Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ГД г. Иркутска от 10.11.1998 № 255-27гД(2)
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ИРКУТСКА НА 1999 - 2001 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов городского самоуправления г. Иркутска", 07.1998 - 12.1998, № 8






ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 1998 г. № 255-27гД(2)

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Г. ИРКУТСКА НА 1999 - 2001 ГГ.

Руководствуясь ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 15, 24, 32 Устава городского самоуправления в г. Иркутске, городская Дума, решила:
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Устав городского самоуправления в г. Иркутске, утвержденный решением городской Думы г. Иркутска от 04.08.1995 № 120-гД, утратил силу в связи с изданием решения городской Думы г. Иркутска от 24.04.2000 № 496-48гД(2), которым утвержден Устав г. Иркутска в новой редакции.
   ------------------------------------------------------------------


1. Одобрить "Основные направления социально-экономического развития г. Иркутска на 1999 - 2001 гг." (Приложение 1).

2. Администрации города:
- рекомендовать использовать "Основные направления социально-экономического развития г. Иркутска на 1999 - 2001 гг." как основу для разработки "Стратегического плана развития города Иркутска в XXI веке";
- опубликовать "Основные направления социально-экономического развития г. Иркутска на 1999 - 2001 гг." в средствах массовой информации.

Глава городского
самоуправления
В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение 1
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 10 ноября 1998 года
№ 255-27гД(2)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ИРКУТСКА
(1999 - 2001 ГГ.)

1998 ГОД
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДА ИРКУТСКА

История формирования города Иркутска, которому в 1998 году исполняется 312 лет, неразрывно связана со всем ходом хозяйственного освоения Восточной Сибири.
С середины XIX г. Иркутск становится и значительным культурным центром Сибири. В 1686 году в момент официального присвоения Иркутску статуса города в нем проживало около 1 тыс. человек, в 1791 - 10 тыс., в 1873 г. - 32 тыс. человек. Почти до самого конца XIX в. Иркутск целиком располагается на правом берегу Ангары.
С проведения Великой Сибирской железной дороги, проложенной в 1898 г. по левому берегу Ангары, начался новый этап в развитии города. Со строительством железной дороги значительно выросла численность населения и к 1917 г. достигла 90,4 тыс. человек.
В первые годы Советской власти, в ходе коренных социальных потрясений - гражданской войны, разрухи и восстановления народного хозяйства, в территориально-экономическом развитии города Иркутска существенных изменений не произошло.
Однако за годы предвоенных пятилеток (1928 - 1940 гг.) город значительно вырос и прежде всего за счет развития промышленности. Видное место здесь заняло машиностроение для горно-добывающей промышленности, опирающейся на новую металлургическую базу в Кузбассе. Создана была слюдяная промышленность, обрабатывающая добываемую в области слюду. Возникли крупные предприятия лесопиления и деревообработки, легкой и пищевой промышленности. Продукция иркутских предприятий пошла на широкий областной и Восточно-Сибирский рынки. Численность населения города по переписи 1939 года составила 243,4 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 1926 г. почти в 2,5 раза.
Новый этап в развитии города связан с началом осуществления Ангаро-Енисейской программы, проект которой был разработан в 30-х годах. В 1956 году дала первый ток Иркутская ГЭС.
Создание мощной энергетической базы в Иркутской области, включившей Братскую и Усть-Илимскую ГЭС и несколько крупных ТЭЦ, объединенных в энергосистему, послужило основой возникновения крупных производств имеющих общегосударственное значение. На прилегающей к Иркутску территории выросли новые производства, став основой новых городов. Это Шелехов с Иркутским алюминиевым заводом и Ангарск с крупной нефтехимической промышленностью. В 60-х - 70-х годах для города стало характерным широкое жилищное и культурно-бытовое строительство, огромные работы по превращению его в крупный научный и учебный центр Сибири. По переписи населения 1979 г. численность жителей Иркутска достигла 550 тыс. человек.
Сейчас Иркутск входит в число крупнейших городов России. Он служит основой Иркутско-Шелеховского промышленного узла и является центром Иркутско-Черемховской промышленно-городской агломерацией, которая простирается вдоль Ангары и Транссибирской железной дороги почти на 150 км. Здесь сосредоточено более 50% городского населения Иркутской области.
По сравнению с другими городами области в Иркутске меньше доля занятых в промышленности, но зато выше доля занятых на транспорте и особенно в непроизводственной сфере. За последние годы Иркутск стал крупным научным и культурным центром Сибири. По числу научных и учебных заведений он занимает второе место после Новосибирска.

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Г. ИРКУТСКА

За время экономической реформы существенно изменилась структура экономики города в целом и промышленного производства в частности. Общий спад промышленного производства в городе за период 1991 - 1997 годов составил 49,5%, что было обусловлено сложившейся структурой промышленности, с большой долей предприятий машиностроения и металлообработки, производящих оборонную продукцию. Причем уровень объемов производства в 1996 году составил 48% от уровня 1991 года. Сокращение финансирования ВПК, невыполнение обязательств по госзаказу, отсутствие правительственной программы конверсии предприятий, вызвало резкий спад производства и предопределило общее падение объемов промышленного производства почти на 80% в 1994 году. В какой-то мере переломным был 1995 год. В это период наметились определенные положительные сдвиги в замедлении темпов падения и росте объемов производства в отдельных отраслях. Это было связано с выполнением оборонных заказов, "реакцией" предприятий, в первую очередь пищевой промышленности, на инвестиционную и налоговую политику администрации города, создание товаропроводящей сети, адаптацией к рыночным условиям.
Наиболее ярко эти процессы проявились в мясоперерабатывающей промышленности. Положительная динамика, начавшаяся в этой отрасли в 1995 году характеризуется ежегодным ростом объемов производства: 1996 год - 12,7%, 1997 год - 7,4% и сопровождается улучшением ассортимента продукции. Причем по отдельным видам продукции рост, по отношению к уровню 1991 года, составил более 30%. Отрасль заняла свою нишу, действуя в реальной, жесткой, конкурентной среде.
Одновременно со значительным снижением общих объемов производства предприятиями, традиционно ориентированных на выпуск хлебобулочных изделий на 54% к уровню 1991 года, потребительский рынок находится в равновесии, в связи с активно развивающейся сетью мини-пекарен. По сравнению с 1994 годом их количество увеличилось более чем в 3 раза и достигло 75. Говорить об устойчивом состоянии пищевой промышленности не приходится, т.к. по отдельным ее видам объемы производства в 1997 году к уровню 1991 года составляют от 3-х до 40%.
Учитывая обостряющуюся конкуренцию, не только со стороны иностранных товаропроизводителей, но и предприятий России и предприятий городов спутников, требуется выработка взвешенных конкуренто-ориентированных решений.
Либерализация внешней торговли выявила неконкурентоспособность продукции легкой промышленности, где сохраняются устойчивые негативные тенденции. Так, объемы производства по отдельным видам продукции только за последний год упали на 70 - 20%.
Инвестиционный кризис вызвал спад производства в строительном комплексе. Объемы капитального строительства продолжают оставаться на стабильно низком уровне, составив в 1997 году 12,6% от уровня 1991 года и 97% от 1996 года. Продолжают сохранятся динамические сдвиги в отраслевой структуре капвложений, их социальная переориентация, которая выражается в увеличении доли непроизводственного строительства в общем объеме капитальных вложений.
В структуре источников финансирования строительства также остается тенденция роста строительства жилья за счет собственных средств предприятий и организаций. В 1997 году доля средств за счет негосударственного финансирования увеличилась на 9% и составила 71,3% в общей структуре капитальных вложений. Сохраняется 1995 года негативная тенденция снижения объемов жилищного строительства.
Последний "благополучный" год по строительству жилья был 1994 год, после которого объемы строительства "упали" сразу на 37%. При устойчивом снижении на 8 - 9% в год, они в 1997 году составили 41% от уровня 1991 года.
В то же время увеличивается удельный вес инвестиций на строительство объектов здравоохранения, образования, торговли, которое ведется за счет средств городского бюджета. Среди собственных средств предприятий и организаций наибольший удельный вес - 66,3% занимают инвестиции за счет амортизационных отчислений, 19,1% за счет прибыли, 10,2% привлеченные средства, 2,5% - заемные средства и 1,9% - внебюджетные средства.
Несмотря на снижение объемов производства предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 1996 - 1997 годах потребительский рынок имел устойчивую тенденцию к насыщению. Это обеспечивалось ввозом продукции из-за пределов города и области. Следует отметить, что ряд промышленных предприятий города занимают устойчивое, доминирующее положение на рынке города и области. Так, по молоку - 52% городского рынка, по хлебу (только АО "Иркутский хлебозавод") - 60%, по маргариновой продукции - 95,0% областного, АО "Кедр" по оптовой продаже винно-водочных изделий - 98,8 областного рынка. Стабильность потребительского рынка во многом зависит от таможенного и налогового климата, от способности предприятий производить конкурентную как по цене, так и по качеству продукцию.
В сопоставимых ценах объем розничного товарооборота составил в 1996 г. - 100% к уровню 1995 года и в 1997 году увеличился на 18%.

ЗАНЯТОСТЬ, ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Динамика занятости населения в городе в целом имеет положительные тенденции.
В 1997 году по сравнению с 1996 годом общее количество безработных снизилось на 24,5%, а уровень безработицы составил 1,08%.
Интенсивное высвобождение трудовых ресурсов из сферы занятости происходило в 1994 - 1995 гг. Оно было обусловлено увеличением числа лиц с неполной занятостью в предыдущие годы и их фактическим высвобождением в 1995 году. Данные статистики свидетельствуют о сокращении численности занятых в промышленности, строительстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании, науке и научном обслуживании и увеличение в торговле и общественном питании, управлении, образовании, финансовом секторе.
Доля занятых в промышленности снижается несколько медленнее, чем ее доля в экономике города, что говорит о слабой реструктуризации предприятий, искусственно сохраняемой избыточной занятости. Нередко работники просто формально приписаны к промышленным предприятиям, а основные доходы получают от деятельности "на стороне". Этот факт официальная статистика учесть не в состоянии. Многие предприятия не рассматривают решительную рационализацию занятости как путь выхода из кризисного состояния.
Ослабление напряженности в 1997 году в вопросах занятости во многом было связано с вовлечением высвобождаемого населения в сферу розничной торговли, на мелкооптовые, продовольственные и другие рынки и в сферу услуг.
Количество лиц, занятых в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, составило в 1997 году около 8% от общего числа лиц, занятых в экономике города. Эта категория лиц наиболее зависима от характера решений, принимаемых органами власти и управления.
Численность постоянного населения в городе, за анализируемый период, изменилась незначительно и возросла на 4,5 тыс. человек. Колебания в численности на 0,4 - 0,5% за эти годы, объясняются в основном миграционными процессами, т.к. рождаемость практически не изменялась. Вместе с тем, несмотря на некоторое снижение уровня смертности, он все еще на 21,9% превышает показатель рождаемости. Происходит "старение" населения. Если в 1991 году на 1000 жителей приходилось 174 пенсионера, то в 1997 году уже 223.
Как положительную. следует оценивать динамику изменений по годам отношения средних доходов населения к бюджету прожиточного минимума.
Если в 1993 году это отношение составило 1,65, то в 1994 - 1,78, в 1995 г. - 2,65, в 1996 г. - 2,9 и в 1997 году - 3,65. Вместе с тем, уровень соответствующих показателей для работников бюджетной сферы, имея аналогичную тенденцию составлял 0,64 - 0,65 от средних показателей по городу.
Процессы, происходящие в социально-экономической сфере городов России, во многом схожи. Они являются отражением государственной политики. Вместе с тем, решения принимаемых органами власти и управления "на местах" могут смягчить протекание наиболее острых, создать предпосылки для их развития в нужном направлении.
Сравнение соответствующих показателей социально-экономического развития городов, являющихся областными центрами - Барнаул, Красноярск, Омск, Улан-Удэ, Новосибирск, с показателями Иркутска дает основание говорить об определенных конкурентных преимуществах в пользу последнего.
Город Иркутск имеет наилучшие показатели по доходам населения (синтетический показатель - отношение дохода к прожиточному минимуму), ценам на энергоносители (кроме стоимости угля для населения) соотношению сводного индекса потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, обеспеченностью населения жильем (в расчете на одного человека), по количеству мест в школах, в дошкольных учреждениях на 1000 жителей (см. приложение). В то же время ввод жилья в кв.м на тысячу жителей (126,4 кв.м) в Иркутске значительно ниже (Красноярск - 295,3 кв.м).

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Городу предстоит достаточно быстрая и ощутимая радикальная трансформация всей хозяйственной жизни. Задача властных структур управления города - смягчить последствия этой трансформации путем последовательного и целенаправленного создания условий для эффективных структурных и технологических изменений.
Несмотря на острые проблемы, затрагивающие все стороны хозяйственной и индивидуальной жизни в городе, неверно было бы драматизировать ситуацию. Переход к более эффективному способу организации экономики в ходе проведения экономической реформы определяет специфику нынешнего этапа, из которой вытекают первоочередные проблемы, методы и средства их решения.
Главной чертой и одновременно причиной основных проблем на нынешнем этапе является незавершенность рыночного реформирования. Именно эта незавершенность, "недоделанность" тормозит развитие коммуникаций, повышения качества продукции, снижения цен и повышения уровня жизни.
Так, например, проведено разгосударствление и приватизация. но еще нет системы защиты прав собственности. Предприятия получили самостоятельность, но не несут ответственности за неэффективное хозяйствование. Сняты ограничения на заработную плату и доходы. но не созданы условия и механизмы накопления сбережений и инвестирования. Предприятия, требующие государственной поддержки, в т.ч. и в проведении конверсии, брошены на произвол судьбы.
Сохраняются элементы уравниловки: система дотаций охватывает все слои населения, независимо от уровня доходов, и выигрывают в этой ситуации прежде всего, богатые слои, а расплачиваются бедные. Все это происходит от того, что реформирование экономики не было равномерным и планомерным. В отдельных секторах сделаны лишь первые усилия, что явно недостаточно для создания рыночных условий и развития конкуренции. Все это происходит того, что реформирование экономики не было равномерным и планомерным. В отдельных секторах сделаны лишь первые усилия, что явно недостаточно для создания рыночных условий и развития конкуренции. Результат этой незавершенности ощущается ежедневно в виде тарифов на услуги предприятий-монополистов и отсутствия эффективной поддержки социально слабых слоев.
Критическая ситуация с бюджетом - это, в значительной мере, результат недореформированности отраслей - основных получателей бюджетных средств - жилищно-коммунального хозяйства. общественного транспорта и социальной сферы. Состояние городского бюджета, все развитие экономики диктует необходимость принятия радикальных и осознанных решений по реформированию этих сфер.
Ключевым фактором развития Иркутска являются его выгодное транспортно-географическое положение и функции областного центра.
Исторический Иркутск формировался прежде всего как административный, торговый и культурно-образовательный центр. На него приходится 21% населения области, но менее 10% ее промышленного производства. В 1994 году в общем объеме платных услуг, оказанных в регионе, 46% пришлось на Иркутск. Среднедушевой уровень розничного товарооборота по городу в 1995 году превышал среднеобластной показатель более чем на 60%. В 60-х - 70-х годах в городе сформировался крупный научный центр Сибирского отделения академии наук России, а в 90-х годах - центр Академии медицинских наук.
В настоящее время растет сеть негосударственных образовательных учреждений. Хотя многие важнейшие предприятия города имеют машиностроительный профиль, решающую роль в структуре промышленности играют предприятия, ориентированные на удовлетворение потребностей области (более 40% объема промышленного производства приходится на пищевую промышленность, видное место занимают производство строительных материалов, деревообработка, легкая промышленность). Иркутск производит более 45% потребительских товаров области.
Функциональный профиль Иркутска на перспективу сохраняется без существенных изменений.
Предусмотренное генеральным планом размещения новых промышленных предприятий, с учетом изменений в экономической системе, вряд ли будет осуществлено. В долгосрочной перспективе неизбежно продолжатся структурные сдвиги в промышленности, что приведет к сокращению занятости в этом секторе экономики с увеличением доли высокооплачиваемых рабочих мест. При этом в сокращающихся отраслях машиностроения рост произойдет лишь после реструктуризации предприятий. Общее оживление экономики в стране явится фактором к дальнейшему усилению складывающихся тенденций экономического развития региона, основанных на региональных особенностях экономического потенциала и геополитическом положении Иркутска. Предстоящее усиление геополитической роли Иркутска обусловлено как внешними, так и внутренними причинами.
Внутренние факторы - изменения удельного веса ряда отраслей в экономике города в результате структурной трансформации. Внешние, по отношению к городу и региону, факторы связаны:
во-первых - с реализацией концептуальных положений развития области, в том числе перспективами развития добывающих отраслей, расширением внутриобластной первичной грубой переработки сырья в целях экспорта;
во-вторых - с развитием и расширением политических, научных и экономических связей России со странами АТР. Область может выступать связующим звеном в развитии этих отношений, а город, как региональная столица - создать условия для эффективного выполнения этих функций.
На перспективу вероятно возрастание роли транспортной функции Иркутска, что связано со строительством аэропорта "Иркутск-Новый" за границами городских земель. Это позволило бы повысить роль как связующего звена не только Европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком, но и Американского континента со странами АТР, что связано с возможной реализацией проекта создания трансполярной межконтинентальной воздушной трассы.
Одним из направлений развития экономики Иркутска представляется формирование регионального финансово-коммерческого центра.
В настоящее время деловая активность концентрируется в центральной части города (Кировский и Октябрьский административные Округа). Строительство Бизнес-центра и международного Выставочного центра - Сибэкспоцентр в Октябрьском округе предполагает их дальнейшее развитие, превращение в центр проведения различных, в т.ч. и международных симпозиумов, конференций и т.п.
Иркутск располагает также определенными конкурентными возможностями для развития туризма - и как исторический город, и как промежуточный пункт для туристов, посещающих о. Байкал. Будущее развитие туризма будет зависеть во многом от политической и социально-экономической стабильности в регионе.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ,
КОНКУРЕНТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Г. ИРКУТСКА

Главные выводы анализа, интегрированные в соответствии с требованиями SWOT-анализа приводятся ниже (см. таблица 1).
В первой таблице названы сильные и слабые стороны Иркутска, как участника международной конкуренции городов и регионов.
Основные преимущества Иркутска, которые могут способствовать укреплению его позиций в международном и внутри - российском разделении труда связанные с:
а) геополитическим положением города;
б) высоким научным потенциалом и образовательным уровнем значительной части населения;
в) уникальным историко-культурным, историко-архитектурным наследием;
г) значительным конкурентным потенциалом ряда отраслей экономики;
е) относительно развитой правовой институциональной хозяйственной средой;
ж) привлекательностью в качестве центра образования, культуры, туризма.
Наиболее полное использование этих преимуществ реально в контексте определенных благоприятных внешних возможностей:
а) сохранение открытой модели экономики России;
б) становление рыночных механизмов и улучшение правовой среды России;
в) развитие региональной интеграции;
г) развитие партнерских отношений с регионами России, внешнеэкономических связей со странами АТР;
д) увеличение привлекательности России для инвесторов.

Существенно сдерживают развитие города, и должны быть нивелированы в процессе реализации стратегического плана, следующие конкурентные недостатки Иркутска:
а) существенная скрытая безработица;
б) недостаток и низкая эффективность расходования бюджетных средств;
в) затратная, ресурсоемкая инфраструктура;
г) дефицит жилья;
д) деградация исторического центра;
е) отсталость в развитии внутригородской транспортной системы;
и) высокий уровень загрязнения окружающей среды.

Частично перечисленные недостатки могут быть обращены в преимущества и использованы в качестве стимулов для развития и привлечения внешних средств.
Серьезно осложнить развитие города могут следующие внешние обстоятельства, которые надо держать в поле зрения и пытаться корректировать:
1. Изменения ориентации внешнеэкономической политики России, ужесточение таможенного режима.
2. Конкуренция со стороны городов Восточно-сибирского региона.
3. Дальнейший отток финансовых ресурсов в Москву и Европейскую часть страны и за рубеж.
4. Политическая дестабилизация.
5. Ориентация области во внешнеэкономической деятельности только на вывоз сырья.

Таблица 1. Преимущества и недостатки Иркутска в
конкуренции с другими городами и регионами

   ----------------------T----------------------------------T--------------------------------¬

¦ Фактор ¦ Преимущества ¦ Недостатки ¦
+---------------------+----------------------------------+--------------------------------+
¦1. Геополитическое ¦Положение регионального центра¦Удаленность от относительно¦
¦ положение ¦расположенного на основных путях¦важных центров России, Европы и¦
¦ ¦научно-технической интеграции¦мира ¦
¦ ¦Восточных районов России со¦ ¦
¦ ¦странами АТР. ¦ ¦
¦ ¦Крупный транспортный узел,¦ ¦
¦ ¦железнодорожный, автомобильных и¦ ¦
¦ ¦авиационных путей. Прибайкальское¦ ¦
¦ ¦положение (близость уникального¦ ¦
¦ ¦природного образования о. Байкал) ¦ ¦
+---------------------+----------------------------------+--------------------------------+
¦2. Население ¦Высокий образовательный уровень¦Существенная скрытая¦
¦ ¦населения. ¦безработица. ¦
¦ ¦Большое число квалифицированных¦Старение населения ¦
¦ ¦людей (наука и технология). ¦ ¦
¦ ¦Относительно низкая социальная¦ ¦
¦ ¦конфликтность населения. ¦ ¦
¦ ¦Развитая самобытная народная¦ ¦
¦ ¦культура и искусство ¦ ¦
+---------------------+----------------------------------+--------------------------------+
¦3. Пространственная ¦Наличие пригодных для застройки¦Физический износ и устаревшая¦
¦ организация, ¦участков в историческом центре, в¦инженерно-транспортная ¦
¦ градостроительное ¦новых районах и пригородах. ¦инфраструктура города. ¦
¦ регулирование ¦Наличие четкого зонирования¦Некомплектность застройки новых¦
¦ ¦городского пространства. ¦жилых районов. ¦
¦ ¦Наличие территориальных ресурсов в¦Ограничения на реконструкцию¦
¦ ¦муниципальной собственности. ¦исторической застройки. ¦
¦ ¦Разработка земельного кадастра и¦Неадекватность ¦
¦ ¦системы регистрации прав¦дорожно-транспортной сети¦
¦ ¦собственности ¦грузовым и пассажирским потокам ¦
+---------------------+----------------------------------+--------------------------------+
¦4. Природная среда ¦Наличие рекреационных зон ¦Недостаток мощностей¦
¦ ¦ ¦(отсутствие) для утилизации¦
¦ ¦ ¦твердых бытовых и промышленных¦
¦ ¦ ¦отходов, канализационных стоков.¦
¦ ¦ ¦Загрязнение воды и воздуха ¦
+---------------------+----------------------------------+--------------------------------+
¦5. Жилищная сфера ¦Разнообразие типов жилья и жилой¦Дефицит жилья. ¦
¦ ¦застройки. Практический опыт по¦Большая доля ветхого и¦
¦ ¦использованию жилищных¦аварийного жилья. ¦
¦ ¦сертификатов, программа¦Отсутствие системы ипотечного и¦
¦ ¦"Комбиинвест" ¦других форм долгосрочного¦
¦ ¦ ¦кредитования. ¦
¦ ¦ ¦Низкая эффективность и¦
¦ ¦ ¦технологическая отсталость¦
¦ ¦ ¦строительства ¦
+---------------------+----------------------------------+--------------------------------+
¦6. Инженерная ¦Относительно развитая система¦Плохое состояние дорожного¦
¦ инфраструктура, ¦связи и телекоммуникаций. ¦покрытия. ¦
¦ транспорт и связь ¦Хорошая обеспеченность¦Ресурсоемкие и морально¦
¦ ¦электроэнергией. ¦устаревшие технологии¦
¦ ¦Разнообразие видов общественного¦предоставления городских услуг,¦
¦ ¦транспорта ¦высокие потери в сетях. ¦
¦ ¦ ¦Высокий износ городских¦
¦ ¦ ¦инженерных коммуникаций ¦
+---------------------+----------------------------------+--------------------------------+
¦7. Социальная сфера ¦Развитая система подготовки¦Слабая материальная база¦
¦ ¦кадров, хороший уровень среднего и¦здравоохранения, школьных¦
¦ ¦высшего образования. ¦учреждений, спорта и досуга.¦
¦ ¦Относительно высокая организация¦Неэффективная организация¦
¦ ¦обеспечения общественной¦социального обеспечения. ¦
¦ ¦безопасности. ¦Низкий уровень общественной¦
¦ ¦Развитие культурно-досуговые¦безопасности ¦
¦ ¦потребности и наличие возможности¦ ¦
¦ ¦их удовлетворения. ¦ ¦
¦ ¦Богатое культурно-архитектурное¦ ¦
¦ ¦наследие ¦ ¦
+---------------------+----------------------------------+--------------------------------+
¦8. Экономический ¦Многоотраслевая структура¦Высокий удельный вес завоза¦
¦ потенциал ¦экономики. ¦промежуточных товаров¦
¦ ¦Емкий потребительский рынок. ¦(комплектующих) из других¦
¦ ¦Преобладание частной и смешанной¦регионов, сырья для пищевой¦
¦ ¦собственности над государственной.¦промышленности. ¦
¦ ¦Развитая система внешнего¦Недоразвитая сфера¦
¦ ¦транспорта. ¦инфраструктуры бизнеса. ¦
¦ ¦Относительно развитая правовая¦Отсталая отраслевая структура¦
¦ ¦хозяйственная сфера. ¦экономики. ¦
¦ ¦Конкурентные позиции в некоторых¦Отсутствие структурной¦
¦ ¦отраслях (авиастроение, наука и¦перестройки и конверсии в¦
¦ ¦научное обслуживание,¦промышленности. ¦
¦ ¦переподготовка кадров). ¦Слабый менеджмент. ¦
¦ ¦Туристский потенциал (архитектура,¦Недостаток новых¦
¦ ¦о. Байкал, музеи) ¦высокооплачиваемых рабочих мест.¦
¦ ¦ ¦Относительно высокие риски для¦
¦ ¦ ¦предпринимателей. ¦
¦ ¦ ¦Слабая система бытового¦
¦ ¦ ¦обслуживания. ¦
¦ ¦ ¦Недостаточность высоко-классного¦
¦ ¦ ¦гостиничного обслуживания ¦
L---------------------+----------------------------------+---------------------------------


ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Главная цель развития города - стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Иркутска. Главным в системе городских приоритетов должно стать развитие города для горожан.
Городское богатство должно расти за счет того, что жители становятся богаче, качество жизни лучше, а продолжительность полноценной жизни - дольше.
В этой формулировке объединен целевой блок верхнего уровня при Главенстве цели повышения качества жизни. В понятие качества жизни прежде всего включаются наличие хорошей работы и высокой зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье и такие "неэкономические" элементы, как общественная безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.
Базой стабильного улучшения качества жизни должно стать эффективная мобильная и диверсифицированная экономика, в которой постоянное повышение производительности труда сопровождается расширением рынков сбыта и возникновением новых продуктов и услуг, что позволяет сохранять высокую занятость. Меры поддержки экономики и становления рынка создадут необходимые стимулы к труду, расширят занятость и потребление, позволяет преодолеть тенденцию падения производства и начать экономический рост, ведущий к подъему качества жизни.
Для улучшения материальных индивидуальных составляющих качества жизни важно обеспечить рост экономики, приводящий к росту доходов горожан и бюджета города. А для развития "неэкономических" составляющих, в формировании которых большую роль играет использование общественных средств, необходимо гарантировать эффективное расходование бюджета города. Поэтому главная распадается на две подцели второго уровня:
а) повышение доходов и занятости за счет роста экономики;
б) улучшение общих условий жизни за счет повышения эффективности расходования бюджета города.
Не углубляясь в раскрытие подходов к достижению этих подцелей следует отметить, что для устойчивого экономического роста города в целом важно, чтобы в нем сформировались и получили развитие отрасли наиболее эффективно использующие местную специфику и имеющийся потенциал.
Вторая подцель требует реформирования отраслей городского хозяйства и социальной сферы.
В соответствии с мировыми тенденциями в Иркутске продолжатся изменения в структуре экономики, приводящие к увеличению доли услуг, туризма, финансового обслуживания, торговли, информации и связи. Перспективы будут иметь пищевая промышленность и при соответствующем лоббировании, авиастроительная промышленность. По мере стабилизации произойдет оживление сферы науки, образования, культуры и искусства - отраслей стратегически важных для сохранения долгосрочных источников развития, для поддержания благоприятного имиджа города. Иркутск сохранит функции научного образовательного и культурного центра для близлежащих регионов.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ

На поддержку перспективных изменений, определяемых выбранной главной целью и двумя ее подцелями, ориентированы 4 основных направления, в рамках которых формируются отдельные цели. Действия по этим направлениям позволит городу реализовать свои конкурентные возможности.
Наибольшее значение приобретает формирование благоприятного хозяйственного климата.
Хозяйственный климат - комплекс условий хозяйственной деятельности, включающий налоговый и инвестиционный климат, доступность обученной рабочей силы, условия входа на рынок и т.п., оказывает определяющее воздействие на развитие деловой активности в городе, определяет инвестиционную привлекательность городской экономики.
Конкретные возможности Иркутска обеспечиваются и через улучшение городской среды, как техногенной и искусственной среды, так и природной. При этом важно не распылять, а концентрировать инвестиции в зонах активной градостроительной реконструкции и направлять их в первую очередь на развитие инфраструктуры, давая тем самым рыночный импульс для преобразования городской сферы в целом. Для обновления городской инфраструктуры предполагается реализовать комплексные инвестиционные программы с многоканаловым финансированием. Успех в реализации главной цели не будет достигнут без повышения эффективности социальной сферы, которая требует проведение запоздалых и поэтому болезненных реформ, предлагаемых в рамках третьего направления. До тех пор, пока здесь город теряет огромные ресурсы, нельзя преодолеть дефицит городского бюджета. Жилищное, городское хозяйство, общественный транспорт пока еще далеко не полностью вошли в систему рыночных отношений, что обуславливает их низкую эффективность. Городу предстоит пройти нелегкий путь болезненных преобразований, связанный, в первую очередь, с переходом к полной персональной оплате услуг.
Четвертое направление - интеграция в мировую экономику - является наиболее сложной, по необходимой составляющей реализации его конкурентных преимуществ.
Для успешного проведения мероприятий должно быть предусмотрено проведение реформ в системе управления городом и регионом.
Властные структуры нужно нацелить на удовлетворение потребностей горожан и бизнеса, добиться укрепления профессионализма кадров городского управления, увеличения степени открытости власти для общественного контроля, повышения уровня регламентированности функций чиновников. Основным принципом работы городской администрации должно стать служение городу и горожанам, основной формой взаимоотношений - контракт между властью и жителями. Необходимо поддерживать всякую полезную инициативу горожан и способствовать развитию различных форм самоуправления и самоорганизации населения как ячеек гражданского общества.

Первое направление
"Формирование благоприятного хозяйственного климата"

Это направление должно сделать Иркутск максимально удобным для законной экономической деятельности, повысить его инвестиционную привлекательность. В этой сфере необходимо максимально раскрепостить все здоровые силы, дать свободу честной конкуренции, рыночным регуляторам, минимизировать налоговое бремя, поддержать новый и малый бизнес, обеспечить безопасность предпринимательства. Основу современной экономики составляют квалифицированные кадры и высокие технологии. Поэтому стратегически важна забота о качестве трудовых ресурсов, подорожание гибкой и эффективной системы подготовки и переобучения кадров. Для улучшения инвестиционного климата необходимо ускорить формирование рыночной инфраструктуры.
Важнейшие действия здесь связаны с отладкой системы регистрации прав собственности на недвижимость, земельным кадастром, градостроительным регулированием.
Хозяйственный климат должен стимулировать экономический рост и стать главным фактором привлечения ресурсов и инвестиций в Иркутск.
Первое направление включает действия по совершенствованию:
- условий деятельности предпринимателей и конкурентной среды;
- налоговой системы в целях создания условий экономического роста;
- рынка недвижимости и градостроительного регулирования;
- рынка труда и трудовых отношений;
- мобилизации финансовых ресурсов на рынке капитала.
Основные принципы, положенные в основу развития условия хозяйствования состоят в следующем:
- в создании равных условий для всех хозяйствующих субъектов путем отмены льгот;
- в поддержке производителей путем уменьшения налогового бремени и антимонопольных мероприятий.
Эти принципы взаимообусловлены:
увеличение налогового пресса вызывает обращение различных групп предприятий с требованиями предоставления различных льгот - это приводит к дифференциации налоговых ставок, освобождению от налогов различных видов работ и услуг: льготный налоговый режим для избранных будет компенсироваться за счет других производителей, что окажет дестабилизирующий эффект на развитие производства и вызовет раскручивание спирали: высокие ставки - льготы - дефицит бюджета - еще более высокие ставки и т.д. Равномерное распределение налогов будет способствовать развитию между производителями рыночной конкуренции взамен бюрократического торга за привилегии.
Для создания благоприятного хозяйственного климата в сфере недвижимости предстоит рационализировать процедуры предоставления городом земельных участков, объектов недвижимости, распределения городских заказов на продукции и услуги, взаимодействия хозяйствующих субъектов с регулирующими и контролирующими службами и органами.
Главным направлением в деле мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования является повышение привлекательности вложений в реальный сектор. В настоящее время лишь небольшое число успешно развивающихся предприятий оказывается способным осуществить капитальные вложения и наращивать основной капитал за счет собственных средств, тогда как в целом по городу прирост собственных средств предприятий устойчиво снижается.
С другой стороны незначительное число предприятий имеет готовые к реализации инвестиционные проекты. Необходимы систематические усилия как со стороны предприятий, которые должны оценить реально действующие спросовые ограничения структуры рынка и. соответственно, разработать адекватные программы роста, включая необходимые для этого инвестиционные проекты, так и со стороны администрации. Последняя должна скоординировать и упорядочить работу с внешними и внутренними инвесторами, предоставляя им полную информацию и создать комплекс условий для привлечения средств в городские проекты. Актуальным является создание инвестиционного паспорта города.

Второе направление - "Улучшение городской среды"

Улучшение состояния окружающей среды требует усилий по совершенствованию системы сбора и переработки отходов и строительству мусороперерабатывающих заводов, реализации комплекса мер для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха. Необходима поддержка хозяйствующих субъектов, заинтересованных в потреблении "чистых видов энергии", использовании новых технологий очистки воды, а также технологий. позволяющих снизить загрязнение. Реализация экологической программы должно обеспечить достижение приемлемого для здоровья уровня загрязнения среды во всех жилых районах города.
Развитие инженерной инфраструктуры должно проходить путем ее существенной модернизации. Сегодня э/сети сильно изношены, недопустимо высок уровень потерь при транспортировке по ним. Программа развития инженерной инфраструктуры должна быть нацелена на обеспечение надежной работы энергетических систем, бесперебойной подачи воды, улучшение очистки канализационных стоков.
Новые схемы должны обеспечить повышение надежности, экологичности, ресурсосбережения.

Развитие сети городского и пригородного транспорта

Это - одна из важнейших задач для улучшения городской среды Иркутска. За последние годы произошло значительное старение подвижного состава. резко возросло число индивидуальных автомобилей, грузовых перевозок, перегруженность ряда магистралей и улиц города. Необходимо найти баланс между индивидуальным и общественным транспортом, увеличить пропускную способность улично-дорожной сети, обеспечить возможность парковки с учетом необходимости уменьшения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Для этого необходимо улучшить организацию строительства, ремонта и эксплуатации дорог: осуществить реконструкцию и развитие транспортной сети города; построить новые объекты дорожного хозяйства.
Особое внимание должно быть уделено реализации проектов по строительству: окружной скоростной автодороги, соединяющей все районы города, мостовых переходов через Ангару и Иркут в районе островов - окружная дорога Свердловского округа - остров "Юность" - ул. 5-я Советская и ул. Декабрьских Событий - пос. Кирова.
Улучшение городской среды основано на реализации разработанного архитектурно-планировочного решения в соответствии с проектом зонирования территории города.
В основу архитектурно-планировочного решения положено функциональное зонирование территорий с компактными селитебными зонами и упорядоченными промышленными районами, с созданием развитой зоны отдыха вдоль реки Ангары, Иркута, Ушаковки и на территориях, прилегающих к городу, лесных массивов.

Третье направление - "Реформирование социальной сферы"

Предотвращение социальных конфликтов, создание условий для здоровой и безопасной жизни личности, семьи, общества, как одна из важнейших целей основных направлений, предполагает решения ряда задач. Необходимо укрепить физиологическое и психическое здоровье иркутян всех возрастов: усилить пропаганду здорового образа жизни, сформировать здоровый Иркутский патриотизм, на почве гордости за свой город и стремления сделать его еще более привлекательным и значимым центром для россиян и иностранцев.
Требуются консолидированные усилия по снижению криминогенной опасности и укреплению правопорядка в городе, снижению социальной напряженности.
Такая работа предполагает рационализацию бюджетных расходов, обеспечивающих гарантированные социальные услуги здравоохранения, образования и действенную социальную поддержку тех, кто не может адаптироваться к новым условиям.
Предоставление полного объема социальных услуг за счет средств городского бюджета становится для города непосильной ношей и не согласуется с принципами рыночного ведения хозяйства.
В сложившихся условиях реальная помощь нуждающимся людям может быть оказана при отказе от системы универсальных выплат и переходе к адресной социальной поддержке, основанной на показателе уровня семейного дохода. Первоочередными мерами в этом направлении являются разработка системы учета и проверки доходов, критериев нуждаемости, пересмотр ранее введенных льгот, использование заявительного порядка получения социальной помощи. При этом будет решена главная задача социальной политики, состоящая в замене распределительно-уравнительных отношений на дифференцированную помощь реально нуждающимся. Поддержка социально незащищенных слоев должна быть разнообразной и специализированной.
Ускорение решения жилищной проблемы позволит снизить остроту одного из самых больных социальных вопросов города. В этих целях будут создаваться благоприятные условия для деятельности строительных фирм, формирования цивилизованного рынка недвижимости, продолжено строительство муниципального жилья для нуждающихся, будет оказываться помощь при приобретении жилья малоимущим. В новых экономических условиях необходимо радикально изменить подходы к формированию так называемой "городской очереди". Жилье на основе муниципальной аренды будет предоставляться только малообеспеченным и социально незащищенным слоям населения. Формирование социального жилого фонда может происходить в том числе, и за счет покупки дешевых квартир на вторичном рынке, т.е. на основе перераспределения существующего жилого фонда.
За счет средств городского бюджета сегодня может осуществляться строительство только жилищного фонда социального использования с юридическим закреплением его предназначения для заселения без права приватизации. Если еще раз обозначить категории этого фонда, то можно выделить:
- специализированные дома для одиноких престарелых граждан и инвалидов;
- жилищный фонд, представляемый для заселения граждан, выселенных из занимаемых ими помещений в установленном законом порядке;
- жилищный фонд для малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (с уровнем арендной платы, исключающим субаренду и стимулирующим приобретение собственного жилья).
Остальная часть жилищного строительства должна осуществляться за счет средств юридических и физических лиц при создании Администрацией организационных условий и предпосылок для его развития как социально важной отрасли.
Новая жилищная политика включает в себя меры по развитию ипотечного кредитования, развитию жилищных кооперативов и товариществ. Должно развиваться коммерческое и индивидуальное жилищное строительство, строительство жилья за счет предприятий. Основное содержание жилищной политики состоит в том, чтобы существенно расширить пути и способы приобретения горожанами жилья в соответствии с уровнем дохода и социального положения.
Назревшей проблемой является реформирование жилищно-коммунального обслуживания населения. В целях повышения качества работы при одновременном снижении бюджетных затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда и привлечения внебюджетных источников финансирования необходимо создание конкурентной среды в сфере эксплуатации жилищного фонда. Это обеспечивается путем:
- демонополизации предоставления жилищно-коммунальных услуг путем стимулирования возникновения новых обслуживающих организаций разных форм собственности;
- разделения функций управления и обслуживания жилищного фонда между службами заказчика и ремонтно-эксплуатационными предприятиями;
- введение конкурсных процедур отбора подрядчиков;
- коммерциализация государственных ремонтно-эксплуатационных предприятий.
Экономию затрат и повышение эффективности их расходования должен дать переход от существующей системы дотаций на оплату жилья и коммунальных услуг к индивидуальному предоставлению компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Учитывая остроту транспортной проблемы, принимающей социальный характер, необходима серьезная реорганизация общественного транспорта.
Наряду с развитием системы городского общественного транспорта и повышением уровня организации дорожного движения, следует расширять практику привлечения перевозчиков различных форм собственности. Для сокращения дотаций из бюджета целесообразно передать часть маршрутов частным предприятиям. Для этого должно быть разработано положение о муниципальном заказе на пассажирские перевозки размещаемом на конкурсной основе. Возможно введение ограничения льгот по проезду на общественном транспорте в зависимости от времени суток (вне часов "пик").

Реформирование социальной сферы, достижение целей социально-экономического развития города невозможно без кардинальных изменений в области культуры, образования, здравоохранения использования научного, интеллектуального потенциала. Целью городской культурной политики должно являться сохранение и развитие города как центра сибирской культуры, с дальнейшим формированием его своеобразного культурного лица на базе укрепления многонациональных культурных традиций и использования новых форм народного и классического искусства.
Злободневной остаются задачи обеспечения доступности учреждений культуры и их услуг для населения, воспроизводство творческих кадров, развитие многоуровневого профессионального образования в сфере культуры и искусства, обеспечение гуманистической направленности культуры в формировании нравственного климата в городе, нравственных ориентиров для молодежи и всего населения города.
В области образования необходимо сосредоточить усилия на реализации разработанной и утвержденной концепции развития образования в г. Иркутске. На ее основе укреплять и развивать муниципальную систему воспитания и образования молодежи с ориентацией ее на новые формы и методы работы в соответствии с новыми задачами и ценностными ориентирами будущего.
Способствовать развитию новых форм обучения - частных школ, лицеев, профессиональных училищ.
Необходимо укреплять и развивать статус Иркутска как крупнейшего центра высшей школы в Сибири, обеспечивающего подготовку специалистов высокого уровня для различных отраслей хозяйства.
Наука - Иркутск обладает одним из самых значительных научных потенциалов в Сибири и на Дальнем Востоке, представленным академическим, вузовским и отраслевым научными организациями. На базе крупнейших академических центров фундаментальной науки необходимо способствовать формированию Иркутска как центра международного научного обмена, в первую очередь со странами АТР.
Необходима целевая комплексная программа широкого привлечения интеллектуального потенциала науки для решения проблем социально-экономического развития города. Прежде всего, важно задействовать науку для внедрения новейших технологий в производственной сфере города, в здравоохранении, а также в других сферах городского хозяйства.

Здравоохранение - разработать концепцию развития здравоохранения в городе, с учетом сочетания муниципальных и частных форм обслуживания. Стимулировать переход к страховой медицине в ее обязательной и добровольных формах. Обеспечить адресность социально ориентированной медицинской помощи.
Формировать и внедрять экономические принципы стимуляции здорового образа жизни населения города.
Повышение уровня здоровья и качества жизни населения непосредственно связано с активизацией средств физической культуры и спорта, поддержкой и развитием инфраструктуры для проведения спортивных мероприятий в том числе и мирового уровня.

Четвертое направление - "Интеграция в мировую экономику"

Глобализация экономики, вызвавшая обострение международной конференции привела к тому, что стабильное развитие возможно только если хозяйство города конкурентоспособно по мировым стандартам. Городу необходимо четко выраженная международная специализация, позволяющая экспортировать товары и услуги, производить импортозамещающие продукты. Своеобразие ситуации для Иркутска состоит в том, что его конкурентные преимущества во многом зависят от неполитического положения Иркутской области. Как известно, по мнению многих экспертов, стратегическое развитие России в XXI веке во многом зависит от эффективности интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион. В этой связи возрастает стратегическая роль Сибири и конкретно Иркутской области как Восточных геополитических ворот России и соответственно Иркутска как ее региональной столицы. В свою очередь Иркутск, ориентированный на открытую экономику, имеет ряд факторов, позволяющих занять свое место в Российском и Международном разделении труда. К числу ключевых можно отнести комплекс отраслей науки, образования и инновационной деятельности, отрасли обеспечивающие реализацию культурно-туристского потенциала высокотехнологичных наукоемких производств (авиастроение). Иркутск может сыграть определенную роль и при осуществлении топливно-энергетических и транспортных проектов ориентированных на страны АТР.
В рамках стратегии укрепления конкурентоспособных промышленных производств целесообразны действия, направленные на содействие расширению спроса на продукцию городских предприятий, развитию внутрирегиональной кооперации, повышение технического и технологического уровня производства с использованием научно-технического потенциала города и области. Целесообразно создание в Иркутске, под патронажем области, инновационно-технологического центра или технопарка, как опорного пункта в формировании инфраструктуры поддержки разработки и освоения наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции.
В рамках осуществления стратегии продвижения на мировой рынок возрастает роль и значение Бизнесцентра и Сибэкспоцентра.
Традиционно высокий уровень образования населения города и сложившиеся научные коллективы предопределяют перспективы таких видов деятельности как наука, образование, инновации.
Взаимодействие науки и высшей школы в нацеленности на инновационные проекты, на подготовку требующихся сегодня и завтра специалистов, могут укрепить эту сферу. Необходимо оживить, придать новый импульс подготовке и переподготовке иностранных специалистов из соседних государств.
Наличие культурно-исторического потенциала, близость о. Байкал делает перспективным продвижение на мировой рынок туристских услуг. Мешают этому отсутствие необходимой современной туристской инфраструктуры, слабый маркетинг и менеджмент.
Улучшить общие условия пребывания - комфортность, безопасность среды, разнообразие гостиниц, системы информации - первая задача в этой сфере. Вторая - состоит в поддержке организаций работающих в сфере туризма и культуры, создание для них благоприятного нормативно-правового поля при сохранении контроля качества. Нужно сориентировать усилия туристских фирм на усиление работы с отечественными туристами, иностранными студентами. молодежью.
Настоящие основные направления социально-экономического развития города на краткосрочную перспективу можно рассматривать как исходный материал для разработки с участием самых различных слоев общественности, представителей научных, культурных, предпринимательских и иных кругов "Стратегического плана развития города в XXI веке".

Первый заместитель мэра,
Председатель Комитета по
экономике и финансам
Г.Д.ЗЮБР


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru