Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Думы МО "г. Саянск" от 04.12.2006 № 041-14-118
"О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД САЯНСК"

Официальная публикация в СМИ:
"Саянские зори", № 210-215, 20.12.2006


--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в названии документа имеется в виду "городского округа муниципального образования "Город Саянск", а не "городского округа "Город Саянск".



ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САЯНСК"

ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ

РЕШЕНИЕ
от 4 декабря 2006 г. № 041-14-118

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД САЯНСК"

В целях обеспечения комплексного планирования социально-экономического развития городского округа муниципального образования "Город Саянск", реализации политики, направленной на экономический рост и повышение уровня и качества жизни населения города, руководствуясь ст.ст. 2, 51 Регламента Думы городского округа "Город Саянск", п. 4 ст. 21 Устава муниципального образования "Город Саянск", Дума городского округа муниципального образования "Город Саянск" решила:

1. Принять Концепцию социально-экономического развития городского округа муниципального образования "Город Саянск" до 2010 г. и на период до 2020 года (прилагается).

2. Настоящее решение опубликовать в газете "Саянские зори".

Мэр городского округа
А.В.ТРУХИН



КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САЯНСК"
ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Городской округ муниципального образования "Город Саянск" - территория с развитой экономикой и высоким уровнем обустройства жизни горожан. Это самый молодой город Иркутской области (получил статус города в 1985 г.). На протяжении ряда лет по ключевым социально-экономическим показателям городской округ занимает одно из ведущих мест среди муниципальных образований Иркутской области. Участвуя в ежегодном конкурсе "Лучшее муниципальное образование Иркутской области", Саянск уже семь раз становился призером, а в 2004 и 2005 годах был назван победителем.
Цель Концепции и программы социально-экономического развития г. Саянска - повышение уровня жизни населения города на основе развития социальной и производственной сфер, активизации трудового, производственного и интеллектуального потенциала, привлечения внешних источников развития.
Миссия города Саянска может быть сформулирована следующим образом:
Саянск - городской округ с высоким трудовым, социальным и производственным потенциалом. Его современная производственная структура дает возможность формирования нового регионального полюса роста в форме энергопромышленного узла в соответствии со стратегией освоения углеводородных ресурсов области и Сибири в целом. Вследствие высокого уровня развития городского сообщества, наличия современной инфраструктуры городской округ является центром распространения социальных и общественных инноваций. Положение Саянска (в срединной части наиболее освоенной территории области) как потребительского и перерабатывающего центра оказывает влияние на развитие окружающих сельских территорий.
Саянск находится в центральной части Иркутской области, в районе с экстенсивным лесопромышленным и сельским хозяйством. Появление такого производства дало новый импульс развитию окружающей территории и стало центром притяжения активного населения и квалифицированных кадров.
Реализация экономических и социальных проектов, заложенных в данной Концепции, позволит городу стать опорным элементом каркаса пространственной структуры экономики области наряду с городом Иркутском на юге и городом Братском на севере региона.
Площадь муниципального образования - 8,2 тыс. га. Город расположен в 9 км от Московского тракта, в 28 км от Восточно-Сибирской железной дороги. Ближайшими соседями Саянска являются город Зима и сельскохозяйственные районы Зиминский, Куйтунский, Балаганский и Заларинский. На территории городского округа находится градообразующее предприятие - ОАО "Саянскхимпласт".

Рис. 1. Карта-схема окрестностей г. Саянска

Не приводится.

Раздел 1. СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ И ОЦЕНКА ИСХОДНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

1.1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Численность постоянного населения Саянска на 01.01.2006 составила 43,8 тыс. чел. За период с 2002 по 2005 годы в городе наблюдался небольшой рост рождаемости (0,4%).
В городе происходит механический прирост населения благодаря положительному миграционному балансу. В 2005 году миграционный приток населения составил 236 человек, это почти в полтора раза больше, чем в 2004 году. По количеству прибывающих на 1000 чел. населения Саянск стабильно занимает второе место среди городов Иркутской области после Шелехова.
Для Саянска характерен устойчивый рост основных показателей качества жизни населения. Главный показатель роста благосостояния населения - среднедушевой денежный доход. Реальные денежные доходы населения за последние три года возросли более чем в два раза. Снижается и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, за период с 2002 по 2005 год она уменьшилась в 1,7 раза (табл. 1). Снижение уровня бедности обусловлено падением темпов инфляции, ростом средней заработной платы и увеличением среднего размера пенсии. В 2005 году отмечен самый низкий за последние 4 года индекс роста потребительских цен - 109,53%, что говорит о стабилизации на потребительском рынке
Одним из факторов, влияющих на уровень доходов населения, является отсутствие в организациях города задолженности по выплате заработной платы.

Таблица 1

Рост доходов населения в сравнении
со среднеобластными показателями

   ------------------T----T---------------T---------------T----------------T---------------¬

¦ Показатели ¦Ед. ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦
¦ ¦изм.+-------T-------+-------T-------+-------T--------+-------T-------+
¦ ¦ ¦ Ирк. ¦Саянск ¦ Ирк. ¦Саянск ¦ Ирк. ¦ Саянск ¦ Ирк. ¦Саянск ¦
¦ ¦ ¦ обл. ¦ ¦ обл. ¦ ¦ обл. ¦ ¦ обл. ¦ ¦
+-----------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦1. Среднемесячная¦руб.¦ 5080 ¦ 5208 ¦ 6284 ¦ 6494 ¦ 7593 ¦ 8102 ¦ 9311 ¦ 9174 ¦
¦начисленная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦заработная плата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦2. Номинальные ¦руб.¦ 3720 ¦ 2560 ¦ 4719 ¦ 3070 ¦ 5620 ¦ 4650 ¦ 7155 ¦ 5549 ¦
¦денежные доходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦3. Реальные¦руб.¦ 3238 ¦ 2227 ¦ 4114 ¦ 2677 ¦ 5076 ¦ 4200 ¦ 6534 ¦ 5066 ¦
¦денежные доходы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦заселения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦4. Прожиточный ¦руб.¦ ¦ 1889 ¦ ¦ 2328 ¦ ¦ 2622 ¦ ¦ 2877 ¦
¦минимум ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦5. Доля населения¦% ¦ 29,3¦ 49,1¦ 28,4¦ 45,3¦ 25,9¦ 32,04¦ 20,4¦ 28,1¦
¦с доходами ниже¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прожиточного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦минимума ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+--------+-------+--------


Саянск - городской округ с развитой социальной сферой. На ее финансирование в 2005 г. пришлось 82,3% от всех расходов городского бюджета. Затраты на образование составили 54,5%, на здравоохранение - 17,0%, расходы на культуру - 3,7%, расходы на физическую культуру и спорт - 2,8%, расходы на социальную политику - 4,4%.
Материальная база здравоохранения города Саянска представлена Саянской городской больницей, детской и стоматологической поликлиниками, ведомственной медсанчастью ОАО "Саянскхимпласт". На основе лечебно-профилактических учреждений округа функционирует Межрайонный центр диагностики и лечения, обслуживающий население Куйтунского, Заларинского, Зиминского, Балаганского и других районов. За три года Межрайонным центром принято пациентов с близлежащих территорий по стационарной помощи 2645 чел., по амбулаторно-поликлинической - 22207 человек.
В городе развивается телемедицинская технология, связывающая больницу Саянска с центральными клиниками Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. В системе здравоохранения работают два санатория-профилактория ("Улан" и "Кедр") со всем комплексом услуг. Саянское медицинское училище готовит кадры среднего медицинского персонала.
Для сохранения, стабилизации и улучшения состояния здоровья жителей города на территории городского округа реализуются 8 городских программ, основными направлениями которых являются снижение уровня заболеваемости, профилактические мероприятия, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, внедрение новых лечебно-диагностических технологий и подготовка медицинских кадров.
Важной характеристикой здоровья населения территории являются демографические показатели естественного движения населения. В целом население уменьшается вследствие общей смертности, преобладающей над естественным приростом населения (табл. 2). Продолжительность жизни населения жителей Саянска - 60,7 лет.

Таблица 2

Естественное движение населения города Саянска

   ------------------------------------T-------T-------T-------¬

¦ Показатели на 100 тыс. населения ¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦
+-----------------------------------+-------+-------+-------+
¦Рождаемость ¦ 10,6¦ 12,1¦ 10,8¦
+-----------------------------------+-------+-------+-------+
¦Смертность ¦ 13,7¦ 12,3¦ 13,5¦
+-----------------------------------+-------+-------+-------+
¦Младенческая смертность ¦ 7,9¦ 7,6¦ 8,4¦
+-----------------------------------+-------+-------+-------+
¦Материнская смертность ¦ 199,2¦ 190,4¦ - ¦
+-----------------------------------+-------+-------+-------+
¦Перинатальная смертность ¦ 9,9¦ 3,8¦ 4,3¦
+-----------------------------------+-------+-------+-------+
¦Естественный прирост ¦ -2,2¦ -0,2¦ -2,6¦
L-----------------------------------+-------+-------+--------


В системе образования города функционируют 8 общеобразовательных школ (в том числе гимназия и вечерняя общеобразовательная школа) с общим числом учащихся 4997 человек. Межшкольный учебный комбинат осуществляет подготовку учащихся по 10 специальностям. В муниципальном учреждении среднего специального образования "Колледж экономики и управления" обучаются 200 студентов по шести специальностям. Учреждения дополнительного образования включают Дом детского творчества, Центр детского (юношеского) технического творчества, Детско-юношескую спортивную школу и Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр. Эти учреждения охватывают внеурочной занятостью 65% школьников. Загородная база отдыха "Елочка" используется Управлением образования как лагерь выходного дня в зимнее время, и как загородный лагерь в летнее время.
В городе действуют 8 муниципальных дошкольных образовательных учреждений с проектной мощностью 1670 мест. Списочная численность детей, посещающих МДОУ, составляет 2003 ребенка, охват дошкольным образованием составляет 70,9%.
Образовательный потенциал включает учреждения: профессиональный лицей № 25 с филиалом Ангарского технического университета, Современную гуманитарную академию, Академию туризма, медицинское училище, представительства высших учебных заведений гг. Красноярска, Томска, Иркутска.
В городе действует областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где обучается 103 ребенка.
Для городской системы образования характерны:
- высокий образовательный уровень педагогических работников;
- кадровая обеспеченность;
- инновационная активность;
- педагогическая мобильность.
В школах города обучаются учащиеся Зиминского района (п. Харайгун, Черемшанка), осуществляется организованный подвоз детей. Методическая служба Управления образования оказывает сервисные услуги близлежащим территориям (Зима, Зиминский, Куйтунский, Тулунский, Нукутский, Балаганский, Заларинский районы). Складывается система регионального сотрудничества через создаваемый интерактивный региональный научно-методический центр. На базе округа проводятся семинары, выставки, конференции. Образование города активно сотрудничает с общественными организациями в рамках эксперимента "Развитие личности школьника в воспитательном пространстве малого города".
Граждане, нуждающиеся в социальной помощи, получают ее через структуры социальной защиты населения. На территории Саянска функционирует Департамент социальной защиты населения Главного управлении социальной защиты населения Иркутской области по г. Саянску, а также областные государственные учреждения социального обслуживания:
- Саянский дом-интернат для престарелых и инвалидов на 300 мест;
- Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей на 255 человек;
- Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями на 60 человек;
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних на 90 мест, в том числе социальный приют на 30 человек, отделение диагностики и социальной реабилитации на 60 человек;
- Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 501 человека.
Учреждения социальной защиты занимаются профилактикой правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, адаптацией детей-инвалидов, детей-сирот, работают с неблагополучными и оказавшимися в трудном положении семьями, оказывая им помощь и поддержку.
Городской округ имеет развитую сеть учреждений культуры, обеспечивая доступ населения к духовным ценностям. В городе работают две детские музыкальные школы, детская художественная школа, детский парк, картинная галерея, историко-экологический музей, дворец культуры "Юность" и музей ОАО "Саянскхимпласт", молодежный досуговый центр "Европа". Коллективы музыкальных школ ведут концертную деятельность, участвуют в зональных и областных смотрах-конкурсах, учащиеся детской художественной школы принимают участие в городских, областных и международных выставках, художники города представляют свое творчество на городских, областных и всероссийских выставках. В картинной галерее и историко-экологическом музее проводятся лектории, тематические программы, клубы по интересам, экскурсии по выставкам.
В муниципалитете проходят фестивали хоровых коллективов, смотры детского творчества "Мир детства", отчетные концерты детских музыкальных школ, КВН, шоу-конкурсы, базовой площадкой для которых является ДК "Юность".
Городской округ обладает хорошей материальной базой для развития физической культуры и спорта. В Саянске построено и эксплуатируется 17 спортивных залов, 4 плавательных бассейна, 3 лыжных базы, 4 стрелковых тира, 23 плоскостных сооружения, две детско-юношеские спортивные школы. Состояние спортсооружений в городе соответствует нормам, эффективность их использования - 100%. С населением города работают более 130 штатных спортивных работников.
В результате массовым спортом занимается более 11% населения. На предприятиях создано около 30 коллективов физической культуры. Ежегодно проводится более 100 физкультурно-массовых мероприятий, из них более 80 - для детей и подростков. Однако потребности населения в активном занятии спортом и физической культурой превышают возможности имеющейся материально-технической базы. Так, по спортивным залам обеспеченность составляет 71%, по бассейнам - 23,5%. Управление по физической культуре и спорту тесно взаимодействует с военным комиссариатом и молодежными организациями, работая с молодежью призывного и допризывного возраста.
В последнее время возрос интерес жителей муниципалитета и близлежащих районов к зимним видам спорта: лыжным гонкам, сноуборду, горнолыжному спорту. В Саянске есть своя горнолыжная база, ее оснащенность спортинвентарем и наличие квалифицированных тренерско-преподавательских кадров позволяют создать на ее основе Центр зимних видов спорта. Функционируют 4 стрелковых тира для пневматического оружия.
Культивируется спорт высших достижений. В последние 4 года подготовлено 90 спортсменов первого разряда, 33 кандидата в мастера спорта, 11 мастеров спорта и 3 мастера спорта международного класса.
На базе спортивных сооружений города Саянска проводятся региональные соревнования с участием спортсменов из городов Зимы, Тулуна, Черемхово, Зиминского, Куйтунского, Заларинского, Балаганского и Новонукутского районов по баскетболу, волейболу, футболу, настольному теннису, лыжным гонкам, пауэрлифтингу, восточным единоборствам, боксу, тяжелой атлетике, плаванию, легкой атлетике, хоккею с мячом, хоккею с шайбой.
Дальнейшее развитие самых массовых видов спорта - футбола и легкой атлетики - требует строительства стадиона с искусственным покрытием и легкоатлетическими дорожками.

1.2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Интегральным показателем развития экономики является валовой внутренний продукт (ВВП). В 2005 году рост ВВП по отношению к 2004 году превышал среднеобластном (6,4% и 3,9% соответственно). Его динамика и структура показаны в табл. 3.

Таблица 3

Динамика и структура валового внутреннего продукта
г. Саянска

   -----T------------------T-------T---------------T---------------T---------------¬

¦ № ¦ Отрасли ¦2002 г.¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦
¦п/п ¦ +-------+-------T-------+-------T-------+-------T-------+
¦ ¦ ¦ млн. ¦ млн. ¦ % к ¦ млн. ¦ % к ¦ млн. ¦ % к ¦
¦ ¦ ¦ руб. ¦ руб. ¦2002 г.¦ руб. ¦2003 г.¦ руб. ¦2004 г.¦
+----+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1. ¦ВВП в действующих¦ 5470,8¦ 6445,9¦ 117,8¦ 6811,8¦ 105,7¦ 7622,6¦ 111,9¦
¦ ¦ценах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1.а ¦ВВП в сопоставимой¦ 5470,8¦ 5490,5¦ 100,4¦ 5735,1¦ 104,5¦ 6099,9¦ 106,4¦
¦ ¦оценке, в том¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦- промышленность ¦ 4655,0¦ 4687,6¦ 100,7¦ 4898,5¦ 104,5¦ 5212,0¦ 106,4¦
+----+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦- сельское ¦ 130,8¦ 180,5¦ 138 ¦ 293,9¦ 162,8¦ 397,1¦ 135,1¦
¦ ¦хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦- транспорт ¦ 125,4¦ 117,2¦ 93,4¦ 39,4¦ 33,6¦ 17,1¦ 43,5¦
+----+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦- строительство ¦ 216,2¦ 208,0¦ 96,2¦ 135,4¦ 65,1¦ 82,5¦ 60,9¦
+----+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦- торговля и ¦ 157,9¦ 158,1¦ 100,1¦ 195,6¦ 123,7¦ 218,9¦ 111,9¦
¦ ¦обществ. питание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦- прочие ¦ 185,5¦ 139,1¦ 75 ¦ 172,3¦ 123,9¦ 172,3¦ 100,0¦
L----+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------


Основой экономики городского округа является промышленность. В 2005 г. она дала три четверти выручки от реализации продукции городского хозяйства. Доля промышленности в валовом внутреннем продукте на протяжении нескольких лет стабильно составляет 85,4%. Наряду с торговлей и услугами она характеризуется более высокой эффективностью производства, а также самым высоким уровнем оплаты труда (табл. 4).

Таблица 4

Структура экономики города в 2005 г.

   -------------------------T--------------T-------------T--------------¬

¦ Вид экономической ¦ Выручка от ¦ Численность ¦Среднемесячная¦
¦ деятельности ¦ реализации ¦ занятых ¦ заработная ¦
¦ ¦ продукции ¦ ¦ плата, руб. ¦
¦ +-------T------+------T------+ ¦
¦ ¦ млн. ¦ % ¦ чел. ¦ % ¦ ¦
¦ ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+------+------+------+--------------+
¦Всего по городу ¦ 8505,9¦ 100 ¦ 16496¦ 100 ¦ 9128¦
+------------------------+-------+------+------+------+--------------+
¦В т.ч.: ¦ 6429,9¦ 75,6¦ 8038¦ 48,7¦ 12100¦
¦- промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+------+------+------+--------------+
¦- сельское хозяйство ¦ 562,1¦ 6,6¦ 1474¦ 8,9¦ 5965¦
+------------------------+-------+------+------+------+--------------+
¦- строительство ¦ 157,9¦ 1,9¦ 371¦ 2,2¦ 5887¦
+------------------------+-------+------+------+------+--------------+
¦- торговля и услуги ¦ 1156,7¦ 13,6¦ 166¦ 1 ¦ 5322¦
+------------------------+-------+------+------+------+--------------+
¦- транспорт и связь ¦ 27,1¦ 0,3¦ 459¦ 2,8¦ 5777¦
+------------------------+-------+------+------+------+--------------+
¦Малый бизнес ¦ - ¦ 3 ¦ 921¦ 5,6¦ -¦
L------------------------+-------+------+------+------+---------------


В структуре производственной деятельности растет доля сельского хозяйства, в меньшей степени - торговли и услуг, что говорит об их перспективе в будущем.
Химическая отрасль, представленная предприятием ОАО "Саянскхимпласт", является системообразующей для города. В 2005 году на "Саянскхимпласт" приходилось 78,7% ВВП, 36% работающих, 34,1% собственных доходов городского бюджета, 72% прибыли прибыльно работающих предприятий и 83,6% объема инвестиций в основной капитал.
Здесь выпускается до 40% поливинилхлоридной смолы, производимой в России. Кроме того, производятся жидкий хлор и каустическая сода, кабельный и обувной пластикаты, профильно-погонажные изделия, отбеливатель "Белизна". По основной номенклатуре продукции в 2003 - 2005 гг. происходил рост объемов производства.
На втором месте по значению - агропромышленный комплекс. Агропромышленное производство является самым динамичным в структуре хозяйственного комплекса Саянска. В 2005 г. индекс физического объема производства составил 135,1%. В отрасли имеем стабильную положительную динамику по производству основных видов продукции:
- по мясу птицы - на 36,4% (с 11253 до 15349 тонн);
- по яйцу - на 24,8% (с 11000 до 12729 тыс. шт.).
ООО "Саянский бройлер" - крупнейший производитель диетического мяса. Интеграционное объединение птицефабрики с земледельцами близлежащих территорий позволило выращивать зерновые культуры для приготовления собственных кормов.
Ведущим предприятием пищевой промышленности является ОАО "Молочный комбинат "Саянский". Кроме него в городе работают ЗАО "Трудовые резервы хлебозавода", федеральное государственное учреждение "Объединение исправительных колоний № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", которые производят хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерскую и макаронную продукцию.
За период с 2003 по 2005 гг. общий объем производства в пищевой промышленности в физическом исчислении вырос на 7,1%, хотя по отдельным видам продукции происходило снижение объемов производства. Для города в последние годы характерен устойчивый рост инвестиций. В 2005 г. объем инвестиций в основной капитал в сопоставимой оценке за счет всех источников финансирования увеличился в 3,9 раза к уровню 2002 года. Однако объемы строительно-монтажных работ, выполняемых строительными организациями города, в этот период были нестабильны и в 2005 г. составили 99% от уровня 2002 года. Основной объем СМР осваивается сторонними организациями (предприятиями Иркутска, Ангарска и др.).
Строительная отрасль города представлена предприятиями: ЗАО "Восток-Центр", юридически самостоятельными структурными подразделениями ЗАО "Восток-Центр" (строительными: СМУ-1, СМУ-4, УМР, обслуживающими производствами: ОПП, УПТК, УСМ, УЭС, РМЗ). Предприятия: ООО "СУ ВЭМ", ООО "Химпромстрой", ООО "СИТЭК", ООО "Строительные коммуникации", ООО "Московский тракт" и другие - вносят значительный вклад в развитие строительной отрасли. Кроме организаций, в строительной отрасли успешно трудятся индивидуальные предприниматели.
ЗАО "Восток-Центр" - строительное предприятие в городе, возводящее многоэтажные здания. На сегодняшний день мощности ЗАО "Восток-Центр" используются только на 30%.
За счет объектов незавершенного строительства в городе за три года введено 17434 тыс. кв.м жилья. Жилье строилось за счет частных средств и средств предприятий. Муниципального жилья в строй не вводилось.
В городе активно развивается сеть предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, внедряются современные формы и методы обслуживания. В 2005 году общий объем услуг составил 1562,7 млн. руб., объем платных услуг населению - 274,8 млн. руб. Наиболее динамичным сектором сферы услуг являются торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения (табл. 5).

Таблица 5

Динамика потребительского сектора города

   ----T---------------------T-------T-------T-------T-------¬

¦ № ¦Показатели ¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦
¦п/п¦ ¦(100%) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------+-------+-------+-------+-------+
¦1 ¦Оборот розничной¦ 631,7¦ 698,8¦ 945,2¦ 1156,7¦
¦ ¦торговли, млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦% к предыдущему году¦ ¦ 100,1¦ 123,7¦ 111,9¦
¦ ¦в сопоставимых ценах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------+-------+-------+-------+-------+
¦2 ¦Оборот общественного¦ 41,7¦ 52,4¦ 72,5¦ 97,2¦
¦ ¦питания, млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦% к предыдущему году¦ ¦ 103,9¦ 129,2¦ 115,8¦
¦ ¦в сопоставимых ценах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------+-------+-------+-------+-------+
¦3 ¦Объем бытовых услуг,¦ 12,7¦ 15,5¦ 23,6¦ 26,6¦
¦ ¦млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦% к предыдущему году¦ ¦ 104,0¦ 135,0¦ 101,0¦
¦ ¦в сопоставимых ценах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------------+-------+-------+-------+--------


На сегодняшний день потребительский рынок представлен 158 объектами торговли, 46 предприятиями общественного питания и 132 единицами бытового обслуживания. Товарная насыщенность потребительского рынка носит устойчивый характер. На одного жителя округа в 2005 году реализовано товаров на сумму 26460 руб.
Появились современные форматы предприятий торговли (мини-маркет, торговые центры), работает социальный магазин продовольственных и непродовольственных товаров, продолжает развиваться сеть фирменной торговли.
В системе общественного питания развита сеть ресторанов, кафе, закусочных с современными залами, интерьерами и разнообразной кухней.
Расширяется сеть предприятий бытового обслуживания, организована социальная парикмахерская для льготной категории населения.
Доля транспорта в структуре ВВП постоянно сокращается. С 2002 по 2005 годы она снизилась с 2,3% до 0,3%. В денежном выражении объем перевозок в 2005 году составил 21,8 млн. руб., или 22,1% к уровню 2002 года в сопоставимой оценке. Снижение объемов услуг объясняется изменениями в структуре транспортной отрасли - ЗАО "Химтранс", осуществляющем перевозку грузов железнодорожным транспортом (до 50% общего объема услуг), с 2004 года вошло в состав ОАО "Саянскхимпласт". Идет постепенный процесс перераспределения транспортных услуг между участниками транспортного процесса. В 2005 году дополнительно до 40% к объему выполненных работ по отрасли составила доля индивидуальных предпринимателей.
Транспортные услуги оказываются населению в городском, пригородном, междугородном сообщениях, а также осуществляется перевозка пассажиров к садоводческим кооперативам.
Важным сектором в развитии экономики Саянска является малый бизнес. Он обеспечивает более 5% объема ВВП, более 18% численности занятых в экономике города и до 13% платежей в бюджет.
В экономике округа действует более 55 малых предприятий и более 1040 индивидуальных предпринимателей. Доля малого бизнеса в последние годы постоянно увеличивается (табл. 6).

Таблица 6

Показатели развития малого бизнеса

   ----T---------------------------------T-------T-------T-------T-------¬

¦ № ¦ Показатели ¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦1 ¦Количество малых предприятий, ед.¦ 62 ¦ 48 ¦ 54 ¦ 55 ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦2 ¦Количество предпринимателей, чел.¦ 1677 ¦ 1774 ¦ 1089 ¦ 1040 ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦3 ¦Доля занятых в малом бизнесе, % ¦ 11,9¦ 12,5¦ 14,6¦ 18,5¦
+---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦4 ¦Объем выпущенной продукции,¦ 192,3¦ 250,9¦ 354,9¦ 417,1¦
¦ ¦работ, услуг, млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦5 ¦Доходы в местный бюджет, млн.¦ 10,5¦ 13,4¦ 19,9¦ 20,0¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦то же, в % ¦ 8,2¦ 7,6¦ 9,4¦ 12,7¦
+---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦6 ¦Прибыль, млн. руб. ¦ 3,8¦ 7,2¦ 2,2¦ 4,6¦
+---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦то же, в % ¦ 4,5¦ 5,8¦ 1,1¦ 1,7¦
L---+---------------------------------+-------+-------+-------+--------


В отраслевой структуре наиболее привлекательной сферой для малых предприятий являются торговля и сфера общественного питания (34,5% от общего количества малых предприятий). Формируются локальные кластеры малых предприятий в строительной отрасли, в сельскохозяйственном производстве. Эта форма бизнеса ориентируется на ниши потребительского спроса, не охваченные крупными предприятиями.
В настоящее время продолжает наращивать свое развитие форма участия субъектов малого предпринимательства в обслуживании социально значимых услуг, таких как муниципальный заказ. Одновременно малый бизнес повышает свой общественный статус путем активного участия в реализации общегородских проектов - благоустройства, благотворительной помощи и т.д.
Появилась новая форма развития субъектов малого предпринимательства - интеграция на базе градообразующего предприятия ОАО "СХП", а также расширение связей между предпринимателями Саянска и представителями малого бизнеса региона.
Важным показателем для муниципального образования являются отчисления экономического сектора в виде налогов и платежей в бюджет. Доходный потенциал за последние три года увеличился в 2 раза (табл. 7).

Таблица 7

Динамика распределения доходного потенциала
г. Саянска по уровням бюджета

   --------------------------------T-------T-------T-------T-------¬

¦ Наименование ¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Потенциал доходов, млн. руб. ¦ 510,2¦ 535,3¦ 1005,6¦ 1030,5¦
¦(доля в %) ¦ 100,0¦ 100,0¦ 100,0¦ 100,0¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Федеральный бюджет ¦ 17,8¦ 30,3¦ 429,5¦ 243,2¦
¦(доля в %) ¦ 3,5¦ 5,7¦ 42,7¦ 23,6¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Бюджет субъекта РФ ¦ 178,0¦ 136,3¦ 123,9¦ 342,0¦
¦(доля в %) ¦ 34,9¦ 25,5¦ 12,3¦ 33,2¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Местный бюджет (собств. доходы)¦ 139,8¦ 175,9¦ 210,1¦ 157,2¦
¦(доля в %) ¦ 27,4¦ 32,8¦ 20,9¦ 15,2¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Внебюджетные фонды ¦ 174,6¦ 192,8¦ 242,1¦ 288,1¦
¦(доля в %) ¦ 34,2¦ 36,0¦ 24,1¦ 28,0¦
L-------------------------------+-------+-------+-------+--------


Острой остается проблема занятости населения. Количество безработных граждан в возрасте до 30 лет по состоянию на 01.01.2006 составило 292 человека, по отношению к 2004 г. рост показателя составил 6,6%.
Несмотря на рост доходного потенциала после внесения изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы в части реформирования межбюджетных отношений с 01.01.2005 значительно снизилась доля собственных доходных источников, остающихся на территории муниципального образования: с 27,4% в 2002 году до 15,2% в 2005 году.
В 2005 г. доходы местного бюджета составили 363,9 млн. руб., 36,1% от всех доходов составили собственные доходы, 56,8% - безвозмездные поступления из бюджетов других уровней, 7,1% - доходы от предпринимательской деятельности. Если за предшествующие 3 года собственные доходы варьировались от 50,1% в 2002 году до 59,6% в 2004 году, то в 2005 году они снизились до 36,1%. Налог на доходы физических лиц по-прежнему остается самым крупным источником доходов, но его удельный вес в 2005 г. снизился до 19,2% против 33,7% в 2004 г.
Из текущих расходов в первую очередь осуществляется финансирование расходов, направленных на поддержание жизнедеятельности города (табл. 8).

Таблица 8

Структура расходов местного бюджета

(тыс. руб.)
   -----------------------------------T-------T------T-------T------T-------T------T-------T------¬

¦ Статьи расходов ¦2002 г.¦ % ¦2003 г.¦ % ¦2004 г.¦ % ¦2005 г.¦ % ¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Образование ¦ 114239¦ 40,6¦ 128682¦ 41,5¦ 148449¦ 41,8¦ 198613¦ 54,5¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Здравоохранение ¦ 47586¦ 16,9¦ 60628¦ 19,6¦ 62019¦ 17,5¦ 61926¦ 17,0¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Культура ¦ 12394¦ 4,4¦ 13671¦ 4,4¦ 18280¦ 5,2¦ 13378¦ 3,7¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Физическая культура и спорт ¦ 7339¦ 2,6¦ 10355¦ 3,3¦ 11680¦ 3,3¦ 10095¦ 2,8¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Социальная политика ¦ 39947¦ 14,2¦ 36530¦ 11,8¦ 40297¦ 11,4¦ 15849¦ 4,4¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Итого социальная сфера: ¦ 221505¦ 78,8¦ 249866¦ 80,6¦ 280725¦ 79,1¦ 299861¦ 82,3¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Жилищно-коммунальное хозяйство ¦ 25532¦ 9,1¦ 23787¦ 7,7¦ 35263¦ 9,9¦ 29061¦ 8,0¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Капитальные вложения ¦ 3477¦ 1,2¦ 9774¦ 3,2¦ 4713¦ 1,3¦ 6046¦ 1,7¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Органы исполнительной власти ¦ 15970¦ 5,7¦ 21342¦ 6,9¦ 27883¦ 7,9¦ 25394¦ 7,0¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Национальная экономика ¦ 1773¦ 0,6¦ 2352¦ 0,8¦ 2998¦ 0,8¦ 3309¦ 0,9¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Территориальный экологический фонд¦ 8373¦ 3,0¦ 0¦ 0 ¦ 0¦ 0 ¦ 0¦ 0 ¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Прочие расходы местного бюджета ¦ 4435¦ 1,6¦ 2996¦ 1,0¦ 3296¦ 0,9¦ 200¦ 0,1¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Всего расходов: ¦ 281065¦ 100,0¦ 310117¦ 100,0¦ 354878¦ 100,0¦ 363773¦ 100,0¦
+----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+
¦Дефицит ¦ -25435¦ ¦ 2912¦ ¦ -19356¦ ¦ 86¦ ¦
L----------------------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+-------


1.3. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИСХОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СИТУАЦИИ И ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Анализ в кратком виде представляет сильные и слабые стороны г. Саянска, а также возможные перспективы и "угрозы" его развитию, точки роста и перспективные направления развития. В таблице 9 представлены преимущества и недостатки города по важнейшим позициям.

Таблица 9

Интегральная оценка социально-экономической ситуации
и потенциала развития Саянска

   ----T----------------T------------------------------T-------------------------------¬

¦ № ¦ Факторы ¦ Преимущества ¦ Недостатки ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------------------------------+-------------------------------+
¦1 ¦Социальная сфера¦Рост реальных денежных¦Заметная доля населения с¦
¦ ¦и качество жизни¦доходов. ¦доходами ниже прожиточного¦
¦ ¦ ¦Низкий индекс роста¦минимума. ¦
¦ ¦ ¦потребительских цен. ¦Отставание заработной платы в¦
¦ ¦ ¦Высокая обеспеченность¦бюджетной сфере от оплаты труда¦
¦ ¦ ¦населения жильем. ¦в промышленности. ¦
¦ ¦ ¦Высокий уровень¦Достаточно высокий процент¦
¦ ¦ ¦благоустройства жилого фонда. ¦регистрируемой безработицы. ¦
¦ ¦ ¦Большое число учреждений¦Превышение смертности над¦
¦ ¦ ¦социальной сферы на душу¦рождаемостью (с 2006 наметилась¦
¦ ¦ ¦населения. ¦обратная тенденция). ¦
¦ ¦ ¦Возможность продолжения¦Рост общей заболеваемости. ¦
¦ ¦ ¦образования на месте. ¦Старение педагогических кадров ¦
¦ ¦ ¦Широкий спектр культурных и¦города. ¦
¦ ¦ ¦досуговых учреждений. ¦Слабое обновление материально -¦
¦ ¦ ¦Стабилизация младенческой¦технической базы ¦
¦ ¦ ¦смертности. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Снижение ВИЧ-заболеваемости. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Повышение эпидемиологического¦ ¦
¦ ¦ ¦благополучия. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Высокая степень насыщенности¦ ¦
¦ ¦ ¦товарами и услугами. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Административная защита¦ ¦
¦ ¦ ¦потребительского рынка от¦ ¦
¦ ¦ ¦некачественных товаров и услуг¦ ¦
+---+----------------+------------------------------+-------------------------------+
¦2 ¦Экономика ¦Высокий образовательный и¦Моноструктурность экономики. ¦
¦ ¦ ¦квалификационный уровень¦Наличие объектов долгостроя. ¦
¦ ¦ ¦трудовых ресурсов. ¦Низкая доля сферы услуг в¦
¦ ¦ ¦Высокий уровень¦структуре экономики. ¦
¦ ¦ ¦предпринимательской активности¦Законодательное снижение¦
¦ ¦ ¦населения. ¦доходной базы местного бюджета.¦
¦ ¦ ¦Инновационный потенциал¦Низкая конкурентоспособность¦
¦ ¦ ¦экономики. ¦местных строительных¦
¦ ¦ ¦Партнерские отношения с¦организаций ¦
¦ ¦ ¦собственниками предприятий. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Развитие производственных¦ ¦
¦ ¦ ¦связей с окружающими районами¦ ¦
¦ ¦ ¦как источниками сырья для¦ ¦
¦ ¦ ¦переработки. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Расширение сферы деятельности¦ ¦
¦ ¦ ¦малого бизнеса. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Рост инвестиций в основной¦ ¦
¦ ¦ ¦капитал. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Рост оборотов на¦ ¦
¦ ¦ ¦потребительском рынке. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Значительный резерв¦ ¦
¦ ¦ ¦инфраструктурно обустроенных¦ ¦
¦ ¦ ¦промышленных площадок. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Наличие резервов энергии и¦ ¦
¦ ¦ ¦тепла для развития. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Хорошая связь с магистральными¦ ¦
¦ ¦ ¦путями сообщения. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Внедрение технологий по¦ ¦
¦ ¦ ¦рециклингу отходов ¦ ¦
+---+----------------+------------------------------+-------------------------------+
¦3 ¦Обустройство ¦Рост частных инвестиций в¦Рост степени износа основных¦
¦ ¦городской среды ¦жилищное строительство. ¦фондов предприятий ЖКХ. ¦
¦ ¦ ¦Развитие частных управляющих¦Дефицит финансирования¦
¦ ¦ ¦компаний в обслуживании¦дорожного ремонта. ¦
¦ ¦ ¦жилищного фонда ¦Отсутствие оборудованного¦
¦ ¦ ¦ ¦полигона захоронения твердых¦
¦ ¦ ¦ ¦бытовых отходов ¦
L---+----------------+------------------------------+--------------------------------


Раздел 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД САЯНСК"

Стратегические цели развития муниципального образования определяются целями местного самоуправления и его полномочиями, определенными российским законодательством.
Главными стратегическими целями социального развития городского округа муниципального образования "Город Саянск" являются:
а) повышение качества жизни и рост благосостояния его жителей;
б) повышение качества городской среды;
в) обеспечение комплексной безопасности городской среды;
г) развитие городского сообщества;
д) внешнее позиционирование города.
Повышение качества жизни и рост благосостояния его жителей
Достижение этой цели связано с развитием экономики, степенью занятости трудовых ресурсов, уровнем оплаты труда экономически активного населения, характером развития налоговой и бюджетной системы страны, а также социальной политики государства.
В планируемый период должна быть сокращена разница в оплате труда на основном предприятии и в других сферах экономики. Основная доля занятых приходится на ОАО "Саянскхимпласт". Уровень оплаты труда на предприятии формирует и ожидания потребительского рынка, выражающиеся в ценах, что при увеличении разрыва в доходах снижает платежеспособный спрос людей, занятых в других отраслях и секторах экономики.
Понятие качества жизни включает в себя не только уровень доходов, который в данное время является главным критерием потенциального и реального благополучия граждан, но и окружающую человека физическую и социальную среду. Уровень образования, духовного развития человека, жителя города формирует и требования к качеству этой среды, которая с ростом этого уровня будет включать все большее количество критериев и требуемых характеристик, в том числе и такие как возможность выбора вида деятельности, возможность самореализации и формирования достойной личной карьеры и т.д. Значительная часть этих характеристик среды может быть конкретизирована в других целях и приоритетах социального развития города, например, повышение качества городской среды, обеспечение комплексной безопасности городской среды, развитие городского сообщества. Наиболее общим критерием благополучия проживания в том или ином месте является положительный или отрицательный миграционный баланс. Для Саянска этот баланс положителен, хотя и не является определяющим в общей демографической динамике, однако он свидетельствует о большем социальном благополучии в городе по сравнению с другими территориями. Увеличение или снижение миграционного притока в планируемый период может служить индикатором выполнения поставленной задачи по росту качества жизни.

Повышение качества городской среды
Эта стратегическая цель включает в себя следующие направления:
1) развитие социальной сферы города, включающей образовательный комплекс, систему здравоохранения, культурную среду;
2) развитие городской транспортной и инженерной инфраструктур, систем жизнеобеспечения. Сюда входит и работа жилищно-коммунального комплекса;
3) пространственное развитие городской среды.
1. В области здравоохранения в планируемый период показатели общей заболеваемости в городе должны стабилизироваться и проявить тенденцию к снижению. Также необходимо снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Должна вырасти доля затрат на материально-техническую базу лечебных учреждений из консолидированного бюджета. Необходимо увеличить отдачу на финансирование медицинских учреждений со стороны страховых фондов. Внебюджетное финансирование должно дополниться федеральными средствами на повышение оплаты труда, выделяемыми по линии национальных проектов.
В планируемый период должно происходить возрастание роли медицинских учреждений Саянска как центра медицинского обслуживания окружающей территории на основе усложнения используемого диагностического и лечебного оборудования в Межрайонном центре и развития телемедицинского терминала. В городе должен быть открыт филиал Диагностического центра.
Реализация предложенных Концепцией направлений должна способствовать увеличению к концу планируемого периода средней продолжительности жизни до 61 года.
Накопленный на муниципальном уровне высокий образовательный потенциал должен развиваться в соответствии со взаимосвязанными направлениями модернизации образования для достижения целостного системного эффекта. Муниципальная образовательная система должна предоставлять всем гражданам возможности получить полноценный комплекс качественных образовательных услуг в безопасных комфортных условиях. Должна быть создана муниципальная система оценки качества образования, повышена заинтересованность руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников в обеспечении качества предоставляемых образовательных услуг, расширено общественное участие в управлении образованием.
Необходимо создать стимулы для притока в образовательные учреждения молодых специалистов. Снижение численности учащихся, вызванное демографическими колебаниями и общей тенденцией снижения рождаемости, должно стабилизироваться к 2010 году.
Проблемы воспитания личности, социализации подрастающего поколения должны решаться в совместной деятельности образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, в том числе в рамках реализации концепции "Развитие личности школьника в воспитательном пространстве малого города".
2. Саянск является самым благоустроенным городом области с максимальными показателями оснащенности жилого фонда элементами благоустройства. Вместе с тем благоустройство городской территории (парки, ландшафтный дизайн) не закончено.
Пространственное развитие города требует разработки нового Генерального плана города, современного зонирования территории, развития малоэтажного строительства. Необходимо добиваться повышения архитектурного разнообразия зданий, формирования зон отдыха для населения.

Обеспечение комплексной безопасности городской среды
Стратегические приоритеты в этой области включают:
1) борьбу с преступностью, распространением наркотиков и предотвращение других противоправных действий, антиобщественных явлений;
2) экологическую безопасность Это мероприятия по охране и оздоровлению окружающей среды - атмосферного воздуха, водных ресурсов города, включая повышение качества питьевой воды, а также система обращения с промышленными и бытовыми отходами;
3) техногенную и противопожарную безопасность в городе. Техногенная означает устойчивость электро- и теплоснабжения, инфраструктуру, связанную с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в городе.
Приоритетным является обеспечение устойчивости и безопасности снабжения города холодной водой и бесперебойной работы системы канализационных стоков, устройство на территории городского округа за пределами городской черты защитного сооружения гражданской обороны с обеспечения данного сооружения неприкосновенным запасом имущества, средств индивидуальной защиты на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств криминального и техногенного характера.

Развитие городского сообщества
Это направление включает следующие стратегические приоритеты:
1) развитие местного самоуправления, включая совершенствование системы управления городом;
2) консолидация горожан в решении вопросов городского развития. Это стимулирование появления общественных организаций, включая объединения производственников, активный диалог с ними, привлечение к решению городских проблем;
3) работа с молодежью. Стимулирование детского творчества, расширение детского и юношеского спорта, проведение городских олимпиад, участие школьников в мероприятиях областного и всероссийского уровня, программа "Шаг в будущее" и другие. Систематическая комплексная профилактика, направленная на изменение образа жизни молодежи, в частности, предупреждение раннего потребления спиртных напитков.

Внешнее позиционирование города
В число приоритетов этого направления входят:
1) развитие межмуниципального и межрайонного взаимодействия и сотрудничества со стороны различных групп населения;
2) активное продвижение социальных и иных инноваций на окружающие территории, обмен опытом и оказание помощи муниципальным образованиям поселенческого уровня в обустройстве социальной жизни;
3) участие в региональных проектах производственного, социального и иного характера;
4) продвижение бренда Саянска как современного города с высоким качеством жизни и обустроенности городской среды квалифицированными кадрами, наличием готовых промышленных площадок с инженерной и транспортной инфраструктурой для развертывания любых видов бизнеса.

Раздел 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стратегические цели экономического развития муниципального образования обусловлены задачей повышения эффективности городской экономики для создания экономической базы социального развития местного сообщества и повышения качества жизни в городе. При этом основным принципом экономического развития является создание условий для реализации творческого и предпринимательского потенциала местного населения в повышении собственного благосостояния, что предполагает установку на:
- создание рабочих мест, отвечающих современным запросам населения;
- повышение удельного веса оплаты труда в структуре производственных затрат местных субъектов экономики;
- развитие секторов экономики, непосредственно обслуживающих потребительский спрос населения;
- содействие развитию форм самоорганизации (включая самозанятость) населения.
Главные цели развития городского хозяйства (стратегические установки):
1. Диверсификация производственной деятельности и спектра выпускаемой продукции и услуг. Она должна проявляться как в рамках отраслей специализации города, так и в появлении и расширении новых видов деятельности, конечного продукта.
2. Широкое вовлечение в орбиту экономического роста города окружающей территории. Муниципальное образование должно выполнять роль опорной территории в центральной части пространственной структуры экономики региона благодаря развитию производств, опирающихся на сырьевую базу близлежащих районов (газовый конденсат, древесина, продукция сельского хозяйства).
Основными приоритетами развития городской экономики на ближайшие годы будут являться:
1) развитие и диверсификация отраслей специализации в межрайонном разделении труда. Опорными отраслями являются:
а) химическое и газохимическое производство;
б) переработка сельскохозяйственной продукции;
в) промышленность стройматериалов и строительная индустрия;
г) деревоперерабатывающее производство;
2) поддержка развития малого бизнеса;
3) развитие информационных технологий и средств связи;
4) экологизация производственной деятельности через развитие переработки отходов.
Стратегия развития города требует осуществления мер структурного, инвестиционного, инновационного и организационного характера, способствующих адаптации экономики города к региональным особенностям хозяйственного развития области и обеспечения устойчивого роста экономического комплекса в планируемый период.
В работе с независимыми производителями стратегия должна опираться на два подхода, основанные на частно-государственном партнерстве. Первый относится к работе с крупным инвестором, держателем активов градообразующего предприятия, от которого зависит жизнь города. Точки соприкосновения интересов городского сообщества с собственниками такого предприятия требуют кропотливой работы, поиска компромисса, успех которых базируется как на авторитете местной власти, так и на возможности включения региональных интересов и стоящих за ними властей в сферу формирования местной экономической политики. Работа с производственными структурами малого и среднего бизнеса, зависящими от ресурсов города (земельных, финансовых, трудовых и т.п.), более продуктивна при объединении этих производителей в профессиональные или иные сообщества, которые сами становятся субъектом формирования такой политики города.

Раздел 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Политика охраны здоровья и социальной защиты населения
Задачи обеспечения качества и повышения доступности медицинской помощи решаются в рамках следующих направлений деятельности:
1. Устойчивое функционирование системы оказания помощи в рамках реализации Национального проекта "Здоровье".
2. Развитие комплексной системы планирования кадровых ресурсов с учетом структуры потребности отрасли, их рационального размещения и эффективного использования.
3. Совершенствование системы муниципальных заказов-заданий на оказание медицинской помощи гражданам города.
4. В связи с реорганизацией специализированных служб обеспечение организации высокотехнологичной медицинской помощи.
5. Развитие системы стандартизации медицинской помощи и внедрение формулярной системы лечения при различных нозологических формах.
6. Совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения.
7. Внедрение новых медицинских технологий, не применяемых ранее в больнице.
8. Телеконсультации и дистанционное повышение квалификации.
9. Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными заболеваниями.
10. Содействие государственным областным структурам в оказании гарантированной социальной помощи.
11. Совершенствование работы по установлению опеки и попечительства над недееспособными и ограниченными в дееспособности гражданами.

Политика в сфере образования
1. Обеспечение современного качества образования:
- обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- современное техническое обеспечение образовательного процесса;
- создание условий для дифференцированного обучения и внедрение модульной структуры образовательных программ;
- создание общественных структур управления в образовании;
- создание механизмов привлечения и использования средств от внебюджетных ресурсов;
- развитие системы повышения социального статуса и профессионализма работников образования, в т.ч. создание условий для адаптации молодых специалистов в рамках малого города.
2. Повышение качества воспитательного процесса через реализацию концепции единого воспитательного пространства в малом городе.
3. Поддержание и развитие спортивно-оздоровительной базы в рамках общеобразовательных учреждений.

Молодежная политика
Работа с молодежью в планируемый период будет реализовываться по следующим направлениям:
1. Создание системы развития у молодежи навыков здорового образа жизни:
- повышение уровня компетенции в вопросах тендерного просвещения (социальные отношения между людьми) и социальной гигиены;
- ограничение влияния вредных для здоровья привычек;
- формирование культуры безопасности (через развитие молодежной социальной рекламы, содействие молодежному отдыху, спорту, туризму, укрепление сети подростковых клубов).
2. Поддержка социальных инициатив молодежи, влияние на формирование и укрепление роли позитивных молодежных групп в обществе через развитие молодежного парламентаризма.

Политика в области физической культуры и спорта
Основные задачи политики в области физической культуры и спорта включают:
- воспитание физически и нравственно здорового поколения саянцев;
- привлечение всех слоев населения к занятиям спортом, здоровому образу жизни;
- развитие материально-технической базы для занятий спортом;
- эффективное содержание и эксплуатация спортивных сооружений;
- организация туристических услуг.

Политика развития культуры
Развитие сферы культуры в городе предполагает:
- оптимизацию сети учреждений культуры и досуга горожан;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры, включая компьютеризацию библиотечной системы;
- формирование системы исторических знаков и памятников г. Саянска, обеспечение их сохранности;
- поддержка творческого потенциала населения через создание условий для занятий художественным творчеством и активным досугом;
- развитие осознания принадлежности к городскому сообществу (самоидентификация горожан как саянцев) через организацию массовых культурных мероприятий общегородского значения.

Жилищно-коммунальная политика
Жилищная политика муниципального образования ставит своей целью:
а) повышение доступности жилья для всех слоев населения;
б) обеспечение жильем молодых семей;
в) улучшение качества жилья, повышение комфортности и безопасности проживания.
Для решения поставленных задач подготовлена муниципальная целевая программа "Строительство жилья в городе Саянске" на 2006 - 2010 годы. Ее составными частями являются:
- разработка и утверждение документации о градостроительной деятельности на территории города;
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры г. Саянска.
Общий объем финансирования программы в 2006 - 2010 годах составит 631,3 млн. руб., в том числе за счет средств местного бюджета - 6,3 млн. руб., федерального бюджета - 27 млн. руб., за счет областного бюджета - 25 млн. руб., за счет средств частных инвесторов и кредиторов - 70 млн. руб., собственных и заемных средств граждан - 503 млн. руб.
К 2010 году должны быть достигнуты следующие показатели:
- ввод жилья - 10 тыс. кв.м в год;
- рост жилищной обеспеченности с 20,45 до 21,5 кв.м на человека;
- повышение доступности жилья: средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м должна быть равна среднему совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года, доля семей, которым будет доступно приобретение жилья с помощью собственных и заемных средств, должна увеличиться с 5% до 30%.
Увеличение объема ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (займов) гражданам до 150 млн. руб. (в текущих ценах).
Обеспечение жильем молодых семей за счет средств муниципального, областного и федерального бюджетов.
Повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах, снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства.
Основные задачи на предстоящий период заключаются в совершенствовании системы обслуживания жилого фонда, которая полностью переведена на рыночные принципы. Частные управляющие компании должны снижать стоимость своих услуг. Для этого необходимы, с одной стороны, поддержка и развитие конкуренции среди управляющих компаний, снижение барьеров на вход на рынок коммунальных услуг для новых агентов, с другой стороны, контроль качества обслуживания и ценообразования со стороны властных органов.
Необходимо создание условий для решения проблемы старения и износа основных фондов совместно с собственниками жилья.
Должна быть решена проблема финансирования ремонта и строительства улично-дорожной сети, развития инженерной инфраструктуры, внедрение ресурсосберегающих технологий.

Экономическая политика
Основным направлением экономической политики является реализация принципов частно-государственного партнерства, которая позволяет обеспечить консолидацию ресурсов и усилий власти и бизнеса в решении задач ускорения социального и экономического развития городского округа, а также повышение информационной открытости и социальной ответственности бизнеса. Партнерство будет осуществляться через заключение соглашений между администрацией и организациями городского округа о социально-экономическом сотрудничестве (далее - Соглашение). Соглашения предусматривают содействие развитию малого и среднего бизнеса, укрепление межотраслевых связей на территории городского округа, увеличение объемов заказов местным производителям по поставкам товаров, работ, услуг. Соглашение учитывает интересы работников предприятия и регулирование первоочередных вопросов, таких как своевременная выплата заработной платы, обеспечение ее роста с учетом инфляции, заключение коллективных договоров, финансирование природоохранных мероприятий.
Соглашение дает новый инструмент регулирования хозяйственной деятельности на территории округа. Оно закрепляет за предприятиями статус социально ориентированной организации.
В отраслевом отношении экономическая политика заключается в следующих шагах:
Химическое и газохимическое производство
Развитие основного производства на ОАО "Саянскхимпласт" предполагает создание устойчивой сырьевой базы на основе использования компонентов природного газа Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Характер реализации проекта зависит от выбора администрацией Иркутской области схемы газификации региона, предлагаемой двумя независимыми структурами компанией "ТНК-ВР" (ВСГК) и РАО "Газпром". Доставка газа по проекту "ТНК-ВР" намечается в планируемый период по трубопроводу "КГКМ - Саянск", по проекту института "Промгаз" для реализации проекта РАО "Газпром" - за пределами планируемого периода по трубопроводу "Ангарск - Саянск" как вторая очередь строительства после сооружения линии "КГКМ - Ангарск".

Переработка сельскохозяйственной продукции
Развитие этой отрасли базируется на интеграции с производственными структурами окружающих сельскохозяйственных районов и должно развиваться по нескольким направлениям.
Первое - расширение производства и модернизация оборудования на ООО "Саянский бройлер". К концу планируемого периода (2010 г.) производство мяса бройлеров должно увеличиться почти в полтора раза. Это даст новые рабочие места не только на птицефабрике г. Саянска, но и в поселке Мегет Ангарского района, а также в селах Зиминского и Куйтунского районов. Кроме того, инвестиции во вспомогательные сельскохозяйственные подразделения, расположенные вне пределов г. Саянска (Куйтунский район), должны привести к увеличению производства молока и валового сбора зерна предприятием.
Следующее направление - развитие переработки молока. Его осуществление связано с финансовой поддержкой по национальному проекту. ОАО "Молочный комбинат "Саянский" создает собственную сырьевую базу. Соответственно возрастут объемы производимой продукции и ее ассортимент (до 40 видов). Расширение производства требует реконструкции основных фондов, освоения нового фасовочного оборудования, модернизации системы энергоснабжения.
Интеграция хозяйства городского округа с близлежащими территориями осуществляется в основном через сельскохозяйственный сектор, где интенсивно будут развиваться межрайонные связи.

Промышленность стройматериалов и строительная индустрия
Цели этого направления - восстановление строительных мощностей города и собственное обеспечение перспективного строительства в производственном и жилом секторах. Потенциал города в развитии стройиндустрии заключается в наличии строительной базы и возможности выпускать новые виды строительных материалов. Строительные предприятия (ЗАО "Восток-Центр") будут развиваться, в том числе и за счет освоения объемов строительно-монтажных работ вне Саянска, например, в Иркутске и Куйтунском районе.
В планируемый период предполагается:
- расконсервация кирпичного завода;
- строительство завода плит МДФ (мебельные щиты и другая продукция из отходов деревообработки) силами ООО "ВостСибэкспортлес" стоимостью 720 млн. руб.;
- строительство предприятием ООО "Славяне" завода по производству лакокрасочных изделий мощностью 300 тонн в месяц олифы, 100 тонн - лака ПВФ, 900 тонн - масляной краски;
- строительство мини-завода по производству пластиковых окон и дверей с дальнейшим выходом на производство профилей;
- производство тротуарной плитки;
- производство пенополистиролбетона.
Принципиальной задачей является выполнение заказов на строительно-монтажные работы в городе силами местных строительных организаций.

Деревоперерабатывающая промышленность
Деревопереработка является одной из важнейших отраслей региональной экономики, способной формировать на территории области завершенные производственные циклы на основе межрайонных связей. Ее интеграционный потенциал дает возможность всю цепочку добавленной стоимости от сырья до конечного продукта строить в пределах региона, на ее основе создавать территориальные комплексы различного масштаба. Развитие Саянска как одного из центров деревоперерабатывающей промышленности области основывается на использовании древесного сырья окружающих районов и развивается в городе благодаря наличию квалифицированных кадров, свободных производственных площадей и элементов инфраструктуры.
Направление в деревопереработке полностью ориентируется на развитие отрасли строительных материалов и представляет собой создание завода по производству плит МДФ ООО "ВостСибэкспортлес" стоимостью 720 млн. руб., что также будет способствовать сокращению экспорта круглого леса и увеличению глубины переработки древесного сырья в регионе.

Развитие малого бизнеса
Малый бизнес является главной формой экономической самоорганизации населения, что ведет к развитию демократии и гражданскому обществу на твердой экономической основе. Для городской экономики малый и средний бизнес являются основным агентом в деле развития и диверсификации хозяйственной жизни населения. Основные приоритеты на планируемый период в развитии малого бизнеса заключаются:
- в повышении доли наукоемких и технологически более сложных видов производств, осваиваемых малым бизнесом;
- в повышении качества и снижении издержек функционирования малого бизнеса в потребительском секторе, что увеличит рынок сбыта и спрос на результаты их труда;
- в расширении спектра возможного приложения труда, освоении малым бизнесом новых ниш, среди которых - социальная и экологическая сферы;
- в выходе продукции и услуг местных предпринимателей за пределы городской экономики, активном освоении внешних рынков, что возможно при повышении конкурентоспособности местных производителей товаров и услуг за счет снижения сравнительных издержек и повышения технологической сложности производства.

Экологизация производственной деятельности
Экологизация производственной деятельности заключается в расширении спектра производств, ориентированных на сохранение окружающей среды и утилизацию отходов производства и жизнедеятельности населения, рост использования вторичных ресурсов, особенно для строительной отрасли и производства строительных материалов. Основная форма продвижения такой деятельности - малый и средний бизнес, который гибко реагирует на потребности местного сообщества.
По этому направлению в планируемый период должны быть созданы следующие производства:
- сортировка твердых бытовых отходов городского полигона с последующей переработкой бумаги и других видов отходов;
- использование золошлаковых отвалов Ново-Зиминской ТЭЦ ОАО "Иркутскэнерго";
- переработка отходов от лесозаготовок для производства стройматериалов (плиты МДФ).
Второе направление экологизации производственной деятельности - снижение воздействия на окружающую среду, уменьшение выбросов загрязняющих веществ, шумового и электронного воздействия на жилые кварталы и деловую часть города.

Финансовая политика
В планируемый период должна быть начата работа по реформированию муниципальных финансов. Первым шагом должно стать утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг по их видам (культура, образование и т.д.), а также разработка и утверждение порядка оценки соответствия качества фактически предоставленных услуг стандартам.
Финансовая политика включает также формирование среднесрочных (т.е. не менее чем на 3 года) ведомственных программ расходов бюджетных средств. Это должно повысить эффективность вложения финансовых ресурсов, а также ответственность за расходование средств. Среднесрочное финансовое планирование позволит активно воздействовать на муниципальный сектор экономики.

Информационная политика
Одной из важнейших целей Концепции является формирование системы представления о стратегических целях и приоритетах долгосрочной городской информационной политики, определяющей скоординированные действия органов государственной власти и местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан для достижения социально значимых результатов и развития его интегрированной информационной среды как основы единого информационного пространства.
Необходимо увязать имеющиеся сегодня различные элементы процесса информатизации города в единую систему для совместных усилий, исключения необоснованных экономических, финансовых, организационных, социальных, интеллектуальных затрат и иных имеющихся ресурсов города. Задачи информатизации - это создание благоприятных условий для более полного удовлетворения информационных потребностей граждан, дальнейшего развития демократии, повышения эффективности, функционирования органов управления всех уровней. Информационная система города должна в полной мере соответствовать масштабу не только внутренних задач по управлению городским хозяйством, но и отвечать решению ряда стратегических внешних задач, связанных с созданием и поддержанием благоприятного имиджа города в стране и мире.
Информационная политика в рамках данной Концепции должна быть включена в общий план мероприятий городской целевой программы "Электронный Саянск" на 2007 - 2010 гг.
В рамках информационной политики Концепция предполагает развитие Саянского центра коммуникаций, включающего структурное подразделение Иркутского филиала ОАО "Сибирьтелеком", ведомственные узлы связи "Саянскхимпласт", Ново-Зиминской ТЭЦ, ЗАО "Восток-Центр" и мобильных операторов БВК, Теле-2, МТС. В планируемый период будет осуществляться:
- развитие и внедрение новых технологий;
- выполнение правительственны программ "Образование", "Универсальная услуга", "Телемедицина" и других;
- реконструкция существующей внутризоновой сети и МСС на базе ВОЛС;
- 100-процентный охват населения города стационарной телефонной связью;
- повышение качества услуг и стандартов обслуживания.

Пространственная политика
Пространственная (градостроительная) политика г. Саянска предусматривает следующие направления:
1. Жилищное строительство будет развиваться в направлении повышения качества жилья для горожан, что будет выражаться в преобладании малоэтажной блокированной застройки. Строительство многоэтажного жилья должно сводиться до минимума и оставаться средством обеспечения жильем социально незащищенных слоев населения.
2. Будет продолжать развиваться городская инфраструктура. В ее составе будет завершено формирование улично-дорожной сети. Территориальное планирование будет нацелено на разнообразие социальной инфраструктуры, увеличение количества новых объектов досуга, вывод существующих из приспособленных помещений.
3. Градостроительная политика предусматривает реконструкцию существующей застройки, обновление фасадов, внесение новых элементов в ландшафтный дизайн, развитие малых архитектурных форм, добавляющих выразительность городскому ландшафту. Должна быть восполнена нехватка скверов, небольших фонтанов и других элементов оформления комфортного пространства. Предполагается точечное внедрение нетиповых зданий и сооружений в сложившуюся застройку города.
Все эти направления должны быть реализованы в новом генеральном плане городского округа и разрабатываемых на его основе других документах территориального планирования.

Раздел 5. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Среди всей совокупности целей и задач, изложенных в данной Концепции, приоритетными на планируемый период являются следующие:
а) повышение качества жизни и рост благосостояния его жителей;
б) повышение качества и безопасности городской среды;
в) развитие и диверсификация отраслей специализации в хозяйственном комплексе города;
г) развитие малого бизнеса на основе расширения потребительского и инновационного секторов экономики;
д) развитие высокотехнологичных производств и инфраструктуры;
е) развитие городского сообщества.
Все эти цели связаны между собой. Их выполнение требует общей консолидации сил и ресурсов, информационно открытой деятельности законодательных и исполнительных органов управления городским округом, заинтересованности в их результатах всех групп населения. Одним из основных условий, обеспечивающих успешную реализацию Концепции, является достижение общественного согласия относительно стратегии городского развития.
Важнейшим фактором реализации Концепции является согласованность действий муниципальной власти с органами управления области, в том числе по созданию льготных условий для инвестиций по стратегическим направлениям, поддержке областных и федеральных программ, городской инфраструктуры и местного самоуправления, формированию градостроительной, экономической, научно-технической, культурной и образовательной политики, укреплению финансовой самостоятельности города.

Мэр городского округа
А.В.ТРУХИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru