Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ мэра г. Иркутска от 30.08.1996 № 47/885
"О ПОЛОЖЕНИИ О ГОРОДСКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В Г. ИРКУТСКЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МЭР ГОРОДА ИРКУТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 1996 г. № 47/885

О ПОЛОЖЕНИИ О ГОРОДСКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В Г. ИРКУТСКЕ

Учитывая важность и сложность подготовленного Комитетом по городскому самоуправлению и связям с общественностью проекта Положения "О городском референдуме в г. Иркутске", руководствуясь ст. 19 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 24 Устава городского самоуправления в г. Иркутске, постановляю:

1. Принять разработанный Комитетом по городскому самоуправлению и связям с общественностью проект Положения "О городском референдуме в г. Иркутске" за основу.
2. Председателю Комитета по городскому самоуправлению и связям с общественностью Е.Л.Мальцеву:
- направить проект Положения заместителям мэра города, прокурору г. Иркутска, депутатам городской Думы г. Иркутска для подготовки замечаний и предложений;
- с учетом поступивших замечаний и предложений доработать проект Положения и представить его на рассмотрение Высшего административного Комитета администрации города.
3. Главам администраций административных округов Козыкину В.В., Шубину В.М., Хиценко Н.С., и.о. главы администрации Журавлеву А.И., и.о. главы администрации Алферьевскому А.М., председателям отраслевых комитетов Попову В.В., Дубровину С.И., Ощерину Л.А., Перминову А.Н., руководителю аппарата мэра города Берлиной Л.М., начальнику финансового управления администрации города Бондаренко А.И. в срок до 15 сентября 1996 года представить замечания и предложения на проект Положения о городском референдуме в г. Иркутске в Комитет по городскому самоуправлению и связям с общественностью.
4. Просить прокурора г. Иркутска, депутатов городской Думы г. Иркутска подготовить и представить в Комитет по городскому самоуправлению и связям с общественностью замечания и предложения на проект Положения "О городском референдуме в г. Иркутске" в срок до 15 сентября 1996 года.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на председателя Комитета по городскому самоуправлению и связям с общественностью Е.Л. Мальцева.

И.о. мэра г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение
к постановлению
мэра г. Иркутска
от 30 августа 1996 года
№ 47/885

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В Г. ИРКУТСКЕ

Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иным федеральным, а также областным законодательством о местных референдумах, Уставом городского самоуправления в г. Иркутске регулирует порядок подготовки и проведения городского референдума в г. Иркутске.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Устав городского самоуправления в г. Иркутске, утвержденный решением городской Думы г. Иркутска от 04.08.1995 № 120-гД, утратил силу в связи с изданием решения городской Думы г. Иркутска от 24.04.2000 № 496-48гД(2), которым утвержден Устав г. Иркутска в новой редакции.
   ------------------------------------------------------------------


Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие и виды городского референдума

Городской референдум - голосование граждан, постоянно проживающих в границах территории г. Иркутска, по наиболее важным вопросам местного значения.
Принятые городским референдумом решения в каком-либо утверждении не нуждаются и являются обязательными для органов государственной власти и их должностных лиц, органов и должностных лиц городского самоуправления, организаций и граждан.
Решения, принятые на городском референдуме, могут быть обжалованы в суд в случае противоречия законодательству или нарушения законности при проведении референдума.
Городской консультативный референдум (местный опрос) - голосование, проводимое в целях выявления мнения граждан по вопросам местного значения, представляющим общественный интерес.
Консультативный референдум может быть проведен в границах города в целом, а также в границах одной или нескольких административно - территориальных единиц города, по вопросам, затрагивающим интересы проживающих на соответствующих территориях граждан.
Решения, принятые городским консультативным референдумом, носят рекомендательный характер. Окончательное решение по вопросам, выносимым на городской консультативный референдум, принимает представительный орган городского самоуправления - городская Дума г. Иркутска.

Статья 2. Правовая основа городского референдума

Правовую основу городского референдума составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", федеральное законодательство об общих принципах проведения народного голосования и законодательство области о порядке подготовки и проведения местных референдумов, Устав городского самоуправления в городе Иркутске и настоящее Положение.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Устав городского самоуправления в г. Иркутске, утвержденный решением городской Думы г. Иркутска от 04.08.1995 № 120-гД, утратил силу в связи с изданием решения городской Думы г. Иркутска от 24.04.2000 № 496-48гД(2), которым утвержден Устав г. Иркутска в новой редакции.
   ------------------------------------------------------------------


Статья 3. Вопросы, выносимые на городской референдум

На городской референдум выносятся вопросы местного значения, отнесенные Конституцией и законодательством Российской Федерации, Иркутской области и Уставом городского самоуправления в г. Иркутске к компетенции городского самоуправления в г. Иркутске.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Устав городского самоуправления в г. Иркутске, утвержденный решением городской Думы г. Иркутска от 04.08.1995 № 120-гД, утратил силу в связи с изданием решения городской Думы г. Иркутска от 24.04.2000 № 496-48гД(2), которым утвержден Устав г. Иркутска в новой редакции.
   ------------------------------------------------------------------

На городской референдум не выносятся вопросы, отнесенные Конституцией, законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области к компетенции органов государственной власти.
На городской консультативный референдум выносятся любые вопросы местного значения, представляющие общественный интерес.

Статья 4. Право граждан на участие в городском референдуме

В городском референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в границах территории города Иркутска, достигший на день проведения референдума 18 лет.
Не имеют права участвовать в городском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Статья 5. Принципы проведения городского референдума

1. Городской референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Граждане участвуют в городском референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.
3. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в городском референдуме.
4. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего проживания.
Каждый гражданин имеет один голос.

Статья 6. Гласность при подготовке и проведении городского референдума

Подготовка и проведение городского референдума осуществляется открыто и гласно.
Все решения, касающиеся городского референдума, доводятся до сведения жителей, в том числе путем опубликования средствами массовой информации в течение 7 дней с момента их принятия.
Комиссии по проведению городского референдума информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в городском референдуме, о времени и месте голосования.
На заседаниях комиссий, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов голосования вправе присутствовать представители политических партий, иных общественно - политических организаций и движений, инициативных групп городского референдума, зарегистрированных в установленном порядке, а также средств массовой информации, депутаты Законодательного собрания Иркутской области, городской Думы г. Иркутска.
Лица, присутствующие на заседании комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 7. Агитация по поводу городского референдума

Политическим партиям, общественным объединениям и гражданам гарантируется право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении городского референдума, за или против проекта вопроса (вопросов), выносимого на городской референдум.

Статья 8. Материальное обеспечение городского референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением городского референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет средств городского бюджета.
Агитация по поводу городского референдума гражданами, общественными объединениями, организациями осуществляется за счет собственных средств.
Для финансирования агитации по поводу городского референдума, проводимого по инициативе представительного органа городского самоуправления - городской Думы г. Иркутска, а также по требованию главы городского самоуправления - мэра города могут быть использованы средства городского бюджета и внебюджетного фонда г. Иркутска.

Глава 2

НАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДСКОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 9. Право назначения городского референдума

Право принятия решения о назначении городского референдума принадлежит представительному органу городского самоуправления - городской Думе г. Иркутска.
Решение городской Думы г. Иркутска о назначении городского референдума принимается 2/3 голосов от числа депутатов, избранных в городскую Думу г. Иркутска.
Решение о назначении городского референдума должно устанавливать дату голосования, утверждать текст выносимого на городской референдум вопроса (вопросов).
Городская Дума г. Иркутска принимает решение о назначении городского референдума по собственной инициативе, а также по требованию лиц, перечисленных в статье 10 настоящего Положения.

Статья 10. Обязательное проведение городского референдума

Представительный орган городского самоуправления - городская Дума г. Иркутска обязана назначить городской референдум по требованию главы городского самоуправления г. Иркутска - мэра города либо не менее 5 процентов граждан, имеющих право на участие в городском референдуме.

Статья 11. Порядок реализации права требования городского референдума гражданами

Право требования городского референдума гражданами реализуется путем сбора необходимого в соответствии с настоящим Положением количества подписей граждан, имеющих право на участие в городском референдуме.
Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении городского референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в городском референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы городского референдума в соответствии с требованиями настоящего Положения.

Статья 12. Образование инициативной группы городского референдума

В целях решения вопроса о необходимости проведения городского референдума по инициативе граждан и образования инициативной группы могут проводиться собрания граждан по месту жительства, работы, учебы и службы, а также общественных объединений. Инициаторы проведения собрания обязаны уведомить органы городского самоуправления г. Иркутска о месте и времени проведения собрания не менее чем за 10 дней до проведения собрания.
Инициативная группа образуется численностью не менее 15 человек. Общее количество создаваемых инициативных групп не ограничивается.
Инициативная группа обращается в администрацию города Иркутска с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) цель создания инициативной группы;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на городской референдум;
3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении городского референдума. К протоколу прилагаются письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать настоящее Положение и нести ответственность за правильность сбора подписей под требованием о проведении городского референдума.
Городская администрация устанавливает соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Положения.
Регистрация инициативной группы осуществляется постановлением главы городского самоуправления - мэра города в течение 15 дней с момента получения городской администрацией ходатайства о проведении городского референдума.
Городская администрация выдает представителям инициативной группы регистрационное свидетельство и соответствующие удостоверения членам инициативной группы. Регистрационное свидетельство и удостоверения изготавливаются по форме, указанной в Приложении 1 к настоящему Положению.
В случае отказа в регистрации инициативной группы главой городского самоуправления - мэром города издается мотивированное постановление, которое может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть нарушение инициативной группой требований настоящего Положения.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения городского референдума. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение 2 месяцев. Общий период сбора подписей не должен превышать срока действия регистрационного свидетельства первой из созданных по данному референдуму инициативных групп. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на городской референдум. В случае вынесения на городской референдум проекта местного нормативного правового акта лицо, проводящее сбор подписей, должно представить гражданину по первому его требованию текст проекта нормативного правового акта.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в администрацию г. Иркутска в срок, не позднее следующего дня после окончания срока действия регистрационного свидетельства первой из созданных по данному референдуму инициативных групп. Администрация г. Иркутска проверяет соблюдение требований настоящего Положения при сборе подписей. По результатам проверки главой городского самоуправления - мэром города издается соответствующее постановление, копия которого с подписными листами, экземпляром итогового протокола инициативной группы передается в городскую Думу г. Иркутска.
В случае, если городская администрация обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Статья 13. Подписной лист городского референдума

В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении городского референдума (подписном листе) указывается:
1) номер регистрационного свидетельства, дата регистрации инициативной группы по проведению городского референдума;
2) формулировка вопроса (вопросов), с приложением текста проекта нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на городской референдум;
3) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в городском референдуме, его подпись и дату подписи.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в Приложении 2 к настоящему Положению.

Статья 14. Оформление требования главы городского самоуправления - мэра г. Иркутска о проведении городского референдума

Требование главы городского самоуправления - мэра города о проведении городского референдума оформляется в форме постановления, которое направляется в представительный орган городского самоуправления - городскую Думу г. Иркутска. В требовании о проведении городского референдума указывается формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на городской референдум, и обоснование его проведения.

Статья 15. Принятие решения по требованию о проведении городского референдума

Представительный орган городского самоуправления - городская Дума г. Иркутска по требованию о проведении городского референдума вправе принять одно из следующих решений:
а) о назначении городского референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению, формулировке вопроса (вопросов), выносимого на городской референдум;
б) об отклонении требования о назначении городского референдума в случае нарушения требований настоящего Положения. Решение об отклонении требования о назначении городского референдума может быть обжаловано в суд в установленном законодательством порядке;
в) о принятии решения, предлагаемого в требовании о проведении городского референдума, без последующего проведения городского референдума, если принятие такого решения находится в компетенции городской Думы г. Иркутска.
Если формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на городской референдум, не отвечает требованиям законодательства, а также настоящего Положения, представительный орган городского самоуправления - городская Дума г. Иркутска вправе изменить формулировку вопроса (вопросов), не искажая его основного содержания.
В случае несогласия с измененной городской Думой г. Иркутска формулировкой вопроса (вопросов), инициативная группа городского референдума вправе предложить городской Думе г. Иркутска пересмотреть решение в части формулировки вопроса (вопросов), выносимого на городской референдум, а также обжаловать это решение в суд в установленном законодательством порядке.
Решение представительного органа городского самоуправления - городской Думы г. Иркутска по требованию о назначении городского референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации в 7-дневный срок после подписания.

Статья 16. Срок проведения городского референдума

Городской референдум не может проводиться ранее двух и позднее трех месяцев со дня принятия решения о его назначении. Последующий городской референдум не может проводиться ранее одного года со дня проведения предыдущего.

Глава 3

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ
ГОРОДСКОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 17. Комиссии по проведению городского референдума

Для подготовки и проведения городского референдума образуются следующие комиссии:
1) территориальная городская комиссия по проведению городского референдума;
2) участковые комиссии по проведению городского референдума.
Полномочия комиссий по проведению городского референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.

Статья 18. Порядок формирования комиссий по проведению городского референдума

Территориальная городская комиссия по проведению городского референдума формируется решением представительного органа городского самоуправления - городской Думой г. Иркутска в составе не менее 5 - 9 членов не позднее 10 дней со дня опубликования решения городской Думы г. Иркутска о назначении городского референдума.
Участковые комиссии по проведению городского референдума образуются решением городской Думы г. Иркутска в составе не менее 5 - 10 членов не позднее чем за 40 дней до дня проведения городского референдума.
При определении кандидатур в состав комиссий по проведению городского референдума городская Дума г. Иркутска учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства.
Председатели и секретари комиссий по проведению городского референдума избираются тайным голосованием на их первых заседаниях из числа членов комиссий.
При проведении городского референдума по вопросу отрешения мэра от должности, досрочного прекращения полномочий депутатов городской Думы г. Иркутска в состав комиссий не могут включаться их близкие родственники, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Комиссии по проведению городского референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссий по проведению городского референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения городского референдума.

Статья 19. Полномочия территориальной городской комиссии по проведению городского референдума

Территориальная городская комиссия по проведению городского референдума:
1) обеспечивает соблюдение настоящего Положения;
2) осуществляет контроль за подготовкой и проведением городского референдума, информирует население об адресах и о номерах телефонов участковых комиссий по проведению городского референдума;
3) координирует работу участковых комиссий по проведению городского референдума, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействия) участковых комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
4) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение городского референдума, распределяет их между участковыми комиссиями по проведению городского референдума, контролирует целевое использование указанных денежных средств;
5) устанавливает формы бюллетеней для голосования на городском референдуме, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, протоколов заседаний комиссий по проведению городского референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению городского референдума, порядок хранения документации референдума;
6) организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям по проведению городского референдума;
7) организует досрочное голосование в помещении территориальной городской комиссии по проведению городского референдума;
8) определяет результаты городского референдума и опубликовывает (обнародует) их в средствах массовой информации;
9) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением городского референдума, в архив;
10) обеспечивает своевременное издание материалов городского референдума;
11) содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути вопросов или иного решения, вынесенного на городской референдум;
12) оказывает организационно - техническую помощь участковым комиссиям по проведению городского референдума в организации голосования на участках городского референдума;
13) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.
Полномочия территориальной городской комиссии по проведению городского референдума прекращаются по истечении 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов городского референдума.

Статья 20. Полномочия участковых комиссий по проведению городского референдума

Участковая комиссия по проведению городского референдума:
1) Информирует население об адресе и номерах телефонов участковой комиссии по проведению городского референдума, времени ее работы, а также о дне и месте голосования.
2) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, по участку;
3) знакомит граждан со списком граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списках граждан и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений и дополнений;
4) оповещает население о дне проведения городского референдума;
5) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещений для проведения референдума;
6) организует голосование на участие в день проведения городского референдума, а также досрочное голосование;
7) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку городского референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную городскую комиссию по проведению городского референдума;
8) контролирует соблюдение на территории участка городского референдума правил размещения агитационных материалов;
9) рассматривает жалобы и заявления на нарушение настоящего Положения и принимает по ним мотивированные решения;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.
Полномочия участковой комиссии по проведению городского референдума прекращаются после выполнения требований последнего абзаца статьи 33 настоящего Положения.

Статья 21. Статус членов комиссии по проведению городского референдума

Члены комиссий по проведению городского референдума, назначенные в соответствии со статьей 18 настоящего Положения, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии.
Члены комиссии по проведению городского референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседании соответствующей комиссии;
б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящей комиссии и получать заверенные копии этих документов.
Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член комиссии по проведению городского референдума с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению городской Думы г. Иркутска в случаях:
а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
б) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
г) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
Членам комиссии по проведению городского референдума с правом решающего голоса, освобожденным в период подготовки и проведения городского референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение городского референдума. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
Члены комиссии по проведению городского референдума с правом решающего голоса во время подготовки и проведения городского референдума не могут быть привлечены без согласия прокурора г. Иркутска к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
Инициативная группа, общественные объединения после формирования территориальной городской и участковых комиссий по проведению городского референдума вправе назначить по одному члену соответствующих комиссий по проведению городского референдума с правом совещательного голоса.
Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов городского референдума.

Статья 22. Гласность в деятельности комиссий по проведению городского референдума

Решения комиссий по проведению городского референдума публикуются в печати и передаются другим средствам массовой информации.
Комиссии доводят до сведения граждан итоги голосования и результаты городского референдума.
На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в соответствии со статьей 12 настоящего Положения, и представители средств массовой информации.
В день проведения городского референдума в помещениях участков городского референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках городского референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, а также представители средств массовой информации.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме инициативной группой или общественным объединением с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка городского референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок городского референдума не требуется.
Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в городском референдуме;
2) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка городского референдума;
3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению городского референдума об итогах голосования;
4) обращаться в участковую комиссию по проведению городского референдума с предложениями и замечаниями;
5) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению городского референдума в территориальную городскую комиссию по проведению городского референдума.
Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению городского референдума не допускается.

Статья 23. Организация деятельности комиссий по проведению городского референдума

Территориальная городская комиссия и участковые комиссии по проведению городского референдума проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования.
Деятельность комиссий по проведению городского референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решения комиссией по проведению городского референдума в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.
Решения комиссий по проведению городского референдума об избрании председателя и секретаря комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения городского референдума, об определении результатов городского референдума, о признании городского референдума несостоявшимся или о признании итогов голосования недействительными принимаются на заседании комиссий городского референдума большинством голосов от числа участвующих в заседании членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссии по проведению городского референдума подписываются председателем и секретарем комиссии.
Члены комиссии по проведению городского референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до дня проведения городского референдума и в день проведения городского референдума - немедленно.
Решение комиссии по проведению городского референдума, противоречащее законодательству, а также настоящему Положению либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией по проведению городского референдума либо судом.
Решения комиссий по проведению городского референдума, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти, органов городского самоуправления, а также для нижестоящих комиссий по проведению городского референдума.
Заседания комиссий по проведению городского референдума созываются и проводятся председателем или по его поручению иным членом комиссии. Заседание комиссий по проведению городского референдума проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса.
На заседании комиссии по проведению городского референдума при рассмотрении жалобы (заявления) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
Органы городского самоуправления, государственные органы, общественные объединения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению городского референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения городского референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также представлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению городского референдума в течение 5 дней, а за 5 дней до дня проведения городского референдума и в день проведения референдума - немедленно.

Статья 24. Обжалование решений и действий комиссий по проведению городского референдума

Решения и действия (бездействие) территориальной городской комиссии по проведению городского референдума и ее должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействия) участковых комиссий по проведению городского референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в территориальную городскую комиссию по проведению городского референдума или в суд по месту нахождения комиссии.
Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Решения участковой комиссии по проведению городского референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены территориальной городской комиссией по проведению городского референдума. При этом территориальная городская комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).
Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в территориальную городскую комиссию по проведению городского референдума в ходе подготовки референдума, принимаются в течение 5 дней с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за 5 дней до дня проведения городского референдума и в день проведения референдума - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10 дневный срок.
Суды и органы прокуратуры обязаны организовывать свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением городского референдума.

Статья 25. Образование участков городского референдума

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, территория г. Иркутска делится на участки.
Участки городского референдума образуются главой городского самоуправления - мэром города по согласованию с территориальной городской комиссией по проведению городского референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом административно - территориального деления в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок городского референдума.
Участки городского референдума могут создаваться в больницах, санаториях, домах отдыха, иных местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в городском референдуме в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня проведения городского референдума.
Военнослужащие голосуют на общих участках городского референдума.
Списки участков городского референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению городского референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения городского референдума.

Статья 26. Списки граждан, имеющих право на участие в городском референдуме

Список граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, составляется по каждому участку городского референдума участковой комиссией по проведению городского референдума на основании данных, представленных по установленной форме главой городского самоуправления - мэром города. Данные о гражданах, имеющих право на участие в городском референдуме, мэр города направляет в участковую комиссию по проведению городского референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения городского референдума.
Список составляется в алфавитном или ином порядке (по улицам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина.
Список военнослужащих, членов их семей и других граждан, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный абзацем 1 настоящей статьи.
Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
Списки граждан, которые в день проведения городского референдума будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Список граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной территориальной городской комиссией по проведению городского референдума, и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии по проведению городского референдума. Один экземпляр списка остается в участковой комиссии по проведению городского референдума, а второй экземпляр передается в территориальную городскую комиссию по проведению городского референдума не позднее чем за 16 дней до дня проведения городского референдума.

Статья 27. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в городском референдуме

В списки граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, включаются граждане в соответствии со статьей 4 настоящего Положения.
Основанием для включения гражданина в списки по конкретному участку городского референдума является факт его проживания на территории данного участка городского референдума, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации.
Гражданин может быть включен в список только на одном участке городского референдума.
Граждане, имеющие право на участие в городском референдуме, находящиеся в день проведения городского референдума в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, по месту их пребывания.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в городском референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку городского референдума по месту нахождения общежития.
Граждане, имеющие право на участие в городском референдуме, но поселившиеся на территории участка городского референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению городского референдума в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка городского референдума.

Статья 28. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в городском референдуме

Списки граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения городского референдума.
Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению городского референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке.
Участковая комиссия по проведению городского референдума обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в территориальную городскую комиссию по проведению городского референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в 3-дневный срок, а за 3 дня до дня проведения городского референдума и в день проведения референдума - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.
Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.

Статья 29. Финансовое обеспечение проведения городского референдума

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением городского референдума, осуществляется за счет средств городского бюджета.
Расходы на подготовку и проведение городского референдума предусматриваются ежегодно отдельной строкой в городском бюджете.
Средства на подготовку и проведение городского референдума, предусмотренные городским бюджетом, выделяются постановлением главы городского самоуправления - мэром города в течение 10 дней со дня опубликования решения городской Думы г. Иркутска о назначении городского референдума. Выделенные денежные средства поступают в распоряжение территориальной городской комиссии по проведению городского референдума и распределяются ею между участковыми комиссиями по проведению городского референдума.
Председатели комиссий по проведению городского референдума распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по проведению городского референдума по финансовым вопросам.
Неизрасходованные бюджетные средства, предназначенные для проведения городского референдума, остаются на специальном счете и могут расходоваться только на проведение выборов в органы городского самоуправления либо городских референдумов.
Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение городского референдума, устанавливаются территориальной городской комиссией по проведению городского референдума в соответствии с законодательством.
Формы финансового отчета комиссий по проведению городского референдума о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение городского референдума, устанавливаются территориальной городской комиссией по проведению городского референдума в соответствии с законодательством.
Участковые комиссии по проведению городского референдума представляют территориальной городской комиссии по проведению городского референдума финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов городского референдума.
Территориальная городская комиссия по проведению городского референдума представляет финансовый отчет о расходовании средств городского бюджета городской Думе г. Иркутска не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов городского референдума. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Статья 30. Агитация по вопросам, вынесенным на городской референдум

Граждане, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения городского референдума, за или против участия в городском референдуме, за или против проекта местного нормативного правового акта, действующего местного нормативного правового акта или иного вопроса, выносимого на городской референдум.
Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:
1) органам государственной власти, органам городского самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;
4) членам комиссий по проведению городского референдума.
Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения городского референдума. В день проведения городского референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссией по проведению городского референдума, сохраняются на прежних местах.
Агитация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, может проводиться:
1) через средства информации;
2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);
3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
4) в иных не запрещенных законом формах.
Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выдачу. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Комиссии по проведению городского референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению городского референдума и в помещениях участков городского референдума запрещается.
Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные органы, органы городского самоуправления, организации, либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств городского самоуправления обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на городской референдум.

Глава 4

ГОЛОСОВАНИЕ НА ГОРОДСКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 31. Помещение для голосования

Помещение для голосования представляется в распоряжение участковой комиссии по проведению городского референдума главой городского самоуправления - мэром города.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на городском референдуме не допускается.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия по проведению городского референдума оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на городском референдуме как за, так и против вопроса, вынесенного на городской референдум, а если на городской референдум вынесен проект местного нормативного правового акта, то на стенд помещается текст этого проекта и текст действующего местного нормативного правового акта, который предлагается отменить или изменить.

Статья 32. Бюллетень для голосования на городском референдуме

В бюллетене для голосования на городском референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на городской референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Каждый бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.
При вынесении на городской референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на городском референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями.
При вынесении на городской референдум проекта местного нормативного правового акта территориальная городская комиссия по проведению городского референдума решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текста, выносимого на городской референдум проекта нормативного правового акта. Если текст проекта нормативного правового акта городского самоуправления не приобщается к бюллетеню для голосования, то он вывешивается в помещении каждого участка городского референдума для всеобщего ознакомления.
В случае проведения городского референдума в один день с иным референдумом бюллетени для голосования на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.
Форма и текст бюллетеня для голосования на городском референдуме утверждаются территориальной городской комиссией по проведению городского референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения городского референдума. Бюллетени для голосования на городском референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения городского референдума по распоряжению территориальной городской комиссии по проведению городского референдума.
Участковые комиссии по проведению городского референдума получают от территориальной городской комиссии бюллетени для голосования не позднее чем за четыре дня до дня проведения городского референдума.
По каждому участку городского референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в городском референдуме на данном участке.
В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению городского референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией по проведению городского референдума бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 33. Порядок голосования на городском референдуме

На всех участках городского референдума голосование проводится с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению городского референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения городского референдума.
На участках городского референдума, образованных в воинских частях, санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, участковая комиссия по проведению городского референдума может объявить голосование законченным ранее 22 часов, если проголосовали все граждане, имеющие право на участие в городском референдуме, включенные в список.
Гражданин, который в день голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении территориальной городской (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) комиссий по проведению городского референдума. При этом не должна быть нарушена тайна голосования.
В правом верхнем углу выдаваемого гражданину бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов комиссии по проведению городского референдума, которые заверяются печатью комиссии. Гражданин заполняет бюллетень и помещает его в конверт, который заклеивает и передает члену территориальной или участковой комиссии по проведению городского референдума. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов комиссии, которые заверяются печатью комиссии по проведению городского референдума. Территориальная комиссия по проведению городского референдума не позднее чем за три дня до дня голосования передает список досрочно проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию по проведению городского референдума.
После поступления в участковую комиссию по проведению городского референдума запечатанного конверта с бюллетенями для голосования из территориальной городской комиссии, секретарь участковой комиссии делает в соответствующей строке списка граждан запись "досрочно" и расписывается.
Конверт с бюллетенем хранится в невскрытом состоянии до дня проведения городского референдума.
В 8 часов в день проведения городского референдума председатель участковой комиссии по проведению городского референдума объявляет участок городского референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, приступить в голосованию.
При получении бюллетеня для голосования на городском референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа.
С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии по проведению городского референдума с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если гражданин, имеющий право на участие в городском референдуме, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на городском референдуме, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссии по проведению городского референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на городском референдуме".
Каждый гражданин, имеющий право на участие в городской референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования на городском референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на городском референдуме, вправе пригласить в кабину, специально оборудованную комнату или место для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссий по проведению городского референдума и наблюдений. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, о получении бюллетеня для голосования на городском референдуме.
Заполненный бюллетень для голосования на городском референдуме гражданин, имеющий право на участие в городском референдуме, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению городского референдума и наблюдателей.
Участковая комиссия по проведению городского референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в городском референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок городского референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке городского референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением территориальной городской комиссий по проведению городского референдума. Заявление о предоставления возможности проголосовать вне помещения участка городского референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению городского референдума. Членам участковой комиссии по проведению городского референдума, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка городского референдума, выдаются бюллетени для голосования на городском референдуме, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на городском референдуме указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка городского референдума. При проведении голосования вне помещения участка городского референдума вправе присутствовать наблюдатели. При возвращении членов участковой комиссии по проведению городского референдума в помещение участка городского референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в городском референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления.
Председатель участковой комиссии про проведению городского референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет секретарь или иной член участковой комиссии по проведению городского референдума, уполномоченный комиссией.
Член участковой комиссии по проведению городского референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка городского референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией.
В случае, если гражданин, имеющий право на участие в городском референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования на городском референдуме, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования на городском референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на городском референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на городском референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт.

Глава 5

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ГОРОДСКОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 34. Подсчет голосов граждан, принявших участие в городском референдуме, участковой комиссией по проведению городского референдума

По истечении времени голосования на городском референдуме председатель участковой комиссии по проведению городского референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на городском референдуме. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии по проведению городского референдума об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.
Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на городском референдуме, находящихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на городском референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка городского референдума.
В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования на городском референдуме, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находящиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению городского референдума.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по проведению городского референдума, обеспечивавших проведение голосования вне помещения участка городского референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.
При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению городского референдума, и недействительные бюллетени для голосования на городском референдуме. Недействительными считаются бюллетени для голосования на городском референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина. При возникновении сомнения в действительности бюллетеней для голосования на городском референдуме участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования на городском референдуме недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени для голосования на городском референдуме хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней.
Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению городского референдума с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
Участковая комиссия по проведению городского референдума составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
1) число граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, зарегистрированных по участку городского референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно;
2) число бюллетеней для голосования в городском референдуме, полученных участковой комиссией;
3) число бюллетеней для голосования в городском референдуме, выданных гражданам в помещении участка городского референдума;
4) число бюллетеней для голосования в городском референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка городского референдума;
5) число погашенных бюллетеней для голосования на городском референдуме;
6) число бюллетеней для голосования в городском референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
7) число бюллетеней для голосования на городском референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
8) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;
9) число действительных бюллетеней для голосования на городском референдуме;
10) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
11) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на городской референдум;
12) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на городской референдум.
В случае вынесения на городской референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в городском референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в городском референдуме, поданных против всех вариантов.
Протокол участковой комиссии по проведению городского референдума об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения, поступившие в участковую комиссию в день проведения городского референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению городского референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная городская комиссия по проведению городского референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссии. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов территориальной городской комиссии по проведению городского референдума.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению городского референдума об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в территориальную городскую комиссию по проведению городского референдума.
Второй экземпляр протокола участковой комиссии по проведению городского референдума вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на городском референдуме, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствующих при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии по проведению городского референдума до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению городского референдума предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
Документация участковых комиссий, включая бюллетени для голосования, передается в территориальную городскую комиссию по проведению городского референдума не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов городского референдума.

Статья 35. Определение результатов городского референдума

На основании протоколов участковых комиссий по проведению городского референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная городская комиссия по проведению городского референдума не позднее чем через 5 дней со дня голосования определяет результаты городского референдума.
Суммирование содержащихся в протоколах участковых комиссий по проведению городского референдума данных осуществляют члены территориальной городской комиссии с правом решающего голоса.
Территориальная городская комиссия по проведению городского референдума признает городской референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в городском референдуме.
Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
Территориальная городская комиссия по проведению городского референдуме признает решение принятым на городском референдуме, если за него в целом по городу Иркутску, проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Если на городской референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.
Решением территориальной городской комиссии по проведению городского референдума результаты голосования могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Положения, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае территориальная городская комиссия по проведению городского референдума назначает повторное голосование в течение двух недель со дня официального опубликования (обнародования) решения территориальной городской комиссии по проведению городского референдума.
О результатах городского референдума на основании протоколов участковых комиссий территориальная городская комиссия по проведению городского референдума составляет протокол, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, и в который заносятся следующие данные:
1) число образованных участковых комиссий городского референдума;
2) число протоколов участковых комиссий по проведению городского референдума, на основании которых составляется протокол об общих итогах городского референдума;
3) число граждан, имеющих право на участие в городском референдуме;
4) число бюллетеней для голосования на городском референдуме, полученных участковыми комиссиями по проведению городского референдума;
5) число бюллетеней для голосования на городском референдуме, выданных гражданам на участках городского референдума в день голосования;
6) число бюллетеней для голосования на городском референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно;
7) число бюллетеней для голосования на городском референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений для голосования;
8) число погашенных бюллетеней для голосования на городском референдуме;
9) число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
10) число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
11) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;
12) число действительных бюллетеней для голосования на городском референдуме;
13) число бюллетеней для голосования на городской референдуме, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования на городском референдуме, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
14) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на городской референдум;
15) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на городской референдум.
В случае вынесения на городской референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в городском референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, поданных против всех вариантов.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. Протокол территориальной городской комиссии по проведению городского референдума об итогах голосования составляется в 3 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии, участвующими в заседании. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования, включающая в себя полные данные протоколов всех участников комиссий по проведению городского референдума.
Член территориальной городской комиссии по проведению городского референдума, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушение настоящего Положения, поступившие в территориальную городскую комиссию по проведению городского референдума, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной городской комиссии по проведению городского референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола территориальной городской комиссии по проведению городского референдума вместе со сводной таблицей и со списком членов территориальной городской комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении результатов городского референдума, хранится у секретаря территориальной городской комиссии по проведению городского референдума.
Второй и третий экземпляры протокола территориальной городской комиссии по проведению городского референдума после подписания вместе со сводной таблицей незамедлительно направляются в городскую Думу г. Иркутска и главе городского самоуправления - мэру г. Иркутска.

Статья 36. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на городском референдуме

Принятое на городском референдуме решение и итоги голосования в целом по г. Иркутску подлежат официальному опубликованию территориальной городской комиссией по проведению городского референдума не позднее трех дней после определения результатов городского референдума. В тот же срок территориальная городская комиссия опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования. Не позднее двух недель после определения результатов городского референдума территориальная городская комиссия публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на городском референдуме, включающие все данные, внесенные в сводные таблицы, прилагаемые к протоколам участковых комиссий по проведению городского референдума.
Итоги голосования по каждому участку городского референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий, должны представляться для ознакомления любому гражданину или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.

Статья 37. Юридическая сила решения, принятого на городском референдуме

Принятое на городском референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на городском референдуме.
Решение, принятое на городском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Решение, принятое на городском референдуме, действует на всей территории г. Иркутска и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом городском референдуме.
Если для реализации решения, принятого на городском референдуме, требуется издание нормативного правового акта органов городского самоуправления, городская Дума обязана в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого городским референдумом, определить срок подготовки данного акта.

Статья 38. Хранение документации городского референдума

Территориальная городская комиссия по проведению городского референдума по окончании своей работы сдает всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждение.
По истечение одного года после официального опубликования результатов городского референдума бюллетени для голосования уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утвержденной территориальной городской комиссией по проведению городского референдума.

Статья 39. Ответственность за нарушение настоящего Положения

Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином его права на участие в городском референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов городского референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в городском референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению городского референдума и работе членов этих комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на городском референдуме, несут административную, или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава 6

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 40. Право представительного органа городского самоуправления - городской Думы г. Иркутска принимать решения по вопросам, вынесенным на городской референдум в случае непринятия по ним решения на городском референдуме
Представительный орган городского самоуправления - городская Дума г. Иркутска вправе в соответствии со своей компетенцией самостоятельно принимать решения по вопросам, вынесенным на городской референдум в случае непринятия по ним решения на городском референдуме.

Статья 41. Вступление Положения в силу

Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Комитета
по городскому самоуправлению
и связям с общественностью
Е.Л.МАЛЬЦЕВ





Приложение № 1
к Положению
"О городском референдуме
в г. Иркутске"

РЕГИСТРАЦИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

№ ________________________ г. Иркутск
номер, дата выдачи

Выдано инициативной группе граждан, созданной _______________,
руководимой _____________________________________________________,
зарегистрированной постановлением мэра г. Иркутска _______________
номер
_________________ ________________________________.
дата наименование
Регистрационное свидетельство действительно в течение 2
месяцев.
В соответствии со ст. 12 Положения "О городском референдуме в
г. Иркутске" инициативная группа с момента получения
регистрационного свидетельства вправе производить сбор подписей
жителей г. Иркутска в поддержку инициативы проведения городского
референдума.

Председатель
комитет по городскому
самоуправлению и связям
с общественностью
администрации г. Иркутска

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Выдано ______________________________________________________,
фамилия, им, отчество
члену инициативной группы городского референдума,
зарегистрированной постановлением мэра г. Иркутска _______________
номер
____________________ .
дата
Регистрационное свидетельство _______________ ______________ .
номер дата выдачи

   ----------------¬

¦ ¦
¦ ¦ Председатель
¦ ¦ комитет по городскому
¦ место самоуправлению и связям
¦ печати с общественностью
L---------------- администрации г. Иркутска _______________
Фотография





Приложение № 2
к Положению
"О городском референдуме
в г. Иркутске"

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
ГОРОДСКОГО РЕФЕРЕНДУМА

г. Иркутск

__________________________________________________________________
(порядок образования инициативной группы: наименование
объединения, образовавшего инициативную группу, собрание граждан
по месту жительства и т.п.)
__________________________________________________________________
(номер регистрационного свидетельства
и дата регистрации инициативной группы)

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении
городского референдума с формулировкой вопроса:
_________________________________________________________________.

   -----T------------------------T--------T-----------T---------------T-------T---------¬

¦N/№ ¦ Фамилия, имя, отчество ¦ Дата ¦Адрес места¦ серия и номер ¦ Дата ¦ Подпись ¦
¦п/п ¦ ¦рождения¦жительства ¦ паспорта или ¦подписи¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦заменяющего его¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документа ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+---------+
¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+------------------------+--------+-----------+---------------+-------+----------


Подписной лист удостоверяю: __________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и
номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего
подписи)
Уполномоченный инициативной группы: __________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и
номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного
инициативной группы)

(подпись и дата)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru