Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО ГНИ по Иркутской области от 16.10.1996 № 01-083/4144-4030-1306
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРОВЕРОК ТОРГОВЫХ ТОЧЕК, РЕАЛИЗУЮЩИХ АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



ГНИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 16 октября 1996 г. № 01-083/4144-4030-1306

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ
С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРОВЕРОК ТОРГОВЫХ ТОЧЕК,
РЕАЛИЗУЮЩИХ АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

На запрос Государственная налоговая инспекция по Иркутской области сообщает.
1. В случае реализации алкогольной продукции юридическими лицами.
а) реализация продукции по безналичному расчету.
В соответствии с письмом Минфина России от 18.07.1995 № 09-04-02/2 "О порядке внесения в бюджет лицензионных сборов за алкогольную продукцию" (доведено до ГНИ письмом от 29.09.1995 № 01-084/1332), оптовой торговлей алкогольной продукцией следует считать деятельность с целью приобретения продукции для дальнейшей ее перепродажи другим организациям.
В соответствии с пунктом 4.3 Порядка внесения в бюджет лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, установленного письмом Минфина России (№ 28), Госалкогольинспекции России (№ 1-10/372) и Госналогслужбы России (№ ВГ-6-04/173) от 30.03.1995, плательщиками лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции являются организации, формирующие свой доход за счет оптовой наценки к отпускным ценам производителей и предшествующих посредников в оптовой деятельности.
Действующим законодательством не определено понятие "оптовой наценки", в связи с чем при решении вопроса о признании продавца алкогольной продукции оптовиком, с целью уплаты последним лицензионного сбора за оптовую торговлю, необходимо руководствоваться пунктом 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке применения и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость", в части порядка ведения "бухгалтерского учета оптовыми продавцами". Указанным пунктом Инструкции предусмотрено, что сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет оптовыми организациями, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров.
Таким образом, ведение продавцами алкогольной продукции бухгалтерского учета, при котором сумма предъявленного продавцом покупателю НДС не включается в стоимость товара, а предъявляется сверх его цены, дает основания рассматривать данного продавца в качестве оптового.
В случае осуществления розничным продавцом алкогольной продукции операций по реализации товара юридическим лицам в безналичном порядке, данная деятельность подпадает под понятие оптовой реализации, в связи с чем подлежит обложению лицензионными сборами за оптовую продажу алкогольной продукции и получению лицензии на данный вид деятельности.
б) реализация продукции за наличный расчет.
Госналогслужба России письмом от 25.04.1996 № ПВ-4-13/41н довела для использования в практической деятельности Инструкцию по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, утвержденную постановлением Госкомитета России по статистике 01.04.1996 № 25, пунктом 1.1 которой установлено, что в розничный оборот включаются, в том числе, и продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет. При этом во вводной части инструкции установлено, что она распространяется и на физических лиц, осуществляющих продажу товаров.
В связи с изложенным, осуществление такой деятельности в части реализации алкогольной продукции физическим лицам производится с учетом требований Закона России от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", то есть с обязательным применением ККМ.
Что касается порядка розничной реализации алкогольной продукции юридическим лицам, то при этом необходимо исходить из того, что названный закон не распространяется на сделки, производимые с покупателями, в роли которых выступают юридические лица и их представители, В этом случае необходимо руководствоваться Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, пунктом 7 которого установлено, что основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Таким образом, при розничной реализации алкогольной продукции юридическим лицам в обязательном порядке должны составляться первичные документы на отпуск (счета-фактуры, накладные и т.д.).
Кроме того, в случае осуществления розничной торговли с покупателями, в роли которых выступают юридические лица, продавцы должны соблюдать требования законодательства, согласно которому осуществление денежных расчетов между юридическими лицами в наличном порядке может осуществляться только в пределах установленной законодательством суммы. За несоблюдение данного порядка, они несут ответственность, установленную Указом Президента России от 23.05.1994 № 1006.
2. Реализация алкогольной продукции физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии с действующим законодательством физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица могут осуществлять только розничную продажу алкогольной продукции.
Осуществление такой деятельности в части реализации алкогольной продукции физическим лицам производится с учетом требований Закона России от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", то есть также с обязательным применением ККМ.
В случае возникновения разногласий с физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность при торговле винно-водочной продукцией, в части признания осуществляемых сделок розничной торговлей (то есть когда физические лица настаивают на осуществлении ими оптовой торговли) налоговые органы обязаны направлять в суды общей юрисдикции иски о признании данных сделок ничтожными на основании ст. 168 части первой Гражданского Кодекса России "Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам" и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
3. Госналогинспекция по Иркутской области считает, что действующее налоговое законодательство не предоставляет права налоговым органам производить изъятие у хозяйствующих субъектов продукции и товаров, в связи с чем в Государственную налоговую службу России направлен соответствующий запрос. До окончательного разрешения его рекомендуем в своей деятельности руководствоваться следующим:
Указом Президента России от 18.08.1996 № 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" органам Государственной налоговой службы России делегировано право производить изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте с последующей передачей, в соответствии с федеральным законодательством, в собственность государства. На основании этого указа, губернатором Иркутской области 02.09.1996 постановлением № 294-П утвержден Временный порядок изъятия алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, которым поручено контролирующим органам, в том числе налоговым, производить изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте. Постановление об изъятии продукции может быть вынесено должностным лицом налоговой инспекции, производящим проверку (т.е. работником инспекции, состоящим в штате и имеющим служебное удостоверение). Присутствие работников органа налоговой полиции или МВД при этом не является обязательным. Однако в целях недопущения конфликтных ситуаций составление определенных документов желательно в их присутствии.
Передача изъятой алкогольной продукции в собственность государства должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством России, разработка предложений по которому поручена Правительству России. До их утверждения налоговая инспекция могла бы в указанной работе выполнять функции налоговой полиции, предусмотренные положением о порядке ареста имущества в возмещение налоговых долгов недоимщика перед государством.
Временным порядком изъятия алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, утвержденным постановлением губернатора Иркутской области от 02.09.1996 № 294-п также установлено, что при выявлении фальсифицированной и находящейся в незаконном обороте продукции оформляется протокол об административном нарушении и мотивированное постановление об изъятии данной продукции. В связи с отсутствием утвержденных форм протоколов и постановлений на изъятия винно-водочной продукции Госналогинспекция по Иркутской области рекомендует использовать образцы форм документов, разработанных для изъятия документов при документальной проверке, переработав их для названных целей.
Расходы, связанные с вывозом указанной продукции, подлежат возмещению из областного бюджета.

И.о. начальника инспекции,
Государственный советник
налоговой службы III ранга
В.А.ВАНТЕЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru