Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы Администрации Иркутской области от 02.02.2000 № 19-пг
"О ПРИМЕРНОМ ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО ОПРОСА В ФОРМЕ ВЫБОРОЧНОГО (СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО) ОПРОСА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2000 г. № 19-пг

О ПРИМЕРНОМ ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО
ОПРОСА В ФОРМЕ ВЫБОРОЧНОГО (СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО) ОПРОСА

В целях оказания правового содействия развитию местного самоуправления в области, руководствуясь статьей 73 Закона области "О местном самоуправлении в Иркутской области", статьей 6 Закона области "О законах и иных областных нормативных правовых актах", постановляю:

1. Утвердить Примерное положение о порядке проведения местного опроса в форме выборочного (социологического) опроса (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области использовать Примерное положение о порядке проведения местного опроса в форме выборочного (социологического) опроса при подготовке нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения местного опроса, с учетом особенностей организации и осуществления местного самоуправления в конкретных муниципальных образованиях.

И.о. главы администрации
В.Е.МЕЖЕВИЧ





Утверждено
постановлением
главы администрации области
от 2 февраля 2000 года
№ 19-пг

Примерное положение
о порядке проведения местного опроса в форме
выборочного (социологического) опроса

Статья 1. Понятие и значение местного опроса в форме выборочного (социологического) опроса

Под местным опросом в форме выборочного (социологического) опроса (далее - опрос) в настоящем Положении понимается форма непосредственной демократии, состоящая в выяснении с использованием социологических методов мнения населения по социально-экономическим, политическим и иным важным вопросам местного значения, относящимся к ведению муниципального образования.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Статья 2. Принципы проведения опроса

Опрос проводится на началах гласности, населению соответствующей территории гарантируется беспрепятственный доступ к информации о подготовке и проведении опроса, его результатах.
Организация и проведение опроса осуществляются с соблюдением федерального и областного законодательства, устава муниципального образования <*> и настоящего Положения.
   --------------------------------

<*> Слова "муниципальное образование" здесь и далее необходимо заменять на наименование конкретного муниципального образования, в котором принимается Положение.

Участие в опросе является добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в опросе, выбору конкретного варианта ответа.
Опрос проводится на основе научно обоснованной и репрезентативной (представительной) выборки.
Результаты опроса используются только в обобщенном виде. Каждому участнику опроса гарантируется конфиденциальность сообщаемой им информации.
Организация и проведение опроса осуществляются на началах профессионализма и компетентности, с обязательным привлечением специалистов-социологов. Участие специалистов-социологов обеспечивается органом, назначающим опрос.
Формы и порядок проведения опроса должны обеспечивать достоверность его результатов.

Статья 3. Территория проведения опроса

Опрос может проводиться в границах всего муниципального образования или его части в зависимости от характера подлежащего выяснению вопроса и в соответствии с программой опроса.

Статья 4. Право на участие в опросе

Участниками опроса (опрашивающими и опрашиваемыми) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 (вариант: 16) лет.
Участниками опроса не могут быть недееспособные или находящиеся в местах лишения свободы граждане.
Опрос проводится среди граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории проведения опроса (вариант: обладающих, активным избирательным правом).
Состав участников опроса (выборочная совокупность опрашиваемых) определяется в зависимости от темы и задач опроса.

Статья 5. Выборочная совокупность опрашиваемых (выборка)

Выборочная совокупность опрашиваемых (выборка) - население, подлежащее опросу.
Численность населения, подлежащего опросу (объем выборки), определяется пропорционально общей численности населения, проживающего на территории проведения опроса, и зависит от уровня однородности социально-демографической структуры населения, проживающего на территории проведения опроса, целей и задач опроса.
Социально-демографическая структура опрашиваемых (тип выборки) должна максимально соответствовать социально-демографической структуре населения, проживающего на территории проведения опроса, а также целям и задачам опроса.
Объем и тип выборки в каждом случае проведения опроса определяются с привлечением специалистов-социологов и подкрепляются соответствующим научным обоснованием.

Статья 6. Формы проведения опроса

Опрос проводится в формах анкетирования или интервьюирования. Анкетирование, или письменный заочный опрос, представляет собой опрос посредством заполнения опрашиваемыми анкеты - опросного листа, содержащего конкретные вопросы, а также место для ответов или непосредственно варианты ответов.
Интервьюирование, или устный очный опрос, представляет собой опрос посредством устной беседы между опрашиваемым и опрашивающим, в ходе которой опрашивающий задает вопросы, предусмотренные программой исследования, и фиксирует ответы на бланке интервью.
Форма проведения опроса зависит от целей и задач опроса и определяется с участием специалистов-социологов.
Форма анкеты или бланк интервью разрабатывается с привлечением специалистов-социологов и утверждается органом местного самоуправления, назначающим опрос.
Анкетирование и интервьюирование проводятся в зависимости от целей опроса по месту проживания граждан (поквартирный опрос), по месту работы, учебы граждан либо по иному месту постоянного или временного пребывания граждан, позволяющему установить личность опрошенного при проверке достоверности результатов опроса.

Статья 7. Основания проведения опроса

Опрос может проводиться в случаях:
1) если учет мнения населения предусмотрен федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами местного самоуправления, кроме случаев, когда для выяснения мнения населения прямо предусмотрено проведение местного референдума либо иной способ выяснения мнения населения;
2) если признано целесообразным выяснить мнение населения для принятия решения по конкретному вопросу местного значения.

Статья 8. Органы местного самоуправления, обладающие правом назначения опроса

Опрос назначается органом, к компетенции которого в соответствии с уставом муниципального образования отнесено решение выносимого на обсуждение вопроса.
В случаях, если опрос проводится на всей территории муниципального образования, опрос назначается представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования.
В случае, если осуществляется полное или частичное финансирование проведения опроса из местного бюджета, опрос назначается представительным органом местного самоуправления.
Опрос в части территории муниципального образования, финансируемый за счет инициаторов опроса, может быть назначен органами местного самоуправления внутримуниципального образования.

Статья 9. Инициатива проведения опроса

Предложения о проведении опроса могут вноситься отдельными гражданами (группами граждан), проживающими на соответствующей территории, группой депутатов представительного органа местного самоуправления не менее __ человек, главой муниципального образования, органами местного самоуправления внутримуниципальных образований, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на соответствующей территории.
Предложение о проведении опроса должно содержать:
- описание территории проведения опроса;
- примерные варианты вопросов;
- обоснование целесообразности проведения опроса;
- предложения о порядке финансирования проведения опроса.
Предложение о проведении опроса направляется в орган местного самоуправления, обладающий правом назначения опроса.

Статья 10. Рассмотрение инициативы проведения опроса в органах местного самоуправления

Решение о проведении опроса или об отказе в его проведении принимается в следующие сроки со дня внесения соответствующей инициативы:
- представительным органом местного самоуправления - на ближайшей сессии;
- главой муниципального образования, органами местного самоуправления внутримуниципальных образований - в течение 20 дней со дня поступления инициативы.
В проведении опроса не может быть отказано в случае, если инициатива исходит от группы граждан, составляющих не менее 10% от общей численности населения муниципального образования, и требуется выяснение мнения населения всего муниципального образования.
Соответствующий орган местного самоуправления обязан принять решение о проведении опроса в случаях, когда учет мнения населения предусмотрен законом или уставом муниципального образования без конкретизации формы выяснения мнения населения (референдум, консультативный референдум) и отсутствует решение о проведении референдума, консультативного референдума, применении иного способа выяснения мнения населения.

Статья 11. Решение о проведении опроса

Решение о проведении опроса должно содержать следующие сведения:
- дата начала опроса;
- форма проведения опроса;
- территория проведения опроса;
- порядок финансирования организации и проведения опроса;
- иные вопросы организации и проведения опроса.
Опрос начинается не позднее чем через 60 дней со дня его назначения.
Решением о назначении опроса утверждается программа опроса, содержащая описание целей и задач опроса, объема и типа выборки, методики проведения опроса, их научное обоснование, форму анкеты или бланка интервью.
Форма анкеты или бланк интервью должны содержать:
- конкретные формулировки вопросов;
- данные, позволяющие установить анкетируемого или интервьюируемого (порядковый номер опрашиваемого, присвоенный в соответствии с маршрутным листом);
- данные об опрашивающем (фамилия, имя, отчество).
Форма анкеты должна содержать также разъяснение целей и задач опроса.
В зависимости от вида анкетирования или интервьюирования анкета или бланк интервью могут содержать или не содержать варианты ответов, перечень ответов может быть открытым или закрытым.
Программа опроса разрабатывается с привлечением специалистов-социологов.

Статья 12. Порядок подготовки опроса

Подготовка опроса осуществляется исполнительным органом местного самоуправления.
Анкеты и бланки интервью изготавливаются в соответствии с установленной формой.
Количество анкет и бланков интервью не должно превышать более чем на 5% число опрашиваемых в соответствии с утвержденным объемом выборки.
Для проведения поквартирного опроса органы местного самоуправления обязаны обеспечить опрашивающих необходимыми данными, позволяющими установить соответствие граждан требованиям статей 3, 4 настоящего Положения (план населенного пункта, списки проживающих по адресам и др.).
Для проведения опроса на предприятиях, в учреждениях, организациях их руководители представляют опрашивающим поименный список работников и иные сведения, позволяющие установить соответствие граждан требованиям статей 3, 4 настоящего Положения.
Для проведения интервьюирования составляются маршрутные листы (поименный или поквартирный список опрашиваемых) на основе утвержденных решением о назначении опроса объема и типа выборки.
Орган местного самоуправления, назначивший опрос, не позднее чем за 10 дней до даты проведения опроса утверждает поименный список опрашивающих.
Количество опрашивающих определяется исходя из территории проведения опроса и объема выборки с участием специалистов-социологов органом местного самоуправления, назначившим опрос.
Опрашивающие назначаются с учетом предложений, поступивших от инициаторов опроса, либо для проведения опроса привлекаются специалисты-социологи.
Анкеты либо бланки интервью и маршрутные листы выдаются опрашивающим в день начала опроса.
Информация о дате, сроках, целях проведения опроса подлежит обнародованию не позднее чем за 10 дней до начала проведения опроса.

Статья 13. Сроки и порядок проведения опроса

Срок проведения опроса, включая подведение его итогов, не может превышать 45 дней.
Опрос проводится в соответствии с социологическими методиками, разработанными для конкретных форм и видов опроса.
Анкеты или бланки интервью заверяются опрашивавшим лицом.

Статья 14. Определение результатов опроса

По окончании опроса анкеты или бланки интервью обобщаются органом, назначившим опрос.
Для подведения итогов опроса орган местного самоуправления, назначивший опрос, создает специальную комиссию в количестве не менее 3 членов. В работе комиссии вправе принимать участие депутаты представительного органа местного самоуправления, направленные по его решению, представители главы муниципального образования и исполнительных органов местного самоуправления, представители инициаторов проведения опроса.
При подведении итогов опроса орган, назначивший опрос, проводит выборочную проверку достоверности представленных анкет или бланков интервью, а также соблюдения типа выборки, установленных решением о назначении опроса.
Количество проверяемых анкет или бланков интервью не может быть меньше 2% от их общего числа.
Недостоверными признаются следующие анкеты или бланки интервью:
- заполненные гражданами, не обладающими в соответствии с настоящим Положением правом на участие в опросе;
- не содержащие данных, позволяющих установить конкретного заполнителя анкеты или интервьюируемого (порядкового номера, присвоенного в соответствии с маршрутным листом), а равно не содержащие подписи опрашивавшего лица;
- фальсифицированные, то сеть такие, в отношении которых установлено, что указанный в них опрашиваемый не заполнял данную анкету или бланк интервью; содержащие не соответствующие действительности сведения, сообщенные опрашиваемым; содержащие ответы, не соответствующие действительному волеизъявлению опрашиваемого:
- заполненные не полностью, содержащие ответы лишь на часть вопросов:
- имеющие иные дефекты, не позволяющие с достоверностью установить мнение опрашиваемого.
Для проверки достоверности анкет или бланков интервью проводится выборочный контрольный опрос опрошенных граждан в соответствии с маршрутным листом опроса.
О результатах проверки составляется акт.
В случае обнаружения фактов недостоверности анкет или бланков интервью либо несоблюдения типа выборки проводится дополнительная проверка, охватывающая не менее 20% полученных в ходе опроса анкет или бланков интервью. Если при дополнительной проверке обнаружится, что более 15% анкет из числа проверяемых содержат указанные дефекты, опрос признается недействительным.
В случае, если при подведении итогов обнаружится несоблюдение формы опроса и объема выборки, орган, назначивший опрос, признает его несостоявшимся.
В случае иных грубых нарушений настоящего Положения и решения о назначении опроса опрос может быть признан несостоявшимся мотивированным решением соответствующего органа местного самоуправления.
Результаты опроса фиксируются в итоговом протоколе опроса и утверждаются органом, назначившим опрос.
Результаты опроса определяются на основании анализа данных, выраженных в абсолютных и процентных показателях, о количестве опрошенных, количестве высказавшихся за или против по каждому из предложенных вариантов ответов на вопросы. Определение результатов опроса осуществляется с применением специальных социологических методик.
Итоговый протокол должен содержать:
- описание целей и задач опроса, ставившихся перед опрашиваемыми вопросом, дат проведения опроса, формы опроса, объема и типа выборки;
- число опрошенных в соответствии с количеством анкет или бланков интервью, полученных в ходе опроса;
- описание методики обобщения результатов опроса;
- обобщенные данные опроса по каждому вопросу в отдельности и выводы о результатах опроса в целом с учетом погрешности.
К протоколу прилагаются все полученные в ходе опроса анкеты или бланки интервью и маршрутные листы.
Протокол подписывается руководителем соответствующего органа местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления, осуществлявшими непосредственно подведение итогов опроса, а также специалистами-социологами, участвовавшими в подведении итогов опроса.

Статья 15. Опубликование (обнародование) результатов опроса

Опубликование или иное доведение до сведения населения результатов опроса проводится по решению органа, назначившего опрос, в случаях, когда это признано необходимым и целесообразным.
Инициаторам опроса и населению соответствующей территории обеспечивается свободный доступ к информации о результатах опроса.

Статья 16. Финансирование проведения опроса

Расходы на организацию и проведение опроса, включая оплату труда специалистов-социологов и изготовление анкет или бланков интервью, финансируются за счет инициаторов опроса (вариант: за счет средств местного бюджета).
Расходы на организацию и проведение опроса финансируются за счет средств местного бюджета в случаях:
- если инициатива проведения опроса исходит от органов местного самоуправления муниципального или внутримуниципального образований;
- если в соответствии с частью 3 статьи 10 настоящего Положения проведение опроса является обязательным;
- если опрос проводится на всей территории муниципального образования по требованию не менее 10% его жителей.
(Вариант: представительный орган местного самоуправления может принять решение о частичном или полном финансировании расходов на организацию и проведение опроса за счет средств местного бюджета, если придет к выводу об особой актуальности вопроса и необходимости выяснения мнения населения по нему. Такое решение принимается на основании ходатайства инициаторов опроса при установлении недостаточности или отсутствия у них собственных средств для покрытия расходов в полном объеме)

Статья 17. Обжалование решений органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения опроса

Решение об отказе в проведении опроса (вариант: и решение о частичном или полном бюджетном финансировании расходов на организацию и проведение опроса), решение об утверждении результатов опроса и иные решения органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения опроса могут быть обжалованы по основаниям и в порядке, предусмотренным Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", иными федеральными законами.

Статья 18. Хранение документации опроса

Итоговый протокол опроса, акт о проверке достоверности анкет или бланков интервью, иные документы, связанные с проведением опроса, подлежат архивированию и хранению в сроки и в порядке, предусмотренные законодательством области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления об архивном деле.

Руководитель аппарата губернатора
заместитель главы администрации
Л.М.БЕРЛИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru