Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Иркутской области от 15.03.1996 № 15-оз
(ред. от 13.11.1996)
"ОБ УСТАВНОЙ ПАЛАТЕ"
(Принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 21.02.1996 № 18/6-ЗС)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Восточно-Сибирская правда", 09.04.1996, № 79;
"Ведомости ЗС Иркутской области", 1996, № 18.



Утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55-оз.



15 марта 1996 года № 15-оз

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УСТАВНОЙ ПАЛАТЕ

(в ред. Закона Иркутской области
от 13.11.1996 № 51-оз)

Принят
постановлением
Законодательного собрания
Иркутской области
от 21 февраля 1996 года
№ 18/6-ЗС

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОЙ ПАЛАТЫ

Статья 1. Уставная палата Иркутской области - орган, обеспечивающий государственную защиту Устава Иркутской области

1. Уставная палата Иркутской области (далее - Уставная палата) - самостоятельный экспертно - консультативный орган специальной компетенции, созданный в целях обеспечения соответствия законов области и иных областных нормативных правовых актов, нормативных актов органов местного самоуправления, а также действий должностных лиц исполнительных органов государственной власти Уставу области.
2. Уставная палата вправе рассматривать и давать рекомендации по вопросу о соответствии Устава и законов области федеральным законам.

Статья 2. Правовые основы организации и деятельности Уставной палаты

Порядок формирования, полномочия и гарантии деятельности Уставной палаты определяются Уставом области, настоящим и иными областными законами.

Статья 3. Принципы организации и деятельности Уставной палаты

Уставная палата действует независимо от других государственных органов, органов местного самоуправления на основе самостоятельности, коллегиальности, гласности и подчинения только закону.

Статья 4. Гласность в деятельности Уставной палаты

1. Объявления о заседаниях Уставной палаты помещаются в доступных для граждан местах занимаемого ею здания, а также в средствах массовой информации.
2. Заключения Уставной палаты не позднее чем в 2-недельный срок со дня их подписания направляются:
- Губернатору, в Законодательное собрание области;
(в ред. Закона Иркутской области от 13.11.1996 № 51-оз)
- сторонам;
- в областной суд, областной арбитражный суд, прокурору области.
Заключения Уставной палаты подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях Иркутской области и специальном издании Уставной палаты - "Информационном бюллетене Уставной палаты Иркутской области".

Статья 5. Состав и порядок формирования Уставной палаты

1. Уставная палата состоит из 6 советников, назначаемых на должность Законодательным собранием области по представлению Губернатора области.
2. Каждый кандидат назначается на должность советника Уставной палаты в индивидуальном порядке тайным голосованием.
В случае повторного отклонения кандидатуры на должность советника Уставной палаты данная кандидатура вновь не рассматривается.
3. Уставная палата полномочна при наличии в ее составе не менее 4 советников.

Статья 6. Компетенция Уставной палаты

1. Уставная палата дает заключения:
а) о соответствии Уставу области:
- областных законов, нормативных актов Законодательного собрания, Губернатора области, администрации области;
- уставов местного самоуправления, нормативных актов органов местного самоуправления;
- договоров и соглашений между органами государственной власти области, с одной стороны, и органами государственной власти области, Российской Федерации, органами государственной власти других субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также органами местного самоуправления, с другой стороны.
(Подпункт "а" в ред. Закона Иркутской области от 13.11.1996 № 51-оз)
б) по спорам о компетенции между органами государственной власти области, органами государственной власти области и органами местного самоуправления, органами местного самоуправления;
в) о наличии в действиях Губернатора области оснований для отрешения его от должности;
г) о соответствии действий должностных лиц исполнительных органов государственной власти Уставу области;
д) о толковании Устава области.
2. По вопросам организации внутренней деятельности Уставная палата:
а) принимает Регламент Уставной палаты, вносит в него изменения и дополнения;
б) устанавливает очередность рассмотрения в Уставной палате обращений и дачи по ним заключений;
в) принимает решения о приостановлении полномочий советника Уставной палаты, а также о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря Уставной палаты.

Статья 7. Финансирование деятельности Уставной палаты

1. Финансирование Уставной палаты производится за счет средств областного бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления функций Уставной палаты.
В областном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Уставной палаты средства, которыми она распоряжается самостоятельно.
2. Имущество, необходимое Уставной палате для осуществления деятельности и находящееся в ее оперативном управлении, является областной собственностью.

Статья 8. Местопребывание Уставной палаты

Местом постоянного пребывания Уставной палаты является город Иркутск.
Заседания Уставной палаты проводятся в месте ее постоянного пребывания.
Уставная палата может провести заседание в другом месте, когда сочтет это необходимым.

Глава 2

СТАТУС СОВЕТНИКА УСТАВНОЙ ПАЛАТЫ

Статья 9. Правовой статус советника Уставной палаты

Советник Уставной палаты - лицо, замещающее областную государственную должность и осуществляющее полномочия, возложенные на Уставную палату в соответствии с настоящим Законом и Кодексом областных государственных должностей Иркутской области.

Статья 10. Требования, предъявляемые к кандидату на должность советника Уставной палаты

Советником Уставной палаты может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 8 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Статья 11. Присяга советника Уставной палаты

1. Лицо, назначенное на должность советника Уставной палаты, приводится к присяге председателем Законодательного собрания области в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного собрания.
2. Советник Уставной палаты, положив руку на Устав Иркутской области, произносит присягу следующего содержания:
"Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности советника Уставной палаты, подчиняться при этом только Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам Иркутской области, ничему и никому более".

Статья 12. Деятельность, не совместимая с должностью советника Уставной палаты

1. Советник Уставной палаты не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Законодательного собрания области и представительных органов местного самоуправления, не может состоять на иной государственной и муниципальной службе, занимать либо сохранять за собой общественные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей советника Уставной палаты и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседаниях Уставной палаты.
2. Советник Уставной палаты не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
3. Советник Уставной палаты не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в федеральные и областные органы государственной власти и в органы местного самоуправления, заниматься иной политической деятельностью. Советник Уставной палаты не может также входить в руководящий состав общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей.
4. Советник Уставной палаты не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение по вопросу, который изучается или принят к рассмотрению Уставной палатой до принятия по нему заключения, а также по вопросу, который может стать предметом рассмотрения Уставной палаты.
5. Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права советника Уставной палаты свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Статья 13. Срок полномочий советника Уставной палаты

1. Советник Уставной палаты назначается на должность сроком на 5 лет.
Назначение на должность советника Уставной палаты допускается не более 2 сроков подряд.
2. Советник Уставной палаты считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 65 лет.
3. В случае выбытия советника из состава Уставной палаты представление о назначении другого лица на вакантное место вносится Губернатором области не позднее месяца со дня открытия вакансии.
4. Советник Уставной палаты, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять свои должностные обязанности до назначения на должность нового советника Уставной палаты.

Статья 14. Гарантии независимости советника Уставной палаты

1. Независимость советника Уставной палаты обеспечивается равенством прав советников, установленным настоящим Законом порядком приостановления и прекращения полномочий советника, правом на отставку, запретом какого бы то ни было вмешательства в деятельность Уставной палаты, предоставлением советнику материального и социального обеспечения.
Материальное и социальное обеспечение советника Уставной палаты осуществляется в соответствии с законодательством об областной государственной службе.
2. В случаях, если другими нормативными правовыми актами для советников Уставной палаты установлены иные положения, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются эти акты.

Статья 15. Ответственность за воспрепятствование деятельности советников Уставной палаты

1. Вмешательство со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность Уставной палаты не допускается.
2. Воздействие на советников Уставной палаты с целью воспрепятствовать исполнению ими должностных обязанностей, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение недостоверной информации о выполнении ими должностных обязанностей влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

Статья 16. Приостановление и восстановление полномочий советника Уставной палаты

1. Полномочия советника Уставной палаты могут быть приостановлены в случаях, если:
а) советник Уставной палаты по состоянию здоровья временно (но не более 4 месяцев) не способен исполнять свои обязанности;
б) советник Уставной палаты систематически не исполняет своих обязанностей.
2. Приостановление полномочий советника Уставной палаты осуществляется по решению Уставной палаты, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.
3. Советник Уставной палаты, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Уставной палаты, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.
4. Уставная палата приостанавливает полномочия советника до прекращения оснований к их приостановлению. Восстановление полномочий советника оформляется решением Уставной палаты.
5. Приостановление полномочий советника не влечет за собой приостановления выплаты этому советнику заработной платы и не лишает его гарантий, установленных настоящим Законом.

Статья 17. Прекращение полномочий советника Уставной палаты

1. Полномочия советника Уставной палаты прекращаются в случаях:
а) нарушения порядка его назначения на должность советника Уставной палаты, установленного настоящим Законом;
б) истечения срока полномочий советника или достижения советником предельного возраста пребывания в должности;
в) подачи личного письменного заявления советника об отставке;
г) утраты советником гражданства Российской Федерации;
д) вынесенного в отношении советника обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
е) совершения советником поступка, порочащего честь и достоинство советника Уставной палаты;
ж) продолжения советником, несмотря на предупреждение со стороны Уставной палаты, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью;
з) неучастия советника в заседаниях Уставной палаты или уклонения его от голосования свыше 2 раз подряд без уважительных причин;
и) признания советника недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
к) признания советника безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
л) объявления советника умершим решением суда, вступившим в законную силу;
м) смерти советника.
2. Полномочия советника Уставной палаты могут быть прекращены также ввиду стойкой неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам (в течение не менее 6 месяцев подряд) исполнять должностные обязанности.
3. Прекращение полномочий советника Уставной палаты производится Законодательным собранием по представлению Губернатора области.

Статья 18. Отставка советника Уставной палаты

1. Советник Уставной палаты считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "в", "и" пункта 1 и пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона.
2. Советнику Уставной палаты, замещавшему должность два полных срока и пребывающему в отставке, из областного бюджета выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Губернатором области.

Глава 3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОЙ ПАЛАТЫ

Статья 19. Избрание председателя, заместителя председателя и секретаря Уставной палаты

1. Председатель, заместитель председателя и секретарь избираются тайным голосованием большинством голосов от общего числа советников на срок полномочий Уставной палаты на первом заседании Уставной палаты после формирования ее полномочного состава.
Губернатор области и председатель Законодательного собрания области вправе присутствовать на первом заседании Уставной палаты и предлагать кандидатуры на должность председателя.
2. Председатель, заместитель председателя, секретарь Уставной палаты могут по личному письменному заявлению сложить с себя полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Уставной палаты.
3. По инициативе не менее 3 советников Уставной палаты, считающих, что председатель, заместитель председателя или секретарь Уставной палаты недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается тайным голосованием большинством голосов от общего числа советников.
4. В случае, если должность председателя, заместителя председателя или секретаря Уставной палаты окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее одного месяца со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов.

Статья 20. Председатель Уставной палаты

1. Председатель Уставной палаты:
а) руководит подготовкой заседаний Уставной палаты, созывает их и председательствует на них;
б) представляет Уставную палату в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями, выступает с заявлениями от имени Уставной палаты;
в) осуществляет общее руководство аппаратом Уставной палаты в порядке, установленном Регламентом Уставной палаты;
г) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Уставной палаты.
2. Во всех случаях, когда председатель Уставной палаты не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель председателя Уставной палаты.
В случае невозможности исполнения обязанностей председателя его заместителем временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к секретарю Уставной палаты, к старшему по возрасту советнику Уставной палаты.

Статья 21. Секретарь Уставной палаты

Секретарь Уставной палаты:
а) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Уставной палаты в порядке, установленном Регламентом Уставной палаты;
б) доводит до сведения соответствующих государственных органов, организаций и лиц заключения, принятые Уставной палатой;
в) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Уставной палаты.

Статья 22. Аппарат Уставной палаты

1. Обеспечение деятельности Уставной палаты осуществляет аппарат.
Порядок функционирования аппарата регулируется Регламентом Уставной палаты.
2. Численность и смета расходов на финансирование аппарата Уставной палаты утверждаются Законодательным собранием области.
3. Аппарат осуществляет организационное, научно - аналитическое, информационно - справочное и иное обеспечение деятельности Уставной палаты; проводит прием посетителей; содействует советникам в подготовке вопросов к рассмотрению; изучает и обобщает данные о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления по рассмотрению заключений Уставной палаты.

Статья 23. Решения Уставной палаты

1. По вопросам организации деятельности Уставной палаты советники принимают соответствующие решения.
2. Решение Уставной палаты считается принятым, если за него проголосовало большинство советников Уставной палаты.
3. В случае, если при голосовании мнения разделились, председатель Уставной палаты получает право решающего голоса.

Статья 24. Заключения Уставной палаты

1. По результатам рассмотрения вопросов на заседании Уставная палата принимает заключения.
В случае, если при голосовании по принятию заключения мнения советников разделились, председатель Уставной палаты получает право решающего голоса.
Заключения Уставной палаты носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению органом, в который они направлены, в срок не более 1 месяца с момента поступления, если иное не указано в заключении.
2. По итогам рассмотрения вопроса о соответствии Уставу области законов и иных правовых актов области, нормативных актов органов местного самоуправления, договоров и соглашений, заключенных от имени области, Уставная палата дает следующие заключения:
а) о признании областного нормативного правового акта или договора, соглашения, заключенного от имени области, либо отдельных их положений соответствующими Уставу области;
б) о признании областного нормативного правового акта или договора, соглашения, заключенного от имени области, либо отдельных их положений не соответствующими Уставу области.
3. По итогам рассмотрения спора о компетенции Уставная палата дает одно из следующих заключений:
а) о подтверждении полномочий соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления издать акт или совершить действие правового характера, послужившее причиной спора о компетенции;
б) об отсутствии у соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления полномочий издать акт или совершить действие правового характера, послужившее причиной спора о компетенции.
4. По итогам рассмотрения вопроса о наличии в действиях Губернатора оснований для отрешения его от должности Уставная палата дает одно из следующих заключений:
а) о наличии в действиях Губернатора области оснований для отрешения его от должности;
б) об отсутствии в действиях Губернатора области оснований для отрешения его от должности.
Заключение Уставной палаты направляется в Законодательное собрание области и является подтверждением либо отрицанием выдвинутого против Губернатора области обвинения в совершении тяжкого преступления.
5. По итогам рассмотрения вопроса о соответствии действий должностных лиц исполнительных органов государственной власти Уставу области Уставная палата дает одно из следующих заключений:
а) о соответствии действий должностных лиц исполнительных органов государственной власти Уставу области;
б) о несоответствии действий должностных лиц исполнительных органов государственной власти Уставу области.
6. Уставная палата дает заключения о толковании только в отношении указанного в обращении положения Устава области. Уставная палата при даче заключения не связана основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Статья 25. Особое мнение советников Уставной палаты

1. Советник Уставной палаты, не согласный с заключением Уставной палаты, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение советника приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с заключением Уставной палаты, которое дано по рассмотренному вопросу.
2. Советник Уставной палаты, участвовавший в голосовании за принятие заключения по существу рассматриваемого Уставной палатой вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке заключения Уставной палаты, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством советников Уставной палаты, которое также приобщается к материалам дела.

Статья 26. Разъяснение заключения

1. Заключение Уставной палаты может быть официально разъяснено только самой Уставной палатой по запросу органов и лиц, имеющих право на обращение в Уставную палату, других органов и лиц, которым оно направлено.
Вопрос о разъяснении заключения Уставной палаты рассматривается на заседании Уставной палаты.
3. Разъяснение заключения Уставной палаты оформляется в виде отдельного документа и подлежит опубликованию в тех же изданиях, в которых было опубликовано само заключение.

Статья 27. Регламент Уставной палаты

1. Вопросы организации деятельности Уставной палаты, избрание председателя, заместителя председателя, секретаря Уставной палаты, распределение обязанностей между советниками Уставной палаты, порядок рассмотрения дел, процедурные правила заседаний определяются Регламентом Уставной палаты.
2. Регламент Уставной палаты принимается открытым голосованием путем поименного опроса советников.
3. Регламент считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство советников Уставной палаты.

Раздел II

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОЙ ПАЛАТЫ

Глава 4

ОБРАЩЕНИЕ В УСТАВНУЮ ПАЛАТУ

Статья 28. Основания к рассмотрению вопроса в Уставной палате

1. Основанием для рассмотрения вопроса в Уставной палате является обращение в Уставную палату в форме запроса либо ходатайства, отвечающего требованиям настоящего Закона.
2. По вопросу о разрешении спора о компетенции обращение подается в форме ходатайства, по иным вопросам - в форме запроса.

Статья 29. Право на обращение а Уставную палату

1. Правом на обращение в Уставную палату обладают:
а) по вопросу о проверке соответствия Уставу области законов, иных областных нормативных правовых актов, нормативных актов органов местного самоуправления, договоров, соглашений, заключенных от имени области, - Губернатор области, администрации области, Законодательное собрание области, комитеты (комиссии) Законодательного собрания, одна пятая депутатов Законодательного собрания, Контрольно-счетная палата области, областной суд, Арбитражный суд области, прокурор области, органы местного самоуправления;
(Подпункт "а" в ред. Закона Иркутской области от 13.11.1996 № 51-оз)
б) по вопросу разрешения спора о компетенции - любой из участвующих в споре орган государственной власти, орган местного самоуправления;
в) по вопросу дачи заключения о наличии в действиях Губернатора области оснований для отрешения его от должности - Законодательное собрание области;
г) по вопросу о соответствии действий должностных лиц исполнительных органов государственной власти Уставу области - Губернатор, Законодательное собрание области, комитеты (комиссии) Законодательного собрания, одна пятая депутатов Законодательного собрания, областной суд, Арбитражный суд области, прокурор области, органы местного самоуправления;
(Подпункт "г" в ред. Закона Иркутской области от 13.11.1996 № 51-оз)
д) по вопросу дачи заключения о толковании Устава области - Губернатор, Законодательное собрание области, комитеты (комиссии) Законодательного собрания, одна пятая часть депутатов Законодательного собрания, администрация области, областной суд, областной арбитражный суд, прокурор области, органы местного самоуправления.
(Подпункт "д" в ред. Закона Иркутской области от 13.11.1996 № 51-оз)

Статья 30. Допустимость обращения

1. Запрос в Уставную палату о проверке соответствия Уставу области областного закона, иного областного нормативного правового акта, нормативного акта органов местного самоуправления, договора или соглашения, заключенного от имени области, либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает, что данные акты не соответствуют Уставу области либо действуют вопреки официально принятому решению областных органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их, как не соответствующие Уставу области.
2. Ходатайство органов государственной власти, органов местного самоуправления о разрешении спора о компетенции допустимо, если:
а) оспариваемая компетенция определяется Уставом области;
б) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;
в) спор не был или не может быть разрешен иным способом;
г) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Уставом области разграничения компетенции между органами государственной власти, органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами местного самоуправления;
д) заявитель ранее обращался к указанным в части 3 статьи 56 Устава области органам с письменным заявлением о нарушении ими определенной Уставом области, законами области и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящих в их компетенцию обязанностей.
3. В случае выдвижения против Губернатора области обвинения в совершении тяжкого преступления, которое является основанием для отрешения его от должности, запрос в Уставную палату допустим после вынесения Законодательным собранием соответствующего постановления.

Статья 31. Общие требования к обращению

1. Обращение направляется в Уставную палату в письменной форме и подписывается правомочным лицом.
2. В обращении должны быть указаны:
а) Уставная палата в качестве органа, в который направляется обращение;
б) документ об уплате госсбора;
в) наименование заявителя: адрес и иные данные о заявителе;
г) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
д) конкретные, указанные в настоящем Законе, основания к рассмотрению обращения в Уставной палате;
е) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Устава области;
ж) требование, обращенное в связи с запросом в Уставную палату;
з) перечень прилагаемых к обращению документов.
3. По вопросу о соответствии Уставу области областных законов, иных областных нормативных правовых актов дополнительно указываются:
а) наименование и адрес государственного органа, издавшего правовой акт, который подлежит проверке;
б) нормы Устава области и настоящего Закона, дающие право на обращение в Уставную палату;
в) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке правовом акте.
4. По вопросу разрешения спора о компетенции дополнительно указывается наименование и адрес государственных органов, которые участвуют в споре о компетенции.
5. По вопросу дачи заключения о толковании положений Устава области дополнительно указываются данные о положении Устава области, подлежащем толкованию.

Статья 32. Документы, прилагаемые к обращению

1. К направляемому в Уставную палату обращению прилагаются:
а) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Уставной палате в качестве представителя;
б) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
2. К обращению могут быть приложены списки лиц, которых предлагается пригласить на заседание Уставной палаты.
3. По вопросу соответствия областных законов и иных областных нормативных правовых актов Уставу области и дачи заключения о толковании Устава области дополнительно прилагается текст акта, подлежащего проверке, или положения Устава области, по которому требуется заключение Уставной палаты о толковании Устава области.
4. По вопросу разрешения спора о компетенции к основному пакету документов дополнительно прилагаются нормативные правовые акты и иные материалы, подтверждающие позиции сторон, участвующих в споре.
5. По вопросу наличия в действиях Губернатора области оснований для отрешения его от должности прилагается постановление Законодательного собрания о выдвижении против Губернатора области обвинения в совершении тяжкого преступления.

Статья 33. Рассмотрение обращений

1. Обращения подлежат обязательной регистрации в Уставной палате.
Уставная палата уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Закона в случаях, если обращение:
а) не относится к компетенции Уставной палаты;
б) по форме не отвечает требованиям настоящего Закона;
в) исходит от органа или лица, не полномочного подавать обращения.
Заявитель после устранения недостатков, указанных в подпункте "б" части 2 настоящего пункта, вправе вновь направить обращение в Уставную палату.
2. Если для принятия вопроса к рассмотрению требуется дополнительная информация, председатель Уставной палаты в порядке, предусмотренном в Регламенте Уставной палаты, поручает одному или группе советников предварительное изучение обращения. По результатам изучения обращения советником (советниками) дается заключение, которое рассматривается на заседании Уставной палаты.
Решение по вопросу принятия обращения к рассмотрению принимается Уставной палатой не позднее месяца с момента предоставления в Уставную палату заключения советника (группы советников) о предварительном изучении обращения.
3. Уставная палата принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:
а) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не относится к компетенции Уставной палаты;
б) форма обращения не соответствует требованиям настоящего Закона;
в) Уставной палатой ранее было дано заключение по предмету обращения.
О принятом Уставной палатой решении уведомляется заявитель.
4. В случае, если акт, соответствие которого Уставу области оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения вопроса, начатое Уставной палатой производство может быть прекращено.
В случае, если обращение явно не подведомственно Уставной палате, Уставная палата может направить его в государственные органы, органы местного самоуправления или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

Статья 34. Отзыв обращения

Обращение в Уставную палату может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения вопроса Уставной палатой.

Глава 5

РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ В УСТАВНУЮ ПАЛАТУ

Статья 35. Подготовка вопроса к рассмотрению Уставной палатой

Для подготовки вопроса к рассмотрению, составления проекта заключения, а также изложения материалов на заседании Уставной палаты председатель Уставной палаты назначает одного или нескольких советников - докладчиков.
При изучении обращения и подготовке вопроса к рассмотрению Уставная палата вправе требовать представления дополнительных материалов.
Советник - докладчик и председательствующий на заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению на заседание, дают распоряжение об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам заседания необходимых материалов.

Статья 36. Участники заседаний

Участниками заседаний Уставной палаты являются стороны, их представители, иные приглашенные лица.

Статья 37. Стороны и их представители

1. Сторонами являются:
а) заявители - полномочные органы государственной власти и местного самоуправления области, направившие в Уставную палату обращение;
б) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, соответствие которого Уставу подлежит проверке;
в) областные государственные органы, органы местного самоуправления, компетенция которых оспаривается.
Стороны обладают равными правами.
2. Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель государственного органа, подписавший обращение в Уставную палату, руководитель государственного органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт.
3. Уставная палата направляет сторонам (их представителям) предложение принять участие в рассмотрении вопроса по направленному ими обращению с указанием конкретной даты заседания для дачи объяснений и ответов по существу вопроса.
Стороны не позднее чем за 10 дней сообщают о своем решении принять участие в рассмотрении вопроса.
4. Неявка сторон в случае выраженного согласия на участие в заседании Уставной палаты не препятствует рассмотрению вопроса, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении вопроса с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Статья 38. Заседания Уставной палаты

1. Заседания Уставной палаты проходят открыто.
2. Уставная палата может назначить закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, а по усмотрению Уставной палаты и в иных случаях.
3. Порядок проведения заседаний определяется Регламентом Уставной палаты.

Статья 39. Отстранение советника от участия в рассмотрении вопроса

1. Советник Уставной палаты отстраняется от участия в рассмотрении вопроса в случаях, если:
а) советник Уставной палаты ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
б) объективность советника Уставной палаты при рассмотрении вопроса может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных связей с представителями сторон либо если он лично прямо или косвенно заинтересован в решении вопроса.
2. Советник Уставной палаты при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала рассмотрения вопроса Уставной палатой.
3. Отстранение советника Уставной палаты от участия в рассмотрении вопроса производится мотивированным решением Уставной палаты, принимаемым большинством от числа присутствующих советников после заслушивания советника, вопрос об отстранении которого подлежит рассмотрению.

Статья 40. Председательствующий на заседании

Председательствующим на заседании Уставной палаты является председатель Уставной палаты, а в его отсутствие - иное лицо в порядке, установленном статьей 20 настоящего Закона.
Председательствующий осуществляет свои полномочия в соответствии с Регламентом Уставной палаты.

Статья 41. Порядок рассмотрения вопросов

1. Рассмотрение вопроса на заседании Уставной палаты начинается с сообщения советника - докладчика о существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке вопроса к рассмотрению. Советнику - докладчику могут быть заданы вопросы другими участниками заседания.
По окончании выступления советника - докладчика Уставной палаты заслушиваются предложения участников заседания и принимается решение о порядке исследования вопроса.
2. Рассмотрение вопроса может быть отложено в случае, если Уставная палата найдет его недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести на том же заседании вследствие непредоставления необходимых материалов, а также необходимости выслушать объяснения сторон, иных приглашенных лиц. В этом случае Уставная палата назначает дату, на которую переносится заседание.
3. В соответствии с порядком, установленным Регламентом и решением Уставной палаты, участники заседания вправе дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции.
Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Уставной палате для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных объединений, участников заседания Уставной палаты и граждан.
После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы.
4. На заседании Уставной палаты по инициативе советников или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Документы, подлинность которых вызывает сомнение, оглашению не подлежат.
5. Уставная палата принимает решение о снятии вопроса с рассмотрения в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, регулируемый областным законом, иным областным нормативным правовым актом, соответствие которых Уставу области предлагается проверить, не получил разрешения в Уставе области.
6. По окончании рассмотрения обстоятельств дела заслушиваются заключительные выступления сторон. Уставная палата может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.
Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, которые не были рассмотрены Уставной палатой.

Статья 42. Пределы проверки

1. Уставная палата устанавливает соответствие Уставу области областных законов, иных областных нормативных правовых актов, нормативных актов органов местного самоуправления, а также договоров и соглашений, заключенных от имени области:
а) по содержанию норм;
б) по форме нормативного правового акта или договора, соглашения;
в) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие, а также ратификации и денонсации договоров, заключенных от имени области;
г) с точки зрения конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
д) с точки зрения установленного Уставом области разграничения компетенции между областными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
е) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области, установленного Конституцией Российской Федерации, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
2. Уставная палата рассматривает споры о компетенции:
- с точки зрения конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между областными органами государственной власти;
- с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления, установленных в Уставе и законах области;
- с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами местного самоуправления, установленных в Уставе области и областных законах.
2. Рассмотрение дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом спора о компетенции, Уставу и законам области по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного обращения и в соответствии с порядком рассмотрения дел о несоответствии нормативных актов Уставу области.

Статья 43. Совещание советников Уставной палаты по принятию заключения

1. Заключение по рассматриваемому вопросу принимается советниками Уставной палаты на закрытом совещании.
2. В совещании участвуют только советники Уставной палаты, рассматривающие данный вопрос. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники аппарата Уставной палаты, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.
3. В ходе совещания советники Уставной палаты вправе свободно излагать свою позицию по содержанию заключения. Число и продолжительность выступлений на совещании устанавливаются в соответствии с Регламентом Уставной палаты.
4. Советники Уставной палаты и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать результаты и содержание дискуссии.
5. Советник Уставной палаты не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Уставной палаты, а также за принятое Уставной палатой заключение.

Раздел III

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В соответствии с пунктом 4 статьи III заключительных и переходных положений Устава области полный состав Уставной палаты должен быть сформирован не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
2. Споры о компетенции между органами местного самоуправления не подлежат рассмотрению Уставной палаты до принятия областного Закона "О местном самоуправлении".
3. В случае формирования специального судебного органа уставного контроля в области в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе в Российской Федерации деятельность Уставной палаты прекращается.

Губернатор
Иркутской области
Ю.А.НОЖИКОВ
Иркутск
15 марта 1996 года
№ 15-оз


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru