Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ МС Иркутского областного СНД от 15.12.1992 № 14/6-мс
"О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА "О ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Иркутского областного СНД", 26.02.1993, № 2


Вступил в силу нормативный правовой акт "О правотворчестве и нормативных правовых актах Иркутской области" с момента официального опубликования (п. 1 данного документа)



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
МАЛЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 1992 г. № 14/6-мс

О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО
ПРАВОВОГО АКТА "О ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ И НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"

На основании ст. 84 - 12 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Закона Российской Федерации "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности краевых, областных Совет народных депутатов", Малый Совет решил:

1. Принять нормативный правовой акт Малого Совета областного Совета народных депутатов "О правотворчестве и нормативных правовых актах Иркутской области" и ввести его в действие с момента официального опубликования.
2. Постоянной комиссии по законности и правопорядку (Кокорин В.И.) в двухмесячный срок с момента настоящего решения подготовить и внести на рассмотрение Малого Совета:
- Положение о Реестре нормативных правовых актов Иркутской области;
- Положение о Реестре разработчиков проектов нормативных актов Иркутской области;
- Положение о Реестре экспертов нормативных правовых актов Иркутской области;
- Положение о конкурсе на лучший проект нормативного правового акта Иркутской области;
- Положение о Свидетельстве на право опубликования нормативных правовых актов Иркутской области.
3. Администрации области (Ножиков Ю.А.) в двухмесячный срок с момента принятия настоящего решения привести правовые акты администрации области в соответствие с нормативным правовым актом "О правотворчестве и нормативных правовых актах Иркутской области", а также принять соответствующие правовые акты во исполнение указанного правового акта.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя областного Совета В.В.Макарова.

Председатель Совета
В.В.ИГНАТЕНКО





Утвержден
решением
МС Иркутского областного СНД
от 15 декабря 1992 года
№ 14/6-мс

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ
от 15 декабря 1992 г. № 14/6-1-мс

О ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего нормативного правового акта

1. Настоящий нормативный правовой акт определяет порядок осуществления правотворчества органами государственной представительной власти и государственного управления Иркутской области (далее - область) - Иркутским областным Советом народных депутатов и администрацией Иркутской области - и устанавливает правила подготовки нормативных правовых актов области, их принятия, действия и толкования.
2. Настоящий нормативный правовой акт призван способствовать качественному и эффективному правотворчеству органов государственной представительной власти и государственного управления области.

Статья 2. Определение основных понятий настоящего нормативного правового акта

Для достижения целей настоящего нормативного правового акта принимаются следующие понятия и определения:
1. Нормативный правовой акт области - акт, принятый областным референдумом либо правотворческим органом области в рамках его компетенции и содержащий правовые нормы;
2. Нормативный правовой областной Совет народных депутатов - акт, принятый областным Советом народных депутатов в рамках его компетенции и содержащий правовые нормы;
3. Нормативный правовой администрации области - акт, принятый главой администрации области или органом управления администрации области в рамках его компетенции и содержащий правовые нормы;
4. Правотворчество области - направленная на достижение целей развития области в интересах ее жителей, организационно оформленная публичная деятельность правотворческих органов области в рамках их компетенции по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений в области и созданию в соответствии с выявленными потребностями новых нормативных правовых актов области, изменению и отмене действующих;
5. Правовая норма - официально установленное правотворческим органом области предписание, рассчитанное на многократное применение и обеспеченное юридической санкцией;
6. Правотворческий орган области - государственный орган области (областной Совет народных депутатов, глава администрации, орган управления администрации области), правомочный принимать, изменять и отменять нормативные правовые акты области в соответствии с установленной компетенцией;
7. Проект нормативного правового акта области - документ, содержащий текст нормативного правового акта области и внесенный в установленном порядке на рассмотрение правотворческого органа области;
8. Руководитель правотворческого органа области - должностное лицо, возглавляющее в установленном порядке правотворческий орган области (председатель областного Совета народных депутатов, глава администрации области, руководитель органа управления администрации области);
9. Научная экспертиза в правотворчестве - специальное исследование, производимое учеными и специалистами по поручению правотворческого органа области с целью оценки качества проекта нормативного правового акта и выявления возможных последствий его принятия и действия;
10. Юридическая техника - средства и приемы, при помощи которых обеспечивается юридическое содержание нормативного правового акта области и его словесно-документальное изложение (построение).

Статья 3. Содержание правотворчества области

В рамках правотворчества органов государственной представительной власти области и государственного управления области осуществляется:
а) прогнозирование правотворчества;
б) планирование правотворческих работ;
в) подготовка проектов нормативных правовых актов области;
г) научная экспертиза проектов нормативных правовых актов области;
д) рассмотрение и принятие нормативных правовых актов области;
е) опубликование и толкование нормативных правовых актов области;
ж) оценка эффективности действия нормативных правовых актов области.

Статья 4. Эффективность регионального правотворчества

1. Правотворческие органы области обязаны предпринимать меры по обеспечению эффективности своей правотворческой деятельности.
2. Эффективность правотворчества области обеспечивается качеством, законностью, научной обоснованностью, системностью и своевременностью принятия (изменения либо отмены) нормативных правовых актов области.

Статья 5. Нормативные правовые акты области в нормативной правовой системе области

1. Нормативные правовые акты области принимаются в установленном порядке областным референдумом либо правотворческим органом области в соответствии с его компетенцией.
2. Нормативные правовые акты области образуют в своей совокупности единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему области.
3. Нормативные правовые акты области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, законодательным актам Российской Федерации, принятым федеральными органами государственной власти в рамках их компетенции, Уставу Иркутской области.
4. Устав Иркутской области является базовым нормативным правовым актом в нормативной правовой системе области и обладает в ее рамках наибольшей юридической силой.
5. Нормативные правовые акты области, принятые областным референдумом, обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими нормативными правовыми актами области. Изменение либо отмена нормативного правового акта, принятого областным референдумом, возможны только путем областного референдума.
6. Нормативные правовые акты, принятые областным Советом народных депутатов в пределах его компетенции, являются первоисточниками правовых норм области, подлежат государственной защите на территории области также, как и законы российской Федерации, и обладают более высокой юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами, принятыми администрацией области.
7. Нормативные правовые акты администрации области принимаются в порядке вторичного административного правотворчества на основании и во исполнение законодательных актов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов областного Совета народных депутатов.

Статья 6. Виды нормативных правовых актов области

1. Решения областного Совета народных депутатов (Малого Совета), постановления главы администрации области, приказы руководителя органа управления администрации области принимаются в соответствии с установленной компетенцией по следующим вопросам правотворчества:
а) о принятии (утверждении) и введении в действие нормативного правового акта области;
б) об официальном толковании нормативного правового акта области;
в) о внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт области;
г) о признании утратившим силу нормативного правового акта области или его отдельной части;
д) о реализации права на законодательную (правотворческую) инициативу;
е) об утверждении типового (модельного) нормативного правового акта;
ж) об утверждении нормативного договора области;
з) о правотворческих поручениях.
2. Нормативные правовые акты области принимаются, как правило, в форме положений, правил, регламентов, инструкций.

Статья 7. Правило приоритетной юридической силы международных договоров

1. Нормативные правовые акты области не должны противоречить международным договорам Российской Федерации, соответствующим Конституции Российской Федерации и законодательным актам Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации будут установлены иные правила, нежели нормативными правовыми актами области, то применяются правила, предусмотренные международным договором Российской Федерации.

Глава 2

ПРАВОТВОРЧЕСКИЕ ОРГАНЫ ОБЛАСТИ
И ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Статья 8. Правотворчество по вопросам совместного ведения федеральных и областных органов государственной власти

1. Правотворчество по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти области, осуществляется областным Советом народных депутатов.
2. По вопросам совместного ведения Верховный Совет Российской Федерации издает Основы законодательства, в соответствии с которыми областной Совет народных депутатов осуществляет собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.
3. До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам совместного ведения областной Совет народных депутатов вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем законодательных актов Российской Федерации по данным вопросам акты области приводятся в соответствие с федеральными законодательными актами.

Статья 9. Правотворчество по вопросам собственного ведения органов государственной представительной власти и государственного управления области

1. Правотворчество по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных и областных органов государственной власти, осуществляется областным Советом народных депутатов самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
2. Установление и разграничение компетенции правотворческих органов области по вопросам собственного ведения органов государственной представительной власти и государственного управления области осуществляется областным Советом народных депутатов.

Статья 10. Типовое (модельное) правотворчество области

1. Правотворческие органы области вправе утверждать и распространять типовые (модельные) нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции нижестоящих либо подчиненных им органов.
2. Типовые (модельные) нормативные правовые акты носят рекомендательный характер и могут учитываться в местном правотворчестве.

Глава 3

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ ОБЛАСТИ

Статья 11. Понятие и задачи прогнозирования в правотворчестве области

1. Прогнозирование в правотворчестве области есть основанная на применении специальных научных методов и средств деятельность по получению прогностической информации об основных тенденциях и направлениях дальнейшего развития системы области и будущем ее состоянии.
2. Основными задачами прогнозирования в правотворчестве области являются:
а) получение научной прогностической информации о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития нормативной правовой системы области;
б) определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих своего разрешения со стороны органов государственной власти и управления области;
в) выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих в будущем правовому регулированию в области;
г) определение наиболее перспективных и прогрессивных форм и методов правового регулирования в области;
д) определение наиболее целесообразной первоочередности подготовки проектов нормативных правовых актов области;
е) использование в правотворчестве области специальных прогнозов в сферах экономики, политики, демографии, экологии и других сферах.

Статья 12. Объекты прогнозирования в правотворчестве области

Объектами прогнозирования и прогнозных оценок в правотворчестве области являются:
а) развитие нормативной правовой системы области в целом, общие закономерности ее развития;
б) тенденции развития отдельных блоков (отраслей) - нормативной правовой системы области;
в) тенденции развития отдельных правовых институтов;
г) тенденции и перспективы действия отдельных нормативных правовых актов или отдельных правовых норм области.

Статья 13. Проведение прогнозных разработок в правотворчестве области

Прогнозные разработки в правотворчестве области проводятся научными организациями, учеными и специалистами по поручению правотворческих органов области.

Глава 4

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА ОБЛАСТИ

Статья 14. Плановые основы правотворчества области

1. Правотворчество органов государственной представительной власти и государственного управления области осуществляется на плановой основе с учетом правовых прогнозов.
2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов области предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проектов вне плана по поручениям правотворческого органа области.
3. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов области (планы правоподготовительных работ) могут быть краткосрочными (годичными), среднесрочными (двух-трехлетними) и долгосрочными (пяти-семилетними).
4. В целях оперативного руководства правоподготовительными работами могут разрабатываться и утверждаться соответствующими правотворческими органами ежеквартальные и полугодовые рабочие планы (планы-графики) подготовки нормативных правовых актов области.

Статья 15. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов областного Совета народных депутатов

1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов областного Совета народных депутатов разрабатываются постоянной комиссией областного Совета по законности и правопорядку с участием других заинтересованных постоянных комиссий (подкомиссий) областного Совета. К разработке планов правоподготовительных работ привлекаются научные организации, ученые и специалисты.
2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов областного Совета народных депутатов до их утверждения в обязательном порядке согласуются с главой администрации области.
3. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов областного Совета народных депутатов утверждаются областным Советом и подлежат обязательному опубликованию.

Статья 16. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов администрации области

1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов администрации области разрабатываются по поручению главы администрации области органами управления администрации с привлечением научных организаций, ученых и специалистов.
2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов администрации области согласуются с постоянной комиссией областного Совета по законности и правопорядку и утверждаются главой администрации области.
3. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов администрации области подлежат обязательному опубликованию.

Глава 5

ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 17. Комиссия по подготовке проекта нормативного правового акта области

1. Правотворческий орган области, разрабатывающий проект нормативного правового акта области, как правило, создает комиссию по подготовке проекта из числа работников этого органа, депутатов, специалистов и ученых.
2. К участию в подготовке проектов нормативных правовых актов области привлекаются представители научных учреждений, заинтересованных государственных и общественных организаций.
3. В подготовке проектов нормативных правовых актов области обязательно участие юридических служб (отделов) органов и организаций, разрабатывающих проекты.

Статья 18. Подготовка проектов нормативных правовых актов области на договорной основе

Правотворческий орган области может поручить или заказать на договорной основе подготовку первоначального проекта нормативного правового акта государственным органам, научным учреждениям, общественным организациям, отдельным ученым или их коллективам.

Статья 19. Подготовка альтернативных проектов нормативных правовых актов области

Правотворческий орган области вправе поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, организациям, лицам или заключать с ними договоры на подготовку альтернативных проектов.

Статья 20. Конкурсы на лучший проект нормативного правового акт области

1. Правотворческий орган области вправе объявлять конкурс на лучший проект нормативного правового акта области.
2. Порядок проведения конкурсов на лучший проект нормативного правового акта области определяется Положением о конкурсе на лучший проект нормативного правового акта области, утверждаемым областным Советом народных депутатов.

Статья 21. Участие местных органов власти и управления, органов управления администрации области в подготовке нормативных правовых актов области

1. К подготовке проектов нормативных правовых актов области, затрагивающих права и интересы конкретных городов и районов области, привлекаются местные органы власти и управления этих городов и районов.
2. К подготовке проектов нормативных правовых актов области по отдельным отраслям экономики, другим сферам государственного управления привлекаются органы управления администрации области, отвечающие за состояние и развитие этих отраслей или сфер управления.

Статья 22. Особенности разработки и принятия пакета нормативных правовых актов области

1. В целях развития и конкретизации положений готовящегося проекта нормативного правового акта области в других нормативных актах, проекты таких актов готовятся и рассматриваются одновременно с основным проектом.
2. В случае невозможности одновременной подготовки и рассмотрения пакета проектов актов в основном проекте или в акте о введении его в действие предусматривается поручение соответствующим органам подготовить и представить на рассмотрение правотворческого органа или подготовить и принять такие акты.

Статья 23. Представление в правотворческий орган о проекте нормативного правового акта области

1. Подготовленный проект вносится в правотворческий орган с представлением, в котором обосновывается потребность принятия акта, указываются его разработчики, дается краткая характеристика его содержания, приводится перечень органов, организаций, с которыми проект согласован, кратко излагается содержание разногласий и мотивированное мнение о них.
2. К проекту прилагаются финансово-экономические расчеты, статистические данные и иные сведения, необходимые для обоснования вносимых предложений.

Статья 24. Методические правила о порядке подготовки нормативных правовых актов области

1. На основании настоящего нормативного правового акта Малый Совет областного Совета народных депутатов утверждает Методические правила о порядке подготовки нормативных правовых актов области.
2. Методические правила о порядке подготовки нормативных правовых актов области устанавливают в развитие настоящего нормативного правового акта правила и нормативы юридической техники.

Статья 25. Реквизиты нормативного правового акта области

1. Нормативные правовые акты области имеют следующие реквизиты:
а) наименование формы акта;
б) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
в) дата и место принятия акта;
г) подпись лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.
2. Реквизиты нормативного правового акта областного Совета народных депутатов имеют следующие типовые наименования и расположение в тексте акта:
а) в верхней части акта посередине отдельными строками последовательно сверху вниз указываются словосочетания:
"Российская Федерация", "Иркутская область", "Нормативный правовой акт Иркутского областного Совета народных депутатов" либо "Нормативный правовой акт Малого Совета Иркутского областного Совета народных депутатов";
б) индивидуальное наименование акта озаглавливает текст акта и указывается после приведенных выше реквизитов;
в) под основным текстом акта указывается должность и фамилия должностного лица, удостоверяющего текст акта: в левой части - "Председатель областного Совета", в правой части - инициалы имени и отчества, фамилия;
г) текст акта завершается надписью в левой его части в три самостоятельных строки: "Иркутск, Дом Советов", дата принятия закона, регистрационный номер акта.
3. Реквизиты решения областного Совета народных депутатов о принятии и введении в действие нормативного правового акта областного Совета имеют следующее типовое наименование и расположение в тексте акта:
а) в верхней части акта посередине отдельными строками сверху вниз указываются словосочетания:
"Российская Федерация", "Иркутская область", "Иркутский областной Совет народных депутатов" либо "Малый Совет Иркутского областного Совета народных депутатов", "Решение";
б) индивидуальное наименование акта озаглавливает основной текст акта, приводится после указанных выше реквизитов и начинается словами: "О принятии и введении в действие";
в) под основным текстом акта указывается: в левой части - "Председатель областного Совета", в правой части - инициалы имени и отчества, фамилия должностного лица;
г) текст акта завершается надписью в левой его части в три строки сверху вниз: "Иркутск, Дом Советов", дата принятия акта, регистрационный номер акта.

Статья 26. Удостоверение официального текста нормативного правового акта области

Удостоверение официального текста нормативного правового акта области производится в отношении:
а) нормативного правового акта областного Совета народных депутатов - председателем областного Совета;
б) нормативного правового акта администрации области - главой администрации области;
в) нормативного правового акта органа управления администрации области - руководителем органа управления администрации области.

Статья 27. Требования к тексту нормативных правовых актов области

1. Текст нормативного правового акта области излагается простым и ясным литературным языком. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор. В акте даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.
2. В нормативном правовом акте области или в акте о его введении в действие указываются правовые средства его реализации: источники финансирования, меры стимулирования, поощрения, контроля, порядке разрешения споров и др.

Статья 28. Правотворческие процедуры

1. Правотворческие процедуры в областном Совете народных депутатов устанавливаются Регламентом областного Совета, настоящим и другими правовыми актами областного Совета народных депутатов.
2. Правотворческие процедуры в областной администрации устанавливаются правовыми актами главы администрации области в соответствии с Регламентом областного Совета и настоящим нормативным правовым актом.

Статья 29. Реестр разработчиков проектов нормативных правовых актов области

1. Правотворческий орган области обязан вести Реестр разработчиков проектов нормативных правовых актов, заказанных и (или) принятых данным органом.
2. Порядок ведения Реестра разработчиков проектов нормативных правовых актов области определяется Положением, утверждаемым областным Советом народных депутатов.

Глава 6

НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ ОБЛАСТИ

Статья 30. Задачи научной экспертизы в правотворческой деятельности

Научная экспертиза в правотворческой деятельности призвана способствовать:
а) обеспечению высокого качества, обоснованности, законности и своевременности готовящихся проектов актов;
б) созданию научно обоснованной системы принимаемых нормативных правовых актов, их взаимной согласованности и непротиворечивости;
в) выявлению возможных негативных социальных, экономических, экологических, юридических и других последствий действия принимаемых актов.

Статья 31. Виды научных экспертиз в правотворческой деятельности

1. В зависимости от предмета исследования, конкретных задач и применяемых научных познаний экспертиза в правотворческой деятельности может быть экономической, финансовой, научно - технической, экологической, научно-правовой.
2. При необходимости могут проводится комплексные (с привлечением ученых и специалистов из различных областей научного знания) и узкоспециальные (лингвистические и др.) научные экспертизы проектов нормативных правовых актов области.

Статья 32. Статус экспертиз в правотворческой деятельности

1. Научная экспертиза в правотворческой деятельности осуществляется научными учреждениями и учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами или группами экспертов, создаваемых из числа ученых и специалистов в зависимости от содержания рассматриваемых проектов.
2. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие ранее непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта.
3. В оценке проекта нормативного правового акта эксперты независимы и не связаны позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза.
4. Для проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов могут быть привлечены ученые и специалисты из других регионов Российской Федерации или зарубежных государств.
5. Организации и лица, участвующие в проведении экспертизы проекта нормативного правового акта, внесенного на рассмотрение правотворческого органа, вправе:
а) истребовать от правотворческого органа, иных органов и организаций материалы и документы, связанные с подготовкой проекта нормативного правового акта, включая отзывы, расчеты, заключения и другие материалы, полученные в ходе согласования или народного обсуждения проекта нормативного правового акта;
б) участвовать с правом совещательного голоса при обсуждении и принятии соответствующего проекта нормативного правового акта.
6. В качестве экспертов проектов нормативного правового акта не могут выступать народные депутаты областного Совета, а также лица, находящиеся на государственной службе в аппарате областного Совета, областной администрации и областных органах государственного управления.

Статья 33. Проекты нормативных правовых актов, подлежащих обязательной научной экспертизе

Обязательной научной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов области по вопросам:
а) реализации законодательных инициатив;
б) модельного (типового) правотворчества;
в) правотворчества по вопросам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти области;
г) приостановления действия актов министерств и ведомств Российской Федерации на территории области по мотивам их противоречия действующему законодательству;
д) установления административной ответственности;
е) бюджета и налогов;
ж) статуса органов власти и управления.

Статья 34. Назначение научной экспертизы в правотворческой деятельности

1. Проект нормативного правового акта направляется на научную экспертизу по решению руководства правотворческого органа, правомочного на издание соответствующего акта.
2. С предложениями о назначении научной экспертизы обращаются: постоянные комиссии (подкомиссии) областного Совета, Совет председателей районных (городских) Советов народных депутатов; главы местной администрации; руководители органов государственного управления.
3. В случае необходимости по предложению постоянных комиссий областного Совета или по инициативе руководства правотворческого органа, либо по требованию группы народных депутатов областного Совета в количестве не менее 15 человек может быть проведена дополнительная научная экспертиза Проекта нормативного правового акта.

Статья 35. Сроки проведения научных экспертиз в правотворческой деятельности

1. Научная экспертиза проекта нормативного правового акта производится, как правило, в двухнедельный срок с момента ее назначения.
2. На основании мотивированного представления эксперта (группы экспертов) общий срок проведения научной экспертизы проекта нормативного правового акта может быть продлен до одного месяца.
3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения дополнительных сложных исследований, научная экспертиза проекта нормативного правового акта может производится в двухмесячный срок с момента ее назначения.

Статья 36. Заключение экспертов по проекту нормативного правового акта

1. После проведения необходимых исследований, эксперт (группа экспертов) составляет заключение, в котором должно быть указано, когда, где, кем (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность), на каком основании была произведена экспертиза, какую информацию и методики исследования эксперт (группа экспертов) использовал, какие исследования произвел, какие вопросы были поставлены эксперту и его мотивированные ответы.
2. Заключение эксперта (группы экспертом) дается в письменном виде, подписывается экспертом (группой экспертов) и представляется в правотворческий орган на имя его руководителя в двух экземплярах.
3. Заключение эксперта (группы экспертов) по проекту нормативного правового акта, внесенного на рассмотрение правотворческого органа, подлежит обязательному рассмотрению.

Статья 37. Реестр экспертов нормативных правовых актов области

1. Правотворческий орган области обязан вести Реестр экспертов нормативных правовых актов, принятых или отклоненных данным органом.
2. Порядок ведения Реестра экспертов нормативных правовых актов области определяется Положением, утверждаемым областным Советом народных депутатов.

Глава 7

ЛОББИЗМ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ ОБЛАСТИ

Статья 38. Понятие лоббизма в правотворчестве области

1. Лоббизм в правотворчестве области есть деятельность специально уполномоченных на то лиц по информационному взаимодействию с правотворческим органом области с целью выражения интересов соответствующих организаций в региональном правотворчестве.
2. Лоббизм в правотворчестве области подлежит правовому регулированию и допускается в порядке, формах и пределах, устанавливаемых законодательными актами Российской Федерации и настоящим правовым актом.

Статья 39. Порядок осуществления лоббистской деятельности в правотворческих органах области

1. Лоббистская деятельность в правотворческих органах области осуществляется через официальных представителей общественных объединений при соответствующем правотворческом органе области.
2. Хозяйствующие субъекты осуществляют лоббистскую деятельность в правотворческих органах области через действующие или специально создаваемые в установленном законом порядке общественные объединения.

Статья 40. Порядок аккредитации официального представления общественного объединения при правотворческом органе области

1. Общественные объединения (партии, движения, союзы, ассоциации, фонды, клубы), зарегистрированные в установленном законом порядке и не имеющие своего представительства в областном Совете народных депутатов в лице народного депутата, - вправе аккредитовать при областном Совете народных депутатов своего официального представителя.
2. Общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке, вправе аккредитовать при областной администрации своего официального представителя.
3. Кандидатура официального представителя общественного объединения определяется руководящим органом областного отделения (областного органа) общественного объединения в соответствии с уставом (положением) о данном объединении. Представление об аккредитации официального представителя направляется в правотворческий орган области на имя его руководителя. В представлении указываются:
а) наименование руководящего органа объединения, принявшего решение об аккредитации своего представителя;
б) данные о регистрации объединения;
в) данные о личности представителя объединения (фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, место работы и должность, служебный и домашний адрес). Представление подписывается уполномоченным руководителем общественного объединения.
4. Официальными представителями общественного объединения при правотворческом органе области не могут быть: народные депутаты; лица, находящиеся на государственной службе; иностранные граждане и лица без гражданства.
5. Представление об аккредитации официального представителя общественного объединения рассматривается руководителем правотворческого органа области в двухнедельный срок с момента получения представления. Официальный представитель считается аккредитованным при правотворческом органе области с момента принятия соответствующего распоряжения руководителем правотворческого органа области.
6. Официальному представителю общественного объединения при правотворческом органе области выдается удостоверение установленного образца, подписываемое руководителем правотворческого органа области.
7. Аккредитация официального представителя общественного объединения при правотворческом органе области не производится в случаях:
а) отсутствия регистрации общественного объединения в порядке, установленном законом;
б) вступления в силу судебного решения о незаконности регистрации общественного объединения либо о его роспуске;
в) нарушение требований, установленных в п.п. 3 и 4 настоящей статьи.

Статья 41. Порядок отзыва и прекращения полномочий официального представителя общественного объединения при правотворческом органе области

1. Общественное объединение в соответствии со своим уставом (положением) вправе в любое время отозвать или заменить своего официального представителя при правотворческом органе области.
2. Представление об отзыве или замене официального представителя направляется на имя руководителя правотворческого органа и рассматривается им с соблюдением требований, установленных в ст. 39 настоящего нормативного правового акта.
3. Представление общественного объединения об отзыве или замене своего официального представителя рассматривается руководителем правотворческого органа в двухнедельный срок с момента его получения. Полномочия официального представителя общественного объединения прекращаются с момента принятия соответствующего распоряжения руководителем правотворческого органа. Лицо, полномочия которого как официального представителя прекращены в установленном порядке, обязано сдать в кадровую службу правотворческого органа удостоверение официального представителя.
4. Полномочия официального представителя общественного объединения при правотворческом органе области прекращаются в случаях:
а) вступления в силу судебного решения о незаконности регистрации общественного объединения либо его роспуска;
б) вступления в силу обвинительного судебного приговора в отношении лица, являющегося официальным представителем;
в) смерти официального представителя;
г) принятия решения правотворческим органом о прекращении аккредитации по мотивам нарушения официальным представителем Регламента областного Совета народных депутатов, других нормативных правовых актов области.

Статья 42. Права и обязанности официального представителя общественного объединения при правотворческом органе области

1. Официальные представители общественных объединений при правотворческом органе области имеют равный правовой статус.
2. Официальный представитель имеет право:
а) знакомиться с проектами нормативных и иных правовых актов, вносимых на рассмотрение правотворческого органа области;
б) знакомиться с экспертными заключениями и другими документами по проектам нормативных и иных правовых актов;
в) излагать в письменном виде мнение по проекту нормативного и иного правового акта и передавать его в правотворческий орган для рассмотрения;
г) присутствовать на заседаниях правотворческого органа с целью наблюдения за ходом рассмотрения и принятия нормативных правовых актов.
3. Официальный представитель обязан:
а) соблюдать законодательные акты Российской Федерации и нормативные правовые акты области о статусе народных депутатов, органов власти и управления, а также правотворчестве и правотворческих процедурах;
б) соблюдать законодательство об авторском праве и праве интеллектуальной собственности разработчиков проектов нормативных правовых актов;
в) осуществлять лоббистскую деятельность в порядке, формах и пределах, установленных законодательными актами Российской Федерации и настоящим нормативным актом.
4. Размножение документов для аккредитованных официальных представителей осуществляется на платной основе по специальным бланкам-заказам. Бесплатно размножаются документы для официальных представителей, аккредитованных от общественных объединений инвалидов, престарелых и ветеранов войны и труда.

Статья 43. Предупреждение противоправных форм лоббизма в правотворчестве области

1. В целях предупреждения противоправных форм лоббистской деятельности в правотворческих органах области и защиты авторского права и права интеллектуальной собственности разработчиков проектов нормативных правовых актов области запрещается:
а) нарушать порядок финансирования региональных правотворческих работ, установленный законодательными актами Российской Федерации, настоящим и другими правовыми актами областного Совета народных депутатов;
б) заключать договоры на подготовку нормативных правовых актов области без согласия областного Совета народных депутатов (Малого Совета) с организациями, учредителями (соучредителями) которых являются народные депутаты областного Совета;
в) привлекать народных депутатов областного Совета, государственных служащих правотворческих органов области в качестве экспертов проектов нормативных правовых актов области;
г) оказывать платные информационные услуги народными депутатами и государственными служащими правотворческих органов области посредством передачи за вознаграждение (деньгами, ценными бумагами, товаром или услугой) авторских проектов нормативных и иных правовых актов или их частей на любых носителях информации, ставшей известной в силу осуществления ими депутатских либо государственно-служебных полномочий;
д) копировать любым способом, передавать организациям и лицам, публиковать и распространять в любой иной форме авторские проекты нормативных и иных правовых актов области или их части без согласия авторов (разработчиков);
е) оказывать противоправное воздействие на народного депутата областного Совета и членов его семьи с целью принуждения народного депутата в голосовании либо склонения его к передаче правотворческой информации в нарушение законодательных актов Российской Федерации и нормативных правовых актов областного Совета народных депутатов.
2. Нарушение запретов, установленных в п. 1 настоящей статьи, влечет ответственность, установленную законом (дисциплинарную, административную и гражданско-правовую). Народные депутаты областного Совета несут ответственность в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами областного Совета народных депутатов.

Глава 8

ОПУБЛИКОВАНИЕ И ИНЫЕ ФОРМЫ ОБНАРОДОВАНИЯ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 44. Обязательность опубликования нормативного правового акта области

Нормативные правовые акты области подлежат обязательному опубликованию.

Статья 45. Недопустимость применения правоограничений на основе неопубликованного нормативного акта области

Никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании нормативного акта области, который официально не опубликован для всеобщего сведения.

Статья 46. Официальное опубликование нормативного правового акта области

1. Официальным опубликованием нормативных правовых актов области признается их опубликование в газетах, учрежденных областным Советом народных депутатов, а также в открытых официальных изданиях.
2. Нормативные правовые акты, изданные областным Советом народных депутатов, в обязательном порядке публикуются в "Ведомостях Иркутского областного Совета народных депутатов".
3. Официальное опубликование нормативных правовых актов области неполностью, либо в изложении, не допускается.
4. Опубликованные в официальном порядке нормативные правовые акты области, после вступления их в силу, подлежат применению всеми государственными органами, должностными лицами, а также исполнению другими организациями и физическими лицами независимо от факта рассылки их на места какими-либо органами.

Статья 47. Ознакомление исполнителей с нормативным правовым актам области

1. Органы и должностные лица, ответственные за исполнение нормативного правового акта области, обязаны:
а) знакомить с актом исполнителей (в некоторых случаях под расписку);
б) при необходимости снабжать исполнителей копиями или выписками из акта, вывешивать акт на видных местах, обеспечивать иные формы доведения акта до сведения органов, организаций и лиц, на которых распространяется его действие.
2. Списки рассылки нормативного правового акта области утверждаются руководителями соответствующих правотворческих органов области.

Статья 48. Обнародование нормативного правового акта области

1. При необходимости широкого и немедленного обнародования нормативного правового акта области их тексты могут доводиться до всеобщего сведения техническими средствами массовой информации и издательства.
2. Немедленное обнародование нормативного правового акта области осуществляется по решению правотворческого органа либо его руководителя.

Статья 49. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов области

1. Средства массовой информации и издательства вправе опубликовывать нормативные правовые акты области без согласия правотворческого органа, но с обязательной ссылкой на источник их официального опубликования.
2. Средства массовой информации и издательства могут опубликовывать официальные тексты нормативных правовых актов области до их официального опубликования без ссылки на источник их официального опубликования только с разрешения правотворческого органа в форме Свидетельства на право опубликования официальных текстов нормативных правовых актов области.

Статья 50. Порядок выдачи свидетельства на право опубликования официальных текстов нормативных правовых актов области

1. С целью получения Свидетельства на право опубликования официальных текстов нормативных правовых актов области руководитель средства массовой информации или издательства обращается с соответствующим заявлением на имя руководителя правотворческого органа. В заявлении в обязательном порядке указываются следующие данные о средстве массовой информации: учредители и издатели, орган, зарегистрировавший средство массовой информации и номер свидетельства о регистрации; тираж средства массовой информации и регион распространения (действия) средства массовой информации.
2. Заявление рассматривается руководителем правотворческого органа в десятидневный срок с момента получения.
3. Свидетельство на право опубликования официальных текстов нормативных правовых актов области, скрепленное подписью руководителя и гербовой печатью правотворческого органа, выдается средству массовой информации (издательству) на основании распоряжения руководителя правотворческого органа.
4. Свидетельство на право опубликования официальных текстов нормативных правовых актов области выдается средству массовой информации (издательству) бесплатно.
5. Средство массовой информации (издательство), обладающее Свидетельством на право опубликования официальных текстов нормативных правовых актов области, включаются в список обязательной рассылки нормативных правовых актов и предоставляют правотворческому органу безвозмездно в одном экземпляре издание (газету, журнал, сборник, бюллетень и др.), содержащее опубликованный нормативный правовой акт области.
6. Порядок выдачи и изъятия Свидетельства на право опубликования официальных текстов нормативных правовых актов области, права и обязанности средств массовой информации (издательств), обладающих такими Свидетельствами, регулируются настоящим нормативным правовым актом и утверждаемым областным Советом народных депутатов Положением о Свидетельстве на право опубликования официальных текстов нормативных правовых актов области.

Глава 9

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 51. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов областного Совета народных депутатов

1. Нормативные правовые акты областного Совета народных депутатов вступают в силу через три дня после их официального опубликования, если в самом акте или акте о введении его в действие не указан иной срок. День опубликования акта не входит в указанный срок.
2. Нормативные правовые акты областного Совета народных депутатов, устанавливающие административную ответственность, вступает в силу через четырнадцать дней после их официального опубликования. День опубликования акта не входит в указанный срок.

Статья 52. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов областной администрации

Нормативные правовое акты администрации области вступают в силу на следующий день после их официального опубликования, если в самом акте или в акте о введении его в действие не указан иной срок.

Статья 53. Обратная сила нормативного правового акта области

1. Нормативному правовому акту области может быть соответствующим правотворческим органом области придана обратная сила.
2. Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт области предусматривает введение или усиление юридической ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанной ответственности или влекли более мягкую ответственность.

Статья 54. Сроки действия нормативного правового акта области

1. Нормативный правовой акт области действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
2. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта области или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте должно быть указано, на какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие. По истечении указанного срока нормативный правовой акт автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока правотворческий орган, издавший акт, может принять решение о продлении действия акта на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Статья 55. Основания прекращения действия нормативного правового акта области

Нормативный правовой акт области прекращает свое действие в случаях:
а) истечения срока, на который был рассчитан временный акт;
б) принятия нового нормативного правового акта;
в) признания нормативного правового акта области утратившим силу органом, принявшим этот акт;
г) отмены правомочным органом государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законодательными актами Российской Федерации.

Статья 56. Изменение, дополнение и признание утратившими силу нормативных правовых актов, упраздненных или реорганизованных правотворческих органов области

В случае упразднения или преобразования правотворческого органа области вопросы о признании его актов утратившими силу, их распространении, внесении в них изменений и дополнений, решаются его правопреемником или вышестоящим государственным органом.

Статья 57. Признание утратившими силу ранее принятых нормативных правовых актов области в связи с принятием новых нормативных правовых актов области

Подлежат признанию утратившими силу все ранее принятые нормативные правовые акты области и их части, если они противоречат новым нормативным предписаниям либо полностью поглощены новым актом или фактически утратили значение, но формально не признаны утратившими силу. Одновременно готовятся необходимые изменения или дополнения в ранее принятые нормативные акты области.

Статья 58. Особенности действия нормативного правового акта области

1. Действие нормативного правового акта области распространяется на граждан Российской Федерации, являющихся жителями Иркутской области, а также находящихся на территории Иркутской области иных физических лиц (граждан Российской Федерации, не являющихся жителями Иркутской области, иностранных граждан и лиц без гражданства) за исключением установленными действующими федеральными законодательными актами Российской Федерации.
2. В соответствии с подписанным с Российской Федерацией международным соглашением и общепризнанными нормами международного права нормативные правовые акты не распространяются на находящихся на территории области дипломатических представителей и других сотрудников представительств иностранных государств и международных организаций (дипломатический иммунитет).

Глава 10

ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 59. Понятие толкования нормативных правовых актов области

1. Толкование нормативных правовых актов области - это деятельность по установлению содержания нормативного правового акта области для его практической реализации.
2. Толкование нормативных правовых актов области осуществляется в правоприменительных, правотворческих и исследовательских целях.
3. Результатом толкования нормативных правовых актов области должна быть полная определенность смысла интерпретируемого акта или его предписания.
4. Толкование нормативных правовых актов области может быть официальным и неофициальным.

Статья 60. Официальное толкование нормативных правовых актов области

1. Официальное толкование нормативных актов области - это властно-обязательное разъяснение нормативных правовых актов области (их предписаний) правомочным правотворческим или судебным органом.
2. Официальное толкование нормативных правовых актов области производится в случае обнаружения неясностей в содержании нормативного правового акта области, неправильной или противоречивой практики их применения.
3. Официальное толкование нормативных правовых актов области производится в форме актов-разъяснений.
4. Официальные акты-разъяснения имеют ту же юридическую силу, что и разъяснения ими нормативные правовые акты области.
5. Официальное толкование нормативных правовых актов областного Совета народных депутатов производится только областным Советом народных депутатов.
6. Официальное толкование нормативных правовых актов областной администрации производится главой администрации области. Глава администрации области вправе уполномочивать на разъяснение изданных ими нормативных правовых актов органы управления администрации области.
7. В процессе официального толкования не допускается внесение в нормативные правовые акты области поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний. Распространительное и ограничительное толкование допускаются лишь в случаях явного расхождения смысла и текста нормативного правового акта области или его предписания.

Статья 61. Представление о необходимости официального толкования нормативного правового акта области

С представлением в правотворческий орган о необходимости официального толкования соответствующего нормативного правового акта области могут обратиться: прокурор области, областной суд, арбитражный суд области, местные Советы народных депутатов, главы местной администрации, постоянные комиссии областного Совета народных депутатов, иные организации и должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность. Представление о необходимости официального толкования нормативного правового акта области рассматривается правотворческим органом области в двухнедельный срок.

Статья 62. Официальное толкование нормативных правовых актов области судебными органами

Областной суд, арбитражный суд области вправе давать разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов области, обязательные для соответствующих судов на территории области.

Статья 63. Неофициальное толкование нормативных правовых актов области

Неофициальное толкование нормативных правовых актов области, то есть толкование, производимое организациями и лицами, не имеющими права официального толкования, не носит юридически обязательного характера.

Глава 11

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 64. Обязанность указания правового основания нормативного правового акта области

1. Правотворческий орган области обязан указывать правовое основание принимаемого нормативного правового акта области.
2. Запрещается принятие и опубликование нормативных правовых актов области без указания правовых оснований их принятия.
3. Нормативные акты области, принятые без указания их правового основания, являются юридически ничтожными с момента их принятия и не подлежат применению и исполнению.

Статья 65. Признание неконституционности нормативных правовых актов области

Нормативные правовые акты области, противоречащие Конституции Российской Федерации, не имеют юридической силы, если их неконституционность признана в установленном законом порядке.

Статья 66. Признание незаконности нормативных правовых актов области

Нормативные правовые акты области, противоречащие законодательным актам Российской Федерации, не имеют юридической силы, если их незаконность признана в установленном законом порядке.

Статья 67. Признание нормативного правового акта области противоречащим уставу Иркутской области

Нормативные правовые акты области, противоречащие Уставу Иркутской области, не имеют юридической силы, если их противоречие Уставу признано в порядке, установленном законом и Уставом области.

Статья 68. Признание нормативного правового акта администрации области противоречащим нормативному правовому акту областного Совета народных депутатов

Нормативные правовые акты администрации области, противоречащие нормативным правовым актам областного Совета народных депутатов, не имеют юридической силы, если это признано в порядке, установленном законом и Уставом области.

Глава 12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 69. Государственный учет нормативных правовых актов области

1. Все нормативные правовые акты, изданные областным Советом народных депутатов и областной администрацией, подлежат государственному учету.
2. Государственный учет включает в себя централизованный сбор и регистрацию нормативных правовых актов области, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию об этих актах.
3. Порядок государственного учета нормативных правовых актов области определяется областным Советом народных депутатов в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статья 70. Систематизация нормативных правовых актов области

Правотворческие органы области периодически издают собрания и сборники нормативных правовых актов области либо дают поручения об их издании иным органам и организациям.

Глава 13

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Статья 71. Порядок финансирования правотворческих работ

Финансирование правотворческих работ правотворческих органов осуществляется из областного бюджета на основе правотворческих программ, планов подготовки проектов нормативных правовых актов области, планов проведения прогнозов и иных научных и организационно-правотворческих работ.

Статья 72. Порядок финансирования межрегиональных и международных правотворческих программ, планов и мероприятий с участием области

Финансирование правотворческих работ в рамках межрегиональных правотворческих программ, планов и мероприятий осуществляется из областного бюджета на основе утвержденных областным Советом народных депутатов соответствующих межрегиональных и международных соглашений с участием области.

Глава 14

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 73. Государственная защита настоящего нормативного правового акта

Настоящий нормативный правовой акт подлежит защите а территории Иркутской области так же, как и законы Российской Федерации

Председатель
областного Совета
В.В.ИГНАТЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru