РЕШЕНИЕ Думы г. Иркутска от 27.03.2006 № 004-20-230311/6
"О КОНЦЕПЦИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ И КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ Г. ИРКУТСКА НА 2006 - 2007 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска", 2006, I квартал, часть 3, ст. 244;
"Иркутск", № 13, 10.04.2006
ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ И КОММУНАЛЬНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЕ Г. ИРКУТСКА НА 2006 - 2007 ГОДЫ
Принято на 23 заседании
городской Думы 4-го созыва 23 марта 2006 года
В целях повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства г. Иркутска, организации содержания муниципального жилищного фонда, организации надлежащего электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, сбора, вывоза бытовых отходов, руководствуясь ст. 14, разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 16, 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 31, 32 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4, Дума г. Иркутска решила:
1. Утвердить Концепцию преобразований в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре г. Иркутска на 2006 - 2007 годы (Приложение № 1).
2. Администрации г. Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.
Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
27 марта 2006 года
№ 004-20-230311/6
Приложение № 1
к решению
Думы города Иркутска
от 27 марта 2006 года
№ 004-20-230311/6
КОНЦЕПЦИЯ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ И КОММУНАЛЬНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЕ Г. ИРКУТСКА НА 2006 - 2007 ГОДЫ
I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Кардинальное решение проблем в жилищно-коммунальной сфере города является составной частью единого комплекса мер по повышению качества жизни населения и осуществлению основных направлений государственной национальной политики.
Концепция преобразований в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре г. Иркутска на 2006 - 2007 годы (далее - Концепция) направлена на комплексное развитие жилищно-коммунальной отрасли. Учитывая динамику формирования отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оптимальным периодом действия настоящей Концепции определен период с 2006 г. по 2007 г., в течение которого реализуются основные концептуальные направления развития жилищной сферы и коммунальной инфраструктуры города, включающие в себя следующие вопросы:
- оптимизация управления жилищным фондом в городе Иркутске;
- создание условий для реального улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, основанных на добросовестной конкуренции и договорных отношениях;
- формирование программ ремонта, реконструкции жилья, модернизации коммунальной инфраструктуры;
- формирование условий, обеспечивающих доступность жилья для населения.
II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЖИЛИЩНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. ИРКУТСКА
2.1. Характеристика жилищного фонда г. Иркутска
По состоянию на 01.01.2006 в Октябрьском, Свердловском, Ленинском и Правобережном административных округах г. Иркутска зарегистрировано 27 муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства (МУП ЖХ), в т.ч. в:
- Свердловском округе - 6 МУП ЖХ, 1 аварийно-диспетчерская служба;
- Правобережном округе - 6 МУП ЖХ, 1 аварийно-ремонтное предприятие;
- Октябрьском округе - 9 действующих МУП ЖХ, 1 МУП ЖХ в стадии ликвидации, 1 аварийно-ремонтное предприятие;
- Ленинском округе - 2 МУП ЖХ, ООО "Сетевая компания "Иркут".
Общая площадь обслуживаемого жилищного фонда составляет 7747,35 тыс. кв.м, в т.ч.:
- в Свердловском округе - 2564,71 тыс. кв.м (33,2%);
- в Правобережном округе - 1200,98 тыс. кв.м (15,5%);
- в Октябрьском округе - 1957,96 тыс. кв.м (25,3%);
- в Ленинском округе - 2023,7 тыс. кв.м (26,0%).
Состояние жилищного фонда г. Иркутска характеризуется данными табл. 1.
Таблица 1
СВЕДЕНИЯ
о жилищном фонде г. Иркутска на 01.01.2005 <1>
--------------------------T----------T-------¬
¦ Показатель ¦Количество¦ % ¦
+-------------------------+----------+-------+
¦1. Количество домов, шт. ¦ 5585¦ 100%¦
+-------------------------+----------+-------+
¦В том числе со степенью¦ ¦ ¦
¦износа: ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+-------+
¦- от 0 до 60% ¦ 3656¦ 65,4%¦
+-------------------------+----------+-------+
¦- от 60 до 80% ¦ 714¦ 12,8%¦
+-------------------------+----------+-------+
¦- от 81 до 100% ¦ 1215¦ 21,8%¦
+-------------------------+----------+-------+
¦2. Количество квартир ¦ 160630¦ 100%¦
+-------------------------+----------+-------+
¦3. Количество ¦ 99275¦ 61,8%¦
¦приватизированных квартир¦ ¦ ¦
L-------------------------+----------+--------
--------------------------------
<1> По данным отдела жилищного хозяйства Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Комитета по городскому обустройству администрации г. Иркутска (сведения о жилищном фонде - жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию "Город Иркутск", без учета жилищного фонда ТСЖ и ЖСК).
В г. Иркутске после провозглашения реформы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) решались только локальные задачи, отодвигая болезненные, но в то же время неизбежные процессы, связанные с изменением структуры управления. Тех целей, которые ставит реформа, невозможно достичь с действующей структурой, нужно в первую очередь пересматривать структуру управления ЖКХ.
С введением в действие Жилищного кодекса РФ попытки сохранить старые методы управления в современной, совершенно иной среде могут привести к возникновению ряда противоречий, в том числе правового характера.
2.2. Анализ структуры управления жилищным хозяйством г. Иркутска
Городская система управления жилищным хозяйством (далее - ЖХ) за последнее десятилетие претерпевала неоднократные изменения. В настоящее время структура управления городским жилищным хозяйством не отвечает современным условиям. В приложении № 1 к Концепции на рис. 1 представлена существующая структура управления городским жилищным хозяйством.
Взаимоотношения субъектов в соответствии с действующей структурой управления ЖХ строятся следующим образом:
- основные полномочия в сфере управления ЖХ возложены на Комитеты по управлению округами администрации г. Иркутска (далее - КУО), они являются учредителями муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства (далее - МУП ЖХ);
- деятельность МУП ЖХ регламентируется в соответствии с уставами МУП ЖХ и заключенными договорами на техническое обслуживание жилищного фонда;
- муниципальный жилищный фонд, ранее находившийся в хозяйственном ведении МУП ЖХ, передан в муниципальную казну (как совокупность жилых помещений);
- взаимоотношения с другими собственниками жилищного фонда не урегулированы (согласно новому ЖК РФ собственники в многоквартирных домах сами должны принимать решение о выборе способа управления);
- не формализованы отношения между Комитетом по городскому обустройству администрации г. Иркутска (далее - КГО) и КУО;
- между МУП ЖХ и поставщиками коммунальных услуг заключены договоры на тепло-, водоснабжение, вывоз ТБО и т.д.
В 2005 году в г. Иркутске начался процесс создания новых организаций (ООО, ЗАО), осуществляющих деятельность по содержанию и ремонту многоквартирных домов. В настоящее время МУП ЖХ с субъектами малого предпринимательства заключили 86 договоров на техническое обслуживание 5180 тыс. кв.м жилья (74,5% от общей площади обслуживаемого жилого фонда).
Однако, несмотря на наличие договорных отношений между хозяйствующими субъектами по оказанию услуг в сфере ЖКХ, вызывает сомнения объективность оценки объемов и качества данных услуг. Социологические исследования <2> показывают, что частично и полностью оказанием услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда удовлетворены около трети опрошенных жителей г. Иркутска, соответственно не удовлетворены 66% респондентов.
--------------------------------
<2> Данные отчета по результатам комплексного социологического исследования оценки готовности жителей городов Иркутска и Ангарска и сотрудников организаций ЖКХ к эффективному взаимодействию в рамках нового Жилищного кодекса РФ, проведенного под руководством д.п.н., проф. А.Д.Карнышева, 2005 г.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусматривается прямое участие в процессе содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома собственников данного имущества. Однако анализ сложившихся взаимоотношений в жилищной сфере показал, что собственники жилья фактически не участвуют в данном процессе. Это обстоятельство подтверждается и тем, что 74,4% участников социологического опроса в 2005 году выразили желание владеть информацией о характере расходов на услуги ЖКХ из уплачиваемой ими квартплаты.
Сегодня отсутствует заинтересованность МУП ЖХ (ЖЭУ, ДЭЗ, РЭУ) в результатах своей финансовой и хозяйственной деятельности, что приводит к нерациональному управлению финансовыми ресурсами, непрозрачности финансовых потоков и отсутствию отчетности перед потребителями.
Проведенный финансовый анализ МУП ЖХ с 01.01.2005 по 01.10.2005 позволил сделать вывод, что:
- экономический потенциал данных организаций снижается;
- непокрытые убытки в динамике возрастают;
- собственный капитал занимает незначительный удельный вес в авансированном капитале, что свидетельствует о финансовой зависимости;
- МУП ЖХ неплатежеспособны и имеют трудности с выполнением своих договорных обязательств.
Отсутствие заинтересованности МУП ЖХ в эффективных результатах своей финансово-хозяйственной деятельности породило ситуацию частичной или полной потери управляемости в вопросах качества услуг, предоставляемых в сфере ЖКХ, ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, нерационального использования финансовых средств в жилищной сфере.
Соответственно, можно сделать вывод о необходимости создания системы управления ЖКХ, между субъектами которой отношения будут строиться на договорной основе. В первую очередь это касается услуг по управлению многоквартирными домами с участием в этом процессе собственников жилья. Данный вывод также основывается на результатах социологического исследования, из которого видно, что 43,3% опрошенных предпочли договор управления со специализированной организацией и менее трети - непосредственное управление домом со стороны собственников. Указанная статистика свидетельствует о стремлении большей части иркутян поручить управление домами квалифицированным службам.
Для формирования системы управления многоквартирными домами в соответствии с рыночными принципами необходимо учитывать соблюдение законных прав, интересов и обязанностей собственников жилья, а также экономическую и социальную целесообразность.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Стратегической целью реализации Концепции является обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан, повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения города.
Исходя из анализа ситуации, сложившейся в системе ЖКХ города, предусматривается выделение в рамках стратегической цели следующих задач Концепции:
- изменение структуры управления отраслью;
- обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг;
- формирование рыночных механизмов функционирования отрасли и условий для привлечения инвестиций;
- создание условий для формирования в городе Иркутске доступного рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг;
- формирование политики реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального назначения, энергоресурсосбережения.
IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
4.1. Правовое обеспечение Концепции
Правовой основой реализации Концепции являются законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Иркутской области, а также нормативные правовые акты органов городского самоуправления г. Иркутска.
Правовое обеспечение Концепции на уровне органов городского самоуправления г. Иркутска осуществляется по следующим направлениям:
- ревизия действующих нормативных правовых актов органов городского самоуправления г. Иркутска с целью приведения их в соответствие с федеральным и областным законодательством;
- подготовка новых муниципальных нормативных правовых актов в целях развития жилищной сферы и коммунальной инфраструктуры города в соответствии с современными правовыми, экономическими и социальными условиями.
4.2. Информационное обеспечение Концепции
Информационное обеспечение Концепции предусматривает следующие задачи:
- информирование населения о ходе реализации Концепции;
- создание информационного пространства для населения о деятельности управляющих организаций на территории г. Иркутска;
- создание механизма обратной связи с населением города при проведении преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
4.3. Кадровое обеспечение Концепции
Кадровое обеспечение предусматривает реализацию следующих задач:
- привлечение в сферу ЖКХ высококвалифицированного управленческого персонала;
- содействие подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров в жилищно-коммунальной сфере;
- создание механизма проведения мониторинга управленческого кадрового потенциала жилищно-коммунальной сферы города;
- формирование кадрового резерва управленцев.
4.4. Организационное обеспечение Концепции
Организационное обеспечение Концепции предусматривает реализацию следующих задач:
- анализ состояния имущественного комплекса ЖКХ города и определение принципов эффективного управления его муниципальной составляющей;
- обеспечение надлежащей организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, сбора, вывоза бытовых отходов на территории города Иркутска;
- обеспечение благоприятных условий для реализации собственниками жилых помещений в многоквартирных домах права выбора способа управления многоквартирным домом, деятельности товариществ собственников жилья, управляющих организаций;
- создание условий для развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере.
4.5. Для достижения целей Концепции предлагается формирование модели развития жилищно-коммунальных отношений на современном этапе социально-экономического развития городской инфраструктуры в соответствии с приложением № 2 к Концепции (рис. 2).
Сегодня совершенно очевиден положительный экономический и технологический эффект от разделения функций заказчика и подрядчика, функций технического надзора и эксплуатации. Однако процесс разделения функций далеко не сиюминутный, требующий некоторого времени и определенных усилий. Поэтому предлагаемый механизм смены модели управления является не революционным, а эволюционным. Это позволит при смене модели избежать излишней социальной напряженности и сделать переход к новой модели управления максимально безболезненным.
4.6. Основные направления по формированию условий, обеспечивающих доступность жилья для населения
Основные направления по формированию условий, обеспечивающих доступность жилья для населения, включают в себя решение следующих задач:
1. Определение различных механизмов удовлетворения жилищных потребностей населения в рамках национального проекта "Доступное жилье".
2. Создание условий для строительства энергоэффективного жилищного фонда.
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Реализация настоящей Концепции проводится в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области и органов городского самоуправления г. Иркутска.
5.2. Материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий Концепции заключается в реализации комплекса мероприятий, предусмотренных на каждый финансовый год в рамках бюджета г. Иркутска.
Первый заместитель главы администрации -
председатель Комитета по городскому обустройству
О.И.ШАНДРУК
Заместитель председателя Комитета -
начальник Экономического управления
Комитета по городскому обустройству
С.В.ЩЕПИНА
Приложение № 1
к Приложению № 1
к решению
Думы г. Иркутска
от 27 марта 2006 года
№ 004-20-230311/6
-----------------------------------¬
¦ Администрация города Иркутска ¦
+----------------------------------+
¦Комитет по городскому обустройству¦
L-T------------------------T--------
------T-------------------------------------------¬
¦1--- ¦Функциональное подчинение ¦
+-----+-------------------------------------------+
¦2----¦Договор на техническое обслуживание ¦
+-----+-------------------------------------------+
¦3....¦Договор на содержание и ремонт ЖФ ¦
+-----+-------------------------------------------+
¦4-..-¦Договор на оказание специализированных и ¦
¦ ¦коммунальных услуг ¦
+-----+-------------------------------------------+
¦5-.-.¦Договорные отношения с собственниками жилья¦
L-----+--------------------------------------------
Рис. 1. Существующая структура управления ЖКХ
Приложение № 2
к Приложению № 1
к решению
Думы г. Иркутска
от 27 марта 2006 года
№ 004-20-230311/6
------------------------------¬
¦Администрация города Иркутска¦
+-----------------------------+
¦ Комитет по ЖКХ ¦
L---------T------T-------------
--T------------------------------------------¬
¦1¦Договор об управлении долей муниципального¦
¦ ¦имущества в многоквартирном доме ¦
+-+------------------------------------------+
¦2¦Функциональное подчинение ¦
+-+------------------------------------------+
¦3¦Договор на содержание и ремонт ЖФ ¦
+-+------------------------------------------+
¦4¦Договор на оказание специализированных ¦
¦ ¦коммунальных услуг ¦
+-+------------------------------------------+
¦5¦Договорные отношения с собственниками ¦
¦ ¦жилья ¦
L-+-------------------------------------------