Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ УМНС РФ по Иркутской области
"О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.10.1998 № 44-ОЗ "О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 19 октября 1998 № 44-ОЗ "О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ"

Правовая основа налога с продаж определена Федеральным законом от 31.07.1998 № 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Указанным Законом предусмотрено, что налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог с продаж, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
На территории Иркутской области налог с продаж был введен с 1 ноября 1998 года Законом Иркутской области от 19.10.1998 № 44-оз "О налоге с продаж". Иркутская область оказалась четырнадцатым по счету регионом, в котором был введен указанный налог. В соответствии с первоначальной редакцией указанного Закона (пункт 1 статьи 2) объектом налогообложения по налогу с продаж признавалась стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно:
- подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков;
- услуг туристических фирм, услуг по рекламе, услуг гостиниц, услуг по пассажирским и грузовым перевозкам, услуг связи, услуг косметических салонов, бытовых услуг, услуг по ремонту жилья, авторемонтных работ;
- других товаров и услуг, кроме товаров (работ, услуг), которые подпадают под действие пункта 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 4 вышеназванного Закона ставка налога с продаж на территории Иркутской области была установлена в размере 5%.
Важным моментом было решение о законодательном ограничении возможности исполнения обязательств по налогу с продаж векселями и зачетами. Предложение о полном отказе от суррогатных платежей по данному налогу, расчеты по которому осуществляются исключительно денежными средствами, встретило полное понимание всех заинтересованных сторон и привело к тому, что сегодня данный налог стал одним из основных источников поступлений денежных средств в областной и местный бюджеты.
Существенным при введении налога с продаж был вопрос о необходимости расширения списка необлагаемых товаров, работ и услуг. В соответствии с Федеральным законодательством из-под налогообложения выводилось около 20% доходной базы. Законодатели Иркутской области приняли решение расширить данный список еще на 20%, включив в него дополнительные льготные категории, затрагивающие в той или иной мере интересы малообеспеченных слоев населения.
Однако уже в марте 1999 года данный список было решено существенно сократить. Это было связано с тем, что при предоставлении льгот по определенным категориям товаров, работ и услуг ими пользуются не только представители малообеспеченных слоев населения, но и те, кто должен нести дополнительное налоговое бремя. В то же самое время получатели средств из областного и местного бюджетов, которые в большинстве случаев относятся к малообеспеченным, в силу отсутствия финансирования всех причитающихся им средств получить не могут. По этой причине было решено отказаться от поголовного льготирования и перейти на целевое расходование средств через статьи бюджета.
Из первоначально установленного списка товаров, работ и услуг, подлежащих льготному налогообложению, были исключены следующие: макаронные изделия, масло животное, плоды и ягоды местного производства, мясо, чай, рыба и рыбопродукты, спички, мыло и синтетические моющие стиральные средства отечественного производства, услуги государственных и муниципальных медицинских учреждений, ритуальные услуги моргов, услуги федеральной почтовой связи.
В процессе обсуждения Закона "О налоге с продаж" вызывал беспокойство вопрос о том, не окажется ли объем выпадающих средств (после введения налога с продаж автоматически отменялся широкий спектр местных налогов) больше, чем объем поступающих ресурсов. Результаты уже первых двух месяцев существования налога, когда объем платежей был существенно ниже текущего уровня, показал, что подобные опасения не имели под собой основания. Практически по всем городам и районам области объемы поступлений перекрыли планируемый показатель по отмененным налогам. При этом налог с продаж приносил исключительно "живые" деньги, тогда как местные налоги зачастую поступали в виде зачетов и векселей. Если поступление местных налогов и сборов составляло сумму в размере 11 тыс. руб. в месяц, то поступление налога с продаж в консолидированный бюджет Иркутской области приобрело стабильную основу и стало составлять около 50 тыс. рублей ежемесячно.
За 1999 год план поступлений по налогу с продаж в консолидированный бюджет выполнен на 107,4% и составил 623463 тыс. рублей (при плане 580521 тыс. руб.).
Вклад поступлений от налога с продаж в денежную составляющую консолидированного бюджета области значителен и в 1999 году превысил более 10%. Данные средства позволили существенно улучшить исполнение расходных статей бюджета. Так, областному бюджету удалось не допустить задержек с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, существенно повысить выплату дотаций городам и районам области, а также увеличить финансирование по социально значимым статьям, таким как образование, здравоохранение и др.
Говоря о проблемах исчисления налога с продаж, следует отметить, что они в основном делятся на три группы, а именно: определение объекта исчисления, применение льгот и определение его субъектов.
К наиболее существенным из них относятся следующие:
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предусмотрена замена совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Действие данного Закона распространяется как на юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, так и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 1998 года № 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в налоговую систему включен налог с продаж, право на установление которого предоставлено законодательным органам власти субъектов Российской Федерации. Одновременно названным Законом определено, что с введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимаются налоги, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 20 и подпунктами "г", "е", "и", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", т.е. налог с продаж вводится вместо совокупности вышеназванных налогов, уплата которых заменяется уплатой единого налога в соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
С учетом изложенного организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не будут являться плательщиками налога с продаж.
Вместе с тем индивидуальные предприниматели, также применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, являются плательщиками налога с продаж, поскольку согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение данной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью и не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты других налогов.
По мнению Управления МНС РФ по Иркутской области, данная ситуация создает социальную несправедливость по отношению к категории налогоплательщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями. Поскольку действие Федерального закона от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" распространяется на юридических и физических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то данные категории налогоплательщиков не должны являться плательщиками налога с продаж. В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не дано право самостоятельно определять круг налогоплательщиков по налогу с продаж, решение данного вопроса может быть осуществлено только на федеральном уровне.
2. Предметом активного обсуждения и несогласия со стороны налогоплательщиков является отнесение натуральной оплаты труда работников к объекту обложения налогом с продаж. Основной аргумент оппонентов заключается в том, что при натуральной оплате труда не возникает наличного денежного оборота.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Иркутской области от 19.10.1998 № 44-оз "О налоге с продаж" к продаже за наличный расчет приравнивается передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). В данной части Закон Иркутской области повторяет положения пункта 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 11.07.1998 № 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Натуральная оплата труда работников есть не что иное, как передача товаров работникам в обмен на выполненные ими для предприятия работы. В целях налогообложения она является реализацией (продажей) товаров и, соответственно, подлежит обложению налогом с продаж.
Таким образом, Закон Иркутской области от 19.10.1998 № 44-оз "О налоге с продаж" в части включения в облагаемый налогом с продаж оборот передачи товаров населению в обмен на другие товары (работы, услуги) полностью соответствует Федеральному закону Российской Федерации от 11.07.1998 № 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Данная позиция подтверждена письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 31.12.1998 № ВГ-6-01/930. "По отдельным вопросам исчисления и уплаты налога с продаж", согласованным с Министерством финансов Российской Федерации.
Однако в настоящее время имеет место прецедент решения данного вопроса в судебном порядке. Так, в процессе рассмотрения встречного искового заявления муниципального предприятия "Жилсервис" к Инспекции МНС РФ по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району. Арбитражным судом Иркутской области было вынесено решение от 20.01.2000 № А19-8663/99-41, которым определено, что выдача заработной платы в натуральной форме не может быть приравнена к реализации товаров (работ, услуг), поскольку указанные понятия носят гражданско-правовой характер. При этом аргументация Арбитражного суда сводится к тому, что при натуральной оплате труда или выдаче имущества в счет оплаты труда не производится товарообмен, гражданское законодательство не относит к объектам гражданских прав трудовую функцию работника, поэтому выдача работнику имущества не является ни договором купли-продажи, ни договором мены. При указанных обстоятельствах действия МП "Жилсервис" в части невключения в расчет по налогу с продаж стоимости продуктов, работ, услуг, отпущенных (оказанных) в счет заработной платы работникам предприятия, признаны судом правомерными.
С целью дальнейшего совершенствования налогового законодательства Управлением МНС РФ по Иркутской области подготовлены изменения и дополнения в Закон Иркутской области от 19.10.1998 № 44-оз "О налоге с продаж", которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Главном управлении администрации Иркутской области.

Начальник отдела косвенных налогов,
налогов с оборота и налога с продаж,
советник налоговой службы II ранга
Э.П.СЕРЫШЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru