РЕШЕНИЕ Иркутского областного СНД от 09.02.1991 № 3/19
(ред. от 25.12.1992)
"О ВВЕДЕНИИ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "ПОРЯДКОМ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ")
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Ведомости Иркутского областного СНД", № 2, 1991.
--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием постановления главы администрации области от 14.05.1993 № 106.
Действие документа продлено на 1992 год решением МС Иркутского областного СНД от 24.02.1991 № 3/1-мс.
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 1991 г. № 3/19
О ВВЕДЕНИИ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. решения Иркутского областного СНД
от 25.12.1992 № 11/19,
с изм., внесенными решением МС Иркутского областного СНД
от 24.02.1991 № 3/1-мс)
В соответствии с постановлением СМ РСФСР от 16 марта 1990 года № 93 "О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990 - 1995 гг. и основных направлениях охраны природы в тринадцатой пятилетке и на период до 2005 года" и в целях перехода к экономическим методам управления природопользованием, защиты природного комплекса области от неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности областной Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить:
- порядок взимания платы за загрязнение окружающей среды на территории Иркутской области согласно приложению 1;
- образовать внебюджетный экологический фонд области.
(в ред. решения Иркутского областного СНД от 25.12.1992 № 11/19)
2 - 4. Утратили силу. - Решение Иркутского областного СНД от 25.12.1992 № 11/19.
5. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию по экологии и рационализации природопользования (т. Удодов Ю.Н.).
Заместитель председателя
областного Совета
В.В.ИГНАТЕНКО
Приложение 1
к решению
Иркутского областного СНД
от 9 февраля 1991 года
№ 3/19
Порядок взимания платы за загрязнение окружающей среды на территории Иркутской области фактически утратил силу в связи с изданием постановления главы администрации области от 14.05.1993 № 106, которым утвержден новый Порядок.
ПОРЯДОК
ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
1. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 16.03.1990 № 93 "О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990 - 1995 годах и основных направлениях охраны природы в тринадцатой пятилетке и на период до 2005 года" с января 1991 года повсеместно на территории Иркутской области устанавливается плата за загрязнение окружающей среды.
2. Настоящий порядок предусматривает взимание платы с предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, колхозов, совхозов, акционерных, совместных, малых, кооперативных, общественных предприятий и других природопользователей, являющихся юридическими лицами, расположенных на территории области (в дальнейшем - природопользователи), за:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (таблица № 1);
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников (в соответствии с прилагаемой методикой);
- сброс в водные объекты загрязняющих веществ (таблица 2);
- размещение отходов (таблица 3).
3. Устанавливается два вида платы:
- за нормативное загрязнение (разрешенные выбросы, сбросы, в т.ч. дренаж и фильтрация в подземные горизонты, размещение отходов);
- за сверхнормативное загрязнение (превышение нормативного загрязнения).
4. Размер плановых платежей за нормативное загрязнение определяется как произведение соответствующего норматива платы (таблица 1, 2, 3) на массу нормативного загрязнения с учетом коэффициентов таблицы 4.
Размер фактических платежей за сверхнормативное загрязнение определяется как произведение норматива платы за превышение предельно допустимого выброса загрязнения над нормативной, с учетом коэффициентов таблицы 4.
Величина превышения определяется на основании:
- фактического замера (на период до следующего замера);
- расчетным путем (по методикам, согласованным с органами Госкомитета по экологии и рациональному природопользованию или Госкомгидромета);
- по данным соответствующей отчетности.
5. Общий размер фактических платежей природопользователя равен сумме платы за нормативное и сверхнормативное загрязнение.
Уточнение суммы платежей за год производится в 1 квартале следующего за отчетным года по фактическим данным отчетности 2ТП - воздух (Водхоз), ПОД-13, 2 токсичные отходы и другим аналогичным документам.
6. Платежи за нормативное загрязнение осуществляются в соответствии с законодательством СССР о налогах с предприятий, объединений и организаций и включаются в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
7. Платежи за свехнормативное загрязнение, а также за аварийное и скрытое (любое загрязнение - нормативное, сверхнормативное или аварийное, скрытое от учета, неучтенное в отчетности или других документах) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
8. В случае загрязнения окружающей среды без оформленного в установленном порядке разрешения на выбросы (сбросы, размещение отходов) вся фактическая масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхнормативная и оплата производится по нормативам платы за свехнормативное загрязнение окружающей среды.
В случаях:
- сокрытия загрязнения;
- аварийного загрязнения атмосферы, водных объектов, выгребов, накопителей, полей фильтрации, рельефа местности и подземных горизонтов;
- размещения промышленных и бытовых отходов на неотведенной для этой цели территории;
- несоблюдения норм выбросов в атмосферу в периоды неблагоприятных метеоусловий;
- других нарушений природоохранного законодательства природопользователями в установленном порядке предъявляется иск с применением десятикратного коэффициента к нормативам платы за разрешенное загрязнение. Масса загрязняющих веществ определяется расчетно или инструментальным замером с момента возникновения нарушения до его ликвидации.
9. Плата за нормативное и сверхнормативное загрязнение перечисляется предприятиями - природопользователями ежеквартально не позднее 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца на спецсчета с представлением в тот же срок информации в органах Госкомэкологии о фактических объемах выбросов, сбросов и размещения отходов, а также выполнения природоохранных мероприятий.
Штрафные платежи за свехнормативное, аварийное и сокрытое загрязнение перечисляются на спецсчет комитета по экологии (№ 00142293 в операционном управлении жилсоцбанка г. Иркутска).
10. За неперечисление в установленный в п. 9 настоящего порядка срок платежей за нормативное и сверхнормативное загрязнение взимается пеня в размере 0,1% от суммы платежей за каждый просроченный день.
При отказе от перечисления средств вопрос решается через арбитраж, суд.
11. Норматив платы за предельно допустимые нормы устанавливается исходя из максимального вреда, наносимого окружающей природной среде.
Облкомэкологии по представлению предприятием может вводить систему понижающих коэффициентов, учитывающих специфику данного предприятия.
12. С момента введения настоящего порядка на территории области отменяются все решения городских и районных Советов по введению платы за загрязнение окружающей среды, и в соответствии с рекомендацией СМ РСФСР считать утратившими силу следующие нормативные акты:
- "Порядок определения и применения нормативов платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду" (утвержден Госкомприроды СССР от 22.06.1989 № 02-08-164, Госпланом СССР от 22.06.1989 № 01-53/1278-04, Минфином СССР от 21.06.1989 № 10-05-14);
- "Временное типовое положение об образовании и использовании фондов охраны природы" (утверждено Госкомприроды СССР от 11.07.1989 № 02-08-185, Госпланом СССР от 11.07.1989 № ПА-151/8-144, Минфином СССР от 10.07.1989 № 10.05-43);
- "Временные методические рекомендации по определению платежей за загрязнение природной среды" (утверждены Госкомприроды СССР от 14.07.1989 № 02-08-187);
- "Временную методику определения сумм, подлежащих взысканию в порядке искового производства за загрязнение атмосферы воздуха" (утверждена Госкомприроды от 06.10.1989);
- "Методику подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства" (утверждена Минводхоза СССР от 28.06.1983, кроме раздела 3);
- отраслевые методические материалы по вопросам взимания платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных министерствами и ведомствами СССР и РСФСР;
- решение Иркутского облисполкома от 20.03.1989 № 110 "О возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среде".
Примечание. Аварийный сброс (выброс) загрязняющих веществ в количествах в 100 (для водных объектов) и в 20 (для выбросов в атмосферу) и более раз превышающих установленное допустимое к сбросу (выбросу) количество загрязняющих веществ или сброс (выброс) в неустановленном месте, определяется по данным органов Госконтроля или ведомства контроля, под которым подразумевается поступление загрязняющих веществ в окружающую среду в результате нарушения технологического процесса или аварии.
Заместитель председателя
областного Совета
народных депутатов
В.В.ИГНАТЕНКО
Таблица 1
НОРМАТИВЫ
ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
<*> в связи с отсутствием надежных методов очистки вводится временный понижающий коэффициент до 1993 г. - 0,01
Заместитель председателя
областного Совета
народных депутатов
В.В.ИГНАТЕНКО
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Основными критериями определения норматива и размера платы за загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами автомобильного транспорта является соответствие выбросов автомобилей требованиям ГОСТа 17.22.03-87 "Нормы и методы измерения содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями" и ГОСТа 21393-75 "Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов".
I. Плата за загрязнение атмосферы отработавшими газами автомобильного транспорта при проведении измерения дымности и содержания окиси углерода в выбросах автомобиля, при полном охвате контролем всего парка эксплуатируемого автотранспорта, определяется по формуле:
1.1. Для автотранспорта, работающего на этилированном бензине:
YI = 25.7 x CI - 5.1 (1),
где
YI - норматив платы (руб./т сожженого топлива)
CI - содержание окиси углерода в отработавших газах (%);
CI = (C1 + С2 + С3 + ...СП) / П,
где С1, С2, С3...СП - содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей, установленное при проведении контроля на предприятии (%)
П - число подвергнутых контролю эксплуатируемых автомобилей.
1.1.1. Размер платы за загрязнение атмосферы отработавшими газами автотранспорта, работающего на этилированном бензине, определяется по формуле:
ПI = YI x TI x 0.1 (2),
где
ПI - размер платы за выбросы (руб.);
ТI - количество топлива, сожженого данной группой автомобилей (т);
0.1 - понижающий безразмерный коэффициент.
1.2. Для автомобилей, работающих на дизельном топливе:
Y2 = 0.77 х С2 (3),
где
Y2 - норматив платы за выбросы (руб/т топлива);
С2 - дымность отработавших газов (%) рассчитывается, как средняя арифметическая величина.
С2 = С1 + С2 + С3 + ... + СП / П,
где С1, С2, С3 ... СП - дымность отработавших газов (%) автомобилей, установленная при контроле на предприятии;
П - число эксплуатируемых, подвергнутых контролю автомобилей.
1.2.1. Размер платы за загрязнение атмосферы отработавшими газами автомобильного транспорта, работающего на дизельном топливе:
П2 = Y2 х Т2 х 0.2 (4),
где
П2 - размер платы за выбросы (руб.);
Т2 - количество топлива, потребленного данной группой автомобилей (т);
0.2 - понижающий безразмерный коэффициент.
II. При отсутствии контроля дымности и окиси углерода в отработавших газах автотранспорта устанавливается максимальный норматив платы за выбросы:
- для автотранспорта, работающего на этилированном бензине - Y1 = 72.8 руб./т;
- для автотранспорта, работающего на дизельном топливе - Y2 = 31.04 руб./т.
III. Для автомобилей, работающих на природном газе с карбюраторным двигателем, размер платы определяется:
П3 = Y3 х Т3 (5),
где
Y3 - норматив платы за выбросы равен 11.28 руб./т;
П3 - размер платы за выбросы (руб.);
Т3 - количество топлива, потребленного данной группой автомобилей (т).
IV. Для автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ, с двигателями, работающими по газодизельному циклу, размер платы за загрязнение атмосферы:
П4 = Y4 х Т4 (6),
где
П4 - размер платы за выбросы (руб.);
Y4 - норматив платы за выбросы равен 15.28 руб/т;
Т4 - количество топлива, потребленного данной группой автомобилей (т).
V. Совокупная плата за загрязнение атмосферы отработавшими газами автомобильного транспорта определяется как сумма размеров плат по группам автомобилей:
ПС = П1 + П2 + П3 + П4.
В целях оптимизации контроля за техническим состоянием автомобилей и загрязнением воздушного бассейна веществами, содержащимися в отработавших газах автомобильного транспорта, предприятиями - владельцами автомобилей заполняется декларация о выбросах установленной формы (прилагается).
Декларация заполняется за квартал и представляется до начала заявленного периода.
Установленный в декларации уровень токсичности отработавших газов автомобильного транспорта является нормативом выбросов автомобилей на весь период действия декларации.
В случае несоответствия уровня токсичности отработавших газов автомобильного транспорта, заявленному в декларации и
выявленного при контрольных проверках (органами Госкомприроды, госавтоинспекции и др.), плата взимается в виде штрафов в двухкратном размере по отношению к нормативам платы за весь заявленный период с группы автомобилей, работающих на соответствующем виде топлива (бензин, дизельное топливо, и т.д.)
Число передвижных источников загрязнения, подвергаемых контролю, должно составлять не менее:
- 30% - для предприятий с числом автотранспортных средств до 100 ед.,
- 20% - для предприятий с числом автотранспортных средств до 500 ед.,
- 10% - для предприятий с числом автотранспортных средств свыше 500 ед.
При этом средние показатели выбросов для проверенного количества автотранспортных средств распространяются на всю численность парка.
Заместитель председателя
областного Совета
народных депутатов
В.В.ИГНАТЕНКО
Таблица 2
НОРМАТИВЫ
ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВРЕДНЫХ
ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Примечание. Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты применяются также при определении платы за сбросы сточных вод в выгреба, накопители, на поля фильтрации, рельеф местности и в подземные горизонты.
Заместитель председателя
областного Совета
народных депутатов
В.В.ИГНАТЕНКО
<*> Определяется в соответствии с "Временным классификатором токсичных промышленных отходов и Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов", утверждены Минздравом СССР и ГКНТ СССР, М., 1987 г.
Примечание. При размещении отходов в специально обустроенных местах складирования (полигонах), обеспечивающих защиту атмосферы и водных источников, плата за загрязнение природной сферы не взимается.
Заместитель председателя
областного Совета
народных депутатов
В.В.ИГНАТЕНКО
Таблица 4
Коэффициенты
экологической ситуации и экологической значимости
состояния атмосферного воздуха и почвы территорий
экономических районов РСФСР
-----------------------------T-----------------------------------¬
¦ Экономические районы ¦Коэффициенты экологической ситуации¦
¦ РСФСР ¦ и экологической значимости ¦
¦ +----------------------T------------+
¦ ¦ атмосферного воздуха ¦ почвы ¦
+----------------------------+----------------------+------------+
¦Восточно-Сибирский ¦ 1,4¦ 1,1¦
L----------------------------+----------------------+-------------
Коэффициенты
экологической ситуации и экологической значимости
состояния водных объектов по бассейнам основных рек
и АССР, краям и областям РСФСР
-------------------------------------------T---------------------¬
¦ Бассейны морей, основных рек, ¦Значение коэффициента¦
¦ Автономные республики, края, ¦ ¦
¦ области ¦ ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦ Бассейн Тихого и Ледовитого океанов, ¦
¦ Иркутская область ¦
+------------------------------------------T---------------------+
¦Бассейн р. Енисей ¦ 1.02 - 1.73 ¦
¦Бассейн р. Лены ¦ 1.05 - 1.23 ¦
¦Бассейн оз. Байкал ¦ 3.5 ¦
L------------------------------------------+----------------------
Примечание. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости до утверждения их Советом Министров РСФСР действуют только для вновь строящихся и реконструируемых по проектам предприятий.
Заместитель председателя
областного Совета
народных депутатов
В.В.ИГНАТЕНКО
Приложение 2
к решению
Иркутского областного СНД
от 9 февраля 1991 года
№ 3/19
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Утратило силу. - Решение Иркутского областного СНД от 25.12.1992 № 11/19.