Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 27.11.2006 № 37
"О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ ПИШЕВЫХ ПРОДУКТОВ"

Официальная публикация в СМИ:
"Восточно-Сибирская правда", № 267-268, 09.12.2006






ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2006 г. № 37

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА
ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ ПИШЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Я, главный государственный санитарный врач по Иркутской области Кауров Петр Константинович, проанализировав положение дел по реализации постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.08.2006 № 28 "Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов", отмечаю, что в целом по области сохраняется положительная тенденция улучшения качества пищевых продуктов. Большинством территориальных отделов предприняты практические шаги по усилению контроля за соблюдением санитарного законодательства на молокоперерабатывающих и мясоперерабатывающих предприятиях, объектах 3 группы и других эпидемиологически важных пищевых объектах.
За 9 месяцев 2006 г. при проведении государственного надзора ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" и его филиалами исследовано 10693 проб по микробиологическим показателям, из них 592 (5,5%) не соответствовали требованиям гигиенических нормативов. Положительная динамика сокращения удельного веса проб, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов зарегистрирована по территориальным отделам:
- в Качугском и Жигаловском районах с 18,2 в 2005 г. до 9,6% за 9 месяцев 2006 г.;
- в г. Бодайбо, Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах с 15 до 7,3%;
- в Заларинском, Балаганском и Усть-Удинском районах с 11,4 до 6,6;
- в г. Братске, Братском и Нижнеилимском районах с 10,4 до 5,8;
- в Усть-Куте, Усть-Кутском, Киренском, Казачинско-Ленском районах с 7,5 до 4,9;
- в г. Шелехово, Шелеховском, Слюдянском районах с 7,1 до 3,7.
По материалам государственного надзора изъято из реализации и забраковано 4385 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов общим объемом 176417 кг. В рамках реализации постановления главного государственного санитарного врача РФ от 15.03.2006 № 6 проведено 400 рейдовых проверок, в ходе которых обследовано 974 предприятия. Исследовано 1821 проба алкогольной продукции: из них 234 (12,8%) не отвечали требованиям нормативной документации, в том числе 16% - импортной. За нарушения санитарного законодательства в области оборота алкогольной продукции наложено 262 штрафа на общую сумму 852400 рублей. Изъято из оборота 897 партий алкогольной продукции, общим объемом 12553 литра, из них 504 партии, объемом 4887 литров импортной.
Проводится надзор за оборотом продовольственного сырья и пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных организмов или содержащих ГМО. Необходимый объем надзорных мероприятий и лабораторных исследований отмечается на территории города Иркутска и Иркутского района; г. Усолья-Сибирское и г. Черемхово; г. Братска и Нижнее-Илимского района, г. Шелехово, г. Усть-Илимск, Нижнеудинского района.
В рамках реализации Концепции Государственной политики в области здорового питания населения осуществляется целенаправленная работа по профилактике регионального дефицита микронутриентов. В большинстве районов органами местного самоуправления приняты постановления, распоряжения, целевые программы профилактики. Пищевыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями принимаются меры по расширению ассортимента и увеличению объемов продукции, обогащенной микронутриентами. Производство таких продуктов организовано на 6 административных территориях 17 предприятиями пищевой промышленности. Объемы производства увеличены только за год (2004 - 2005 гг.):
- по обогащаемой молочной продукции с 5823337 л до 7378900 л;
- по хлебопекарной продукции с 1217265 кг до 1633900 кг.
Освоены технологии обогащения напитков, кондитерской продукции, макаронных изделий.
В рамках реализации приоритетных направлений надзорной деятельности организован контроль за производством и оборотом БАД. Необходимый уровень надзора по недопущению случаев недостоверной рекламы БАД, наличию сопроводительной документации, подтверждающей происхождение, безопасность, качество отмечены на территории города Ангарска, г. Иркутска, г. Усолья-Сибирское: названными ТО обеспечен достаточный объем лабораторного контроля и административной практики по данному направлению надзорной деятельности.
Согласно информационно-распорядительным документам ФС Роспотребнадзора в Иркутской области запрещен оборот минеральной воды "Боржоми", не отвечающей требованиям гигиенических нормативов и нормативной документации. На 27.11.2006 изъято из оборота 105 партий, объемом 7330 литров. Проведены исследования 818 проб минеральных вод, из них 58 (7,0%) не отвечали установленным требованиям. По результатам лабораторного контроля забраковано 52 партии, объемом 1491 литр.
За нарушения санитарного законодательства, допущенные при обороте минеральных вод, наложено 110 штрафов, на сумму 366100 рублей, из них 2 - на юридических лиц на сумму 44000 рублей.
В планах работы территориальных отделов на 2007 год учтены приоритетные направления контроля по разделу.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в целом в регионе имеют место серьезные недостатки в обеспечении населения пищевыми продуктами гарантированного качества.
Неудовлетворительное качество продукции регистрируется при исследовании овощных и сложнокомпонентных салатов в общественном питании и торговле (10,6%). Медленно сокращается удельный вес продукции, не соответствующей требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям по кондитерской продукции (6,4%); продукции предприятий общественного питания (8,4%). В течение длительного времени не решаются вопросы организации должного контроля за качеством и безопасностью, производимой и реализуемой продукции Зиминским ТО, где 7,6% исследованных проб не отвечает требованиям гигиенических нормативов, в том числе 10,6% проб молока и молочных продуктов.
Недостаточно эффективные мероприятия проводятся на объектах, не отвечающих требованиям санитарного законодательства группы. Так за 9 месяцев 2006 года не прекращена эксплуатация ни одного такого объекта. Техническое перевооружение и оснащение новыми, современными видами оборудования проводится только на ведущих предприятиях отрасли г. Иркутска. Профессиональный контингент массовых специальностей (повара, продавцы, кондитеры и др.) формируется из случайных людей, не имеющих специального образования и должного уровня гигиенической подготовки, штаты предприятий общественного питания не укомплектованы технологами среднего и высшего звена. Лечебно-профилактическое и диетическое питание больных лечебно-профилактических учреждений отсутствуют, рационы составляются практически из имеющегося набора пищевых продуктов. Отмечены факты приобретения этими учреждениями продуктов питания без документов, подтверждающих их качество.
Неудовлетворительной остается структура питания населения. С 1986 года в регионе регистрируется снижение потребления наиболее ценных в медикобиологическом отношении продуктов питания (мясных, рыбных, молочных, овощей, фруктов). В рационах питания населения и организованных коллективов преобладают продукты, доступные по цене и емкие по насыщаемости (макаронные, крупяные изделия, картофель, хлеб и хлебобулочные изделия, животные жиры).
На фоне возрастания потребления алкогольных напитков их качество в 2006 году по сравнению с 2005 года ухудшилось с 0,7% до 12,8%. Многочисленные нарушения, в том числе факты недобросовестной рекламы, отмечаются при обороте БАД. Высокий уровень заболеваемости регистрируется по нозологическим формам, связанным с региональным дефицитом микронутриентов.
Детские молочные кухни работают только в 16 административных территориях из 31. Ассортимент вырабатываемой продукции в ряде случаев представлен только молоком. Только в 7 административных территориях вырабатываются диетические и лечебно-профилактические виды детского питания на основе бифидо- и лактобактерий.
Недостаточно проводится работа с населением по разъяснению основ регионального питания, его структуры, мерах профилактики алиментарно-зависимых заболеваний, негативных последствиях потреблениях алкоголя.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 29-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" имеет дату 02.01.2000, а не 01.01.2000.
   ------------------------------------------------------------------

В связи с вышеизложенным, с целью усиления Госнадзора за пищевыми продуктами и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650) и Федеральным законом от 01.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 150) постановляю:

Начальникам отделов: надзора за питанием населения (Середкин И.Б.), СГМ (Бодрых А.И.), условий воспитания и обучения (Науменко Е.Л.), начальникам территориальных отделов управления:
1. Обеспечить реализацию основных направлений деятельности по надзору за продовольственным сырьем и пищевыми продуктами:
1.1. Усилить надзор за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе алкогольной продукцией, с использованием данных СГМ в тесной взаимосвязи с заболеваемостью населения.
1.2. Усилить контроль за организацией и состоянием питания детей в детских дошкольных учреждениях и школах раннего возраста.
1.3. Создать постоянно действующую информационную связь с населением по разъяснению основных принципов здорового питания, мерах профилактики алиментарно-зависимых заболеваний, негативных последствий потребления алкоголя.
1.4. Усилить взаимодействие с саморегулирующимися организациями ассоциациями, гильдиями, союзами, занимающимися производством и оборотом продовольственного сырья и пищевых продуктов, подготовкой и усовершенствованием специалистов массовых профессий по вопросам разработки технических и технологических регламентов, мониторинга качества и безопасности продукции на потребительском рынке области.
1.5. Усилить государственный санитарно-эпидемиологических надзор за соблюдением санитарного законодательства на всех этапах производства и оборота пищевых продуктов.
1.6. Используя данные заболеваемости кишечными инфекциями, связанной с употреблением некачественных пищевых продуктов, выделить эпидемиологически значимые пищевые объекты, провести их внеплановые обследования с детальной отработкой проблемных вопросов производства.
1.7. В рамках проведения социально-гигиенического мониторинга совместно с Главным управлением здравоохранения и руководителями лечебных учреждений провести анализ заболеваемости, связанной с нарушениями структуры питания и региональным дефицитом микронутриентов.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти области, местного самоуправления:
2.1. Разработать областную целевую региональную программу "Качество и безопасность пищевых продуктов" с включением раздела по профилактике дефицита микронутриентов, аналогичных программ в административных территориях.
2.2. Принять дополнительные меры по расширению ассортимента и увеличению объемов выработки пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, их включению в рационы питания организованных коллективов и населения региона.
2.3. Обязать средства массовой информации проводить разъяснительную работу по вопросам влияния питания на здоровье человека, негативных последствиях потребления алкоголя, мерах профилактики алиментарно-зависимых заболеваний.

3. Обязать организации и индивидуальных предпринимателей:
3.1. Принять меры по приведению пищевых объектов в соответствие с санитарными правилами.
3.2. Обеспечить контроль за качеством и безопасностью вырабатываемых пищевых продуктов в рамках реализации Программ производственного контроля.
3.3. Повышать уровень профессиональной подготовки работников массовых профессий, в том числе оздоровительных, дошкольных, образовательных учреждений. Принять меры к укомплектованию пищевых предприятий специалистами среднего и высшего технологического звена.

4. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" (Безгодов И.В.):
4.1. Обеспечить необходимый объем исследований пищевых продуктов, полученных из ГМО, биологически активных добавок к пище, алкогольной продукции.
4.2. Принять меры по обеспечению лабораторной базы ФГУЗ и его филиалов оборудованием, позволяющим проводить такие исследования.
4.3. Обеспечить своевременное оформление и выдачу сертификатов качества муки, хлеба и хлебобулочных, макаронных изделий.

5. О выполнении настоящего постановления доложить в Управление Роспотребнадзора с отчетами по итогам работы за 2006 год.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

П.К.КАУРОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru