Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 05.06.2007 № 19
"ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Восточно-Сибирская правда", № 116-117, 23.06.2007






ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2007 г. № 19

ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА

Я, главный государственный санитарный врач по Иркутской области П.К.Кауров, проанализировав материалы государственного надзора за соблюдением санитарного законодательства в сфере охраны здоровья работающего населения и состояния профессиональной заболеваемости, установил:

В последние пять лет в Иркутской области приняты меры по усилению государственного надзора за созданием надлежащих условий труда. Количество обследованных организаций с применением лабораторных и инструментальных методов за этот период возросло с 29,3 до 47,1, число исследованных проб воздуха в рабочей зоне - с 20159 до 24372. При этом удельный вес проб с превышением ПДК веществ 1 - 2 классов опасности сократился в 1,7 - 2,1 раза. Показатель профессиональной заболеваемости уменьшился с 3,62 до 2,9 на 10 тыс. работающих.
Вместе с тем состояние условий труда работающих остается неудовлетворительным. Число рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составляет 35,2% от общей численности работающих, занятых в экономике, в том числе женщин 21,3%. При этом в последние годы наблюдается увеличение как общего количества работающих на предприятиях области, так и количества работающих во вредных условиях. В условиях повышенной запыленности и загазованности трудится 120,4 тыс. человек, 64,1 тыс. человек - в условиях повышенных уровней шума, повышенных уровней вибрации - 31,6 тыс. человек, в условиях неблагоприятного микроклимата - 44,2 тыс. человек.
В результате проведенных мероприятий по контролю за условиями труда работающих отмечено увеличение количества объектов, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям по вибрации.
Остается высоким процент использования труда женщин на тяжелых, вредных и опасных работах. Продолжает оставаться серьезной проблемой улучшение условий труда женщин, особенно беременных. Большое количество женщин, работающих во вредных условиях, неблагоприятном микроклимате, особенно в строительстве, сельском хозяйстве, предприятиях малого бизнеса.
Не разработаны отраслевые программы по улучшению условий труда и охране здоровья работников, предусматривающие комплексные мероприятия по улучшению условий труда.
Руководители многих организаций и, прежде всего, непроизводственной сферы зачастую не имеют соответствующих знаний и опыта по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда, не принимают должных мер по профилактике профессиональных заболеваний и отравлений, не выделяют необходимых средств на эти цели.
Профессиональная деятельность работников административного аппарата, связанная с активным использованием персональных компьютеров, осуществляется в условиях недостаточной площади на каждое рабочее место, низкого уровня освещенности, несоответствия параметрам микроклимата, повышенных уровней электромагнитных полей.
Наиболее неблагополучные условия труда, по результатам аттестации, выявляются в авиационной, лесозаготовительной, угольной, химической отраслях экономики. Большинство предприятий области характеризуются низким технологическим уровнем производства, использованием устаревшего оборудования, высокой степенью его износа, составившей до 60%.
В области не создан должный эффективный механизм заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и безопасных условий труда.
В ряде территорий области наблюдается значительное сокращение объемов работ и финансирования мероприятий по улучшению условий труда работающих. Во многих организациях прекращена практика разработки и осуществления комплексных планов улучшения условий труда и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, существующие комплексные планы выполняются на 20 - 70%.
Неудовлетворительно осуществляется работа по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.11.2006, № 47, ст. 4911).
В последнее время прослеживается тенденция приема на работу иностранных граждан без подтверждения отсутствия у них профессиональных заболеваний, особенно в строительных организациях.
Неудовлетворительные условия труда создают предпосылки для ухудшения здоровья работающих, формирования профессиональных заболеваний, роста первичной инвалидизации, преждевременного выхода на пенсию.
За последние пять лет в Иркутской области зарегистрировано свыше 700 случаев впервые установленного диагноза профессионального заболевания (отравления) у работающих, в том числе 98% хронических форм, влекущих ограничения профессиональной пригодности и трудоспособности.
Самое большое число пострадавших от профзаболеваний выявляется на предприятиях лесозаготовительной промышленности (146), угольной (101), авиационной (96), цветной металлургии (90), лесном хозяйстве (45), химической промышленности (36).
В разрезе административных территорий области наиболее высокие показатели профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих были зарегистрированы в районах: Чунском - 21,2, Мамско-Чуйском - 7,5, Усольском - 6,0, Нижнеилимском - 5,9.
При этом выявляемость профессиональной патологии по-прежнему остается неполной и нередко происходит на поздней стадии развития заболевания.
Остается низким качество обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, проводимых медицинскими организациями. Зачастую отсутствует необходимое диагностическое оборудование, реактивы для проведения функциональных и лабораторных исследований, что затрудняет объективное определение пригодности к работе в профессии и не позволяет своевременно диагностировать профессиональную патологию. Врачи, участвующие в осмотрах, нередко не имеют необходимой подготовки по вопросам профпатологии.
Из-за нарушения системы медико-санитарного обеспечения работающих (медсанчастей, врачебных и фельдшерских здравпунктов, профилакториев) ухудшилась профилактическая работа, направленная на снижение заболеваемости, в результате чего число пострадавших, самостоятельно обратившихся за медицинской помощью, остается на высоком уровне.
В целом по области ежегодно в ходе целевых медицинских осмотров выявляется лишь около 65% профессиональных заболеваний, остальные - при обращении больных за медицинской помощью.
Низкий уровень выявления профессиональных хронических заболеваний и отравлений при периодических медицинских осмотрах работников отмечается в Усольском, Чунском, Нижнеилимском районах.
Учитывая изложенное, с целью принятия дополнительных мер по улучшению условий труда и профилактики профессиональных заболеваний и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14), постановляю:

1. Рекомендовать директору Департамента здравоохранения Иркутской области (И.В.Ушаков):
1.1. Потребовать от руководителей учреждений здравоохранения муниципальных образований Иркутской области принять действенные меры по:
1.1.1. Безусловному выполнению Приказа Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован в Минюсте России 10.09.2004, регистрационный № 6015) в части организации системы контроля за качеством медицинских осмотров и представления отчетности об их проведении.
1.1.2. Обеспечению систематического обучения врачей, приводящих медицинские осмотры, по вопросам профессиональной патологии.
1.1.3. Повышению ответственности руководителей лечебно-профилактических учреждений за полноту и качество проведения медицинских осмотров, своевременность выявления профзаболеваний и направление работников с подозрением на профессиональное заболевание в центры профпатологии.

2. Рекомендовать всем организациям, независимо от их организационно правовой формы:
2.1. Принять эффективные меры по улучшению условий труда работающих, сокращению вредного воздействия факторов производственной среды на их здоровье.
2.2. Ежегодно разрабатывать комплексные планы улучшения условий труда, проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, выделяя в полном объеме финансирование на их реализацию.
2.3. Осуществлять прием на работу с вредными и опасными производственными факторами иностранных граждан только при отсутствии у них профессиональных заболеваний.

3. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Иркутской области:
3.1. Повысить действенность государственного надзора за выполнением требований санитарного законодательства в сфере обеспечения безопасных условий труда в целях предупреждения профессиональных заболеваний, связанных с неудовлетворительными условиями труда.
3.2. Выдавать положительные санитарно-эпидемиологические заключения по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз лечебно-профилактических учреждений только при наличии необходимой материально-технической базы, квалифицированных специалистов по вопросам профпатологии.
3.3. Активизировать применение мер административного воздействия за нарушение требований санитарного законодательства в сфере обеспечения безопасных условий труда и профилактики профессиональных заболеваний.
3.4. Подготовить и направить в органы муниципальных образований предложения:
3.4.1. По созданию межведомственных комиссий (советов) контрольно-надзорных органов по соблюдению законодательства в области охраны труда и здоровья граждан с рассмотрением вопросов состояния условий труда и предупреждению профессиональных заболеваний на предприятиях и в организациях.
3.4.2. По обеспечению разработки и финансирования целевых программ (мероприятий), направленных на улучшение условий труда и охрану здоровья работников, повышению их социальной значимости и эффективности с привлечением для этих целей средств массовой информации.
3.4.3. По включению в программы обязательного медицинского страхования проведение медицинских осмотров работников сельского хозяйства.
3.4.4. По информированию Управления Роспотребнадзора о вновь создаваемых предприятиях и организациях.
3.5. Направить руководителям организаций (работодателям) предложения:
3.5.1. По реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасных для работающих условий труда и выполнению требований санитарного законодательства.
3.5.2. По организации и проведению производственного контроля в соответствии с санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий".
3.5.3. По обязательному проведению в установленном порядке санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств.
3.5.4. По безусловному выполнению требований Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года № 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний".
3.5.5. По организации и проведению гигиенического обучения руководителей и работников организаций по вопросам гигиены труда.

4. Информировать о проделанной работе Управление Роспотребнадзора по Иркутской области до 01.09.2007.

5. Главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" (И.В.Безгодов):
5.1. Обеспечить сбор и анализ данных о профессиональных заболеваниях (отравлениях) в единой системе регистрации, учета и анализа профессиональных заболеваний (отравлений).
5.2. Активизировать работу по гигиеническому обучению руководителей и работников организаций.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области А.Н.Пережогина.

П.К.КАУРОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru