Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ УФАС по Иркутской области от 24.03.2006 № 43
<О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2006 г. № 43

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 89, возбужденного в отношении МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" (г. Иркутск, ул. Станиславского, 2) по признакам нарушения ст. 5 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",

установила:

в Иркутское УФАС России обратилось с заявлением ТСЖ "Мой дом" на незаконные действия МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" по необоснованному отказу в согласовании землеустроительного дела в связи с наличием задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, необходимости заключения соглашения о взаимных обязательствах, а также взимании оплаты за согласование землеустроительных дел и необоснованному созданию преимуществ в размере такой оплаты по сравнению с муниципальными организациями.
ТСЖ "Мой дом" является некоммерческой организацией, но согласно представленным договорам для достижения уставных целей в соответствии с действующим законодательством осуществляет предпринимательскую деятельность в виде возмездного оказания услуг.
Согласно заявлению установлено, что ТСЖ "Мой дом" для оформления прав собственности на земельные участки, расположенные под жилыми домами, входящими в состав товарищества, инициировало проведение межевания земельных участков. После формирования землеустроительных дел и определения собственников граничащих участков Земельным комитетом администрации г. Иркутска предложено товариществу провести согласование землеустроительных дел с МУП "ПУ ВКХ" как с лицом, права которого могут быть затронуты, поскольку по земельным участкам проходят принадлежащие этой организации сети.
По данному заявлению проведена проверка, направлены запросы в администрацию г. Иркутска и МУП "ПУ ВКХ".
В связи с обнаружением достаточных данных, свидетельствующих о нарушении МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" требований антимонопольного законодательства, Управлением возбуждено дело.
Согласно представленным пояснениям, письмо исх. № 150 от 06.02.2006 МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" согласовывает землеустроительные дела, если на земельном участке расположены сети предприятия, при условии внесения оплаты в установленном предприятием размере и заключения соглашения о взаимных обязательствах.
В связи с этим директором предприятия утверждена калькуляция № 10/2 от 01.06.2005 на выдачу согласования землеустроительных дел, в соответствии с которой для юридических лиц за проведение работ по согласованию землеустроительного дела установлена оплата в размере 2093,45 рублей, а для частных лиц - в размере 1526,87 рублей, для бюджетных учреждений такие работы проводятся бесплатно.
Как указано в пояснениях, согласование предприятием землеустроительного дела включает в себя следующие работы: изучение документации, представленной юридическим или частным лицом, подготовку геодезистами технического дела к проверке, проверку специалистами абонентского отдела наличие договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, задолженности по платежам, работы с инженерами сетей водопровода и канализации по инвентаризации сетей, расположенных на данном земельном участке, а также подготовка соглашения о взаимных обязательствах, после подписания которого согласовывается землеустроительное дело.
Комиссией установлено, что приказом директора МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" № 57а от 25.05.2005 утвержден перечень документов, необходимых для рассмотрения землеустроительных дел, в частности заявитель должен представить: землеустроительное дело в 2-х экз.; топографическую съемку участка в масштабе 1:500 со всеми существующими наземными и подземными коммуникациями и сооружениями и нанесенными границами земельного участка с номерами углов. После представления вышеуказанных документов определяется, присоединен ли объект, расположенный на земельном участке, к сетям водопровода и канализации и является ли заказчик абонентом предприятия, если объект присоединен к системе водоснабжения и канализации, а договор не заключен, то заказчику необходимо заключить с управлением МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" договор на отпуск воды и прием сточных вод. Затем устанавливается балансовая принадлежность сетей, если сети находятся на балансе, либо предполагается их сдача на баланс МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства", составляется и подписывается соглашение о взаимных обязательствах по соблюдению санитарно-охранных зон трубопроводов. При этом заказчик должен дополнительно представить учредительные документы.
Таким образом, комиссией установлено, что МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" при согласовании землеустроительных дел ставит в зависимость их согласование от наличия заключенного договора на водоснабжение и водоотведение, отсутствие задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, а также необходимости заключения соглашения о взаимных обязательствах и осуществления соответствующей оплаты.
По запросу антимонопольного органа МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" представлены пояснения о том, что в 2005 г. согласовано 91 землеустроительное дело, одновременно представлен перечень лиц, обратившихся за согласованием, информация о заключенных соглашениях о взаимных обязательствах и размер оплаты, произведенной этими лицами за согласование землеустроительных дел.
В ходе анализа представленных сведений и документов комиссией установлено, что требование о заключении соглашения о взаимных обязательствах при согласовании землеустроительных дел МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" применялось на протяжении всего 2005 г., т.е. в том числе до издания приказа директора № 57а от 25.05.2005, причем это требование применялось не ко всем заказчикам, обратившимся за согласованием землеустроительных дел. Так, согласно представленным МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" пояснениям исх. № 457 от 23.03.2006 и приложенным документам, следует, что при согласовании землеустроительных дел ЗАО "Компания "Рубис уголь", ЗАО "Иркутскнефтепродукт", ООО "АМДК "М", ЗАО "Иркутскзверопром", ОАО "Швейная фирма "ВиД", ООО "Стекс", ООО "ВиД Дю Шарм", ЗАО "Авантаж", ЗАО "Гранд", ООО "Сленд", ИП Филимонова М.В., ТСЖ "Дом", ОАО "ИркутскгипродорНИИ", ООО "Адмирал Колчак", ОАО "Российские железные дороги", ООО "Техностройснаб", ЗАРО "Соната", ОАО "АКБ "Радиан", ООО "Дело-Табак", гаражно-строительный кооператив "Знаменский № 95", ЗАО "Кадастрсъемка", ЗАО "ИМАКО", ООО "Кристалл", ООО "Тексас" соглашения о взаимных обязательствах не заключались.
Требование об оплате услуг по согласованию землеустроительного дела также предприятием применялось не ко всем хозяйствующим субъектам. Так, предприятием представлены сведения о том, что землеустроительные дела ООО "День", ЗАО "Иркутское жилищное строительство" и ОАО "Российские железные дороги" после 01.06.2005 согласовывались без взимания установленной калькуляцией № 10/2 от 01.06.2005 оплаты.
Для принятия законного и обоснованного решения к рассмотрению дела привлечен собственник унитарного предприятия - администрация г. Иркутска.
В своих письменных пояснениях исх. № 405-70-387/6 от 22.03.2006 администрация муниципального образования подтверждает законность требований о согласовании границ земельных участков с МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства", по которым проходят сети предприятия.
В то же время представители администрации на заседании комиссии пояснили, что размер оплаты за согласование землеустроительных дел установлен предприятием в нарушение действующего законодательства без согласования с органом местного самоуправления.
Согласно представленным по просьбе антимонопольного органа разъяснениям Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Иркутской области исх. № 278 от 03.03.2006, при межевании объектов землеустройства согласно Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003, до начала работ не позднее чем за 7 дней необходимо известить о проведении работ лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, органы местного самоуправления). Сведениями о нормативных актах, регламентирующих вопросы платности работ по согласованию и стоимости согласования землеустроительных дел, а также стоимости информации от учреждений и организаций о наличии на территории земельного участка инженерных коммуникаций и их охранных, санитарно-защитных и иных зон, Управление не располагает.
Рассмотрев представленные документы и пояснения, комиссия пришла к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ № 78-ФЗ от 18.06.2001 "О землеустройстве" под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, при этом объектами землеустройства в том числе признаются земельные участки. В статье 15 этого же Закона установлено, что при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства.
Межевание объектов землеустройства в соответствии со ст. 17 указанного Закона представляет собой работы по установлению границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Пунктом 10 постановления Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства" определено, что при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность - при проведении межевания земельных участков обеспечить защиту законных прав смежных землепользователей.
В ходе заседания комиссии представители МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" и ТСЖ "Мой дом" подтвердили, что по земельному участку, по которому товарищество обратилось за согласованием, проходят сети водоснабжения, следовательно, предъявляемое к товариществу требование о согласовании границ земельного участка с предприятием обоснованно. Однако взимание за это оплаты, по мнению представителя товарищества, необоснованно.
По мнению комиссии, доводы товарищества правомерны и взимание оплаты за согласование землеустроительного дела необоснованно, т.к. такое согласование не может рассматриваться как услуга, поскольку его целью, прежде всего, является защита интересов самого предприятия.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В то же время ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" как унитарное предприятие, владеющее, пользующееся и распоряжающееся имуществом на праве хозяйственного ведения, обязано нести бремя по его содержанию.
В ходе проведения межевания земельного участка инициатор землеустроительных работ должен выполнить предусмотренную действующим законодательством обязанность - привлечь к участию в таких работах всех лиц, чьи права могут быть затронуты, т.е. определить собственников смежных участков и согласовать с ними границы, выявить наличие обременений и зафиксировать их. При этом такие работы проводятся в равной степени в интересах всех лиц, т.к. в данном случае позволяют товариществу надлежаще оформить права собственности на занимаемый земельный участок, а МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" зафиксировать обременения на земельном участке товарищества под существующие сети водопровода и канализации и внести соответствующие сведения в земельный кадастр.
Следовательно, положения гражданского законодательства, регулирующие отношения возмездного оказания услуг, в данном случае не применимы, т.к. согласование землеустроительного дела с собственником сетей в такой ситуации является для ТСЖ "Мой дом" обязанностью, а не свободным волеизъявлением.
Иркутским УФАС России установлено, что МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" в географических границах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения с долей 100%, соответственно является единственным хозяйствующим субъектом, обладающим исключительными правами на сведения, техническую и проектную документацию, на находящиеся в ведении предприятия сети.
Статьей 10 ГК РФ установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, а также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.
В соответствии со ст. 5 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Таким образом, МУП "ПУ ВКХ", используя свое доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения и исключительные права на документацию, на находящиеся в ведении предприятия сети, необоснованно требует от ТСЖ "Мой дом" осуществления оплаты за согласование землеустроительного дела, навязывает заключение соглашения о взаимных обязательствах, не относящегося к согласованию землеустроительного дела, необоснованно требует при согласовании землеустроительного дела наличия договора на водоснабжение и водоотведение и отсутствие задолженности за потребленные услуги по водоснабжению и водоотведению, в связи с чем необоснованно отказывает в согласовании землеустроительного дела по межеванию земельного участка, что приводит к ущемлению интересов товарищества.
Требования МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" при согласовании землеустроительного дела о наличии договора на водоснабжение и водоотведение и отсутствие задолженности за потребленные услуги по водоснабжению и водоотведению необоснованны, поскольку не имеют прямого отношения к согласованию границ земельных участков, и при наличии по этим вопросам спора должны решаться в соответствии с действующим законодательством - в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 5, 27 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", пп. 2.26 - 2.31 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. Приказом ФАС РФ № 12 от 02.02.2005, комиссия

решила:

1. Признать МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" нарушившим ст. 5 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившим в необоснованном требовании от ТСЖ "Мой дом" осуществления оплаты за согласование землеустроительного дела, навязывании заключения соглашения о взаимных обязательствах, не относящегося к согласованию землеустроительного дела, необоснованного требования при согласовании землеустроительного дела наличия договора на водоснабжение и водоотведение и отсутствие задолженности за потребленные услуги по водоснабжению и водоотведению, в связи с чем необоснованно отказывает в согласовании землеустроительного дела по межеванию земельного участка, что приводит к ущемлению интересов товарищества.
2. Выдать МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru