Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Иркутской области от 28.07.1999 № 41-оз
(ред. от 09.04.2007)
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.07.1999 № 31/10-ЗС)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Ведомости ЗС Иркутской области", № 31, 29.07.1999;
"Восточно-Сибирская правда", № 182-183, 15.09.1999.



Утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Закона Иркутской области от 10.12.2007 № 130-оз.
   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные Законом Иркутской области от 09.04.2007 № 12-оз, вступили в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.



28 июля 1999 года № 41-оз

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
постановлением
Законодательного собрания
Иркутской области
от 7 июля 1999 года
№ 31/10-ЗС

(в ред. Законов Иркутской области
от 07.06.2005 № 30-оз, от 09.04.2007 № 12-оз)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общие вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства на территории Иркутской области (далее - область), определяет полномочия органов местного самоуправления как органов опеки и попечительства, а также полномочия органов государственной власти области в сфере областной государственной поддержки деятельности по опеке и попечительству.

Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, области, органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные задачи органов опеки и попечительства в области

Основными задачами органов опеки и попечительства в области являются:
- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье и нуждающихся в помощи государства;
- защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних лиц;
- защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности;
- защита имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими.

Статья 4. Принципы деятельности органов опеки и попечительства в области

Организация деятельности органов опеки и попечительства в области основывается на принципах:
- законодательного обеспечения прав и законных интересов опекаемых и подопечных и недопустимости ограничения уровня защиты этих прав и интересов;
- разрешения возникающих споров на основе законности, гуманности, разумности и справедливости;
- ответственности за нарушение прав и законных интересов опекаемых и подопечных;
- поддержки со стороны органов государственной власти области семьи, деятельности органов опеки и попечительства, а также воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
- приоритета семейного воспитания детей.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти области в сфере областной государственной поддержки деятельности по опеке и попечительству

1. Законодательное собрание области:
- в соответствии с федеральным законодательством принимает законы, регулирующие отношения в сфере опеки и попечительства;
- определяет законом области иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, чем те, которые установлены Семейным кодексом Российской Федерации;
- устанавливает законом области размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье;
- устанавливает законом области временные минимальные областные социальные нормы и финансовые нормативы затрат на содержание одного ребенка в образовательных учреждениях и учреждениях социального обеспечения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
2. Администрация области в лице ее уполномоченных органов:
- обеспечивает реализацию законов области в сфере регулирования вопросов опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, опекаемых и подопечных;
- осуществляет разработку и исполнение областных целевых программ по охране и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечивает в установленном порядке создание областных государственных воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации детей на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений;
- осуществляет на территории области в установленном порядке учет детей, оставшихся без попечения родителей, на основании данных, передаваемых органами опеки и попечительства;
- осуществляет в установленном порядке учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации;
- организует в пределах своих полномочий устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, проживающих на территории области, а при отсутствии такой возможности направляет в установленном порядке сведения об этом в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- осуществляет размещение детей, оставшихся без попечения родителей, по детским домам, школам-интернатам общего типа, школам-интернатам для детей-сирот, специализированным школам-интернатам и школам-интернатам коррекционного типа;
- определяет порядок учета лиц, желающих усыновить детей;
- организует и осуществляет переподготовку и повышение квалификации кадров для органов опеки и попечительства, а также для воспитательных и иных аналогичных специализированных учреждений по вопросам охраны и защиты прав несовершеннолетних лиц;
- оказывает консультативную и методическую помощь органам опеки и попечительства;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Органы опеки и попечительства

(в ред. Закона Иркутской области от 09.04.2007 № 12-оз)

1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
2. Утратила силу. - Закон Иркутской области от 09.04.2007 № 12-оз.
3. Структура органов опеки и попечительства, их полномочия, порядок осуществления контроля за ними определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании устава муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 7. Осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц

1. Органы местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц решают вопросы:
- о назначении опекунов и попечителей;
- об освобождении, отстранении опекунов и попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей;
- о направлении детей в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения;
- о даче разрешения на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
- абзац шестой утратил силу. - Закон Иркутской области от 09.04.2007 № 12-оз;
- о даче разрешения на расходование опекуном и попечителем доходов подопечного, в том числе доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением установленных случаев;
- о даче разрешения на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
- о даче разрешения на изменение имени ребенка, а также присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством;
- абзац десятый утратил силу. - Закон Иркутской области от 09.04.2007 № 12-оз;
- о назначении представителей для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми;
- об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;
- о признании несовершеннолетнего лица эмансипированным;
- о даче разрешения на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста;
- по иным вопросам в соответствии с действующим законодательством.
Органы местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними лицами в установленных законодательством случаях предъявляют иски:
- о взыскании алиментов на несовершеннолетних лиц к их родителям (одному из них);
- об устранении препятствий к общению ребенка с близкими родственниками;
- о лишении родительских прав;
- об ограничении родительских прав;
- по иным основаниям в соответствии с законодательством.
Органы местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними лицами заключают договоры:
- с приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
- о доверительном управлении имуществом подопечного.
Органы местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних лиц принимают меры по защите жилищных прав несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
а) по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями в случаях, предусмотренных законодательством;
б) по осуществлению в порядке, определенном органами государственной власти области, учета несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
в) по обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми, оставшимися без попечения родителей, а также находящихся в собственности детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории муниципального образования, в порядке, установленном законодательством;
г) по обеспечению оформления договоров социального найма на жилые помещения, права на предоставление во владение и пользование которыми имеют дети, оставшиеся без попечения родителей.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.06.2005 № 30-оз)
Органы местного самоуправления осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания, образования и соблюдением имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей.
(абзац введен Законом Иркутской области от 07.06.2005 № 30-оз)
2. Органы местного самоуправления:
(в ред. Закона Иркутской области от 09.04.2007 № 12-оз)
- организуют выявление детей, оставшихся без попечения родителей;
- ведут в установленном порядке первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке и попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
- осуществляют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, избирая формы устройства исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;
- исполняют обязанности опекуна (попечителя) до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи или соответствующие учреждения;
- дают рекомендации опекунам (попечителям) по определению способов воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством);
- осуществляют подбор приемных родителей в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации;
- проводят обследование условий жизни детей в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также лиц, претендующих на их воспитание;
- оказывают приемной семье необходимую помощь, способствуют созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), осуществляют контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей);
- осуществляют подготовку документов для устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- готовят документы для досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей);
- дефис исключен. - Закон Иркутской области от 07.06.2005 № 30-оз;
- осуществляют отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью на основании акта органа местного самоуправления;
- разрешают разногласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка;
- принимают участие при рассмотрении в судах дел об ограничении родительских прав, лишении родительских прав, установлении усыновления детей, споров, связанных с воспитанием детей, о восстановлении родительских прав, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
- готовят заключения о соответствии усыновления интересам ребенка для представления их в суд; о разрешении опекунам и попечителям расходовать доходы подопечного, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно; о разрешении на совершение сделок в установленных законодательством случаях, а также в иных случаях;
- осуществляют защиту прав выпускников воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, в которых они находились на полном государственном попечении;
- рассматривают обращения и заявления граждан по вопросам опеки и попечительства, а также несовершеннолетних лиц, обратившихся за защитой своих прав, и принимают по ним необходимые меры;
- осуществляют иные полномочия.

Статья 8. Осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными

1. Органы местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, решают вопросы:
- об установлении опеки, попечительства;
- о прекращении опеки, попечительства;
- об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей;
- о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение;
- о распоряжении имуществом недееспособного лица при определении его в психоневрологическое учреждение на полное государственное обеспечение;
- по иным вопросам в соответствии с действующим законодательством.
2. Органы местного самоуправления:
(в ред. Закона Иркутской области от 09.04.2007 № 12-оз)
- выявляют граждан, страдающих психическими расстройствами и нуждающихся в установлении над ними опеки;
- осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психических расстройств, в психиатрические или психоневрологические учреждения;
- выявляют новорожденных детей, оказавшихся без попечения родителей, осуществляют их устройство в подведомственные учреждения и в установленный срок сообщают об этом в органы опеки и попечительства над несовершеннолетними лицами по месту жительства;
- осуществляют временное содержание детей в возрасте до 3 лет в домах ребенка, а при необходимости - до 4 лет;
- оказывают необходимую медицинскую помощь до установления опеки над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;
- готовят документы для предъявления исков в суд, а также для рассмотрения в суде дел опекаемых и подопечных;
- осуществляют подбор лиц, способных к исполнению обязанностей опекунов и попечителей;
- участвуют в судебных заседаниях по делам опекаемых и подопечных в установленных случаях;
- выполняют иные функции.

Статья 9. Осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц и совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве по состоянию здоровья

1. Органы местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц и совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве по состоянию здоровья, решают вопросы:
- об установлении и прекращении попечительства в форме патронажа;
- об освобождении либо отстранении попечителя (помощника) от выполнения лежащих на нем обязанностей по попечительству в форме патронажа;
- по иным вопросам в соответствии с действующим законодательством.
2. Органы местного самоуправления:
(в ред. Закона Иркутской области от 09.04.2007 № 12-оз)
- выявляют совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и нуждаются в установлении над ними попечительства в форме патронажа;
- оказывают необходимую помощь дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, до установления над ними попечительства в форме патронажа;
- осуществляют в установленных случаях попечительство в форме патронажа над лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности;
- осуществляют подбор лиц, способных исполнять обязанности опекунов и попечителей;
- осуществляют контроль за выполнением попечителями возложенных на них обязанностей по реализации прав их подопечных;
- выявляют несовершеннолетних лиц, нуждающихся в помощи, и оказывают им возможную социальную и материальную помощь;
- осуществляют устройство несовершеннолетних лиц, нуждающихся в помощи, в социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, иные учреждения социальной защиты в установленном порядке;
- обеспечивают содержание детей-инвалидов в домах-интернатах для умственно отсталых детей при наличии соответствующих показаний;
- абзац девятый утратил силу. - Закон Иркутской области от 09.04.2007 № 12-оз;
- осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в соответствующие стационарные учреждения социального обслуживания;
- участвуют в судебных заседаниях по делах подопечных и несовершеннолетних лиц в установленных случаях;
- выполняют иные функции по опеке и попечительству.

Статья 10. Количественный норматив специалистов в органах местного самоуправления по опеке и попечительству над несовершеннолетними лицами

Количественный норматив специалистов, занимающихся вопросами опеки и попечительства над несовершеннолетними лицами, устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно, но не менее чем один специалист на пять тысяч детей в данном муниципальном образовании (в возрасте до 18 лет включительно).

Статья 11. Опекунский совет

Органы местного самоуправления для эффективного принятия решений по наиболее сложным вопросам опеки и попечительства могут создавать опекунский совет (или иной коллегиальный орган) и руководить его работой.
В состав опекунского совета для рассмотрения конкретных дел включаются по должности работники государственных и муниципальных органов, органов внутренних дел, представители образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения и иных органов и учреждений, в компетенцию которых входит непосредственная работа с данными опекаемыми и подопечными.
Решения опекунского совета (иного коллегиального органа) носят рекомендательный характер. Состав, порядок деятельности и полномочия опекунского совета определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 12. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

Органы местного самоуправления и их должностные лица несут дисциплинарную и административную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Закона в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Иркутской области
Б.А.ГОВОРИН
Иркутск
28 июля 1999 года
№ 41-оз


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru