Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ УФАС по Иркутской области от 24.08.2006 № 346
<О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2006 г. № 346

(извлечение)

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ рассмотрела дело № 219 от 30.07.2006 о нарушении администрацией Иркутской области и Управлением ветеринарии Иркутской области статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части необоснованного предоставления льгот нескольким хозяйствующим субъектам, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, что может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов в связи с заключением Управлением ветеринарии Иркутской области договоров:
- № 20 от 28.04.2006 с ОАО "БайкалГАЗсервис" на поставку автомобилей "Ока" и дезустановок УД-1 на сумму 1240000 рублей;
- № 19 от 30.03.2006 с ООО "Полиграфический центр "РиЭЛ" на поставку полиграфической продукции; б/н от 24.04.2006 с ООО "Губерния класс" на оказание услуг по информационному обслуживанию на 405000 рублей;
- б/н от 20.04.2006 с ООО "Фирма "Медина" на поставку лабораторного оборудования и инвентаря на сумму 2842250 рублей; б/н от 20.04.2006;
- с ООО "БЛЭСС ВИН "Иркутск" на поставку медицинского оборудования, инвентаря и препаратов на сумму 5285100 рублей -
на бесконкурсной основе на основании указаний должностного лица администрации Иркутской области - первого заместителя главы администрации Параничева Ю.В., на которого возложена обязанность по контролю за исполнением распоряжения губернатора Иркутской области № 97-ра от 20.03.2006;
в присутствии представителя Управления ветеринарии, представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и УОБАО и в отсутствие представителей администрации Иркутской области (в деле имеются данные о надлежащем уведомлении о месте и времени рассмотрения дела - отметка о получении определения представителем администрации).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области провело самостоятельное расследование по поводу заключения Управлением ветеринарии Иркутской области договоров с хозяйствующими субъектами на проведение мероприятий по профилактике высокопатогенного гриппа птиц.
20.03.2006 губернатором Иркутской области издано распоряжение № 97-ра, согласно которому в целях предотвращения завоза возбудителя высокопатогенного гриппа птиц на территорию Иркутской области и проведения профилактических мероприятий Главным финансовым управлением Иркутской области Управлению ветеринарии Иркутской области выделены денежные средства в размере 12000000 (двенадцать миллионов) рублей на оплату товаров, работ и услуг по государственным контрактам. Отчет о целевом использовании денежных средств Управление ветеринарии Иркутской области согласно распоряжению, обязано представить до 01.10.2006. Функции по контролю за исполнением распоряжения возложены на первого заместителя главы администрации Параничева Ю.В.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту имеется в виду подпункт 6 пункта 2 статьи 55, а не пункт 6 статьи 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
   ------------------------------------------------------------------

На основании указанного распоряжения Параничевым Ю.В. в адрес Управления ветеринарии Иркутской области 24.03.2006 направлено письмо, которым Управлению ветеринарии предлагалось разместить областной государственный заказ на проведение мероприятий по профилактике высокопатогенного гриппа птиц на бесконкурсной основе в соответствии с п. 6 ст. 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с возникновением потребности в услугах вследствие непреодолимой силы и нецелесообразностью применения иных способов размещения заказа, требующих затрат времени. Перечень потенциальных исполнителей государственного заказа предлагалось согласовать с Агентством по государственному заказу Иркутской области.
Во исполнение данного письма Управлением ветеринарии Иркутской области заключены следующие договоры:
- № 20 от 28.04.2006 с ОАО "БайкалГАЗсервис" на поставку автомобилей "Ока" и дезустановок УД-1 на сумму 1240000 рублей;
- № 19 от 30.03.2006 с ООО "Полиграфический центр "РиЭЛ" на поставку полиграфической продукции;
- б/н от 24.04.2006 с ООО "Губерния класс" на оказание услуг по информационному обслуживанию на 405000 рублей;
- б/н от 20.04.2006 с ООО "Фирма "Медина" на поставку лабораторного оборудования и инвентаря на сумму 2842250 рублей;
- б/н от 20.04.2006 с ООО "БЛЭСС ВИН "Иркутск" на поставку медицинского оборудования, инвентаря и препаратов на сумму 5285100 рублей.
Указанные контракты согласованы Управлением ветеринарии Иркутской области с Агентством по государственному заказу Иркутской области (письма № 390-2006 г. от 27.04.2006 и № 502-2006 г. от 12.05.2006).
В соответствии с п. 6 ст. 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
По мнению Иркутского УФАС России указанные договоры заключены с нарушением действующего законодательства в связи с отсутствием на момент их заключения чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимая сила), которые позволили бы заказчику разместить государственный заказ на бесконкурсной основе путем закупки товаров, услуг у единственного источника, на основании чего антимонопольным органом 30.06.2006 в отношении администрации Иркутской области и Управления ветеринарии Иркутской области возбуждено дело № 219 о нарушении антимонопольного законодательства.
На заседание комиссии представлены письменные пояснения Управления ветеринарии Иркутской области, из которых следует, что в России возникла угроза распространения гриппа птиц, опасного для человека. Данное явление, по мнению представителей Управления ветеринарии, нельзя квалифицировать иначе, чем непреодолимую силу и, следовательно, бесконкурсный порядок заключения договоров обусловлен срочной потребностью в определенных товарах, работах, услугах на основании п. 6 ч. 2 ст. 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Начальник Управления ветеринарии также пояснил, что на территории Иркутской области заключением Института имени Ивановского зафиксированы случаи заражения птицы птичьим гриппом, в связи с чем возникла необходимость проведения срочных профилактических мер по предотвращению эпизоотии.
Определением № 257 от 25.07.2006 рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью получения комиссией имеющих значение для принятия решения дополнительных доказательств наступления непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств) на территории Иркутской области на момент заключения договоров.
03.08.2006 Управлением ветеринарии Иркутской области представлены следующие документы, подтверждающие, по мнению Управления ветеринарии, наступление непреодолимой силы на момент заключения контрактов:
- письмо зам. директора НИИ биологии по научной работе при Иркутском государственном университете от 26.07.2006 № 19-130-13;
- доклад руководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 19.05.2006 "О прогнозе развития ситуации по гриппу птиц на территории Иркутской области в 2006 г.";
- письмо руководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 16.03.2006 № 388, адресованное губернатору Иркутской области, о профилактических мероприятиях по гриппу птиц на территории Иркутской области;
- распоряжение полномочного представителя Президента РФ в Сибирском Федеральном округе от 03.04.2006 № 19 "О создании Координационного совета при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе по предупреждению появления и распространения вируса гриппа птиц";
- постановление Законодательного собрания Иркутской области от 12.12.2005 № 17/38-ЗС "О профилактике гриппа птиц в Иркутской области";
- письмо руководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 07.03.2006 № 309, адресованное начальнику Управления ветеринарии Иркутской области;
- письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 14.03.2006 № ФС-ЕН-2/30дсп;
- протокол № 1 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Иркутской области от 04.04.2006;
- письмо директора ГУ "НИИ вирусологии им. Ивановского РАМН" о результатах обследования проб от диких и домашних птиц из Иркутской области от 24.10.2005.
По утверждению представителей Управления ветеринарии из данных документов следует, что на территории Иркутской области выявлены случаи заболевания птичьим гриппом, а соответственно возникли чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства (непреодолимая сила), которые обусловили принятие срочных мер - мероприятий по профилактике птичьего гриппа.
Комиссией Иркутского УФАС России 03.08.2006 рассмотрение дела было отложено и представленные Управлением ветеринарии документы направлены в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и УОБАО для подготовки экспертного заключения о наличии непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств), связанной с эпизоотией птичьего гриппа, на территории Иркутской области на момент заключения договоров Управлением ветеринарии Иркутской области.
На заседание комиссии 24.08.2006 Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и УОБАО в ответ на запрос антимонопольного органа представлено заключение (исх. № 15/1677 от 23.08.2006), из которого следует, что сведениями об объявлении на территории Иркутской области за прошедший период 2006 г. карантина по поводу эпизоотии, вызванной высокопатогенным вирусом гриппа птиц, Управление Россельхознадзора не располагает. Никаких официальных данных о выявлении вируса гриппа птиц на территории Иркутской области в Управление в установленном порядке не поступало.
Изложенную в указанном письме информацию подтвердил на заседании комиссии представитель Управления Россельхознадзора по Иркутской области и УОБАО, и, кроме того, пояснил, что, поскольку чрезвычайной ситуации, связанной с птичьим гриппом, на территории Иркутской области не было, экстренная необходимость проведения мероприятий по профилактике птичьего гриппа отсутствовала. Соответственно, договоры с хозяйствующими субъектами должны были заключаться в общем порядке - на конкурсной основе.
Итак, по результатам рассмотрения представленных документов, письменных и устных пояснений Управления ветеринарии Иркутской области, Управления Россельхознадзора по Иркутской области и УОБАО комиссия

установила:

В соответствии с п. 6 ст. 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования).
Таким образом, размещение заказа на бесконкурсной основе у единственного источника возможно вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств), т.е. закон подразумевает, что размещение государственного заказа у единственного источника возможно только после наступления чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств с целью их устранения. Отсутствие же необходимого количества времени для размещения заказа путем проведения конкурса связано с необходимостью принятия срочных мер для предотвращения последствий наступления непреодолимой силы.
На момент издания распоряжения и заключения договоров на территории Иркутской области эпизоотии птичьего гриппа среди домашней, синантропной и дикой водоплавающей перелетной птицы, как установлено комиссией, не зарегистрировано, а соответственно, отсутствует экстренная потребность в закупке товаров, услуг для предотвращения последствий наступления чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (выявление птичьего гриппа).
Как следует из документов, имеющихся в Иркутском УФАС России, администрацией Иркутской области определен срок принятия проведения Управлением ветеринарии Иркутской области мероприятий по профилактике высокопатогенного гриппа птиц - до 01.10.2006, т.е. Управлению ветеринарии предоставлено более 6 месяцев для принятия мер по профилактике птичьего гриппа.
Следовательно, необходимость в закупке товаров, услуг по профилактике высокопатогенного гриппа в экстренном порядке отсутствовала, поскольку, во-первых, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства (непреодолимая сила) не наступили, во-вторых, сроки для проведения мероприятий, установленные распоряжением губернатора Иркутской области и свидетельствующие об отсутствии срочности в закупке товаров, услуг, позволяли Управлению ветеринарии Иркутской области разместить государственный заказ на конкурсной основе.
Таким образом, первый заместитель губернатора Иркутской области Параничев Ю.В. превысил свои должностные полномочия, дав указания Управлению ветеринарии Иркутской области письмом от 24.03.2006 о бесконкурсном размещении государственного заказа на проведение мероприятий по профилактике высокопатогенного гриппа птиц в соответствии с п. 6 ст. 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что привело к нарушению Управлением ветеринарии Иркутской области антимонопольного законодательства.
Кроме того, согласно заключению, представленному в Иркутское УФАС России Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и УОБАО (№ 15/1677 от 23.08.2006), анализ сметы, утвержденной распоряжением губернатора Иркутской области № 97-ра, согласно которому производилась закупка товаров, свидетельствует, что выделенные бюджетные средства (12 млн. руб.) в основном направлены на обеспечение мероприятий по вакцинации поголовья домашней птицы, находящейся у населения. Фактически, основная часть средств использована на приобретение автотранспорта, холодильного оборудования, специальных противочумных костюмов "Кварц", утепленных костюмов "Иней" и т.д., что имеет косвенное отношение к комплексу профилактических мероприятий.
Также в данном заключении Управления Россельхознадзора сделан акцент на то, что сопоставление сметы, утвержденной распоряжением 97-ра от 20.03.2006, со сметой, утвержденной распоряжением администрации Иркутской области № 217-ра от 26.08.2005 "О профилактике гриппа птиц", свидетельствует, что Управлением ветеринарии Иркутской области в 2005 г. уже было закуплено 50 противочумных костюмов, 3 дезинфекционных установки на базе ГАЗ-382801, 6 УД-1 на базе автомобиля УАЗ-39094, значительное количество дезинфекционных средств. Всего произведено закупок в целях профилактики гриппа птиц на территории Иркутской области в 2005 г. на сумму 5 млн. руб.
Согласно указанному выше п. 6 ст. 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае закупки товаров, услуг у единственного источника заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации).
Согласно Положению об Агентстве по государственному заказу Иркутской области Агентство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по размещению областного государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд за счет средств областного бюджета, а следовательно, не обладает функциями по контролю в сфере размещения заказов и не имело права согласовывать Управлению ветеринарии Иркутской области контракты, заключенные с ОАО "БайкалГАЗсервис", ООО "Полиграфический центр "РиЭЛ", ООО "Фирма "Медина", ООО "БЛЭСС ВИН "Иркутск".
Таким образом, Управлением ветеринарии Иркутской области, кроме того, нарушен порядок заключения государственных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в связи с неуведомлением в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
Заключение Управлением ветеринарии Иркутской области договоров:
- № 20 от 28.04.2006 с ОАО "БайкалГАЗсервис" на поставку автомобилей "Ока" и дезустановок УД-1 на сумму 1240000 рублей;
- № 19 от 30.03.2006 с ООО "Полиграфический центр "РиЭЛ" на поставку полиграфической продукции; б/н от 24.04.2006 с ООО "Губерния класс" на оказание услуг по информационному обслуживанию на 405000 рублей;
- б/н от 20.04.2006 с ООО "Фирма "Медина" на поставку лабораторного оборудования и инвентаря на сумму 2842250 рублей; б/н от 20.04.2006;
- с ООО "БЛЭСС ВИН "Иркутск" на поставку медицинского оборудования, инвентаря и препаратов на сумму 5285100 рублей -
на бесконкурсной основе на основании указаний должностного лица администрации Иркутской области - первого заместителя главы администрации Параничева Ю.В., на которого возложена обязанность по контролю за исполнением распоряжения губернатора Иркутской области № 97-ра от 20.03.2006, противоречит федеральному законодательству и содержит признаки нарушения ст. 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части необоснованного предоставления льгот нескольким хозяйствующим субъектам, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, что может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.26 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, комиссия

решила:

1. Признать Управление ветеринарии Иркутской области нарушившим ст. 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части необоснованного предоставления льгот нескольким хозяйствующим субъектам, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, что может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов в связи с заключением Управлением ветеринарии Иркутской области договоров:
- № 20 от 28.04.2006 с ОАО "БайкалГАЗсервис" на поставку автомобилей "Ока" и дезустановок УД-1 на сумму 1240000 рублей;
- № 19 от 30.03.2006 с ООО "Полиграфический центр "РиЭЛ" на поставку полиграфической продукции; б/н от 24.04.2006 с ООО "Губерния класс" на оказание услуг по информационному обслуживанию на 405000 рублей;
- б/н от 20.04.2006 с ООО "Фирма "Медина" на поставку лабораторного оборудования и инвентаря на сумму 2842250 рублей; б/н от 20.04.2006;
- с ООО "БЛЭСС ВИН "Иркутск" на поставку медицинского оборудования, инвентаря и препаратов на сумму 5285100 рублей -
на бесконкурсной основе на основании указаний должностного лица администрации Иркутской области - первого заместителя главы администрации Параничева Ю.В., на которого возложена обязанность по контролю за исполнением распоряжения губернатора Иркутской области № 97-ра от 20.03.2006.
2. Направить письмо губернатору Иркутской области о проведении проверки и привлечении к ответственности должностного лица - первого заместителя губернатора Иркутской области Параничева Ю.В. по факту направления в адрес Управления ветеринарии Иркутской области письма с предложением о бесконкурсном порядке заключения договоров с хозяйствующими субъектами, что привело к нарушению антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела в прокуратуру Иркутской области и ГУВД Иркутской области для решения вопроса о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения (ст. 28 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru