Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ мэра г. Братска от 02.05.2007 № 1159
(ред. от 22.06.2007)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Братские вести", № 31, 08.06.2007.







МЭР ГОРОДА БРАТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2007 г. № 1159

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

(в ред. постановления мэра г. Братска
от 22.06.2007 № 1785)

В целях повышения качества бюджетных (муниципальных) услуг в области здравоохранения, предоставляемых населению города Братска, создания системы контроля за непосредственными результатами деятельности бюджетных учреждений и вышестоящих органов управления со стороны получателей бюджетных услуг, в соответствии с Положением о стандартах качества предоставления бюджетных услуг, утвержденным решением Думы города Братска от 28.02.2007 № 288/г-Д, в рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов города Братска на 2005 - 2007 годы (далее - Программа), утвержденной постановлением мэра города Братска от 14.11.2005 № 1999 и одобренной решением Думы города Братска от 06.12.2005 № 85/г-Д, руководствуясь статьями 35, 54 Устава муниципального образования города Братска, постановляю:

1. Утвердить прилагаемый стандарт качества предоставления бюджетных (муниципальных) услуг в области здравоохранения (далее - Стандарт).

2. Департаменту здравоохранения администрации города Братска (Большешапов) обеспечить:
2.1. Доведение настоящего постановления до руководителей и сотрудников подведомственных муниципальных учреждений здравоохранения.
2.2. Закрепление ответственных по предоставлению бюджетных (муниципальных) услуг в соответствии со Стандартом, а также ответственных по контролю за соблюдением полноты и эффективности применения Стандарта.
2.3. Соблюдение установленных требований Стандарта подведомственными муниципальными учреждениями здравоохранения.
2.4. Использование требований утвержденного Стандарта при разработке ведомственных целевых программ, основных требований к результатам работы бюджетных учреждений, а также при оценке потребности в предоставлении бюджетных услуг.
(п. 2.4 в ред. постановления мэра г. Братска от 22.06.2007 № 1785)
2.5. Информирование граждан, являющихся получателями услуг в области здравоохранения, о требованиях утвержденного Стандарта.
2.6. Контроль за соблюдением муниципальными учреждениями здравоохранения требований, установленных в Стандарте.

3. Информационно-аналитическому отделу (пресс-службе) администрации (Осипова) обеспечить публикацию Стандарта в газете "Братские вести" и размещение на официальном сайте администрации города.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра по социальным вопросам Литвинову Т.И.

С.В.СЕРЕБРЕННИКОВ





Утвержден
постановлением
мэра г. Братска
от 2 мая 2007 года
№ 1159

СТАНДАРТ
КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)
УСЛУГ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Разработчик Стандарта качества предоставления бюджетных (муниципальных) услуг в области здравоохранения (далее - Стандарт): Департамент здравоохранения администрации города Братска.
2. Область применения Стандарта: настоящий Стандарт распространяется на услуги в области здравоохранения, предоставляемые населению муниципальными учреждениями здравоохранения (далее - учреждения), и устанавливает основные положения, определяющие качество предоставления услуг в области здравоохранения, в том числе:
1) оказание скорой медицинской помощи;
2) оказание первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений;
3) оказание первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в условиях круглосуточных стационаров;
4) оказание первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в условиях дневных стационаров.
3. Термины и определения: термины и определения, используемые в настоящем Стандарте, закреплены отраслевым стандартом ОСТ 91500.01.0005 2001 "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12:
1) медицинская деятельность - деятельность, направленная на оказание медицинских услуг;
2) безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба;
3) требование - положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены;
4) эффективность медицинской помощи - величина (размер) медицинской помощи, при которой соответствующий тип медицинского обслуживания и помощи достигает своей цели - улучшения состояния пациента;
5) медицинские работники - сотрудники медицинского учреждения, имеющие непосредственное отношение к оказанию медицинских услуг;
6) пациент - потребитель медицинской услуги, обращающийся в медицинское учреждение или к медицинскому работнику за медицинской помощью;
7) медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
4. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления услуг:
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 имеют дату 22.07.1993, а не 22.06.1992.
   ------------------------------------------------------------------

1) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1992 № 5487-1;
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон Российской Федерации № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" имеет дату 24.07.1998, а не 24.06.1998.
   ------------------------------------------------------------------

2) Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
3) Федеральный закон Российской Федерации от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах";
4) Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности";
6) постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 № 107 (редакция от 26.01.2007) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения";
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний" от 22.01.2007 имеет номер 31, а не 36.
   ------------------------------------------------------------------

7) постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 36 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний";
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 32 имеет название "Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", а не "Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники".
   ------------------------------------------------------------------

8) постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 32 "Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники";
9) постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год";
10) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2004 № 308 "О вопросах организации деятельности перинатальных центров";
11) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.11.1997 № 345 "О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах";
12) постановление мэра города Братска от 18.07.2006 № 1418 "Об утверждении Положения об организации оказания медицинской помощи населению на территории города Братска";
13) приказ Главного управления здравоохранения администрации Иркутской области и Фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области от 17.12.2003 № 759/115 "О контроле качества медицинской помощи на территории Иркутской области" (с изменениями от 12.07.2004);
14) приказ Департамента здравоохранения администрации города Братска от 23.08.2004 № 495 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи в медицинских учреждениях здравоохранения города Братска";
15) решение Думы города Братска от 16.06.2006 № 181/г-Д "Об утверждении Положения о полномочиях органов местного самоуправления в сфере здравоохранения города Братска";
16) решение Думы города Братска от 28.04.2006 № 153/г-Д "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения администрации города Братска в новой редакции".
5. Основные факторы качества, используемые в Стандарте:
1) наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение здравоохранения;
2) организационно-технические условия и материально-техническое оснащение, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающие использование медицинских технологий, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
3) укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
4) состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг населению;
5) наличие собственной и внешней систем контроля деятельности учреждения.

II. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В РАЗРЕЗЕ УСЛУГ

1. Качество услуг по оказанию скорой медицинской помощи.
1.1. Сведения об услуге.
Наименование услуги - оказание населению города Братска скорой медицинской помощи.
Содержание (предмет услуги):
1) выезд линейной фельдшерской или специализированной (педиатрической, психиатрической, реанимационной, интенсивной терапии) бригады скорой медицинской помощи к месту вызова;
2) проведение медицинского осмотра и оказание медицинской помощи (в том числе бесплатной лекарственной помощи), при необходимости проведение экспресс-анализа на сахар крови, ЭКГ-исследования;
3) своевременная транспортировка в профильное лечебное учреждение больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи.
Скорая медицинская помощь предоставляется при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина либо окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями при беременности и родах.
Единица измерения - количество выездов.
Получатели бюджетной услуги - население города Братска.
Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.
1.2. Документы, регламентирующие деятельность учреждения здравоохранения по оказанию услуг скорой медицинской помощи:
1) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 № 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи";
2) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 № 100 (ред. от 16.11.2004) "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации";
3) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2005 № 752 "Об оснащении санитарного автотранспорта";
4) Приказ Департамента здравоохранения администрации города Братска от 12.01.2005 № 5а, утверждающий Положение об организации скорой медицинской помощи населению города Братска;
5) Положение о системе контроля качества медицинской помощи в медицинском учреждении здравоохранения "ССМП", утвержденное приказом главного врача станции скорой медицинской помощи от 10.05.2006 № 36а-п.
1.2.1. Основные документы, в соответствии с которыми функционирует станция скорой медицинской помощи:
1) устав станции скорой медицинской помощи;
2) лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложениями, на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации";
3) правила, инструкции, методики, положения;
4) эксплуатационные документы на медицинское оборудование, приборы и аппаратуру;
5) государственные, региональные и муниципальные стандарты в области здравоохранения.
1.2.2. Устав учреждения (далее - устав) является основным организационным документом, регламентирующим деятельность учреждения, и должен включать в себя следующие сведения:
1) предназначение учреждения;
2) порядок формирования деятельности, реорганизации и ликвидации;
3) юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
4) ведомственная принадлежность и подчиненность;
5) основные задачи деятельности.
Устав должен быть утвержден Комитетом по управлению имуществом администрации города Братска, согласован с Департаментом здравоохранения администрации города Братска, зарегистрирован в Федеральной налоговой службе. Цели деятельности учреждения должны соответствовать полномочиям органа местного самоуправления в сфере здравоохранения.
Устав определяет статус и ответственность учреждения, цели и задачи деятельности, права и обязанности учреждения, имущество и финансы, учет и отчетность, контроль за деятельностью и управление учреждением, организацию оплаты и дисциплины труда.
1.2.3. Правила, инструкции, методики, положения должны регламентировать процесс предоставления услуг скорой медицинской помощи, определять методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
В учреждении используются следующие основные руководства:
1) правила внутреннего трудового распорядка;
2) методики (алгоритмы) оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе;
3) Санитарные правила и нормы 2.1.3.1375-03.
При оказании услуг скорой медицинской помощи используются следующие инструкции:
1) инструкции по технологии оказания услуг;
2) инструкция по оформлению "Карты вызова" скорой медицинской помощи;
3) инструкции по эксплуатации оборудования (паспорта техники);
4) инструкции по персоналу (должностные инструкции);
5) инструкции по охране труда.
Основными Положениями являются:
1) Положение об организации скорой медицинской помощи населению города Братска, утвержденное постановление мэра города Братска от 18.06.2006 № 1418;
2) Положение о системе ведомственного контроля качества в медицинском учреждении здравоохранения "ССМП", утвержденное главным врачом муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" от 31.05.2006 и согласованное начальником Департамента здравоохранения администрации города Братска;
3) Положение о клинико-экспертной комиссии, утвержденное главным врачом муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" от 18.12.2006 и согласованное начальником Департамента здравоохранения администрации города Братска.
1.2.4. В состав эксплуатационных документов, используемых при оказании скорой медицинской помощи, входят:
1) технические паспорта на медицинское оборудование;
2) инструкция пользователя на русском языке;
3) сертификаты на медицинское оборудование;
4) регистрационные удостоверения медицинского оборудования;
5) методики поверок точности измерений медицинского оборудования;
6) формуляры на сосуды, работающие под давлением;
7) технические паспорта на автомобили скорой медицинской помощи;
8) акты прохождения автомобильного технического осмотра.
Эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру должны способствовать обеспечению их нормального и безопасного функционирования, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
Техническое освидетельствование должно проводиться в установленные сроки с составлением соответствующих документов. Техническая проверка, ремонт и метрологический контроль осуществляются организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, на основании договора с учреждением.
1.2.5. Государственные, региональные (в случае их утверждения) стандарты по оказанию скорой медицинской помощи, а также настоящий Стандарт должны составлять нормативную основу практической работы учреждения.
В процессе предоставления услуг скорой медицинской помощи также обеспечивают соблюдение отраслевых стандартов ОСТ 91500.07.0001-2002, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.10.2002 № 313 "Об утверждении отраслевого стандарта "Салоны автомобилей СМП и их оснащение. Общие технические требования".
Стандарты, закрепляющие оказание медицинской помощи при том или ином заболевании, согласованы с главными городскими специалистами по профилю заболевания, утверждены приказом Департамента здравоохранения администрации города Братска от 29.12.2003 № 697.
1.2.6. В учреждении в обязательном порядке обеспечивается постоянный анализ существующих документов, а также включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших документов.
1.3. Условия размещения и режима работы станции скорой медицинской помощи.
По площади и техническому состоянию помещения подстанций скорой медицинской помощи должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенная температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загрязненность, шум, вибрация и так далее).
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и населения и предоставление им услуг в соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.1.3.1375-03, утвержденными совместным постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.06.2003 № 124.
В составе станции скорой медицинской помощи должны быть предусмотрены:
1) диспетчерская (для приема вызовов);
2) отдел связи (для осуществления взаимодействия между станцией и выездными бригадами скорой медицинской помощи);
3) отделение медицинской статистики с архивом;
4) кабинет для приема амбулаторных больных;
5) помещение для хранения медицинского оснащения бригад скорой медицинской помощи и подготовки к работе медицинских укладок;
6) помещение для хранения запаса медикаментов, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией;
7) комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, водителей санитарных автомашин;
8) помещение для приема пищи дежурным персоналом;
9) отапливаемый гаражи и крытые стоянки-боксы;
10) огороженная площадка с твердым покрытием для стоянки автомашин, соответствующая по размерам максимальному числу автомашин, работающих одновременно;
11) иные административно-хозяйственные помещения.
Подстанции скорой медицинской помощи должны быть размещены в каждом территориальном округе города Братска и быть равноудаленными от населения.
Режим работы подстанций скорой медицинской помощи - круглосуточный.
Количество смен в сутки - 2. Пересмена за 15 минут до основного рабочего времени утром - в 9-00, вечером - в 21-00. В период пересмены должна быть обеспечена возможность непрерывного оказания услуг.
1.4. Техническое оснащение подстанций и бригад скорой медицинской помощи.
Каждая подстанция скорой медицинской помощи должна быть оснащена специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, транспортом, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг в области здравоохранения соответствующих видов.
Специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
Неисправное специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратура, дающие при работе сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой.
Основной перечень оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи:
1. Медико-техническое оснащение:
1.1. Санитарный автомобиль скорой медицинской помощи.
1.2. Медицинский ящик-укладка основной.
1.3. Медицинское оборудование и материалы (дополнительный медицинский ящик для размещения родового пакета, реанимационного набора, инфузионных растворов; электрокардиограф портативный трехканальный; дефибриллятор портативный; аппараты искусственной вентиляции легких (далее по тексту - ИВЛ); аппарат ингаляционного наркоза; портативный глюкометр или глюкотесты; тонометр и фонендоскоп; комплект пневматических и (или) вакуумных шин иммобилизационных; комплект иммобилизационных головодержателей; вакуумный матрас; носилки складные; носилки-полотнище; кресло-каталка складное; приемное устройство с носилками; штатив для инфузий; баллон кислородный с редуктором 10 литров; аспиратор портативный механический или электрический.
1.4. Мебель для размещения медицинской аппаратуры и принадлежностей.
1.5. Светильник направленного действия в салоне.
1.6. Средства связи (радиостанция или радиотелефон).
2. Лекарственные средства (согласно примерному Перечню оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи - приложение № 10 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 № 100).
3. Перевязочные средства.
4. Инструментарий и предметы ухода за больными.
5. Специальные укладки.
6. Инвентарь.
Перечень оснащения и дополнительного оснащения специализированных бригад скорой медицинской помощи определяется в соответствии со спецификой бригады скорой медицинской помощи (педиатрическая, психиатрическая, реанимационная, интенсивная терапия).
Основным оснащением подстанций являются автомобили скорой медицинской помощи; реанимационные автомобили, реанимационный автомобиль для новорожденных.
Количество автотранспорта должно быть не менее 1 единицы на 10000 (десять тысяч) человек населения города.
Состояние автотранспорта должно подвергаться ежедневному техническому осмотру и ежемесячному освидетельствованию технической исправности автомобиля. Водители обязаны проходить ежедневный предрейсовый медицинский осмотр.
1.5. Укомплектованность организаций кадрами и их квалификация.
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием и организационно-распорядительными документами Министерства здравоохранении Российской Федерации.
Врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 1 врача и (или) 2 фельдшеров (фельдшера и медицинскую сестру - анестезиста), санитара и водителя.
Специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 1 врача (соответствующего профиля), 2 средних медицинских работников (соответствующего профиля), санитара и водителя.
Выездная бригада санитарного транспорта включает в свой состав 1 фельдшера, санитара и водителя.
Выездная бригада скорой медицинской помощи работает по графику. В свободное от вызовов время персонал выездной бригады скорой медицинской помощи обязан находиться в помещении подстанции скорой медицинской помощи.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, сертификат, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (не реже 1 раза в 5 лет) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации, врачебно-фельдшерскими конференциями, городскими научно-практическими конференциями, сдачей тематических зачетов. Водители автомобиля скорой медицинской помощи должны иметь профессиональную подготовку не ниже 2 класса.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Все специалисты учреждения должны быть аттестованы в порядке, установленным приказом Департамента здравоохранения Иркутской области.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности.
При оказании услуг работники учреждения должны проявлять к населению максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
1.6. Требования к технологии оказания скорой медицинской помощи.
Скорая медицинская помощь оказывается населению по вызовам со стационарных телефонов по номеру 03, с мобильных телефонов - в соответствии с рекомендациями операторов сотовой связи.
Отсутствие страхового полиса и личных документов не являются причиной отказа в вызове.
Минимальный объем информации, сообщаемый гражданином (пациентом), вызывающим скорую медицинскую помощь, должен содержать:
1) информацию о месторасположении лица, которому необходима помощь;
2) фамилию, имя, отчество лица, которому необходима помощь (если известны);
3) возраст, пол лица, которому необходима помощь;
4) симптомы заболевания;
5) фамилию, имя, отчество и телефон лица, вызывающего скорую медицинскую помощь;
6) другую информацию по запросу диспетчера.
При поступлении вызова от населения диспетчер заполняет карту вызова, которая является основным документом, отражающим на догоспитальном этапе течение заболевания (травмы), диагностический поиск, оказание экстренной медицинской помощи, ее эффективность и дальнейшие действия с больным (пострадавшим). Далее диспетчер передает вызов в порядке срочности и специфики определенной бригаде скорой медицинской помощи. Все вызовы, поступившие на станцию скорой медицинской помощи, при наличии на подстанции свободных профильных выездных бригад должны быть переданы диспетчером бригаде незамедлительно. В случаях поступления большого количества вызовов, превышающих наличие свободных бригад, в первую очередь обслуживаются вызовы, имеющие "экстренный" повод, и вызовы в общественные места, затем вызовы, имеющие "срочный" повод, и в последнюю очередь - вызовы, имеющие "неотложный" повод. Повод вызова определяется диспетчером самостоятельно. В случаях поступления нескольких вызовов к детям, имеющих однотипный повод по срочности, приоритет на первоочередное обслуживание вызова отдается ребенку более младшего возраста. При массовом поступлении вызовов максимальное время ожидания бригады скорой медицинской помощи должно составлять не более 1 часа.
По приезду бригады скорой медицинской помощи фельдшер указывает в карте вызова жалобы больного. Далее заносится совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц. Затем проводится объективное исследование больного (пострадавшего) - делается характеристика общего состояния, уровень сознания, кожного покрова и видимых слизистых оболочек, периферических лимфатических узлов, мышечной и костно-суставной системы и других систем (дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварения, мочеполовой, эндокринной, нервной).
На догоспитальном этапе в ходе диагностики допустимо формирование предварительного диагноза. Далее врачом или фельдшером принимается решение: либо снятие состояния, угрожающего жизни, либо госпитализация пострадавшего (больного). Пострадавшие (больные), доставленные в стационар, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения с отметкой в карте вызова времени их поступления и подписью дежурного врача. При отказе от медицинского вмешательства либо госпитализации пострадавшему (больному) или его законному представителю в доступной для них форме разъясняются возможные последствия, документально оформляются в карте вызова и подписываются гражданином либо его законным представителем.
При госпитализации пострадавшего (больного) в бессознательном состоянии или состоянии алкогольного опьянения специалистами выездной бригады производится осмотр на предмет обнаружения документов, ценностей, денег с указанием в карте вызова и передача их в приемное отделение стационара с отметкой в направлении под роспись дежурного персонала.
1.7. Информационное сопровождение деятельности станции скорой медицинской помощи.
Информация о работе станции скорой медицинской помощи, о порядке и правилах предоставления услуги по скорой медицинской помощи должна быть доступна населению города. Состояние данной информации должно соответствовать требованиям Федерального закона "О защите прав потребителей".
Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть представлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
Информирование граждан осуществляется посредством:
1) публикации настоящего Стандарта в средствах массовой информации;
2) публикации информации о медицинских учреждениях и объемах предоставляемых услуг в сети "Интернет" на отраслевом разделе "Здравоохранение" официального сайта администрации города Братска;
3) информационных стендов (уголков получателей услуг).
Также информационное сопровождение может обеспечиваться за счет тематических публикаций и телепередач.
На каждой подстанции имеются информационные уголки, содержащие копии лицензии, сведения о бесплатных и платных услугах, требования к пациенту, соблюдение которых обеспечивает выполнение качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, прейскурант платных услуг, настоящий Стандарт.
Широкое информирование населения об услуге скорой медицинской помощи допускается неизменным номером вызова (03), а также возможностью вызова с мобильных телефонов всех операторов связи.
Пациент вправе потребовать представления необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах, обеспечивающей их компетентный выбор. Пациент (или доверенное лицо, названное пациентом) вправе быть осведомленным о выполняемых медицинских действиях и процедурах специалистов скорой помощи.
Информация о деятельности учреждения, о порядке и правилах предоставления услуг, о порядке работы и правилах вызова должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
1.8. Контроль за деятельностью станции скорой медицинской помощи.
Контроль за деятельностью станции скорой медицинской помощи осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
Внутренний контроль проводится заведующими подстанциями, заместителем главного врача по медицинской части, главным врачом станции скорой медицинской помощи.
Внутренний контроль подразделяется на обязательный и выборочный. Обязательному контролю подлежат:
1) случаи летальных исходов в присутствии бригад скорой медицинской помощи;
2) случаи смерти на дому лиц трудоспособного возраста до прибытия бригады;
3) случаи с удлиненными или укороченными сроками обслуживания больных бригадами скорой медицинской помощи;
4) случаи несвоевременного выезда бригад скорой медицинской помощи на выезд;
5) случаи постинъекционных осложнений (осложнений у пациентов после уколов);
6) случаи расхождения диагнозов, выставленных бригадой скорой медицинской помощи, с клиническими;
7) все случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников.
Выборочному контролю подлежат все прочие случаи оказания скорой медицинской помощи с использованием статистического метода случайной выборки. Выборочный контроль проводится ответственными лицами путем изучения медицинской документации, контрольных выездов на обслуженные вызовы с последующим сравнением результатов в соответствии с нормами проверок. В течение месяца заведующий подстанцией обязан провести не менее 50 проверок. Заместитель главного врача по медицинской части - не менее 30 проверок в квартал.
Выборочная проверка также осуществляется ответственными лицами по обращениям (жалобам) граждан и запросам различных организаций.
Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи анализируются по каждому врачу (фельдшеру) с ежемесячным обобщением и рассмотрением на подстанции или медицинском совете учреждения с принятием мер к их устранению и вынесением дисциплинарных или административных взысканий.
Департамент здравоохранения администрации города осуществляет внешний контроль за деятельностью учреждения по оказанию услуг скорой медицинской помощи в части соблюдения качества бюджетной услуги путем проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период, анализа обращений и жалоб граждан в Департамент здравоохранения администрации города, проведения по фактам обращения служебных расследований с привлечением главных городских специалистов по выявленным нарушениям.
Жалобы на нарушение настоящего Стандарта потребителями услуг могут направляться как непосредственно в подстанции скорой медицинской помощи, так и в Департамент здравоохранения администрации города.
Жалобы и заявления на некачественное предоставление услуг скорой медицинской помощи подлежат обязательной регистрации в зависимости от места поступления жалобы.
Жалобы на предоставление услуг с нарушением настоящего Стандарта должны быть рассмотрены руководителем станции скорой медицинской помощи либо начальником Департамента здравоохранения администрации города в 30-дневный срок, а их заявителю дан письменный ответ о принятых мерах.
В особых случаях рассмотрение вопросов выносится на заседание клинико-экспертной комиссии при Департаменте здравоохранения администрации города Братска, клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения Иркутской области с привлечением главных областных специалистов по профилю работы.
Предупредительный контроль может осуществляться лицензионной комиссией Росздравнадзора Российской Федерации перед проведением лицензирования путем экспертизы соответствия лицензионным требованиям и условиям юридического лица.
Целью предупредительного контроля является определение возможностей учреждения оказывать заявленные виды медицинской помощи, соответствие их деятельности установленным стандартам ведения больных. Предупредительный контроль призван оценить качество и уровень безопасности работы для пациента до получения им разрешения на оказание медицинских услуг населению.
1.9. Ответственность за качество оказания скорой медицинской помощи.
Работа станций скорой медицинской помощи в области качества услуг должна быть направлена на полное удовлетворение нужд пациента, непрерывное повышение качества услуг. В каждой подстанции должно быть назначено лицо, ответственное за качество предоставления услуг.
Главный врач станции скорой медицинской помощи несет полную ответственность за соблюдение учреждением требований настоящего Стандарта и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества предоставляемых услуг.
Руководитель обязан:
1) обеспечить разъяснение и доведение Стандарта до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения;
2) четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществляющего предоставление услуг и контроль качества предоставляемых услуг;
3) организовать информационное обеспечение процесса оказания услуги в соответствии с требованиями Стандарта;
4) внутренний контроль за соблюдением Стандарта качества;
5) обеспечить выработку предложений по совершенствованию процедуры оказания услуг скорой медицинской помощи и Стандарта качества.
1.10. Критерии оценки качества оказания скорой медицинской помощи:
1) полнота предоставления услуги в соответствии с установленными настоящим Стандартом требованиями ее предоставления;
2) результативность предоставления услуги скорой медицинской помощи по результатам оценки соответствия оказанной скорой медицинской помощи Стандарту, изучения обращений граждан и опросов населения.
Качественную медицинскую помощь характеризуют:
1) доступность, безопасность, адекватность и эффективность скорой медицинской помощи;
2) обоснованность применяемых медицинских технологий (выполнение медицинского процесса);
3) отсутствие врачебных ошибок и нарушений технологии оказания скорой медицинской помощи;
4) оптимальность использования ресурсов станций скорой медицинской помощи;
5) отсутствие необоснованных госпитализаций;
6) удовлетворенность больного медицинским обслуживанием.
1.11. Система индикаторов (характеристик) качества услуги:

   ----T------------------------------------------T-----------------¬

¦ № ¦ Индикаторы качества бюджетной услуги ¦ Значение ¦
¦п/п¦ ¦ индикатора ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦1. ¦Количество вызовов в год ¦не более 0,457 ¦
¦ ¦ ¦на 1 жителя ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦2. ¦Время ожидания бригады скорой медицинской¦не более 20 минут¦
¦ ¦помощи ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦3. ¦Количество обоснованных рекламаций (жалоб)¦не более 0,02 ¦
¦ ¦на качество работы скорой помощи ¦на 1000 населения¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦4. ¦Укомплектованность штатными должностями в¦не менее 90% ¦
¦ ¦соответствии со штатными нормативами ¦ ¦
L---+------------------------------------------+------------------


2. Качество услуг по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
2.1. Сведения об услуге.
Наименование услуг, входящих в Стандарт:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений;
2) оказание первичной медико-санитарной помощи в условиях дневных стационаров;
3) оказание первичной медико-санитарной помощи в условиях круглосуточных стационаров.
Содержание указанных услуг - проведение комплекса мероприятий, направленных на диагностику, лечение и профилактику заболеваний граждан, обратившихся за медицинской помощью, а также оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в условиях круглосуточных и дневных стационаров, в амбулаторно-поликлинических условиях, в том числе на дому.
Получатели бюджетной услуги - население города Братска.
Единица измерения:
1) количество койкодней в круглосуточном стационаре;
2) количество пациентодней в стационарах дневного пребывания;
3) количество посещений в амбулаторно-поликлиническом учреждении (подразделении).
Гарантированный объем и виды бесплатной медицинской помощи предоставляются населению в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Платные медицинские услуги и услуги по добровольному медицинскому страхованию предоставляются в учреждениях здравоохранения в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Оказание платных медицинских услуг сотрудниками учреждений осуществляется вне основного графика работы, который ежемесячно согласовывается руководителем учреждения.
Пациенты при получении медицинской помощи имеют право на добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него, выбор врача с учетом его согласия, выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.
2.2. Документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения, оказывающих данные услуги:
1) устав учреждения;
2) лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложениями;
3) правила, инструкции, методики, положения;
4) эксплуатационные документы на медицинское оборудование, приборы и аппаратуру;
5) государственные, региональные и муниципальные стандарты в области здравоохранения.
2.2.1. Устав учреждения (далее - устав) является основным, организационным документом, регламентирующим деятельность учреждения, и должен включать в себя следующие сведения:
1) предназначение учреждения;
2) порядок формирования деятельности, реорганизации и ликвидации;
3) юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
4) ведомственная принадлежность и подчиненность;
5) основные задачи деятельности, категории обслуживаемых лиц;
6) структурные подразделения учреждения, основные направления их деятельности, объем и порядок предоставления ими услуг в соответствии с государственными, региональными (в случае их утверждения) или муниципальными стандартами в области здравоохранения.
Устав должен быть утвержден Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, согласован с Департаментом здравоохранения администрации города Братска, принят решением трудового коллектива. Цели деятельности учреждений должны соответствовать полномочиям органа местного самоуправления в сфере здравоохранения.
Устав определяет статус и ответственность учреждения, цели и задачи деятельности, права и обязанности учреждения, имущество, управление учреждением, организацию оплаты и дисциплины труда, режим и порядок работы учреждения.
2.2.2. В соответствии с действующим законодательством учреждения при оказании услуг, регулируемых настоящим Стандартом, должны иметь лицензии на осуществление следующих видов деятельности:
1) медицинской деятельности;
2) деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (при необходимости);
3) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (при необходимости);
4) технического обслуживания медицинской техники (при необходимости);
5) деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (при необходимости);
6) иные лицензии, необходимые для оказания медицинских услуг.
2.2.3. Руководства, правила, инструкции, методики, положения должны регламентировать процесс предоставления медицинских услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
В учреждениях используются следующие основные руководства:
1) федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации в области здравоохранения;
2) постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, государственные санитарно-эпидемиологические правила;
3) организационно-распорядительные и методические документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департамента здравоохранения Иркутской области, Департамента здравоохранения администрации города Братска, регулирующие организацию медицинской помощи населению, ведение статистического учета и отчетности, анализа и планирования, контроля качества медицинской помощи.
При оказании услуг в области здравоохранении используются следующие правила и инструкции:
1) инструкции по технологии оказания услуг;
2) федеральные и региональные протоколы ведения больных с различными заболеваниями;
3) Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения СССР от 04.10.1980 № 1030 (в ред. Приказов Минздрава СССР от 31.12.1987 № 1338, от 25.01.1988 № 50);
4) инструкции по эксплуатации оборудования (паспорта техники);
5) инструкции по персоналу (должностные инструкции);
6) Санитарные правила и нормы 2.1.3.1375-03, утвержденные совместным постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.06.2003 № 124;
7) инструкции по охране труда (при работе с сосудами под давлением, грузоподъемным оборудованием, электрооборудованием, электроинструментами, оборудованием пищеблока и тому подобным);
8) строительные нормы и правила (при эксплуатации, проведении текущего и капитального ремонта зданий и сооружений);
9) технические проекты на здания, сети и коммуникации (исполнительные схемы инженерных сетей, материально-техническая карта учреждения), по ремонту, эксплуатации зданий и энергосбережению и другая техническая документация, связанная с хозяйственной деятельностью учреждения.
Основными Положениями являются:
1. Положение о системе ведомственного контроля качества, утвержденное приказом начальника Департамента здравоохранения администрации города Братска от 23.08.2004 № 495.
2. Положение о клинико-экспертной комиссии, утверждаемое приказом руководителя учреждения.
3. Положение о порядке предоставления платных услуг, утверждаемое приказом руководителя учреждения.
2.2.4. В состав эксплуатационных документов, используемых в медицинском учреждении, входят:
1) технические паспорта на медицинское оборудование;
2) инструкция пользователя на русском языке;
3) сертификаты на медицинское оборудование;
4) регистрационные удостоверения медицинского оборудования;
5) методики поверок точности измерений медицинского оборудования;
6) формуляры на сосуды, работающие под давлением;
7) иные документы.
Эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру должны способствовать обеспечению их нормального и безопасного функционирования, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
Техническое освидетельствование должно проводиться в установленные для каждого вида оборудования сроки с составлением соответствующих документов (акты, формуляры). Проверяется оборудование организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, на основании договора с учреждением.
2.2.5. Государственные стандарты в области здравоохранения, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации, отраслевые стандарты, утвержденные Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящий Стандарт должны составлять нормативную основу практической работы учреждения.
Стандарты, закрепляющие оказание медицинской помощи при том или ином заболевании, должны быть согласованы с главными городскими специалистами по профилю заболевания и утверждены приказом Департамента здравоохранения администрации города Братска от 29.12.2003 № 697.
2.2.6. В учреждении в обязательном порядке обеспечивается постоянный анализ существующих документов, а также включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших документов.
2.3. Условия размещения и режим работы учреждений.
Поликлиники должны размещаться в каждом территориальном округе, быть равноудалены от населения.
Режим работы учреждений: поликлиники - с 8-00 до 20-00 в рабочие дни, с 8-00 до 12-00 в субботу; стационары - круглосуточно; дневные стационары: 1 смена с 8-00 до 14-00, 2 смена (при наличии) - с 14-00 до 20-00.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и населения и предоставление им услуг в соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.1.3.1375-03, утвержденными совместным постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.06.2003 № 124.
По площади и техническому состоянию помещения должны отвечать требованиям противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенная температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загрязненность, шум, вибрация и так далее), и должна быть оснащена необходимым специальным оборудованием и инструментом.
В учреждении охраны материнства и детства (городском перинатальном центре) должны быть предусмотрены индивидуальные родовые, совместное пребывание в палате матери и ребенка, проведение плановой дезинфекции всего здания ежегодно, регулярный косметический ремонт. Кроме того, необходимо наличие резервного здания, в которое можно вывести родовые отделения на время ремонта и экстренных ситуаций.
В зданиях поликлиник должны быть предусмотрены помещения для регистратур, приема больных и ожидания в очереди.
2.4. Техническое оснащение учреждений.
Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, транспортом, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг в области здравоохранения соответствующих видов.
Специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять. Средства измерения и средства измерения медицинского назначения должны проходить поверку в установленном порядке (Правила по метрологии ПР 50.2.006-94 Госстандарта России).
Неисправное специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратура, дающие при работе сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой.
Минимальный состав медицинского оборудования должен соответствовать табелю оснащения, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2005 № 753.
2.5. Укомплектованность учреждений здравоохранения кадрами и их квалификация.
Учреждения должны располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием. В состав учреждений входит медицинский (врачи, фельдшеры, медицинские сестры и другие) и вспомогательный персонал.
Каждый медицинский работник должен иметь соответствующее образование, сертификат, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию медицинских работников следует поддерживать на высоком уровне постоянной (не реже 1 раза в 5 лет) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации, проведением конференций, семинаров, разборов сложных случаев и выявленной дефектуры.
У каждого медицинского работника должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Медицинские работники учреждения должны быть аттестованы в порядке, утвержденном приказом Департамента здравоохранения Иркутской области (издается на каждый текущий год).
К медицинской деятельности не допускаются лица, лишенные права этой деятельности приговором суда, не имеющие соответствующего образования.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности.
2.6. Требования к технологии оказания медицинских услуг.
2.6.1. Формы и виды оказания первичной медико-санитарной медицинской помощи.
Пациентам оказываются следующие виды первичной медико-санитарной медицинской помощи:
1) терапевтическая;
2) педиатрическая;
3) хирургическая;
4) помощь при инфекционных заболеваниях;
5) стоматологическая;
6) аллергологическая и иммунологическая;
7) анестезиологическая и реаниматологическая;
8) восстановительная медицина;
9) гастроэнтерологическая;
10) гериатрическая;
11) гинекологическая;
12) кардиологическая;
13) лечебная физкультура и спорт;
14) неврологическая;
15) нейрохирургическая;
16) нефрологическая;
17) отоларингологическая;
18) офтальмологическая;
19) профпатологическая;
20) психотерапевтическая;
21) пульмонологическая;
22) ревматологическая;
23) токсикологическая;
24) травматологическая и ортопедическая;
25) урологическая;
26) челюстно-лицевая хирургия;
27) эндокринологическая.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в следующих формах:
1) амбулаторно-поликлиническая помощь в поликлинике и на дому, включая дневные стационары при поликлинике и стационары на дому;
2) стационарная медицинская помощь, предусматривающая госпитализацию на койки круглосуточного или дневного пребывания.
Первичная медико-санитарная помощь может быть плановой и экстренной.
2.6.2. Требования к оказанию амбулаторно-поликлинической помощи в поликлинике и на дому, включая дневные стационары при поликлинике и стационары на дому.
Помощь населению всех категорий и групп в получении ими предусмотренных законодательством Российской Федерации медицинских услуг, предоставляемых амбулаторно-поликлиническими учреждениями, должна обеспечивать своевременное и в необходимом объеме предоставление медицинских услуг с учетом характера заболевания клиентов.
Организация медицинского обследования в поликлиниках, оказание квалифицированного консультирования, проведение первичного медицинского осмотра, оказание первичной доврачебной помощи должны обеспечивать удовлетворение потребности клиентов в поликлинических услугах до начала лечения.
Организация оказания медицинской помощи в поликлинических учреждениях должна обеспечивать возможность посещения пациентами предписанных им врачей-специалистов для углубленного обследования состояния здоровья.
Организация приема в поликлиниках должна обеспечивать удобный и непрерывный в течение рабочего дня график работы регистратуры, участковых или дежурных врачей и специалистов узкой специализации.
Прием пациентов участковыми врачами осуществляется без талонов по записи в регистратуре поликлиники в день обращения при наличии страхового полиса.
С целью уменьшения очередности в первую половину установленного времени приема принимаются первичные больные, во вторую половину - назначается явка повторных больных. Ветераны Великой Отечественной войны принимаются вне очереди.
Время ожидания приема у врача должно быть не более 40 минут, исключение допускается только в случаях, отвлекающих врача от его плановых обязанностей (оказание экстренной помощи другому пациенту по срочному вызову или жизненным показаниям), о чем пациенты, ожидающие приема, должны быть проинформированы медицинским персоналом.
Помещения для ожидания приема должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, а по возможности отвечать требования современного дизайна, что будет способствовать поднятию жизненного тонуса пациентов.
Все пациенты, обратившиеся в поликлинику с любой целью, в обязательном порядке 1 раз в год направляются в женский или мужской смотровой кабинет, 1 раз в 1 - 2 года - на флюорографическое обследование органов грудной клетки.
Консультация врачей-специалистов узкой специализации (по видам диагностических и лечебных служб) осуществляется по утвержденному графику и порядку по направлению лечащего участкового врача или фельдшера доврачебного приема. В поликлинике должна быть информация (стенд) о консультативных приемах.
Детям до 15 лет медицинская помощь и консультационные услуги оказываются в присутствии родителей. Обследование и лечение подростков и призывников по направлению комиссии военкомата проводится бесплатно и вне очереди.
Очередность на плановые обследования и консультации допускается в пределах возможностей лечебного учреждения.
В стоматологических поликлиниках первичные больные записываются на прием к соответствующему специалисту в кабинете предварительного осмотра.
Организация учета пациентов должна обеспечивать четкое ведение и обязательное хранение в регистратуре амбулаторной карты. Записи в карте должны вестись своевременно.
Условиями и особенностями оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по экстренным показаниям являются:
1) по экстренным показаниям при острых и внезапных ухудшениях состояния здоровья: высокая температура тела (38 и выше); острые внезапные боли любой локализации, нарушения сердечного ритма, кровотечения, иные состояния, заболевания, отравления и травмы, требующие экстренной помощи и консультации врача, - прием пациентов осуществляется без предварительной записи, вне общей очереди;
2) на экстренные консультации и обследования пациентов сопровождает медицинская сестра специалиста, выдавшего направление;
3) отсутствие страхового полиса и личных документов не является причиной отказа в экстренном приеме;
4) экстренная и неотложная помощь в праздничные и выходные дни осуществляется станцией скорой медицинской помощи, дежурными врачами по профилю заболевания.
При невозможности посещения поликлиники по медицинским показаниям пациент может получить медицинскую помощь или услугу на дому.
Показанием для вызова медицинского работника на дом к больному являются:
1) острые и внезапные ухудшения состояния здоровья (высокая температура от 38 и выше);
2) состояния, угрожающие окружающим;
3) тяжелые хронические заболевания при невозможности передвижения пациента;
4) заболевания женщин после 20 недель беременности;
5) острые и обострения хронических заболеваний детей.
Также на дому осуществляется:
1) патронаж (наблюдение) детей в возрасте до года, в том числе наблюдение за выздоровлением детей;
2) патронаж (наблюдение) хронических диспансерных больных;
3) лечение в условиях стационара на дому при наличии медицинских показаний.
Условия предоставления амбулаторной медицинской помощи в дневном стационаре поликлиники:
1) направление больных на лечение в дневном стационаре осуществляют лечащий врач совместно с заведующим отделением в соответствии с медицинскими показаниями;
2) пребыванию в дневном стационаре в течение дня подлежат больные, нуждающиеся в интенсивном амбулаторном лечении под наблюдением медицинского персонала;
3) в дневном стационаре предоставляются на период лечения койкоместо, необходимые лекарственные средства, физиотерапевтические процедуры;
4) критериями окончания лечения в дневном стационаре являются клиническое выздоровление или улучшение или (и) окончание курса интенсивной терапии.
Проведение медицинских процедур в поликлинических учреждениях должно осуществляться максимально аккуратно и осторожно без причинения вреда пациентам. Обслуживающий персонал должен соблюдать корректность, внимательность и вежливость по отношению к пациентам.
Услуги лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов) должны обеспечивать получение пациентами назначенных им процедур с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического состояния пациентов. Должна быть обеспечена своевременность и максимальная непрерывность получения медицинской услуги в соответствии с предписанием лечащего врача.
Оказание медицинской услуги должно производиться в индивидуальном порядке в комфортных для пациента условиях. При необходимости место оказания услуг должно быть ограждено от посторонних глаз.
Для обеспечения предоставления качественных медицинских услуг должен быть обеспечен необходимый запас медикаментов и препаратов для оказания медицинской помощи и необходимых медицинских процедур.
В условия предоставления амбулаторной медицинской помощи входят профилактические мероприятия, которые должны препятствовать росту числа заболеваний среди населения, препятствовать распространению инфекций и причин, их вызывающих.
Услуги по проведению профилактических мероприятий (вакцинация) должны осуществляться своевременно и с использованием качественных препаратов, быть эффективными и результативными. Они должны исключать возможность отрицательного воздействия на пациентов, соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям и нормам и проводиться с соблюдением установленных инструкций.
Пациенты должны быть проинформированы о целях профилактических мероприятий и возможных последствиях отказа от них. По желанию пациента ему должна быть представлена информация о видах вакцин, последствиях их применения и использования, в том числе отрицательных. Также должна быть предусмотрена возможность приобретения пациентами препаратов для проведения дезинфекционных работ и получение необходимой информации о порядке их использования.
Качество диагностических обследований, проводимых в амбулаторно-поликлинических учреждениях, должно определяться быстротой и точностью установления диагноза, что способствует выявлению заболеваний на ранних стадиях, их быстрому лечению и восстановлению здоровья пациентов.
Организация диагностических мероприятий должна обеспечивать наличие необходимого диагностического оборудования (по проведению рентгенологического, ультразвукового, лабораторного, функционального, бактериологического и других исследований).
Необходимо установление удобного графика работы диагностических и лабораторных отделений, а также обеспечение возможности взятия клинических анализов (забора крови из пальца) отдельным больным на дому.
Организация помощи в период установления диагноза заключается в правильном выборе и получении лекарств, порядке их приема до установления окончательного диагноза.
При оказании амбулаторно-поликлинической помощи пациентам должны представляться разъяснения о пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курения и так далее), которые усугубляют выявляющиеся заболевания, даваться необходимые рекомендации по предупреждению или преодолению их.
Организация оказания медицинских видов услуг по возможности должна обеспечивать наличие аптечных пунктов, буфетов в зданиях поликлиник.
2.6.3. Требования к оказанию медицинской помощи в условиях круглосуточных стационаров.
Качество услуг по оказанию медицинской помощи гражданам в стационарных условиях должно обеспечивать своевременное предоставление услуг с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния клиентов в объеме, установленном Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации.
Медицинская помощь в стационарах бывает плановой и экстренной. Направление на плановую госпитализацию осуществляют лечащие врачи совместно с заведующим отделением.
Содействие в получении направления в стационарные учреждения для получения медицинской помощи должно быть осуществлено строго в соответствии с показаниями, подтверждающими необходимость такого направления, и должно удовлетворять законным требованиям пациентов.
Плановая госпитализация осуществляется при наличии у больного паспорта, страхового медицинского полиса, результатов диагностического исследования (клинический минимум), которые должны быть проведены в амбулаторных условиях. Время ожидания определяется очередью на плановую госпитализацию, но не может превышать одного месяца.
Госпитализация по экстренным показаниям (состояния, угрожающие жизни пациента; состояния, требующие экстренных и срочных оперативных вмешательств; состояния, требующие коррекции в отделениях реанимации и интенсивной терапии; состояния, угрожающие жизни и здоровью окружающих). Отсутствие страхового полиса и личных документов не является причиной отказа в экстренной госпитализации.
Содействие в госпитализации пациентам пожилого возраста и другим пациентам в силу их тяжелого состояния здоровья должно обеспечиваться доставкой учреждением в стационар.
Больные размещаются по палатам. При отсутствии мест допускается (на срок не более 1 суток) размещение больных вне палаты (коридорная госпитализация).
При наличии медицинских показаний госпитализация детей проводится совместно с лицом, осуществляющим уход.
Проведение лечебно-диагностических манипуляций, лекарственное обеспечение начинаются с момента поступления в стационар, оказываются в соответствии с утвержденными формализованными протоколами ведения больных. Пациенты и лица, осуществляющие уход за детьми до одного года, обеспечиваются лечебным питанием.
Организация обследования пациентов в стационарах должна обеспечивать точность и быстроту диагностирования заболевания. При этом должно обеспечиваться посещение пациентом соответствующих специалистов и сбор всех документов, необходимых для установки диагноза.
Качество диагностических процедур должно определяться быстротой и точностью установления диагноза, что способствует выявлению заболеваний на ранних стадиях, их быстрому лечению и восстановлению здоровья пациентов.
Организация диагностических мероприятий должна обеспечивать наличие необходимого диагностического оборудования (по проведению рентгенологического, ультразвукового, лабораторного, функционального, бактериологического и других исследований).
Организация помощи в период установления диагноза заключается в правильном выборе и получении лекарств, порядке их приема до установления окончательного диагноза. Пациентам необходимо проводить разъяснения о пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курения и так далее), которые усугубляют выявляющиеся заболевания, давать необходимые рекомендации по предупреждению или преодолению их.
Обеспечение ухода за пациентами в стационарных учреждениях с учетом состояния здоровья должно включать в себя такие услуги, как наблюдение (готовность в любой момент прийти на помощь), проведение медицинских процедур, выдача лекарств в соответствии с назначением лечащих врачей, оказание помощи в передвижении (при необходимости) и в других действиях пациента. Должен быть обеспечен необходимый запас медикаментов и препаратов для оказания медицинских процедур.
Проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, очистительные клизмы и другие) и оказание помощи при выполнении других процедур (прием, внутреннее введение лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другие) должны осуществляться с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения вреда пациентам.
Услуги по оказанию медицинской помощи в стационарных условиях должны обеспечиваться необходимым количеством медицинского (врачи, фельдшеры, медицинские сестры и так далее) и вспомогательного персонала. Максимальная внимательность, аккуратность и осторожность лечащих врачей к клиентам должна обеспечивать недопущение врачебных ошибок.
Содействие в оказании медицинской помощи в стационарных условиях должно обеспечивать необходимое время для лечения пациентов лечащим врачом (достаточное количество времени для ежедневного обследования больного), необходимый уход и чуткое обращение со стороны медперсонала, что должно способствовать более быстрому выздоровлению клиентов. Услуги лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов) должны обеспечивать получение пациентами назначенных им процедур с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического состояния пациентов. Должна быть обеспечена своевременность и максимальная непрерывность получения услуги в соответствии с предписанием лечащего врача.
Оказание услуги должно производиться в индивидуальном порядке в комфортных для пациента условиях. При необходимости место оказания услуг должно быть ограждено от посторонних глаз.
Уход за лежачими больными должен обеспечивать выполнение необходимых процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств.
Оказание помощи пациентам, нуждающимся в операции, должно обеспечивать все необходимые мероприятия, начиная с подготовки больного к операции (его обследование, необходимость назначения препаратов для улучшения показателей здоровья, необходимых для проведения операции, проверка на переносимость к анестезии). Проведение самой операции должно происходить в соответствующих санитарным нормам и правилам условиях и в необходимом для каждой операции составе медперсонала. Мероприятия в послеоперационный период должны включать в себя повышенный уход за пациентом по сравнению с другими, своевременное оказание помощи по обезболиванию, проведению процедур, перевязок и других мероприятий, необходимых для скорейшего выздоровления.
Питание в стационаре должно быть полноценным в зависимости от заболевания. Блюда должны быть приготовлены из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности пациентов по калорийности, соответствовать установленным нормам питания и санитарно-гигиеническим требованиям.
Социально-бытовые условия пребывания пациентов в стационаре должны обеспечивать определенную комфортность, которая заключается в непричинении неудобств пациентам. Мебель и постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании, подобранными с учетом физического состояния клиентов. Для пациентов при необходимости должна быть предоставлена одежда, обувь, нательное белье, которые должны быть удобны в носке, соответствовать размерам пациентов, а также отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
Помещения для физиотерапевтических услуг, услуг по массажу, лечебной физкультуре, рефлексотерапии по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение в них указанных услуг с учетом специфики обслуживаемого контингента. Помещения должны быть оснащены необходимым специальным оборудованием, инвентарем, находящимся в исправном состоянии, и должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
В стационарах должны быть обязательно предусмотрены специальные помещения для посещения пациентов родственниками и предусмотрены удобные графики для этого.
2.7. Информационное сопровождение деятельности учреждений.
Информация о работе медицинских учреждений, о порядке и правилах предоставления медицинских услуг должна быть доступна населению города.
Состояние данной информации должно соответствовать требованиям Федерального закона "О защите прав потребителей".
Информирование граждан осуществляется посредством:
1) публикации настоящего Стандарта в СМИ;
2) публикации информации о медицинских учреждениях и объемах предоставляемых услуг в сети "Интернет" на отраслевом разделе "Здравоохранение" официального сайта администрации г. Братска;
3) информационных стендов (уголков получателей услуг).
Медицинские учреждения обязаны довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть представлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения. Также информационное сопровождение может обеспечиваться за счет тематических публикаций и телепередач.
Все учреждения размещают в общедоступных местах на стендах сведения:
1) о режиме работы учреждения;
2) о видах медицинской помощи, оказываемой бесплатно;
3) о перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости;
4) об условиях предоставления и получения этих услуг;
5) о квалификации и сертификации специалистов;
6) текст территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Иркутской области на соответствующий год;
7) текст Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг в лечебном учреждении;
8) настоящий Стандарт.
Пациент при получении медицинских услуг вправе потребовать представления необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах, обеспечивающей их компетентный выбор. Пациент (или доверенное лицо, названное пациентом) вправе быть осведомленным о выполняемых медицинских действиях и процедурах.
Информация о деятельности медицинских учреждений, о порядке и правилах предоставления услуг должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
2.8. Контроль за деятельностью учреждений, предоставляющих услуги.
Учреждения, предоставляющие медицинские услуги в соответствии с настоящим Стандартом, должны иметь внутреннюю и внешнюю систему контроля за деятельностью учреждения, за соблюдением фактически предоставляемых услуг настоящему Стандарту.
Системы контроля должны охватывать этапы деятельности учреждения по предоставлению услуг, работы с пациентами, реагирования на жалобы населения по предоставлению услуг не в соответствии с настоящим Стандартом, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Контроль качества медицинской помощи (далее по тексту - ККМП) проводится по отдельным законченным случаям, как правило, путем изучения медицинской документации, медицинской карты стационарного или амбулаторного больного с возможным использованием других медицинских документов. Контролю могут подлежать незаконченные случаи при необходимости с проведением очной экспертизы пациента. Контроль подразделяется на обязательный и выборочный.
Обязательному контролю (экспертные случаи) подлежат:
1) случаи летальных исходов (стационар, поликлиника);
2) случаи мертворождения;
3) случаи смертности на дому лиц трудоспособного возраста;
4) все медицинский осложнения: в том числе септические осложнения после манипуляций, операций;
5) случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;
6) случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей (кроме врожденных уродств и травм);
7) случаи многократной госпитализации больных (более 3-х раз) по поводу одного и того же заболевания в течение года по вине медицинской организации;
8) случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности) на 30% и более в целях выяснения их обоснованности;
9) случаи впервые выявленных онкологических заболеваний в далекозашедшей стадии (III - IV стадии);
10) случаи запущенных форм туберкулеза;
11) случаи поздней госпитализации по вине амбулаторно-поликлинических учреждений;
12) случаи послеродовых осложнений матери и плода;
13) случаи расхождения клинического и патолого-анатомического диагнозов;
14) случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников.
Выборочному контролю подлежат все прочие случаи оказания медицинской помощи с использованием статистического метода "случайной" выборки.
ККМП конкретному больному предусматривает сопоставление оказанной медицинской помощи формализованным картам протоколов ведения больных.
Внутренний контроль за соответствием предоставляемых услуг стандартам осуществляют руководители учреждений.
Жалобы на нарушение настоящего Стандарта потребителями медицинских услуг могут быть направлены как непосредственно руководству медицинского учреждения, оказавшего медицинскую помощь, так и в Департамент здравоохранения администрации города.
Жалобы на предоставление медицинских услуг с нарушением настоящего Стандарта должны быть рассмотрены руководителем медицинского учреждения либо начальником Департамента здравоохранения администрации города в 30-дневный срок, а их заявителю дан письменный ответ о принятых мерах.
Жалобы и заявления на некачественное предоставление медицинских услуг подлежат обязательной регистрации в зависимости от места поступления жалобы.
2.9. Ответственность за качество оказания медицинских услуг.
Работа учреждений в области качества медицинских услуг должна быть направлена на полное удовлетворение нужд пациента, непрерывное повышение качества. В каждом учреждении здравоохранения должно быть назначено лицо, ответственное за качество предоставления медицинских услуг.
Руководители медицинских учреждений несут полную ответственность за соблюдение настоящего Стандарта и определяют основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества предоставляемых услуг.
Руководители медицинских учреждений обязаны:
1) обеспечить разъяснение и доведение Стандарта до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения;
2) четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществляющего предоставление услуг и контроль качества предоставляемых услуг;
3) организовать информационное обеспечение процесса оказания услуги в соответствии с требованиями Стандарта;
4) внутренний контроль за соблюдением Стандарта;
5) обеспечить выработку предложений по совершенствованию процедуры оказания медицинских услуг и Стандарта качества.
2.10. Критерии оценки качества оказания медицинских услуг:
1) полнота предоставления услуги в соответствии с установленными настоящим Стандартом требованиями ее предоставления;
2) результативность предоставления медицинских услуг по результатам оценки соответствия оказанной медицинской помощи Стандарту, изучения обращений граждан и опросов населения.
Качественную медицинскую помощь характеризуют:
1) доступность, безопасность, адекватность и эффективность медицинской помощи;
2) обоснованность применяемых медицинских технологий (выполнение медицинского процесса);
3) отсутствие врачебных ошибок и нарушений технологии оказания медицинской помощи;
4) оптимальность использования ресурсов медицинских учреждений;
5) удовлетворенность больного медицинским обслуживанием.
2.11. Система индикаторов качества услуги:

   ----T------------------------------------------T-----------------¬

¦ № ¦ Индикаторы качества бюджетной услуги ¦ Значение ¦
¦п/п¦ ¦ индикатора, ¦
¦ ¦ ¦ ед. изм. ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦1. ¦Обеспечение необходимого количества¦не менее 0,289 ¦
¦ ¦пациентодней в стационарах дневного¦в год на 1 жителя¦
¦ ¦пребывания ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦2. ¦Обеспечение необходимого количества¦не менее 2,032 ¦
¦ ¦койкодней в круглосуточном стационаре ¦на 1 жителя ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦3. ¦Обеспечение необходимого количества¦не менее 7,921 ¦
¦ ¦посещений в поликлинике ¦на 1 жителя ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦4. ¦Количество обоснованных рекламаций (жалоб)¦не более 0,02 ¦
¦ ¦на качество работы ¦на 1000 населения¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦5. ¦Уровень качества лечения (УКЛ) при¦не ниже 0,9 балла¦
¦ ¦ведомственной и вневедомственной¦ ¦
¦ ¦экспертизе ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦6. ¦Удельный вес выписанных больных с¦более 80% ¦
¦ ¦выздоровлением и улучшением от количества¦ ¦
¦ ¦пролеченных в стационаре больных ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦7. ¦Удельный вес первично обратившихся в¦не менее 60% ¦
¦ ¦поликлинику за медицинской помощью ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦8. ¦Выполнение плана флюорографического¦не менее 98% ¦
¦ ¦обследования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦9. ¦Охват детского населения профилактическими¦не менее 95% ¦
¦ ¦прививками. ¦ ¦
¦ ¦Охват взрослого населения¦не менее 55% ¦
¦ ¦профилактическими прививками ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦10.¦Удельный вес вылеченных от взятых на¦ ¦
¦ ¦лечение врачами-стоматологами: ¦ ¦
¦ ¦- взрослой службы ¦не менее 70% ¦
¦ ¦- детской службы ¦не менее 75% ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦11.¦Число абортов на 1000 женщин детородного¦не более 47 ¦
¦ ¦возраста ¦ ¦
L---+------------------------------------------+------------------


Начальник
Департамента здравоохранения
администрации города
А.В.БОЛЬШЕШАПОВ

Первый заместитель мэра,
руководитель аппарата
главы администрации
А.В.ДОСКАЛЬЧУК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru