Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО ГНИ по Иркутской области от 20.07.1998 № 01-14/3085-987
"О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



ГНИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 20 июля 1998 г. № 01-14/3085-987

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Государственная налоговая инспекция по Иркутской области в ответ на запрос сообщает.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" образовательные учреждения можно отнести к некоммерческим организациям, не имеющим в качестве основной цели извлечение прибыли. Одновременно следует отметить, что в соответствии с п. 2 статьи 24 указанного Закона некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом, некоммерческая организация обязана вести учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, если некоммерческая организация оказывает населению и юридическим лицам платные услуги, то такую деятельность следует признать предпринимательской, несмотря на то, что прибыль, получаемая от такой деятельности, направляется исключительно на цели, ради которых организация создана.
В упомянутой Вами статье 26 Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" перечислены источники формирования имущества некоммерческой организации, к которым, в частности, относятся:
1. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
2. Добровольные имущественные взносы и пожертвования;
3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг;
4. Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
5. Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
6. Другие не запрещенные законом поступления.

При этом в Законе не утверждается, что данные поступления являются результатом именно некоммерческой деятельности, носят характер целевых. Часть из них поступает не просто "на содержание некоммерческой организации", а за конкретно оказанные услуги (3), либо носят характер пассивных доходов (4, 5). Квалифицировать их как "Целевые источники" (в частности - выручку от оказания услуг) не представляется возможным.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 01.11.1991 № 56 (с изменениями и дополнениями) на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" отражаются средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, а счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" предназначен для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Следовательно, плата, полученная за оказанные образовательные услуги, должна отражаться на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
Одновременно необходимо отметить, что деятельность некоторых некоммерческих организаций регулируется специальными законами. Так, деятельность образовательных учреждений регламентирована Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании". Согласно ст.ст. 45, 46 Закона "Об образовании", платная образовательная деятельность образовательных учреждений, при условии полного реинвестирования получаемого дохода в образовательный процесс, не рассматривается как предпринимательская.
Статьей 40 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с учетом дополнений и изменений) предусмотрено, что образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих учреждений, освобождены от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. Однако положения этой статьи не нашли полного отражения в налоговом законодательстве, т.е. учтены не во всех Федеральных Законах о налогах.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 10.07.1992 № 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства в Российской Федерации", Федеральные налоги (в т.ч. размеры их ставок и налоговые льготы) устанавливаются только законодательными актами РФ в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения. Изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт РФ по конкретному налогу. В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 10.10.1991 № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" не допускаются внесение изменений и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством РСФСР. Следовательно, образовательные учреждения могут освобождаться от налогов только путем правомерного использования предоставленных законодательством льгот по каждому конкретному виду налога.

Начальник инспекции,
Государственный советник
налоговой службы II ранга
В.Л.ВАСЬКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru