ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Иркутской области от 08.12.1997 № 374-п
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА 1998 - 2000 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 1997 г. № 374-п
ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО МЕДИЦИНСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
НА 1998 - 2000 ГОДЫ
В целях реализации системы неотложных мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей-инвалидов, усиления государственной поддержки, совершенствования адресной социальной защиты и обеспечения гарантий в реабилитации и адаптации детей-инвалидов, учитывая положения президентской Программы, утвержденной Указом Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 "О президентской программе Дети России", Программы социальных реформ в РФ на период 1996 - 2000 годов (приложение к постановлению Правительства РФ от 26.02.1997 № 222), Федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" на 1998 - 2000 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1207 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ на 1998 - 2000 годы", руководствуясь п. 2 ст. 37 Устава области, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную программу неотложных мер по медицинской и социальной реабилитации детей-инвалидов на 1998 - 2000 годы (далее - Программа).
2. Комитету по экономике администрации области (Золкина Н.А.), Главному финансовому управлению администрации области (Козлов А.А.) при формировании областного бюджета на 1998 и последующие годы предусматривать расходы на реализацию мероприятий Программы, расходы на реализацию Программы в 1998 году предусмотреть в сумме 7 млн. (семь миллионов) рублей.
3. Определить государственным заказчиком Программы Управление социальной защиты населения администрации области (Родионов В.А.).
4. Контроль за реализацией Программы возложить на заместителя главы администрации области Матиенко В.А.
Губернатор
Иркутской области
Б.А.ГОВОРИН
Приложение 1
к постановлению
губернатора области
от 8 декабря 1997 года
№ 374-п
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО МЕДИЦИНСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
НА 1998 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО МЕДИЦИНСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
НА 1998 - 2000 ГОДЫ
-------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование программы ¦Областная программа неотложных мер по ¦
¦ ¦медицинской и социальной реабилитации ¦
¦ ¦детей-инвалидов ¦
¦ ¦ ¦
¦Государственный заказ- ¦Управление социальной защиты населения ¦
¦чик программы ¦администрации Иркутской области ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные разработчики ¦Управление социальной защиты населения ¦
¦программы ¦администрации области ¦
¦ ¦Комитет здравоохранения администрации ¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦Главное управление общего и профессио- ¦
¦ ¦нального образования администрации ¦
¦ ¦области ¦
¦Цели и задачи программы,¦ ¦
¦важнейшие целевые ¦Повышение эффективности профилактики ¦
¦показатели ¦детской инвалидности; ¦
¦ ¦оснащение учреждений медико-социальной ¦
¦ ¦реабилитации детей-инвалидов ¦
¦ ¦средствами реабилитации; ¦
¦ ¦проведение научно-исследовательских и ¦
¦ ¦опытно-экспериментальных работ по ¦
¦ ¦созданию технических приспособлений для ¦
¦ ¦детей с отклонениями в развитии; ¦
¦ ¦научно-методическое и информационное ¦
¦ ¦обеспечение решения проблем детей - ¦
¦ ¦инвалидов; ¦
¦ ¦оснащение предприятий оборудованием для ¦
¦ ¦проведения ортезирования детей; ¦
¦ ¦реконструкция социально-реабилитацион- ¦
¦ ¦ных центров для детей-инвалидов; ¦
¦ ¦организация подготовки и повышения ¦
¦ ¦квалификации кадров, работающих с ¦
¦ ¦детьми-инвалидами; ¦
¦ ¦проведение оздоровительной работы и ¦
¦ ¦культурно-массовых мероприятий с детьми ¦
¦ ¦- инвалидами; ¦
¦Исполнители основных ¦ ¦
¦мероприятий программы ¦Управление социальной защиты населения ¦
¦ ¦администрации области ¦
¦ ¦Комитет здравоохранения администрации ¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦Главное управление общего и профессио- ¦
¦ ¦нального образования администрации ¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦Областные государственные и муниципаль- ¦
¦ ¦ные реабилитационные центры ¦
¦ ¦Областные общественные организации ¦
¦Объемы и источники ¦родителей детей-инвалидов ¦
¦финансирования программы¦ ¦
¦ ¦1998 г. - 7000,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦1999 г. - 7835,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2000 г. - 11697,0 тыс. рублей; ¦
¦Ожидаемые конечные ¦из средств областного бюджета ¦
¦результаты реабилитации ¦(с учетом деноминации с 01.01.1998) ¦
¦программы ¦ ¦
¦ ¦Уменьшение степени риска рождения детей ¦
¦ ¦с врожденными и наследственными ¦
¦ ¦заболеваниями, детей-инвалидов и детей с¦
¦ ¦различными функциональными нарушениями ¦
¦ ¦приводящими к инвалидности; ¦
¦ ¦снижение инвалидности детского возраста ¦
¦ ¦от тяжелых заболеваний и травм, создание¦
¦ ¦предпосылок к обеспечению разных ¦
¦ ¦возможностей для детей с отклонениями в ¦
¦Система контроля за ¦развитии и интеграции их в общество ¦
¦исполнением программы ¦здоровых сверстников ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Управление социальной защиты населения ¦
¦ ¦администрации области совместно с ¦
¦ ¦Комитетом по экономике администрации ¦
¦ ¦области, Главным финансовым управлением ¦
¦ ¦администрации области ¦
L------------------------+-----------------------------------------
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Разработка и реализация социальной политики и прогнозирование социально-экономического развития региона невозможны без учета и анализа особенностей различных групп населения, проживающих на территории области.
Особенно остро сегодня стоит проблема социальной защиты семей, имеющих детей-инвалидов. Такие семьи, имея низкие адаптационные способности, оказались как бы "за бортом" в общем потоке реформ и за чертой бедности.
Актуальность проблемы прежде всего обусловлена устойчивой тенденцией роста числа детей-инвалидов.
В Иркутской области численность детей-инвалидов до 16 лет, получающих социальную пенсию в органах социальной защиты населения, составляет:
-----------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦ На начало года ¦1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г.¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦ 5326 ¦ 6897 ¦ 7689 ¦ 9419 ¦ 9072 ¦ 9614 ¦
L----------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
За последние 5 лет число получателей пенсий увеличилось в 1,8 раза.
По данным Комитета здравоохранения в области проживает не менее 20 тысяч детей-инвалидов. Вместе с тем, значительное количество детей имеют дефекты умственного и физического развития, они в настоящий момент не признаны инвалидами, но требуют специальных условий обучения и воспитания.
В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в 2 раза. В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тыс. детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в 2 раза больше: по расчетам Всемирной организации здравоохранения их должно насчитываться около 900 тысяч.
Показатель на 10 тыс. детского населения в целом по РФ составил - 115,5, в Иркутской области - 123,8, Красноярском крае - 116,9, в Читинской области - 95,7.
Суровый климат в сочетании с повышенным уровнем загрязнения окружающей среды приводит к значительному увеличению заболеваемости населения области.
Крайне негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья не могут не сказаться и на уровне инвалидности населения. Известно, что уровень ее на 10 - 15% определяется состоянием окружающей среды.
Особого внимания заслуживает проблема загрязнения среды обитания человека диоксинами. Диоксины и диоксиноподобные вещества представляют чрезвычайно опасную угрозу для здоровья человека и его биологической сохранности как вида.
Исследованиями установлено, что чем выше заболеваемость в административной территории, тем выше инвалидность. На этот показатель существенное влияние оказывают уровень и качество лечебно-профилактической помощи. Одной из причин инвалидности является неправильный или несвоевременно установленный диагноз. Решающую роль в возникновении инвалидности играет хроническое течение заболевания.
Ведущими причинами инвалидности у детей и подростков по-прежнему остаются нервно-психические заболевания. Онкологические, иммунопатологические, эндокринологические, гематологические, генетические и ряд соматических расстройств, в т.ч. нарушения питания, составляют основную группу заболеваний, приводящих к инвалидности.
По-прежнему среди причин, сопутствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются: ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, неблагоприятные условия труда женщин детородного возраста, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, патология периода новорожденности, низкая эффективность диспансерного наблюдения детей с хроническими заболеваниями, а также низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, не позволяющий проводить своевременное скринирование наследственных заболеваний, низкая активность в проведении массовой иммунизации детей против инфекционных заболеваний, нарушение календаря профилактических прививок и отсутствие возможностей для здорового образа жизни.
Вместе с тем неконтролируемый, самостоятельный труд детей, особенно в городах, связан с нервно-психическими и физическими перегрузками и весьма опасен для здоровья растущего организма.
Стержнем социальной политики по отношению к детям с ограниченными возможностями является реабилитационное направление на основе формирования психофизиологического, образовательного и социального потенциала личности ребенка-инвалида.
В целях улучшения положения детей-инвалидов в области была разработана в рамках программы "Дети Приангарья" и утверждена постановлением главы администрации области от 03.03.1995 № 17 "Программа неотложных мер по медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями" на период 1995 - 1997 годы.
Программа предусматривала создание эффективной системы профилактики детской инвалидности и реабилитации детей-инвалидов. Реализация мероприятий программы в этом направлении сыграла решающую положительную роль.
В 1995 - 1996 гг. в рамках Программы в системе социальной защиты населения были созданы 2 областных реабилитационный центра для детей-инвалидов. Данные центры являются базовыми и опорно-экспериментальными учреждениями.
В настоящее время в системе социальной защиты населения в городах и районах области функционируют 10 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Главной задачей центров системы социальной защиты являются реабилитационные мероприятия, способствующие физическому и умственному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями.
В рамках федеральной целевой программы "Дети-инвалиды", президентской программы "Дети России" по линии Министерства труда и социального развития РФ получено современное отечественное и импортное оборудование, автотранспорт на сумму более одного миллиарда рублей.
Главными проблемами областных реабилитационных центров в настоящий момент является отсутствие должного приоритета и режима финансирования деятельности учреждений, а также невозможность получить в г. Иркутске соответствующие помещения для размещения центров.
В 1995 г. Программа была профинансирована из областного бюджета в объеме: 4953,6 млн. рублей, что составило 100%.
В 1996 г. из областного бюджета на реализацию Программы было запланировано 7500,0 млн. рублей, фактически были выделены векселя АО "Иркутскэнерго" на сумму 3094,0 млн. руб., что составило 41% запланированной суммы.
По состоянию на 01.11.1997 Программа не финансировалась. К сожалению, неудовлетворительное финансирование Программы значительно снижает эффективность мероприятий по профилактике инвалидности, созданию системы реабилитации и улучшению жизни детей с ограниченными возможностями и их семей.
В контексте преобразований, проводимых в системе социальной защиты населения с целью улучшения положения семей с детьми-инвалидами, считаем необходимым и первоочередным.
1. Главное направление совершенствования системы социальной помощи - более точный учет потребностей различных категорий семей на основе расширения государственной статистической информации и разработка дифференцированных и адресных форм социальной защиты.
2. Введение в штат детских поликлиник должности социального работника по работе с семьями, имеющими детей-инвалидов.
3. Создание в территориальных органах социальной защиты населения банка данных о детях-инвалидах и ежегодное проведение анализа полученной информации.
4. Разработка и реализация территориальных программ "Дети-инвалиды".
5. Создание в городах и районах области реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.
6. Создание системы подготовки специалистов по различным аспектам проблемы инвалидности.
7. Уделять особое внимание вопросам финансового обеспечения реабилитационных центров.
Таким образом, актуальность данной проблемы требует рассмотрения комплекса вопросов на уровне администрации области и утверждение областной целевой Программы неотложных мер по медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями на период 1998 - 2000 годы.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- уменьшить степень риска рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками развития, ведущими к инвалидности;
- повысить эффективность реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, интеграции их в общество.
СМЕТА
ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ НЕОТЛОЖНЫХ
МЕР ПО МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА 1998 - 2000 ГОДЫ
<*> Финансирование осуществляется из средств областного бюджета по статье "Средства массовой информации".
<**> Финансирование осуществляется в пределах средств из областного бюджета по статье "Подготовка кадров".
Заместитель главы администрации
В.А.МАТИЕНКО
Начальник Управления социальной защиты
населения администрации области
В.А.РОДИОНОВ
Председатель Комитета здравоохранения
администрации области
Г.И.ГУБИН
И.о. начальника Главного управления
общего и профессионального
образования администрации области
А.К.КОСТИН