Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Иркутской области от 26.05.1999 № 369-п
"О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 1999 г. № 369-п

О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав, реабилитации и адаптации к жизни в современных условиях и обеспечения приоритетности в решении проблем преодоления детской безнадзорности, руководствуясь п. 2 ст. 37 Устава области, постановляю:

1. Информацию председателя межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при администрации области Матиенко В.А. о состоянии, основных направлениях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принять к сведению (прилагается).

2. Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних (Матиенко В.А.), органам опеки и попечительства в двухмесячный срок с момента подписания настоящего постановления определить порядок выявления, учета, медицинского освидетельствования и устройства несовершеннолетних, не имеющих постоянного места жительства, упорядочения сбора и обработки материалов по детской безнадзорности на территории области.

3. Управлению социальной защиты населения администрации области (Родионов В.А.) совместно с Главным управлением общего и профессионального образования администрации области (Выговский Л.А.), Комитетом по делам молодежи администрации области (Беломестных А.И.), Управлением юстиции области (Кулик Н.Г.), Управлением внутренних дел области (Россов А.А.), Департаментом федеральной государственной службы занятости по области (Макаров В.В.) до 01.07.1999 подготовить и представить мне на рассмотрение уточненную областную программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 1997 - 2000 гг.", утвержденную постановлением главы администрации области от 18.06.1997 № 179-пг, предусмотрев в ней конкретные дополнительные мероприятия, направленные на оздоровление обстановки в молодежной среде, обеспечение социальных прав и гарантий несовершеннолетних в части охраны здоровья, получения образования, трудоустройство, решение жилищных вопросов.

4. Главному финансовому управлению администрации области (Козлов А.А.) обеспечить в 1999 году в полном объеме финансирование областной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

5. Заместителю главы администрации области Матиенко В.А. подготовить информацию о мерах по преодолению детской безнадзорности для обсуждения на совещании мэров и глав администраций городов и районов области.

6. Главному управлению общего и профессионального образования администрации области (Выговский Л.А.), Комитету по физической культуре, спорту и туризму администрации области (Золоторев А.М.), Комитету по строительству и архитектуре администрации области (Суслов А.И., Куликов Б.И.) совместно с Комитетом по управлению государственным имуществом области (Сурков А.В.) представить мне в срок до 15 сентября 1999 г. информацию о собственниках (владельцах) помещений, сооружений, оздоровительных лагерей, использовавшихся до 1999 года для занятий детей и подростков во внеурочное и каникулярное время, для решения вопроса по использованию указанных объектов по назначению.

7. Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних (Матиенко В.А.), управлению внутренних дел области (Россов А.А.), Главному управлению общего и профессионального образования администрации области (Выговский Л.А.), Управлению социальной защиты населения администрации области (Родионов В.А.), Комитету по делам молодежи администрации области (Беломестных А.И.), Комитету по физической культуре, спорту и туризму администрации области (Золоторев А.И.) совместно с органами местного самоуправления ежегодно осуществлять в пределах своей компетенции комплексные межведомственные акции "Подросток", "Бродяга" с целью выявления беспризорных детей и оказания им всесторонней помощи в получении основного общего и профессионального образования, организации полезного досуга и их трудоустройства во время каникул.

8. Управлению социальной защиты населения администрации области (Родионов В.А.), Главному управлению общего и профессионального образования администрации области (Выговский Л.А.), Комитету по делам молодежи администрации области (Беломестных А.И.), Департаменту государственной службы занятости населения по области (Макаров В.В.), Комитету по физической культуре, спорту и туризму администрации области (Золоторев А.М.) при организации летнего отдыха и занятости детей в приоритетном порядке оказывать помощь детям, состоящим на учете в органах профилактики правонарушений несовершеннолетних.

9. Главному управлению общего и профессионального образования администрации области (Выговский Л.А.):
- принять меры к открытию в 1989 г. специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних девочек, совершивших преступление;
- подготовить постановление губернатора области "О нарушении прав граждан на образование в общеобразовательных учреждениях области", предусматривающее меры по прекращению практики отчисления подростков из учебных заведений.

10. Рекомендовать Департаменту государственной службы занятости населения по области (Макаров В.В.) обеспечить на период летних каникул ежемесячную компенсацию работодателям, прошедшим конкурсный отбор, за каждого трудоустроенного на временную работу несовершеннолетнего в размере минимальной оплаты труда, установленной законодательством, в пределах статьи бюджета фонда занятости "Общественные работы и временная занятость".

11. Комитету по связям с общественностью и СМИ администрации области (Сыровой С.Д.):
- при взаимодействии со средствами массовой информации акцентировать их внимание на необходимость освещения проблем детской безнадзорности;
- проинформировать население о принятом постановлении в средствах массовой информации.

12. Рекомендовать мэрам и главам администраций городов и районов области обсудить вопрос детской безнадзорности и разработать комплексные меры по ее преодолению.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Матиенко В.А.

Б.А.ГОВОРИН





Утверждены
постановлением
губернатора области
от 26 мая 2001 года
№ 369-п

СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Характеристика нынешнего политического и социально-экономического состояния современного общества была бы неполной без анализа положения детей, оказавшихся вне существующих социальных институтов, лишившихся родительского попечения и родственных связей.
Среди целого ряда проблем, порожденных детским неблагополучием, наиболее значимые - профилактика безнадзорности несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни в современных условиях детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами, несовершеннолетних, совершивших правонарушения.
Для сегодняшних реалий характерны значительное увеличение масштабов социального сиротства и девиантного поведения, проявление их новых характеристик, определяемых ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, и, как следствие, изменения отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.
Безнадзорные дети - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, физическому и нравственному развитию ребенка. Такие дети предоставлены сами себе. Безнадзорность среди подростков наблюдается на фоне пьянства, наркомании, безработицы как среди родителей, так и у самих несовершеннолетних.
Именно этот фактор нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка. Причины возрастающей безнадзорности детей коренятся в условиях жизни многих семей, а уровень жизни семей с детьми в последнее время резко снижается. Неуклонно растет число семей с детьми, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Перегруженность многих родителей поиском дополнительного заработка сокращает возможность общения с детьми, увеличивает риск детской безнадзорности. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация некоторых семей практически отчуждает родителей от детей, толкает в уличные компании с асоциальной направленностью.
В неблагополучных семьях 30% родителей систематически злоупотребляют спиртными напитками, около 37% детей с девиантным поведением проживают в семьях, где есть ранее судимые члены семьи.
В органах милиции области состоит на учете около 8 тыс. неблагополучных семей, где родители уклоняются от своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
В ряде случаев безнадзорность детей - следствие педагогической беспомощности родителей. Кроме того, источником ослабления влияния внимания к детям является ситуация разводов, число которых растет из года в год. 40% детей, помещенных в центры временной изоляции для несовершеннолетних, имели только одного родителя и 5% не имеют их вообще.
Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, т.к. вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно.
В течение 1998 года по причине лишения родительских прав родителей в устройстве в детские государственные учреждения нуждалось 1687 детей. На 01.01.1999 1400 детей остались практически неустроенными (находятся в больницах, приютах, семьях и т.д.).
Еще одна немаловажная причина социальной дезадаптации детей - нарушение прав детей, прежде всего, жестокое обращение с ними со стороны родителей. В целях защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях необходимо дать реальные права органам опеки и попечительства для вмешательства в жизнь семьи в интересах ребенка.
В прошедшем году в розыск было заявлено 1235 несовершеннолетних, из них 85 пропали без вести, 1214 - ушли со своего места жительства самовольно. Из детских домов и школ-интернатов самовольно ушло 127 детей и подростков, из социальных приютов - 88.
Оперативная обстановка в 1998 году среди несовершеннолетних оставалась напряженной: подростки продолжали составлять наиболее криминально активную часть населения области.
В 1998 году в органы милиции было доставлено 50826 несовершеннолетних правонарушителей, из которых более 33 тысяч нуждались в помощи государства. На профилактическом учете в ПППН ОВД состояло 13906 несовершеннолетних (13 лет - 24,6%, 14 - 15 лет - 34,8%, 16 - 17 лет - 40,5%), из них 7522 - учащиеся школ. В течение года к уголовной ответственности привлечено 4127 подростка, из которых каждый второй не был чем-либо занят. В ОВД доставлено 18782 (в 1997 г. - 20331) не работающих и не учащихся правонарушителя. Из числа состоящих на учете в милиции, воспитываются в неполной семье 42,7% (5004 человек), проживают в детских домах, домах-интернатах, социозащитных учреждениях - 1,5% (212).
На 5,8% увеличилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. Рост подростковой преступности наблюдается в городах: Иркутске, Усолье-Сибирском, Усть-Илимске и Зиме; районах: Казачинско-Ленском, Балаганском, Слюдянском, Ольхонском, Шелеховском и Чунском.
Продолжает оставаться высокой криминальная активность детей в возрасте до 14 лет (1535 человек в 1997 г., 1699 человек в 1999 г.). Такая же тенденция наблюдается в показателе групповой преступности несовершеннолетних - 59%. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними совместно со взрослыми, также увеличилось на 11,6% (1540 до 1719 сл.).
В области нарастает проблема, связанная с распространением наркомании в подростковой среде. За прошедший год было расследовано 38 преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения, 7 - токсического опьянения. 1818 несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические вещества, состоят на учете в ОВД. Количество преступлений, связанных с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, пересылкой, сбытом наркотических средств или психотропных веществ, совершенных подростками, возросло на 37,6% по сравнению с 1996 г. А число несовершеннолетних, находившихся в момент совершения преступления в состоянии наркотического возбуждения, возросло на 5,9%.
В состоянии алкогольного опьянения подростками совершено 22,5% преступлений.
За прошедший год привлечено 410 девушек к уголовной ответственности, что позволяет говорить о феминизации подростковой преступности. На учете в органах милиции состоит 2407 девочек, а доставлено в ОВД - 8539 девочек за различные противоправные деяния.
На 01.01.1999 в милиции на учете состоит около 900 подростков, имеющих психические отклонения, из которых 385 детей - за совершение преступных деяний. Количество несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом развитии, ранее совершавших преступления, возросло на 47,8%.
В 1998 г. произошло 672 ДТП с участием детей и подростков, в них погибли 48 и получили травмы 663 ребенка. Больше всего в ДТП погибло детей в возрасте от 7 до 14 лет.
По причине детской безнадзорности произошло 215 пожаров (на 17,6% меньше, чем в 1997 г.), в которых погибло 20 детей.
В 1998 году по сравнению с 1997 г. на 7% возросло число исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Иркутской области, 628 человек лишены родительских прав. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней в прошедшем году рассмотрено более 4577 дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного воспитания детей, более 8 тысяч родителей или лиц, их заменяющих и не выполняющих своих обязанностей, состоят на учете в органах внутренних дел.
Дополнительным фактором риска становится безработица родителей. Безработные женщины, имеющие детей, составляют более 60% общего числа безработных.
Мощным фактором детской безнадзорности помимо неблагополучной семьи, несомненно, становится нарушение прав детей в области образования, при получении профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей, оставшихся без попечения родителей. Институт приемной семьи в области должного развития не получил.
Из-за ограничения приема учащихся в 9 - 11-е классы, сокращения приема в профессионально-технические училища 14 - 18-летние подростки не могут продолжать обучение, а на рынке труда они не конкурентоспособны, так как не достигли трудоспособного возраста и не имеют профессий.
В последние годы вызывает большую тревогу увеличивающееся число детей-бродяжек и детей-попрошаек, причем в ряде крупных городов области их используют взрослые в качестве профессиональных нищих.
Безнадзорность тесно связана с ухудшением психического здоровья детей, наркологическими, венерическими заболеваниями. Этим детям, наряду с социальной реабилитацией, необходима медицинская помощь.
Серьезной социальной проблемой остается суицид в детской среде. Его причинами становятся семейные (невнимание или развод родителей, смерть одного из них), личностные (одиночество, инвалидность, неудачи, ссора с друзьями) и экономические проблемы. Из жизни, как правило, уходят дети, не получившие поддержки в трудной жизненной ситуации, оставшиеся наедине со своими бедами, обидами, встретившиеся с насилием и извращенной жесткостью.
Одним из проявлений сознательной дезадаптации детей и подростков является злоупотребление психоактивными веществами.
Несовершеннолетние, часто употребляющие алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества, испытывают серьезные трудности в обучении. Для них, как правило, характерна низкая успеваемость и систематические пропуски занятий, многие остаются на второй год или вообще самовольно прекращают обучение и отказываются посещать школу.
Среди причин, влияющих на распространение алкоголя, наркотических и токсических средств в подростковой среде, далеко не последнее место занимает их доступность.
Резко снижается образовательный уровень подростков, состоящих на учете в ПППН ОВД. Из числа доставленных начальное образование имели 16778, не имели образование 3168 человек.
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.09.1993 № 1338 субъектами государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав являются различные органы управления. Основным органом, координирующим деятельность органов управления, является комиссия по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти всех уровней. С большими трудностями сталкиваются комиссии при решении вопросов занятости и организации досуга подростков. Федеральные законы об образовании, труде и занятости населения, приватизации, принятые в разрез с положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, дезориентировали их деятельность в вопросах не только отчисления из школ, но и трудоустройства и занятости подростков: они лишились правовой базы и тех прав, которыми были наделены положением в решении этих проблем, изменились их взаимоотношения с предприятиями, нарушилась установленная система учета, контроля за занятостью несовершеннолетних, т.к. отчисление из школ учащихся производится без решения комиссий по делам несовершеннолетних.
Одним из субъектов государственной профилактики в Указе Президента России названы органы и опеки и попечительства. В соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса РФ и статьей 121 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, основная задача которых - обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их личных и имущественных прав.
Стабильно высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. В 1998 г. выявлено 3298 детей, оставшихся без родительского попечения, на которых оформлена опека и попечительство (1794 ребенка), усыновление (123 ребенка), в государственные учреждения устроены - 998, в приемные семьи - 6, в домашние воспитательные группы - 40.
В большинстве своем органы местного самоуправления, на которые законодательно возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, выполняют свои функции неудовлетворительно. Вопреки ст. 121 Семейного кодекса РФ в уставах муниципальных образований вопросы организации опеки и попечительства даже не упоминаются.
Установленный законом предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения родителей, не соблюдается. На 01.01.1999 1400 детей остались неустроенными.
Особую тревогу вызывает факт, что среди безнадзорных детей довольно много воспитанников государственных интернатных образовательных учреждений. Органами милиции в 1998 г. был объявлен розыск 57 несовершеннолетних, ушедших из интернатных учреждений.
В 1998 г. в центрах временной изоляции ОВД содержалось около 2000 детей, оказавшихся без надзора родителей.
Большую роль в системе профилактики безнадзорности играют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков девиантного поведения, в которых проводится психологическая, медицинская и социальная реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся от нормы общественно опасным поведением, прививаются им трудовые навыки, дается широкая профессиональная подготовка, проводятся различные занятия.
В области функционирует одно учреждение подобного рода - специальное учебно-воспитательное учреждение для мальчиков на 100 мест. В 1998 г. органами внутренних дел были подготовлены материалы о направлении в такие учреждения более 200 подростков, реально помещено 100.
Очень важна задача постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных и образовательных учреждений для детей, лишенных родительского попечения. Существуют серьезные проблемы с обеспечением их жильем, трудоустройством. Зачастую они оказываются предоставленными самим себе. Выпускники этих учреждений во многих случаях возвращаются в прежнюю социальную среду, где им крайне сложно сохранить приобретенные позитивные социальные навыки и установки.
Особое место в государственной системе профилактики безнадзорности занимают специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемые органами, осуществляющими социальную защиту населения. Создаются они с целью предотвращения противоправных действий среди детей и подростков и для защиты их прав. Эти учреждения берут на себя заботу о восстановлении социального статуса детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию.
В Иркутской области органами социальной защиты населения создана принципиально новая система реабилитационной работы с социально запущенными детьми и подростками. Сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних - социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей наиболее интенсивно развивалась в последние два года.
Если в 1994 г. учреждений было 13, то в 1996 г. их стало 37, а в 1998 - 41.
В 1998 году в социально-защитных учреждениях прошли реабилитацию 3000 детей и подростков. С учетом социального патронажа семей с несовершеннолетними детьми органы социальной защиты оказали помощь и спасли более 5000 детей. К сожалению, в экстренной помощи государства нуждается не менее 20 тысяч беспризорных детей. В летний период оздоровлено 8546 детей, организовано питание 4275 детям группы социального сопровождения в 68 социальных столовых на территории 32 городов и районов области, работал летний оздоровительно-трудовой лагерь "Надежда" в п. Залари, в котором работало 123 подростка.
Пятилетний опыт функционирования социально-экономических учреждений убеждает, что наиболее перспективная модель - это социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с наличием в его структуре и других подразделений. Именно этот тип учреждения располагает большими возможностями для профилактики безнадзорности детей, их дальнейшего жизнеустройства.
В стационары социально-реабилитационных центров и социальных приютов поступают дети из центров временной изоляции, если они не нуждаются в изоляции, а также из больниц, где они длительное время ожидали определения в детское учреждение интернатного типа.
Восстанавливая социальный статус ребенка, социальные работники помогают семье, выявляя причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, находящихся в Центре, осуществляют социальный патронаж семей, если ребенок возвращается домой.
Воспитатели, психологи, специалисты по социальной работе проводят большую работу по психолого-педагогической коррекции личности ребенка как в группе, так и индивидуально, обеспечивают его жизнедеятельность в условиях, приближенных к домашним, помогают включиться в учебную, трудовую или какую-либо иную деятельность, обучают самообслуживанию.
Особое значение имеет тот факт, что в большинстве своем социально-реабилитационные центры помимо медико-педагогической коррекции ребенка восстанавливают его связи с семьей или находят замещающую семью, стараются создать благоприятный социальный фон его дальнейшей жизни.
Особенность деятельности учреждений социальной защиты - глубоко индивидуальная работа с детьми, долгое время находившихся в крайне неблагоприятных условиях (в подвалах, на вокзалах, изъятые из социальных семей). Социальная значимость учреждений очевидна. Анализируя деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, следует отметить, что в большинстве учреждений поставленные задачи выполняются: беспризорных детей выхаживают, дают ремесло, социально адаптируют.
Функционирование социозащитных учреждений положительно влияет на стабилизацию оперативной обстановки во многих городах и районах области. Прослеживается тенденция снижения уровня детской и подростковой преступности в следующих территориях: районы - Заларинский, Усольский, Катангский, Усть-Илимский и Черемховский, городах - Ангарск, Братск и Черемхово.
С целью формирования основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации в современном обществе в области приняты программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты". Однако дефицит средств в областном бюджете в 1998 г. не позволил выполнить предусмотренные задачи. В 1999 г. из запланированных в областном бюджете 4 млн. рублей на программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" планируется проведение следующих мероприятий:
возродить работу подростковых клубов и досуговых центров по месту жительства,
открыть домашние воспитательные группы,
создать спецшколу для несовершеннолетних девочек, совершивших правонарушения,
открыть социальную гостиницу для несовершеннолетних.
Большое значение в прошедшем году имела реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В рамках реализации федеральной программы социально-защитные учреждения Иркутской области получили медицинское и бытовое оборудование, автотранспорт. Поставлялось дезинфекционное оборудование для санитарной обработки детей, поступающих в учреждения с улицы, больных педикулезом, чесоткой.
Следует подчеркнуть, что система служб, занимающаяся профилактикой безнадзорности и правонарушений, только формируется. Вновь создаваемые социозащитные учреждения, как правило, не имеют достаточной материальной базы, а местными бюджетами, на содержание которых они находятся (40 учреждений), зачастую выделяются средства только на питание и зарплату сотрудникам. Оказанная за счет средств федерального бюджета помощь в оснащении требуемым оборудованием в значительной степени укрепила материальную и техническую базу и существенно повысила эффективность работы учреждений. Такую помощь получили учреждения социальной защиты гг. Иркутска и Братска, районов: Тулунского, Качугского и Иркутского, областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (п. Залари).
Из Резервного фонда Президента РФ финансовую помощь получили социозащитные учреждения:
областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - 50 тыс. руб.
социальный приют Усть-Удинского района - 60 тыс. рублей, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Черемховского района - 60 тыс. рублей,
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Иркутского района - 60 тыс. рублей.
Общая сумма средств оказания помощи из средств федерального бюджета составила 700,0 тыс. рублей.
В области наметились определенные сдвиги по разработке и внедрению новых методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся реабилитацией, т.к. без этого невозможно решить сложнейшие проблемы предупреждения негативных проявлений в детской среде. Тесные контакты установлены с социальным факультетом Иркутского государственного университета. В 1998 году заключен договор с ВУЗом о двухгодичной переподготовке с присвоением второго высшего образования 25 руководителей детских специальных учреждений по специализации "Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков". Кроме того, заключены четырехсторонние контракты с 10 студентами дневного отделения по специальности "Социальная работа" в рамках подготовки специалистов для села.
В целях совершенствования государственного контроля за соблюдением прав детей, профилактики их безнадзорности и правонарушений необходимы:
- организация выявления безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних учреждениями и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
- разработка совместных (межведомственных) нормативных документов, определяющих в рамках существующего законодательства действия областных и местных органов, учреждений, служб профилактики безнадзорности и прав несовершеннолетних;
- проведение совместных комплексных межведомственных операций (акций) "Подросток", "Бродяга", например на выявление и оказание всесторонней помощи социально-дезадаптированным детям, организации их летнего отдыха, досуга и трудоустройства;
- финансирование в полном объеме и реализация мероприятий областной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка областного перспективного плана действий по ликвидации напряженности в ситуации с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.

Заместитель главы
администрации области
В.А.МАТИЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru