Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ УФАС по Иркутской области от 13.12.2006 № 508
<О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2006 г. № 508

(извлечение)

Комиссия Иркутского УФ АС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрела материалы дела № 197, возбужденного в отношении ОАО "РЖД" (ВСЖД - филиала ОАО "РЖД") по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ООО "Риал-М" на действия открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ВСЖД - филиал ОАО "РЖД") (далее - ОАО "РЖД") по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в запрете отправлять лесные грузы на экспорт и в прямом сообщении организациям, не имеющим статуса лесного терминала.
Согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "Риал-М" (далее - ООО "Риал-М") является грузоотправителем со станции Зима и обслуживает преимущественно отправителей лесных грузов.
09.10.2006 ООО "Риал-М" в соответствии с Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом подана в ОАО "РЖД" заявка на перевозку грузов на ноябрь 2006 г. № 0010498176 формы ГУ-12.
В соответствии с поданной заявкой ООО "Риал-М" для перевозки лесных грузов (пиловочника) на ноябрь 2006 г. необходимо было 30 ж/д вагонов.
02.11.2006 в согласовании заявки ООО "Риал-М" отказано, о чем имеется соответствующая отметка. Мотивы отказа в согласовании заявки не указаны.
При этом, представителями ОАО "РЖД" разъяснено, что они не намерены давать иного ответа, кроме как предложить работать через лесные терминалы.
По мнению заявителя, мотивом отказа послужила телеграмма Управления ВСЖД от 25.10.2006 № 3328, согласно которой с 01.11.2006 запрещена отправка лесных грузов на экспорт и в прямом сообщении иначе как через лесные терминалы.
Как следует из текста данной телеграммы, она принята ОАО "РЖД" во исполнение решения областной межведомственной комиссии по взаимодействию в вопросе пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области от 19.10.2006.
ООО "Риал-М" посчитало данные действия ОАО "РЖД" противоречащими условиям действующего договора на организацию перевозок № 6300/360-03 от 08.10.2003 и требованиям Устава железнодорожного транспорта РФ.
В ходе проведенного по заявлению ООО "Риал-М" антимонопольного расследования установлено.
Между ООО "Риал-М" и ОАО "РЖД" заключен договор на организацию перевозок № 6300/360-03 от 08.10.2003.
В соответствии с разделом 3 договора на организацию перевозок № 6300/360-03 от 08.10.2003 ОАО "РЖД" обязано принимать и выполнять заявки на организацию перевозок, обеспечивать подачу транспортных средств и прием груза к перевозке в соответствии с заявкой и договорами на подачу и уборку вагонов или эксплуатацию подъездного пути.
09.10.2006 ООО "Риал-М" в соответствии с Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом подана заявка на перевозку грузов на ноябрь 2006 г. № 0010498176.
02.11.2006 ОАО "РЖД" отказало ООО "Риал-М" в согласовании заявки на перевозку грузов на ноябрь 2006 г. № 0010498176 и возвратила поданную заявку без указания причин отказа.
Между тем, в ходе рассмотрения дела на заседании комиссии установлено, что с 01.11.2006 ООО "Риал-М" в отправке круглого леса на экспорт отказано частично, поскольку из 30 заявленных вагонов было отправлено 12 вагонов.
ОАО "РЖД" о причинах отказа в согласовании ООО "Риал-М" заявки на перевозку грузов на ноябрь 2006 г. № 0010498176 пояснило, что причинами отказа в согласовании указанной заявки послужила телеграмма № 000618 от 28.10.2006, подписанная вице-президентом ОАО "РЖД" Козыревым, устанавливающая запрет на погрузку всех грузов, кроме нефти, нефтепродуктов и грузов в контейнерах назначением в КНР через пограничный переход Забайкальск - Маньчжурия, изданная на основании ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ, в связи с тем, что на станции Забайкальск скопилось большое (сверхнормативное) количество вагонов и КНР их не принимает.
В ходе рассмотрения на заседании комиссии Иркутского УФАС России представленных пояснений, информации и документов лицами, участвующими в деле, установлено следующее.
Согласно действующему договору на организацию перевозок № 6300/360-03 от 08.10.2003 установлено право перевозчика приостановить выполнение ранее поданных заявок, приема новых заявок при условии образования задолженности, вытекающей из перевозки грузов.
Документов о наличии у ООО "Риал-М" задолженности, вытекающей из перевозки грузов, ОАО "РЖД" не представлено.
Таким образом, согласно условиям действующего договора на организацию перевозок № 6300/360-03 от 08.10.2003 у перевозчика отсутствовали основания приостановить прием новых заявок.
Ст. 11 Устава железнодорожного транспорта устанавливает обязанность перевозчика рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.
Вместе с тем, данная статья содержит условия, при которых перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае:
введения согласно статье 29 Устава железнодорожного транспорта прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;
отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки;
обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.
В этих случаях перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов.
В соответствии со ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства РФ, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктуры.
Однако, решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о временном прекращении с территории Иркутской области погрузки и перевозки круглого леса на экспорт в Иркутское УФАС России не представлено.
Таким образом, правомерность объявленного телеграммой от 28.10.2006 решения о временном прекращении с территории Иркутской области погрузки и перевозки всех грузов назначением КНР через станцию Забайкальск ОАО "РЖД" документально не подтвердило, следовательно, ссылка ОАО "РЖД" на телеграмму от 28.10.2006, устанавливающую запрет на погрузку всех грузов, кроме нефти, нефтепродуктов и грузов в контейнерах назначением в КНР через пограничный переход Забайкальск - Маньчжурия, является необоснованной.
В ходе заседания комиссии Иркутского УФАС России представители ОАО "РЖД" пояснили, что основанием отказа в согласовании заявки на отправку грузов ООО "Риал-М" являлись телеграммы № 3328 от 25.10.2006 и № 4029 от 31.10.2006.
Согласно представленным ОАО "РЖД" письменным пояснениям и документов установлено следующее.
Телеграммы № 3328 от 25.10.2006 и № 4029 от 31.10.2006 изданы начальником ДЦФТО ВСЖД - филиала ОАО "РЖД" Шехтелем В.Г. во исполнение решения областной межведомственной комиссии по взаимодействию в вопросе пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области от 19.10.2006.
Данные телеграммы устанавливают, что с 01.11.2006 отправление круглого леса на экспорт и в прямом сообщении будет осуществляться только через организации, имеющие статус лесных терминалов, и приводится перечень организаций, имеющих данный статус.
По вопросу издания телеграмм № 3328 от 25.10.2006 и № 4029 от 31.10.2006 ОАО "РЖД" указало, что руководствовалось п. 4 ст. 38(1) Устава Иркутской области, согласно которому акты губернатора, администрации и структурных подразделений администрации области, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению на всей территории области.
Поскольку, Положение об областной межведомственной комиссии по взаимодействию в вопросе пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области утверждено постановлением губернатора Иркутской области, принятое решением областной межведомственной комиссии по взаимодействию в вопросе пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области от 19.10.2006, устанавливающее, что с 01.11.2006 отправление круглого леса на экспорт в прямом сообщении возможно только через лесные терминалы, является обязательным к исполнению.
Рассмотрев данные доводы, комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу об их необоснованности по следующим основаниям, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других федеральных законов.
Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
Согласно подпункту "х" п. 1 ст. 33 Устава Иркутской области губернатор Иркутской области учреждает и формирует совещательные и вспомогательные органы при губернаторе области.
Таким образом, ссылка ответчика на ст. 38 Устава Иркутской области и ст. 19 Закона Иркутской области "Об организации и деятельности администрации Иркутской области", указывающая на правовые основания издания телеграмм № 3328 от 25.10.2006 и № 4029 от 31.10.2006, является необоснованной, поскольку деятельность в области железнодорожного транспорта регулируется федеральным законодательством, актами федеральных органов исполнительной власти, а не решениями областной межведомственной комиссии по взаимодействию в вопросе пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области, хотя и созданной актом субъекта РФ.
На основании изложенного, Иркутское УФАС России считает, ОАО "РЖД", издав телеграммы № 3328 от 25.10.2006 и № 4029 от 31.10.2006 на основании решения областной межведомственной комиссии по взаимодействию в вопросе пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области от 19.10.2006 и прекратив с 01.11.2006 отправку круглого леса на экспорт и в прямом сообщении с территории Иркутской области организациям, не имеющим статуса лесного терминала, руководствовалось решением рекомендательного характера, что повлекло нарушение условий действующего договора на организацию перевозок № 6300/360-03 от 08.10.2003 с ООО "Риал-М", требований ст. 11 и ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ.
ОАО "РЖД" (ВСЖД - филиал ОАО "РЖД"), предоставляя услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, относится к субъектам естественных монополий на основании ст. 4 Закона "О естественных монополиях" и п. 5 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции", следовательно, положение данного хозяйствующего субъекта на рынке услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом является доминирующим положением.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются либо могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействия), как создание дискриминационных условий, а именно: создание условий доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, действия ОАО "РЖД", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом с территории Иркутской области, содержат нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ "О защите конкуренции", выразившиеся в издании телеграмм № 3328 от 25.10.2006 и № 4029 от 31.10.2006, устанавливающих с 10.11.2006 ограничения на отправку круглого леса на экспорт и в прямом сообщении организациям, не имеющим статуса лесного терминала, результатом которых может являться ограничение конкуренции в виде создания дискриминационных условий доступа на товарный рынок услуг, связанных с организацией перевозок круглого леса железнодорожным транспортом организациям, не имеющим статуса лесных терминалов, при которых данная организация поставлена в неравное положение по сравнению с организациями, имеющими статус лесных терминалов, которые также являются участниками данного рынка и ущемление интересов организаций, не имеющих статуса лесного терминала.
Руководствуясь ч. 2 ст. 49 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, комиссия

решила:

1. Признать ОАО "РЖД" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в издании телеграмм № 3328 от 25.10.2006 и № 4029 от 31.10.2006, устанавливающих с 01.11.2006 ограничения на отправку круглого леса на экспорт и в прямом сообщении организациям, не имеющим статуса лесного терминала, результатом которых может являться ограничение конкуренции в виде создания дискриминационных условий доступа на товарный рынок услуг, связанных с организацией перевозок круглого леса железнодорожным транспортом организациям, не имеющим статуса лесных терминалов, при которых данная организация поставлена в неравное положение по сравнению с организациями, имеющими статус лесных терминалов, которые также являются участниками данного рынка, и ущемление интересов организаций, не имеющих статуса лесных терминалов.
2. На основании своего решения выдать ОАО "РЖД" (ВСЖД - филиал ОАО "РЖД") предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены телеграмм № 3328 от 25.10.2006 и № 4029 от 31.10.2006.
3. Копию решения направить лицам, участвующим в деле, копию предписания направить ОАО "РЖД" (ВСЖД - филиал ОАО "РЖД").
Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru