ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Иркутской области от 27.04.1998 № 294-п
"О РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ НА 1998 - 2000 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 1998 г. № 294-п
О РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ НА 1998 - 2000 ГГ.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1997 года № СО-П12-28525 и во исполнение решения заседания Правительства Российской Федерации от 7 августа 1997 года "Об уточнении Федеральной миграционной программы на период 1998-2000 годов" (протокол № 12 п. 2) постановляю:
1. Информацию руководителя миграционной службы Иркутской области Омолоева В.Г. принять к сведению (прилагается).
2. Комитету по труду администрации области (Соколова Л.Г.) до 30 мая 1998 года рассмотреть целесообразность разработки региональной миграционной программы на 1998 - 2000 годы.
3. Поручить Комитету по экономике администрации области (Березутский Ю.А.) совместно с Комитетом по труду (Соколова Л.Г.), Департаментом по работе с территориями и представительными органами власти (Батагаев А.Н.), Комитетом по развитию Севера (Паленный Н.И.), Комитетом по архитектуре, строительству и ЖКХ (Воронин П.А.) разработать соглашение о совместных действиях с миграционной службой Иркутской области по вопросам регулирования миграции граждан с разграничением ответственности за мероприятия. Предложения по мероприятиям подготовить 10 июня 1998 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Березутского Ю.А.
Б.А.ГОВОРИН
Приложение
к постановлению
губернатора области
от 27 апреля 1998 года
№ 294-п
ИНФОРМАЦИЯ
"О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИРКУТСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ"
Процессы миграции населения, происходящие в Иркутской области, являются непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-политического и экономического развития страны.
Регулирование потоков миграции на территории области, включая въезд и выезд, позволяет выделить три основных миграционных направления: вынужденная миграция; внешняя миграция и внешняя трудовая миграция; иммиграционный контроль.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года № 626 "О Федеральной миграционной службе России" была создана Иркутская областная миграционная служба.
ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ
За период с 1992 года зарегистрировано и поставлено на учет в миграционной службе Иркутской области 9867 беженцев и вынужденных переселенцев. В целом же в Восточно-Сибирском регионе на 01.01.1998 остановились на постоянное проживание 26384 вынужденных мигранта, в том числе в Красноярском крае - 13240 чел., Читинской области - 1251 чел., Бурятии - 1262 чел. На территории Дальневосточного региона зарегистрированы 6381 беженец и вынужденный переселенец, в том числе в Приморском крае - 2188 чел., Амурской области - 1572 чел., Хабаровском крае - 1052 и т.д.
Основной поток вынужденной миграции в Иркутскую область пришелся на 1994-1995 годы (зарегистрировано 6208 человек). За 1997 год службой поставлено на учет 1056 вынужденных переселенцев. Из Чеченской Республики состоит на учете в миграционной службе 197 человек, из них прибыли в период вооруженного конфликта в 1995-1996 гг. 106 человек.
Согласно совместному приказу Комитета здравоохранения, областного центра госсанэпиднадзора и миграционной службы от 04.04.1996 № 102/29/183 все вынужденные мигранты, подавшие ходатайства на получение статуса, проходят медицинское освидетельствование и только после этого получают соответствующие удостоверения. Лица, получившие свидетельства о регистрации ходатайства, и прибывшие с ними члены семьи, не достигшие возраста 18 лет, имеют право на бесплатную медицинскую лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о вынужденных мигрантах и Федеральной миграционной программой беженцам и вынужденным переселенцам оказывается помощь в виде единовременного денежного пособия, материальной помощи, беспроцентной возвратной ссуды на покупку и строительство жилья, выделения средств на приобретение жилья для вынужденных переселенцев. Всего за 1992-1997 гг. на эти цели было использовано 6969,0 млн. руб. (в ценах до 1998 года) бюджетных средств. Получили материальную помощь и единовременное денежное пособие 3703 человека, ссуду на покупку и строительство жилья 423 семьи, оплачен проезд до постоянного места жительства 23-м семьям, получили жилье из жилищного фонда 7 семей.
Социально-демографический анализ вынужденной миграции показывает, что наибольшее количество составляют лица, прибывшие из Казахстана - 44%, Таджикистана - 18%, Узбекистана - 15%. В национальном составе беженцев и вынужденных переселенцев преобладают русские - 80%, украинцы - 4%, татары - 3%, армяне - 2%, немцы - 1% и т.д., всего же насчитывается 44 национальности. Поселились в городах и поселках городского типа области 91% вынужденных переселенцев, в сельской местности - 9%.
Среди вынужденных переселенцев лица в трудоспособном возрасте составляют 59%, дети до 16 лет - 31%, лица старше трудоспособного возраста - 10%. Образовательный уровень вынужденных мигрантов достаточно высокий: 16% имеют высшее образование, 36% - среднее специальное, 48% - среднее (табл. № 4).
По данным переучета из числа трудоспособных вынужденных переселенцев 67% имеют постоянное место работы, 7% - временное, 11% обучаются в учебных заведениях, 5% зарегистрировано безработными, 10% находятся на иждивении (табл. № 5). Анализ обеспеченности жильем вынужденных переселенцев показывает, что 21% вынужденных переселенцев обеспечены постоянным жильем. Из них приобрели жилье за счет ссуд и субсидий 49,7%, за счет местных бюджетов - 13,8%, за счет фонда жилья миграционной службы - 2,1%, других источников - 34,4%. Остальные 79,0% вынужденных переселенцев обеспечены временным жильем, проживают в общежитиях, у родных и знакомых, снимают жилье и т.д.
В настоящее время состоят на очереди в миграционной службе на получение беспроцентной возвратной ссуды на покупку (строительство) жилья 176 семей (466 чел.) вынужденных переселенцев, состоят в очереди на получение жилья 12 семей, подали заявления на постановку на очередь на получение жилья - более 60 семей (табл. 6).
Миграционной службой проведена работа по резервированию земельных участков под поселения вынужденных переселенцев (в том числе компактные) в Нижнеудинском и Черемховском районах. Всего выделено 256,4 га для расселения 700 семей. Для жилищного и социального обустройства потребуется более 120,0 млрд. рублей. Источников финансирования освоения этих территорий в настоящее время нет.
Для обеспечения социальных гарантий беженцам, вынужденным переселенцам служба постоянно взаимодействует с управлениями и комитетами администрации области, горрайадминистрациями и другими организациями. Только за 1997 год службой подготовлено 1267 писем, в том числе 567 писем в разные организации и 700 - лично гражданам на их заявления и обращения.
Выполняя Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в Чеченской Республике", создана временная комиссия при администрации области по выплате компенсаций за утраченное жилье и/или имущество в Чеченской Республике. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.1997 № 510 миграционная служба Иркутской области проводит подготовительную работу по заявлениям вынужденных переселенцев для выплаты им компенсаций.
Несмотря на меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Федеральной миграционной программой и другими нормативными актами, проблема обустройства вынужденных переселенцев остается острой.
ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ
Процесс внешней трудовой миграции регулируется Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 ФЗ 2146 "0 привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы", Положением к нему.
Для реализации контрактов и договоров, заключенных руководителями предприятий всех форм собственности с иностранными партнерами, в период 1994-1997 гг. въехало 16853 иностранных работников, в том числе в 1997 году согласно разрешениям Федеральной Миграционной Службы (ФМС), Территориальной Миграционной Службы (ТМС) и подтверждениям на право трудовой деятельности 4273 иностранных гражданина из 13 стран ближнего и 23 стран дальнего зарубежья на 121 предприятие Иркутской области (табл. № 1).
Крупными экспортерами иностранной рабочей силы в регион были такие страны: СНГ - 2519 чел., КНР - 807 чел., Югославия - 483 чел. Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества является создание на территории области совместных предприятий и предприятий со 100% инвестициями, многие из них используют труд высококвалифицированных иностранных специалистов, динамика численности иностранных специалистов характеризуется таблицей № 2.
Предприятиями, использующими иностранную рабочую силу, вносится плата в бюджет области: так, в 1995 году - 140,7 млн. руб., 1996 году - 367 млн. руб., 1997 году - 381,2 млн. руб. Использование труда иностранных рабочих не оказало негативного влияния на местный рынок труда, так как численность привлекаемых иностранных специалистов составила лишь 0,4% от общего числа занятых на территории Иркутской области (табл. № 3).
В свою очередь, привлечение иностранных работников позволило в значительной степени решить проблему обеспечения населения области сельскохозяйственными продуктами, ускорить темпы строительства объектов жилищного и производственного назначения, преобразить облик города в архитектурном плане - строительство и реконструкция первой очереди Центрального рынка.
Миграционная служба области систематически проводит проверки иностранных и российских работодателей в части использования иностранной рабочей силы с привлечением работников правоохранительных органов. За период 1995-1997 гг. было проверено 61 предприятие. По результатам проверки в случае выявления нарушений были направлены представления в административные комиссии соответствующих округов города Иркутска, органы городской и областной прокуратуры, городов Иркутской области. В результате принятых мер работодатели были привлечены к административной ответственности и в указанные предписанием сроки оформили документы в соответствии с действующим миграционным законодательством.
Расширяется интерес к работе за границей. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 № 1095 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей" территориальная миграционная служба выдает лицензии на трудоустройство российских граждан за границей организациям, занимающимся этим видом деятельности на территории области.
В соответствии с соглашением от 22.12.1993 между Центральным учреждением по трудоустройству Федерального ведомства по труду Федеральной Республики Германии и Федеральной миграционной службы России областная миграционная служба направила девять студентов иркутских высших учебных заведений в Германию на период летних каникул для трудовой стажировки в сфере гостиничного сервиса. Также миграционной службой осуществляется отбор российских граждан, желающих выехать на работу в Германию на более длительный срок. В настоящее время отобрано 13 кандидатов, отвечающих требованиям, предъявляемых немецкими работодателями.
ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года 3Ф 2145 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 года № 1020 "О мерах по введению иммиграционного контроля" и приказом ФМС России М 40 от 23.09.1994 создан пост иммиграционного контроля миграционной службы Иркутской области в международном аэропорту города Иркутска. ПИК начал работу с 5 декабря 1995 года.
Иммиграционный контроль - это осуществляемая федеральной миграционной службой России и ее территориальными органами в пределах своей компетенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В своей деятельности пост иммиграционного контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами органов миграционной службы и международными договорами Российской Федерации.
Только за 1997 год работы прошли иммиграционный контроль 3056 иностранных граждан из 48 стран.
Основной поток иностранных граждан, прибывающих на территорию области, исходит из КНР - 4076 чел., КНДР - 2152 чел., Монголии - 1012 чел., Японии - 1661 чел., а также из стран Юго-Восточной Азии, США, Европы.
При проверке документов, дающих право на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд иностранных граждан и лиц без гражданства, за год выявлено 402 нарушения.
К основным способам незаконного въезда и пребывания иностранных граждан на территории Иркутской области относятся - фиктивные приглашения, поддельные паспорта и визы, незаконный студенческий обмен.
Так, пребывающие иностранные туристы занимаются незаконной трудовой деятельностью, торговлей на рынках области, вывозя за границу валюту. За отчетный период 9 иностранных граждан (1 - Ирак, 8 - Афганистан) обращались с устным обращением о политическом убежище, которым было отказано, так как они не подпадают под требования международных правовых норм и Закона Российской Федерации "О беженцах".
Заместитель главы
администрации области
Ю.А.БЕРЕЗУТСКИЙ
Таблица 1
ЧИСЛЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
ПО СТРАНАМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ С 1994 ПО 1997 ГОДЫ
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СОСТАВ
БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
НА 01.01.1998
---T-------------------------------T-------T------¬
¦ ¦ ¦Человек¦ % ¦
+--+-------------------------------+-------+------+
¦1.¦Расселение ¦ 9386¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦Всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ ¦в городской местности; ¦ 8548¦ 91 ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦в сельской местности ¦ 838¦ 9 ¦
+--+-------------------------------+-------+------+
¦2.¦Половозрастной состав ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всего ¦ 9386¦ ¦
¦ ¦в том числе в возрасте: ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦0-5 лет ¦ 808¦ 9 ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦6-15 лет ¦ 2071¦ 22 ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦в трудоспособном ¦ 5519¦ 59 ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦старше трудоспособного ¦ 988¦ 10 ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦Мужчины всего ¦ 4396¦ 47 ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦Женщины всего ¦ 4990¦ 53 ¦
+--+-------------------------------+-------+------+
¦3.¦Уровень образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всего в возрасте ¦ ¦ ¦
¦ ¦16 лет и старше ¦ 6507¦ ¦
¦ ¦в том числе имеют образование: ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦высшее ¦ 1039¦ 16 ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦незаконченное высшее и средне- ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальное ¦ 2342¦ 36 ¦
¦ +-------------------------------+-------+------+
¦ ¦среднее общее ¦ 3126¦ 48 ¦
L--+-------------------------------+-------+-------
Таблица 5
ТРУДОУСТРОЙСТВО
ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПО ДАННЫМ ПЕРЕУЧЕТА
ЗА 1997 ГОД
---------------------------------------T-------T-------¬
¦ ¦Человек¦ % ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦1. Прошли переучет ¦ 949¦ ¦
¦ 1.2. Трудоустройство трудоспособных ¦ ¦ ¦
¦вынужденных переселенцев ¦ ¦ ¦
¦ Всего трудоспособных вынужденных ¦ 575¦ 60,6 ¦
¦ переселенцев ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦ в том числе: ¦ 389¦ 67,0 ¦
¦ работают постоянно ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦ работают временно ¦ 39¦ 7,0 ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦ обучаются в учебных заведениях ¦ 65¦ 11,6 ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦ зарегистрировано безработными ¦ 30¦ 5,0 ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦ находятся на иждивении ¦ 52¦ 10,0 ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦ 1.3. Социальное обеспечение ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦ детскими дошкольными учреждениями ¦ 46¦ 100,0 ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦ общеобразовательными школами ¦ 170¦ 100,0 ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦ интернатами для престарелых и ¦ 1¦ 100,0 ¦
¦ инвалидов ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------+-------+
¦ пенсиями по старости и инвалидности ¦ 92¦ 100,0 ¦
L--------------------------------------+-------+--------
Таблица 6
ЖИЛИЩНОЕ ОБУСТРОЙСТВО
ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ПО ДАННЫМ ПЕРЕУЧЕТА
ЗА 1997 ГОД
И КОЛИЧЕСТВО ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ,
СОСТОЯЩИХ В ОЧЕРЕДИ
НА ПОЛУЧЕНИЕ ССУДЫ И ЖИЛЬЯ
НА 23.03.1998
-------------------------------------------T-------T----¬
¦ ¦Человек¦ % ¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦1. Прошли переучет ¦ 949¦ ¦
¦ из них: ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦ 1.1. Обеспечены постоянным жильем ¦ 195¦21,0¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦ приобрели жилье за счет ссуд и субсидии¦ 97¦49,7¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦ за счет фонда жилья миграционной ¦ 4¦ 2,1¦
¦ службы ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦ за счет местных бюджетов ¦ 27¦13,8¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦ за счет других источников ¦ 67¦34,4¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦ 1.2. Обеспечены временным жильем ¦ 754¦79,0¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦ общежитиями ¦ 339¦45,0¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦ у родных и знакомых ¦ 215¦28,5¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦ снимают жилье ¦ 179¦23,7¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦ в приспособленных помещениях ¦ 21¦ 2,8¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦2. Состоит на очереди в миграционной ¦ 466¦ ¦
¦ службе на получение беспроцентной ¦ ¦ ¦
¦ возвратной ссуды на покупку жилья ¦ ¦ ¦
¦ на 23.03.1998 ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦3. Состоит на очереди на получение жилья ¦ 12¦ ¦
¦ из жилищного фонда миграционной службы ¦ ¦ ¦
¦ на 23.03.1998 ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+-------+----+
¦4. Подали заявления на постановку на ¦ 60¦ ¦
¦ очередь на получение жилья из жилищного¦ ¦ ¦
¦ фонда миграционной службы на 23.03.1998¦ ¦ ¦
L------------------------------------------+-------+-----