Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Иркутской области от 13.04.1998 № 266-п
"ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ КОМИТЕТА ЦЕН АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ В 1997 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 1998 ГОД ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 1998 г. № 266-п

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ КОМИТЕТА ЦЕН АДМИНИСТРАЦИИ
ОБЛАСТИ В 1997 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 1998 ГОД ПО РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Заслушав и обсудив отчет председателя Комитета цен администрации области Леоновой Т.Д. о работе Комитета цен в 1997 году, на основании п. 2 ст. 33 Устава области постановляю:

1. Принять к сведению отчет о работе Комитета цен администрации области по итогам 1997 года (не прилагается).

2. Одобрить прилагаемую Концепцию ценовой политики Иркутской области (прилагается).

3. Основными направлениями в деятельности Комитета цен по реализации ценовой политики на 1998 год считать:
- совершенствование государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и на социально значимые товары и услуги для населения области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- снижение бюджетных издержек.

4. Комитету цен администрации области (Леонова Т.Д.):
4.1. До конца третьего квартала 1998 года разработать проект закона области о ценовой политике на территории Иркутской области.
4.2. При регулировании цен, тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий:
4.2.1. Провести инвентаризацию структуры затрат.
4.2.2. Усилить контроль за формированием и использованием инвестиций.
4.2.3. Продолжить работу по поэтапному сокращению перекрестного субсидирования в электроэнергетике, на услуги связи для населения в соответствии с федеральными нормативными актами.
4.3. Осуществлять поэтапный переход к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение затрат.
4.4. Провести экономическую экспертизу затрат:
4.4.1. Органов местного самоуправления на жилищно - коммунальные услуги, оказываемые населению.
4.4.2. Организаций, финансируемых из областного бюджета.
4.5. Разработать и внедрить нормативы затрат при калькулировании тарифов на жилищно - коммунальные услуги.
4.6. Установить нормативные соотношения между стоимостью готовой продукции, поставляемой для региональных нужд, и стоимостью сельхозсырья.
4.7. Осуществлять контроль за уровнем цен, тарифов на продукцию, товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.8. Совершенствовать взаимодействие со средствами массовой информации по реализации ценовой политики в области.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области - председателя Комитета по экономике Березутского Ю.А.

Б.А.ГОВОРИН





Одобрена
постановлением
губернатора области
от 13 апреля 1998 года
№ 266-п

КОНЦЕПЦИЯ
ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Концепция определяет общие принципы стратегии и тактики осуществления ценовой политики на территории Иркутской области в интересах дальнейшего развития экономики области в рыночных условиях и соблюдения дисциплины цен.
Ценовая политика представляет собой совокупность действий органов государственной власти и местного самоуправления Иркутской области, направленных на совершенствование процессов ценообразования на современном этапе. Сегодняшняя ситуация как в целом по России, так и в Иркутской области представляется неблагоприятной по многим параметрам: кризис неплатежей, снижение благосостояния населения, сокращение выпуска продукции, отрицательная демографическая ситуация и т.д.
Ценовая политика, определяемая настоящей Концепцией, увязывается с уровнем экономического развития, финансовой, кредитной, налоговой и социальной политикой и направлена на:
- содействие развитию рыночных отношений, конкуренции, свободного перемещения продукции, товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности;
- преодоление кризисных явлений в народном хозяйстве;
- содействие реализации государственной структурной и научно - технической политики;
- повышение качества продукции, эффективного развития экономики, основанной на многообразии форм собственности;
- достижение эквивалентности и паритета в обмене промышленной и сельскохозяйственной продукцией;
- достижение необходимой социальной защищенности населения от роста цен и инфляционных процессов;
- формирование соответствующих нормативов правил для противодействия недобросовестной конкуренции отдельных производителей и их диктата на рынке, а также ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством;
- достижение оптимальных соотношений между динамикой цен и уровнем заработной платы и других денежных доходов населения.
В Концепции использованы следующие важнейшие принципы ценовой политики:
- минимального государственного вмешательства, который означает, что государство регулирует ценовую деятельность хозяйствующих субъектов (в основном естественных монополий) лишь в тех случаях, когда это необходимо для укрепления экономики определенной отрасли и социальной защиты населения;
- государственного регулирования цен, основанный на том, что государство, выполняя функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка на основе государственного регулирования цен на отдельные виды продукции, товаров и услуг;
- единства нормативной правовой базы, порядка и методов государственного регулирования цен на всей территории области.
Настоящая Концепция предусматривает использование следующих методов регулирования цен (тарифов):
1. Прямое государственное регулирование путем установления:
- фиксированных цен;
- предельных цен;
- предельных уровней рентабельности по отдельным видам продукции (работ, услуг);
- предельных размеров снабженческо - сбытовых и торговых надбавок, наценок;
- декларирования повышения цен.
2. Косвенное влияние посредством:
- заключения соглашений по технологической цепочке с учетом ценового регулирования;
- изменения налогообложения;
- введения льготного кредитования;
- выделения ссуд из бюджета на конкурсной основе и др.
Администрация области в пределах своих полномочий самостоятельно определяет направления и методы регулирования цен для субъектов ценообразования по установленному перечню продукции, товаров и услуг.
Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по государственному регулированию цен и тарифов. Пределы полномочий и ответственность за их исполнение определяются договором между органами местного самоуправления и администрацией области.
Регулирование вводится на основе анализа деятельности хозяйствующих субъектов с учетом стимулирующей роли соответствующих методов в увеличении объемов, повышении качества производимой (реализуемой) продукции и в удовлетворении спроса и предложения на нее.

2. СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ

Политика цен в области определяется законодательными и другими нормативными актами Российской Федерации, администрации области, а также органов местного самоуправления в пределах их полномочий путем воздействия на общехозяйственную конъюнктуру и экономические условия ценообразования с постепенным ограничением сферы регулирования цен и тарифов по мере стабилизации экономической ситуации.
Анализ ценовой ситуации в области за 1997 год показал, что тенденции к росту цен продолжаются. За 1997 год рост потребительских цен на товары и платные услуги населению составил 109,06%, в том числе на продовольственные товары - 106,43%, непродовольственные товары - 106,20%, платные услуги - 126,01%, оптовые цены в промышленности - 110,57%, на грузовые перевозки - 104,38%, на строительно - монтажные работы - 110,97%.
Если на предыдущих этапах ценовой политики рост цен обуславливался затратным механизмом и увеличением доли затрат, покрываемых за счет бюджетных ассигнований и платежей населения, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей товаров и услуг, поскольку есть все основания полагать, что опережающий рост цен на конечный продукт выше, чем рост цен на сырье, материалы и услуги первичного характера.
Основной целью ценовой политики области на современном этапе является стабилизация уровня цен (тарифов) в регионе и их снижение по мере увеличения объемов производства при одновременном повышении качества, отвечающего стандартам.
Основными способами достижения указанной цели являются:
- формирование стратегии и тактики ценовой политики в области и ее реализация на основе федеральной, но с учетом региональных особенностей;
- государственное регулирование цен на продукцию и услуги в пределах полномочий администрации области, а также по предприятиям, получающим государственную поддержку;
- проведение углубленной экспертизы экономической обоснованности цен и тарифов, действующих на территории области, в целях снижения затрат;
- усиление результативности контроля за соблюдением государственной дисциплины цен и законности правовых актов по вопросам ценообразования.

3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ

Дальнейшее реформирование системы ценообразования в области целесообразно осуществлять, как и в целом по Российской Федерации, на сочетании либерализации цен с государственным регулированием по важнейшим видам продукции и услуг. Методы экономического управления, являющиеся компетенцией областной администрации (налоги субъекта Федерации, льготы и другие), должны в большей степени использоваться в воздействии на процесс ценообразования.
При регулировании необходимо стремиться к отходу от перекрестного субсидирования, более полному возмещению затрат. При этом необходимо предусмотреть адресную социальную защиту малоимущих слоев населения. Цена и тариф могут быть ниже экономически обоснованной себестоимости лишь в тех случаях, когда имеется решение о возмещении разницы из бюджетов (дотации).
Ценовая политика должна основываться на действующих законодательных и других нормативных актах РФ и области, в том числе в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В топливно - энергетическом комплексе

Основным направлением тарифной политики в электроэнергетике области является сохранение единства региональной энергосистемы как составной части Единой энергосистемы России (ст. 3 Закона области "Об электроэнергетической системе и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории Иркутской области" от 11.04.1995 № 98 (далее - Закона области)).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Закон Иркутской области от 11.04.1995 № 98 "Об электроэнергетической системе и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории Иркутской области" утратил силу с 18.07.2002 в связи с принятием Закона Иркутской области от 05.07.2002 № 30-оз.
   ------------------------------------------------------------------

При поставках электроэнергии на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - ФОРЭМ) и экспорт, при согласовании региональной энергетической комиссией администрации области (далее - РЭК) вывода на ФОРЭМ крупных потребителей (ст. 5 ФЗ), а также при решении вопросов о выводе на ФОРЭМ ГЭС регионального АО - энерго, обеспечить защиту экономических интересов потребителей области.
Также, с целью защиты экономических интересов потребителей (в том числе населения), учитывая протокол ФЭК России от 19.09.1997 № 108, сохранить статус оптовых потребителей - перепродавцов (ОПП), распределяющих электрическую и тепловую энергию от региональной энергосистемы, при условии введения системы транзитных счетов для расчетов ОПП с АО - энерго.

Особенности ценовой политики в электроэнергетике:
Тарифы на электрическую и тепловую энергию системы "Иркутскэнерго" устанавливаются согласно Закону области региональной энергетической комиссией администрации области (РЭК).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Закон Иркутской области от 11.04.1995 № 98 "Об электроэнергетической системе и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории Иркутской области" утратил силу с 18.07.2002 в связи с принятием Закона Иркутской области от 05.07.2002 № 30-оз.
   ------------------------------------------------------------------

Регулирование тарифов на энергию, продаваемую потребителям прочими энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности), осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области "О регулировании органами местного самоуправления тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, не входящими в региональную электроэнергетическую систему" от 04.03.1997 № 7-оз.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Закон Иркутской области от 04.03.1997 № 7-оз утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 10.12.2003 № 65-оз.
   ------------------------------------------------------------------

Основы ценообразования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" (14.04.1995 № 41-ФЗ).
Разработка и утверждение администрацией области перечней объектов капитальных вложений в энергетике, в том числе по отрасли "сельское хозяйство", финансируемых за счет тарифов энергоснабжающих организаций на электрическую и тепловую энергию, производится на основании ст. 8 Закона области.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Закон Иркутской области от 11.04.1995 № 98 "Об электроэнергетической системе и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории Иркутской области" утратил силу с 18.07.2002 в связи с принятием Закона Иркутской области от 05.07.2002 № 30-оз.
   ------------------------------------------------------------------


Приоритеты ценовой политики в электроэнергетике:
- обеспечение РЭК государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, в соответствии с нормативно - правовыми актами:
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию (Указы Президента Российской Федерации от 17.10.1996 № 1451 "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности" (п. 3), от 07.11.1997 № 1175 "О признании утратившими силу некоторых решений Президента РФ по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию" (п. 4), постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 № 389 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий" (п. 1), в том числе:
- поэтапно в течение пяти лет довести дифференцированные тарифы для сельскохозяйственных потребителей до уровня себестоимости производства и передачи электрической и тепловой энергии; ежегодно выполнять программу электрификации населенных пунктов в сельской местности;
- в 2 этапа к 1999 г. вывести тариф на тепловую энергию для организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, на уровень среднего тарифа, в соответствии с п. 2 распоряжения губернатора области от 18.09.1995 № 334-р "О проведении мероприятий по итогам совещания с руководителями промышленных предприятий Иркутской области" (1998 г. - до себестоимости; 1999 г. - до среднего тарифа);
- принимая во внимание, что стоимость энергоресурсов (электроэнергия и газ) в благоустроенных квартирах с газовыми плитами в Иркутской области превышает стоимость электроэнергии в домах с электроплитами более чем в 3 раза, понижающий коэффициент 0,7 применять только к тарифам для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также к тарифам для населения, проживающего в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроотопительными установками;
- учитывая высокий удельный вес затрат на угольное топливо, тарифов на теплоэнергию, являющуюся продукцией естественных монополий, осуществлять влияние на уровень цен твердого топлива путем предоставления хозяйствующим субъектам субвенций, преференций.

На железнодорожном транспорте

В структуре издержек промышленности расходы, связанные с перевозками по магистральным железным дорогам, составляют около 6 процентов. В связи с этим сокращение транспортных затрат является важнейшей задачей повышения конкурентоспособности отечественной продукции.
В настоящее время осуществляется перекрестное субсидирование пассажирских перевозок поездами дальнего следования и пригородного сообщения за счет тарифов на перевозки грузов.
Не полностью используются мощности по ремонту и развитию производственной базы предприятий железнодорожного транспорта, непосредственно не связанных с осуществлением перевозочного процесса (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий). Велики затраты на содержание объектов социальной сферы.
Объемы грузовых перевозок на ВСЖД в 1997 г. сократились и составили к уровню 1996 г. 91,3%; пассажирооборот вырос на 4,9%. Рентабельность от перевозок по ВСЖД в 1997 г. ожидается в пределах 21,6%. Дорога выходит из финансового кризиса последних лет в основном за счет сокращения расходов эксплуатации.
Конечной целью реформирования на федеральном уровне ценообразования на железнодорожном транспорте является:
- прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, реализация мер по дотированию убытков от пассажирских перевозок за счет средств федерального и областного бюджетов;
- выделение из системы федерального железнодорожного транспорта мощностей, непосредственно не связанных с процессом перевозок (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий), их приватизация;
- привлечение к ремонту, выполнению подрядных работ и оказанию услуг предприятий и организаций других отраслей экономики России, способных предложить соответствующие продукцию и услуги с наименьшими издержками и высоким качеством и обеспечивающих безопасность движения поездов;
- выделение объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта, передача их органам местного самоуправления или их приватизация;
- повышение эффективности эксплуатации малодеятельных железнодорожных линий и участков (продажа, полное закрытие, передача местным органам власти);
- обеспечение права выбора клиентами уровня качества транспортной услуги (дифференциация тарифа по срокам доставки, сохранности груза, уровню сервисного сопровождения перевозок);
- поддержка территорий Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера введением понижающих поправочных коэффициентов к грузовым тарифам, что позволит снизить издержки производителей товаров и услуг этих регионов и повысит их платежеспособность.
В части перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении проводить работу по совершенствованию взаимоотношений администрации области и Управления Восточно - Сибирской железной дороги в вопросах налогообложения и финансирования их убытков от названного вида перевозок из средств областного бюджета. Постепенной индексацией тарифов довести стоимость перевозки пассажиров и багажа до их себестоимости, для чего ввести раздельный учет затрат по видам деятельности и перевозок.

На речном транспорте

За 1997 г. по-разному сложилось финансово - экономическое положение хозяйствующих субъектов, занимающихся перевозками речным транспортом. Предприятия, входящие в состав ЗАО "Верхне - Ленское речное пароходство", перевозка грузов которыми производилась в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличили грузооборот по сравнению с 1996 годом на 21,8%. По оперативным данным, полученные доходы за навигацию 1997 года полностью возместят их затраты.
За навигацию 1997 года в ОАО "Восточно - Сибирское речное пароходство" по сравнению с 1996 годом на 30% произошло снижение грузооборота, что привело к тяжелому финансово - экономическому положению.
Из областного бюджета в 1997 году на возмещение убытков от перевозки пассажиров выделено 4,493 млрд. руб., в том числе ЗАО "Верхне - Ленское речное пароходство" - 3,000 млрд. руб., ОАО "Восточно - Сибирское речное пароходство" - 1,493 млрд. руб. Пассажирооборот в 1997 году составил 11,25 млн. пас./км, что на 20% меньше, чем за навигацию 1996 г. В настоящее время тарифы на пассажирские перевозки возмещают затраты предприятий в размере до 30 процентов. При формировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом применяется также перекрестное субсидирование за счет грузовых перевозок.
Регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа в местном сообщении и на переправах осуществляется индексацией действующих тарифов в соответствии с ростом оптовых цен производителей промышленной продукции в области.
Для сбалансированности интересов предприятий речного транспорта и потребителей услуг на перевозки грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях принят более мягкий метод регулирования путем установления предельного уровня рентабельности в размере 35 процентов к экономически обоснованной себестоимости, т.е. на уровне ранее действующего по постановлению Правительства РФ от 18.05.1992 № 318 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги".
В целях единого подхода по вопросам формирования и установления тарифов постановлением губернатора Иркутской области от 17.04.1997 № 123-п утвержден "Временный порядок", определяющий основные требования к формированию и согласованию тарифов предприятиями речного транспорта. В этих условиях в политике ценообразования целесообразно следующее:
- прекращение перекрестного субсидирования перевозки пассажиров и багажа путем постепенного доведения их стоимости до уровня, компенсирующего затраты предприятий речного транспорта на эти перевозки по мере роста уровня жизни населения и его платежеспособности;
- на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах, перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях регулирование тарифов осуществлять путем обеспечения экономически обоснованных затрат и прибыли, не превышающей предельного размера, установленного администрацией области на конкретный вид перевозок;
- сохранение мер социальной защиты отдельным категориям граждан при отсутствии альтернативных, более дешевых видов транспорта;
- исключение из расчетной себестоимости, при обосновании уровня тарифов, затрат на развитие и эксплуатацию объектов и мощностей, непосредственно не связанных с процессом перевозок;
- осуществление в дальнейшем регулирования тарифов установлением предельного уровня рентабельности к расчетной себестоимости по видам перевозок.

На авиационном транспорте

Исходя из экономико - географических особенностей области, авиационный транспорт имеет наивысшую плотность сети воздушных сообщений по сравнению с другими видами транспорта. В то же время около 600 населенных пунктов в Иркутской области еще не имеют постоянно действующей пассажирской связи. Несмотря на это, происходит снижение объемов перевозок пассажиров, грузов и багажа на местных авиалиниях. По самому крупному авиапредприятию области - авиакомпании "Байкал" в 1997 г. по сравнению с 1996 г. объемы перевозок пассажиров сократились в 1,3 раза, грузов - 1,2 раза. Доходы за 1997 г. покрывали 65 процентов себестоимости. Это связано с тем, что тарифы на перевозку пассажиров и багажа устанавливаются, в основном, ниже себестоимости (до 40%), но также и с рентабельностью до 20 процентов в зависимости от протяженности авиалинии, ставок сбора за обслуживание воздушных судов, стоимости ГСМ, типа воздушного судна, объемов перевозок, наличия конкурентов - перевозчиков (в т.ч. по альтернативным видам перевозок: железнодорожный, автомобильный, речной) и платежеспособности потребителей авиауслуг. Стоимость грузовых перевозок формируется с рентабельностью до 35 процентов (по авиакомпании "Байкал" - от 23 до 35 процентов в зависимости от маршрута, по Бодайбинскому авиапредприятию тарифы применяются на уровне себестоимости).
В этих условиях в политике ценообразования целесообразно:
- регулирование тарифов осуществлять установлением предельного уровня рентабельности к себестоимости по видам перевозок;
- прекращение перекрестного субсидирования убыточных видов деятельности. Тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях постепенно довести до уровня, компенсирующего затраты предприятий авиационного транспорта на эти перевозки;
- сохранение мер социальной защиты отдельным категориям граждан при отсутствии других, более дешевых альтернативных видов пассажирского транспорта;
- исключение из расчетной себестоимости, при обосновании уровня тарифов, затрат на развитие и эксплуатацию объектов и мощностей, непосредственно не связанных с процессом перевозок.

На автомобильном и электрифицированном городском
пассажирском транспорте

Политика ценообразования на городском пассажирском транспорте в регионе должна базироваться на социально - экономической политике. Пока такой твердой базы нет. Достаточно сказать, что уровень покрываемых затрат в тарифах за 1997 г. на одного пассажира по 16 городам области колебался от 26% (г. Бодайбо) до 259% (г. Зима), из них только по четырем городам ниже 100 процентов (гг. Бодайбо, Слюдянка, Усть - Кут, Чуна), а по остальным - от 115% и выше. Однако все предприятия пассажирского транспорта находятся в тяжелом финансовом положении из-за увеличения удельного веса пассажиров, частично или полностью не оплачивающих проезд, его возрастающей стоимости, сокращения государственных субсидий. Это связано с тем, что удельный вес затрат, покрываемых доходами от платы за проезд, в 1997 г. на одного пассажира по городам области составил от 12,7% (Бодайбо) до 69,7% (Ангарск), так как количество пассажиров, пользующихся бесплатным или льготным проездом, согласно законодательным актам составляет значительную часть (г. Иркутск - около 62%). В то же время городские пассажирские перевозки обладают небольшой эластичностью, так как трудовые поездки в общей подвижности населения колеблются в пределах 70 - 90% в зависимости от численности населения (чем меньше численность населения города, тем выше удельный вес трудовых поездок).
Начиная с 1997 года положение в области ценообразования на городском пассажирском транспорте резко изменилось. По подавляющему большинству городов области тариф повысился и значительно превысил себестоимость проезда одного пассажира. Так, по г. Иркутску месячный проездной билет на один вид транспорта в настоящее время составляет 80 тыс. руб., т.е. почти равен минимальному уровню оплаты труда, льготный студенческий билет - 1/4 части государственной месячной стипендии, для пенсионеров - 1/7 части средней месячной пенсии. А на три вида транспорта практически равен месячному должностному окладу работников бюджетной сферы 1 разряда по ETC. В свете вышесказанного главным принципом в политике ценообразования на услуги городского пассажирского транспорта должен быть не дефицит бюджетов городов, а платежеспособность социальных групп населения, адресность источника дотаций и платежей, чьим работникам и социальным группам, согласно законодательным актам, предоставлены льготы.
Важнейшим элементом реформы должна быть демонополизация предоставления услуг пассажирского транспорта. Развитие конкуренции в этой сфере должно осуществляться в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения предприятий муниципального пассажирского транспорта путем более широкого привлечения на равноправной основе транспорта всех форм собственности для предоставления услуг на маршрутной основе согласно контракту.
В целях снижения затрат и контроля за использованием средств осуществить специализацию технологических и экономических элементов хозяйственно - производственной деятельности муниципальных предприятий пассажирского транспорта, рекомендовать муниципальным образованиям:
- эксплуатационные предприятия специализировать только на технической подготовке и выпуске подвижного состава на линию;
- центральная диспетчерская служба должна организовывать распределение подвижного состава по маршрутам, их движение, перерывы и отстой, а также контроль за движением;
- контрольно - ревизионную службу нужно подчинять центральной диспетчерской службе для осуществления контроля за соблюдением графиков движения подвижного состава на маршрутах, полнотой оплаты проезда пассажирами и контроля за работой кондукторов.
Эксплуатационным предприятиям упорядочить деятельность по предоставлению услуг пассажирского транспорта сторонним предприятиям, организациям, юридическим и физическим лицам в связи со значительной нехваткой подвижного состава для организации перевозки пассажиров по маршрутам согласно стандартам качества.
Для усиления контроля за движением денежных средств организовать централизованную финансовую службу с единым расчетным счетом для всех эксплуатационных предприятий.
Основой реформы финансирования должна явиться полнота сбора выручки и адресность субсидий со стороны организаций, чьи работники или социальные группы пользуются правом льготного проезда. Денежные средства должны поступать на расчетный счет центральной финансовой службы. Исходя из суммы поступивших средств выдавать соответствующее количество проездных карточек единого установленного образца с определенным сроком действия, дающих право бесплатного проезда. Без предъявления документа, дающего право на льготу, карточки не могут быть действительными.
Денежные средства от продажи проездных карточек через киоски и выручка от продажи билетов в транспортных средствах также должны поступать на расчетный счет центральной финансовой службы.
Дотации за лиц, пользующихся льготной оплатой проезда, перечислять из бюджетов в соответствии с фактическим количеством проданных льготных проездных карточек и выданных бесплатно.
Денежные средства с расчетного счета централизованной финансовой службы перечислять на субсчета эксплуатационных предприятий пропорционально количеству перевезенных пассажиров, оплативших проезд.
Сумму дотаций и субсидий определять исходя из действующего установленного тарифа для оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте.
Поступившие денежные средства на субсчета предприятия муниципального пассажирского транспорта должны направлять только на покрытие эксплуатационных затрат по организации перевозок пассажиров по маршрутам. Новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений, а также приобретение подвижного состава производить за счет бюджетов соответствующего уровня отдельно.
Действующий тариф на транспорте довести до 80% от расчетного. Расчетный тариф установить исходя из действующих нормативов затрат, т.к. все эксплуатационные расходы на транспорте нормируемые, за исключением общехозяйственных. Общехозяйственные расходы установить исходя из рациональной структуры себестоимости услуг пассажирского транспорта.
Для снижения расчетного уровня дотаций, в случаях, когда подвижной состав не приобретается за счет средств предприятий, амортизацию на реновацию транспортных средств в расчетный тариф не включать. Для снижения расчетного тарифа и размера дотации предусмотреть выделение объектов социальной сферы из системы муниципального транспорта с передачей их органам местного самоуправления. Тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении, а также по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси, регулировать установлением предельного уровня рентабельности к себестоимости перевозок.

На услуги связи

Политика цен на услуги связи базировалась на сочетании государственного регулирования со свободным ценообразованием. Статистические данные крупнейшего предприятия области ОАО "Электросвязь" за 1997 год показывают, что в целом предприятие является рентабельным (5,6% в реализованных услугах и 14,3% в предъявленных). Затраты на 1 руб. продукции составили 91 коп. Освоено капитальных вложений 91,0 млрд. руб. Введено за год 41,6 тыс. телефонов.
Общая рентабельность предприятия достигнута за счет установления высоких тарифов на нерегулируемые услуги, в основном междугородной телефонной связи.
Основными целями государственного регулирования тарифов на услуги электрической связи является максимально возможное удовлетворение спроса потребителей на услуги связи, повышение эффективности деятельности операторов связи и обеспечение дальнейшего развития и модернизации средств и сетей связи с улучшением качества их предоставления.
Государственное регулирование тарифов на услуги общедоступной электрической связи осуществляется Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи и ее территориальными органами (регулирующие органы), а до их создания - органами исполнительной власти субъектов РФ. Конечной целью формирования и регулирования тарифов на региональном уровне является:
- обеспечение возможности возмещения затрат на оказание услуг связи и рентабельной работы организации связи;
- определение уровня рентабельности организации связи с учетом средств, выделенных в рамках федеральных и региональных программ развития связи для расширения и развития услуг связи, повышения их качества;
- установление тарифов на отдельные виды регулируемых услуг дифференцированно, в зависимости от их социальной значимости, потребительской ценности и необходимости развития данного рынка услуг связи;
- дифференциация тарифов на одноименные услуги связи по двум категориям потребителей: населению и организациям;
- полное возмещение затрат на услуги связи для населения, кроме услуг сельской телефонной связи;
- рассмотрение экономической обоснованности нерегулируемых тарифов на услуги связи, предоставляемые организациям, в случае превышения 3-кратной величины их себестоимости;
- дифференцированность тарифов на услуги междугородной и международной телефонной связи по времени суток и дням недели.
Механизм государственного регулирования тарифов на услуги электрической связи предполагает поэтапный переход к полному возмещению затрат тарифом (кроме сельской телефонной связи) в соответствии с утверждаемым графиком.
Для осуществления государственного регулирования тарифов на услуги связи исходить из базовой себестоимости соответствующей услуги, рассчитанной по нормативам и коэффициентам индексации, устанавливаемым дифференцированно по статьям затрат.
При установлении на услуги тарифов ниже их себестоимости или при различном уровне тарифов для бюджетных и других организаций должен учитываться, наряду с индексом роста цен на промышленную продукцию, коэффициент поднятия базового тарифа до уровня себестоимости услуг или до уровня тарифа, установленного для организаций, не финансируемых из бюджетов, в соответствии с требованиями.
Коэффициенты индексации устанавливаются по согласованию с регулирующими органами.
Осуществить в населенных пунктах области по мере создания технических условий постепенный переход к повременной оплате стоимости услуг общедоступной электрической связи с дифференциацией тарифов на эти услуги в зависимости от времени суток (дневной и ночной тариф) и дней недели (выходной, праздничный или рабочий день), начиная с 1998 г.

На жилищно - коммунальные услуги

На основании Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Указа Президента Российской Федерации "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28.04.1997 № 425 в области продолжается начатый в 1994 году поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
На новом этапе, в отличие от предыдущего, характеризующегося увеличением доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, и повышением самих тарифов, целесообразно сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг, т.к. опережающий инфляцию рост стоимости жилищно - коммунальных услуг в значительной мере связан с монополией предоставляющих их организаций.
Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в 1996 г. в сравнении с 1995 г. в 1,8 раза. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.
Анализ результатов перехода на новую систему оплаты за жилье и коммунальные услуги на территории области показал возрастание удельного веса расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг с 6 - 10% до 13 - 36%.
При оплате населением до 60% от затрат на содержание, ремонт жилья и коммунальных услуг, установленных администрацией области с ноября 1996 г., по предварительным расчетам, в субсидиях будет нуждаться 62,5% населения области.
Фактически в 1996 году, по сообщению отдельных горрайадминистраций, получили субсидии от 0,6% до 5% семей гг. Братска, Нижнеудинска, Саянска, Шелехова, Тайшетского и Нижнеилимского районов, от 10% до 15% - Киренского и Чунского районов и от 20% до 37% - Усть - Удинского, Заларинского и Зиминского районов.
Повышение тарифов на оплату жилищно - коммунальных услуг на фоне снижения уровня жизни большинства населения области, задержек с выплатой заработной платы и пенсий ведет к неуклонному росту задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг и увеличению числа неплательщиков.
Основными направлениями реформирования тарифной политики в сфере жилищно - коммунального хозяйства являются:
- увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения в пределах социальной нормы;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества этажности, расположения (угловые) и местонахождения. Оплата жилья, предоставляемого по договору найма в государственном и муниципальном жилищных фондах, должна включать не только плату за содержание и ремонт жилья, в том числе капитальный, но и плату за его наем;
- снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов за счет совершенствования системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно - коммунальном хозяйстве, развития конкурентной среды, предоставления потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, отвечающих стандартам;
- активизация системы социальной защиты населения, упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств с указанием источника финансирования каждой льготы;
- сближение нормативов потребления электрической и тепловой энергии на 1 человека по городам и районам области, устанавливаемых органами местного самоуправления, со среднеобластными нормативами за счет регулируемых дотаций из областного бюджета.
В дальнейшем в ставку оплаты жилья в качестве отдельной составляющей на договорных условиях включать отчисления на страхование жилищного фонда.
Наниматели и собственники жилых помещений, имеющие второе жилье, отвечающее всем требованиям социальной нормы, качества и благоустройства, должны оплачивать его содержание, обслуживание и предоставление коммунальных услуг в полном размере.
В целях упорядочения оплаты и снижения затрат необходимо внедрить помимо приборов индивидуального учета и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов, автоматизированные системы сбора и обработки информации.
Повышение доли затрат на содержание жилья и предоставление коммунальных услуг, оплачиваемой населением, должно сопровождаться созданием стимулов снижения этих затрат посредством:
- повсеместного внедрения индивидуальных приборов регулирования и учета воды, газа и других энергоресурсов;
- заключения договоров между управляющей организацией и организациями, предоставляющими жилищно - коммунальные услуги, на конкурсной основе;
- согласования тарифов при отсутствии альтернативных конкурирующих организаций, а также при заключении договоров между управляющей организацией и организациями - естественными монополиями.
Тарифы устанавливать на основе анализа соответствия деятельности организаций жилищно - коммунального хозяйства нормативам и стандартам, характеризующим эффективную и ресурсосберегающую работу хозяйствующих субъектов (численность работающих в процентах к численности населения, затраты на единицу услуги в сравнении с аналогичными организациями, структура затрат и другие).
Определение прибыли, включаемой в тарифы, производить исходя из расчета экономически обоснованной потребности, достаточной для эффективной деятельности, необходимой для развития отрасли и гарантии качества обслуживания, но не более предельного уровня рентабельности, установленного областной администрацией. При этом на период до завершения перехода к новой системе оплаты населением жилья и коммунальных услуг сохранить сложившуюся практику компенсации неперекрываемых средств предприятий коммунального хозяйства от оказания услуг по льготным тарифам, устанавливаемым для населения.
В качестве исходной базы для определения тарифов на услуги водопровода и канализации должна служить себестоимость отпущенной воды, отвода сточной жидкости и прибыль. При этом себестоимость услуг рассчитывать в соответствии с нормативно - правовыми актами. Прибыль учитывать в размере, необходимом для обеспечения нормальной деятельности водопроводно - канализационных предприятий и гарантий качества предоставления услуг, но не более предельного уровня рентабельности, установленного администрацией области.
Для предприятий - перепродавцов (производящих перепродажу купленных воды и стоков) рентабельность определять отнесением суммы прибыли к себестоимости без учета стоимости покупной воды и стоков.
Продолжить регулирование цен на топливо твердое, топливо печное, бытовое и керосин, реализуемые населению в пределах норм, путем установления администрациями городов и районов фиксированных цен в зависимости от размера, компенсации затрат из бюджета организациям, осуществляющим реализацию топлива.
Продолжить регулирование цен на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд, путем индексации цен.
Применять меры социальной защиты граждан предоставлением им компенсаций при оплате жилья и коммунальных услуг (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг). Социальные нормативы основывать на федеральном стандарте, скорректированном в области на региональные климатические особенности.
Переход на новые условия оплаты за услуги жилищно - коммунального хозяйства осуществлять постепенно, по мере:
- совершенствования системы управления, эксплуатации и контроля;
- демонополизации жилищно - коммунального хозяйства и создания условий для конкуренции в целях снижения издержек и повышения качества обслуживания населения;
- обеспечения условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- обеспечения технических условий ведения учета расхода тепла, воды, газа и других энергоресурсов внедрением приборов индивидуального учета;
- компьютеризации при формировании базы данных по имеющейся жилой площади и доходам населения;
- роста реальных доходов населения, достижения соответствия минимального уровня оплаты труда прожиточному минимуму в целях социальной защиты населения;
- введения на территории области в 1998 году лимитов потребления тепловой и электрической энергии (в натуральном и стоимостном выражении) областными учреждениями, содержание которых финансируется из областного бюджета, согласно распоряжению первого заместителя главы администрации области от 20.01.1998 № 26-рз.

В агропромышленном комплексе

Действующие закупочные цены не обеспечивают рентабельное ведение сельскохозяйственного производства. В целом по области себестоимость продукции сельского хозяйства в 1997 году превышает цены реализации: молока - в 1,7; крупного рогатого скота - в 3,9; свиней - в 1,4; овец - в 3,4; птицы - в 1,15 раза. Ожидается, что по итогам 1997 года около 88% предприятий аграрного сектора получат убытки, для сокращения которых необходима государственная поддержка.
Бюджетом области на 1997 год предусматривалось финансирование закупок для регионального фонда зерна в сумме 67,7 млрд. руб., расходы на покрытие переходящей задолженности по фонду зерна - 19,3 млрд. рублей.
Средства фонда направлялись на формирование неснижаемого запаса продовольственного зерна и продовольствия первой необходимости и на оплату хранения этого запаса, т.е. в области регулировался порядок размещения и исполнения заказов на их закупку, формирование, управление и контроль за использованием выделенных средств, существовала гарантия обеспеченности сырьем производства хлеба.
Ценовая политика в агропромышленном комплексе предусматривает применение свободных рыночных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения, с переходом к гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в региональный продовольственный фонд, финансовым обеспечением этих цен в сочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и взвешенной протекционистской политикой, усилением ориентации на предприятия, эффективно использующие ресурсы, повышением форвардных и фьючерсных контрактов.
Претворение в жизнь политики цен в агропромышленном комплексе осуществлять сочетанием прямого государственного регулирования и косвенного влияния, включая:
- продолжение практики предоставления льгот по налогообложению, кредитованию;
- осуществление мер по упорядочению экономических отношений между сельскими товаропроизводителями, заготовительными, перерабатывающими предприятиями и торговлей путем их интеграции в объединения, агрофирмы, совместные предприятия на взаимовыгодной основе, на принципах долевого участия по конечному результату финансовой деятельности; оценки реального вклада всех участников производства и установления цен реализации конечной продукции путем применения нормативных коэффициентов соотношений между стоимостью сельскохозяйственного сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, поставляемой для государственных нужд;
- сохранение дифференцированных тарифов на электрическую и тепловую энергию сельским товаропроизводителям в соответствии с Законом Иркутской области "Об электроэнергетической системе и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории области" (от 11.04.1995 № 98);
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Закон Иркутской области от 11.04.1995 № 98 утратил силу с 18.07.2002 в связи с принятием Закона Иркутской области от 05.07.2002 № 30-оз.
   ------------------------------------------------------------------

- государственную поддержку путем финансирования из средств областного бюджета и внебюджетных источников региональных целевых программ для соблюдения ценового паритета и создания равных условий хозяйствования с предприятиями других отраслей народного хозяйства;
- финансирование страхования посевов сельскохозяйственных культур;
- введение залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией;
- содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в сбыте продукции, ослабление монопольного положения заготовительных, посреднических и перерабатывающих структур; создание сети заготовительных организаций для закупок сельскохозяйственной продукции у населения;
- расширение применения лизинга, товарного кредита и субсидий на приобретение современной техники, научно - технической продукции, удобрений, нефтепродуктов, племенного скота, посадочного материала и семян.

На потребительском рынке

Объем реализации в постоянных ценах в 1997 г. по сравнению с 1996 г. уменьшился и составил по продовольственным товарам 98%, по непродовольственным - 92%. В то же время продолжается тенденция к росту потребительских цен в области. За 1997 год их рост на товары и платные услуги населению составил 109,06%, в том числе на продовольственные товары - 106,43%, непродовольственные товары - 106,20%, платные услуги - 126,01%. Индекс изменения цен на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1, 2 сортов составил 94,21%.
Положительное влияние на сдерживание роста цен оказало их государственное регулирование, осуществляемое на основании распоряжения первого заместителя главы администрации области от 20.06.1995 № 457-рз "О расчетах за сырье и продовольствие, поставляемое для региональных нужд".
При уменьшении темпов роста розничных цен на хлебобулочные изделия рентабельность предприятий мукомольной промышленности, по которым осуществлялось государственное регулирование цен, остается высокой, финансовое состояние - стабильным (Иркутский комбинат хлебопродуктов в 1994 - 15,4%; 1995 - 24,7%; 1996 - 36,7%; 9 месяцев 1997 года - 50%; Тайшетский комбинат хлебопродуктов соответственно: 20,1%; 22,4%; 8,9%; 21%).
В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности организаций торговли и бытового обслуживания в рыночных условиях необходимо продолжить применение свободного формирования цен на товары народного потребления и бытовые услуги.
Для социальной защиты населения сохранить прямое государственное регулирование цен и тарифов:
- в сфере торговли предельными торговыми надбавками (наценками) на:
основные продовольственные товары, производимые из сырья, закупаемого в региональный продовольственный фонд,
продукцию общественного питания при учреждениях образования,
лекарственные средства и изделия медицинского назначения для сдерживания цен и влияния на состояние рынка лекарств в области;
- в сфере бытовых услуг - регулирование цен на ритуальные услуги, гарантированные населению Законом РФ "О погребении и похоронном деле" на безвозмездной основе;
- установлением фиксированных и (или) предельных цен на платные социальные услуги, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" и от 24.06.1996 № 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами", государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Применять косвенные методы государственного регулирования цен:
выдачей бюджетных ссуд предприятиям легкой и пищевой промышленности, включая малую переработку в сельском хозяйстве, для целевых программ, способствующих улучшению качества производимых товаров и снижению их себестоимости, при согласовании цен с администрацией области;
проведением государственных закупок продовольствия для области на конкурсной основе.

На продукцию предприятий, находящихся в
муниципальной, а также в областной собственности

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 № 154-ФЗ регулирование цен (тарифов) на продукцию предприятий, находящихся в муниципальной собственности, осуществлять органам местного самоуправления прямыми и косвенными методами регулирования (кроме перечня продукции товаров и услуг, цены на которые устанавливаются органами субъектов РФ).
На продукцию и услуги предприятий областной формы собственности регулирование цен и тарифов осуществлять в порядке, определяемом администрацией области.

Заместитель главы
администрации области
Ю.А.БЕРЕЗУТСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru