Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА"
(Утв. Приказом Комитета по труду администрации Иркутской области от 22.05.2000 № 42)

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник комитета по труду", 2000, № 5


Утратил силу в связи с изданием Приказа Комитета по труду администрации Иркутской области от 03.04.2006 № 25.



Утверждены
Приказом
Председателя
Комитета по труду
администрации области
от 22 мая 2000 года
№ 42

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

1. Общие понятия

Региональный рынок труда (далее - рынок труда) - это совокупность отношений, которые складываются по поводу реализации спроса и предложения на рабочую силу на уровне определенного региона или территории. Оценка состояния рынка труда показывает соотношение спроса и предложения рабочей силы, оказавшейся на рынке труда, ее распределение, численность безработных, а также является одной из составных частей сводного баланса трудовых ресурсов и занятости населения.
Данная оценка служит основой для организации работ по обеспечению занятости населения.
Отсутствие в настоящее время многих статистических показателей затрудняет получение достоверной информации о положении на рынке труда, что обуславливает использование информации, получаемой на основе запросов организаций, учебных заведений, а также применения метода экспертной оценки. Поэтому при расчете показателей рынка труда, главным образом, следует использовать официальные данные статистической отчетности.
Данные рекомендации разработаны с целью сохранения единого подхода при расчете рынка труда.

2. Структура рынка труда

Анализ состояния рынка труда строится на четырех блоках расчетов (в соответствии с приложением):
I блок - предложение рабочей силы, позволяющее определить численность различных категорий граждан, попадающих на рынок труда (участники предложения). К их числу относятся:
1. Все незанятые трудовой деятельностью трудоспособные граждане, по состоянию на начало расчетного года, в том числе зарегистрированные службой занятости.
2. Лица, выходящие на рынок труда в течение расчетного года, в том числе:
- высвобождаемые работники;
- уволенные по причинам текучести;
- выпускники общеобразовательных школ и дневных отделений профессиональных учебных заведений;
- лица трудоспособного возраста, прибывшие в регион из других территорий;
- демобилизованные из рядов Вооруженных Сил;
- освобожденные из мест лишения свободы.

II блок - спрос на рабочую силу, позволяет оценить потребность экономики региона в работниках на основе данных о:
- числе дополнительных рабочих мест в связи с созданием новых;
- числе имеющихся рабочих мест (их потребности) на замену выбывающих работников по причинам текучести, предусмотренным Законом, естественной убыли, другим причинам.

III блок - распределение рабочей силы, которое определяет:
- численность граждан, трудоустроенных самостоятельно;
- трудоустроенных при содействии службы занятости и кадровых агентств (альтернативных служб занятости);
- численность безработных.

IV блок - соотношение спроса и предложения, отражающее степень напряженности на рынке труда.
Структура рынка труда представлена в приложении.

3. Расчет показателей рынка труда

I. Показатели предложения рабочей силы

1.1. Численность незанятых трудовой деятельностью по состоянию на начало расчетного периода (строка 02 приложения).
Этот показатель определяется:
1. По данным выборочного статистического обследования, таблица "Распределение численности всего населения по экономической активности", строка 13.
2. На основании балансов трудовых ресурсов и занятости, строка 03-03.
3. Численность незанятых, обратившихся в службу занятости, определяется на основании данных региональных органов занятости.

1.2. Численность высвобождаемых работников (строка 05 приложения), определяется на основании данных формы статотчетности П-4-годовая, раздел 3, номер строки 18.

1.3. Численность лиц, попадающих на рынок труда по причине текучести (строка 06 приложения), определяется на основании данных формы статотчетности П-4-годовая, раздел 3, номер строки 19.

1.4. Численность молодежи (строка 07 приложения).
Этот показатель можно определить:
1. Путем сложения численности следующих категорий молодежи, попадающей на рынок труда:
- выпускники 9 - 11 классов общеобразовательных школ, не продолжившие дальнейшего обучения и не поступившие на работу. Для определения этой категории используются данные отделов образования;
- отчисленные из учебных заведений за неуспеваемость по дневной форме обучения. Для расчета отчисленных из учебных заведений используются данные форм статотчетности 2-НК и 3-НК, а также данные отделов образования;
- выпускники дневных отделений учебных заведений, испытывающие затруднения с трудоустройством. При расчете этой категории необходимо воспользоваться статистическими данными или отчетными данными учебных заведений различных типов о распределении выпускников на работу.
2. На основании балансов движения молодежи, которые составляется отделами образования.
3. При отсутствии таких данных можно воспользоваться следующими расчетами: от общей численности выпускников дневных отделений учебных заведений вычесть численность выпускников, продолживших обучение на других уровнях и призванных в ряды Вооруженных Сил.

1.5. Численность лиц трудоспособного возраста, прибывших в регион из-за ее пределов (строка 08 приложения).
Их численность базируется на статистических данных о миграционном приросте (убыли) населения в трудоспособном возрасте. Если механическое движение имеет отрицательное значение (убыль), оно должно быть отражено в предложении рынка труда с отрицательным знаком.

1.6. Численность лиц, демобилизованных из рядов Вооруженных Сил (строка 09 приложения).
При расчете этой категории граждан следует воспользоваться данными районных военных комиссариатов о численности демобилизованных с действительной срочной военной службы.

1.7.Численность лиц, освобождаемых из мест лишения свободы (строка 10 приложения).
Численность данной категории граждан определяется на основе данных органов внутренних дел (управления исполнения наказаний). При расчете следует учитывать только тех осужденных, которые после освобождения остаются на территории региона.

II. Спрос на рабочую силу

Общий спрос на рабочую силу (строка 11) в расчетном году находится на основании формы статотчетности П-4-годовая, раздел 3, номер строки 15.

2.1. Потребность в работниках в связи с созданием новых рабочих мест (строка 12 приложения) определяется на основании формы статотчетности П-4-годовая, раздел 3, номер строки 16.

2.2. Потребность в работниках, выбывающих по причине текучести (строка 13 приложения) соответствует показателю, определенному в I блоке расчетов рынка труда - предложение рабочей силы, пункте 1.2.

2.3. Потребность в работающих на замену выбывающих по причинам, предусмотренным Законом и другим причинам (строка 14 приложения), рассчитывается как разница между общим спросом и суммой показателей, определенных в пп. 2.1 и 2.2.

III. Распределение рабочей силы

Численность трудоустроенных службой занятости (строка 17 приложения), а также численность безработных определяются по данным статотчетности 2-Т-трудоустройство или в региональных центрах занятости. В расчет берутся только лица, не занятые трудовой деятельностью (без учащихся, желающих работать в свободное от учебы время).
Численность лиц, которые будут трудоустраиваться самостоятельно (строка 16 приложения), находится путем вычитания из общей суммы рабочей силы, составляющей рынок труда, трудоустроенных при содействии центра занятости и кадровых агентств, находящихся на территории региона.

IV. Соотношение спроса и предложения

Степень напряженности рынка труда (строка 22 приложения) определяется путем разницы между спросом и предложением.

Справочная информация

1. Уровень зарегистрированной безработицы (строка 23 приложения) определяется на основании данных региональных центров занятости или рассчитывается как отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.
2. Численность экономически активного населения (строка 24 приложения) определяется по данным выборочного статистического обследования, таблица "Распределение численности всего населения по экономической активности", строка 05.
3. Численность занятых по средним и крупным предприятиям (строка 25 приложения) определяются на основании данных статотчетности формы П-4-годовая, раздел 1, строка 02 или формы статотчетности 1-Т.
4. Нереализованный спрос на рабочую силу (строка 26 приложения) определяется на основании данных статотчетности формы 4-П-годовая, раздел 3, строка 21.





Приложение

Структура регионального рынка труда

   -----------------------------------------------------------------------T-------------¬

¦ Показатели ¦ Строка ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦I. Предложение рабочей силы, всего: ¦ 01 = 02 + 04¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦1.1. Незанятые трудовой деятельностью по состоянию на начало ¦ 02 ¦
¦прогнозируемого периода ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦в том числе, обратившиеся в СЗ ¦ 03 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦1.2. Лица, выходящие на рынок труда в течение прогнозируемого периода ¦ 04 = 05 - 10¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦1.2.1. высвобожденные работники ¦ 05 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦1.2.2. уволенные по причине текучести ¦ 06 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦1.2.3. выпускники дневных общеобразовательных школ и дневных отделений¦ 07 ¦
¦профессиональных учебных заведений ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦1.2.4. лица, прибывающие в регион с других территорий ¦ 08 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦1.2.5. демобилизованные из рядов Вооруженных Сил ¦ 09 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦1.2.6. освобожденные из мест лишения свободы ¦ 10 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦II. Спрос на рабочую силу, всего: ¦ 11=12+13+14 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦в том числе: ¦ 12 ¦
¦2.1. потребность в работниках в связи с созданием новых рабочих мест ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦2.2. потребность в работниках на замену выбывающих по причине ¦ 13 = 06 ¦
¦текучести ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦2.3. потребность в работниках по причинам, предусмотренным законом и ¦14=11-(12+13)¦
¦другим причинам ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦III. Распределение рабочей силы, составляющей рынок труда, всего: ¦ 15 = 01 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦3.1. численность искавших работу самостоятельно ¦16=15-(17+21)¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦3.2. численность обратившихся по вопросу трудоустройства в службу ¦ 17 ¦
¦занятости ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦в том числе: ¦ ¦
¦3.2.1. трудоустроены ¦ 18 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦3.2.2. число зарегистрированных безработных ¦ 19 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦3.3. численность обратившихся за содействием в кадровые агентства ¦ 20 ¦
¦(альтернативные службы занятости) ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦в том числе: ¦ 21 ¦
¦3.3.1. трудоустроены ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦IV. Соотношение спроса и предложения на рабочую силу ¦ 22 = 01 - 11¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦Справочно: ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦1. Уровень зарегистрированной безработицы (отношение численности ¦ 23 = 19 : 24¦
¦безработных к численности экономически активного населения) ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦2. Численность экономически активного населения ¦ 24 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦3. Численность занятых по средним и крупным предприятиям на конец ¦ 25 ¦
¦года, всего: ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------------+
¦4. Нереализованный спрос на рабочую силу (незаполненные вакансии) ¦ 26 ¦
L----------------------------------------------------------------------+--------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru