РЕШЕНИЕ ГД г. Иркутска от 16.04.2001 № 77-8гД(3)
(ред. от 18.01.2002)
"О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ИРКУТСКА НА 2001 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Ведомости нормативных актов органов городского самоуправления г. Иркутска", 2001, II квартал.
Снят с контроля в связи с выполнением (Решение городской Думы г. Иркутска от 28.03.2002 № 197-16гД(3))
ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2001 г. № 77-8гД(3)
О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
НАСЕЛЕНИЯ Г. ИРКУТСКА НА 2001 ГОД
(в ред. решений городской Думы г. Иркутска
от 15.11.2001 № 137-12гД(3),
от 18.01.2002 № 163-14гД(3))
Рассмотрев проект Комплексной программы социальной поддержки населения г. Иркутска на 2001 год, в целях социальной поддержки населения города, руководствуясь ст. 75 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ", ст.ст. 4, 5, 6, 19, 36, 38, 49, 56 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 4, 5 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 53 Устава Иркутской области, ст.ст. 33, 55, 71 Закона Иркутской области "О местном самоуправлении в Иркутской области", ст.ст. 35, 36 Устава г. Иркутска, городская Дума решила:
1. Утвердить Комплексную программу социальной поддержки населения г. Иркутска на 2001 год (приложение).
2. Осуществлять возмещение затрат от предоставления льгот ветеранам г. Иркутска согласно постановлению губернатора Иркутской области от 03.01.2001 № 14-п за счет целевых субсидий, предусмотренных на эти цели г. Иркутску:
--> примечание.
Постановление губернатора Иркутской области от 03.01.2001 № 14-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" утратило силу в связи с изданием постановления губернатора Иркутской области от 21.05.2002 № 348-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 2002 году".
- из областного бюджета - в размере 117596,0 тыс. руб., в т.ч. на оплату медикаментов по рецептам врачей - 11801,0 тыс. руб.;
- из федерального бюджета - в размере 32275,0 тыс. руб.
2.1. Учесть, что возмещение затрат от предоставления ветеранам льгот по услугам связи в 2001 г. будет производиться за счет средств федерального бюджета в соответствии с порядком финансирования, определенным Правительством Российской Федерации.
2.2. Принять к сведению, что на реализацию льгот ветеранам в соответствии с ФЗ "О ветеранах", необходимы средства в размере 240977,2 тыс. руб.
3. Осуществлять возмещение затрат от предоставления льгот инвалидам в пределах средств, предусмотренных на эти цели г. Иркутску за счет субсидии из федерального бюджета в размере 49653,0 тыс. руб., в т.ч.:
- на оплату медикаментов по рецептам врачей для жителей г. Иркутска - 21835,0 тыс. руб.
3.1. Принять к сведению, что на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" необходимы средства в размере 125773,8 тыс. руб.
4. Осуществлять возмещение затрат от предоставления льгот в соответствии с Законом РФ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в 2001 г. в размере 106,3 тыс. руб. за счет средств городского бюджета.
5. Принять к сведению, что на реализацию льгот в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", необходимы средства в размере 729,9 тыс. руб.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", финансирование льгот предусмотрено за счет средств федерального бюджета. Поскольку порядок финансирования не определен, осуществлять возмещение затрат от предоставления льгот согласно пп. 7.1, 7.2, 7.5, 7.6 Приложения 1 за счет средств городского бюджета с последующим возмещением из федерального бюджета фактически произведенных расходов.
6. Администрации города:
6.1. Обеспечить финансирование Комплексной программы социальной поддержки населения г. Иркутска на 2001 год в сумме 214521,6 тыс. руб., в т.ч. по Федеральным законам РФ в пределах передаваемых средств:
- ФЗ "О ветеранах" - 149871,0 тыс.руб.,
- ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" - 49653,0 тыс.руб.;
- ФЗ "О погребении и похоронном деле" - 2052,0 тыс.руб..
6.1.1. Мероприятия социальной поддержки малообеспеченного населения г. Иркутска - 12645,0 тыс. руб.
6.1.2. Закон РФ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" - 106,3 тыс. руб.
6.1.3. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 194,3 тыс. руб.
6.2. Подготовить обращение в органы государственной власти о возмещении расходов городского бюджета от предоставления льгот в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
6.3. Производить финансирование расходов на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" с последующим возмещением из федерального бюджета фактически произведенных расходов.
6.4. Опубликовать настоящее решение "О Комплексной программе социальной поддержки населения г. Иркутска на 2001 год" с приложением.
Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
Приложение № 1
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 16 апреля 2001 года
№ 77-8гД(3)
ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Комплексная программа социальной поддержки населения г. Иркутска на 2001 год разработана на основе законодательства по социальным вопросам, позволяющим осуществить социальную поддержку граждан, и с учетом современных демографических и экономических процессов, анализа социально-экономических показателей, а также в соответствии с рядом федеральных законов, на реализацию которых Законом Иркутской области о бюджете на 2001 г. г. Иркутску предусмотрены средства.
Представленная программа социальной поддержки населения является дополнением к гарантированному федеральному социальному обеспечению, способствует решению наиболее острых проблем малообеспеченного населения, определяя меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию материальных потерь наиболее нуждающимся группам населения.
I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
СИТУАЦИИ В Г. ИРКУТСКЕ
Подходя к проблемам старости, инвалидности, малообеспеченности имеет смысл привести некоторые статистические и аналитические данные.
Численность постоянного населения в г. Иркутске, по последним данным областного управления статистики, на 01.01.2000 составила 589683 чел.; из них женщин - 325955 чел. (55,3%), мужчин - 263728 (44,7%). Численность трудоспособного населения в г. Иркутске составила 369150 чел., т.е. 62,6% от наличного населения (593,7 тыс. чел.). Начиная с 1993 г., в г. Иркутске отсутствует естественный прирост населения. В 2000 г. в городе зарегистрировано 8899 случаев смертности, причем почти каждый второй умерший мужчина и каждая пятая умершая женщина находились в трудоспособном возрасте. В то же время за прошедший год в г. Иркутске родилось 6423 ребенка.
Возрастная структура населения города оценивается как регрессивная, в последние годы сохраняется устойчивая тенденция старения населения, ежегодно наблюдается увеличение количества пенсионеров на 2,5 - 3 тыс. чел. На 01.01.2001 в городе получали пенсии 148824 чел., год назад - 145398 чел. По прогнозам статистиков, через 5 лет группа людей старше 60 лет возрастет на одну треть.
ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕНСИОНЕРОВ
по городу на 01.01.2001
------T---------------T---------------------¬
¦ Год ¦Пенсионеры по ¦Изменение численности¦
¦ ¦линии Минсоцза-¦ в % к 1997 году ¦
¦ ¦щиты (чел.) ¦ ¦
+-----+---------------+---------------------+
¦1997 ¦ 131951 ¦ 100,00 ¦
+-----+---------------+---------------------+
¦1998 ¦ 134139 ¦ 102,20 ¦
+-----+---------------+---------------------+
¦1999 ¦ 136666 ¦ 104,20 ¦
+-----+---------------+---------------------+
¦2000 ¦ 138749 ¦ 105,70 ¦
L-----+---------------+----------------------
Из получателей пенсий по линии Министерства соцзащиты:
- неработающих - 97346 чел. (70,5%);
- получателей пенсии:
- по возрасту - 93509 чел.;
- по случаю потери кормильца - 9925 чел.;
- по инвалидности - 18884 чел.;
- за выслугу лет - 2882 чел.;
- социальная пенсия - 9495 чел.
Не уменьшается в последнее время и число инвалидов, т.к. многочисленные факторы, влияющие на рост инвалидности - ухудшающаяся экологическая обстановка, недостаточное качество и объем медицинского обслуживания, неудовлетворительное питание - продолжают прогрессировать. В настоящее время в г. Иркутске проживает 43141 инвалидов, из которых 4478 чел. - инвалиды ВОВ и лица, приравненные к ним. Численность впервые признанных инвалидами в 2000 г. составила 4713 чел., или 100 чел. на 10 тыс. населения города. Основными причинами инвалидности являются психические расстройства, болезни системы кровообращения, травмы, злокачественные новообразования. Уровень реабилитации инвалидов остается крайне низким, в особенности это касается социальной реабилитации.
ЧИСЛЕННОСТЬ ИНВАЛИДОВ по городу на 01.01.2001
-----------------------------T---------------¬
¦ I гр. ¦ 3368 ¦
+----------------------------+---------------+
¦ II гр. ¦ 23826 ¦
+----------------------------+---------------+
¦III гр. ¦ 6357 ¦
+----------------------------+---------------+
¦Инвалиды с детства I гр. ¦ 597 ¦
+----------------------------+---------------+
¦Инвалиды с детства II гр. ¦ 2263 ¦
+----------------------------+---------------+
¦Инвалиды с детства III гр. ¦ 1387 ¦
+----------------------------+---------------+
¦Дети-инвалиды до 18-ти лет ¦ 4279 ¦
+----------------------------+---------------+
¦Инвалиды - пенсионеры МВД ¦ 465 ¦
+----------------------------+---------------+
¦Инвалиды - пенсионеры МО ¦ 569 ¦
+----------------------------+---------------+
¦Инвалиды - пенсионеры ФСБ ¦ 30 ¦
+----------------------------+---------------+
¦ ВСЕГО ¦ 43141 ¦
L----------------------------+----------------
-------T-------------------T-----------------------¬
¦ Год ¦ Инвалиды по линии ¦ Изменение численности ¦
¦ ¦ Минсоцзащиты ¦ в % к 1997 году ¦
¦ ¦ (чел.) ¦ ¦
+------+-------------------+-----------------------+
¦ 1997 ¦ 35072 ¦ 100,0 ¦
+------+-------------------+-----------------------+
¦ 1998 ¦ 38065 ¦ 108,8 ¦
+------+-------------------+-----------------------+
¦ 1999 ¦ 39642 ¦ 113,2 ¦
+------+-------------------+-----------------------+
¦ 2000 ¦ 42077 ¦ 120,2 ¦
L------+-------------------+------------------------
По сравнению с прошедшим годом число лиц с ограниченными возможностями возросло на 2828 человек.
Состояние здоровья детей продолжает вызывать опасения. На сегодняшний день в г. Иркутске зарегистрировано 4279 детей - инвалидов до 18-ти лет, что на 847 человек превышает их количество на начало 2000 г., а также 4247 инвалидов детства.
Таким образом, каждый 5-й житель города является пенсионером, каждый 14-й его житель - инвалид.
Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим характеристикам свидетельствует о наличии трех основных проблем пожилых граждан: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Различная продолжительность жизни мужчин и женщин, высокая смертность приводят к распаду супружеских пар и росту численности одиноких пожилых людей. Недоступность для большинства пожилых людей дорогостоящего медицинского обслуживания и лекарств приводят к значительному ухудшению здоровья основной их массы, что, в свою очередь, напрямую сказывается на их способности к самообслуживанию и передвижению. Число лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, постоянно возрастает. На сегодняшний день муниципальным Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов обслуживаются 960 пенсионеров, большая часть которых по состоянию здоровья нуждается в квалифицированном общем уходе, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому.
Отсутствуют положительные тенденции в росте материального благосостояния пенсионеров. Имеющаяся на рынке труда конкуренция не позволяет большинству лиц данной категории продолжать трудовую деятельность, что наносит значительный урон их личному бюджету, поскольку пенсия не компенсирует в полной мере потребностей вышедшего на пенсию человека.
Подобная же ситуация имеет место и в положении инвалидов. В г. Иркутске работают не более 8-ми предприятий, имеющих в своем составе 50 и более процентов инвалидов и постоянно предоставляющих рабочие места этой категории. Практически не снижаются официальные показатели безработицы, в т.ч. среди инвалидов: в 2000 г. за содействием в трудоустройстве в отдел занятости г. Иркутска обратилось 12397 чел., из них инвалидов - 499 чел., на 01.01.2001 было зарегистрировано безработных - 2417 чел., из них инвалидов - 224 чел.
Сравнительные данные по размерам пенсии и количеству получателей по линии Министерства соцзащиты на 01.01.2001 приведены в таблице.
Прожиточный минимум для пенсионеров по г. Иркутску, утвержденный губернатором Иркутской области на IV квартал 2000 г. составил 630,98 руб., среднедушевой прожиточный минимум - 908,14 руб., что значительно меньше тех же показателей в целом по России. По сравнению с концом прошлого года прожиточный минимум возрос только лишь на 5,5%, размер же фактического потребительского бюджета превышает размер минимального прожиточного уровня в два раза.
И даже при столь минимальном размере часть пенсионеров в г. Иркутске, а именно 31953 чел. (23%) получают пенсии ниже прожиточного минимума, 31414 пенсионера получают социальную пенсию - 543,78 руб.
Размер минимальной пенсии по старости в январе 2001 г. по сравнению с январем 2000 г. повысился в среднем на 15%. В то же время рост цен на товары и услуги, по данным областного управления статистики, составил:
декабрь 2000 г. к декабрю 1999 г.
- на все товары и платные услуги - 123,61%
- на продовольственные товары - 122,42%
- на непродовольственные товары - 124,94%
- на платные услуги - 122,09%
Вследствие опережающего роста цен реальное содержание пенсий не увеличивается, а напротив, уменьшается.
Наряду с нетрудоспособными гражданами наиболее социально-уязвимыми слоями населения остаются семьи с детьми, а также возникает тенденция перехода в категорию малообеспеченных трудоспособных лиц, занятых в бюджетной сфере и получающих зарплату на грани прожиточного минимума. Имеет место значительная дифференциация доходов при относительно благоприятном размере среднего дохода на душу населения.
Количество граждан, обратившихся по различным вопросам в органы соцзащиты г. Иркутска в 2000 г., - 4548 человек. Основными категориями обращающихся за помощью являются:
- пенсионеры - 1346 чел.;
- инвалиды - 1442 чел.;
- неполные и многодетные семьи - 580 семей;
- семьи с детьми - инвалидами - 236 семей;
За материальной помощью обратилось 2800 чел., в т.ч.:
- на питание и проживание - 970 чел.;
- на подготовку детей к школе - 329 чел.;
- на приобретение одежды и обуви - 288 чел.;
- на приобретение лекарств и лечение - 535 чел.
Реально же нуждаются в материальной и других видах помощи - значительно большее количество иркутян.
К категории малообеспеченных относится большая часть граждан, имеющих право на льготы по федеральным законам, прежде всего это инвалиды, ветераны, жертвы политических репрессий, граждане, пострадавшие от воздействия радиации.
Граждан, имеющих право на льготы в соответствии с ФЗ "О ветеранах", в городе проживает 105865 чел., из них:
- инвалиды ВОВ - 4478 чел.;
- участники ВОВ - 374 чел.;
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма - 143 чел.;
- жители и защитники блокадного Ленинграда - 185 чел.;
- труженики тыла - 23318 чел.;
- ветераны труда - 83598 чел.
Рост численности ветеранов - льготников вызван, в основном, увеличением числа ветеранов труда, вышедших на пенсию. Так, в течение 2000 г. данная категория увеличилась на 4,5 тыс. чел. Востребованность жизненно важных льгот ветеранами-пенсионерами объясняется низкой платежеспособностью этой категории граждан и ростом цен и тарифов.
На сегодняшний день в городе проживает 264 человека из числа лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий на Чернобыльской АЭС, ПО "Маяк", взрывов на Семипалатинском полигоне, сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и граждан из подразделений особого риска, из них 137 человек - непосредственные участники ликвидации аварий и инвалиды.
На 01.01.2001 в г. Иркутске состояло на учете 2819 человек из числа реабилитированных и пострадавших от политических репрессий, из них реабилитированных - 1044 чел., пострадавших - 1792 чел.
Согласно определению Конституционного Суда № 103-О от 18.04.2000, готовятся изменения в Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в соответствии с которыми правовой статус граждан, пострадавших от политических репрессий, приравнивается к категории реабилитированных граждан, в связи с чем ожидается увеличение численности реабилитированных.
II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ
ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Льгота - вид социальной помощи, выраженной в праве, предоставляемом гражданам за определенные заслуги перед государством или в связи с особым социальным статусом, и реализуемой в форме выплат и услуг.
Особый социальный статус - принадлежность лица к категории граждан, имеющих в соответствии с действующим законодательством определенные права и льготы.
Адресная социальная помощь - это оказание дифференцированной помощи нуждающимся гражданам, основанное на оценке их доходов и заявительном обращении, для обеспечения потребительским минимумом через систему натуральной и денежной помощи, предоставляемых дополнительных льгот и услуг, а также с помощью социальных служб, осуществляющих адресное социальное обслуживание.
Нуждаемость - потребность семьи в получении социальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Среднедушевой доход семьи - денежная сумма, исчисляемая путем деления общей суммы доходов членов семьи на число лиц, учитываемых в составе семьи. Величина прожиточного минимума устанавливается распоряжением губернатора Иркутской области ежеквартально для всех социально-демографических групп населения с территориальной дифференциацией условий проживания.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Стратегической целью программы является достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей.
Для достижения данной цели и эффективности результата программы необходимо выполнение следующих задач:
- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей, прежде всего с учетом их среднедушевого дохода, и заявительного принципа назначения помощи;
- концентрирование материальных и финансовых ресурсов на оказании помощи социально уязвимым группам населения;
- усиление дифференцированных подходов к реализации права на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных граждан в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности.
IV. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Политика оказания адресной социальной помощи осуществляется на принципах:
- адресности - предоставления любого вида помощи конкретным лицам с учетом объективных причин (возраст, состояние здоровья, размер дохода, состав семьи, право на льготы по федеральным законам, факт иждивения, отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных лиц);
- гарантированности - обязательное оказание помощи лицам, имеющим на нее право;
- комплексности - возможность получения одновременно различных видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде льгот и услуг и др.);
- оперативного реагирования - своевременный пересмотр социальной помощи с учетом изменений социальных нормативов, прожиточного минимума, минимальной заработной платы;
- приоритетности и социальной справедливости - предоставления социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- ответственности органов местного самоуправления за обеспечение прав населения в сфере оказания адресной социальной помощи;
- доступности информации об условиях, критериях, нормах и видах оказания адресной социальной помощи.
V. ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Общий объем финансирования программы на 2001 год составляет 214521,6 тыс. руб.
Источник финансирования - городской бюджет:
1. Программа социальной поддержки слабозащищенных слоев населения - 12645,0 тыс. руб.;
2. ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" - 106,3 тыс. руб.
Субсидия из областного бюджета:
1. ФЗ "О ветеранах" - 117596,0 тыс. руб.;
Субвенция из областного бюджета:
1. ФЗ "О погребении и похоронном деле" - 2052,0 тыс. руб.
Субсидии за счет средств федерального бюджета:
1. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" - 49653,0 тыс. руб.;
2. ФЗ "О ветеранах" - 32275,0 тыс. руб.;
Финансирование из городского бюджета с последующим возмещением из федерального бюджета:
1. Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" - 18578,3 тыс. руб.
2. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 194,3 тыс. руб.
VI. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить:
- создание организационных основ поддержания социальной стабильности в обществе и предотвращение социальных конфликтов;
- обеспечение социальной защищенности отдельных граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии помочь себе самостоятельно;
- частичное выравнивание доходов малообеспеченных слоев населения до минимального прожиточного минимума путем оказания материальной и натуральной помощи, предоставления льгот и услуг;
- условия для самообеспечения социально незащищенных слоев населения;
- развитие сети социальных учреждений и укрепление их материально-технической базы;
- эффективное использование средств бюджета, предусмотренных на оказание помощи нуждающимся.
VII. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль за реализацией Программы возлагается на заместителя мэра, председателя Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска Дубровина С.И.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
Г. ИРКУТСКА НА 2001 ГОД