Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 12.04.2007 № 12
"ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ В 2007 ГОДУ"

Официальная публикация в СМИ:
"Восточно-Сибирская правда", № 78, 26.04.2007






ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2007 г. № 12

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ
В 2007 ГОДУ

Я, главный государственный санитарный врач по Иркутской области П.К.Кауров, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2006 года, установил:

В ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2006 года, при участии территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Иркутской области проводились совещания и заседания межведомственных оздоровительных комиссий, на которых обсуждались вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия при подготовке, готовности и итогах работы детских оздоровительных учреждений. Во всех территориях области приняты соответствующие распоряжения глав местных администраций, организаций, принимающих участие в организации отдыха и оздоровления детей по реализации программ летнего отдыха детей.
Не по всем летним оздоровительным учреждениям руководителями были представлены на согласование планы-задания по улучшению санитарно-технического состояния и проведению противоэпидемических мероприятий, а только для стационарных загородных, санаторных и частично лагерей с дневным пребыванием детей, о чем говорит сокращение количества планов-заданий на 5%. Процент выполнения в 2006 году составил 72 против 82 в предыдущем. Не согласовывались планы-задания по лагерям с дневным пребыванием в Мамско-Чуйском, Усть-Удинском, Тайшетском районах.
Проводилась работа по организации дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидная обработка в местах размещения летних оздоровительных учреждений, неблагополучных по заболеваемости клещевым энцефалитом, геморрагической лихорадкой и др. Всего было обработано 405,9 га.
В большинстве территорий области в 2006 году были проведены необходимые работы по подготовке систем водоснабжения, канализации, отопления, технологического и холодильного оборудования. Подготовлены к работе спальные корпуса, медицинские блоки, столовые, бани, спортивные залы и бассейны, проведена частичная замена устаревшей мебели, кухонного инвентаря и посуды, приобретены новое оборудование, постельные принадлежности и постельное белье, запас посуды, моющих и дезинфицирующих средств, что позволило улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в летних оздоровительных учреждениях.
Вместе с тем вызывает тревогу, что на протяжении ряда лет сохраняется тенденция к уменьшению количества типовых стационарных загородных оздоровительных учреждений вместимостью 250 - 500 человек в смену ("Восход", "Иркут", "Юный геолог", "Юный ленинец" в г. Иркутске, "Северный Артек" в г. Братске, "Юность" в г. Черемхове, "Гелиос" в Братском районе, "Лесное" в Нижнеилимском районе, "Орленок" в Заларинском районе).
В последние годы среди общего числа оздоровительных учреждений основную долю составляют лагеря с дневным пребыванием - 753, что составляет 57%, и профильные лагеря - 546, что составляет 41,3%. Летние лагеря с дневным пребыванием и палаточные пользуются наибольшей популярностью за счет невысокой стоимости путевок, однако являются наименее эффективными с точки зрения оздоровления детей.
В ходе текущего санитарного надзора за работой летних оздоровительных учреждений были выявлены и существенные недостатки. По-прежнему отмечается открытие летних оздоровительных учреждений без согласования с учреждениями Роспотребнадзора. Всего за период летней оздоровительной кампании в 2006 году без согласования с органами Роспотребнадзора открыто 2 ЛОУ (2005 г. - 6) в Иркутском, Зиминском районах. На неделю была задержана работа лагерей с дневным пребыванием в Нижнеилимском и Иркутском районах по причине несвоевременного прохождения медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовки персоналом. Из 68 загородных стационарных лагерей только 21 вовремя начал свою работу, остальные приступили к оздоровлению детей в конце июня - начале июля из-за неблагоприятных погодных условий (ДОЛ "Космос" в г. Ангарске, "Орленок" в Куйтунском районе, "Юность", "Смена", "Восток" в г. Усолье-Сибирское).
В Черемховском районе в лагерях с дневным пребыванием детей не был организован дневной сон, хотя пребывание детей в лагере осуществлялось до 18 часов.
В 2006 году количество летних оздоровительных учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, составляло 345 (26% от общего числа ЛОУ).
За период с 2005 по 2006 гг. удельный вес неудовлетворительных проб воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям из различных источников водоснабжения составляет от 11,4 до 10,4% по санитарно-химическим и от 7,4 до 5,4% - по микробиологическим показателям.
Серьезные недостатки отмечались в организации питания детей и подростков в ЛОУ. В рационах имело место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, мясу, рыбе, маслу сливочному, овощам, фруктам), отмечалось занижение веса и объема порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов. Не всегда и не везде проводилась C-витаминизация готовых блюд. Зачастую натуральные продукты заменялись консервированными. Отсутствие у работников пищеблоков оздоровительных учреждений достаточной подготовки повлекло за собой нарушения технологии приготовления блюд, несоблюдения режимов мытья посуды, хранения суточных проб, маркировки оборудования и разделочного инвентаря. Подобные нарушения отмечались в таких детских оздоровительных учреждениях, как "Жемчужина Сибири" Слюдянского района, "Саяны" в г. Ангарске, "Серебряный ключ" в г. Черемхове, "Окинец" в г. Зиме, "Водопад" и "Пчелка" в г. Нижнеудинске. Не все оздоровительные учреждения представляли на согласование 10-дневное меню. Так, в ДОЛ "Старт" Усольского района на протяжении ряда лет отсутствовало согласование перспективного меню с органами Роспотребнадзора.
Удельный вес проб готовой продукции, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, остается на уровне предыдущего года (3,7% - по микробиологическим и 2,6% - по санитарно-химическим показателям).
При лабораторном контроле за режимом мытья посуды, кухонного оборудования и инвентаря процент смывов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, колебался от 15 до 30%. Так, в г. Братске в санатории "Колос" процент смывов, не отвечающих гигиеническим нормативам, составлял 20%, в лагерях с дневным пребыванием - 18,8%.
По-прежнему остается нерешенной проблема несоответствия готовых блюд гигиеническим требованиям по калорийности и полноте вложения. Областной показатель составил 3,9%. Наибольший процент неудовлетворительных проб готовых блюд отмечался в профильных палаточных лагерях Ольхонского района.
За период летней оздоровительной кампании 2006 года зарегистрировано 887 случаев заболеваний (в 2005 г. - 872), из них ОРВИ - 706 и 8 случаев ветряной оспы. Наибольшее количество случаев заболеваний зарегистрировано в стационарных оздоровительных учреждениях, где медицинское обслуживание проводилось врачами-педиатрами и диагнозы ставились квалифицированно, в отличие от палаточных и других профильных лагерей, где учет заболеваемости практически не велся.
Оценка эффективности оздоровления детей и подростков показала, что выраженный оздоровительный эффект - 92% (на уровне 2005 г.) получили дети в санаториях-профилакториях, 85,4% - в загородных типовых учреждениях. Низкая эффективность оздоровления - в палаточных и лагерях с дневным пребыванием детей (0,5 - 1%).
В ходе летней оздоровительной кампании 2006 года специалистами органов Роспотребнадзора было наложено 199 штрафов на сумму более 280 тысяч рублей, 1 дело об административном приостановлении деятельности передано судьям, эксплуатация которого была судом приостановлена, вынесено 17 предупреждений и 40 сотрудников оздоровительных учреждений отстранены от работы. Основной причиной отстранения от работы являлось несвоевременное прохождение медицинского осмотра и профессиональной гигиенической подготовки, отсутствие медицинских книжек установленного образца.
Всего в летний период 2006 года к местам отдыха и обратно было перевезено 5918 детей, из них железнодорожным транспортом - 5285 (89%), водным транспортом - 84 ребенка (1,4%), воздушным транспортом - 59 детей (1%), автомобильным транспортом - 490 детей (8,3%).
При перевозке организованных групп детей, следовавших к местам отдыха и обратно железнодорожным транспортом, отмечались факты нарушения требований санитарных норм и правил: случаи отправки детей без медицинского сопровождения в поездах направлений Иркутск - Адлер и Северобайкальск - Адлер до Туапсе и обратно, организации питания при перевозке детей поездами "Москва - Владивосток", "Иркутск - Адлер". Нерешенным оставался вопрос организации полноценного горячего питания детей в пути следования из-за высокой стоимости рационов, оплата которых недоступна многим родителям, одним из организаторов в этих случаях была турфирма "Бюро путешествий" г. Братска. По фактам выявленных нарушений наложено 4 штрафа и вынесено 1 предупреждение.
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в период летней оздоровительной кампании 2007 года, на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 482) постановляю:

1. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления:
1.1. Заслушать организации, на балансе которых находятся летние оздоровительные учреждения, о ходе проведения их подготовки к летней оздоровительной кампании, оказав им содействие в проведении ремонтно-восстановительных работ, в первую очередь - на водопроводных и канализационных сооружениях и сетях.
1.2. Предусмотреть:
1.2.1. Выделение необходимых ассигнований на проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районе размещения детских летних оздоровительных учреждений и баз отдыха (пансионатах, профилакториях, турбазах, санаториях) в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
1.2.2. Принятие мер по обеспечению в приоритетном порядке отдыха, оздоровления, а также проезда до места отдыха и обратно детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства.

2. Администрациям предприятий и учреждений, на балансе которых находятся летние оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:
2.1. Провести необходимую подготовку летних оздоровительных учреждений к приему детей, обеспечив соблюдение санитарных норм и правил, обратив особое внимание на организацию питания, водоснабжения и канализования.
2.2. Не допускать открытия летних оздоровительных учреждений без согласования с территориальными отделами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области.
2.3. Принять действенные меры по подготовке и подбору квалифицированного персонала пищеблоков, имеющего опыт работы в летних оздоровительных учреждениях.
2.4. Рекомендовать при организации питания в летних оздоровительных учреждениях с учетом состояния здоровья детей, сведений о дефиците микронутриентов вводить в рацион питания детей пищевые продукты, обогащенные витаминами, микро- и макронутриентами.
2.5. Не позднее чем за 2 недели до открытия организовать проведение эпизоотологического обследования и дезинсекционной обработки территории учреждения и за ее пределами.
2.6. Не допускать сокращения продолжительности смен в оздоровительных учреждениях, рекомендованных санитарными правилами СП 2.4.4.969-00 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул", СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей".

3. Организациям, осуществляющим организацию отдыха детей, обеспечить:
3.1. Открытие детских оздоровительных учреждений при наличии согласования с органами Роспотребнадзора.
3.2. Обязательное медицинское сопровождение организованных групп детей.
3.3. Направление за 3 суток до отправки организованных детских коллективов информации в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и Восточно-Сибирский территориальный отдел Территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту об их численности.
3.4. Оказание медицинской помощи детям в пути следования и доотправку их до места назначения в случае вынужденной госпитализации.
3.5. Организацию полноценного горячего питания организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов при нахождении в пути свыше 1 суток.
3.6. Организацию питания организованных групп детей наборами пищевых продуктов (сухими пайками) при перевозке детей на всех видах транспорта с согласованием их ассортимента с территориальными отделами Управления Роспотребнадзора в установленном порядке.
3.7. Перевозки детей автомобильным транспортом к местам отдыха и обратно осуществлять при нахождении в пути не более 4-х часов и в случаях, когда невозможно организовать доставку детей другим видом транспорта.
3.8. Перевозку детей автомобильным транспортом, находящимся в обязательном исправном санитарном и техническом состоянии, в сопровождении органов ГИБДД и обязательным медицинским сопровождением, оснащением транспортных средств медицинскими аптечками, укомплектованными средствами для оказания неотложной медицинской помощи, организацию питьевого режима бутилированной питьевой водой, наличие достаточного запаса сухих пайков с соблюдением их сроков годности.

4. Начальнику Восточно-Сибирской железной дороги (филиал ОАО "Российские железные дороги") (А.В.Воротилкину):
4.1. Организовать обеспечение формирования пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных групп детей к местам отдыха и обратно, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов", особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств.
4.2. Продолжить практику продажи билетов для организованных детских контингентов на всех видах транспортных средств только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.
4.3. Организовать доступное горячее питание для организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов при нахождении в пути свыше 1 суток.

5. Директору Департамента здравоохранения Иркутской области (И.В.Ушакову):
5.1. Обеспечить:
5.1.1. Контроль за проведением летней оздоровительной кампании, а также отдыхом детей в период каникул, организацию полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, и в первую очередь в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, создание полноценных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в особо трудных социальных условиях.
5.1.2. Своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в детские оздоровительные учреждения.
5.1.3. Выдачу справок об отсутствии контакта с инфекционными больными по месту жительства амбулаторно-поликлиническими учреждениями за 3 дня до отъезда.
5.1.4. Выделение специалистов для медицинского сопровождения детских организованных групп во время оздоровительных кампаний, а также резервных мест в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных детей.
5.2. Принять действенные меры по подбору квалифицированного медицинского персонала, имеющего опыт работы с детьми в летних оздоровительных учреждениях, проводить инструктажи медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима детей в пути следования.
5.3. Обязать медицинских работников детских оздоровительных учреждений:
5.3.1. Осуществлять действенный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдением температурного режима в помещениях, за физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности.
5.3.2. Проводить работу по гигиеническому воспитанию детей, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании.

6. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Иркутской области
6.1. Обеспечить:
6.1.1. Действенный государственный санитарно-эпидемиологический контроль за работой летних оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на организацию питания, работу пищеблоков и источников питьевого водоснабжения, мест купания.
6.1.2. Контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, входящих в наборы питания (сухие пайки), в случаях организации питания детей вне вагонов-ресторанов пассажирских поездов с обязательным согласованием наборов продуктов, не допуская включения в них скоропортящихся продуктов.
6.1.3. Согласование 10-дневного перспективного меню во всех типах оздоровительных учреждениях.
6.2. Довести текст настоящего постановления до сведения всех организаций, принимающих участие в организации отдыха и оздоровления детей в период каникул, и обеспечить строгий контроль за реализацией настоящего постановления.

7. Главному врачу федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" (И.В.Безгодову):
7.1. Не допускать взимания платы при приемке летних оздоровительных учреждений; лабораторно-инструментальные исследования проводить в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства за счет средств федерального бюджета в объеме установленных ассигнований, не устанавливая объемы и периодичность.

8. Начальнику Восточно-Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (Л.К.Смирновой) обеспечить контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием:
8.1. Пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп, при подготовке в рейс и противоэпидемическим режимом в пути следования, особенно обращая внимание на оснащение доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств.
8.2. Вагонов-ресторанов поездов, обеспечивающих питание детей, контроль за качеством и безопасностью продуктов питания и питьевой воды с обязательным согласованием меню при получении предварительных заявок на перевозку детей.

9. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и Восточно-Сибирскому территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании доложить в срок до 14 мая 2007 года, далее - еженедельно и после каждой оздоровительной смены 28 числа каждого месяца.

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области А.Н.Пережогина.

П.К.КАУРОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru