Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ГД г. Иркутска от 24.12.1998 № 272-28гД(2)
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ НА 1999 - 2001 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
"Восточно - Сибирская правда", 18.01.1999






ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 1998 г. № 272-28гД(2)

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В
Г. ИРКУТСКЕ НА 1999 - 2001 ГГ.

В целях дальнейшего развития потребительского рынка г. Иркутска, и руководствуясь ст.ст. 6, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 64 Закона Иркутской области "О местном самоуправлении в Иркутской области", ст. 15 Устава городского самоуправления в г. Иркутске, городская Дума решила:

1. Одобрить Основные направления развития торговли в г. Иркутске на 1999 - 2001 гг. (приложение).

2. Администрации г. Иркутска:
- при составлении годовых планов работы в части мероприятий, касающихся потребительского рынка, руководствоваться настоящим решением;
- опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

Глава городского
самоуправления
В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 24 декабря 1998 года
№ 272-28гД(2)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В Г. ИРКУТСКЕ НА 1999 - 2001 ГГ.

На сегодняшний день потребительский рынок проходит сложный процесс развития, который характеризуется с одной стороны - совершенствованием системы торгового обслуживания населения, высокой степенью насыщения рынка товарами широкого ассортимента и увеличением общей товарной массы, с другой стороны - зависимостью от импорта продовольственных и промышленных товаров, дифференциацией групп покупателей по уровню доходов и снижением среднедушевого потребления большинства продуктов питания (40 - 65% от рекомендуемой медицинской нормы). Последнее объясняется низким уровнем платежеспособного спроса населения, повышение которого невозможно без решения общих экономических и социальных проблем развития нашего государства - подъема производства, снижения имущественного расслоения общества и т.д.

1. ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Г. ИРКУТСКА

До середины 1998 года рынок имел высокий уровень насыщенности товарами. Однако стабильное состояние рынка относительно, так как на него отрицательно влияют спад производства, падение реальных доходов населения и высокая степень зависимости от объема ввозимых товаров, в т.ч. импортных.
Доля ввозимой продукции составляет около 60%. Ввозится, главным образом, мясо, рыба, мука, крупы, масло растительное, сахар, фрукты, молочные и плодоовощные консервы. Потребность в макаронных изделиях, чае, консервированной продукции более чем на 70% удовлетворяется за счет импорта. Местная масложировая продукция удовлетворяет потребности рынка на 30%.
В городе 800 стационарных предприятий розничной торговли, из них более 500 продовольственных. Обеспеченность торговыми площадями близка к норме - 96% для непродовольственных и 80% для продовольственных. По округам соответственно эти показатели чрезвычайно неравномерны:
- Правобережный - 291% и 84%;
- Свердловский - 103% и 60%;
- Ленинский - 49% и 102%;
- Октябрьский - 22% и 82%.
За последнее время, ориентируясь на местных товаропроизводителей и оказывая им содействие в развитии фирменной торговли, в городе на сегодня имеется 90 фирменных магазинов, из них 80 продовольственных. Лидерами здесь являются: АО "Кедр" - 40; АО "Мясокомбинат "Иркутский" - 11; АО "Масложиркомбинат - 8 и АО "Хлебозавод № 1" - 11, последний при этом имеет еще 24 объекта мелкорозничной торговли (киоски, павильоны). Всего объектов фирменной торговли более 200.
В городе более 1500 объектов мелкорозничной сети, что в некоторой степени (до 20%) закрывает недостаток торговых площадей. Оптовых и мелкорозничных рынков - 15; 25 торговых площадок и постоянно действующих ярмарок.
Серьезной городской проблемой остается организация мелкорозничной торговли, которой принадлежит существенная роль в наполнении рынка - около 30% в общем объеме товарооборота. Кроме того, уличная торговля имеет социальную окраску, так как большинство торгующих - это бывшие работники сферы промышленности, культуры, науки и пенсионеры.
Особо следует сказать о работе 11 муниципальных предприятий торговли. Анализ их деятельности показывает, что никакие принимаемые меры (сдача свободной торговой площади в аренду, предоставление льгот по арендной плате и т.д.) не дают должного эффекта и их финансовое положение продолжает катастрофически ухудшаться. Все предприятия имеют неудовлетворительную структуру баланса и являются неплатежеспособными.
В целом следует отметить, что до середины 1998 года при видимом изобилии товаров около 40% предприятий торговли убыточны или имеют нулевой результат своей деятельности, если в 1993 году уровень рентабельности розничной торговли составлял 8,3%, то в 1997 году - в среднем 0,7%. Финансовый кризис в стране еще более усугубил положение предприятий торговли. Высокая степень зависимости рынка от импорта привела к росту цен и резкому снижению оборотных средств предприятий.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В Г. ИРКУТСКЕ

2.1. Укрепление и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке.
2.2. Обеспечение высокого уровня обслуживания и контроля за качеством реализуемых товаров.
2.3. Обеспечение необходимого уровня поступления налогов и сборов от предприятий торговли в городской бюджет.
2.4. Обеспечение режима поддержки местных товаропроизводителей продовольствия.

3. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В Г. ИРКУТСКЕ

3.1. Создание эффективного механизма формирования торговой сети в г. Иркутске и условий для ее развития в целях максимально полного удовлетворения потребительского спроса, а также улучшения эстетики городской среды.
3.2. Создание базовых моделей рационального размещения объектов торговли на территории города.
3.3. Создание информационного обеспечения и мониторинга потребительского рынка.
3.4. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности субъектов потребительского рынка.
3.5. Формирование многоуровневых систем обучения, подготовки и повышения квалификации кадров, занятых в торговле, а также организация конкурсов и других мероприятий, способствующих повышению престижности и эффективности труда работников потребительского рынка.

4. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В Г. ИРКУТСКЕ

4.1. Системность - формирование системообразующих элементов инфраструктуры и функциональной взаимосвязи субъектов потребительского рынка.
4.2. Конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей при размещении объектов торговли на территории города.
4.3. Распределенность - разграничение функций по развитию объектов потребительского рынка между подразделениями администрации города.
4.4. Режим благоприятствования хозяйствующим субъектам, поставляющим качественные и дешевые товары на потребительский рынок, в том числе местным товаропроизводителям.

5. СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
ТОРГОВОЙ СЕТИ В Г. ИРКУТСКЕ

5.1. Развитие инфраструктуры потребительского рынка.
В целях совершенствования функционирования объектов потребительского рынка, развития связей между оптовой и розничной торговлей, снижения нерационального товародвижения и хранения товарных запасов, а также сокращения звенности товарооборота предполагается:
- координация деятельности субъектов потребительского рынка в формировании системообразующих звеньев в оптовой и розничной торговле;
- выравнивание межрайонной дифференциации показателей обеспеченности торговыми объектами и их рационального размещения на потребительском рынке;
- дальнейшее упорядочение деятельности объектов торговли с целью повышения уровня эстетики городской среды;
- разработка перспективной схемы размещения оптовых и розничных торговых объектов городского значения;
- резервирование земельных участков под строительство и организацию объектов торговли и их размещение на территории города;
- анализ и утверждение инвестиционных проектов в сфере потребительского рынка;
- дальнейшее формирование сети оптовых и розничных рынков;
- поддержка субъектов оптовой торговли, определяющих существенные масштабы поставок товаров на потребительский рынок;
- развитие элементов логистики потребительского рынка, включая транспортное обеспечение;
- развитие оптово-розничного звена по обеспечению купли-продажи продукции сельского хозяйства и предприятий перерабатывающей промышленности путем создания оптовых продовольственных рынков;
- развитие предприятий потребительского рынка на принципах ассоциирования, интеграции и кооперирования хозяйствующих субъектов;
- создание предприятий с использованием механизма франчайзинга;
- ликвидация убыточных муниципальных предприятий торговли;
- обеспечение контроля за деятельностью всех субъектов потребительского рынка.
5.2. Упорядочение и совершенствование мелкорозничной торговли.
С этой целью предполагается работа по следующим направлениям:
- упорядочение и сокращение размещения мелкорозничной сети на центральных магистралях города;
- сохранение комплекса услуг социальной направленности (летние кафе, лотки быстрого питания, продукции предприятий общественного питания, напитков, мороженого, цветов);
- соблюдение архитектурных и санитарных требований в соответствии с нормативными документами;
- разработка и утверждение ассортимента продукции, допускаемой к реализации на улицах города;
- формирование сети торговых площадок мелкорозничной торговли;
- распределение мест мелкорозничной торговли на конкурсной основе с правом приобретения разрешения на торговое место;
- разработка схем и порядка торгового обслуживания населения в зонах отдыха, закрепленных за административными округами;
- организация благоустройства мест мелкорозничной торговли с использованием современного торгового оборудования;
- развитие материально-технической базы мелкорозничной торговли на основе замены существующих киосков на современные павильоны;
- строительство многопрофильных комплексов и торговых павильонов из быстровозводимых конструкций;
- организация торгового обслуживания праздничных мероприятий на основных городских площадках;
- контроль за деятельностью субъектов мелкорозничной торговли и ликвидация незаконной мелкорозничной торговли.
5.3. Информационное обеспечение и мониторинг потребительского рынка.
Формирование единой городской информационной системы анализа и прогнозирования потребительских и товарных рынков преследует цель обеспечения администрации города ее структурных подразделений необходимой информацией о рынке. Обобщение и анализ имеющейся информации позволит проводить комплексную оценку состояния рынка для принятия решений обзорного, рекомендательного характера или экстренного характера в чрезвычайных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение работ по следующим направлениям:
- создание единого банка данных объектов потребительского рынка города;
- разработка единых показателей деятельности оптовых и розничных предприятий торговли и перерабатывающей промышленности;
- разработка и утверждение программных продуктов информационной системы потребительского рынка;
- проведение не реже 4 раз в год с учетом сезонных особенностей развития рынка мониторинга отдельно по розничной сети и опту с учетом репрезентативности по товарной специализации объектов потребительского рынка;
- проведение специальных обследований (опросов) хозяйствующих субъектов и населения;
- осуществление на высоком качественном уровне художественного оформления витрин и вывесок;
- упорядочение рекламно-художественной деятельности на территории города;
- проведение общегородских тематических конкурсов на лучшее художественное оформление витрин и вывесок объектов торговли.
5.4. Обеспечение предприятий торговли квалифицированными кадрами.
В условиях спада промышленного производства и существовании оттока рабочей силы из производственных отраслей и бюджетного сектора в сферу торговли и услуг наблюдается слабая профессиональная и правовая подготовленность лиц, занимающихся торговой деятельностью.
С целью подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предполагается работа по следующим направлениям:
- создание системы курсов средней срочности на базе среднеспециальных и высших учебных заведений города;
- создания системы краткосрочных курсов на базе ТПП ВС с использованием специалистов администрации города и федеральных служб (Госторгинспекции, налоговой инспекции, ИЦСМиС, ИТУ ГКАП и др.).
5.5. Правовое регулирование потребительского рынка.
Для эффективного регулирования и управления в сфере потребительского рынка необходимо осуществление деятельности по следующим направлениям:
- продолжить развитие системы подготовки и реализации законодательных предложений, нормативно-инструктивных и методических материалов по вопросам деятельности хозяйствующих субъектов потребительского рынка города;
- усовершенствование организационных механизмов развития потребительского рынка, обеспечивающих разработку и реализацию политики города в сфере потребительского рынка по основным направлениям управленческой деятельности;
- гармонизация отношений между предпринимательскими структурами и органами городского и территориального управлений;
- разработка и принятие единого нормативного документа "О торговой деятельности на территории г. Иркутска";
- совершенствование механизмов защиты прав потребителей, организация информационно-просветительской деятельности в этой области;
- проведение конференций, семинаров и деловых игр с участием заинтересованных городских организаций и предпринимателей в целях определения приоритетов в формировании политики города в сфере потребительского рынка и ее реализация в соблюдении сбалансированного развития городского хозяйства в целом;
- осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере потребительского рынка.

Председатель Комитета
по потребительскому рынку
Т.И.РЮТИНА

Начальник отдела
координации деятельности
предприятий торговли и
перерабатывающей промышленности
Н.Н.БЛИНКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru