РЕШЕНИЕ Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160176/5
(ред. от 23.09.2008)
"О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В Г. ИРКУТСКЕ НА 2006 - 2012 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска", 2005, III квартал, часть 1, ст. 101;
"Иркутск", № 38, 10.10.2005.
ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА
РЕШЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В Г. ИРКУТСКЕ НА 2006 - 2012 ГОДЫ
Принято на 16 заседании
городской Думы 4-го созыва 31 августа 2005 года
(в ред. решения Думы г. Иркутска
от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
В целях улучшения условий и охраны труда, обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда, предупреждения производственного травматизма и профилактики профессиональных заболеваний в г. Иркутске, руководствуясь ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Законом Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда", Законом Иркутской области "Об охране труда в Иркутской области", ст.ст. 13, 31, 32 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы города Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4, Положением о муниципальных программах города Иркутска, утвержденным решением городской Думы г. Иркутска от 31.03.1999 № 312-32гД(2), Дума города Иркутска решила:
1. Утвердить муниципальную Программу улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2006 - 2012 годы (Приложение № 1).
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
2. Администрации г. Иркутска:
2.1. При формировании расходной части бюджета г. Иркутска предусмотреть выделение ассигнований на реализацию мероприятий муниципальной Программы улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2006 - 2012 годы, исходя из реальных возможностей бюджета города на соответствующий год.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
2.2. Опубликовать настоящее решение.
Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
31 августа 2005 года
№ 004-20-160176/5
Приложение № 1
к решению
Думы г. Иркутска
от 31 августа 2005 года
№ 004-20-160176/5
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В Г. ИРКУТСКЕ
НА 2006 - 2012 ГОДЫ
(в ред. решения Думы г. Иркутска
от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В Г. ИРКУТСКЕ
НА 2006 - 2012 ГОДЫ
---------------------T----------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Муниципальная Программа улучшения условий и охраны¦
¦программы ¦труда в г. Иркутске на 2006 - 2012 годы ¦
¦(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8) ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Наименование, дата и¦Программа улучшения условий и охраны труда в г.¦
¦номер нормативного ¦Иркутске на 2003 - 2005 годы, утвержденная решением¦
¦акта о разработке ¦городской Думы г. Иркутска от 11.06.2003¦
¦Программы ¦№ 367-29гД(3); ¦
¦ ¦решение Иркутской городской межведомственной¦
¦ ¦комиссии по охране труда (протокол № 1 от¦
¦ ¦24.03.2005) ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Администрация г. Иркутска ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Ответственный ¦Комитет по экономике и финансам администрации г.¦
¦исполнитель ¦Иркутска ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Основные ¦Комитет по экономике и финансам администрации г.¦
¦разработчики ¦Иркутска; ¦
¦ ¦Государственная инспекция труда в Иркутской области;¦
¦ ¦Территориальное управление Федеральной службы по¦
¦ ¦надзору в сфере защиты прав потребителей и¦
¦ ¦благополучия человека по Иркутской области; ¦
¦ ¦государственное учреждение "Иркутское региональное¦
¦ ¦отделение Фонда социального страхования Российской¦
¦ ¦Федерации"; ¦
¦ ¦Иркутская городская межведомственная комиссия по¦
¦ ¦охране труда; ¦
¦ ¦Территориальное объединение организаций профсоюзов¦
¦ ¦г. Иркутска; ¦
¦ ¦объединение работодателей г. Иркутска в составе¦
¦ ¦Некоммерческого партнерства товаропроизводителей и¦
¦ ¦предпринимателей Иркутской области ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Основная цель ¦Сохранение жизни и здоровья человека в процессе¦
¦Программы ¦труда, профилактика профессиональных заболеваний,¦
¦ ¦предупреждение производственного травматизма ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Основная задача ¦Реализация государственной политики в области охраны¦
¦Программы ¦труда в пределах полномочий органов городского¦
¦ ¦самоуправления г. Иркутска и переданных областных¦
¦ ¦государственных полномочий по государственному¦
¦ ¦управлению охраной труда ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2006 - 2012 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
¦(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8) ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Перечень основных ¦- Нормативно-правовое обеспечение системы управления¦
¦мероприятий ¦охраной труда; ¦
¦ ¦- совершенствование работы по государственному¦
¦ ¦управлению охраной труда; ¦
¦ ¦- информационное обеспечение управления охраной¦
¦ ¦труда; ¦
¦ ¦- организационное обеспечение охраны труда; ¦
¦ ¦- контроль за соблюдением законодательства об охране¦
¦ ¦труда; ¦
¦ ¦- профилактические мероприятия, направленные на¦
¦ ¦обеспечение предупредительных мер по сокращению¦
¦ ¦производственного травматизма и профессиональных¦
¦ ¦заболеваний; ¦
¦ ¦- совершенствование социального партнерства в¦
¦ ¦области охраны труда ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Исполнители и ¦Комитет по экономике и финансам администрации г.¦
¦соисполнители ¦Иркутска; ¦
¦ ¦отраслевые комитеты; ¦
¦ ¦комитеты по управлению округами администрации г.¦
¦ ¦Иркутска; ¦
¦ ¦Государственная инспекция труда в Иркутской области;¦
¦ ¦Территориальное управление Федеральной службы по¦
¦ ¦надзору в сфере защиты прав потребителей и¦
¦ ¦благополучия человека по Иркутской области; ¦
¦ ¦государственное учреждение "Иркутское региональное¦
¦ ¦отделение Фонда социального страхования Российской¦
¦ ¦Федерации"; ¦
¦ ¦Иркутская городская межведомственная комиссия по¦
¦ ¦охране труда; ¦
¦ ¦Территориальное объединение организаций профсоюзов¦
¦ ¦г. Иркутска; ¦
¦ ¦объединение работодателей г. Иркутска в составе¦
¦ ¦Некоммерческого партнерства товаропроизводителей и¦
¦ ¦предпринимателей Иркутской области; ¦
¦ ¦учебно-методические центры; ¦
¦ ¦организации всех форм собственности ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Объемы ¦- бюджет г. Иркутска - 1772 тыс. руб., ¦
¦финансирования ¦в том числе по годам: ¦
¦(с расшифровкой по ¦2006 - 215 тыс. руб.; ¦
¦годам и источникам) ¦2007 - 234 тыс. руб.; ¦
¦ ¦2008 - 234 тыс. руб.; ¦
¦ ¦2009 - 257 тыс. руб.; ¦
¦ ¦2010 - 257 тыс. руб.; ¦
¦ ¦2011 - 275 тыс. руб.; ¦
¦ ¦2012 - 300 тыс. руб.; ¦
¦ ¦- средства Фонда социального страхования Российской¦
¦ ¦Федерации, предусмотренные бюджетом Фонда¦
¦ ¦социального страхования РФ на финансирование¦
¦ ¦предупредительных мер по сокращению¦
¦ ¦производственного травматизма и профессиональных¦
¦ ¦заболеваний, а также на обучение охране труда¦
¦ ¦отдельных категорий застрахованных (ежегодно); ¦
¦ ¦- средства работодателей - в соответствии с¦
¦ ¦индивидуальными потребностями для реализации¦
¦ ¦мероприятий, предусмотренных в пп. 2.4, 4.4, 4.7,¦
¦ ¦6.1, 6.2, 6.4, 6.5, 6.6 (ежегодно) ¦
¦(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8) ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦- Сокращение общего уровня производственного¦
¦результаты ¦травматизма в расчете на 1000 занятых в экономике г.¦
¦реализации Программы¦Иркутска на 10%; ¦
¦ ¦- сокращение уровня производственного травматизма со¦
¦ ¦смертельным исходом в расчете на 1000 занятых в¦
¦ ¦экономике г. Иркутска на 5%; ¦
¦ ¦- стабилизация численности работников, занятых в¦
¦ ¦условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям; ¦
¦ ¦- повышение безопасности труда и социальной¦
¦ ¦защищенности работников ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Система организации ¦Контроль исполнения Программы осуществляют: Дума¦
¦контроля исполнения ¦города Иркутска; ¦
¦Программы ¦мэр города Иркутска; ¦
¦ ¦Комитет по экономике и финансам администрации г.¦
¦ ¦Иркутска; ¦
¦ ¦Иркутская городская межведомственная комиссия по¦
¦ ¦охране труда в установленном порядке ¦
L--------------------+-----------------------------------------------------
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В Г. ИРКУТСКЕ НА 2006 - 2012 ГОДЫ
(в ред. решения Думы г. Иркутска
от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальная Программа улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2006 - 2012 годы (далее - Программа) разработана с целью сохранения жизни и здоровья человека в процессе труда, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения производственного травматизма.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
Основаниями разработки Программы являются: Программа улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2003 - 2005 годы, утвержденная решением городской Думы г. Иркутска от 11.06.2003 № 367-29гД(3), и решение Иркутской городской межведомственной комиссии по охране труда от 24.03.2005 (протокол № 1).
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законов Иркутской области "Об охране труда в Иркутской области", "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда" и других нормативных правовых актов, устанавливающих порядок реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
Программа улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2006 - 2012 годы является муниципальной целевой Программой.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
В течение ряда лет в г. Иркутске наблюдается неблагоприятная ситуация, связанная с состоянием условий и охраны труда в отдельных организациях. На 01.01.2005, согласно статистической выборке, около 12 тыс. человек (из них более 2 тыс. - женщины) работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, свыше 2 тыс. человек заняты тяжелым физическим трудом.
В городе сохраняется напряженная санитарно-эпидемиологическая ситуация. За 2004 г. при снижении заболеваемости взрослого населения по Иркутской области на 0,8% заболеваемость взрослого населения г. Иркутска снизилась на 13,2%. В то же время уровень общей заболеваемости в городе по-прежнему превышает данный показатель по Иркутской области. На возникновение общих и профессиональных заболеваний существенное влияние оказывают условия труда.
В 2004 году на предприятиях города зарегистрировано 40 больных с впервые выявленным диагнозом профессионального заболевания.
В структуре профессиональной заболеваемости преобладают заболевания, вызываемые воздействием повышенного уровня шума и вибрации: неврит слухового нерва, вибрационная болезнь.
Вследствие высокого уровня производственного травматизма население г. Иркутска продолжает нести огромные моральные и материальные потери.
По данным государственной статистики, в 2004 году от травм пострадали и временно утратили трудоспособность 252 человека, или 1,02 на 1000 работающих. За это же время на производстве погибли 15 человек, или 0,067 человека на 1000 работающих.
Каждый пострадавший в результате несчастного случая отсутствовал на производстве более 30 дней. Затраты по возмещению вреда, причиненного работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, составили около 12 млн. руб.
Начиная с 2003 г. на территории города реализуются мероприятия аналогичной Программы на 2003 - 2005 годы.
Уровень производственного травматизма не дает оснований говорить о стабильной положительной динамике. Однако программный подход позволяет в некоторой степени сгладить негативное влияние таких факторов, как:
- старение основных производственных фондов;
- неудовлетворительная организация труда;
- низкая технологическая и трудовая дисциплина;
- отсутствие должного внимания отдельных руководителей к вопросам охраны труда.
Общая экономия, полученная в результате снижения несчастных случаев на производстве за два года реализации Программы улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2003 - 2005 годы, составила, по оценке Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска, около 19 млн. руб. при затратах бюджетных средств в сумме 203,0 тыс. руб.
ЭКОНОМИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СНИЖЕНИЯ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В Г. ИРКУТСКЕ ЗА 2003 - 2004 ГОДЫ
тыс. руб.
------------------------------------------------T--------T-------T--------¬
¦ Показатели экономии ¦ 2003 к ¦2004 к ¦ Всего ¦
¦ ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ ¦
+-----------------------------------------------+--------+-------+--------+
¦Экономия от снижения травм на производстве с¦ 2174,3¦ 197,4¦ 2371,7¦
¦утратой трудоспособности на 1 день и более ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+--------+-------+--------+
¦Экономия от снижения несчастных случаев на¦ 398,4¦ 375,2¦ 773,6¦
¦производстве со смертельным исходом ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+--------+-------+--------+
¦Экономия от снижения профзаболеваний со¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦смертельным исходом ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+--------+-------+--------+
¦Прямая экономия ¦ 2572,7¦ 572,6¦ 3145,3¦
+-----------------------------------------------+--------+-------+--------+
¦Косвенная экономия ¦ 12863,5¦ 2863,0¦ 15726,5¦
+-----------------------------------------------+--------+-------+--------+
¦Общая экономия ¦ 15436,2¦ 3435,6¦ 18871,8¦
L-----------------------------------------------+--------+-------+---------
Таким образом, необходимость разработки Программы улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2006 - 2012 годы определяется:
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
- требованиями основных действующих законодательных и иных нормативных правовых актов:
- абзац исключен. - Решение Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8;
- Закона Иркутской области от 04.12.2002 № 63-оз "Об охране труда в Иркутской области";
- Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2003 - 2005 годы;
- невозможностью решения проблемы улучшения условий и охраны труда силами отдельных хозяйствующих субъектов без поддержки со стороны субъектов системы управления охраной труда (особенно в части нормативного правового обеспечения вопросов охраны труда, взаимодействия государственных и муниципальных органов управления, государственных органов надзора и контроля, систематизации и координации организационных и информационных вопросов и др.);
- высокой социальной и следующей за ней экономической значимостью улучшения условий труда и снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в г. Иркутске.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью Программы является сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда, профилактика профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма.
Основной задачей Программы является реализация государственной политики в области охраны труда в пределах полномочий органов городского самоуправления г. Иркутска и переданных областных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда.
СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
Срок реализации Программы - 2006 - 2012 годы.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
Этапы выполнения предусмотрены в рамках реализации мероприятий Программы индивидуально.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Мероприятия настоящей Программы разработаны на основе анализа состояния условий и охраны труда работников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Иркутской области с учетом особенностей экономики г. Иркутска.
Правовой базой разработки Программы являются: постановление Министерства труда Российской Федерации от 06.12.1995 № 68 "Об утверждении рекомендаций по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда", Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда в муниципальных образованиях Иркутской области, одобренные решением областной межведомственной комиссии по охране труда от 21.12.2004 № 4-04, иные нормативные правовые акты в области охраны труда.
Программные мероприятия объединяют работы по следующим направлениям:
- нормативно-правовое обеспечение системы управления охраной труда;
- совершенствование работы по государственному управлению охраной труда;
- информационное обеспечение управления охраной труда;
- организационное обеспечение охраны труда;
- контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
- профилактические мероприятия, направленные на сокращение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости;
- совершенствование социального партнерства в области охраны труда.
В разделе "Нормативно-правовое обеспечение охраны труда" в 2006 - 2012 гг. предусмотрены работы по совершенствованию нормативной правовой базы органов городского самоуправления г. Иркутска по исполнению переданных областных государственных полномочий по управлению охраной труда в соответствии с действующим законодательством об охране труда.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
По разделу "Совершенствование работы по государственному управлению охраной труда" планируется продолжить формирование базы данных о наличии в организациях города служб охраны труда, специалистов по охране труда, их аттестации, создание служб охраны труда в организациях и доведение их численности до межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 № 10, внедрение во всех организациях системы управления охраной труда в качестве целевой подсистемы управления организацией в целом. В соответствии с проектом Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2006 - 2012 гг. (п. 1.2.1 перечня мероприятий) предусматривается совместно с Комитетом по труду Иркутской области оказать содействие в организации на территории г. Иркутска центра, предоставляющего услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
В разделе "Информационное обеспечение управления охраной труда" предусматривается размещение сведений в области охраны труда в средствах массовой информации и на странице "Охрана труда" на WEB-сервере Иркутск, информирование населения о состоянии условий и охраны труда в организациях города и мерах по их улучшению.
В 2006 - 2012 гг. планируется составление и издание (переиздание) следующих сборников:
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
- нормативно-методических документов по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;
- перечень действующих нормативных правовых актов в области охраны труда;
- по организации охраны труда для организаций социальной сферы;
- типовых инструкций по охране труда для основных профессий и видов деятельности в сфере малого предпринимательства;
- о состоянии условий труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости.
В разделе "Организационное обеспечение охраны труда" предусматривается организация и проведение конкурсов на лучшую организацию города по проведению работы по охране труда, на лучшего специалиста по охране труда, на лучший кабинет охраны труда, на лучшую студенческую работу в области охраны труда среди студентов высших учебных заведений. Мероприятия этого раздела предусматривают также содействие обучению вопросам охраны труда руководителей, специалистов по охране труда организаций города, а также отдельных застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведение городских семинаров и совещаний по охране труда.
Раздел "Контроль за соблюдением законодательства об охране труда" предусматривает осуществление контроля уполномоченными государственными органами, администрацией г. Иркутска, общественными объединениями:
за ходом аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях города;
за выполнением руководителями организаций города требований ст. 225 Трудового кодекса РФ, ГОСТа 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда";
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
за выполнением работодателями Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
за применением Правил частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, утвержденных Правительством РФ;
за соблюдением законодательно установленных нормативов финансирования мероприятий по улучшению условий и охране труда в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.
Также предусмотрено проведение обследований фактического состояния условий и охраны труда у соискателей лицензий на отдельные виды деятельности.
Разделом "Профилактические мероприятия, направленные на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" запланирован комплекс мер, направленных на выявление работ и рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, установление обоснованных доплат за неблагоприятные условия труда, выявление и раннюю диагностику профессиональных заболеваний.
Разделом "Совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений" предусмотрена разработка раздела "Условия и охрана труда работников" территориального трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений в г. Иркутске на 2007 - 2011 годы между администрацией г. Иркутска, Территориальным объединением организаций профсоюзов г. Иркутска и объединением работодателей г. Иркутска, контроль его выполнения, оказание помощи в формировании раздела "Улучшение условий и охраны труда работников" в ходе разработки и заключения соглашений и коллективных договоров в организациях.
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ
Финансирование Программы осуществляется из следующих источников:
- бюджет г. Иркутска - 1772 тыс. руб.,
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
по годам: 2006 - 215 тыс. руб.;
2007 - 234 тыс. руб.;
2008 - 234 тыс. руб.;
2009 - 257 тыс. руб.;
2010 - 257 тыс. руб.;
2011 - 275 тыс. руб.;
(строка введена решением Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
2012 - 300 тыс. руб.;
(строка введена решением Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
- средства Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий год, утвержденным федеральным законом, в объемах, определяемых Фондом социального страхования Российской Федерации для государственного учреждения "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации";
- средства работодателей - для обеспечения работы третьего уровня системы организации трудоохранных работ в соответствии с их индивидуальными потребностями, но не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (согласно статье 226 Трудового кодекса Российской Федерации). Освоение названных средств будет осуществляться работодателями.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
В ходе реализации Программы возможна корректировка отдельных мероприятий, объемов и источников их финансирования на основе анализа полученных результатов с учетом финансовых возможностей бюджета города.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
ИСПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Ответственным исполнителем Программы (исполнительские функции) является Главное экономическое управление Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска в лице отдела по управлению охраной труда.
Финансирование Программы за счет средств бюджета г. Иркутска на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с действующим законодательством, исходя из необходимости продолжения ранее начатых работ и реальных возможностей бюджета города на соответствующий год.
Финансирование конкретных работ, предусмотренных Программой, за счет средств бюджета города осуществляется на основании договоров, заключаемых администрацией г. Иркутска с исполнителями в соответствии с законодательно установленным порядком.
Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска, Иркутская городская межведомственная комиссия по охране труда с целью осуществления контроля исполнения Программы в установленные сроки рассматривают представленные отделом по управлению охраной труда отчеты и заслушивают доклады ответственных исполнителей о ходе выполнения мероприятий Программы.
Отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств бюджета города ежегодно представляются мэру города Иркутска и Думе города Иркутска.
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2006 - 2012 годы представляет собой комплекс организационных, методических, санитарно-гигиенических, исследовательских, производственных, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
В результате реализации Программы ожидается:
привлечение большего внимания работодателей к проблемам охраны труда работников;
увеличение численности специалистов по охране труда в организациях города;
придание управлению охраной труда в организациях системного характера.
Социальный эффект от выполнения Программы проявится в:
сокращении общего уровня производственного травматизма в расчете на 1000 работающих на 10%;
сокращении уровня производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих на 5%;
стабилизации численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
сокращении численности работников, занятых тяжелым физическим трудом;
снижении общей и профессиональной заболеваемости;
повышении безопасности труда и социальной защищенности работников.
Общий экономический эффект от улучшения условий и охраны труда проявится в:
сокращении количества потерь рабочего времени, связанных с утратой трудоспособности в связи с травматизмом и заболеваемостью;
сокращении расходов, связанных с возмещением вреда, полученного от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
увеличении размера прибыли, полученной в результате повышения производительности труда;
уменьшении текучести кадров за счет улучшения условий труда и др.
Организации, осуществляющие меры по улучшению условий и охраны труда, получают также экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушение требований действующего законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В Г. ИРКУТСКЕ НА 2006 - 2012 ГОДЫ
(раздел в ред. решения Думы г. Иркутска
от 23.09.2008 № 004-20-530871/8)
Расчеты финансово-экономического обоснования основаны на прогнозе общей экономии (предотвращенного ущерба) от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате проведения трудоохранных мероприятий в рамках Программы улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2006 - 2012 годы и дальнейшей эффективности от ее реализации.
При расчете использована методика оценки социально-экономической эффективности и ожидаемых результатов от реализации мероприятий по охране труда, одобренная на заседании коллегии при председателе комитета по труду Иркутской области 28 ноября 2002 года.
1. Ожидаемое сокращение численности пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, чел.
1.1. Ожидаемое сокращение численности пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с утерей профессиональной трудоспособности в результате проведенных трудоохранных мероприятий на 10%, Чн, чел.:
Чн = 277 чел. (2005 г.) - 0,1 (коэффициент прогнозного снижения уровня производственного травматизма за 7 лет);
Чн = 28 чел.
1.2. Ожидаемое сокращение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом в результате проведенных трудоохранных мероприятий на 7%, Чс, чел.:
Чс = 24 чел. (2005 г.) - 0,07 (коэффициент прогнозного снижения уровня производственного травматизма со смертельным исходом за 7 лет);
Чс = 2 чел.
2. Прямая экономия от сокращения несчастных случаев на производстве - Эп, тыс. руб.
Прямая экономия от сокращения несчастных случаев на производстве (Эп) состоит из экономии, обусловленной сокращением выплат по оплате ежемесячного пособия, выплачиваемого при утрате профессиональной трудоспособности в связи с несчастными случаями (Э1), и экономии, обусловленной сокращением единовременного возмещения ущерба и ежемесячных пособий, выплачиваемых в связи с несчастными случаями со смертельным исходом (Э2).
2.1. Экономия от снижения общего уровня производственного травматизма - Э1, тыс. руб.:
Э1 = 28 x (9,8 / 20,6) x 52,2 = 695,3 тыс. руб.,
где:
28 чел. - Чн;
9,8 тыс. руб. - средняя зарплата в экономике города за 2005 год;
20,6 - среднее количество рабочих дней месяца;
52,2 - коэффициент тяжести за 2005 год.
2.2. Экономия от снижения несчастных случаев со смертельным исходом - Э2, тыс. руб.:
Э2 = (2 x 46,9) + (2 x 9,8 x 12 x 7) = 1740,2 тыс. руб.,
где:
2 чел. - Чс;
46,9 тыс. руб. - единовременная страховая выплата при несчастном случае со смертельным исходом (2005 г.);
9,8 тыс. руб. - средняя зарплата в экономике города за 2005 год;
12 - количество месяцев в году;
7 лет - срок реализации Программы.
3. Прямая экономия - Эп, тыс. руб.:
Эп = Э1 + Э2
Эп = 695,3 тыс. руб. + 1740,2 тыс. руб. = 2435,5 тыс. руб.
4. Прогнозный срок окупаемости мероприятий Программы - Со, месяцев:
4.1. Срок окупаемости Программы за 7 лет - Со (7 лет):
Со (7 лет) = 84 / (Эп / SUM затрат),
где:
84 - количество месяцев в 7 годах;
SUM затрат на реализацию мероприятий Программы за 7 лет - 1772,0 тыс. руб.;
Со (7 лет) = 84 / (2435,5 тыс. руб. / 1772,0 тыс. руб.) = 61 месяц.
4.2. Срок окупаемости среднегодовых затрат на реализацию Программы - Со (годовой):
Со (годовой) = 12 / (Эп / SUM затрат),
где:
12 - количество месяцев в году;
Со (годовой) = 12 / (2435,5 тыс. руб. / 1772,0 тыс. руб.) = 8,7 месяцев.
5. Косвенная экономия от сокращения несчастных случаев на производстве - Эк, тыс. руб.:
<*> - средства на обучение отдельных категорий застрахованных определяются ежегодно согласно заявкам организаций в пределах предусмотренных на эти цели средств;
<**> - в соответствии с действующим порядком и условиями частичного финансирования, определенными законодательством Российской Федерации.
Принятые сокращения в тексте мероприятий Программы:
АЛ - аккредитованные лаборатории, осуществляющие замеры вредных производственных факторов для целей аттестации рабочих мест по условиям труда;
ГИТ - Государственная инспекция труда в Иркутской области;
ДЭ КЭФ - департамент экономики Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска;
ГУ "ИРО ФСС РФ" - государственное учреждение "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации";
ДЗ КСП - департамент здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска;
УИП - управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска;
ИМВК - Иркутский международный выставочный комплекс;
ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения;
ОРИ - организация работодателей г. Иркутска в составе Некоммерческого партнерства товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области;
ТООП - территориальное объединение организаций профсоюзов г. Иркутска;
ТУ ФС Роспотребнадзора - Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области;
ИМУ - Иркутское межрегиональное управление.
И.о. первого заместителя мэра,
председателя Комитета по
экономике и финансам
В.В.ПОПОВ
И.о. начальника отдела по
управлению охраной труда
С.И.ЗАВГОРОДНЯЯ