Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Иркутской области от 17.12.1996 № 55-оз
"О МЕСТНЫХ РЕФЕРЕНДУМАХ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 20.11.1996 № 5/4-ЗС)

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ЗС Иркутской области", 17.02.1997, № 5;
"Восточно - Сибирская правда", № 18, 29.01.1997


Утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 11.03.2004 № 8-оз.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования (ст. 52 данного документа)



17 декабря 1996 года № 55-оз

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О МЕСТНЫХ РЕФЕРЕНДУМАХ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
постановлением
Законодательного собрания
Иркутской области
от 20 ноября 1996 года
№ 5/4-ЗС

Настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, Уставом Иркутской области определяется порядок подготовки и проведения местных референдумов Иркутской области.

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Местный референдум - народное голосование, проводимое по наиболее важным вопросам местного значения.
Решения, принятые местным референдумом, являются общеобязательными для исполнения и могут быть отменены только местным референдумом.
Решения, принятые местным референдумом, не нуждаются в утверждении какими - либо органами государственной власти, государственными должностными лицами, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Если для реализации решений, принятых местным референдумом, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления либо должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
2. Местный консультативный референдум (местный опрос) - народное голосование, проводимое в целях выявления мнения населения по вопросам, представляющим общественный интерес.
Решения, принятые местным консультативным референдумом, носят рекомендательный характер и учитываются при принятии решений органами местного самоуправления и органами государственной власти области.

Статья 2. Правовая основа местного референдума

1. Порядок подготовки и проведения местного референдума определяется местными уставами муниципальных образований (уставами местного самоуправления), иными нормативными правовыми актами местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с принципами организации и ведения народного голосования, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом области и настоящим Законом.
2. С учетом местных особенностей нормативными правовыми актами местного самоуправления могут устанавливаться особенности подготовки и проведения местного референдума, включая определение иных сроков производства действий по подготовке и проведению местного референдума, предусмотренных настоящим Законом.
3. Если нормативными правовыми актами местного самоуправления регламентируется порядок подготовки и проведения местного референдума, местные референдумы проводятся на основе настоящего Закона.

Статья 3. Вопросы, выносимые на местный референдум

1. На местный референдум выносятся вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом и законами области, уставами муниципальных образований (уставами местного самоуправления) к ведению местного самоуправления.
На местный референдум не выносятся вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти.
Уставами муниципальных образований (уставами местного самоуправления) может определяться перечень вопросов, не подлежащих вынесению на местный референдум.
Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничить или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
2. На местный консультативный референдум выносятся любые вопросы, представляющие общественный интерес.
3. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, должна быть краткой и ясной, исключать множественность толкования вопроса и предполагать один из двух вариантов ответа: "за" или "против".

Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме

1. Правом участвовать в местном референдуме и требовать его проведения обладает каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории соответствующего муниципального образования (территории местного сообщества), достигший на день проведения голосования 18 лет.
Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории соответствующего муниципального образования (территории местного самоуправления) и временно находящийся в период подготовки и проведения местного референдума за ее пределами, обладает всей полнотой прав на участие в местном референдуме.
Нормативными правовыми актами местного самоуправления право на участие в местном референдуме может закрепляться также за гражданами, не проживающими в муниципальном образовании постоянно, но имеющими на его территории на праве собственности недвижимое имущество и уплачивающими налоги в местный бюджет.
В местном референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
2. Какие - либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и социального положения, образования, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, иных обстоятельств запрещаются.

Статья 5. Принципы участия граждан в местном референдуме

1. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно лично на равных основаниях по месту своего жительства. Передача голоса другому лицу не допускается. Каждый гражданин имеет один голос.
3. Участие в местном референдуме является добровольным и свободным. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принуждения его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Статья 6. Гласность в подготовке и проведении местного референдума

1. Подготовка и проведение местного референдума осуществляются открыто и гласно.
2. Все решения комиссий по проведению местного референдума, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, подлежат опубликованию в течение 7 дней с момента их принятия.
3. Комиссии, ответственные за подготовку и проведение местного референдума, информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, о времени и месте голосования.
На заседаниях комиссий, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями, инициативными группами граждан, зарегистрированными в соответствии с настоящим Законом, а также представители средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь документы, подтверждающие их полномочия. В случае непредъявления этими лицами указанных документов вопрос об их присутствии на заседаниях комиссий или на участках для голосования разрешается председателем соответствующей комиссии. Предварительное уведомление комиссий о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 7. Агитация по поводу местного референдума

1. Политические партии, профессиональные союзы, другие общественные объединения и граждане обладают правом свободного определения и выражения своего мнения, беспрепятственной агитации "за" или "против" назначения местного референдума, "за" или "против" предлагаемого решения по вопросу.
2. За день до дня голосования агитация запрещается. Обнародование результатов опросов общественного мнения прекращается за 10 дней до дня голосования.

Статья 8. Язык местного референдума

При подготовке и проведении местного референдума используются русский язык, как государственный язык Российской Федерации, а также по решению органа местного самоуправления иные языки, употребляемые жителями соответствующего муниципального образования.
Все решения органов местного самоуправления, касающиеся проведения местного референдума: текст (формулировка) вопроса и текст проекта нормативного правового акта, выносимого на голосование,бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах голосования, а также принятое по нему решение, - публикуются на русском и иных языках, употребляемых жителями соответствующего муниципального образования, по решению органа местного самоуправления.

Статья 9. Территория проведения местного референдума

Местный референдум проводится на всей территории соответствующего муниципального образования (территории местного сообщества).
Местный консультативный референдум (местный опрос) может проводиться на части территории муниципального образования (территории местного сообщества).

Статья 10. Финансирование проведения местного референдума

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.
2. Агитация по поводу местного референдума гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями осуществляется за счет собственных средств.
Для проведения агитации по вопросам, выносимым на местный референдум, могут привлекаться денежные средства инициативных групп по проведению местного референдума.
Для финансирования агитации запрещается использование средств иностранных граждан и организаций, бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Статья 11. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение местного референдума

1. Организация местных референдумов и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на соответствующие комиссии по проведению местного референдума.
2. При подготовке и проведении местного референдума комиссии в пределах своих полномочий, установленных настоящим Законом, нормативными правовыми актами местного самоуправления, независимы от государственных органов и органов местного самоуправления, общественных и иных органов и организаций.
3. Решения комиссий по проведению местного референдума, принятые в пределах их полномочий, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также для их должностных лиц.
4. Государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны содействовать организационно - техническому обеспечению подготовки и проведению местного референдума.

Глава 2

НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 12. Право назначения местного референдума

1. Назначение местного референдума производится решением представительного органа местного самоуправления. Решение о назначении местного референдума принимается большинством голосов от установленного числа депутатов (членов) соответствующего представительного органа местного самоуправления, если иное не определено уставом муниципального образования (уставом местного самоуправления).
2. Решение о назначении местного референдума должно устанавливать дату голосования, утверждать тексты выносимых на местный референдум вопросов.

Статья 13. Инициатива проведения местного референдума

Инициатива проведения местного референдума может исходить от депутатов представительного органа местного самоуправления, его постоянных комитетов и комиссий, иных депутатских формирований либо от общественных органов и объединений, а также отдельных граждан. Уставами муниципальных образований (уставами местного самоуправления) могут быть определены и иные субъекты, обладающие правом инициативы проведения местного референдума.
Инициатива проведения референдума реализуется через орган, обладающий правом назначения местного референдума, и лиц, обладающих правом требования назначения местного референдума.

Статья 14. Обязательное проведение местного референдума

1. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум по требованию не менее 5% граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования и обладающих активным избирательным правом, либо главы местного самоуправления (высшего должностного лица местного самоуправления) в соответствии с уставом муниципального образования (уставом местного самоуправления).
Нормативными правовыми актами местного самоуправления число граждан, обладающих правом требования местного референдума, может быть увеличено, но не более чем до 10% от общего числа избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
2. Представительный орган местного самоуправления не вправе изменять формулировку вопросов, выносимых на местный референдум, по требованию граждан либо главы местного самоуправления (высшего должностного лица местного самоуправления), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 15. Реализация права требования местного референдума гражданами

1. Право требования местного референдума гражданами реализуется путем сбора необходимого в соответствии с настоящим Законом количества подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
2. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину либо группе граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, а также общественным объединениям. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
3. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума в установленном настоящим Законом порядке.

Статья 16. Образование инициативных групп местного референдума

1. Граждане, обладающие правом на участие в местном референдуме, могут выступать с инициативой сбора подписей в поддержку проведения местного референдума и для этих целей свободно объединяются в инициативные группы. Инициативные группы могут создаваться общественными объединениями. Формирование инициативных групп проводится на общих собраниях, конференциях общественных объединений в соответствии с их уставом (положением).
2. Сбор подписей граждан организуют инициативные группы численностью не менее 15 человек. Инициативная группа имеет право осуществлять свою деятельность после регистрации группы в соответствующей территориальной избирательной комиссии либо ином органе, определенном нормативными правовыми актами местного самоуправления.
Полномочия инициативной группы местного референдума прекращаются после установления результатов местного референдума, а в случае отклонения требования о назначении местного референдума - с момента истечения срока на обжалование.
3. Полномочия инициативной группы местного референдума могут быть прекращены досрочно по ее собственной инициативе либо в случае нарушения ею настоящего Закона.
Решение о досрочном прекращении полномочий инициативной группы по причине нарушения закона принимается органом, ее зарегистрировавшим, либо судом в установленном законодательством порядке.
Решение о досрочном прекращении полномочий инициативной группы местного референдума, принятое зарегистрировавшим ее органом, может быть обжаловано членами инициативной группы в суд в установленном законодательством порядке.

Статья 17. Регистрация инициативной группы местного референдума

1. Регистрация инициативной группы осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией либо иными органами, определенными нормативными правовыми актами местного самоуправления, на основании письменной заявки членов группы.
В заявке должны быть указаны: цель создания инициативной группы; формулировка вопроса, предлагаемого к вынесению на местный референдум, его обоснование; состав группы с указанием имени, отчества, фамилии, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта либо заменяющего его документа каждого члена инициативной группы.
К заявке должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума, избран председатель инициативной группы.
2. Регистрация инициативной группы производится в течение 5 дней со дня поступления заявки о создании инициативной группы. Зарегистрированной инициативной группе выдается свидетельство о регистрации с поименным указанием ее членов и председателя, а также удостоверения каждому члену инициативной группы.
3. Представление ненадлежащим образом оформленной заявки является основанием для оставления заявки без рассмотрения. В этом случае орган, осуществляющий регистрацию, обязан уведомить о своем решении председателя инициативной группы в 3-дневный срок с момента поступления заявки с указанием причин оставления ее без рассмотрения.
4. В регистрации может быть отказано, если вопрос, предлагаемый к вынесению на местный референдум, по содержанию или формулировке не соответствует требованиям настоящего Закона либо если допущены иные нарушения закона. Отказ в регистрации должен быть мотивированным.
5. Решения об отказе в регистрации группы либо об оставлении заявки без рассмотрения могут быть обжалованы инициативной группой в лице ее председателя в суд.
6. При отсутствии решения о регистрации группы либо оставлении заявки без рассмотрения, либо отказе в регистрации в течение 2-х недель с момента представления заявки инициативная группа вправе обратиться в суд с заявлением об обязанности органа, осуществляющего регистрацию, зарегистрировать указанную группу.

Статья 18. Права и обязанности членов инициативной группы

1. Члены инициативной группы осуществляют свою деятельность по собственной инициативе и за счет собственных средств.
2. Члены инициативной группы обязаны соблюдать федеральное и областное законодательство, нормативные правовые акты местного самоуправления.
3. Члены инициативной группы самостоятельно избирают председателя группы, представляющего группу во взаимоотношениях с государственными и общественными органами и организациями, органами местного самоуправления.
4. Член инициативной группы в любое время может выйти из состава, предварительно уведомив об этом других членов группы. Удостоверение выбывшего члена инициативной группы подлежит сдаче в орган, зарегистрировавший группу.
В состав инициативной группы по ее решению может быть принят новый член вместо выбывшего. В свидетельство о регистрации группы при этом вносятся необходимые изменения органом, зарегистрировавшим группу, а новому члену инициативной группы выдается удостоверение.
5. Члены инициативной группы имеют право разъяснять населению, в том числе с использованием средств массовой информации, существо вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум.

Статья 19. Подписной лист местного референдума

1. Сбор подписей граждан в поддержку требования о проведении местного референдума производится на подписных листах, изготовленных в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Закону.
2. Подписной лист должен содержать сформулированный вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум, номер регистрационного свидетельства и дату регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
3. Подписные листы должны содержать графы, соответствующие вносимым в них сведениям о гражданах, поддерживающих требование о назначении местного референдума: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, данные паспорта или заменяющего его документа, дата подписания, подпись.

Статья 20. Порядок и сроки сбора подписей граждан

1. Под требованием о проведении местного референдума вправе ставить подписи граждане, обладающие правом участия в местном референдуме. Члены инициативной группы осуществляют сбор подписей беспрепятственно. Не допускается проведение сбора подписей на территории воинских частей и в случаях, установленных законодательством.
2. Сбор подписей производится с момента получения свидетельства о регистрации группы в течение не более 2 месяцев.
3. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимое количество подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается, а требование проведения местного референдума считается несостоявшимся. Повторный сбор подписей в поддержку требования о проведении местного референдума по тому же вопросу может быть осуществлен не ранее чем через год. При повторном сборе подписей под тем же требованием ранее собранные подписи граждан не учитываются.
4. Граждане заполняют подписной лист в присутствии члена инициативной группы.
Подписи граждан и их данные удостоверяются в конце каждого подписного листа одним из членов инициативной группы, присутствующих при заполнении листа, и председателем инициативной группы.
5. Гражданин вправе поставить свою подпись в поддержку одного и того же требования о назначении местного референдума только 1 раз. Если гражданин подписывается под одним и тем же требованием более 1 раза, ни одна из его подписей не учитывается.

Статья 21. Оформление требования граждан о проведении местного референдума

1. Инициативная группа местного референдума в установленный для сбора подписей срок на основании составленных ею подписных листов оформляет итоговый протокол сбора подписей и передает указанные документы в подшитом и пронумерованном виде в соответствующую территориальную избирательную комиссию либо иной орган, определенный нормативными правовыми актами местного самоуправления, для проверки законности процедуры сбора подписей и достоверности содержащихся в представленных документах сведений.
2. В итоговом протоколе указываются следующие сведения: дата регистрации инициативной группы, участвовавшей в сборе подписей; дата окончания сбора подписей; количество подписных листов и собранных подписей. К итоговому протоколу прилагаются все подписные листы.

Статья 22. Проверка законности требований граждан о проведении местного референдума

1. Территориальная избирательная комиссия либо иной орган, определенный нормативными правовыми актами местного самоуправления, обеспечивает регистрацию полученных от инициативных групп материалов, обобщение содержащихся в них сведений, организует полную или выборочную проверку достоверности полученных документов.
2. Территориальная избирательная комиссия либо иной орган, определенный нормативными правовыми актами местного самоуправления, не позднее 2-недельного срока с момента получения итогового протокола сбора подписей о проведении местного референдума в соответствующий представительный орган местного самоуправления подают представление о назначении местного референдума или отклонении требования о проведении голосования, о чем письменно уведомляется председатель инициативной группы.
Основанием для отклонения требования о назначении местного референдума является нарушение установленного порядка сбора подписей граждан в поддержку требования о проведении местного референдума либо несоответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 3 настоящего Закона.

Статья 23. Оформление требования главы местного самоуправления (высшего должностного лица местного самоуправления) о проведении местного референдума

Глава местного самоуправления (высшее должностное лицо местного самоуправления) направляет требование о проведении местного референдума в соответствующий представительный орган местного самоуправления.
В требовании о проведении местного референдума указывается формулировка вопроса, предлагаемого к вынесению на местный референдум, и его обоснование.

Статья 24. Принятие решения по требованию о проведении местного референдума

1. Представительный орган местного самоуправления в месячный срок с момента поступления представления от территориальной избирательной комиссии или иного органа, определенного нормативными правовыми актами местного самоуправления, либо представления главы местного самоуправления (высшего должностного лица местного самоуправления) о назначении местного референдума принимает одно из следующих решений:
а) о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению, формулировке (тексте) вопросов, выносимых на местный референдум;
б) об отклонении требования о назначении местного референдума в случае нарушения настоящего Закона инициаторами голосования;
в) о принятии решения, предлагаемого в требовании о проведении местного референдума, без последующего проведения местного референдума, если принятие такого решения находится в компетенции представительного органа местного самоуправления.
2. Решение об отклонении требования о назначении местного референдума принимается в случае обнаружения несоответствия настоящему Закону процедуры выражения требования о проведении местного референдума либо несоответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 3 настоящего Закона.
Решение об отклонении требования о назначении местного референдума может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законом.
3. Если формулировка (текст) вопроса, предлагаемого инициаторами местного референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Законе требованиям, представительный орган местного самоуправления вправе ее изменить, не искажая основного содержания вопроса.
В случае несогласия с измененной представительным органом местного самоуправления формулировкой (текстом) вопроса инициатор проведения местного референдума - инициативная группа либо глава местного самоуправления (высшее должностное лицо местного самоуправления) - вправе предложить представительному органу местного самоуправления пересмотреть его решение в части формулировки (текста) вопроса, выносимого на голосование, а также обжаловать это решение в суд в порядке, предусмотренном законом.
В случае признания судом изменения представительным органом местного самоуправления формулировки (текста) вопроса неправомерной формулировка (текст) вопроса, выносимого на местный референдум, определяется представительным органом местного самоуправления в соответствии с решением суда.
4. Решение представительного органа местного самоуправления по требованию о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации в 7-дневный срок после подписания.

Статья 25. Срок проведения местного референдума

Местный референдум не может проводиться ранее 2-х и позднее 3-х месяцев со дня принятия решения о его назначении. Последующий местный референдум по одному и тому же вопросу не может проводиться ранее года со дня проведения предыдущего.

Статья 26. Обжалование решения о назначении местного референдума в суд

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе обжаловать решение представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума в суд в установленном законодательством порядке.

Глава 3

КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 27. Комиссии по проведению местного референдума

Подготовку и проведение местного референдума осуществляют:
а) территориальные избирательные комиссии, действующие в качестве территориальных (районных, городских и других) комиссий по проведению местного референдума (далее - территориальные комиссии местного референдума);
б) участковые комиссии по проведению местного референдума (далее - участковые комиссии местного референдума).
Избирательная комиссия области осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан при проведении местных референдумов в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 28. Порядок формирования и статус комиссий по проведению местного референдума

1. Порядок формирования и статус избирательной комиссии области определяются Законом Иркутской области "Об избирательной комиссии Иркутской области".
2. Территориальные комиссии местного референдума образуются и действуют в границах территорий соответствующих муниципальных образований (территорий местных сообществ).
Порядок формирования и статус территориальных комиссий местного референдума определяются нормативными правовыми актами местного самоуправления, принятыми в соответствии с общими принципами, закрепленными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом и законом области, настоящим Законом.
Территориальные комиссии местного референдума должны быть сформированы соответствующими выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня голосования в количестве 5-9 членов. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии местного референдума избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной комиссии.
При определении кандидатур в состав территориальных комиссий местного референдума выборные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства.
Если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии местного референдума в срок, установленный частью 2 настоящего пункта, формирование территориальной комиссии местного референдума производится избирательной комиссией области.
3. Участковые комиссии местного референдума формируются выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня голосования в количестве 5-10 членов. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии местного референдума избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой комиссии местного референдума.
Порядок формирования и статус участковых комиссий местного референдума определяются нормативными правовыми актами местного самоуправления, принятыми в соответствии с общими принципами, закрепленными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом и законами области, настоящим Законом.
При определении кандидатур в состав участковых комиссий местного референдума выборные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства.
Если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии местного референдума в срок, установленный частью 2 настоящего пункта, формирование участковой комиссии местного референдума производится территориальной комиссией местного референдума.
Срок полномочий участковых комиссий местного референдума прекращается по истечении 10 дней после официального опубликования общих итогов местного референдума.

Статья 29. Статус члена комиссии по проведению местного референдума

1. Член комиссии местного референдума обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. Член комиссии местного референдума имеет право решающего голоса.
2. Член комиссии местного референдума:
а) заблаговременно извещает о заседаниях соответствующей
комиссии;
б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов.
3. Член комиссии местного референдума может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
б) прекращения гражданства Российской Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
г) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
4. Членам комиссии, освобожденным в период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение местного референдума. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
5. Члены комиссии в период проведения местного референдума не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.

Статья 30. Полномочия избирательной комиссии области при проведении местного референдума

1. Избирательная комиссия области при подготовке и проведении местного референдума в пределах своих полномочий:
а) осуществлять контроль за подготовкой и проведением местного референдума, соблюдением избирательных прав граждан при проведении местного референдума;
б) издает инструкции по вопросам применения настоящего Закона, обязательные для всех комиссий, осуществляющих подготовку и проведение местного референдума;
в) обобщает итоги проведения местных референдумов;
г) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и участковых комиссий местного референдума и принимает по ним мотивированные решения;
д) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Иркутской области "Об избирательной комиссии Иркутской области".

Статья 31. Полномочия территориальной комиссии местного референдума

Территориальная комиссия местного референдума:
а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением местного референдума на всей территории соответствующего муниципального образования (территории местного сообщества), информирует население об адресах и номерах телефонов участковых комиссий местного референдума;
б) координирует работу участковых комиссий местного референдума; распределяет между ними средства, выделенные из местного бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
в) издает инструкции по вопросам применения нормативных правовых актов местного самоуправления о проведении местного референдума, обязательные для всех участковых комиссий местного референдума;
г) регистрирует инициативные группы местного референдума, выдает свидетельства о регистрации инициативных групп, проверяет законность требований граждан о проведении местного референдума, направляет соответствующему представительному органу местного самоуправления представление о назначении местного референдума по требованию граждан или отклонении требований о проведении голосования, если иное не установлено нормативными правовыми актами местного самоуправления;
д) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения местного референдума опубликование в средствах массовой информации текста вопроса либо проекта правового акта, вынесенного на местный референдум, а также текстов проектов правовых актов, которые предлагается отменить или изменить;
е) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением местного референдума; контролирует обеспечение участковых комиссий местного референдума помещениями, транспортом, связью; рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения местного референдума;
ж) обеспечивает своевременное издание материалов местного референдума и их доставку участковым комиссиям местного референдума;
з) контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и предъявления их для всеобщего ознакомления;
и) оказывает организационно - техническую помощь участковым комиссиям местного референдума в проведении голосования на участках местного референдума;
к) организует досрочное голосование в помещении территориальной комиссии местного референдума;
л) утверждает образцы печатей комиссий местного референдума и порядок пересылки и хранения документов местного референдума;
м) устанавливает формы бюллетеня местного референдума, списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и других документов, обеспечивает изготовление бюллетеней местного референдума;
н) устанавливает итоги местного референдума, сообщает их средствам массовой информации;
о) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, в архив;
п) рассматривает заявление и жалобы на решения и действия участковых комиссий местного референдума;
р) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и нормативными правовыми актами местного самоуправления.

Статья 32. Полномочия участковой комиссии местного референдума

Участковая комиссия местного референдума:
а) информирует население об адресе и номерах телефонов участковой комиссии местного референдума, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;
б) составляет списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку местного референдума;
в) знакомит граждан со списками, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
г) осуществляет контроль за соблюдением на территории избирательного участка правил размещения агитационных материалов;
д) обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;
е) организует на участке местного референдума голосование в день проведения местного референдума, а также досрочное голосование;
ж) производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования на участке местного референдума;
з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения голосования и принимает по ним мотивированные решения;
и) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом и нормативными правовыми актами местного самоуправления.

Статья 33. Организация деятельности комиссий местного референдума

1. Деятельность комиссий местного референдума осуществляется гласно и открыто. На заседаниях комиссий местного референдума вправе присутствовать члены инициативных групп местного референдума, представители средств массовой информации и общественных объединений.
Комиссии местного референдума доводят до сведения граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, информацию о подготовке и проведении местного референдума.
Решения комиссий местного референдума публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации.
2. Деятельность комиссий местного референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии местного референдума является правомочным, если в нем участвует большинство членов комиссии.
Заседания комиссии местного референдума созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее 1/3 членов комиссии местного референдума.
3. Решения комиссий местного референдума, принятые в пределах их полномочий, обязательны для государственных органов и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих комиссий местного референдума.
4. Решения комиссии местного референдума об избрании председателя и секретаря комиссии, регистрации и отмене регистрации инициативных групп местного референдума, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения местного референдума, установлении итогов голосования, признании голосования несостоявшимся или недействительным принимаются на заседании комиссии местного референдума большинством голосов от установленного числа членов комиссии. Решения комиссии местного референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа участвующих в заседании членов комиссии.
В случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.
5. Решение комиссии местного референдума подписывается председателем и секретарем комиссии.
6. Члены комиссии местного референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии местного референдума до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в 3-дневный срок, а за 3 дня до дня голосования и в день голосования - немедленно.
7. Решение комиссии местного референдума, противоречащее федеральным и областным законам либо принятое с превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
8. Государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям местного референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также представлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий местного референдума в 5-дневный срок, а за 5 дней голосования и в день голосования - немедленно.

Статья 34. Финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума и финансовая отчетность

1. Расходы комиссий местного референдума по подготовке и проведению местного референдума производятся за счет средств местного бюджета. Расходы на подготовку и проведение местного референдума предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете.
2. Средства на подготовку и проведение местного референдума, предусмотренные местным бюджетом, поступают в распоряжение соответствующей территориальной комиссии местного референдума в 10-дневный срок со дня назначения местного референдума и распределяются ею между участковыми комиссиями местного референдума.
3. Председатели комиссий местного референдума распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий местного референдума по финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства после окончания голосования аккумулируются на специальном счете и могут расходоваться только на проведение выборов в органы местного самоуправления либо местных референдумов.
4. Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, определяется территориальной комиссией местного референдума в соответствии с федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами местного самоуправления.
5. Форма финансового отчета комиссий местного референдума о поступлении и расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, устанавливается территориальной комиссией местного референдума в соответствии с федеральным и областным законодательством.
6. Участковые комиссии местного референдума представляют соответствующей территориальной комиссии финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования общих итогов местного референдума.
7. Территориальная комиссия местного референдума представляет финансовый отчет о расходовании средств местного бюджета соответствующему представительному органу местному самоуправления не позднее чем через 1 месяц со дня официального опубликования общих итогов местного референдума. Указанный отчет подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

Статья 35. Обжалование решений и действий комиссий местного референдума

1. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии области и ее должностных лиц могут быть обжалованы в областной суд.
2. Решения и действия (бездействие) комиссий местного референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.
3. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую комиссию по вопросам подготовки и проведения местного референдума, принимаются в 5-дневный срок с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за 5 дней до голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.
Вышестоящая комиссия вправе принять самостоятельно решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей комиссии.

Глава 4

УЧАСТКИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА И
СПИСКИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО
НА УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 36. Образование участков местного референдума

1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, принявших участие в голосовании при проведении местного референдума, образуются участки местного референдума.
2. Участки местного референдума образуются главой исполнительного органа местного самоуправления по согласию с соответствующей территориальной комиссией местного референдума не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
3. Участки местного референдума образуются с учетом следующих требований:
а) не более 3000 граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, на каждом участке местного референдума;
б) соблюдение границ административно - территориального деления.
4. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных санитарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в плавании, участки местного референдума образуются в срок, установленный п. 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
5. Военнослужащие голосуют на общих участках местного референдума. В порядке исключения допускается образование участков местного референдума в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях участки местного референдума образуют командиры воинских частей по решению соответствующей территориальной комиссии местного референдума. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам комиссии местного референдума, наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения.
6. Списки участков местного референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий местного референдума публикуются в местной печати не позднее чем за 35 дней до дня голосования.

Статья 37. Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и порядок их составления

1. Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляет участковая комиссия местного референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме главой исполнительного органа местного самоуправления. Данные о гражданах, имеющих право на участие в местном референдуме, глава исполнительного органа местного самоуправления направляет на участковую комиссию местного референдума не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина.
Списки граждан - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и др. граждан, если они проживают в районе расположения воинской части, имеющих право на участие в местном референдуме, составляются на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью 1 п. 1 настоящей статьи.
Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку местного референдума, образованному на судне, находящемся в день голосования в плавании, составляются на основании сведений, представляемых капитаном судна.
2. Список составляется в 2-х экземплярах по форме, утвержденной территориальной комиссией местного референдума, и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии местного референдума.
Первый экземпляр списка остается в участковой комиссии местного референдума, а второй передается в соответствующую территориальную комиссию местного референдума не позднее чем за 16 дней до дня голосования.
3. В списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии со ст. 4 настоящего Закона.
Основанием для включения гражданина в список на участке местного референдума является факт его проживания на территории этого участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации.
Гражданин может быть включен в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, только на одном избирательном участке.
Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных санаторных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список по месту их нахождения.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список по месту нахождения общежития.
4. Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до голосования.
Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую комиссию местного референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, а также о любой ошибке или неточности в списке.
Участковая комиссия местного референдума обязана проверить жалобу (заявление) и устранить ошибку или неточность в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, либо не позднее чем через 24 часа с момента обращения дать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления.
Решение комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в 3-дневный срок, а за 3 дня до дня голосования - немедленно.
5. Граждане, поселившиеся на территории участка местного референдума после представления списка граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, дополнительно включаются участковой комиссией в список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории участка местного референдума.

Глава 5

АГИТАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВЫНОСИМЫМ
НА МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

Статья 38. Общие условия проведения агитации по вопросам, выносимым на местный референдум

1. Граждане, общественные объединения, инициативные группы местного референдума вправе беспрепятственно проводить агитацию за или против того или иного решения вопроса, выносимого на местный референдум.
2. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:
- государственным органам и их должностным лицам при исполнении ими должностных полномочий;
- воинским частям, военным учреждениям и организациям;
- членам комиссии местного референдума.
3. Агитация начинается со дня официального опубликования решения представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая агитация запрещается.
4. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения собраний граждан, проживающих на территории муниципального образования, дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
5. При проведении агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации. Агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призыва к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную рознь.
6. Комиссии местного референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации.

Статья 39. Порядок проведения агитационных мероприятий

1. Проведение собраний граждан, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, иных мероприятий производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, Уставом и законами области.
2. Граждане, общественные объединения, инициативные группы местного референдума вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию о лицах или организациях, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов.
Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении комиссии местного референдума или в помещении для голосования, на зданиях, в которых размещаются органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Не позднее чем за 15 дней до дня голосования органы местного самоуправления обязаны выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных материалов.
3. Периодические печатные издания, учрежденные государственными органами и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе публиковать агитационные материалы.
4. Агитация в помещениях участков для голосования запрещается.

Глава 6

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО
РЕФЕРЕНДУМА

Статья 40. Бюллетень для голосования

1. Для голосования по вопросу, вынесенному на местный референдум, каждый гражданин, включенный в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, получает бюллетень для голосования.
2. В бюллетене для голосования воспроизводятся формулировка (текст) вынесенного на местный референдум вопроса и варианты волеизъявления гражданина: "за" и "против". Каждый бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.
Текст бюллетеня для голосования должен быть размещен на одной стороне бюллетеня.
3. В случае вынесения на местный референдум нескольких альтернативных вопросов все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно.
4. В случае проведения местного референдума по проектам различных решений, а также в случае его одновременного проведения с другими формами голосования, все проекты предложенных на голосование решений печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга.
5. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются территориальной комиссией местного референдума не поздне чем за 20 дней до дня голосования. Территориальная комиссия местного референдума обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и их доставку участковым комиссиям местного референдума не поздне чем за 4 дня до дня голосования.
Передача бюллетеней участковым комиссиям местного референдума производится по акту, составляемому в 2-х экземплярах, 1-й из которых остается в территориальной комиссии местного референдума, выдавшей бюллетени, 2-й - передается участковой комиссии местного референдума, получившей бюллетени.
Число бюллетеней для голосования, передаваемых участковой комиссии местного референдума, не может превышать число граждан, включенных в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме по участку местного референдума, более чем на 0.5%. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи 2-х членов участковой комиссии местного референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии местного референдума. Не заверенные участковой комиссией местного референдума бюллетени для голосования признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 41. Помещение для голосования

1. Каждый участок местного референдума должен иметь помещение для голосования.
Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и др. информацией по местному референдуму, кабинами (комнатами) и ящиками для тайного голосования.
Решение о количестве переносных ящиков для голосования на участке по проведению местного референдума принимает участковая комиссия местного референдума с предварительным уведомлением соответствующей территориальной комиссии местного референдума.
2. В помещениях для голосования должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней для голосования и установки ящиков для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы граждане при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.
3. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом вопросов, вынесенных на местный референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается.
4. В информационных материалах по местному референдуму, расположенных в помещении комиссий местного референдума и помещениях для голосования, не должно содержаться агитационных призывов.

Статья 42. Порядок голосования

1. В день проведения местного референдума голосование производится одновременно на всех участках местного референдума с 8 до 22 часов по местному времени.
О времени и месте голосования участковые комиссии местного референдума обязаны оповестить граждан не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.
На участках местного референдума, образованных в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и др. местах временного пребывания граждан, участковая комиссия местного референдума может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью 1 п. 1 настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
2. Гражданин, который в день голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до голосования) комиссии местного референдума, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.
В правом верхнем углу выдаваемого гражданину бюллетеня для голосования ставятся подписи 2 членов комиссии местного референдума, которые заверяются печатью комиссии. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает члену территориальной или участковой комиссии местного референдума. На месте склейки на конверте ставятся подписи 2 членов соответственно территориальной или участковой комиссии местного референдума, которые заверяются печатью соответствующей комиссии местного референдума. Территориальная комиссия местного референдума передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию местного референдума не позднее чем за 3 дня до дня голосования.
В случае досрочного голосования в помещении территориальной комиссии секретарь участковой комиссии местного референдума, на территории которой проживает данный гражданин, делает в соответствующей строке списка запись "досрочное" (после поступления в участковую комиссию местного референдума запечатанного конверта с бюллетенем для голосования из территориальной комиссии местного референдума) и расписывается.
3. В 8 часов в день голосования председатель участковой комиссии местного референдума объявляет участок местного референдума открытым и предъявляет членам комиссии местного референдума, присутствующим гражданам и наблюдателям пустые ящики для голосования на участке, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии местного референдума предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими гражданами. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на них заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке граждан, имеющих право на голосование в местном референдуме. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них бюллетени для голосования опускаются в ящик для голосования. В случаях, если из конверта извлечено более 1 бюллетеня для голосования, все извлеченные из конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой комиссии местного референдума приглашает граждан, включенных в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, приступить к голосованию.
4. При получении бюллетеня для голосования гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, членом участковой комиссии местного референдума. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
Если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой комиссии местного референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, расписывается в списке в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования" с указанием своей фамилии.
5. Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие иных лиц, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое др. лицо, за исключением члена участковой комиссии местного референдума и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рядом с подписью гражданина о получении бюллетеня для голосования.
Гражданин, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на местный референдум вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене для голосования ответов - "за" или "против".
6. Заполненный бюллетень для голосования гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии местного референдума и наблюдателей.
7. Участковая комиссия местного референдума обязана обеспечить возможность всем гражданам, включенным в список, участвовать в голосовании, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по др. уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии местного референдума. В заявлении должны содержаться те же данные о гражданине, что и в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. После получения бюллетеня для голосования гражданин делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой комиссии местного референдума, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени для голосования в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений граждан, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии местного референдума в помещение для голосования переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения прав гражданина на участие в местном референдуме, а также возможность нарушения тайны голосования или искажения его волеизъявления.
8. Председатель участковой комиссии местного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии местного референдума его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный ею.
9. Если гражданин считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии местного референдума, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии местного референдума по заявлению гражданина выдает ему новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, против фамилии гражданина. Испорченный бюллетень вместе с заявлением гражданина передается председателю участковой комиссии местного референдума и при подсчете голосов признается недействительным.
10. При проведении голосования, подсчете голосов и составлении протоколов об итогах голосования участковыми комиссиями на участках местного референдума вправе находиться наблюдатели, представляющие инициативные группы местного референдума, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.

Глава 7

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 43. Подсчет голосов на участке местного референдума

1. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии местного референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии местного референдума в присутствии наблюдателей, представителей средств массовой информации, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования. Число неиспользованных бюллетеней для голосования оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии местного референдума проверяет неповрежденность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой комиссии, наблюдателям, присутствующим на участке местного референдума. После этого председатель вскрывает ящики для голосования.
3. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования, находящихся в переносных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений граждан в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней для голосования, чем число указанных заявлений, все бюллетени для голосования, находящиеся в переносном ящике, признаются недействительными решением участковой комиссии местного референдума.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии местного референдума, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
4. Подсчет голосов должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии местного референдума без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели, присутствующие на участке местного референдума.
При подсчете голосов прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией местного референдума, и недействительные бюллетени для голосования. Недействительными считаются бюллетени для голосования, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина. При возникновении сомнения участковая комиссия местного референдума разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее 3-х членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени для голосования упаковываются отдельно от других бюллетеней для голосования.
Если на голосование одновременно выносилось несколько вопросов либо проводилось 2 и более голосования, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
5. Участковая комиссия местного референдума составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
а) число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку местного референдума, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
б) число бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией местного референдума;
в) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на участке местного референдума в день голосования;
г) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно;
д) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения для голосования;
е) число погашенных бюллетеней для голосования;
ж) число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
з) число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
и) число действительных бюллетеней для голосования;
к) число недействительных бюллетеней для голосования (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
л) число голосов, поданных за вынесенный на местный референдум проект решения.
м) число голосов, поданных против вынесенного на местный референдум проекта решения.
6. Протокол составляется в 3-х экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии местного референдума, наблюдателей, если они присутствуют на участке для голосования, и подписывается всеми членами участковой комиссии местного референдума. Член участковой комиссии местного референдума, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое собственное мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
7. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию местного референдума, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой комиссии местного референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.
8. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии местного референдума, а также при сомнении в правильности составления протокола соответствующая территориальная комиссия местного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией местного референдума в присутствии члена (членов) соответствующей территориальной комиссии местного референдума.
9. Первый экземпляр протокола участковой комиссии местного референдума после подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию местного референдума.
Второй экземпляр протокола участковой комиссии местного референдума вместе с опечатанными бюллетенями для голосования, списком членов участковой комиссии, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии местного референдума до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола участковой комиссии местного референдума представляется для ознакомления наблюдателям, представителям средств массовой информации.
10. Документы, включая бюллетени для голосования, передаются в соответствующую территориальную комиссию местного референдума не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования общих итогов местного референдума.

Статья 44. Установление общих итогов местного референдума территориальной комиссией местного референдума

1. На основании протоколов участковых комиссий местного референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия местного референдума не позднее чем через 5 дней со дня голосования устанавливает итоги местного референдума.
2. Решение по вынесенному на местный референдум вопросу считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, принявших участие в голосовании.
Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы).
3. Местный референдум признается несостоявшимся, а решение по вопросу, вынесенному на местный референдум, непринятым, если в нем приняло участие менее 50% от числа зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
Если решение по вынесенному на местный референдум вопросу не принято, повторное вынесение этого же вопроса на местный референдум допускается не ранее чем через год.
Если на местный референдум выносились альтернативные варианты решения и ни одно из них не получило необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на местный референдум допускается не ранее чем через год.
4. Территориальная комиссия местного референдума признает голосование недействительным, если допущенные при его проведении нарушения настоящего Закона и нормативных правовых актов местного самоуправления не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан.
5. В случае признания голосования недействительным территориальная комиссия местного референдума назначает повторное голосование, которое должно быть проведено не позднее 2-х недель со дня принятия решения о признании голосования недействительным. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации. Территориальная комиссия местного референдума может распорядиться о формировании в этих случаях участковых комиссий местного референдума в новом составе.
6. Суммирование содержащихся в протоколах участковых комиссий местного референдума данных осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии местного референдума.
7. Об общих итогах местного референдума на основании протоколов участковых комиссий территориальная комиссия местного референдума составляет протокол, в который заносятся следующие данные:
а) число образованных участковых комиссий местного референдума;
б) число протоколов участковых комиссий местного референдума, на основании которых составляется протокол об общих итогах местного референдума;
в) число зарегистрированных избирателей, имеющих право на участие в местном референдуме;
г) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на участках местного референдума в день голосования;
д) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно;
е) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения для голосования;
ж) число погашенных бюллетеней для голосования;
з) число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
и) число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
к) число действительных бюллетеней для голосования;
л) число недействительных бюллетеней для голосования (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
м) число голосов, поданных за вынесенный на местный референдум проект решения;
н) число голосов, поданных против вынесенного на местный референдум проекта решения;
о) решение, принятое местным референдумом.
8. Протокол территориальной комиссии местного референдума составляется в 4-х экземплярах и подписывается всеми членами комиссии, участвующими в заседании. К протоколу приобщается свободная таблица об итогах голосования, включающая в себя полные данные протоколов всех участковых комиссий местного референдума. Член территориальной комиссии местного референдума, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
9. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию местного референдума, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной комиссии местного референдума приобщаются ко второму, третьему и четвертому экземплярам протокола.
10. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии местного референдума вместе со сводной таблицей и со списком членов территориальной комиссии местного референдума, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении общих итогов местного референдума, хранится у секретаря территориальной комиссии местного референдума.
Второй и третий экземпляры протокола территориальной комиссии местного референдума после подписания вместе со сводной таблицей незамедлительно направляются в представительный орган местного самоуправления и главе местного самоуправления (высшему должностному лицу местного самоуправления).
Четвертый экземпляр протокола территориальной комиссии местного референдума после подписания вместе со сводной таблицей незамедлительно направляется в избирательную комиссию области.

Статья 45. Опубликование общих итогов местного референдума

1. Итоги голосования по каждому участку местного референдума, содержащиеся в протоколах соответствующих участковых комиссий местного референдума, должны представляться для ознакомления любому гражданину или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.
2. Территориальная комиссия местного референдума публикует в средствах массовой информации принятое на местном референдуме решение и общие итоги местного референдума, не позднее чем через 2 недели со дня голосования.

Статья 46. Вступление в силу решения, принятого на местном референдуме

Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования территориальной комиссией референдума, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме.

Статья 47. Изменение или отмена решения, принятого местным референдумом

Изменения либо отмена решения, принятого местным референдумом, производится только местным референдумом.

Статья 48. Право органов местного самоуправления принимать решение по вопросам, вынесенным на местный референдум, в случае непринятия по ним решения народным голосованием

Органы местного самоуправления вправе в соответствии со своей компетенцией самостоятельно принимать решения по вопросам, вынесенным на местный референдум, в случае непринятия по ним решения посредством проведения народного голосования, если иное не установлено Уставом и законами области, нормативными правовыми актами местного самоуправления.

Статья 49. Хранение документации местного референдума

1. Территориальная комиссия местного референдума по окончании своей работы сдает всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждение.
2. По истечении 1 года после официального опубликования результатов местного референдума бюллетени для голосования уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой территориальной комиссией местного референдума.

Глава 8

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕСТНОМ
РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме

Лица, путем подкупа, применения насилия или угрозы его применения, обмана, подлога документов местного референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в местном референдуме либо препятствующие работе комиссий по проведению местного референдума или членам этих комиссий, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава 9

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 51. Заключительные положения

Нормативными правовыми актами местного самоуправления сроки действий по подготовке и проведению местного референдума, предусмотренные настоящим Законом, могут быть пропорционально уменьшены, но не более чем в 2 раза.

Статья 52. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Иркутской области
Ю.А.НОЖИКОВ
Иркутск
17 декабря 1996 года
№ 55-оз





Приложение
к Закону Иркутской
области
от 17 декабря 1996 года
№ 55-оз

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

__________________________________________________________________
(наименование соответствующего муниципального образования)

__________________________________________________________________
(наименование объединения, образовавшего инициативную группу;
заполняется в соответствующем случае)

__________________________________________________________________
(номер регистрационного свидетельства и дата регистрации
инициативной группы)
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении
местного референдума с формулировкой вопроса:

   ----T--------T------T-------T------------T-------T-------¬

¦ № ¦Фамилия,¦Дата ¦Адрес ¦Серия и но- ¦ Дата ¦Подпись¦
¦п/п¦ имя, ¦рожде-¦места ¦мер паспорта¦подписи¦ ¦
¦ ¦отчество¦ния ¦житель-¦или заменя- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ства ¦ющего его ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦документа ¦ ¦ ¦
+---+--------+------+-------+------------+-------+-------+
¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+------+-------+------------+-------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+------+-------+------------+-------+-------+
¦10.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------+------+-------+------------+-------+--------


Подписной лист удостоверяю:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и
номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего
подписи)




___________________(подпись и дата)

Председатель инициативной группы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и
номер паспорта или заменяющего его документа председателя
инициативной группы)
(подпись и дата) ____________________________


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru