Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ УФАС по Иркутской области от 17.01.2007 № 1
<О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2007 г. № 1

(извлечение)

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 198 от 28.11.2006, возбужденное по признакам нарушения группой лиц в составе: компания "Илим Холдинг СА" (Швейцарская конфедерация, Женева, Плас де Молар", 7-9), ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" (666684, Иркутская область, г. Усть-Илимск, 14, промплощадка), ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" (666684, Иркутская область, г. Усть-Илимск, промплощадка ОАО "ПО "УИ ЛПК"), и ООО "Илимлестранс" (666684, Иркутская область, г. Усть-Илимск, 14, промплощадка), ч. 1 п. 3 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ОАО "Усть-Илимский деревообрабатывающий завод" (далее - ОАО "УИ ДЗ") на действия ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" и ОАО "ПО "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в необоснованном запрете движения грузового автотранспорта по дорогам промышленной площадки ОАО "ПО "УИ ЛПК", путем навязывания условий договора, заключенного между ОАО "ПО "УИ ЛПК" и ОАО "УИ ДЗ", № ДО-292-02/47 на пользование нелесовозными автомобильными дорогами, путем подписания дополнительного соглашения в части изменения схемы маршрута, в том числе по территории ОАО "УИ ЛДЗ". Проект договора ОАО "УИ ЛДЗ" предусматривал проезд по дорогам только в ночное время и исключительно для перевозки щепы, опилок и балансов мягколиственных пород, в то время как ОАО "УИ ДЗ" в своем производстве использует около 50% сырья хвойных пород.
Указанные доводы подтверждены следующим.
1 января 2006 г. между ОАО "УИ ДЗ" и ОАО "ПО "УИ ЛПК", в лице агента - общества с ограниченной ответственностью "Илимлестранс" был заключен договор № ДО-292-02/47 на пользование нелесовозными автомобильными дорогами.
По данному договору ОАО "ПО "УИ ЛПК" приняло на себя обязательство предоставлять ОАО "УИ ДЗ" услуги по использованию принадлежащих ОАО "ПО "УИ ЛПК" автомобильных нелесовозных дорог, расположенных на промышленной площадке лесопромышленного комплекса, включая право проезда по данным дорогам грузового автотранспорта и самоходных механизмов.
3 марта 2006 г. в адрес ОАО "УИ ДЗ" поступило от ООО "Илимлестранс", выступающего агентом ОАО "ПО "УИ ЛПК" по указанному договору, предложение заключить дополнительное соглашение к договору. При этом выставлялось требование - подписать данное соглашение, в противном случае будет ограничено либо полностью запрещено движение автотранспорта ОАО "УИ ДЗ" по дорогам "ОАО "ПО "УИ ЛПК".
Дополнительное соглашение к договору предусматривало включение в действующий договор условия о движении грузового автотранспорта ОАО "УИ ДЗ" по территории промплощадки ЛПК по схеме, утвержденной ЛПК приказом № 133 от 26.02.2006.
Указанные требования были заявлены и со стороны ОАО "ПО "УИ ЛПК" письмом от 02.03.2006 № 203-19/1735.
Согласно утвержденной схеме грузовой автотранспорт ОАО "УИ ДЗ" должен следовать не через КП № 25, а по соединительной автодороге через КП № 3 и КП № 11 по территории ОАО "УИ ЛДЗ".
На обращение ОАО "УИ ДЗ" согласовать проезд автотранспорта через КП № 11, ОАО "УИ ЛДЗ" письмом от 28.03.2006 № 400-41/598 отказало в согласовании, поскольку в связи с производимой оптимизацией пост № 11 закрыт, а схема движения автотранспорта при поставки технологической щепы и балансов для ОАО "УИ ДЗ" по дорогам ЛПК утверждена приказом № 133 через КП № 25.
Однако с 16 августа 2006 г. автотранспорт, перевозящий грузы для ОАО "УИ ДЗ", задерживается на контрольном пункте № 25, что подтверждается актами от 16 августа, 17 августа, 25 августа, 7 сентября, оформленными по факту не пропуска автомобилей. При этом каждый автомобиль имеет пропуск на право проезда по дорогам промплощадки ЛПК.
16 августа ОАО "УИ ДЗ" вновь обратилось к ОАО "УИ ЛДЗ" с просьбой о согласовании проезда автотранспорта через КП № 11.
В ответ на данное письмо ОАО "УИ ЛДЗ" сообщило о возможном согласовании проезда по территории ЛДЗ при условии заключения договора на пользование технологическими автомобильными дорогами ОАО "УИ ЛДЗ". Проект договора ЛДЗ предусматривал проезд по дорогам только в ночное время и исключительно для перевозки щепы, опилок и балансов мягколиственных пород.
Данные условия для ДЗ не приемлемы, поскольку основным видом деятельности является производство и реализация древесно-стружечных плит (ДСП), а также переработка и реализация отходов, побочных продуктов, образующихся при производстве указанных товаров. При этом ДЗ использует в производстве ДСП около 50% сырья хвойных пород, а производственный процесс является непрерывным.
На основании изложенных доводов и представленных документов Управлением было возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "ПО "УИ ЛПК" ч. 1 п. 3 ст. 10 "О защите конкуренции" в части навязывания условий договора № ДО-292-02/47 от 01.01.2006 на пользование нелесовозными автомобильными дорогами, невыгодных для ОАО "УИ ДЗ".
На момент рассмотрения дела срок действия указанного договора истек. Следовательно, отпала необходимость рассмотрения дела относительно условий указанного договора.
Вместе с тем, из собранных и представленных материалов (документов) и объяснений сторон комиссией установлено.
Письмом от 12.01.2007 № 400-14/025 ОАО "УИ ЛДЗ" просит в связи с невозможностью представителя явиться на заседание комиссии рассмотреть дело без его участия.
От ОАО "УИ ДЗ" поступило ходатайство о понуждении ответчика заключить договор на пользование нелесовозными автомобильными дорогами на более длительный срок и на взаимовыгодных для сторон условиях в связи с тем, что ООО "Илимлестранс" письмом от 27.11.2006 № 292-06/1956 заявило об отказе в пролонгации договора, который является предметом рассмотрения дела, по окончании срока действия 31.12.2006. Ходатайство принято к рассмотрению, поскольку ч. 1 п. 5 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц.
В силу существующей технологической инфраструктуры на промплощадке ОАО "ПО "УИ ЛПК" - месторасположения нелесовозных дорог на промплощадке и особенностей территориального расположения производства ОАО "УИ ДЗ" (фактически находится внутри промплощадки ОАО "ПО "УИ ЛПК") завод для обеспечения своей предпринимательской деятельности не может иметь альтернативу в виде доставки лесопродукции по другим автодорогам, поскольку ОАО "ПО "УИ ЛПК" является единственным продавцом на данном товарном рынке и занимает долю в 100%.
Отсутствие возможности выбора другого продавца свидетельствует о том, что данный товарный рынок является высокомонополизированным с долей рыночной концентрации 100% в географических границах нелесовозных автомобильных дорог, расположенных на территории промплощадки ОАО "ПО "УИ ЛПК", принадлежащей ему на праве собственности. В соответствии с ФЗ "О защите конкуренции" при доле более 50% положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим.
Для работы ОАО "УИ ДЗ" на полную мощность и выпуска качественной продукции ОАО "УИ ДЗ" необходимо ежедневно осуществлять завоз лесосырья для полной загрузки производственных мощностей в среднем 650 - 700 куб.м. Состав лесосырья должен содержать не менее 50% хвойных пород (качество ДСП зависит от %-го содержания сосны). Снижение поставок хвойных пород уменьшает конкурентоспособность продукции ОАО "УИ ДЗ" на товарном рынке ДСП.
Приказом № 133 от 26.02.2006 в целях упорядочения движения автомобильного транспорта по нелесовозным автомобильным дорогам ОАО "ПО "УИ "ЛПК" и усиления контроля за соблюдением Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений утверждены 5 схем движения автомобильного транспорта при поставке технологической щепы, балансов, пиловочника и хлыстов по территории промплощадки ОАО "ПО "УИ ЛПК" по договорам и разовым пропускам (в адрес ООО "Балтлес", ООО "ИЛЦ", ОАО "ПО "УИ ЛПК", ОАО "УИ ЛДЗ" и ОАО "ДЗ").
Схемы движения автомобильного транспорта разработаны для всех контрагентов, пользующихся правом проезда по нелесовозным автомобильным дорогам по территории ОАО "ПО "УИ ЛПК".
ОАО "ПО "УИ ЛПК" заключило 76 договоров на пользование нелесовозными автомобильными дорогами на 2006 год.
Анализ договоров на пользование нелесовозными автомобильными дорогами и схем движения автомобильного транспорта при поставке технологической щепы, балансов, пиловочника и хлыстов по территории промплощадки ОАО "ПО "УИ ЛПК" показал, что все контрагенты ОАО "ПО "УИ ЛПК" пользуются правом проезда через КП № 25 (приложения 1, 1а, 2, 2а, 3, 3а 4, 4а приказа № 133 от 26.02.2006).
Договор ОАО "ПО "УИ ЛПК" с ОАО "УИ ДЗ" на проезд автотранспорта с сырьем по промплощадке через КП № 25 не заключен.
С сентября 2006 г. ОАО "УИ ДЗ" имеет возможность проезда на свою территорию по автомобильной дороге "УИ ТЭЦ" до склада сырья ОАО "УИ ДЗ" через КП № 51 (приложения 5, 5а - не приводятся).
Такое решение было выработано в ходе совместных совещаний в администрации Иркутской области (протокол от 6 - 7 сентября 2006 г., 25 сентября 2006 г.).
Объемы поставок продукции на ОАО "ПО "УИ ЛПК" составляет порядка 3,0 млн. куб.м, ОАО "ДЗ" - 200 тыс. куб.м.
Все предприятия, осуществляющие поставку лесопродукции на территории промплощадки ОАО "ПО "УИ ЛПК", перевозят одну и ту же продукцию (технологическую щепу, балансы, пиловочник, хлысты) и пользуются однотипными транспортными средствами.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.
   ------------------------------------------------------------------

С 27 сентября 2006 г. в связи с запретом проезда через КП № 25 ОАО "УИ ДЗ" использует иной маршрут, проходящий по объездной автомобильной дороге УИ ТЭЦ, что удлиняет маршрут доставки сырья от поставщиков в среднем на 5,9 км и ставит ОАО "УИ ДЗ" в невыгодные условия осуществления своей деятельности, в том числе дискриминационные условия деятельности поставщиков сырья. Состояние дорожного полотна, которое значительно хуже, чем по маршруту через КП № 25, влечет за собой ускоренный износ автотранспорта. С увеличением расстояния вывозки сырья возникли и дополнительные временные затраты, в том числе в связи с необходимостью пересечения железнодорожного переезда. За счет дополнительных расходов топлива и смазочных материалов увеличилась и стоимость 1 куб.м лесосырья на 3,8%, поскольку поставщики лесосырья, в частности ИП Неделько Н.Д. (письмо от 02.10.2006 № 76а), ЗАО "РОСС" (письмо от 02.10.2006 № 513), ООО "ПИК-69" (письмо от 23.10.2006 № 1367), ЗАО "КАТА" (письмо от 02.10.2006 № 1263/1), ООО "Производственно-коммерческое предприятие "НИКСВИК" (письмо от 02.1-.2006 № 34-7/1280), ООО "Руслеспром" (письмо от 30.10.2006 № 06103001) обратились к ОАО "УИ ДЗ" рассмотреть вопрос об увеличении цены лесосырья.
Таким образом, ОАО "ПО "УИ ЛПК" изданием приказа № 133 от 26.02.2006 вводит для ОАО "УИ ДЗ" особый режим ведения его предпринимательской деятельности.
Приведенные ОАО "УИ ДЗ" расчеты и доводы свидетельствуют об ущемлении экономических интересов поставщиков продукции в адрес ОАО "УИ ДЗ" и, следовательно, самого ОАО "УИ ДЗ".
Поскольку на момент рассмотрения дела по факту сложилась иная схема маршрута доставки сырья на завод, не имеющая отношения к технологическим дорогам ОАО "УИ ЛДЗ", обязанность заключить договор ОАО "УИ ЛДЗ" с ОАО "УИ ДЗ" на любых условиях исключается.
Более того, на земельном участке, принадлежащем ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод", имеются технологические площади и дороги внутреннего назначения, расположенные между производственными структурными подразделениями: складом пиловочного сырья и лесопильным цехом. Технологические площади и дороги предназначены для проезда технологического транспорта (челюстных погрузчиков) для обеспечения подачи пиловочного сырья на линии основного производства. Движение иного транспорта, не имеющего отношения к технологии производства ОАО "УИ ЛДЗ", не предусмотрено, поскольку противоречит требованиям обеспечения промышленной безопасности. Договорных отношений на проезд по технологической территории ОАО "УИ ЛДЗ" со сторонними организациями не имелось и не имеется.
Отказ ОАО "ПО "УИ ЛПК" от пролонгации договора № ДО-292-02/47 от 01.01.2006 на пользование нелесовозными автомобильными дорогами и не заключение договора на 2007 г. квалифицируется как необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц, что запрещается ч. 1 п. 5 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Ни в заседание комиссии, ни потребителю ОАО "ПО "УИ ЛПК" не представлены доказательства об экономической или технологической невозможности заключения данного договора.
Пояснения представителя ОАО "ПО "УИ ЛПК" о том, что вопрос о заключении договора на 2007 г. обществом еще рассматривается, комиссией не могут расцениваться как отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, поскольку ст. 10 "О защите конкуренции" запрещает не только действие, но и бездействие хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Не заключение либо несвоевременное заключение договора влечет прекращение поставки сырья, остановку деятельности предприятия и соответственно убытки, что является ограничением конкуренции на рынке поставок лесосырья и ущемлением интересов ОАО "УИ ДЗ".
На основании изложенного, и руководствуясь ч. 2 ст. 49 и ч. 1 и 2 ст. 50, ч. 1 п. 2 ст. 48 ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" в части входящих в группу лиц в составе: компания "Илим Холдинг СА", ОАО "УИ ЛДЗ", ОАО "ПО "УИ ЛПК" и ООО "Илимлестранс", нарушившим ч. 1 п. 5 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с отказом от заключения договора на пользование нелесовозными автомобильными дорогами с ОАО "Усть-Илимский деревообрабатывающий завод".
2. На основании своего решения выдать ОАО "ПО "УИ ЛПК" предписание.
3. Прекратить дело в отношении ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" в части входящих в группу лиц в составе: компания "Илим Холдинг СА", ОАО "УИ ЛДЗ", ОАО "ПО "УИ ЛПК" и ООО "Илимлестранс", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО "УИ ЛДЗ" в части навязывания условий договора, не выгодных для ОАО "УИ ДЗ".
3. Копию решения направить в адрес ОАО "УИ ЛДЗ", ОАО "ПО "УИ ЛПК" и ОАО "УИ ДЗ", копию предписания направить ОАО "УИ ЛДЗ" и ОАО "ПО "УИ ЛПК".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru