Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНЦЕПЦИЯ Администрации Иркутской области
"КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (ДО 2005 ГОДА)"

Официальная публикация в СМИ:
"Восточно-Сибирская правда", 05.12.2001, № 233






АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
(до 2005 года)

(публикуется в соответствии со ст. 7
Закона Иркутской области "О системе прогнозирования
и программе социально-экономического развития
Иркутской области" № 35-оз от 16 июля 1997 г.)

ВВЕДЕНИЕ

Иркутская область как субъект Российской Федерации разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации, в соответствии с конституционными полномочиями и Уставом Иркутской области.
Данная Концепция разработана в соответствии с Законом Иркутской области "О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития Иркутской области".
Необходимость разработки новой стратегии экономического развития области обусловлена тем, что целевые установки предыдущей программы губернатора, направленные на приостановление экономического спада и стабилизацию социально-экономической обстановки в Приангарье во многом реализованы. Завершен период антикризисного управления. Начался рост промышленного производства. Увеличивается число рентабельных предприятий. Ликвидируется бремя прошлых долгов. Итоги истекших четырех лет свидетельствуют о создании основы для роста экономики. В этих условиях необходимо сформировать и обосновать новые стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики администрации области, обозначить способы их реализации.
При разработке Концепции использована методика Министерства экономического развития и торговли России, материалы администрации и Законодательного собрания Иркутской области по проблемам социально-экономического развития, разработки ученых ИГЭА и ИрНЦ СО РАН, предложения политических партий и общественных организаций, участвовавших в обсуждении перспектив развития Иркутской области.
Концепция социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу разработана с учетом рекомендаций Научно-практической конференции по социально-экономическому развитию региона, состоявшейся 17-18 мая 2001 г. в Иркутске.
Концепция реализует на региональном уровне Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации, принятую Президентом России В.В.Путиным и Правительством России.
Стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики администрации области будут реализовываться следующим образом: обращением в Государственную Думу и Федеральное Собрание Российской Федерации с законодательной инициативой, разработкой проектов областных законов и принятием администрацией области нормативно-правовых актов, эффективным взаимодействием с федеральными органами исполнительной власти, а также иными способами в установленном законом порядке.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Главной целью администрации Иркутской области в социально-экономической сфере на среднесрочную перспективу является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения, сокращение масштабов бедности.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- сохранение достигнутых позитивных тенденций экономического развития, создание предпосылок для устойчивого экономического роста;
- повышение ответственности муниципальных органов власти за социально-экономическое развитие территорий;
- обеспечение роста реальных доходов всех слоев населения;
- увеличение доходной базы областного бюджета как основы социальной защищенности населения области;
- снижение количества людей, живущих за чертой бедности;
- реализация активной политики занятости и оказание адресной помощи малоимущим;
- снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности материальных благ;
- сокращение разрыва в качестве жизни между городским и сельским населением;
- усиление роли государства в бюджетной политике, ограничение административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов;
- создание в регионе благоприятного инвестиционного климата, формирование соответствующей инфраструктуры;
- поддержка региональных товаропроизводителей;
- поддержка малого предпринимательства и формирование среднего класса;
- сохранение и дальнейшее развитие культурного пространства, активизация творческих процессов, обеспечение равного доступа всех слоев населения к культурным ценностям.
Государство обязано создать благоприятные условия для тех, кто может работать, и гарантировать достойную жизнь тем, кто оказался социально незащищен.

2. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И СНИЖЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

2.1. Трудовые отношения и занятость
Задача: формирование в регионе цивилизованного рынка труда на основе баланса интересов работодателей и работников при достойной заработной плате и максимальном обеспечении занятости трудоспособного населения.
Администрация области исходит из того, что повышение заработной платы и своевременная ее выплата во взаимосвязи с результатами деятельности предприятий усилит мотивацию к труду, будет способствовать активизации рынка труда и повышению эффективности производства.
Способы реализации:
Участие администрации области в развитии системы социального партнерства. Содействие процессу заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений.
Развитие и совершенствование системы управления охраной труда в области.
Переориентация учреждений профессионального образования на удовлетворение потребностей регионального рынка труда, а также использование их потенциала для повышения квалификации и переподготовки граждан в соответствии с законодательством.
Осуществление государственной поддержки занятости населения области.

2.2. Образование
Задача: обеспечение всеобщего среднего образования, доступного и качественного профессионального образования. Расширение доступности высшего образования для способных детей из малообеспеченных семей.
Способы реализации:
Осуществление в установленном законом порядке государственной политики в области образования по следующим направлениям:
- развитие индустрии школьного питания, обеспечение учащихся из семей с низким уровнем доходов бесплатным питанием;
- привлечение в установленном законом порядке в сферу образования молодых и талантливых специалистов на контрактной основе;
- предоставление именных стипендий одаренным учащимся и студентам.

2.3. Здравоохранение
Задача: обеспечение доступности и качества базовых медицинских услуг для всех слоев населения.
Способы реализации:
Осуществление государственной политики в области здравоохранения по следующим направлениям:
- развитие профилактического направления в деятельности службы охраны здоровья.
- профилактика социально опасных болезней, в первую очередь - наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний, СПИДа.
- развитие служб экстренной медицинской помощи.

2.4. Охрана материнства и детства
Задача: улучшение демографической ситуации, создание условий для здорового развития молодого поколения.
Способы реализации:
Укрепление акушерско-гинекологической и педиатрической службы, профилактика детской смертности.
Развитие сети детских молочных кухонь на территории области.
Поддержка семейных детских садов и интернатов.
Системный подход к решению проблем неполных семей и детей-сирот.
Разработка и реализация программы помощи многодетным семьям.
Устранение социальных факторов, ведущих к бродяжничеству и беспризорности детей.
Увеличение финансирования программ "Летний отдых" за счет областного бюджета.
Финансирование из областного бюджета дорогостоящих операций детям из малообеспеченных семей.

2.5. Молодежная политика
Задача: создание условий для реализации интеллектуальных, профессиональных способностей молодых людей, воспитание гармонично развитой личности.
Способы реализации:
Поддержка молодежных объединений, союзов, организаций, клубов, действующих в соответствии с российским законодательством.
Развитие системы социальных служб для молодежи, в том числе центров социальной реабилитации.
Создание условий для безопасного досуга.
Развитие на территории области компьютеризации сферы молодежной политики.
Воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине и своему народу.

2.6. Культура
Задача: сохранение и дальнейшее развитие культурного потенциала и культурного наследия региона, восстановление духовных основ общества.
Способы реализации:
Обеспечение доступности к культурным ценностям для всех слоев населения.
Организационная и финансовая поддержка творческих союзов, народных театров, коллективов народного творчества, молодых дарований.
Стипендии и гранты для молодых дарований, выдающихся деятелей литературы, культуры и искусства, народного творчества за счет средств областного бюджета.

2.7. Здоровый образ жизни - главное условие социально-экономического благополучия
Задача: создание благоприятных условий для физического, психологического и нравственного здоровья жителей области.
Способы реализации:
Приоритетность здорового образа жизни в системе человеческих ценностей.
Формирование позитивного восприятия действительности и позитивного мышления, направленных на конструктивные действия.
Объединение усилий всех религиозных конфессий в нравственном и духовном воспитании людей. Достижение мира и согласия в обществе.
Воспитание любви к родному краю и своему народу.
Поддержка семьи - как основа нравственного и физического здоровья - одно из главных условий стабильности в обществе.
Ориентация средств массовой информации на освещение положительных сторон жизни.

2.8. Физическая культура и спорт
Задача: вовлечение широких слоев населения в активное занятие спортом для полноценного физического и духовного развития граждан и профилактики заболеваний, правонарушений, преодолению проблемы наркомании средствами физической культуры и спорта.
Способы реализации:
Популяризация физкультуры и спорта среди всех слоев населения как основы здорового образа жизни.
Завершение строительства Ледового Дворца спорта в городе Иркутске.
Обеспечение полноценных возможностей для занятия спортом всех слоев и возрастных групп населения.
Развитие в регионе санаторно-курортного комплекса и индустрии туризма.

2.9. Искоренение наркомании
Задача: искоренение наркомании как социального порока.
Способы реализации:
Принятие соответствующих областных программ.
Выход в Федеральное Собрание Российской Федерации с законодательной инициативой об ужесточении мер наказания за незаконный оборот наркотиков.
Поддержка инициатив населения по борьбе с наркоманией.

2.10. Социальная поддержка населения
Задача: снижение социального неравенства при жестком пресечении социального иждивенчества.
Способы реализации:
Отказ от уравнительного распределения льгот, переориентация социальных льгот и бюджетных субсидий от более обеспеченных к менее обеспеченным слоям населения при одновременном увеличении объема предоставляемой помощи.
Разработка и внедрение механизмов точной оценки доходов населения с целью достижения большей адресной помощи социально незащищенным слоям населения.
Полное и своевременное финансирование мероприятий, связанных с социальной защитой населения.
Сохранение и расширение целевых программ поддержки социально уязвимых групп населения, таких как ветераны, инвалиды, пенсионеры, дети, многодетные семьи.
Жесткое отстаивание интересов малообеспеченных слоев населения области в федеральных органах законодательной и исполнительной власти.
Дальнейшее развитие бесплатных систем реабилитации инвалидов и граждан старшего поколения.
Поддержка организаций, предоставляющих рабочие места инвалидам.
Создание условий для организации досуга пенсионеров, инвалидов, ветеранов.
Поддержка трудовой и социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы.

2.11. Жилищная политика
Задача: обеспечение доступности жилья, улучшение жилищных условий для всех социальных групп населения.
Способы реализации:
Развитие рынка жилья и финансовой инфраструктуры области для обеспечения большей доступности жилья для среднеобеспеченных категорий населения.
Поддержка ипотечного кредитования жилищного строительства.
Уменьшение административных барьеров на пути согласования строительной документации, а также оформления прав на земельные участки и объекты недвижимости, посредством выступления с законодательной инициативой в Федеральном Собрании РФ.
Снижение стоимости жилья за счет внедрения новых технологий строительства и развития стройиндустрии.

2.12. Жилищно-коммунальное хозяйство
Задача: поэтапное достижение безубыточности отрасли при сокращении бюджетного финансирования и жестком обеспечении гарантий защиты малообеспеченных слоев населения.
Способы реализации:
Замена компенсаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства адресными жилищными компенсациями населению.
Стимулирование органов местного самоуправления к переходу на учет фактически потребляемых коммунальных ресурсов.
Создание равных конкурентных условий в отрасли для организаций всех форм собственности.
Целенаправленное вовлечение местных топливно-энергетических ресурсов для обеспечения надежного и экономичного функционирования жилищно-коммунального хозяйства территорий.

2.13. Наука и высшая школа, инновационная политика
Задача: сохранение, развитие и наиболее полное вовлечение научно-образовательного потенциала в решение экономических и социальных проблем региона, содействие переходу экономики области на инновационный путь развития.
Способы реализации:
Увеличение доли финансирования научных исследований из областного бюджета, совершенствование конкурсного механизма финансирования приоритетных научных исследований и разработок, имеющих важное значение для экономики и социальной сферы области.
Переход от выполнения отдельных НИР и ОКР к разработке и реализации областных научно-технических программ.
Углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации и совместного проведения исследований.
Поддержка участия коллективов ученых НИИ и ВУЗов области в реализации федеральных целевых программ.
Создание условий для формирования инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры и т.д.) и развития инновационной деятельности. Продвижение результатов научных работ в практику. Стимулирование перехода хозяйственного комплекса области на инновационный путь развития.
Содействие развитию системы венчурного инвестирования (внебюджетного финансирования высокорисковых проектов в научно-технической сфере), поддержка малого инновационного бизнеса.
Разработка и реализация совместно с Советом ректоров ВУЗов "Программы совершенствования высшей школы Иркутской области до 2005 г.".
Стимулирование привлечения молодежи в науку. Поддержка талантливых ученых и студентов через назначение дополнительных стипендий и премий, подготовку и проведение молодежных научных конференций, предметных студенческих олимпиад, конкурсов и т.д.
Расширение доступности высшего образования для способных детей из малообеспеченных семей путем оказания социальной поддержки и выдачи целевых образовательных субсидий.
Содействие развитию взаимовыгодного международного сотрудничества НИИ и ВУЗов области.

3. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ИННОВАЦИЙ

3.1. Снижение административного и налогового пресса
Упрощение системы лицензирования, сертификации и регистрации, в том числе при получении прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости, путем обращения в Федеральное Собрание РФ с законодательной инициативой.
Введение налога на вмененный доход для максимально возможного круга плательщиков.
Упорядочение работы контролирующих органов регионального уровня, а также координация их действий с федеральными и муниципальными службами.
Осуществление размещения государственного заказа путем проведения открытых конкурсов.

3.2. Развитие нормативно-правовой базы
Обеспечение своевременной разработки и корректировка нормативных актов области, способствующих проведению на территории области общегосударственных реформ.
Жесткий контроль за соответствием принимаемых на территории области нормативных актов федеральному законодательству.
Отстаивание интересов области перед федеральными органами законодательной и исполнительной власти при формировании федерального законодательства.
Завершение в 2003 г. формирования института мировых судей.
Обеспечение стабильности областного бюджетного и налогового законодательства в среднесрочной перспективе.

3.3. Улучшение делового климата, стимулирование предпринимательской инициативы, поддержка региональных производителей
Обеспечение прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности в установленном законодательством порядке.
Содействие продвижению товаров региональных производителей на внутреннем и внешнем рынках путем проведения выставок-ярмарок, презентаций, форумов, заключения соглашений.
Использование договорного процесса между системообразующими предприятиями области в целях увязки их интересов, проведения согласованной тарифной политики и создания предсказуемых условий для обеспечения роста объемов производства.
Развитие минерально-сырьевой базы для надежного обеспечения сырьем региональных потребителей.

3.4. Развитие транспортной, дорожной и телекоммуникационной инфраструктуры
Обеспечение завершения к 2008 г. реконструкции аэропорта, а к 2005 г. - строительства моста через Ангару в Иркутске.
Обеспечение дальнейшего развития сети автодорог общего пользования, находящихся в областной собственности.
Восстановление регулярных авиарейсов в северные города и районы области.
Обеспечение загрузки речного транспорта области за счет государственного заказа.
Развитие в отдаленных районах области средств телекоммуникации и связи.

3.5. Развитие малого предпринимательства
Совершенствование нормативных правовых и законодательных актов, стимулирующих развитие малого предпринимательства.
Внедрение прогрессивных финансовых технологий с использованием средств областного бюджета.
Обеспечение производственно-технологической поддержки малого предпринимательства путем создания областных государственных учреждений, осуществляющих консультационные услуги.

4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Задача: повышение инвестиционной привлекательности региона, привлечение инвестиций для обеспечения экономического роста.

4.1. Создание благоприятного инвестиционного климата
Организация системы эффективной поддержки субъектов инвестиционной деятельности за счет средств областного бюджета:
- предоставление налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законодательством;
- предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета;
- предоставление областных государственных гарантий;
- оказание других форм государственной поддержки в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Создание более благоприятных условий инвестирования в Иркутской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации путем:
- формирования инфраструктуры, способствующей снижению издержек инвесторов;
- сопровождения реализации приоритетных инвестиционных проектов органами исполнительной власти;
- содействия финансово-экономическому оздоровлению предприятий и развитию бизнес-планирования.

4.2. Развитие инвестиционной инфраструктуры
Развитие фондового рынка и рынка ценных бумаг как источника внебюджетных инвестиционных ресурсов для реализации эффективных проектов.
Развитие системы ипотечного кредитования.
Создание информационной системы для обеспечения полной и открытой информацией об инвестиционных проектах и субъектах инвестиционной деятельности.

4.3. Приоритетные направления инвестиционной деятельности
К приоритетным направлениям инвестиционной деятельности относится реализация инвестиционных проектов и целевых программ, направленных на:
- повышение эффективности работы градообразующих предприятий области;
- создание крупных производств и формирование новых отраслей;
- внедрение уникальных современных технологий;
- производство продукции конечного потребления или продукции глубокой степени переработки из отечественного сырья (материалов);
- улучшение экологической обстановки в районах с неблагополучной экологической обстановкой;
- решение острых социальных проблем.

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЛАСТНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

5.1. Бюджет и бюджетное строительство
Сокращение бюджетных расходов за счет полной инвентаризации сети областных бюджетных учреждений.
Внедрение системы санкционирования договоров бюджетных учреждений с целью предотвращения возникновения необоснованной кредиторской задолженности.

5.2. Экология и природопользование
Обеспечение прекращения выбросов сточных вод в Байкал с ОАО "БЦБК" к 2005 г.
Развитие в регионе индустрии экологически безопасного туризма.
Предоставление коммерческим организациям налоговых льгот и субсидий из областного бюджета на модернизацию и экологизацию производства в соответствии с законодательством.
Законодательное установление границ и правового режима пригородных зон.
Развитие системы особо охраняемых природных территорий.

5.3. Поддержка сельскохозяйственного производства
Поддержка сельского хозяйства за счет средств областного бюджета при обязательном условии ужесточения контроля за целевым использованием этих средств.
Изменение приоритетов предоставления бюджетных средств с ориентацией на успешно функционирующих сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Размещение государственного заказа на закупку продовольствия для областных государственных нужд у региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Интеграция сельскохозяйственных предприятий с успешно работающими перерабатывающими предприятиями.
Оказание государственной поддержки успешно работающим сельскохозяйственным товаропроизводителям в расширении сферы деятельности и продвижении их продукции на внешние рынки.
Государственная поддержка селекционной деятельности.

5.4. Управление областной собственностью
Задача: сохранение, пополнение и эффективное использование областной собственности.
Способы реализации:
Повышение эффективности управления объектами областной собственности.
Разграничение прав собственности на землю.

5.5. Государственная и муниципальная служба
Задача: повышение эффективности и качества управления.
Способы реализации:
Реформирование структуры управления администрации области. Повышение профессионального уровня государственных и муниципальных служащих. Укрепление информационно-технической базы. Сокращение количества государственных служащих не менее, чем на 30%. Повышение на этой основе заработной платы за счет сэкономленных от сокращения штата средств.
Обеспечение жесткой привязки размеров заработной платы к достигнутым результатам.
Снижение среднего возраста служащих до 35 лет.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru