РЕШЕНИЕ Думы г. Иркутска от 30.10.2006 № 004-20-300442/6
(ред. от 27.06.2008)
"О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В Г. ИРКУТСКЕ" НА 2007 - 2009 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска", 2006, IV квартал, часть 2, ст. 43;
"Иркутск официальный", № 46, 20.11.2006.
Утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Решения Думы г. Иркутска от 22.10.2008 № 004-20-540922/8.
ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА
РЕШЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В Г. ИРКУТСКЕ" НА 2007 - 2009 ГГ.
Принято на 30 заседании
городской Думы 4-го созыва 26 октября 2006 года
(в ред. решений Думы г. Иркутска
от 31.08.2007 № 004-20-400616/7,
от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
В целях формирования эффективных механизмов сотрудничества, установления тесного взаимодействия между органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, средствами массовой информации, населением города, объединения их сил и ресурсов для решения городских проблем, руководствуясь ст.ст. 16, 28, 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст.ст. 17, 27 Федерального закона "Об общественных объединениях", ст.ст. 31, 32, 42 Устава города Иркутска, Положением о долгосрочных муниципальных целевых программах города Иркутска и межмуниципальных целевых программах, в осуществлении которых участвует город Иркутск, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 29.05.2006 № 004-20-250351/6, городская Дума решила:
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие общественных инициатив в г. Иркутске" на 2007 - 2009 гг. (Приложение № 1).
2. Администрации города Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.
Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
30 октября 2006 года
№ 004-20-300442/6
Приложение № 1
к решению
Думы г. Иркутска
от 30 октября 2006 года
№ 004-20-300442/6
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В Г. ИРКУТСКЕ"
НА 2007 - 2009 ГОДЫ
(в ред. решений Думы г. Иркутска
от 31.08.2007 № 004-20-400616/7,
от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В Г. ИРКУТСКЕ"
НА 2007 - 2009 ГОДЫ
------------------------T-----------------------------------------------¬
¦Наименование программы ¦Муниципальная целевая программа "Развитие¦
¦ ¦общественных инициатив в г. Иркутске" на ¦
¦ ¦2007 - 2009 годы ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------+
¦Дата принятия решения о¦Распоряжение мэра г. Иркутска от 29.05.2006¦
¦разработке программы, ¦№ 031-10-694/6 "О разработке прогноза¦
¦дата ее утверждения ¦социально-экономического развития города на¦
¦(наименование и номер ¦2007 год и на период до 2009 года и составлении¦
¦соответствующего ¦проекта бюджета города на 2007 год" ¦
¦нормативного акта) ¦ ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------+
¦Муниципальный заказчик ¦Управление по информационной политике, связям¦
¦программы ¦со СМИ и общественностью администрации ¦
¦ ¦г. Иркутска ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦Иркутская областная общественная организация¦
¦ ¦"Байкальский региональный союз женщин¦
¦ ¦"Ангара" (руководитель - Широбокова Альбина¦
¦ ¦Анатольевна, директор Центра новых¦
¦ ¦экономических, социальных и гражданских¦
¦ ¦технологий ИрГТУ, доцент кафедры "Социальная¦
¦ ¦работа" ИрГТУ, к.э.н., профессор, эксперт¦
¦ ¦Программы ООН РФ по гендерным вопросам,¦
¦ ¦вице-президент Общероссийской общественной¦
¦ ¦организации "Ассоциация женщин-предпринимателей¦
¦ ¦России"). ¦
¦ ¦Отдел по связям с общественностью Управления по¦
¦ ¦информационной политике, связям со СМИ и¦
¦ ¦общественностью администрации г. Иркутска ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------+
¦Цель ¦Формирование и совершенствование механизмов¦
¦ ¦взаимодействия органов местного¦
¦ ¦самоуправления и населения Иркутска, развитие¦
¦ ¦институтов гражданского общества в г. Иркутске¦
¦ ¦для решения вопросов местного значения ¦
¦(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8) ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------+
¦Задачи ¦- Нормативно-правовое обеспечение системы по¦
¦ ¦работе с общественными инициативами. ¦
¦ ¦- Организационная, финансовая и¦
¦ ¦материально-техническая поддержка деятельности¦
¦ ¦НКО, ТОС, инициативных групп граждан. ¦
¦ ¦- Информационное обеспечение деятельности НКО, ¦
¦ ¦ТОС, инициативных групп граждан. ¦
¦ ¦- Научно-методическое обеспечение развития¦
¦ ¦общественных инициатив. ¦
¦ ¦- Совершенствование работы по взаимодействию¦
¦ ¦органов местного самоуправления с НКО, ТОС и¦
¦ ¦инициативными группами граждан ¦
¦(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8) ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые ¦- повышение уровня социальной культуры¦
¦показатели ¦населения; ¦
¦ ¦- формирование активной гражданской позиции¦
¦ ¦населения г. Иркутска; ¦
¦ ¦- количество коммерческих и некоммерческих¦
¦ ¦организаций, средств массовой информации,¦
¦ ¦горожан, вовлеченных в процессы управления¦
¦ ¦городом, решение социальных проблем. ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦Январь 2007 г. - декабрь 2009 г. ¦
¦реализации ¦ ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Качественное развитие НКО г. Иркутска, развитие¦
¦результаты реализации и¦всех форм территориального общественного¦
¦показатели ¦самоуправления, активное участие населения в¦
¦социально-экономической¦решении социально-экономических проблем города¦
¦эффективности ¦Иркутска. ¦
¦ ¦Повышение общественного самосознания и¦
¦ ¦гражданской активности населения г. Иркутска. ¦
¦ ¦Снижение социальной напряженности в обществе в¦
¦ ¦результате вовлечения жителей города в¦
¦ ¦управление городским хозяйством (в том числе¦
¦ ¦жилищным фондом), появления новых рабочих¦
¦ ¦мест в некоммерческом секторе экономики¦
¦ ¦города, улучшения качества подготовки кадрового¦
¦ ¦потенциала и формирования кадрового резерва. ¦
¦ ¦Укрепление основ взаимодействия органов¦
¦ ¦местного самоуправления, коммерческих и¦
¦ ¦некоммерческих организаций, жителей города. ¦
¦(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8) ¦
¦ ¦Улучшение имиджа г. Иркутска среди городов¦
¦ ¦Российской Федерации, повышение доверия¦
¦ ¦населения к деятельности органов местного¦
¦ ¦самоуправления ¦
¦(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8) ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦- Финансирование программы осуществляется за¦
¦финансирования ¦счет средств бюджета города и привлеченных¦
¦ ¦ресурсов. ¦
¦ ¦- Объем финансирования из бюджета города¦
¦ ¦составляет 10028 тыс. рублей, из них: ¦
¦ ¦в 2007 году - 2186 тыс. рублей; ¦
¦ ¦в 2008 году - 3821 тыс. рублей; ¦
¦ ¦в 2009 году - 4021 тыс. рублей ¦
¦(в ред. решения Думы г. Иркутска от 31.08.2007 № 004-20-400616/7) ¦
L-----------------------+------------------------------------------------
Понятия, термины и сокращения, используемые в Программе
Общественная инициатива - форма проявления общественной активности, совокупность действий по выдвижению, утверждению, распространению и практической реализации общественно значимых идей, самостоятельно и добровольно осуществляемых НКО, ТОС, инициативными группами граждан;
НКО - некоммерческая организация;
ТОС - территориальное общественное самоуправление;
МБФ "ВЗС" - Молодежный благотворительный фонд "Возрождение земли Сибирской";
Совет НКО - объединенный Совет некоммерческих общественных организаций г. Иркутска и Иркутской области;
ОМСУ - органы местного самоуправления;
МСУ - местное самоуправление;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;
СМИ - средства массовой информации;
ОСО - отдел по связям с общественностью Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г. Иркутска;
КУМИ - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска;
КСПК - Комитет по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска;
УПКР - Управление правовой и кадровой работы аппарата мэра;
КЭФ - Комитет экономики и финансов администрации г. Иркутска.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, затрагивая все слои населения, стимулируют горожан на проявление инициативы в решении вопросов местного значения, самоорганизацию и самоуправление. Активно в проявлении общественных инициатив, представленных в виде проектов и программ, участвуют НКО и ТОС г. Иркутска, активные граждане, инициативные группы жителей.
Практика показала, многие серьезные социальные проблемы города и его жителей можно решать более качественно и эффективно, объединяя усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления с усилиями и инициативой НКО, ТОС и заинтересованных жителей.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
Развитие общественного самоуправления как системы общественных инициатив характеризует зрелость гражданского общества. Уже сегодня в социальную практику Иркутска прочно вошли акции и реализуемые силами НКО, ТОС программы, направленные на профилактику наркомании, беспризорности и безнадзорности, улучшение качества проживания горожан. ТОС проводит культурно-массовые и спортивные мероприятия по месту жительства, оказывает помощь пожилым людям, инвалидам, участвует в охране общественного порядка. Растет его опыт, профессионализм, а также развивается коалиционное взаимодействие с другими организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, коммерческими организациями.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
Развитие общественной инициативы, самоорганизации и самоуправления граждан становится ключевым фактором развития муниципальных образований, поэтому в условиях реформы местного самоуправления роль НКО, ТОС и инициативных групп граждан будет неуклонно возрастать. В системе взаимодействия органов местного самоуправления и НКО все шире используется распределение бюджетных финансовых ресурсов на конкурсной основе для решения социально-экономических проблем города. Закладываются основы для выполнения муниципального заказа силами НКО. Мобилизация активности жителей на решение проблем местного значения - одна из стратегических задач устойчивого развития города.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
Происходящая реформа местного самоуправления предполагает непосредственное вовлечение жителей в принятие решений по вопросам местного значения, коллективную ответственность за совместно выработанные способы решения указанных вопросов. Поэтому создание и развитие ТОС, как одной из форм самоорганизации граждан по месту жительства, стало эффективной практикой развития гражданских инициатив, в том числе и в Иркутске.
Уже не один год органы ТОС решают жизненно важные проблемы во многих городах Сибирского региона: создание рабочих мест, участие в формировании общественных органов правопорядка, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и озеленение микрорайонов, решение экологических проблем, работа с детьми и престарелыми по месту жительства, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся.
Инициативы, реализуемые жителями города по месту жительства, позволяют использовать богатейший ресурс добрососедских отношений, ресурс семьи, профессиональный и социальный опыт пенсионеров, являющиеся основой деятельности ТОС. Это ведет к экономии бюджетных средств и развитию инициативных групп, деятельность которых опирается в основном на собственные ресурсы.
Опыт показывает, что результативность деятельности органов ТОС в значительной степени зависит от отношения к ним органов местного самоуправления: там, где выстраиваются взаимовыгодные партнерские отношения, улучшается социальный климат, снижается количество жалоб и обращений граждан. ТОС может участвовать в процессе осуществления реформы ЖКХ. Призванные работать непосредственно с жителями города, эти формы самоуправления граждан наиболее эффективно реализуют инициативу населения, направляя ее в социально полезное русло. Задача органов местного самоуправления - максимально использовать инициативу населения, богатейший ресурс творческих возможностей и взрастить действительно народное самоуправление.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
Самодеятельность населения, направленная на решение жизненно важных проблем, нуждается в организационной и финансовой поддержке со стороны органов МСУ. Это связано с тем, что масштаб и сложность деятельности НКО и инициативных групп граждан увеличивается гораздо быстрее, чем становятся доступными финансовые и организационные ресурсы. Поэтому активно действующие НКО и инициативные группы граждан вынуждены искать нетрадиционные формы организации своей деятельности, развивать и активизировать профессиональные навыки и местные особенности, овладевать новыми информационными, образовательными и организационными технологиями.
Реализация общественных инициатив непосредственно осуществляется через НКО, ТОС и инициативные группы граждан. По данным Главного управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, в первой половине 2006 года в Иркутске зарегистрировано 894 общественных объединения. Несмотря на разнообразие организационно-правовых форм и статус этих организаций (областные, городские, региональные и т.д.), практически все они реализуют значительную часть своих проектов в интересах города и его жителей. В соответствии с законодательством возможно создание общественных объединений без образования юридического лица, их количество на сегодня неизвестно. Особенно широкое распространение в Иркутске получили клубы по месту жительства и органы ТОС в виде института старших по домам и подъездам.
Сфера деятельности НКО достаточно разнообразна и многопрофильна. Работа с социально незащищенными и малообеспеченными категориями населения (ветеранами, инвалидами, социальными сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми, пожилыми людьми и пенсионерами), защита прав граждан, развитие физкультуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни, научно-просветительская, творческая и культурная составляющая, организация досуга населения, работа с детьми и молодежью - основные направления работы НКО, определяющие степень их включенности в развитие социальной инфраструктуры города.
Большое число активистов и волонтеров, работающих в этих организациях, оказывают социальную, информационную, юридическую, образовательную, материальную помощь и другие виды поддержки жителям г. Иркутска. Поэтому деятельность органов МСУ является более эффективной, когда в дополнение к ресурсам бюджета города используются общественные инициативы НКО, ТОС и активных жителей, направленные на решение вопросов местного значения и на социально-экономическое развитие города.
Развитие НКО, ТОС и инициативных групп в современных условиях требует специальных знаний, специализированных форм поддержки со стороны органов государственной власти и ОМСУ, навыков социального партнерства. Основные проблемы, сдерживающие развитие общественных инициатив в городе Иркутске:
- сохранение иждивенческих настроений со стороны населения;
- отсутствие знаний и навыков у жителей города в решении новых социальных и экономических проблем;
- недостаточное кадровое обеспечение процессов развития общественных инициатив;
- потенциал НКО не в полной мере используется органами местного самоуправления для решения проблем города;
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
- недостаточная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность некоммерческих организаций в разных сферах деятельности;
- не применяются в полной мере современные механизмы вовлечения населения в общественную жизнь города;
- не отработаны механизмы взаимодействия между органами местного самоуправления и НКО;
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
- недостаточная информированность населения о работе НКО;
- отсутствие помещений для работы НКО по решению социальных проблем местного сообщества и развитию взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и социально ответственными коммерческими организациями;
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
- недостаточная координация действий между НКО, коммерческими организациями и органами местного самоуправления;
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
- неравномерное развитие НКО и инициативных групп;
- отсутствие системы учета и оценки развития общественных инициатив;
- низкий уровень социальной ответственности у коммерческих организаций;
- не отработаны формы взаимодействия и социального партнерства НКО между собой.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главной целью Программы является формирование и совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и населения Иркутска, развитие институтов гражданского общества в г. Иркутске для решения вопросов местного значения.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
----T-----------------------T-------------------------------------T--------------------------¬
¦ № ¦ Задачи ¦ Основные этапы и сроки ¦ Прогнозируемые значения ¦
¦п/п¦ ¦ реализации ¦ целевых показателей ¦
+---+-----------------------+-------------------------------------+--------------------------+
¦1 ¦Нормативно-правовое ¦1. Формирование и ведение банка¦Принятие муниципальных¦
¦ ¦обеспечение системы по¦данных региональных нормативных¦правовых актов г.¦
¦ ¦работе с общественными¦правовых актов, регулирующих¦Иркутска, направленных на¦
¦ ¦инициативами ¦взаимодействие НКО с органами¦развитие общественных¦
¦ ¦ ¦государственной власти, органами¦инициатив в городе¦
¦ ¦ ¦местного самоуправления (2007). ¦Иркутске ¦
¦ ¦ ¦2. Формирование рабочей группы по¦ ¦
¦ ¦ ¦определению эффективных механизмов¦ ¦
¦ ¦ ¦реализации федеральных законов¦ ¦
¦ ¦ ¦(2007). ¦ ¦
¦ ¦ ¦3. Анализ муниципальных правовых¦ ¦
¦ ¦ ¦актов г. Иркутска (весь период). ¦ ¦
¦ ¦ ¦4. Разработка и принятие¦ ¦
¦ ¦ ¦дополнительных муниципальных правовых¦ ¦
¦ ¦ ¦актов г. Иркутска, регулирующих¦ ¦
¦ ¦ ¦взаимодействие НКО, ТОС и органов¦ ¦
¦ ¦ ¦местного самоуправления (2008 -¦ ¦
¦ ¦ ¦2009). ¦ ¦
¦ ¦ ¦(в ред. решения Думы г. Иркутска¦ ¦
¦ ¦ ¦от 27.06.2008 № 004-20-510839/8) ¦ ¦
¦ ¦ ¦5. Разработка муниципальных правовых¦ ¦
¦ ¦ ¦актов г. Иркутска в сфере поощрения¦ ¦
¦ ¦ ¦благотворительной деятельности в г.¦ ¦
¦ ¦ ¦Иркутске (2008 - 2009) ¦ ¦
+---+-----------------------+-------------------------------------+--------------------------+
¦2 ¦Организационная, ¦1. Обобщение информации о формах и¦1. Не менее 50 НКО и¦
¦ ¦финансовая и¦объемах финансирования общественных¦инициативных групп граждан¦
¦ ¦материально-техническая¦инициатив органами местного¦в год получат финансовую и¦
¦ ¦поддержка деятельности¦самоуправления г. Иркутска (весь¦ресурсную поддержку из¦
¦ ¦НКО, ТОС, инициативных¦период). ¦бюджета г. Иркутска и иных¦
¦ ¦групп граждан ¦2. Сбор и обобщение информации о¦источников на реализацию¦
¦ ¦ ¦формах и объемах финансирования¦проектов, направленных на¦
¦ ¦ ¦общественных инициатив из прочих¦развитие г. Иркутска. ¦
¦ ¦ ¦источников (весь период). ¦2. Создание как минимум 1¦
¦ ¦ ¦3. Анализ информации о нежилых¦Ресурсного центра в год,¦
¦ ¦ ¦помещениях, находящихся в¦способствующего развитию¦
¦ ¦ ¦муниципальной собственности,¦профессионализма ¦
¦ ¦ ¦предоставленных для деятельности НКО¦активистов НКО и улучшению¦
¦ ¦ ¦(ежегодно). ¦качества взаимодействия¦
¦ ¦ ¦4. Инициирование и поддержка¦между органами местного¦
¦ ¦ ¦деятельности коммерческих¦самоуправления и¦
¦ ¦ ¦организаций, оказывающих содействие¦общественностью. ¦
¦ ¦ ¦НКО, ТОС и инициативным группам¦3. Оценка вклада НКО, ТОС,¦
¦ ¦ ¦граждан (весь период). ¦инициативных групп граждан¦
¦ ¦ ¦5. Содействие НКО, ТОС, инициативным¦в социально-экономическое¦
¦ ¦ ¦группам граждан в обеспечении мест,¦развитие г. Иркутска ¦
¦ ¦ ¦помещений для проведения плановых¦ ¦
¦ ¦ ¦мероприятий (весь период). ¦ ¦
¦ ¦ ¦6. Предоставление из бюджета города¦ ¦
¦ ¦ ¦Иркутска субсидий физическим и¦ ¦
¦ ¦ ¦юридическим лицам в целях возмещения¦ ¦
¦ ¦ ¦затрат в связи с выполнением работ и¦ ¦
¦ ¦ ¦(или) оказанием услуг при¦ ¦
¦ ¦ ¦осуществлении деятельности,¦ ¦
¦ ¦ ¦направленной на достижение¦ ¦
¦ ¦ ¦общественно значимых (полезных) целей¦ ¦
¦ ¦ ¦в рамках развития общественных¦ ¦
¦ ¦ ¦инициатив в г. Иркутске. ¦ ¦
¦ ¦ ¦7. Организация сети Ресурсных¦ ¦
¦ ¦ ¦центров, обеспечивающих¦ ¦
¦ ¦ ¦информационную и научно-методическую¦ ¦
¦ ¦ ¦поддержку создающимся и действующим¦ ¦
¦ ¦ ¦НКО г. Иркутска (2008 - 2009) ¦ ¦
¦(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)¦ ¦
Механизм реализации Программы основывается на принципах согласования интересов всех участников процесса развития общественных инициатив: органов местного самоуправления г. Иркутска, коммерческих и некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм, территориального общественного самоуправления, а также жителей города. Реализация Программы предусматривает использование всех имеющихся инструментов развития общественных инициатив и институтов гражданского общества: федерального и регионального законодательства, участие в муниципальных, региональных и федеральных целевых программах, участие в конкурсном распределении средств на различных уровнях, взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
Механизм реализации Программы включает совокупность общих и частных (в зависимости от задачи и мероприятия) механизмов:
- организационно-правового (своевременное принятие или внесение изменений в муниципальные правовые акты г. Иркутска);
- социально-экономического (создание социально-инновационного климата, благотворительной, спонсорской и административной поддержки);
- организационно-управленческого (создание многообразных и благоприятных условий для социального партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления г. Иркутска, коммерческих и некоммерческих организаций).
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
Особое место в организационно-функциональной структуре управления занимает отработка механизма управления процессом реализации Программы, который предполагает:
1) системную, последовательную и своевременную разработку:
- прогнозов развития общественных инициатив (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные);
- механизмов изменения программных мероприятий согласно мониторингу развития НКО, ТОС, инициативных групп граждан в г. Иркутске и прогнозов развития общественных инициатив;
- планов первоочередных мероприятий по реализации Программы на очередной финансовый год с уточнением сроков и объемов финансирования;
2) мониторинг развития общественных инициатив в Иркутске и их влияния на социально-экономическое развитие города;
3) разработку единой системы экономических и социальных индикаторов, отражающих и характеризующих развитие общественных инициатив и их влияние на социально-экономическое развитие города;
4) оценку:
а) экономической эффективности и социальной значимости программных мероприятий и мер в рамках Программы;
б) эффективности расходования финансовых средств;
в) динамики развития общественных инициатив в г. Иркутске.
Важную роль в механизме реализации Программы играет формирование Ресурсных центров. Основным направлением работы в данной сфере является повышение общественной активности жителей города и снижение риска социальной напряженности путем содействия созданию реальной возможности общественного участия в процессах социально-экономического развития города и использования человеческого потенциала иркутян. Кроме этого, приоритетом Программы является развитие образовательного направления, призванного повысить информированность органов местного самоуправления г. Иркутска, коммерческих организаций, населения города о возможностях использования инструментов социального партнерства для устойчивого социально-экономического развития города и его жителей.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
Механизм реализации Программы обеспечивается следующими организационными, экономическими мерами и мерами снижения рисков:
Организационные меры
1. Совершенствование муниципальных правовых актов г. Иркутска в сфере формирования благоприятной среды для реализации общественных инициатив в приоритетных направлениях социально-экономического развития города.
2. Проведение совместно с федеральными и региональными органами государственной власти согласованных действий по решению на различных уровнях власти и местного самоуправления общих для них проблем развития общественных инициатив.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
3. Внедрение единой системы индикаторов развития общественных инициатив в городе Иркутске.
4. Организация и обеспечение мероприятий, ресурсной поддержки общественных инициатив, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие города.
Экономические меры
1. Системный мониторинг развития общественных инициатив горожан на основе единой системы индикаторов развития общественных инициатив.
2. Систематическая разработка краткосрочных прогнозов развития общественных инициатив с рекомендациями по планированию и проведению необходимых программных мероприятий.
3. Отбор на основе экспертизы или конкурса на принципах экономической эффективности и социальной результативности программных мероприятий НКО, в том числе и новых, претендующих на использование средств бюджета города, для включения в Программу.
4. Привлечение НКО к участию в конкурсных программах, реализуемых на территории г. Иркутска органами федеральной и региональной государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
5. Заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы.
6. Ежегодное уточнение объемов и направленности бюджетного финансирования в разрезе Программы.
7. Взаимодействие между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, направленное на социально-экономическое развитие города и области.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
Меры снижения рисков
1. Открытость Программы для внесения корректировок по целям, задачам, этапам и мероприятиям в силу появления новых внешних и внутренних обстоятельств.
2. Формирование системного информационного потока о развитии общественных инициатив в г. Иркутске.
1. Формирование системы поддержки и развития общественных инициатив.
2. Формирование условий общественного участия в социально-экономическом развитии города.
Программа представляет собой комплексную систему задач и мероприятий, направленную на формирование и совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и населения г. Иркутска, содействие развитию и функционированию институтов гражданского общества на территории г. Иркутска для решения вопросов местного значения.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
Управление Программой, в том числе текущий контроль за ее реализацией, осуществляет отдел по связям с общественностью Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г. Иркутска. Текущий финансовый контроль использования средств бюджета города осуществляется Комитетом по экономике и финансам администрации г. Иркутска.
На основе изложенных в Программе мероприятий в направлении развития общественных инициатив структурные подразделения администрации г. Иркутска реализуют выполнение запланированных мероприятий в пределах своих полномочий.
5. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
И ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате реализации Программы ожидаются следующие социально-экономические эффекты:
- улучшение условий для взаимодействия всех участников общественной жизни города - органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, населения г. Иркутска;
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
- расширение участия местных сообществ в решении социально-экономических проблем города;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций к решению различных социально-экономических проблем, что стабилизирует позитивные тенденции конструктивного сотрудничества населения города и органов местного самоуправления и создает условия для эффективного развития города;
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
- расширение партнерских отношений НКО, реализующих свои программы в социальной сфере, с органами местного самоуправления и коммерческими организациями;
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
- усиление влияния населения на такие процессы, как использование средств бюджета города на территории проживания, адресное решение социальных вопросов, правовая защита, разработка муниципальных программ г. Иркутска и пр.;
- повышение уровня развития человеческого потенциала.
Для оценки эффективности мероприятий и мер Программы разработаны приблизительные показатели развития общественных инициатив, которые по мере реализации Программы могут быть изменены и дополнены:
ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
-------------------------------T------------T------------T------------¬
¦ Показатели ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦
+------------------------------+------------+------------+------------+
¦1. Количество Ресурсных¦ ¦ ¦ ¦
¦центров поддержки общественных¦ ¦ ¦ ¦
¦инициатив (ед.). ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Периодичность выхода в СМИ¦ ¦ ¦ ¦
¦и других информационных¦ ¦ ¦ ¦
¦источниках материалов о¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности НКО, ТОС,¦ ¦ ¦ ¦
¦инициативных групп граждан,¦ ¦ ¦ ¦
¦активных жителях Иркутска. ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Отзыв населения о работе¦ ¦ ¦ ¦
¦НКО, органов местного¦ ¦ ¦ ¦
¦самоуправления, Программы. ¦ ¦ ¦ ¦
¦(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8) ¦
¦4. Количество НКО и граждан,¦ ¦ ¦ ¦
¦участвующих в проектной¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности (участие в¦ ¦ ¦ ¦
¦грантовых конкурсах). ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Количество НКО, вовлеченных¦ ¦ ¦ ¦
¦в Программу. ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Динамика роста количества¦ ¦ ¦ ¦
¦новых НКО. ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Количество структурных¦ ¦ ¦ ¦
¦подразделений администрации г.¦ ¦ ¦ ¦
¦Иркутска, использующих систему¦ ¦ ¦ ¦
¦грантового распределения¦ ¦ ¦ ¦
¦средств для решения городских¦ ¦ ¦ ¦
¦проблем. ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. Количество структурных¦ ¦ ¦ ¦
¦подразделений администрации г.¦ ¦ ¦ ¦
¦Иркутска, участвующих в¦ ¦ ¦ ¦
¦Программе. ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. Количество организованных¦ ¦ ¦ ¦
¦ТОС. ¦ ¦ ¦ ¦
¦10. Количество участников¦ ¦ ¦ ¦
¦проведенных тренингов и¦ ¦ ¦ ¦
¦семинаров (количество¦ ¦ ¦ ¦
¦обученных людей). ¦ ¦ ¦ ¦
¦11. Количество средств,¦ ¦ ¦ ¦
¦привлеченных НКО из различных¦ ¦ ¦ ¦
¦источников для реализации¦ ¦ ¦ ¦
¦Программы. ¦ ¦ ¦ ¦
¦12. Количество проектов,¦ ¦ ¦ ¦
¦реализованных силами НКО. ¦ ¦ ¦ ¦
¦13. Количество НКО,¦ ¦ ¦ ¦
¦участвующих в размещении¦ ¦ ¦ ¦
¦муниципального заказа ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------+------------+------------+-------------
Финансирование мероприятий Программы предполагается производить за счет:
- бюджета г. Иркутска (потребность в финансировании сформирована исходя из опыта работы структурных подразделений администрации г. Иркутска и существующих потребностей в развитии общественных инициатив (затраты, связанные с формированием и деятельностью совещательных рабочих органов, в т.ч. Общественного совета г. Иркутска, с созданием Ресурсных центров развития и поддержки общественных инициатив населения, проведением обучающих программ для специалистов органов местного самоуправления, представителей НКО, населения г. Иркутска по овладению новыми социальными технологиями; организации конкурсного распределения средств на поддержку НКО и т.д.));
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 27.06.2008 № 004-20-510839/8)
- средств и ресурсов НКО, ТОС, инициативных групп граждан и активных жителей, участвующих в решении вопросов местного значения;
- средств коммерческих организаций;
- иных источников.
Несмотря на то, что в ходе реализации Программы финансовых поступлений в бюджет г. Иркутска не планируется, предполагается получение социально-экономического эффекта, выражающегося в увеличении количества и качества социальных услуг, оказываемых некоммерческими организациями, в динамике роста процента населения, вовлеченного в решение вопросов местного значения.
Начальник Управления по
информационной политике,
связям со СМИ и общественностью
И.В.ЛЕНЬШИНА
Начальник отдела по связям
с общественностью
Г.В.ГЕДВИЛО