Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УМНС РФ по Иркутской области от 02.12.1999 № 08-21/5307-701
"О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ШТРАФОВ, НАЛАГАЕМЫХ ДРУГИМИ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 2 декабря 1999 г. № 08-21/5307-701

О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ШТРАФОВ, НАЛАГАЕМЫХ
ДРУГИМИ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

В ответ на запрос по поводу взыскания налоговыми органами штрафов, налагаемых другими контролирующими государственными органами, Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Иркутской области сообщает следующее:
Взыскание налоговыми органами штрафных санкций, налагаемых другими контролирующими государственными органами не предусмотрено частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии со статьей 2 Кодекса законодательство о налогах и сборах, к которому согласно пункту 1 статьи 1 Кодекса относится Кодекс, регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, Кодекс не регулирует отношения по взысканию штрафов, налагаемых не налоговыми органами.
Указанные отношения регулируются соответствующими нормативными актами, устанавливающими определенные виды ответственности.
Пунктом 11 постановления Правительства РСФСР от 19.12.1991 № 55 "О мерах по либерализации цен" установлено, что в случае нарушения предприятиями и организациями независимо от форм собственности порядка применения свободных (рыночных), а также государственных регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения; товары народного потребления и услуги излишне полученная прибыль в бесспорном порядке перечисляется (изымается) в доход бюджета. В таком же размере с предприятия или организации дополнительно взыскивается штраф.
Указанным пунктом Постановления Правительства РСФСР от 19.12.1991 № 55 Министерству экономики и финансов РСФСР поручено разработать и утвердить порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен.
Во исполнение указанного постановления разработан Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по политике цен 01.12.1992 N№ 112, ВЗ-6-05/410, 01-17/030-23 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.12.1992 № 101) (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.3 Порядка органы государственной налоговой службы в соответствии с действующим порядком при получении решения органов ценообразования и контроля за ценами о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен производят в пятидневный срок взыскание этих сумм в доход соответствующего бюджета.
При взыскании указанных санкций следует руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.1997 № 111-О, определившими общий порядок взыскания налоговыми органами с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций.
Согласно пункту 5 указанного Постановления при наличии налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение, по смыслу статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика.
Аналогичное положение также содержится в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1999 № 50-0, согласно которому вывод Конституционного Суда Российской Федерации, признавшего, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций без их согласия, т.е. при возражениях против указанных взысканий, является неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой службой - принимается решение о производстве взыскания и каким нормативным актом (или отдельными его положениями) такое право ему предоставлено, распространяется на все иные органы, в том числе государственные службы и фискальные органы, поскольку ими могут применяться аналогичные санкции.
Таким образом, в случае обжалования юридическим лицом решения о взыскании экономических санкций за нарушение предприятиями порядка применения государственных регулируемых цен и тарифов налоговым органам следует приостанавливать взыскание указанных санкций и возвращать неисполненные решения органам ценообразования для решения вопроса о правомерности взыскания экономических санкций в порядке, установленном указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.
В аналогичном порядке осуществляется взыскание штрафных санкций, налагаемых органами федерального казначейства на основании Указа Президента Российской Федерации от 08.12.1992 № 1556 "О федеральном казначействе", а также штрафов, налагаемых органами Государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с Законом Российской Федерации от 17.12.1992 № 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".
Положение о комитете по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ, утвержденное Правительством РФ от 26.05.1992 № 346, Закон РФ "О стандартизации" от 10.06.1993 № 5154-1 (в ред. ФЗ от 27.12.1995 № 211-ФЗ), Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 680 не предусматривают обязанность налоговых органов взыскивать в бесспорном порядке штрафы, налагаемые комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, центром стандартизации, метрологии и сертификации и санитарно-эпидемиологической службой РФ.

Зам. руководителя Управления,
Государственный советник
налоговой службы III ранга
Е.В.ВОХМИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru