются на основе:
а) государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
б) распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, включая область;
г) осуществления областью нормативно-правового регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и области в соответствии с федеральными законами;
д) полноты государственной власти области вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области;
е) единства системы государственной власти;
ж) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти;
з) образования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области единой системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области;
и) невключения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти;
к) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области;
л) самостоятельного осуществления органами государственной власти области принадлежащих им полномочий;
м) самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
2. Территориальные подразделения органов исполнительной власти области образуются с учетом административно - территориального устройства области.
3. По вопросам своей деятельности органы управления областью принимают акты нормативного и ненормативного характера.

Статья 4. Взаимодействие органов государственной власти области и Усть - Ордынского Бурятского автономного округа

Органы государственной власти области и Усть - Ордынского Бурятского автономного округа взаимодействуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами между органами государственной власти области и Усть - Ордынского Бурятского автономного округа.

Глава 2

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТЬЮ

Статья 5. Губернатор области

1. Губернатор области является высшим должностным лицом области, осуществляет общее руководство областью, представляет область в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляет иные полномочия от имени области, обеспечивает взаимодействие между Законодательным собранием области и администрацией области.
2. Полномочия Губернатора области и порядок его деятельности устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами области.

Статья 6. Законодательное собрание области

1. Законодательное собрание области является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области.
2. Законодательное собрание области осуществляет законодательное регулирование по вопросам, находящимся в ведении области и совместном ведении Российской Федерации и области, а также самостоятельно или через Контрольно - счетную палату области осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением областного бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения областной государственной собственностью.
3. Полномочия Законодательного собрания области и порядок его деятельности устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами и иными правовыми актами области.

Статья 7. Администрация области

1. Администрация области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.
2. Полномочия администрации области и порядок ее деятельности устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами области, правовыми актами Губернатора области.

Статья 8. Органы исполнительной власти области

1. Органы исполнительной власти области - органы специальной компетенции, осуществляющие на территории области исполнительно - распорядительную, контрольную и иную деятельность в отдельных (подведомственных) отраслях и сферах государственного управления.
2. Органы исполнительной власти области формируются администрацией области на основании федеральных законов, Устава Иркутской области, настоящего Закона и иных областных нормативных правовых актов.
3. Руководство работой органов исполнительной власти области и контроль за их деятельностью осуществляются администрацией области в соответствии с законодательством области.
4. Руководители органов исполнительной власти области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором области.
Заместители руководителей органов исполнительной власти области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором области по представлению руководителя соответствующего органа исполнительной власти области.
5. Органы исполнительной власти области формируются для осуществления управления в следующих сферах:
а) комплексное планирование и прогнозирование социально - экономического развития области;
б) государственное регулирование экономики области, в том числе в сфере топливно - энергетического комплекса, химической и лесной промышленности, агропромышленного комплекса области, машиностроения;
в) комплексное социально - экономическое развитие области, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
г) управление областной государственной собственностью;
д) управление областными финансами;
е) природопользование и охрана окружающей природной среды;
ж) социальная защита, охрана здоровья и обеспечение занятости населения;
з) координация международных и межрегиональных связей области;
и) обеспечение законности, охраны общественного порядка, мобилизационной подготовки, обороны и пожарной безопасности;
к) государственное регулирование цен (тарифов) на территории области;
л) архитектура, строительство, жилищно - коммунальное хозяйство, проведение областной жилищной политики;
м) физическая культура, спорт, туризм;
н) фармацевтическая деятельность и производство лекарств;
о) развитие транспорта, связи на территории области;
п) формирование и реализация областной государственной молодежной политики;
р) формирование областной государственной информационной и технической политики в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
с) национальные и религиозные отношения;
т) общее и профессиональное образование, наука и культура;
у) лицензирование отдельных видов деятельности;
ф) координация взаимодействия органов исполнительной власти области с иными государственными органами и органами местного самоуправления;
х) координация взаимодействия органов исполнительной власти области с общественными объединениями;
ц) поддержка предпринимательской деятельности;
ч) иные сферы управления в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 9. Суды области

1. К судам области относятся:
а) Уставный суд области;
б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции области.
2. Организация и порядок деятельности судов области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами области.

Статья 10. Избирательная комиссия Иркутской области

1. Избирательная комиссия Иркутской области обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляет подготовку и проведение выборов и референдумов на территории области, а также в случаях, предусмотренных законами области, реализацию и защиту прав граждан на участие в отзыве выборных лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.
2. Статус, порядок деятельности и полномочия Избирательной комиссии Иркутской области регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами области.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ утратил силу через 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------


Статья 11. Контрольно - счетная палата области

1. Контрольно - счетная палата области образуется Законодательным собранием области для осуществления его контрольных функций и подотчетна ему.
2. Статус, порядок деятельности и полномочия Контрольно - счетной палаты области определяются Уставом Иркутской области и законами области в соответствии с федеральными законами.

Статья 12. Федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы

1. Порядок осуществления федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами функций управления на территории области устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти осуществляют на территории области исполнительно - распорядительную, контрольную и иную деятельность в соответствии с федеральным законодательством.
3. Федеральные суды осуществляют правосудие на территории области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными законами. Создание и упразднение федеральных судов на территории области производятся федеральным законом.
4. Организация и порядок деятельности иных федеральных государственных органов на территории области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 13. Органы местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области обеспечивают решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований области.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области могут наделяться отдельными государственными полномочиями области.

Глава 3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТЬЮ

Статья 14. Взаимодействие Губернатора области, Законодательного собрания области, администрации области, органов исполнительной власти области

1. Губернатор области, Законодательное собрание области, администрация области, органы исполнительной власти области взаимодействуют:
а) при осуществлении областью законодательного регулирования по вопросам своей компетенции;
б) при заключении от имени области договоров с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и осуществлении внешнеэкономических связей области;
в) при назначении мировых судей области и судей Уставного суда области, формировании Избирательной комиссии Иркутской области;
г) при согласовании назначения на должность первого заместителя главы администрации области;
д) при выражении недоверия (доверия) Губернатору области, а также при выражении недоверия первому заместителю главы администрации области; при роспуске Законодательного собрания области, отставке Губернатора области;
е) при согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных государственных органов в случаях, предусмотренных федеральными законами;
ж) при осуществлении контроля за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
з) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами области.
2. Губернатор области, Законодательное собрание области, администрация области, органы исполнительной власти области взаимодействуют в формах:
а) направления правовых актов Губернатора области, нормативных правовых актов администрации области, иных органов исполнительной власти области в Законодательное собрание области;
б) направления Законодательным собранием области Губернатору области принятых постановлений, планов законопроектных работ и проектов законов области;
в) участия с правом совещательного голоса в заседаниях администрации области, иных органов исполнительной власти области депутатов Законодательного собрания области либо по поручению Законодательного собрания области или его председателя работников аппарата Законодательного собрания области;
г) участия в заседаниях Законодательного собрания области с правом совещательного голоса Губернатора области, должностных лиц администрации области, руководителей органов исполнительной власти области либо работников аппарата администрации области и иных лиц, уполномоченных Губернатором области, должностными лицами, указанными руководителями;
д) направления Губернатором области в Законодательное собрание области заключений на проекты законов области о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, иные законопроекты в порядке, установленном Уставом Иркутской области, законами области;
е) осуществления согласительных процедур в соответствии с законодательством;
ж) создания на паритетных началах консультативно - совещательных органов для координации деятельности законодательной и исполнительной власти области в порядке, установленном законодательством;
з) в иных формах, не противоречащих законодательству.
3. Формы взаимодействия Губернатора области, Законодательного собрания области, администрации области, органов исполнительной власти области и порядок их реализации устанавливаются федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами области и принятыми во их исполнение правовыми актами Губернатора области.

Статья 15. Разрешение разногласий между Законодательным собранием области и администрацией области

1. Законодательное собрание области вправе обратиться к Губернатору области, в администрацию области, иные органы исполнительной власти области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, либо об их отмене.
В случае, если необходимость внесения изменений и (или) дополнений либо необходимость их отмены мотивируется несоответствием указанных актов законодательству, в течение месяца со дня получения такого обращения Губернатор области, администрация области либо иной орган исполнительной власти области соответственно приводят в пределах своей компетенции акт в соответствие с законодательством либо дают мотивированный письменный ответ о несогласии с Законодательным собранием области.
Законодательное собрание области вправе обжаловать указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 14 акты в судебном порядке или обратиться в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных актов в случаях, установленных федеральным законодательством.
2. Губернатор области вправе обратиться в Законодательное собрание области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного собрания области либо об их отмене.
В случае, если необходимость внесения изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного собрания либо необходимость их отмены мотивируется несоответствием постановлений законодательству, в течение месяца со дня получения такого обращения Законодательное собрание области приводит постановления в соответствие с законодательством либо дает мотивированный письменный ответ о несогласии с Губернатором области.
Губернатор области вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
3. Для разрешения разногласий между Законодательным собранием области и администрацией области по вопросам осуществления их полномочий на паритетных началах образуется согласительная комиссия. При недостижении согласованного решения любая сторона вправе обратиться в суд в соответствии с федеральным законодательством. Создание согласительной комиссии до обращения в суд необязательно.

Статья 16. Взаимодействие государственных органов области с главным федеральным инспектором по области

1. В целях реализации определяемых Президентом Российской Федерации основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации государственные органы области взаимодействуют с главным федеральным инспектором по области.
2. Формами взаимодействия органов государственной власти области с главным федеральным инспектором по области могут являться:
а) участие в согласительных процедурах, проводимых для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области;
б) участие в подготовке проектов договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области о передаче друг другу осуществления части полномочий;
в) иные формы в соответствии с правовыми актами и поручениями Президента Российской Федерации.

Статья 17. Взаимодействие органов государственной власти области с Федеральным Собранием Российской Федерации

Формами взаимодействия органов государственной власти области с Федеральным Собранием Российской Федерации могут являться:
а) участие Законодательного собрания области и администрации области в федеральном законодательном процессе в соответствии с федеральным законодательством;
б) участие депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации от области в работе сессий Законодательного собрания области, административного комитета при Губернаторе области;
в) иные формы взаимодействия, не противоречащие законодательству.

Статья 18. Взаимодействие органов государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти

1. Органы государственной власти области в соответствии с федеральным законодательством взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, расположенными на территории области.
По согласованию между органами государственной власти области и федеральными органами исполнительной власти могут создаваться совместные совещательные и координирующие органы для выработки общей политики и решения задач и вопросов областного значения, регулярного обмена информацией о своей деятельности.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Законодательное собрание области и Губернатор области согласовывают назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Губернатор области вправе обратиться в федеральные органы исполнительной власти с ходатайством о привлечении руководителя территориального органа к дисциплинарной ответственности либо освобождении его от должности в случае нарушения им федерального законодательства или законодательства области.
3. Органы исполнительной власти области вправе на основании соглашения в порядке, установленном федеральным законодательством, передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий в отдельных сферах управления и принимать от них осуществление части их полномочий.
В соглашении определяются объем полномочий, подлежащих передаче, сроки передачи, обязанности, ответственность сторон соглашения, контроль за его исполнением, финансовое и материальное обеспечение передаваемых полномочий, а также иные условия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 19. Взаимодействие органов государственной власти области с органами местного самоуправления

1. Органы государственной власти области оказывают организационную, правовую, финансовую, методическую помощь органам местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Иркутской области, законодательством области.
2. Органы государственной власти области содействуют развитию местных финансов путем регулирования межбюджетных отношений, оказания финансовой помощи местным бюджетам, осуществления в пределах своей компетенции контроля за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного и иного законодательства Российской Федерации и области, в иных формах в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Иркутской области, законодательством области.
3. В целях проведения выборов Губернатора области, депутатов Законодательного собрания области, отзыва Губернатора области, депутата Законодательного собрания области органы местного самоуправления создают избирательные комиссии, комиссии по отзыву Губернатора области, депутата Законодательного собрания области и финансируют деятельность этих комиссий в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области.
4. Администрация области и иные органы исполнительной власти области в целях организационного и методического содействия органам местного самоуправления вправе разрабатывать и направлять органам местного самоуправления области примерные положения, инструкции и другие акты, имеющие рекомендательный характер.
5. Взаимодействие органов государственной власти области с органами местного самоуправления осуществляется в формах и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Иркутской области и законодательством области.

Статья 20. Разрешение разногласий между органами государственной власти области, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления области

1. Для разрешения разногласий между органами государственной власти области и федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления области на паритетных началах могут создаваться согласительные комиссии из представителей органов государственной власти области, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления области.
2. В случае недостижения согласия споры о компетенции между органами государственной власти области и федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления области рассматриваются в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством области.

Глава 4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТЬЮ

Статья 21. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Иркутской области и законам области законов и иных правовых актов органов государственной власти области, осуществляющих функции управления на территории области

Законодательное собрание области, Губернатор области, администрация области, иные органы государственной власти области при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Иркутской области и законов области.
Правовые акты Законодательного собрания области, Губернатора области, администрации области, иных органов государственной власти области, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Иркутской области и законам области, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Правовые акты Законодательного собрания области, Губернатора области, администрации области и ее должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 22. Ответственность государственных органов и должностных лиц области за невыполнение функций управления

Государственные органы и должностные лица области несут ответственность за невыполнение возложенных на них функций управления областью в порядке, установленном действующим законодательством.

Глава 5

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Вступление настоящего Закону в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.
2. Предложить Губернатору области и администрации области привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор
Иркутской области
Б.А.ГОВОРИН
Иркутск
7 марта 2002 года
№ 10-оз


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru