Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы Администрации Иркутской области от 30.03.1994 № 87
"О СХЕМЕ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 1994 г. № 87

О СХЕМЕ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЛАСТИ

В целях обеспечения целенаправленной политики по развитию и размещению производительных сил, а также проведения селективной политики развития территорий и отраслей народного хозяйства области постановляю:

1. Согласовать схему развития и размещения производительных сил Иркутской области до 2000 года (информация о схеме прилагается).

2. Комитетам, управлениям, отделам администрации области принять к руководству схему при разработке годовых прогнозов и программ социально - экономического развития области.

3. Комитетам, управлениям и отделам администрации области назначить ответственных за реализацию схемы по своим направлениям.
Ежегодно до 1 ноября представлять в Комитет по экономике и Финансовое управление информацию по выделению средств из бюджета на финансирование базовых отраслей, предусмотренных схемой.

4. Финансовому управлению области (Кузнецова Т.З.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 1994 год средства в сумме 40 (сорок) миллионов рублей на углубленную проработку схемы развития и размещения производительных сил в территориальном аспекте.

И.о. главы
администрации области
В.К.ЯКОВЕНКО





Согласована
постановлением
главы администрации области
от 30 марта 1994 года
№ 87

КОМИТЕТ ПО ЭКОНОМИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

СЕКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИЭиОПП

ИНФОРМАЦИЯ
о "Схеме развития и размещения производительных сил
Иркутской области на период 1993 - 2000 гг. "

ИРКУТСК 1994 Г.

Рабочая группа по составлению "Схемы развития и размещения производительных сил области в условиях перехода на рыночную экономику" была создана распоряжением первого заместителя главы администрации от 23.03.1993 № 338-рз. Ее возглавили: заместитель главы администрации Сюткин Б.И. - председатель рабочей группы; председатель Комитета по экономике Иргл А.И. - заместитель председателя. В состав группы вошли представители комитетов и управлений администрации, проектных и научно - исследовательских институтов. Ответственными за разработку "Схемы" были назначены руководители отраслевых комитетов, отделов, управлений администрации области.
"Схема" разрабатывалась на основе "Временных методических рекомендаций", подготовленных Минэкономики РФ.
С марта по октябрь 1993 года было проведено 6 заседаний у зам. главы администрации Сюткина Б.И. Комитетом по экономике было проведено 14 рабочих совещаний, на которых обсуждались с разработчиками отдельные разделы "Схемы".
Первая краткая редакция "Схемы" имеет объем около 400 страниц с таблицами, схемами, картами. Полная редакция в настоящее время заносится в компьютерный банк Комитета по экономике.

ВВЕДЕНИЕ

Спад промышленного производства в области до недавнего времени происходил медленнее, чем в других областях России, за счет увеличения поставок на внешний рынок алюминия, лесоматериалов, целлюлозы, картона, жидкого топлива и химических товаров, занимающих большой удельный вес в общем объеме выпускаемой промышленностью области продукции. Этот процесс замедляется в связи с "переломом" вышеуказанных рынков и изменением эффективности производств указанных товаров.
В то же время сложившаяся ситуация интенсивного развития беспошлинной бартерной торговли и расширение состава участников экспортно - импортных операций увеличили завоз в область ряда видов продовольственных и промышленных потребительских товаров без учета возможностей внутренних производителей, что привело к сокращению собственного производства мяса, птицы, молока, кондитерских изделий, швейных изделий, обуви и т.д.
Спад производства и снижение его эффективности вызвали приток на рынок области производственных и потребительских товаров, в основном низкого качества и не учитывающих специфику местных природно - климатических условий, преимущественно из Китая. Это выступает в настоящее время тормозом на пути развития производств местными товаропроизводителями. Нужна экономически и административно продуманная система селективной защиты внутреннего рынка.
Стабилизация экономики области может обеспечиваться мощной электроэнергетической базой, резервы которой в состоянии гарантировать не только рост внутренних ее потребностей, но и поставок в соседние районы и на экспорт, при соблюдении определенных экономических условий.
Схемой определены первоочередные задачи развития отраслей народного хозяйства:
- в лесном комплексе - увеличение мощностей по глубокой механической переработке древесины, модернизация предприятий по химической ее переработке и утилизации отходов с организацией выпуска потребительских товаров для внутреннего и внешнего рынков. Объем лесозаготовок при этом в целом по области, вероятно, практически не изменится, но вместе с тем должно произойти их перемещение в северные районы и расширение масштабов использования лиственных пород (рис. 4)<*>;
   --------------------------------

<*> - Не прилагается.

- в химическом и нефтехимическом комплексе наряду с внедрением более современных технологий и оборудования предстоит создать мощности по выпуску товаров народного потребления и пользующихся спросом на внутреннем и зарубежных рынках крупнотоннажных продуктов переработки нефти и хлорорганического синтеза, лекарственных препаратов;
- наличие резервов сельхозугодий и низкий уровень использования находящихся в эксплуатации создают предпосылки как для увеличения масштабов производств современной переработки и реализации сельхозпродукции, так и для расширения и восстановления ареалов сельскохозяйственного расселения путем организации фермерских хозяйств за счет переселенцев из индустриальных центров области и из-за ее пределов. Организация переработки и хранения сельхозпродукции позволит обеспечивать по ряду видов продукции земледелия не только собственные потребности, но и направлять их в соседние районы Якутии и зоны БАМ: картофель, овощи местного ассортимента, капуста;
- высокий уровень научно - технического и проектного потенциала и конверсия оборонных предприятий создают условия внедрения и последующего тиражирования современных наукоемких технологий по созданию средств телекоммуникаций и связи, технически сложных товаров народного потребления;
- месторождения рудного золота, редких металлов, магнезита и углеводородного сырья, природных высокоминерализованных рассолов уникальны по качеству и запасам. Значимость и необходимость их для экономики России и в решении экологических проблем области велики и позволяют осуществить их освоение и в условиях сложного в финансовом отношении этапа реконструкции народного хозяйства республики и области;
- реализация различных проектов и программ должна сопровождаться изменением подходов к жилищной проблеме путем расширения малоэтажной и коттеджной застройки населенных мест, отказом от ускоренного создания необоснованно крупных индустриальных центров, усилением развития систем межселенного обслуживания, развитием современных средств связи и транспорта.

1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Анализ природно - ресурсного потенциала, оценка экологической обстановки на территории области, инфраструктурной обустроенности, экономических возможностей и социальных потребностей позволил выделить следующие приоритетные направления в развитии ее экономики.

I. Реализация газохимического проекта: освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения, строительство газоразделительного завода и квалифицированное использование всех компонентов природного газа и конденсата. Она позволит провести модернизацию технологических процессов на предприятиях химической, нефтехимической, микробиологической и др. отраслей промышленности юга области, что уменьшит вредное экологическое воздействие, повысит эффективность и качество многих видов выпускаемой продукции.
Большая капиталоемкость и вместе с тем высокая экологическая эффективность требуют частичного финансирования его из федерального бюджета. Нужно только тщательно проработать этапность реализации проекта, учесть проблемы, связанные с развитием угольной промышленности на территории области, возможности экспорта электроэнергии и продукции нефтехимических и других производств.

II. Расширение масштабов добычи россыпного и организация освоения месторождений рудного золота. Эффективность и целесообразность этого направления обусловливается следующими моментами:
- продолжающимся ростом потребления золота и ростом цены на него на мировом рынке;
- рентабельностью добычи золота из большинства россыпных месторождений и эффективностью создания золоторудного комбината для освоения рудных месторождений;
- необходимостью создания залогового фонда области путем помещения золота в высокопрестижные банки, в т.ч. зарубежные;
- высокой эффективностью развития ювелирного производства с использованием драгоценных и полудрагоценных камней местных месторождений.

III. Разведка и освоение месторождений алмазов. Территория области имеет благоприятные предпосылки на открытие месторождений алмазов как на севере, в пограничном с Западной Якутией - Саха Катангском районе, так и в южной части области - в Присаянье. Следует обратить внимание, что создание алмазодобывающей промышленности на территории области по срокам может совпасть с началом спада их добычи в Якутии - Саха. Не случайно АС "Алмазы - Саха" проявляет интерес к разведке месторождений алмазов в Катангском районе, т.к. это позволит ему сохранить свое положение не только на внутреннем рынке России, но и мировом. Тем более что в Якутии - Саха уже организована огранка ювелирных алмазов.
Большая значимость для России увеличения добычи золота и алмазов выдвигает оба этих направления в число имеющих федеральное значение, что, безусловно, предполагает либо прямое финансирование части мероприятий из федерального бюджета, либо установление налоговых льгот в отношении платежей, направляемых в федеральный бюджет золото- и алмазодобывающими предприятиями с целью использования этих средств для непосредственного финансирования мероприятий по разведке и организации добычи золота и алмазов на новых месторождениях. Второй вариант, безусловно, предпочтительней, поскольку он сокращает процесс получения финансовых ресурсов, повышает ответственность самих АО и артелей за расширение добычи. В реализации любого из этих направлений велика должна быть и роль областных органов власти. Ведь речь идет не только о создании новых рабочих мест, но и о существенном повышении возможностей для увеличения залогового фонда - важного средства для привлечения кредитов для инвестиционной деятельности на территории области.

IV. Формирование Савинско - Онотского горно-промышленного узла по добыче и переработке нерудного сырья. Сосредоточение на относительно компактной территории в предгорьях Саян большой группы месторождений уникальных видов нерудного сырья и начало работ по освоению Савинского месторождения высококачественных магнезитов коренным образом меняет эффективность освоения других известных здесь месторождений нерудного сырья. В первую очередь речь может вестись о расширении добычи и организации помола талька. В настоящее время Онотский тальковый рудник обеспечивает только не менее 50% потребностей России. Оставшуюся часть покрывают импортом талькового порошка. Вместе с тем запасы талька позволяют не только удовлетворить полностью потребности России, но и вести продажу благодаря высокому качеству на зарубежном рынке талькового порошка. Но для этого необходима организация обогащения и помола в соответствии с требованиями потребителей. Все необходимое для этого оборудование может быть произведено на отечественных предприятиях ВПК.
Первый этап освоения месторождения магнезита облегчается тем, что его переработку можно организовать на действующих мощностях Восточно - Сибирского огнеупорного завода и Ангарского цементного завода. По мере наращивания объемов его добычи с 600 - 700 тыс. т до 2000 тыс. т потребуется создание новых мощностей для обжига магнезита, вблизи от месторождения. К этому моменту АО "Магир", которое взялось за освоение месторождения магнезита, станет основным добытчиком и переработчиком магнезита в России.
Освоение других месторождений нерудного сырья этого региона имеет большое региональное значение. Вовлечение в примышленную эксплуатацию Цаган - Ходинского месторождения химически чистых известняков позволит отказаться от их завоза из республики Бурятия на действующие мощности, увеличить производство высококачественной извести в области. На базе месторождений офикальцита, мраморного оникса, пегматита могут быть созданы мощности по выпуску зеркальной и метлахской плиток, поделочных изделий. По мере наращивания мощностей и повышения качества выпускаемой продукции рынок перечисленных изделий может перешагнуть границы области.
Для ускорения формирования Савинско - Онотского горно-промышленного узла необходимо приблизить создание механизма концентрации средств, которыми располагают потенциальные инвесторы, федеральные и территориальные органы управления, заинтересованные в его создании и функционировании. Дело в том, что процессу освоения месторождений должно предшествовать инфраструктурное обустройство территории; строительство железной и автомобильных дорог, линий электропередач, систем связи, сети поселений и т.д. (рис. 10) <*>
   --------------------------------

<*> - Не прилагается.

Оценивая целесообразность формирования этого узла, надо принимать во внимание еще два обстоятельства:
- он может стать опорой для последующего освоения месторождений редких металлов, расположенных в Саянах в границах Черемховского района;
- в нем должен возродиться лесопромышленный комплекс, который в настоящее время практически прекратил свое существование из-за допущенного в предшествующий период переруба расчетной лесосеки. Объемы промышленных лесозаготовок в 60 - 70-е годы достигали 700 - 750 тыс. куб.м в год, в основном хвойных пород. Расчетная лесосека с 1992 г. установлена только в лесах I и II групп. В целом по району она определена в 381,2 тыс. куб.м, в т.ч. 247,9 тыс. куб.м приходится на лиственные породы. Пока промышленных лесозаготовок поэтому делать нельзя.

V. Освоение непромышленных и мелких месторождений угля, нефти, газа и конденсата для местных нужд. Актуальность этого направления диктуется большими размерами территории области, что в условиях роста затрат на транспортировку и хранение делает оправданным вовлечение в эксплуатацию небольших залежей угля, углеводородного сырья, расположенных непосредственно у мест размещения потребителей. Для добычи угля нет необходимости приобретать специальное дорогостоящее оборудование, а можно обойтись универсальной землеройной техникой. В области уже существуют карьеры по добыче угля для местных нужд. Используются ресурсы газа, конденсата, нефти для местных потребителей. Необходимо эту работу активизировать с помощью или при содействии органов территориального управления. Ведь основными потребителями топлива будут выступать организации муниципальной собственности, занятые обеспечением населения теплом. Важно также ускорить применение мини - установок для получения светлых нефтепродуктов из конденсата и нефти мелких месторождений.

VI. Ускорение создания мощностей по глубокой механической переработке заготавливаемой в области древесины, развитие мебельного, домостроительного производств. Применение для утилизации отходов прессования с термообработкой (без применения экологически опасных смол).
Организация выпуска автономных экологически чистых коттеджей. Для этого необходимо использовать отопительное оборудование АО "Тепломаш" и наладить на базе использования алюминиевых сплавов выпуск локальных установок для переработки канализационных стоков (финские коттеджи такого типа стоят от 80 до 200 тыс. дол.).

VII. Организация финансово - промышленной группы на базе заводов, специализирующихся на радиоэлектронике для выпуска технически сложных товаров народного потребления и оборудования для отраслей специализации области.
Создание на базе свободных производственных площадей действующих предприятий машиностроения и металлообработки, производств для удовлетворения потребностей области в литых заготовках и поковках, стандартизованном и нормализованном крепеже, метизах, режущем и вспомогательном инструменте, нестандартном оборудовании и средствах технологического оснащения аграрно - промышленного, лесозаготовительного и деревообрабатывающего и других важных для области хозяйственных комплексов.

VIII. Повышение урожайности и продуктивности, в первую очередь за счет внедрения высокоурожайных сортов и высокопродуктивных пород, и содействие со стороны местных органов власти развитию малых и средних мощностей для хранения и переработки продукции земледелия и животноводства с целью максимального удовлетворения потребностей населения области в высококачественных, полноценных продуктах питания. Селективная поддержка товаропроизводителей на рынке сельскохозяйственной продукции.

IX. Организация Верхнеленской транспортной компании на базе объединения акционерных предприятий речного флота, расположенных в Усть - Куте, Киренске, Алексеевке, Качуге, Жигалово. Создание на базе принадлежащих им судов "река - море" совместного предприятия для осуществления морских перевозок из создаваемого в городе Находка портового хозяйства.
Ускорение реконструкции и строительства сети магистральных автодорог и аэропортов.
Перечисленные направления развития экономики области охватывают лишь основные, узловые, опираясь на которые должно вестись формирование остальных структур, необходимых для эффективного функционирования как хозяйственного комплекса области в целом, так и любого города и района. Последнее особенно важно в связи с возрастанием роли местного самоуправления.
Для реализации перечисленных направлений необходима разработка программных документов, важной составной частью которых должны стать вопросы маркетинга, финансового обеспечения, управления.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

По значимости перечисленные и другие проекты можно разделить на федеральные, межобластные, областные и местные. Ряд взаимосвязанных друг с другом по технологии использования сырья, срокам реализации, территории размещения и другим факторам проектов целесообразно соединять в единые программы, с тем чтобы можно было более рационально использовать при их реализации финансовые и материальные ресурсы всех потенциальных участников. Положительные результаты такого подхода в области хорошо известны на примере Среднего Приангарья. Но эта программа была реализована в условиях централизованного финансирования всех участников из государственного бюджета. Не было даже попыток использования кредитных ресурсов банка. В складывающихся условиях вопросы финансирования отдельных проектов, не говоря о программах, выливаются в сложнейшую проблему. Весьма заманчиво, чтобы, в зависимости от значимости проекта или программы, их реализация становилась прерогативой соответствующего уровня в иерархии управления, т.е. осуществлялась бы за счет средств соответствующего уровня бюджета или специализированного банка, как в КНР. Но такая логика приемлема в условиях сохранения государственной собственности, устойчивого формирования доходной части бюджета каждого уровня, отсутствия инфляционных процессов. Этого ничего нет в настоящее время. Бюджеты формируются с дефицитом, действующие предприятия не имеют достаточных собственных финансовых ресурсов для своего развития, собственные средства коммерческих банков ограничены, а кредитные ресурсы Центрального банка выделяются под такой процент, что его способны выдержать только коммерческие торгово - посреднические структуры. Поэтому необходим поиск путей реализации как отдельных проектов, так и взаимосвязанных групп программ.
Чтобы понять плюсы и минусы всех возможных подходов, воспользуемся методом анализа экономических интересов всех потенциальных участников реализации проектов и программ. Экономические интересы населения региона сводятся к следующему:
- обеспечение стабильной занятости всех желающих работать, включая молодежь, пенсионеров и инвалидов;
- гарантии высоких доходов за выполненную работу;
- развитый потребительский рынок товаров и услуг с учетом потребностей всех социальных групп населения;
- стабильное состояние окружающей среды и ее улучшение в случае наличия нарушений под воздействием предыдущей хозяйственной деятельности.
Экономические интересы администраций области (городов, районов) сводятся к:
- увеличению доходной части бюджета;
- сокращению расходной части бюджета.
В настоящее время для администрации области важной задачей является создание траст - фонда (фонда будущих поколений), который можно использовать в качестве залогового фонда, если он будет образован за счет зачислений в твердой валюте или хранения золота и других ценностей в специализированном на таких операциях банке.
Увеличение доходной части бюджета связано с ростом количества физических и юридических налогоплательщиков и размеров их платежей. Сокращение расходной части предполагает уменьшение количества занятых на государственной службе и, естественно, снижение расходов на управление, а также развитие конкуренции на рынках услуг населению. Реализация и оптимизация схемы управления предполагает ликвидацию тех административно - территориальных образований (городов и районов), которые не в состоянии самостоятельно обеспечивать необходимый минимум доходной части бюджета. В ряде случаев увеличение доходной части бюджета может быть достигнуто за счет дотаций из вышестоящего бюджета. Но получение дотаций (субвенций) должно производиться под определенные стратегические цели, а не просто для решения текущих проблем. Только таким путем можно избежать иждивенчества в получении дотаций. К сожалению, в настоящее время (мы это наблюдаем по целому ряду городов и районов) администрации перестали искать пути уменьшения бюджетного дефицита, в т.ч. за счет получения внебюджетных доходов и сокращения расходной части. Им "удобнее" быть в роли просителей. Одной из задач вышестоящей администрации является сокращение количества дотационных районов. Однако сейчас, когда власть неустойчива, пытаются использовать дотации как экономический "пряник" и "кнут" одновременно.
Для рабочих предприятий любой формы собственности интерес проявляется в увеличении доходов и улучшении условий труда. Для достижения этого они могут прибегнуть к смене места работы. Предприятия любой формы собственности заинтересованы в создании условий для воспроизводства. Причем здесь согласуются интересы как руководителей - собственников или наемных, так и рабочих.
Согласование экономических интересов в целях экономической стабильности региональной системы любого уровня предполагает использование различных средств воздействия на процессы экономического развития и взаимодействия субъектов. В условиях повышения экономической самостоятельности всех участников возможно использовать сочетание следующих финансовых источников для осуществления регионального развития:
- бюджетное субсидирование и кредитование;
- прибыль от производственно - хозяйственной и предпринимательской деятельности;
- государственные и региональные заказы, займы (например, хлебный в Нижнем Новгороде);
- налоговая политика;
- правовое регулирование и административный контроль.
Региональная политика предполагает использование программного подхода в качестве инструмента крупных целенаправленных преобразований, который должен сочетаться с административными и экономическими формами регионального регулирования.
Каждая региональная или федеральная программа (проект) требуют одной из конкретных форм организации процесса их осуществления:
- создание корпоративной системы,
- образование по конкретной программе государственного (регионального) заказчика.
Каждая из этих форм имеет свои плюсы и минусы. Для выбора конкретной формы при реализации той или иной федеральной или региональной программы необходимо проведение специальных научных и проектных проработок, что выходит за рамки разрабатываемой Схемы, в которой мы только выделили первоочередные, наиболее эффективные и нужные для решения экономических и экологических проблем области проектные и программные направления. В частности, мы уже отмечали важность газификации для повышения эффективности нефтехимического и экологичности теплоэнергетического комплексов. В тесном контакте с ними находится и энергоемкая цветная металлургия - электролиз алюминия. Объединение их в единую структуру для координации интересов и соединения имеющихся у них финансовых ресурсов для развития позволит выработать правильную политику и гарантировать конкурентоспособность конечной продукции на внутреннем и мировом рынках. Причем ориентация этого комплекса должна идти на выпуск продукции с высокими потребительскими свойствами. Прежде всего речь идет о выпуске алюминиевого проката и сплавов для строительства, автомобильной и авиационной промышленности, алюминиевой пищевой фольги (из алюминия высокой чистоты), товаров из пластмасс и т.д.
Только этому комплексу под силу может быть реализация проекта по освоению ресурсов газа и нефти: он заинтересован в этом; только он может собрать воедино необходимые финансовые ресурсы под свои имущественные гарантии.
Другая корпоративная структура может быть создана на основе объединения интересов предприятий цветной металлургии, металлообработки и радиоэлектроники для выпуска конкурентоспособной продукции с использованием полученных из высококачественного сырья кремния, лития, тантала, ниобия и др. и алюминиевых сплавов.
Следующая предполагает объединение усилий на организации выпуска высококачественной листовой стали для предприятий металлообработки области, производящих отопительное оборудование, сантехнические изделия, речные суда и т.п.
Учитывая транспортно - экономическое положение области, необходимо создание корпоративной системы в лесопромышленном комплексе, ориентированной на выпуск товаров, рассчитанных на конечное потребление на местном и зарубежной рынках: мебель, домостроение, бумага, изделия из картона и т.п.
Перечень структур можно продолжать и дальше, ведь в этом испытывают потребности легкая и пищевая промышленность, агропромышленный комплекс, фармацевтическая промышленность и т.д.
Помимо того, что создание корпоративных структур преследует цель создания конкурентоспособной на мировом рынке продукции, без чего немыслимо выживание экономики области, они должны позволить уменьшить налоговое бремя, без чего невозможно дальнейшее развитие, заинтересовав все структуры, прямо или косвенно участвующие в производстве, на выпуск конечной продукции. При этом должен быть реализован принцип уменьшения затрат и повышения качества, конкурентоспособности.
В настоящей записке мы сконцентрировали внимание на первоочередных предложениях по развитию производств, изложенных в отраслевых разделах Схемы. Именно их анализ и дал основу для рекомендаций по контурам возможных корпоративных структур, которые должны носить производственно - финансовый характер. Мы не исключаем и другого подхода к созданию корпоративных структур на базе организации финансово - промышленных компаний или сбытовых организаций (по типу синдикатов 20-х годов). Но при этом мы осознаем, что при организации первых резко возрастает роль бюджетных финансовых ресурсов, поскольку банковский кредит для их становления при временной процентной ставке неприемлем. К тому же в этом случае значительно выше должна быть и роль органов административного управления, в первую очередь потому, что они должны будут определять целесообразность бюджетного финансирования, а следовательно, и контролировать правильность использования выделенных на эти цели средств.
При подготовке предпроектных проработок по каждому комплексу следует учитывать возможности участия в них и предприятий из смежных регионов: республик Бурятия, Хакасия, Саха - Якутия, Красноярского края и Читинский области.
Важную роль в предупреждении экономического спада и структурных изменениях в каждом конкретном регионе области приобретает работа местных органов администраций по определению возможностей развития экономики на подведомственной территории. От этого зависит как предупреждение безработицы, так и увеличение доходной части местных бюджетов. В таблицах 1 и 2 очерчен круг той информации, которой необходимо располагать в постоянно обновляющемся виде для того, чтобы принимать решения по размещению на подведомственной территории новых производственных мощностей, по использованию природных ресурсов, по привлечению капиталов извне или выделению средств из бюджета, принятия решений по льготному налогообложению и т.д., и вообще, чтобы быть в состоянии проявить инициативу. Администрация области в лице Комитета по экономике, в свою очередь, может создать технологию по стимулированию такой инициативы. Для этого нужно разработать программу региональных стратегий, фонд программного финансирования (районы и города будут конкурировать за эти средства), учредить координаторов программ, очертить контуры реализации во времени и размере финансовых ресурсов.
На картосхемах (рис. 1 - 10,<*> таблица 3) дана обобщенная информация по природно - ресурсному потенциалу, экологическим и другим условиям на территории области, сложившимся в настоящее время. Ее использование будет полезно при подготовке предложений от городов и районов области.
   --------------------------------

<*> - Не прилагается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Схема показала, что в условиях углубляющегося управленческого кризиса, ослабления функций государственного управления экономикой от администрации области требуется воздействие на экономику посредством:
- прямого управления государственными предприятиями, не подлежащими приватизации;
- действенного участия органов местного самоуправления в руководстве акционерными обществами, холдинговыми компаниями, финансово - промышленными группами;
- содействия созданию в области финансово - промышленных групп как средства, обеспечивающего накопление, концентрацию и обращение финансового капитала, повышение управляемости и конкурентоспособности производства с использованием потенциала сопредельных территорий.
Первая редакция Схемы была представлена в октябре 1993 года в Отдел комплексного прогнозирования развития и размещения производительных сил Минэкономики РФ для апробации, а также в ЦЭНИИ при Минэкономики РФ и СОПСиЭС для экспертизы. Заключение ЦЭНИИ на Схему было положительным. Вместе с тем отмечена недостаточная глубина анализа последствий перевода на новые условия управления, на темпы развития и характер технологической перестройки отдельных отраслей и звеньев хозяйства, различающихся спецификой функционального назначения, капиталоемкостью производства, уровнем квалификации промышленно - производственного персонала и выпускаемой продукции, степенью диверсификации производственных связей и характером пространственного размещения основных, смежных и вспомогательных предприятий, технологических звеньев производства. Хотя, по мнению разработчиков, все эти вопросы решаются при рассмотрении конкурсных проектов и программ на основе имеющихся в Схеме разработок. Заранее, как показал печальный опыт, запланировать эти параметры невозможно.
В связи с быстро изменяющейся экономической ситуацией, сложностью и новизной выявившихся региональных проблем, необходимостью выработки нетрадиционных путей их решения, адекватных рыночным условиям, дальнейшую работу над Схемой следует продолжить и в 1994 году по детальной проработке вопросов финансирования, экономической эффективности и целесообразности проектов и программ в территориальном аспекте.
В соответствии с письмом заместителя министра Минэкономики РФ от 08.02.1994 № М70-12/48-4220 "О разработке в 1994 году Схем развития и размещения производительных сил в субъектах Российской Федерации", в связи с изменением взаимоотношений между республиканским и областным бюджетами финансирование работ по Схеме необходимо учесть при формировании областного бюджета, так как Минфином РФ размеры средств на разработку Схем включены в базу при расчете объемов территориальных бюджетов на 1994 год по статье 27 (раздел 100 бюджетной классификации).





Таблица 1

Характеристика социально - экономических условий
для развития новых производств в ____________ районе

   --------------T-------------T------------T----------------------------T-----------T-----------------------------T----------------¬

¦Характеристи-¦ Возможные ¦Потребность ¦ Условия ¦ Потребные ¦ Характеристика рынка ¦Основные ¦
¦ка природных ¦ направления ¦ в трудовых +------T----T----T-----T-----+финансовые ¦ продукции, услуг и его ¦преимущества, ¦
¦ресурсов ¦использования¦ ресурсах, ¦транс-¦эле-¦теп-¦водо-¦кана-¦ ресурсы ¦ емкость ¦обеспечивающие ¦
¦ ¦ ¦ чел. ¦порт- ¦кт- ¦лос-¦снаб-¦лиза-+----T------+----T------T------T-----T----+конкурентоспо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ного ¦рос-¦наб-¦жения¦ции ¦все-¦в т.ч.¦мес-¦облас-¦регио-¦феде-¦ми- ¦собность: ¦
¦ ¦ ¦ ¦освое-¦наб-¦же- ¦ ¦ ¦го ¦креди-¦тный¦тной ¦наль- ¦раль-¦ро- ¦а) новизна, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ния ¦же- ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦тные ¦ ¦ ¦ный ¦ный ¦вой ¦б) низкая, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в) высокая ¦
+-------------+-------------+------------+------+----+----+-----+-----+----+------+----+------+------+-----+----+----------------+
¦Свободные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Речь идет о ¦
¦лесные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятиях и ¦
¦ресурсы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦их продукции ¦
¦а)запас, млн.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦куб.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦б) расчетная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лесосека, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦т куб.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в) породный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦состав, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦г) запас на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦га куб.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦д) средний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦размер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хлыста, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦куб.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Месторождения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦минерального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сырья: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦а) запасы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦млн. т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦б) качество, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в) мощность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Земельные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Включая ¦
¦ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фермерские ¦
¦(резервы): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйства ¦
¦а) площадь, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦б) качество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦почв ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Рекреационные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Различные ¦
¦ресурсы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объекты туризма,¦
¦а) площадь, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отдыха, лечения ¦
¦б) емкость по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сезонам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+-------------+------------+------+----+----+-----+-----+----+------+----+------+------+-----+----+-----------------






Таблица 2

Оценка экономических возможностей ____ района для
социально - экономического развития

(млн. руб.)
   ------T---T-----T----T------T-------T---------------T---------------T-----T-------------------T----T------------------------T----¬

¦Наи- ¦Го-¦Коли-¦Фонд¦Подо- ¦Аморти-¦ Налоги и ¦ Налоги из ¦Дота-¦ Дивиденды по ¦Фонд¦ Капитальные ¦Ост.¦
¦мено-¦ды ¦чест-¦пот-¦ходный¦зация ¦ платежи из ¦ прибыли ¦ции ¦ акциям ¦без-¦ вложения ¦сво ¦
¦вание¦ ¦во ¦ре- ¦налог,¦на пол-¦ себестоимости ¦ ¦на +----T--------------+ра- +----T-------------------+ной ¦
¦осно-¦ ¦заня-¦бле-¦млн. ¦ное +----T----------+----T----------+соде-¦все-¦в том числе ¦бо- ¦все-¦ в том числе ¦при-¦
¦вных ¦ ¦тых ¦ния,¦руб. ¦восста-¦все-¦ в том ¦все-¦ в том ¦ржа- ¦го +----T----T----+ти- ¦го ¦ за счет ¦быль¦
¦пред-¦ ¦чел. ¦млн.¦ ¦новле- ¦го ¦ числе ¦го ¦ числе ¦ние ¦ ¦Фе- ¦об- ¦Му- ¦цы ¦ +----T----T----T----+(+),¦
¦прия-¦ ¦ ¦руб.¦ ¦ние, ¦ +----T-----+ +----T-----+неп- ¦ ¦де- ¦лас-¦ни- ¦ ¦ ¦амо-¦при-¦кре-¦про-¦убы-¦
¦тий и¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн. ¦ ¦об- ¦муни-¦ ¦об- ¦муни-¦роиз-¦ ¦рал.¦тной¦цип.¦ ¦ ¦рти-¦были¦ди- ¦чих ¦тки ¦
¦орга-¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб. ¦ ¦лас-¦ципа-¦ ¦лас-¦ципа-¦вод. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦за- ¦ ¦тов ¦ ¦(-) ¦
¦низа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тной¦льный¦ ¦тной¦льный¦сферы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---+-----+----+------+-------+----+----+-----+----+----+-----+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+---+-----+----+------+-------+----+----+-----+----+----+-----+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----

1992





Таблица 3

Оценка благоприятности резервных строительных площадок
Иркутской области по экологическим факторам

   -----T---------------------T-----------------T-------------------¬

¦ № ¦ Наименование ¦ Степень ¦ Степень ¦
¦п/п ¦ промышленных ¦ благоприятности ¦ благоприятности ¦
¦ ¦ районов и ¦ по данным ¦ по экологическим ¦
¦ ¦ резервных ¦ Районной ¦ факторам ¦
¦ ¦ строительных ¦ планировки ¦ ¦
¦ ¦ площадок ¦ ¦ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ Иркутско - Черемховский ¦
+----T---------------------T-----------------T-------------------+
¦ 1. ¦Иркутск ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ 2. ¦Шелехов ¦н. д. ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ 3. ¦Мегет ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ 4. ¦Ангарск ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ 5. ¦Усолье - Сибирское ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ 6. ¦Черемхово ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ 7. ¦Свирск ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ 8. ¦Усть - Орда ¦н. д. ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ 9. ¦Савино ¦++ ¦++ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦10. ¦Байкальск ¦н. д. ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ Зиминско - Тулунский ¦
+----T---------------------T-----------------T-------------------+
¦11. ¦Тулун ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦12. ¦Куйтун ¦н. д. ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦13. ¦Зима ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦14. ¦Саянск ¦++ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦15. ¦Белая Зима ¦+ ¦++ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦16. ¦Балаганск ¦н. д. ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ Тайшетско - Чунский ¦
+----T---------------------T-----------------T-------------------+
¦17. ¦Тайшет ¦++ ¦++ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦18. ¦Бирюсинск ¦н. д. ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦19. ¦Алзамай ¦+ ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦20. ¦Нижнеудинск ¦++ ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦21. ¦Лесогорск ¦++ ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦22. ¦Чунский ¦н. д. ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ Братско - Усть - Илимский ¦
+----T---------------------T-----------------T-------------------+
¦23. ¦Братск ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦24. ¦Усть - Илимск ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦25. ¦Янгель ¦н. д. ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦26. ¦Рудногорск ¦н. д. ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦27. ¦Новая Игирма ¦н. д. ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ Верхне - Ленский ¦
+----T---------------------T-----------------T-------------------+
¦28. ¦Усть - Кут ¦+ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦29. ¦Подымахино ¦++ ¦- ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦30. ¦Марково ¦++ ¦++ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦31. ¦Макарова ¦++ ¦++ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦32. ¦Киренск ¦++ ¦++ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦33. ¦Калинина ¦++ ¦++ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦34. ¦Непа ¦++ ¦++ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦35. ¦Магистральный ¦++ ¦++ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦ Мамско - Бодайбинский ¦
+----T---------------------T-----------------T-------------------+
¦36. ¦Бодайбо ¦н. д. ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦37. ¦Мамакан ¦+ ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦38. ¦Витимский ¦+ ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦39. ¦Мама ¦н. д. ¦+ ¦
+----+---------------------+-----------------+-------------------+
¦40. ¦Сухой Лог ¦++ ¦++ ¦
L----+---------------------+-----------------+--------------------


Степень благоприятности площадок к освоению:
++ благоприятное, + ограниченно благоприятное,
- неблагоприятное, н. д. - нет данных.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru