Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Иркутской области от 19.12.1996 № 442-п
"О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ИРСЭМ)")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления губернатора Иркутской области от 10.06.2003 № 334-п.



ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 1996 г. № 442-п

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с п. 1 (д) ст. 72 Конституции Российской Федерации, руководствуясь п. 2 ст. 5 Устава Иркутской области, постановляю:

1. Утвердить Временное положение о территориальной системе экологического мониторинга Иркутской области (ИРСЭМ) (прилагается).

2. Комитету по экономике администрации области (Иргл А.И.), Главному финансовому управлению области (Иванов В.И.) предусмотреть в бюджете областного внебюджетного экологического фонда на 1997 год ассигнования для финансирования мероприятий программы "Организация и внедрение территориальной системы экологического мониторинга Иркутской области".

3. Комитету по связям с общественными организациями, партиями и средствами массовой информации администрации области (Дамешек Л.М.) опубликовать информацию о Временном положении в средствах массовой информации.

4. Контроль за применением вышеутвержденного Временного положения возложить на председателя областного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Удодова Ю.Н.

Ю.А.НОЖИКОВ





Утверждено
постановлением
губернатора области
от 19 декабря 1996 года
№ 442-п

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
(ИРСЭМ)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее временное Положение устанавливает общие требования к организации и проведению работ по экологическому мониторингу в территориальной системе экологического мониторинга Иркутской области (ИРСЭМ) как составной части Единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации (ЕГСЭМ).
1.2. Создание и функционирование ИРСЭМ основывается на принципах, правилах, нормах и положениях ЕГСЭМ.
1.3. Настоящее временное Положение обязательно для всех организаций и предприятий, находящихся на территории Иркутской области и входящих в ИРСЭМ, независимо от их ведомственной принадлежности.
1.4. Настоящее временное Положение будет корректироваться в соответствии с изменениями в ведомствах, задействованных в ИРСЭМ. После принятия Правительством Российской Федерации Положения о Единой государственной системе экологического мониторинга настоящее Временное положение приводится в соответствие с ним.
1.5. В рамках ИРСЭМ обеспечивается выполнение территориальных, федеральных и международных программ экологического мониторинга.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Экологический мониторинг - это проводимая по определенной программе система наблюдений за изменениями в природных средах и экосистемах, антропогенными воздействиями и их источниками, оценка их состояния и прогноз их изменения,
2.2. Объекты экологического мониторинга - источники антропогенного воздействия, природные среды, природные ресурсы, биота, экосистемы, здоровье населения.
2.3. Система экологического мониторинга - распределенная структура, осуществляющая информационную поддержку процессов управления экологической обстановкой.
2.4. Подсистема ИРСЭМ - составная часть ИРСЭМ, функционирующая на ограниченной территории или относительно отдельных объектов экологического мониторинга.
2.5. Экологическая обстановка - совокупность условий и факторов абиотического, биотического и антропогенного происхождения, определяющих состояние и процессы в окружающей природной среде.
2.6. Наблюдения за экологической обстановкой - процесс получения опытным путем первичной информации для характеристики экологической обстановки и построения ее информационного портрета.
2.7. Контроль экологической обстановки - наблюдения за уровнем соответствия полученных опытным и расчетными путями показателей, характеризующих экологическую обстановку, заранее установленным критериям и нормативам.
2.8. Информационный портрет экологической обстановки - совокупность нанесенных на картооснову пространственно распределенных данных, характеризующих экологическую обстановку на определенной территории.
2.9. Единая государственная система экологического мониторинга - располагающая собственными правилами процедуры и управления система экологического мониторинга, обеспечивающая комплексную поддержку управления экологической обстановкой на территории России и использующая для этого данные, получаемые ведомственными системами, службами, сетями, осуществляющими мониторинг отдельных объектов.
2.10. ФИАЦ - федеральный информационно-аналитический центр ЕГСЭМ.
2.11. РИАЦ - региональный информационно-аналитический центр ЕГСЭМ.
2.12. Аккредитация - официальное признание правомочий организации, учреждения, предприятия осуществлять какую-либо деятельность в ЕГСЭМ.
2.13. Мониторинг источников воздействия (мониторинг эмиссий) - это наблюдения и их использование для определения и/или изучения воздействия определенного источника или вида деятельности, проводящегося, как правило, на границах технологических барьеров, за пределами которых уже нет возможности влиять на поступление в окружающую среду загрязняющих веществ или других видов воздействия (акустических, электромагнитных, ионизирующих излучений, тепловой энергии и т.д.).
2.14. Мониторинг воздействия на природную среду, связанный с контролем влияния источников (импактный мониторинг), - это наблюдения, оценка и прогнозирование изменений в объектах экологического мониторинга, обусловленных определенным источником воздействия или видом антропогенной деятельности. Импактный мониторинг проводится в пределах территории, на которой имеется возможность выделить вклад воздействия конкретного источника из суммарного воздействия всей совокупности источников.
Основной задачей этого вида мониторинга является контроль за соблюдением экологических стандартов, норм и правил для определенного источника воздействия или вида деятельности.
2.15. Мониторинг воздействия на природную среду, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона), - это наблюдения, оценка и прогноз состояния в объектах экологического мониторинга, а также антропогенных воздействий на них от всей совокупности действующих источников или видов деятельности без гарантированного выделения вклада в это воздействие какого-либо источника или вида деятельности.
Основная задача этого вида мониторинга - оценка и анализ фонового состояния и изменения окружающей среды.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИРСЭМ

3.1. Основная цель ИРСЭМ - информационное обеспечение органов государственного управления областного и федерального уровней в вопросах охраны окружающей природной среды и сохранения благоприятной для жизнедеятельности человека среды обитания на основе системы наблюдений, сбора, хранения и анализа экологической информации.
3.2. Основными задачами ИРСЭМ являются:
- своевременное и достоверное выявление зон возможного экологического неблагополучия и доведение этой информации до заинтересованных потребителей для выработки долгосрочных и экстренных мер по обеспечению экологической безопасности Иркутской области;
- организация и обеспечение информационных потоков в базу данных ИРСЭМ, включая получение, обработку, хранение и обобщение информации об экологической обстановке;
- обеспечение информационной поддержки приоритетных для Иркутской области конкретных задач управления экологической обстановкой, определяемых территориальными и федеральными программами, международными обязательствами Российской Федерации;
- обеспечение граждан и организаций информацией об экологической обстановке в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";
- развитие ИРСЭМ, включая совершенствование всех видов обеспечения ее функционирования;
- обеспечение эффективного информационного сопряжения ИРСЭМ с другими государственными информационными системами;
- реализация научно-технической политики ЕГСЭМ в области обеспечения информационной поддержки управления экологической обстановкой.

4. ФУНКЦИИ ИРСЭМ

4.1. Основные функции ИРСЭМ:
- разработка и выполнение программ и проектов, в том числе международных, по экологическому мониторингу и экологической безопасности;
- организация наблюдений и проведение измерений показателей, характеризующих состояние окружающей природной среды, источников антропогенного воздействия, состояния биоты и экосистем, среды обитания человека;
- обеспечение достоверности, полноты и сопоставимости измерений и оценок показателей;
- организация системы информационных потоков;
- организация и ведение специализированных банков данных;
- информационное обеспечение долгосрочного и оперативного управления состоянием окружающей природной среды, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение населения экологической информацией в соответствии с существующим законодательством.
4.2. ИРСЭМ формируется на трех основных организационных уровнях: федеральном, территориальном, локальном.
4.2.1. Функции ИРСЭМ на локальном уровне.
Локальный уровень является основным системообразующим элементом ИРСЭМ и включает системы мониторинга на уровне природопользователей и ведомственные системы мониторинга.
Функции ИРСЭМ на локальном уровне:
- получение и сопоставление данных о состоянии окружающей природной среды и источниках антропогенного воздействия, их выбросах, сбросах и отходах, создание банков экологических данных для информационного обеспечения природоохранной деятельности;
- передача информации на территориальный уровень.
4.2.2. Функции ИРСЭМ на территориальном (областном) уровне:
- сбор и анализ данных различных ведомств о влиянии антропогенных источников на природную среду, природные ресурсы, растительный и животный мир, экосистемы и население;
- информационная поддержка формирования экологической политики территории, включая средства накопления, передачу, хранение и переработку информации;
- обобщение информации для обеспечения банка данных федерального уровня ЕГСЭМ;
- информирование населения об экологической обстановке и тенденциях ее изменения.
4.2.3. Функции ИРСЭМ на федеральном уровне:
- информационное обеспечение управления в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, осуществляемого федеральными органами исполнительной и представительной власти.

5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИРСЭМ

5.1. ИРСЭМ создается на основе базовых функциональных и специализированных систем существующих государственных и ведомственных служб мониторинга состояния окружающей среды, источников антропогенного воздействия, состояния биоты, экосистем, среды обитания человека.
5.2. ИРСЭМ функционирует на базе скоординированных правовых, организационных, методологических и метрологических механизмов взаимодействия подсистем мониторинга.
5.3. В рамках ИРСЭМ осуществляется:
- мониторинг источников воздействия или мониторинг эмиссий субстанций;
- мониторинг воздействия на природную среду, связанный с контролем влияния источника (импактный мониторинг);
- мониторинг состояния природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона).
5.4. Основными объектами экологического мониторинга ИРСЭМ являются:
- атмосферный воздух;
- вода;
- почвы;
- геологическая среда и минерально-сырьевые ресурсы;
- растительность;
- животный мир;
- экосистемы, в том числе озеро Байкал;
- здоровье населения;
- антропогенные источники загрязнения природной среды и изъятия природных ресурсов.
5.5. В структуру ИРСЭМ входят:
- Управление территориальной системы экологического мониторинга;
- Интегрированная лабораторная служба (ИЛС) ИРСЭМ;
- специально уполномоченные на то органы в области охраны природы в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды".
5.5.1. Управление территориальной системой экологического мониторинга является структурным подразделением Государственного комитета по охране окружающей среды Иркутской области и осуществляет следующие функции:
- определяет и уточняет цели и задачи экологического мониторинга;
- устанавливает и согласует с центральным органом ЕГСЭМ основные принципы, правила и развернутую структуру ИРСЭМ;
- формирует, утверждает и представляет на регистрацию в центральный орган ЕГСЭМ программы экологического мониторинга, а также контролирует выполнение программ;
- обеспечивает взаимодействе ИРСЭМ со специально уполномоченными на то органами в области охраны природы и подразделениями природопользователей;
- обеспечивает расширение функциональных возможностей ИРСЭМ;
- взаимодействует по всем вопросам с центральным органом ЕГСЭМ и другими системами экологического мониторинга;
- организует методологическое и правовое обеспечение функционирования ИРСЭМ.
5.5.2. В структуру Управления территориальной системой экологического мониторинга входят Региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ) и Геоинформационный центр (ГИЦ).
5.5.3. Деятельность РИАЦ регламентируется "Положением о Региональном информационно-аналитическом центре", утверждаемым председателем Государственного комитета по охране окружающей среды Иркутской области.
5.5.4. РИАЦ осуществляет следующие функции:
- создание и ведение баз и банков обобщенной экологической информации на территориальном уровне;
- информационное и программно-математическое обеспечение экологического мониторинга;
- организация и обеспечение информационного взаимодействия со всеми средствами и системами наблюдения и контроля в пределах области, с ФИАЦ и абонентами ИРСЭМ;
- анализ и прогнозирование экологической обстановки на территории;
- выявление и прогнозирование появления зон экологического неблагополучия и бедствий;
- выявление и прогнозирование обстановки и экологических последствий при возникновении техногенных аварий и катастроф;
- подготовка ежегодных аналитических обзоров экологической обстановки на территории Иркутской области.
5.5.5. ГИЦ осуществляет следующие функции:
- разработка электронного картографического представления экологической информации;
- анализ экологической информации с помощью ГИС-технологий.
5.5.6. Интегрированная лабораторная служба ИРСЭМ (ИЛС ИРСЭМ) обеспечивает единство измерений в рамках ИРСЭМ в соответствии с распределением функций ЕГСЭМ (постановление Правительства РФ от 24.11.1993 № 1229). В интегрированную лабораторную службу ИЛС ИРСЭМ входят:
- базовая организация метрологической службы (БОМС) Государственного комитета по охране окружающей среды Иркутской области;
- специализированные инспекции аналитического контроля (СИГЭКА) Государственного комитета по охране окружающей среды Иркутской области;
- аналитические службы специально уполномоченных органов в области охраны природы;
- производственные лаборатории природопользователей;
- лаборатории других организаций, которые могут привлекаться для аналитического обслуживания ИРСЭМ.
5.5.7. ИЛС выполняет функции контроля качества данных в ИРСЭМ, а именно:
- координирует разработки, унификацию и стандартизацию методик мониторинга и аппаратурно-технических средств, реализующих эти методики;
- обеспечивает функционирование единой системы внешнего контроля качества аналитических работ;
- осуществляет научно-методическое и организационное руководство обеспечением качества данных;
- проводит аккредитацию и аттестацию участников ИЛС;
- организует метрологическое обеспечение экологического мониторинга.
5.5.8. Государственный комитет по охране окружающей среды Иркутской области осуществляет координацию согласованной деятельности территориальных базовых функциональных и специализированных подсистем экологического мониторинга в рамках функционирования ИЛС.
5.5.9. Деятельность ИЛС регламентируется "Положением об интегрированной лабораторной службе ИРСЭМ", которое согласовывается со специально уполномоченными органами в области охраны природы и утверждается председателем Государственного комитета по охране окружающей среды Иркутской области.
5.5.10. В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25.11.1993 № 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга России" участниками ИРСЭМ являются следующие органы:
- Государственный комитет по охране окружающей среды Иркутской области;
- Ангаро-Байкальское бассейновое водохозяйственное управление (АББВУ);
- Иркутское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ИУГМС);
- Иркутская инспекция по радиационной безопасности Сибирского округа Госатомнадзора РФ;
- Иркутская областная инспекция рыбоохраны;
- Иркутское управление лесами;
- Комитет по земельным ресурсам и землеустройству;
- Комитет по геологии и использованию недр Иркутской области;
- Центр Госсанэпиднадзора в Иркутской области.
5.5.11. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.11.1993 № 1229 ответственность за организацию и ведение мониторинга нижеследующих объектов, несут следующие организации и ведомства:

Объект мониторинга Ответственные за организацию и ведение
мониторинга

Атмосферный воздух Иркутское территориальное управление по
гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (ИУГМС)

Поверхностные воды ИУГМС

Подземные воды Комитет по геологии и использованию недр
Иркутской области;
ГГП "Иркутскгеология"

Почвы ИУГМС;
Областной агрохимический центр
"Иркутский"

Земельный покров Областной комитет по земельным ресурсам и
землеустройству;
Гипрозем

Геологическая среда Комитет по геологии и использованию недр
Иркутской области;
ГГП "Иркутскгеология"

Растительность Госкомитет по охране окружающей среды
Иркутской области;
Иркутское управление лесами;
Иркутская областная станция защиты
растений

Животный мир Госкомитет по охране окружающей среды
Иркутской области;
Управление по охране и рациональному
использованию охотничьих ресурсов
Иркутской области;
Управление ветеринарии администрации
Иркутской области

Ландшафты и экосистемы Восточно-Сибирское аэрогеодезическое
предприятие № 1 (ВостСиб АГП № 1);
Госкомитет по охране окружающей среды
Иркутской области

Озеро Байкал Природопользователи;
Все специально уполномоченные органы в
области охраны природы

Особо охраняемые Администрации особо охраняемых
природные территории и территорий;
объекты Все специально уполномоченные органы в
области охраны природы

Чрезвычайные ситуации Комиссия по чрезвычайным ситуациям при
с экологическими администрации Иркутской области
последствиями

Антропогенные
источники:

Выбросы загрязняющих Природопользователи;
веществ в атмосферный Госкомитет по охране окружающей среды
воздух Иркутской области

Сбросы загрязняющих Природопользователи;
веществ в Госкомитет по охране окружающей среды
поверхностные воды Иркутской области;
АББВУ

Места хранения и Природопользователи;
размещения отходов Госкомитет по охране окружающей среды
Иркутской области

Социально - Центр Госсанэпиднадзора в Иркутской
гигиенический области;
мониторинг Управление госинспекции по заготовкам и
качеству продукции по Иркутской области

5.5.12. ИРСЭМ является системой, открытой для включения в нее новых объектов, блоков и элементов экологического мониторинга.

6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИРСЭМ

6.1. Обобщение информации ИРСЭМ осуществляется региональным информационно-аналитическим центром (РИАЦ) - составной частью автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) "Экобезопасность России".
6.2. Информационный обмен между РИАЦ и структурными подразделениями ИРСЭМ осуществляется на основе разработанных и согласованных между собой правил и процедур обмена информацией, единых протоколов обмена, унификации на базе имеющихся в наличии телекоммуникационных систем и средств.
6.3. Информационное обеспечение ИРСЭМ должно включать в свой состав:
- данные наблюдений за экологической обстановкой;
- информационные портреты экологической обстановки;
- данные о проведении природоохранных и профилактических мероприятий;
- данные о фактах и прогнозах чрезвычайных ситуаций, характере и масштабах экологических воздействий на население и окружающую природную среду;
- нормативно-справочную информацию;
- данные по мониторингу источников воздействия на окружающую среду по результатам производственного и государственного контроля;
- дополнительную информацию для прогнозирования и разработки вариантов решений по конкретным задачам управления экологической обстановкой.
6.4. Программно-математическое обеспечение ИРСЭМ проектируется как распределенная система обработки данных, имеющая комплексы моделей оценки и прогнозирования состояния окружающей природной среды, моделей миграции и трансформации загрязняющих веществ, моделей определения источников загрязнения и других моделей, необходимость которых определяется задачами ИРСЭМ.

7. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИРСЭМ

7.1. Настоящее временное Положение является правовой базой функционирования ИРСЭМ.
7.2. Функционирование подсистем объектов экологического мониторинга, указанных в пункте 5.5.11, регламентируется соответствующими межведомственными Соглашениями о подсистемах ИРСЭМ, в которых оговариваются взаимные права и обязанности при получении, обмене и использовании информации.
7.3. Информация, получаемая ИРСЭМ, рассматривается как государственная собственность, право владения, пользования и распоряжения которой регламентируется соответствующими законами Российской Федерации.

8. УПРАВЛЕНИЕ ИРСЭМ

8.1. ИРСЭМ как составная часть ЕГСЭМ создается и деятельность ее координируется под общим руководством Государственного комитета по охране окружающей среды Иркутской области.
8.2. Вопросы согласованности действий ведомств и подразделений ИРСЭМ осуществляет Межведомственный координационный Совет Иркутской области.
8.3. В Межведомственный координационный Совет Иркутской области входят представители областной администрации, а также организации, перечисленные в пункте 5.5.11.
8.4. Основой ИРСЭМ является пакет согласованных программ мониторинга, подготовленных организациями-участниками ИРСЭМ.
8.4.1. Программы должны включать следующие этапы:
- выбор и регистрация объекта наблюдения (исследования);
- обследование состояния объекта наблюдения;
- составление информационной модели объекта наблюдения;
- планирование измерений;
- организация и проведение измерений;
- анализ и оценка состояния объекта наблюдения;
- прогнозирование динамики состояния объекта наблюдения;
- представление информации и доведение ее до потребителя.

9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИРСЭМ

9.1. Финансирование ИРСЭМ осуществляется за счет средств областного внебюджетного экологического фонда.
9.2. Объем финансирования определяется ежегодно при формировании областного внебюджетного экологического фонда.

Председатель Госкомитета
по охране окружающей среды
Иркутской области
Ю.Н.УДОДОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru